Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Первые нравственные уроки в поэзии А. Барто и Л.Чуковского.

  • 34 страницы
  • 30 источников
  • Добавлена 29.05.2011
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
1.Значение нравственного воспитания в развитии личности ребенка
2. Поэзия А. Барто и К. И. Чуковского
3. Использование поэзии А. Барто
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Цитаты из стихотворений К. И. Чуковского известны многим поколениям людей не только в России, но и всего мира. Например, такие как:У меня зазвонил телефон.— Кто говорит?— Слон.— Откуда?— От верблюда… (Телефон)…Надо, надо умыватьсяПо утрам и вечерам,А нечистым трубочистам —Стыд и срам! Стыд и срам!.. (Мойдодыр).Маленькие дети! Ни за что на светеНе ходите, дети, в Африку гулять!В Африке акулы, в Африке гориллы,В Африке большие злые крокодилыБудут вас кусать, бить и обижать, —Не ходите, дети, в Африку гулять!В Африке разбойник, в Африке злодей,В Африке ужасный Бармалей (Бармалей).По мнению К. И. Чуковского,цель детского писателя заключается в том, чтобы «какою угодноценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способностьчеловека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостямдругого, переживать чужую судьбу, как свою». Особое значениеимеет умение автора вникнуть в детскую психологию, ориентироваться на интересы, пристрастия детей, возможности восприятияими тех или иных фактов. Замечено, что стихи К.И.Чуковского отличаются остротой конфликтов, так как построены на контрасте ключевых мыслей, связанных с понятиями героя и среды, природы и общества, желаний и возможностей. Причём, контраст используется во всём многообразии. Контраст проявляется в композиционном построении (противопоставление сюжетных конфликтных ситуаций, расстановка персонажей в поэтических произведениях, построение строф). Этот приём охватывает все персонажи стихотворений.Рассмотрим через характеристику образов главных героев поэтических произведений К.И. Чуковского (Бармалея, Тараканище, Воробей) методы и приемы, создающие проблему выбора у юного читателя между «добром» и «злом», проверки формируемых нравственных качеств через «красоту» и «любовь». Например, в поэтических произведениях «Бармалей», «Тараканище» драматическая сцена поступков и поведения двух центральных противоположных персонажей действенна по своей психологической значимости. Непримиримые противоречия, положенные в основу поэтических произведений К.И.Чуковского, играют значимую роль в особенностях построения сюжета. Написаны стихотворения в возвышенной эмоциональной форме, здесь тот и другой герои говорят, действуют открыто вызывающе, признаваясь во всём: и в коварных замыслах по отношению к окружающим (Бармалей, Тараканище), и в чувствах любви (Жук), и в страданиях (Мотылек), и наказании зла (Воробей). Здесь открытое обольщение: Тараканище «знает», что губит Муху-цокатуху, губит красоту, будучи злым деспотом и тираном. О любви к окружающим нет никакой речи. Зло подавляет душу, разум, чувства. Оно вызывает негодование юных сердец: зло должно быть наказано, и, немедленно! Дети дошкольного возраста готовы сами выступить спасителями героев произведения К.И.Чуковского. Автор «улавливает» мотивы читателей и «вводит» в сюжет произведения «спасителя» доброго и сильного Воробья («Тараканище»), и Крокодила («Бармалей»), которые выступают в образе «добра» и наказывают «зло». Дилема сюжета стихотворений: наказать и искоренить «зло» или смириться, покориться решается в пользу первого, что свойственно духу коммунистическоговоспитания советских девчонок и мальчишек.Все напыщенное страстями стихотворение – не что иное, как пример победы «добра» над «злом», торжество справедливости и красоты. Многое дано Бармалею или Тараканище, власть их огромна, но не беспредельна, нельзя их вылечить красотой и любовью, нельзя разжалобить. Только бесстрашие, смелость, отвага, правота в победе справедливости, которые воспитывают стихотворения К.И.Чуковского у детей нравственные качества, должны противостоять насилию.Изящно выступают в тексте стихотворений разного рода риторические, вопросительные и восклицательные формы, придающие смысловую целенаправленность, как отдельным строфам, так и всему поэтическому произведению в целом, и в то же время, выделяя из текста определяющий ключевой мотив. Автор в последних строчках стихотворения пытался показать «спасителей» скромными, добрыми, сильными персонажами, которые, как бы между прочим, вершат справедливость: Воробей проглотил Тараканище. Мораль стихотворений такова, что отрицательные персонажи настолько погрязли во зле, настолько привыкли к безнаказанности, что примирение их с окружающими невозможно. Юные читатели стихотворений К.И.Чуковского приходят именно к такому выводу.Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания ребенка являются игровые методы,поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживания.В целях практического использования данного метода обратимся к опыту работы детского дошкольного образовательного учреждения в воспитании нравственных качеств у дошкольников. В одном из ДОУ г. Санкт-Петербурга мы посетили занятие детей старшей группы, на котором были созданы условия для развертывания сюжетно – ролевой игры «Доктор Айболит». Эта игра позволила выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе животным, увидетьимеющиеся у них умения оказывать помощь нуждающимся. Черезигру отрабатывались полученные знания о способах проявления заботы. Мы также использовали проблемные ситуации, которые позволяли ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных,растениях. Они должны были представить, как будет чувствоватьсебя животное (растение) в различных ситуациях и проявить помощь, заботу. Детям также предлагалось рисование на темы «Какя забочусь о…», «Животное рядом с нами», «Мой четвероногийдруг». В рисунке дети передавали свое настроение, эмоции, полученные от общения с животным.В результате проведенного эксперимента у детей повысился уровень сформированности такого важного нравственного качества, как заботливость. Дети стали понимать, что такоезаботливость, по отношению к кому они могут ее проявить, и какэто следует сделать. Существенным стало то, что ребята стали испытывать чувство удовлетворения оттого, что они могут оказатькому-то помощь, позаботиться о другом.Приведённые в параграфе пример удачного использования К.И.Чуковским возможностей национального стихосложения. Сама же, создаваемая повышением или понижением ритмических интонаций экспрессия передаёт состояние русской души, в которой в нужные моменты раскрываются то порывынегодования, торадости, приводящие в итоге к формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста. Таким образом, знакомство детей с поэзией К.И. Чуковского способствует формированию, развитию и закреплению в сознании нравственно-эстетических правил взаимоотношений, поступков, поведения; у детей воспитывается умение уступать друг другу, проявлять чувство справедливости, проявлять внимание и заботу по отношению к товарищам, родным.ВыводыИзучен опыт педагогики искусства, ориентированный на воспитание нравственных качеств ребенка через средства поэтических произведений А. Барто и К. И. Чуковского. Теоретические материалы характеризуют психолого – педагогический подход к пониманию смысла художественно-воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе. Приобщение ребенка к поэзии детских писателей приводит к гармоничному, универсальному развитию личности ребенка в процессе художественно-практической деятельности.Выявлены предпосылки чувственно-образного постижения ребенком мира поэзии А. Барто и К. И. Чуковского, ощущения внутренней связи с героями их произведений, глубокого переживания выразительности содержания стихотворений, восхищения выразительностью, красотой русского языка, переходящие в эстетику повседневности и на нравственность поступок детей.3. Обосновано содержание нравственного воспитания на основе гармонизации эмоциональной сферы ребенка, что выражается в сенсорном насыщении личности, в развитии психических процессов, в опоре на эмоционально-образные формы познания мира и сенсорный опыт.4. Сформулированы принципы в нравственном воспитании детей: ценностного отношения к поступкам персонажей, нравственной направленности, преемственности, природосообразности, культуросообразости, эмоционального приобщения к нравственным и духовным ценностям.5. Отмечены, по работам авторов исследований, рост позитивных изменений в поведении детей, их взаимоотношений с окружающими; получило развитие таких черт характера как чуткость, доброта, терпение.ЗаключениеИзучение стиля языка поэзии К. И. Чуковского и А.Барто показало, слог стихотворений детских писателей является цветущим в самой своей простоте, используется разговорная речь. Поэзия мастеров слова отличается особенною легкостью, чистотой и правильностью языка. Сюжеты стихотворений К. И. Чуковского и А.Барто притягивают внимание ребенка любого возраста, возбуждают любопытство, стимулируя при этом воображение. А значит, такая поэзия помогает ребенку развивать свои умственные способности и лучшеразбираться в своих собственных эмоциях, навести порядок в своем внутреннем доме. Чтобы обрести нравственно-эстетические чувства, нужна помощь взрослого.Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, которыйдают ему родители и педагоги, знакомя его с культурным наследием всего человечества, которое представлено в поэзии К. И. Чуковского и А.Барто и,в первую очередь, – в стихах. Кроме того, внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда, когда ее содержание прошлочерез сопереживание другому лицу или персонажу. Формированиев дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которыеон непосредственно не воспринимает, но и отнестись со сторонык событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развитияи формирования у него нравственности.В области развития познавательных способностей поэзия К. И. Чуковского и А.Барто способствует развитию у детей умения наблюдать, выделять отдельные свойстваи качества предметов, устанавливать соответствия, переносить полученные знания и опыт в новые ситуации..Воспитатель должен помочь ребенку испытать восторг отпознания разнообразия сюжетов стихотворений, обнаружения происходящих в содержании стихотворений изменений, установления связей и отношений между литературными героями,и деятельностью персонажей.Много возможностей для формирования нравственных качеств заложено в самостоятельной деятельности ребенка, которые развиваюти закрепляют нравственное отношение ребенка к окружающемумиру, доставляя ему радость открытий.Эти «открытия» своеобразны: ребенок приобретает знания, самостоятельно знакомясь с произведениями детских писателей, для себя лично.Переживаемые при этом положительные эмоции: удивление, радость, гордость в случае одобрения взрослого – создают у ребенкауверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.Задача нравственного развития заключаетсяне в механическом заучивании стихов детских писателей, а в исполнительской импровизации, раскрывающей творческий потенциал самого стихотворения и творческие способности ребенка.Черезощущение сопричастности событийной сфере стихотворений у детей формируются не только разносторонние культурныезнания, но и их субъективная значимость в системе социальногоповедения.Поэзия К.И. Чуковского и А. Барто обладает особыми нравственно- эстетическими качествами: коллективностью исполнения, характером звучания, что одновременно содержит развивающий потенциал, адекватный для работы с детьми по формированию нравственных качеств,начиная с дошкольного возраста.В аспекте нравственно- эстетического воспитания ребенка особенно важным является то, чтов поэзии детских писателей на основе диалогов, выстраиваются реальные взаимоотношения детей, создаются ситуациинеформального личностного контакта. В результате происходитформирование нравственности в отношениях между детьми: исчезают конфликты,ссоры между ними, на занятиях не возникает необходимости их дисциплинировать, обсуждать чье-то поведение. Вероятно, здесь «срабатывает» эффект исчезновения психологических защитных механизмов, которыми «вооружен» каждый ребенок в обычных контактах. Список литературыАрхангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение,1979, с. 126Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1998 – № 2.Бабаева Т.И. и др. Методические советы к программе «Детство», М.:2009, с. 304.Барто А. Избранные стихи. Москва: Планета детства, 1999.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – просвещение, 1968, с. 248.Бородина В.А.Всем тем, кто хочет помочь Ребенку стать Творческим Читателем // К.Чуковский. Сказки. Учеб. развивающее чтение. – СПб. : Герион, 2000. – С. 93-111.Буре Р.С.Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений. М., 2009, с. 188.Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1999. - Гл. 7 .С. 333. Гальперин П. Я.. Психология как объективная наука. М., 1998., с. 147.Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка / А Гармаев // Христианский собеседник. – 1998. – Вып. 43.Гончарова Н.В. и др. План-программа педагогического процесса в детском саду.М., 2006, с. 208.Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004, 124 с.Запорожец А. В.Психология. Учебник для дошк. пед. училищ, М., 1965., с.158.Измайлова А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребенка с младенческого возраста: монография// А.Б. Измайлова. – Владимир,2001 – 548 с.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / по ред. Л.Г. Нисканен. –М.,2002, с. 275.Фадеева, С.А. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ С.А.Фадеева// Дошкольное воспитание. – 2007. - №7. – С. 53- 64Куприна, Н. Г.Реализация воспитательного потенциала искусства как проблема современного художественного образования / Н. Г. Куприна, О. Ф. Антипина // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. Приложение 3 (3) 2007. - С. 97-104.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1976, с. 206.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – Минск, 1978.Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. /Под ред.И.В.Дубровиной- СПб.: Питер, 2004, с. 241.Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.М., 2008, 162 с.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста / Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.Прокопова А. В., Гуманистическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009, с. 150 – 154.Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П., научный руководитель – д.п.н. Юсов Б.П. "Живой мир искусства" программа полихудожественного развития для школьников 1 - 4 кл.,- М., 1998.Селезнева Е. Н., Духовно – нравственное воспитание в образовательных стратегиях XXI века // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009, с. 140-146.Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. Монография. М.: АПКиППРО, 2006. 100с.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. - 244 с.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-142.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.,1978, с. 262.Яфаева В.Г. Оптимизация педагогического процесса на основе учета развития интеллектуальной сферы детей 5-6 лет (в ДОУ Башкортостана): автореф. дисс. канд. пед. наук / В.Г. Яфаева. –М.2000, 24 с.

Список литературы

1.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение,
2., с. 126
3.Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1998 – № 2.
4.Бабаева Т.И. и др. Методические советы к программе «Детство», М.:2009, с. 304.
5.Барто А. Избранные стихи. Москва: Планета детства, 1999.
6.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – просвещение, 1968, с. 248.
7.Бородина В.А. Всем тем, кто хочет помочь Ребенку стать Творческим Читателем // К.Чуковский. Сказки. Учеб. развивающее чтение. – СПб. : Герион, 2000. – С. 93-111.
8.Буре Р.С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений. М., 2009, с. 188.
9.Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1999. - Гл. 7 .С. 333.
10.Гальперин П. Я.. Психология как объективная наука. М., 1998., с. 147.
11.Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка / А Гармаев // Христианский собеседник. – 1998. – Вып. 43.
12.Гончарова Н.В. и др. План-программа педагогического процесса в детском саду.М., 2006, с. 208.
13.Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004, 124 с.
14.Запорожец А. В. Психология. Учебник для дошк. пед. училищ, М., 1965., с.158.
15.Измайлова А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребенка с младенческого возраста: монография// А.Б. Измайлова. – Владимир,2001 – 548 с.
16.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / по ред. Л.Г. Нисканен. –М.,2002, с. 275.
17.Фадеева, С.А. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ С.А.Фадеева// Дошкольное воспитание. – 2007. - №7. – С. 53- 64
18.Куприна, Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства как проблема современного художественного образования / Н. Г. Куприна, О. Ф. Антипина // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. Приложение 3 (3) 2007. - С. 97-104.
19.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1976, с. 206.
20.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. – Минск, 1978.
21.Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. /Под ред. И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004, с. 241.
22.Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.М., 2008, 162 с.
23.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста / Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.
24.Прокопова А. В., Гуманистическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009, с. 150 – 154.
25.Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П., научный руководитель – д.п.н. Юсов Б.П. "Живой мир искусства" программа полихудожественного развития для школьников 1 - 4 кл.,- М., 1998.
26.Селезнева Е. Н., Духовно – нравственное воспитание в образовательных стратегиях XXI века // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009, с. 140-146.
27.Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. Монография. М.: АПКиППРО, 2006. 100с.
28.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-142.
29.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.,1978, с. 262.
30.Яфаева В.Г. Оптимизация педагогического процесса на основе учета развития интеллектуальной сферы детей 5-6 лет (в ДОУ Башкортостана): автореф. дисс. канд. пед. наук / В.Г. Яфаева. –М.2000, 24 с.

Тридцать шесть

Введение

20-30-е годы в советском искусстве ознаменовались активными в поиске новых способов. Литература для детей в целом повторяет линию движения взрослой литературы. Происхождение советской детской литературы считают М. Горького, Потому что Чуковского, мировой войны. В детские издательства и журналы после революции приходит много ярких, талантливых людей, чье творчество предопределило развитие детской литературы вплоть до нашего времени. Среди них писатели и "взрослые", и исключительно "детские": Горький, А. Толстой, Пришвин, Паустовский, Гайдар, Житков, Маяковский, Хармс и др. Их истоками новая литература для детей, уехал в русской и иностранной классической, в устное народное творчество.

Автор данной работы полагает, что литература для детей проходит свой путь развития, согласованный с общим литературным процессом, хотя и не с абсолютной точностью: она давно, вдруг, перед взрослой литературе. Произведения детской литературы должны быть высочайшего качества: "Не забывайте, что поэзия для детей должна быть и для взрослых поэзией".

Для написания данной курсовой работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые будут раскрыты в работе: определить жанровую специфику литературной сказки, отметить особенности литературного процесса 20-30-х, которые повлияли на развитие детской литературы, выявить новаторство и традиции сказок Чуковского, Олеши, Шварца. Цель работы-как можно глубже и обоснованнее реализовать данные задачи.

нельзя не согласиться с Петровским М. С., который в монографии "корней чуковский" отмечал, что "по наблюдениям Чуковского, ребенок жаждал именно энергичной, игры, героической, со счастливым, мажорным концом, вселяющим уверенность в неизбежную победу добра над злом сказки". Чуковской разделял мысль Горького, что для детского чтения необходимы произведения фольклора, русской и зарубежной классики. Он был уверен, что фольклор поможет развить в детях воображение, стремление воплотить в жизнь лучшие помыслы человечества.

Исследователь творчества Олеши Перцов В. О. в монографии "мы живем впервые" полагал, что "очень мало было авторов, писавших сказки. Поэты этого рода - действительно редкое и удивительное явление. Здесь не может быть подделки, здесь поэзия и выдумка - первоклассны, здесь индивидуальность автора исключительна".

Я думаю, что Е. Л. Шварц открыл вначале талант сказочника именно для детей, и лишь спустя время он оформился как сказочник для взрослых "взрослые" песни.

Узнать стоимость работы