Вам нужна дипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет) средствами поэтических произведений А. Барто и К.И. Чуковского

  • 61 страница
  • 34 источника
  • Добавлена 15.03.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Л. БАРТО И К.И. ЧУКОВСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Значение поэтических произведений А.Л.Барто и К.И.Чуковского
1.2 Анализ поэтических произведений А.Л.Барто и К.И.Чуковского
1.3 Использование поэтических произведений А.Л.Барто и К.И.Чуковского
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Л. БАРТО И К.И.ЧУКОВСКОГО
2.1. Изучение нравственных представлений детей дошкольного возраста четырех и пяти лет (диагностика)
2.2. Формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста в процессе знакомства с творчеством А.Л.Барто и К.И.Чуковского и определение эффективности данной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ



Фрагмент для ознакомления

Эти произведения включены как в занятия, так и в дополнительную досуговую работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, побуждали их думать и говорить. Вопросы: «Почему, как ты думаешь, персонаж так поступил?», «Как бы ты поступил..?», «А как ты помогаешь маме, братику и пр.?» - помогали детям связать услышанное или прочитанное с собственным нравственным опытом и переживаниями.
Задавая им два-три вопроса, давали ребятам высказаться. Это позволяло понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учились справедливо оценивать поступки персонажей, а также свои поступки и поступки своих сверстников, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Раздел 2. Творческая изобразительная деятельность по мотивам поэтических произведений А.Л. Барто и К.И.Чуковского.
Цель: Продолжать развивать у детей понятия о нравственных нормах. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.
Дети создавали коллективную скульптурную композицию по мотивам поэтического произведения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Предварительная работа включала в себя широкое использование иллюстративного материала, дети просмотрели мультфильм «Муха-Цокотуха».
Все новые знания и наблюдения обсуждались с детьми, обращалось внимание детей на композицию «комнаты», в которой Муха принимала гостей, цвета и формы деталей оформления, после чтения стихотворения и просмотра мультфильма обсуждались «характеры» персонажей, то, какими изобразительными средствами можно передать их индивидуальные особенности.
Порядок работы над скульптурной композицией:
1.Возникновение идеи.
2.Работа над эскизом.
3.Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения.
4. Распределение индивидуального объема работы.
5.Индивидуальная работа с педагогом в технике лепки.
6. Коллективная сборка – монтаж композиции, обсуждение, сотворчество.
7. Добавление деталей, «заселение» персонажами.
8. Анализ выполненной композиции.
В процессе работы над скульптурной композицией дети продолжали знакомиться с особенностями, свойствами и возможностями материалов для лепки, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. Начали работу с лепки посуды, затем лепили «букашек» и затем – более сложные фигурки насекомых. Дети украшали вылепленные фигурки бисером, бусинками, пайетками, цветными нитками (ножки и усики) и пр. Введение новых способов лепки, изучение возможностей материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решали совместно с педагогом и коллективно, способствовали развитию умений и навыков выполнения творческих работ.
Обсуждение коллективной творческой работы детьми и взрослыми помогали детям видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
В ходе выполнения коллективной работы осуществлялось нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатывались следующие умения:
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Для повышения мотивации детей к творческой деятельности и повышения их самооценки организована выставка творческих работ дошкольников, знакомство родителей с достижениями детей.
Раздел 3. Занимательные игровые занятия.
Цель: Продолжать развивать у детей понятия о нравственных нормах, развитие коммуникативных навыков детей.
При разработке занятий использованы материалы Л.Л. Мосаловой [18].
В дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра, одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания ребенка являются игровые методы, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживания.
При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи, так, игра является школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
При разработке занятий учитывался принцип интеграции образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».
Время занятий 25 - 30 минут.
В руководстве игровыми занятиями опирались на принципы:
- гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);
- интеграции (объединение в игре-занятии разных видов искусства и деятельности);
- творческого взаимодействия взрослого и ребенка.
Основными методами работы по нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста в игре-занятии являлись:
- метод моделирования ситуаций (создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых дети осваивать способы деятельности в заданных условиях);
- метод творческой беседы (введение детей в художественный образ поэтических произведений А. Барто и К.И. Чуковского путем специальной постановки вопросов, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Театрализованные игры-занятия разворачивались в уголке сказок. Артисты и зрители (не участвующие в данный момент в игре дети) должны были быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид театрализованных игр по сюжетам поэтических произведений А. Барто и К.И. Чуковского более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю. При желании уже в ходе игры некоторые из артистов, отказавшихся от определенных ролей, были заменены другими детьми, из числа зрителей.
Взрослые всячески поощряли и даже стимулировали нравственное общение артистов и зрителей, возникающее по ходу развития сюжета, а также любые дополнения, вводимые детьми в сюжет, если они были связаны с проявлением подлинно ценностных ориентации или с возможностью показать, исправить, сформировать более высокий уровень социальных эмоций.
Учтено, что взрослый - образец для ребенка. Общение с ребенком (и не только в ходе театрализованной игры) необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь - один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание взрослому в проявлении чувств - в своем роде обучающий тренинг. Учитывая это, взрослым необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт.
Интерес к играм-занятиям поддерживался созданием в групповом помещении детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку поэтических произведений А. Барто и К.И. Чуковского для малышей, уголок сказки, выставку творческих работ детей. В совместную работу по развитию предметной среды, подбору реквизита, музыкального сопровождения и художественного оформления игр-занятий были подключены родители детей.
Конспекты нескольких занятий приведены в Приложении.
После опытно-практической работы по формированию нравственных представлений детей дошкольного возраста средствами поэтических произведений А.Л. Барто и К.И.Чуковского, было проведено повторное эмпирическое исследование нравственной воспитанности тех же дошкольников по тем же методикам.
В сводной таблице 2 приведены результаты итоговой (контрольной) диагностики нравственной воспитанности детей по двум методикам.
Таблица 2
Результаты итоговой диагностики нравственной воспитанности детей.

Дети Методика «Сюжетные картинки» Методика «Закончи историю» Баллы Уровень Баллы Уровень Ксюша В. 2 Средний 3 Высокий Миша Х. 3 Высокий 3 Высокий Света Л. 3 Высокий 3 Высокий Паша Л. 2 Средний 2 Средний Аня Ч. 2 Средний 2 Средний Лена Е. 3 Высокий 3 Высокий Марина Л. 2 Средний 2 Средний Оксана Ф. 2 Средний 2 Средний Валя Ч. 2 Средний 2 Средний Дина П. 1 Низкий 2 Средний Вася Д. 3 Высокий 2 Средний Ваня К. 3 Высокий 3 Высокий Дима С. 2 Средний 2 Средний Витя П. 3 Высокий 2 Средний Андрей А. 2 Средний 2 Средний Вова И. 2 Средний 3 Высокий Костя М. 2 Средний 2 Средний Кирилл О. 3 Высокий 3 Высокий Ксюша С. 2 Средний 2 Средний Алексей П. 3 Высокий 3 Высокий Средний балл 2,3 - 2,4 -
Анализ результатов повторного исследования уровней нравственной воспитанности дошкольников показал, что в основном итоговый уровень нравственной воспитанности детей - средний и высокий. Низкий уровень отношения детей к нравственным нормам при исследовании по методике «Сюжетные картинки» выявлен в повторном исследовании только у одного из детей (рис. 3).
Аналогичный результат получен при исследовании понимания детьми нравственных норм по методике «Закончи историю» (рис. 4). Итоговый уровень понимания детьми нравственных норм - средний и высокий. Низкий уровень в повторном исследовании не выявлен ни у кого из детей.


Рис.3. Итоговый уровень отношения детей к нравственным нормам.



Рис.4. Итоговый уровень понимания детьми нравственных норм.

Анализ результатов повторного исследования уровней нравственной воспитанности дошкольников показал, что в целом можно отметить положительную динамику по всем параметрам исследования для всех дошкольников (рис. 5). Уровни отношения детей к нравственным нормам и понимания детьми нравственных повысились.


Рис.5. Динамика развития нравственной воспитанности детей

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило эффективность использования поэтических произведений А.Барто и К.И. Чуковского как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет).

Выводы по 2 главе

1.В данной работе проведено экспериментальное исследование, позволившее оценить возможности использования поэтических произведений А.Барто и К.И. Чуковского как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет). В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста и их родители (20 чел.). Анализ результатов первичного эмпирического исследования уровней отношения детей к нравственным нормам, а также уровней понимания детьми нравственных норм показал, что нравственная воспитанность детей соответствует низкому и среднему уровням. Анкетный опрос родителей выявил недостаточное использование родителями детей в воспитательных целях детской художественной литературы, в том числе - поэтических произведений А.Л. Барто и К.И.Чуковского.
2. С целью формирования нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с творчеством А.Л.Барто и К.И.Чуковского разработана и апробирована программа (опытно-практическая работа), включающая 3 раздела: 1. Чтение и анализ поэтических произведений А.Л. Барто и К.И.Чуковского; 2. Творческая изобразительная деятельность по мотивам поэтических произведений А.Л. Барто и К.И.Чуковского; 3. Занимательные игровые занятия.
3. После опытно-практической работы по формированию нравственных представлений детей дошкольного возраста средствами поэтических произведений А.Л. Барто и К.И.Чуковского, было проведено повторное эмпирическое исследование нравственной воспитанности тех же дошкольников по тем же методикам. Анализ результатов повторного исследования уровней нравственной воспитанности дошкольников показал, что итоговый уровень нравственной воспитанности детей повысился до среднего и высокого. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность использования поэтических произведений А.Барто и К.И. Чуковского как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение стиля языка поэзии К. И. Чуковского и А. Барто показало, что слог стихотворений детских писателей является цветущим в самой своей простоте, используется разговорная речь. Поэзия мастеров слова отличается особенною легкостью, чистотой и правильностью языка.
Сюжеты стихотворений К. И. Чуковского и А.Барто притягивают внимание ребенка любого возраста, возбуждают любопытство, стимулируя при этом воображение. А значит, такая поэзия помогает ребенку развивать свои умственные способности и лучше разбираться в своих собственных эмоциях, навести порядок в своем внутреннем доме.
Для того, чтобы обрести нравственно-эстетические чувства, ребенку нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители и педагоги, знакомя его с культурным наследием всего человечества, которое представлено в поэзии К. И. Чуковского и А.Барто и, в первую очередь, – в стихах. Кроме того, внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда, когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития и формирования у него нравственности.
В области развития познавательных способностей поэзия К. И. Чуковского и А.Барто способствует развитию у детей умения наблюдать, выделять отдельные свойства и качества предметов, устанавливать соответствия, переносить полученные знания и опыт в новые ситуации.. Воспитатель должен помочь ребенку испытать восторг от познания разнообразия сюжетов стихотворений, обнаружения происходящих в содержании стихотворений изменений, установления связей и отношений между литературными героями, и деятельностью персонажей.
Много возможностей для формирования нравственных качеств заложено в самостоятельной деятельности ребенка, которые развивают и закрепляют нравственное отношение ребенка к окружающему миру, доставляя ему радость открытий. Эти «открытия» своеобразны: ребенок приобретает знания, самостоятельно знакомясь с произведениями детских писателей, для себя лично. Переживаемые при этом положительные эмоции: удивление, радость, гордость в случае одобрения взрослого – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Задача нравственного развития заключается не в механическом заучивании стихов детских писателей, а в исполнительской импровизации, раскрывающей творческий потенциал самого стихотворения и творческие способности ребенка. Через ощущение сопричастности событийной сфере стихотворений у детей формируются не только разносторонние культурные знания, но и их субъективная значимость в системе социального поведения.
Поэзия К.И. Чуковского и А. Барто обладает особыми нравственно- эстетическими качествами: коллективностью исполнения, характером звучания, что одновременно содержит развивающий потенциал, адекватный для работы с детьми по формированию нравственных качеств, начиная с дошкольного возраста.
В аспекте нравственно- эстетического воспитания ребенка особенно важным является то, что в поэзии детских писателей на основе диалогов, выстраиваются реальные взаимоотношения детей, создаются ситуации неформального личностного контакта. В результате происходит формирование нравственности в отношениях между детьми: исчезают конфликты, ссоры между ними, на занятиях не возникает необходимости их дисциплинировать, обсуждать чье-то поведение. Вероятно, здесь «срабатывает» эффект исчезновения психологических защитных механизмов, которыми «вооружен» каждый ребенок в обычных контактах.
С целью формирования нравственных представлений детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с творчеством А.Л.Барто и К.И.Чуковского нами разработана и апробирована программа (опытно-практическая работа), включающая 3 раздела: раздел 1. Чтение и анализ поэтических произведений А.Л. Барто и К.И.Чуковского; раздел 2. Творческая изобразительная деятельность по мотивам поэтических произведений А.Л. Барто и К.И.Чуковского; раздел 3. Занимательные игровые занятия.
Анализ результатов повторного исследования уровней нравственной воспитанности дошкольников показал, что уровень нравственной воспитанности детей в результате формирующего воздействия повысился. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность использования поэтических произведений А.Барто и К.И. Чуковского как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет).





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Бабаева Т.И. и др. Методические советы к программе «Детство», М.:2009. - 304 с.
Барто А. Избранные стихи. Москва: Планета детства, 1999.
Бородина В.А. Всем тем, кто хочет помочь Ребенку стать Творческим Читателем // К.Чуковский. Сказки. Учеб. развивающее чтение. – СПб. : Герион, 2000. – С. 93-111.
Буре Р.С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений. М., 2009. - 188 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
Гончарова Н.В. и др. План-программа педагогического процесса в детском саду. М., 2006. - 208с.
Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. 3-е изд. /Под редакцией Логиновой В.И. - М., Детство-Пресс, 2004. – 128 с.
Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004, 124 с.
Житких А.Л. Воспитание сказкой детей дошкольного возраста // Домашняя школьная библиотека. - 2005. - №4, 5.
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. - М., 2007.
Измайлова А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребенка с младенческого возраста: монография // А.Б. Измайлова. – Владимир, 2001. – 548 с.
Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.:Речь, 2011. – 144 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2007. - 416 с.
Куприна Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства как проблема современного художественного образования / Н. Г. Куприна, О. Ф. Антипина // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. Приложение 3 (3). - 2007. - С. 97-104.
Ломакина Г. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. – М.: Центрполиграф, 2010.
Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - М., 2008. - 162 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов - М.: Высшее образование, 2009. - 460с.
Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. /Под ред. И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 241с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Васильевой М.А., Гербовой В. Т. С. Комаровой. - Изд. 5-е, испр., доп. – М., 2010.
Прокопова А. В., Гуманистическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009. - С. 150 – 154.
Селезнева Е. Н., Духовно – нравственное воспитание в образовательных стратегиях XXI века // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009. - С. 140-146.
Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. Монография. М.: АПКиППРО, 2006. - 100с.
Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2008.
Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. Книга для родителей. – М.: Дрофа, 2006.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. - 244 с.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-142.
Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2011. - 272 с.
Фадеева С.А. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / С.А.Фадеева // Дошкольное воспитание. – 2007. - №7. – С. 53- 64.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
Эльконин Б.Д.Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академия, 2007.
Яфаева В.Г. Оптимизация педагогического процесса на основе учета развития интеллектуальной сферы детей 5-6 лет (в ДОУ Башкортостана): автореф. дисс. канд. пед. наук / В.Г. Яфаева. – М., 2000. - 24 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ


Занятие на тему: «Любимые игрушки» (по А.Барто)
Цель: продолжать развивать нравственную воспитанность. Развивать речь детей.Предварительная работа: Чтение стихов А. Барто из цикла «Игрушки», игры с любимыми игрушками.
Материал: Игрушки: бычок, зайчик, кукла, медвежонок; ширма раскладушка с сюжетами стихотворения, «тучка», «солнышко», лейка с водой, дощечка, скамейка, аудиозапись детских песен, магнитофон.
Ход игры-занятия.
Ведущий (в роли сказочницы-рассказчицы): Здравствуйте, гости дорогие, очень рада, что вы пришли ко мне в гости! Посмотрите, как я дом свой прибрала, стол накрыла, гостей поджидала. И книжку новую для вас приготовила. (Рассматривают книжку –раскладушку с фигурками в действии).
Давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книги.
(Открывает первую страницу- фрагмент интерьера детской детской комнаты).
 Ведущий: Дети, кто живет на этой странице? Давайте посмотрим. (появляется Мишка - у него нет лапки)
Ведущий: Кто это?
Дети: Мишка!
Ведущий: Почему он грустный?
Ведущий вместе с детьми вспоминает стихотворение
«Уронили Мишку на пол
Оторвали Мишке лапу
Все равно его не брошу
Потому что он хороший»
 
Ведущий: Как нам помочь Мишке? (побуждает тетей к высказываниям, в случае затруднения прикрепить лапу с помощью шнурка).
Дети: Пришить лапку.
Ведущий: Правильно! Ой, посмотрите. Ребята, настроение у Мишки изменилось - он улыбнулся.(меняется положение губ)
Какой Мишка был?
Дети :Грустный.
Ведущий: Какой стал?
Дети: Веселый.
Ведущий: Давайте откроем вторую страницу.(сюжет:девочка плачет у водоема).
 Ведущий вместе с детьми рассказывает стихотворение:
«Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише , Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч»
Ведущий: Дети, речка то глубокая, берега высокие - рукой мяч не достать. Как же там помочь Тане? (подводит детей к тому, что мяч достать разными предметами: палкой, ложкой и т. д.).
Давайте найдем предметы, которые помогут нам достать мяч.( дети отбирают).
Ладушка: Молодцы! Мячик мы достали из речки! А какой он?
Дети: Большой, круглый, мокрый.
Ведущий: А что надо сделать с мячиком, чтобы он стал сухим? Правильно, нужно обтереть его салфеткой.
Ведущий: Видите, дети, Таня обрадовалась. Она пошла играть мячом. Давайте и мы поиграем.
Игра «Веселые-грустные».
(Ведущий открывает следующую страницу, на которой изображен бычок, идущий по наклонной доске).
Ведущий: Ребята ,а кто на этой странице?
Дети: Бычок!
 Ведущий: Давайте вместе прочитаем стихотворение про бычка.
«Идет бычок качается
Вздыхает на ходу:
-Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду.»
Ведущий: Наш бычок может упасть и удариться. Давайте ему поможем.(дети подставляют к краю скамейки призму и проводят бычка).
Ладушка : Мы помогли бычку спуститься с доски, теперь он не упадет и может гулять где хочет. Давайте «оживим» четвертую страницу.(Ребенок тянет ленточку и появляется зайка на скамейке).
 Ведущий:Что случилось с нашим зайкой, мы можем узнать из стихотворения.
«Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок»
 (по ходу стихотворения зайку, сидящего на скамейке, поливают из лейки, оформленной в виде тучки).
Ведущий: Детки. Как помочь зайчику? Давайте вытрем зайчика пушистым полотенцем и посадим на травку под солнышко. Но вот , ребята, мы и посмотрели с вами эту книжку.
Дети, а какие игрушки приходили к нам сегодня в гости? Я вижу , что вы любите свои игрушки и бережно к ним относитесь. Выберите себе игрушку и потанцуйте с ней.
(звучит музыка, дети танцуют с игрушками).
Итог занятия: Как весело вы танцевали с игрушками! Вы всем помогли, развеселили! А теперь игрушки отдохнут. До свидания, ребята!
Комплексное занятие по аппликации на тему: «Корабль для доктора Айболита и его друзей».
Цель: продолжать развивать нравственную воспитанность, закреплять навык выполнения аппликаций.
Материал:
Клей, кисточка для клея, лист бумаги с  отчерченной линией горизонта, раскрашенным небом и нарисованными облаками, лист синей цветной бумаги,  подставки под кисточки, клеенки, салфетки, трапеция и треугольник, вырезанные из цветной бумаги – по количеству детей.
Ход занятия: 
Раздается стук в дверь.
Ведущий: Кто-то  еще идет к нам в гости, пойду открою. Уходит и переодевается в доктора Айболита. Звучит музыка, входит Айболит со словами:
     Добрый доктор Айболит!
     Он под деревом сидит.
     Приходи к нему лечиться
     И корова, и волчица,
     И жучок, и червячок,
     И медведица!
     Всех излечит, исцелит
     Добрый доктор Айболит!
Ребята, вы меня узнали?
Дети: Айболит!
Айболит: Я пришел к вам за помощью. Получил я телеграмму от гиппопотама:
«Приезжайте, доктор, в Африку скорей,
                           И спасите, доктор, наших малышей!»
Я собрался в дорогу, и вот  предо мною море, бушует, шумит на просторе. А в море высокая ходит волна, сейчас проглотит меня она. О, если я утону, если пойду я ко дну. Что станет с ними, с больными, с моими зверями лесными? Ребята, подскажите, на чем мне можно переплыть море?
Дети: на корабле.
Айболит: А вы мне поможете? Я вижу у вас на столах цветную бумагу, клей, кисточки. Я вам подскажу, с чего надо начать. Перед вами лежат листы, на них нарисовано небо и облака, вы видите, там нарисована линия горизонта. А волн  не видно, давайте  приклеим волны, чтобы наш кораблик смог поплыть. Чтобы сделать волны надо взять лист синей бумаги, смять его в комок, затем расправить и нарвать полосок по всей длине листа. Вот теперь можно клеить. А как наклеить полоски на лист? Подскажите.
Дети: надо взять полоску, положить цветной стороной на клеенку. Взять кисточку, обмакнуть ее в клей и намазать всю полоску клеем. Кисточку  положить на подставку. Взять полоску, положить намазанной стороной на лист бумаги, на линию горизонта, прижать наклеенную полоску салфеткой, чтобы снять лишний клей.
 Айболит:  Правильно. Так надо заклеить всю нижнюю половину листа. (Айболит ставит на мольберт лист с наклеенным морем). Только для того, чтобы работа у нас получилась, надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
На корабле из дальних стран («корабль»)
Плывет отважный капитан («человечек»),
Из тесной рубки, у штурвала («движения штурвалом»)
В бинокль видел он не мало («бинокль»).
Айболит: Молодцы, давайте еще раз вспомним, как будем наклеивать волны.
Дети повторяют   всю последовательность наклеивания.
Айболит:  Вот теперь можно клеить море.
Дети  выполняют работу. После того, как море готово, Айболит предлагает детям  показать, какое море у них получилось.
Айболит: Вот какое прекрасное море  у нас получилось. А теперь пора спускать на воду наш корабль. Посмотрите, на тарелочках лежат детали из бумаги. Из какой детали можно сделать корабль? На какую геометрическую фигуру она похожа? Положите деталь на лист. А из какой детали можно сделать парус для нашего корабля? На какую геометрическую фигуру она похожа? Поставьте парус над кораблем. А теперь, чтобы наш корабль пустился в плаванье, все детали надо приклеить.
Дети выполняют работу. Айболит помогает детям, комментирует действия детей. Если ребенок справился быстрее остальных, предлагает дополнительно приклеить облака из салфетки.
Готовые работы Айболит помещает на доску. Замечательные корабли у вас получились, на них мне не страшно отправиться в плавание. Ну что ж, мне пора к больным зверям, а корабли я забираю с собой.
Айболит выходит, снимает халат, в группу возвращается ведуший: ребята, я сейчас в коридоре встретила Айболита. Он случайно к вам не заходил?
Дети: заходил.
Ведущий: Что же у него случилось?
Дети рассказывают зачем приходил Айболит и как они ему помогли.
Итог занятия: Какие же вы молодцы! Дружно помогли Айболиту!


Упражнения для игр на досуге.

1. “Не плачь, мышонок”
В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.
Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:
– Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.
Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.
– А ты кто?
Ребенок: Я Муха-цокотуха и т.д.
По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т.д.
2. “Бюро находок”.
Оборудование: шапочка Айболита, телефон, фонарик, игрушки.
Ведущий:
– Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Чьи же это вещи?
3. “Помогите!” 
Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил
Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти)
Эй вы, звери, выходите
Крокодила победите,
Чтобы жадный крокодил
Солнце в небо воротил.
Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст
Он нам солнце не отдаст!
Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т.д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу.
4. “Гости”
Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т.д.
Мальчик к бабушке Федоре.
Бармалей к Айболиту и т.д.
5. “Узнай героя”
Цели: находить по словам-определениям героя; самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.
6. “Объяснялки”
Продолжи предложения.
Комарик храбрый, потому что …
Таня и Ваня непослушные, потому что …
Море погасло, потому что …
Мойдодыр рассердился, потому что …
Посуда убежала от Федоры, потому что…
7. “Путаница”
Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?
Из болота тянут жирафа.
Муха цокотуха в шапочке Айболита.
Краденое солнце в зубах волка и т.д.
8. “Незнайка
Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).
Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю.
Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.
Комарик – это …
Бармалей – это …
Тараканище – это …
Федора – это …












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
2.Бабаева Т.И. и др. Методические советы к программе «Детство», М.:2009. - 304 с.
3.Барто А. Избранные стихи. Москва: Планета детства, 1999.
4.Бородина В.А. Всем тем, кто хочет помочь Ребенку стать Творческим Читателем // К.Чуковский. Сказки. Учеб. развивающее чтение. – СПб. : Герион, 2000. – С. 93-111.
5.Буре Р.С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений. М., 2009. - 188 с.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
7.Гончарова Н.В. и др. План-программа педагогического процесса в детском саду. М., 2006. - 208с.
8.Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. 3-е изд. /Под редакцией Логиновой В.И. - М., Детство-Пресс, 2004. – 128 с.
9.Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. – СПб., 2004, 124 с.
10.Житких А.Л. Воспитание сказкой детей дошкольного возраста // Домашняя школьная библиотека. - 2005. - №4, 5.
11.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. - М., 2007.
12.Измайлова А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребенка с младенческого возраста: монография // А.Б. Измайлова. – Владимир, 2001. – 548 с.
13.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.:Речь, 2011. – 144 с.
14.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
15.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2007. - 416 с.
16.Куприна Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства как проблема современного художественного образования / Н. Г. Куприна, О. Ф. Антипина // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. Приложение 3 (3). - 2007. - С. 97-104.
17.Ломакина Г. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. – М.: Центрполиграф, 2010.
18.Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - М., 2008. - 162 с.
19.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009.
20.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов - М.: Высшее образование, 2009. - 460с.
21.Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. /Под ред. И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 241с.
22.Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Васильевой М.А., Гербовой В. Т. С. Комаровой. - Изд. 5-е, испр., доп. – М., 2010.
23.Прокопова А. В., Гуманистическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009. - С. 150 – 154.
24.Селезнева Е. Н., Духовно – нравственное воспитание в образовательных стратегиях XXI века // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009. - С. 140-146.
25.Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. Монография. М.: АПКиППРО, 2006. - 100с.
26.Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2008.
27.Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. Книга для родителей. – М.: Дрофа, 2006.
28.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. - 244 с.
29.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-142.
30.Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2011. - 272 с.
31.Фадеева С.А. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / С.А.Фадеева // Дошкольное воспитание. – 2007. - №7. – С. 53- 64.
32.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
33.Эльконин Б.Д.Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академия, 2007.
34.Яфаева В.Г. Оптимизация педагогического процесса на основе учета развития интеллектуальной сферы детей 5-6 лет (в ДОУ Башкортостана): автореф. дисс. канд. пед. наук / В.Г. Яфаева. – М., 2000. - 24 с.

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Сюрпризы Государственный университет. E. A. Обсе

Социальный факультет

Кафедра социальной адаптации и педагогической коррекции








работа

на тему: "Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня"


Выполнил:

студентка, гр. FD-332

Деньгина Ольга Валерьевна

Научный руководитель:

декан социального факультета, k. м. н., доцент

Ахметова Н. Л.

Караганда 2008
Содержание

Введение

1. Роль этнопедагогики в развитии личности дошкольников, совместно с недоразвитием речи

1.1 Особенности понятий нормы и нарушений речи

1.2 Характеристика детей с ОНР

1.3 Нравственность как основа формирования гармонически развитой личности дошкольников с ОНР

1.4 Проблема нравственного воспитания в Казахстане

1.5 Основные пути и условия формирования нравственных представлений у дошкольников с ОНР

1.5.1 Пословицы, сказки, песни как средства нравственного воспитания

1.5.2 Игра, традиции, искусство как факторы нравственного воспитания

2. Экспериментальное изучение особенностей усвоения детьми с ОНР нравственных представлений

2.1 Методика и результаты констатирующего эксперимента

2.2 Методика и результаты формирующего эксперимента

Вывод

Список литературы

Приложение

нравственность нарушение речь этнопедагогика

Введение


Мораль – это приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только тем, что он еще не знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Он, этот, как дорогой "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, ругают или даже наказывают. И вот в этот важный процесс познания сам ребенок становится личностью, с собственным видением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Узнать стоимость работы