Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе знакомства с русскими народными сказками.

  • 31 страница
  • 15 источников
  • Добавлена 15.01.2011
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1.Значение эстетического воспитания в развитии личности детей дошкольного возраста
2.Воспитательное значение русских народных сказок
3.Использование русских народных сказок и в воспитательно – образовательной работе с детьми
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет.  Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.Использование русских народных сказок и в воспитательно – образовательной работе с детьмиРабота  с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.Особенности работы со сказкой на примере занятия "Путешествие в сказку".Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.Цель - создать комфорт и заинтересованность.Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), идет вовлечение ребенка в действие, в игру. Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.Далее рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой.Моделирование сказок Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.Предлагается использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.), пиктографические изображения.Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.Выразительные движенияГлавной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.Проблемные ситуации Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:- Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).- Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").- Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц".Русская народная сказка).Творческие заданияМогут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".- Рассказать знакомую сказку по кругу.- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.- Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).- Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).- Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).- Разыгрывание придуманных сказок.- Могут быть и другие творческие заданияСказки, но по-новомуДети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествамиКолобок   -   добрый - волкЛиса   -  хитрая  - колобокСказки о бытовых предметахНачалом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.Реальное начало- сказочное продолжениеУзнай сказку по песенке героев- Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь") - Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога") - Козлятушки, ребятушки! - Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")Продолжи сказкуВместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.От точек - к сказкеТочка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.Нарисуй сказкуДети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).Игровые заданияПри выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей.- Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.- "Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:Раз, два, три,Горшочек, вари!"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаем говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).Кашу помешивают (все идут по кругу)Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).Раз, два, три,Горшочек, не вари!Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданийИскренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Привлекайте к оценке самого ребенка:- Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось? - Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. - Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. - Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения. - Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. - Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций. - Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине. - Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр). Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А.Н.Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Главное назначение искусства – духовно, нравственно и эстетически обогащать человека. По характеру своего воздействия на психику, интеллект искусство, в том числе и литература, является особым фактором развития личности ребенка. К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги. Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом. Эффективность и доступность целенаправленного использования сказки в образовательном процессе обусловлена рядом факторов. Среди них возможность обращения к накопленному социально-культурному опыту, учет возрастных особенностей ребенка, создание у ребенка чувства психологической защищенности. Сказка вводит ребенка в определенные воображаемые ситуации и заставляет пережить вместе с героями не только ситуации, но и ощутить чувства героев. Сказка, по мнению исследователя И.А.Ильина «есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния». Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.В дошкольном образовательном учреждении сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки.Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.  ЗаключениеПроблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что знакомство с русскими народными сказками является одним из основных средств эстетического воспитания. Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности. Обеспечение программы воспитания и обучениязнакомству с русскими народными сказками, создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Список использованной литературы1. Детская литература // А.А. Сафонова. Воспитание сказкой. 2009, №8.2. Дети и народные традиции. Материалы Пятых Виноградовских чтений. Часть II. Челябинск, 2008.3. Дошкольное воспитание // Дорофеева М.С. Сказочная ярмарка: развлечения для детей дошкольного возраста. 2001, №5.4. Дошкольное воспитание // Н.О. Зурабова. Разыгрываем сказку. 2001, №2.5. Дошкольное воспитание // Н.И. Зурабова, Игровые занятия по сказкам. №3, 2006 г.6. Домашняя школьная библиотека // А.Л. Житких, Воспитание сказкой детей дошкольного возраста. №4, 5. 2005 г.7. Домашняя школьная библиотека // О.И. Черновицкая, Развивающие сказки. №1, 2005 г.8. Дошкольное воспитание // Н.Н. Гойко. Сказка учит находить общий язык. 2003, №9.9. Домашнее воспитание // Реньева И.О. Как мы с Мишей читаем русские сказки. 2003, №4.10. Дошкольное воспитание // Короткова Н.М. Художественная литература в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. 2001, №9.11. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Дошкольное воспитание. М., 2007.12. Зуева Г.В. Волшебная сказка. М., 2009.13. Литвин Э.С. Русская народная сказка для детей дошкольного возраста. СПб., 2009.14. Народная педагогика - основа воспитания подрастающего поколения. Уфа, 2008.15. Мелетинский Е.М. Герои волшебных сказок. М., 2010.

Список использованной литературы
1. Детская литература // А.А. Сафонова. Воспитание сказкой. 2009, №8.
2. Дети и народные традиции. Материалы Пятых Виноградовских чтений. Часть II. Челябинск, 2008.
3. Дошкольное воспитание // Дорофеева М.С. Сказочная ярмарка: развлечения для детей дошкольного возраста. 2001, №5.
4. Дошкольное воспитание // Н.О. Зурабова. Разыгрываем сказку. 2001, №2.
5. Дошкольное воспитание // Н.И. Зурабова, Игровые занятия по сказкам. №3, 2006 г.
6. Домашняя школьная библиотека // А.Л. Житких, Воспитание сказкой детей дошкольного возраста. №4, 5. 2005 г.
7. Домашняя школьная библиотека // О.И. Черновицкая, Развивающие сказки. №1, 2005 г.
8. Дошкольное воспитание // Н.Н. Гойко. Сказка учит находить общий язык. 2003, №9.
9. Домашнее воспитание // Реньева И.О. Как мы с Мишей читаем русские сказки. 2003, №4.
10. Дошкольное воспитание // Короткова Н.М. Художественная литература в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. 2001, №9.
11. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Дошкольное воспитание. М., 2007.
12. Зуева Г.В. Волшебная сказка. М., 2009.
13. Литвин Э.С. Русская народная сказка для детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
14. Народная педагогика - основа воспитания подрастающего поколения. Уфа, 2008.
15. Мелетинский Е.М. Герои волшебных сказок. М., 2010.

Опубликовано

Тему. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изобразительного искусства и возможности приобщения детей дошкольного возраста к живописи

1.1 Концепции искусства. Виды, жанры искусства

1.2 Исторический аспект восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста

1.3 Проблема ознакомления детей дошкольного возраста в современных беларуси, педагогической и психологической литературы

Глава 2. Организация педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

2.1 Задачи и содержание ознакомления детей дошкольного возраста с живописью

2.2 Методы ознакомления старших дошкольников с живописью

2.3 Формы работы с детьми

Глава 3. Исследования на уровне восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста

3.1 Констатирующего эксперимента. Диагностика восприятия живописи у дошкольников 5-6 лет

3.2 формирующий эксперимент. Проведение коррекционно-воспитательной работы

3.3 контрольный эксперимент. Анализ эффективности проведения коррекционно-воспитательной работы

Выводы

библиография

Приложение

Введение

Живопись учит смотреть и видеть.

Благодаря этому живопись сохраняет

живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети.

А. А. Блок

Воспитывать благородные, морально, человека без красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая стимулирует творческую активность, оказывает положительное влияние на здоровье. Но чтобы все это испытать, ребенок должен видеть красоту, а, получив его, так как невоспринятая красота сама по себе ничего не даст. Может быть как ни стоять, например, перед произведением искусства, и ничего не видеть и не чувствовать. Чтобы этого не произошло, мы должны с первых дней жизни ребенка, обнаружить в нем чувство восприятия красоты. Но для этого мы должны быть в состоянии, чтобы замечать красоту, быть способными ее чувствовать, эмоционально переживать. Ребенок через нас, взрослых, постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Более того, мы способны на это, тем более в состоянии ребенка. До семи лет дети особенно чувствительны. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Поэтому, с первых дней жизни должен быть окружен детьми, красивые картинки.

Узнать стоимость работы