Воспитание культуры межнационального общения в современной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика
  • 1515 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 11.04.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

КМО выполняет ряд функций. В данном И.И. Серовой определении КМО уже сформулированы три ее функции, а именно:взаимодействия, взаимопонимания и взаимовлияния.Исследователи В.И. Буренков и Н.Е. Иванюшкинсформулировалиследующие трифункции КМО:- регулятивная функция (помогает человеку воспринимать и реагировать на общественные требования самостоятельно, отрабатывать способ поведения с учетом национально-специфических норм и обще-гуманистических ценностей);- функция оценки состояния интернационально-патриотической деятельности в коллективе;- функция показателей оценки уровня личностногоразвития [6].По мнению В.П. Комарова, КМО выполняет шесть функций, рассматриваемого нами качества:1) развитие культуры мировоззренческой;2) познание людьми друг друга и усиление между ними взаимопонимания;3) регулирование процесса взаимодействия между людьми разных национальностей (нормы и способы общения);4) подъем уровня общей культуры представителей народностей и национальностей;5) социализация личности;6) влияние личности на культурную среду социума и нации [14].Этими функциями культуры межнационального общения, как качества личности, следуетруководствоваться в определении ее структуры.КМО состоит из ряда компонентов. По мнению В.И. Матис, знания являются наиболее важными из них. Компонент знаний, по мнению автора, складывается из следующих элементов:-знание истории культуры своего народа, его традиций;- знания значение как своей национальной культуры, так и культуры народа-партнера в мировой культуре;- знания национальной культуры народа, с которым осуществляется процесс общения;-знания особенностей национальной культуры, как выражения национальной психологии [16].В.П. Комаров отмечает наличие трех структурных компонентов КМО:- познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) ˗ знания по проблемам теории и практики межнациональных отношений;- эмоциональный (эмоционально-психологический) ˗ эмоционально-психологические характеристики;- поведенческий (волевой, деятельностный) ˗ сознательность, активность, деятельность субъекта межнационального общения [13].По мнению Н.А. Асиповой, КМО ˗ это полифункциональное явление. Оно содержит знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, способность к идентификации, рефлексии, сопереживанию, эмпатии, соучастию, самокритичности,адекватной самооценке. [2].З.Т. Гасанов отмечает, что в КМО входит также нравственная и эстетическая грамотность, которая помогает людямпонимать психологическое состояние людей, вовлеченных в определенную этноконфликтную проблему, и определять пути рационального разрешения сложившейсяситуации [7].Итак, по мнению разных исследователей, человеку с развитой КМО присущ рядопределенных черт личности, таких как: 1) знание и применение в реальных жизненных условиях общепринятых на международном уровне правили норм, которые регламентируют отношения представителей разных этнических общностей;2) соблюдение традиционныхсложившихся интернациональных норм межнационального общения;3) социально и профессионально ориентированные реакции на стиль,характер и особенности поведения других национальностей;4) стремление подтверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтногосотрудничества и взаимопониманияв процессе межнационального взаимодействия;5) способность противостоять национальной замкнутости иограниченности, национальным предвзятости, вражде, недоверию, отчужденности, эгоизму и этноцентризму.Способность к межнациональному общению принято считать врожденной, но, как имногие другие способности, ее можно и нужно развивать в процессе не только целенаправленного воспитания, но и всей жизни.Таким образом, КМО можно рассматривать как социальное явление и как личностные качества. КМО как личностные качества включает готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их этническую специфику, деликатность и толерантность. КМО выполняет определенные функции, которые определяют ее структуру. Компоненты структуры КМО – это ряд знаний, владение которые делает возможных межнациональное общение.Выводы по главе 1По результатам первой главы можно сделать следующие выводы:1. КМО – это духовная основа модели межэтнического согласия. КМО – это нормы жизни, проявляющиеся в процессе общения представителей разных наций. Она базируется на гуманизме, доверии между представителями наций, взаимном уважении, взаимопомощи. КМО выполняет познавательную, воспитательную и праксеологическую функции.2. Основы воспитания КМО сформулированы «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации», сформулированные в связи со сложным этническим составом российского общества. Проблема воспитания КМО освещена в научно-педагогической литературе достаточно широко. Большинство исследователей сходятся во мнении, что в настоящий момент не существует теории КМО воспитания с учетом перемен, происшедших в последние годы. 3. Россия – многонациональная страна. Однако отношения между русскими и представителями других наций не всегда толерантны. Для разрешения сложившейся ситуации актуальным является решение проблемы по воспитанию КМО. Проблема межнациональных отношений в нашей стране прослеживается в истории, однако о необходимости воспитания КМО стали задумываться только в конце 20 века.4. КМО можно рассматривать как социальное явление и как личностные качества. КМО как личностные качества включает готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их этническую специфику, деликатность и толерантность. Компоненты структуры КМО – это ряд знаний, владение которые делает возможных межнациональное общение.Список литературыАбдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. ˗ М.: 2001. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. ˗ 1991. ˗ №12. Бердяев Н.А. Судьба России. ˗ М, 2009. Бодалев А.А.‚ Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Современная педагогика. ч. 1. – Л.: 1995. – С.11-19. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения. ˗ М.: Мысль, 2006. Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации (Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и другие). ˗ М.: 2009. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. направлениям. ˗ М.: 1999. Джунусов М.С. Культура межнационального общения. ˗ Белгород: 2002. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения: На примере республики Дагестан. ˗ М.: 2000. Исаев М.И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов. ˗ М.: 2001. Карамзин Н.М. Письмо русского путешественника. ˗ М.: 2005. Коган Л.Н. Культура межнационального общения. Интернациональное и национальное в социально-этическом образе жизни советского народа. ˗ Фрунзе: 2003.Комаров В.П. Культура межнационального общения // Народное образование. ˗ 1993. ˗ № 5. Комаров В.П. Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи / Вестник ОГУ. ˗ 1999. ˗ № 3. Крупская Н.К. К вопросу о национальной культуре. ˗ М.: 2008. Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы. ˗ М.: 2001Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры: Учеб. пособие. ˗ М.: 2008. Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей. ˗ М.: 2006. Основы социально-психологической теории: Учеб. пособие для социологов, психологов, студ. и педагогов/ Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, Р.Б. Гительмахер и др.; Ред. А.А. Бодалов, А.Н. Сухов. ˗ М.: Междунар. пед.академия, 1995. ˗ 421 с. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. Проф. Д.И. Латышиной. ˗ М.: Гардарики, 2004. ˗ 320 с.Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. ˗ СПб.: 2009. Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: Монография / Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. И др. – М.: Изд-во РАГС, 2009.Философский словарь/Под редакцией М.Н. Розенталя, П.Ф. Юдина. ˗ М.: Изд-во полит, литературы, 2008. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. ˗ М.: 2009. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.: РУДН, 2002. – 432 с.Этнопсихологический словарь / Академия педагогических и социальных наук. ˗ М.: 1999.

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. ˗ М.: 2001.
2. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. ˗ 1991. ˗ №12.
3. Бердяев Н.А. Судьба России. ˗ М, 2009.
4. Бодалев А.А.‚ Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Современная педагогика. ч. 1. - Л.: 1995. - С.11-19.
5. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения. ˗ М.: Мысль, 2006.
6. Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации (Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и другие). ˗ М.: 2009.
7. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. направлениям. ˗ М.: 1999.
8. Джунусов М.С. Культура межнационального общения. ˗ Белгород: 2002.
9. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения: На примере республики Дагестан. ˗ М.: 2000.
10. Исаев М.И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов. ˗ М.: 2001.
11. Карамзин Н.М. Письмо русского путешественника. ˗ М.: 2005.
12. Коган Л.Н. Культура межнационального общения. Интернациональное и национальное в социально-этическом образе жизни советского народа. ˗ Фрунзе: 2003.
13. Комаров В.П. Культура межнационального общения // Народное образование. ˗ 1993. ˗ № 5.
14. Комаров В.П. Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи / Вестник ОГУ. ˗ 1999. ˗ № 3.
15. Крупская Н.К. К вопросу о национальной культуре. ˗ М.: 2008.
16. Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы. ˗ М.: 2001
17. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры: Учеб. пособие. ˗ М.: 2008.
18. Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей. ˗ М.: 2006.
19. Основы социальнопсихологической теории: Учеб. пособие для социшюгов, психологов, студ. и педа-гогов/ Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, Р.Б. Гительмахер и др.; Ред. А.А. Бодалов, А.Н. Сухов. ˗ М.: Междунар. пед.академия, 1995. ˗ 421 с.
20. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. Проф. Д.И. Латышиной. ˗ М.: Гардарики, 2004. ˗ 320 с.
21. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. ˗ СПб.: 2009.
22. Философский словарь/Под редакцией М.Н. Розенталя, П.Ф. Юдина. ˗ М.: Изд-во полит, литературы, 2008.
23. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. ˗ М.: 2009.
24. Этнопсихологический словарь / Академия педагогических и социальных наук. ˗ М.: 1999.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет культура межнационального общения в современной школе?

Культура межнационального общения (КМО) выполняет ряд функций в современной школе. Одна из главных функций КМО - взаимодействие между разными национальностями, создание условий для понимания и взаимовлияния между учащимися различных этнических групп. КМО также выполняет регулятивную функцию, помогая учащимся осознать и адаптироваться к общественным требованиям, а также развивать способности к самостоятельной реакции и принятию решений с учетом национальных норм и ценностей. Кроме того, КМО выполняет интегративную функцию, способствуя созданию общей культурной среды, укрепляя общие ценности и доброжелательные отношения между участниками образовательного процесса.

Что значит регулятивная функция КМО в современной школе?

Регулятивная функция КМО - это способность культуры межнационального общения помогать учащимся осознать и эффективно реагировать на общественные требования. Эта функция помогает ученикам разработать стратегии поведения, учитывающие национально-специфические нормы и ценности. В результате, учащиеся могут лучше адаптироваться и успешно функционировать в различных общественных ситуациях, что способствует их развитию как профессионалов и граждан.

Как интегративная функция КМО способствует созданию общей культурной среды в современной школе?

Интегративная функция КМО направлена на создание единой культурной среды, объединяющей учащихся разных национальностей. Она помогает ученикам узнать и понять друг друга, развивает у них способность к сотрудничеству и созданию доброжелательных отношений. Создание общих ценностей и норм поведения в школе позволяет учащимся чувствовать себя частью коллектива и формирует позитивную образовательную среду, способствующую их успешному развитию.

Какие функции выполняет КМО в воспитании культуры межнационального общения в современной школе?

В данной статье сформулированы три функции КМО: взаимодействие, взаимопонимание и взаимовлияние. Они помогают учащимся воспринимать и реагировать на общественные требования, развивают самостоятельность, а также формируют способы поведения с учетом национальных и общих норм.

Какие функции рассматривают исследователи Буренков и Иванюшкин в своей статье?

Исследователи Буренков и Иванюшкин в своей статье сформулировали следующие три функции КМО: регулятивная функция, помогающая человеку воспринимать и реагировать на общественные требования; саморегулятивная функция, отрабатывающая способы поведения с учетом национально-специфических норм; и организационно-регулятивная функция, развивающая навыки взаимодействия с представителями других национальностей.

Какие три функции КМО определены в статье И.Серовой?

В статье И.Серовой определены следующие три функции КМО: функция взаимодействия, которая способствует развитию умений общаться с представителями других национальностей; функция взаимопонимания, которая помогает учиться понимать и принимать различные культурные особенности; и функция взаимовлияния, развивающая навыки влияния и принятия решений с учетом национальных и общих интересов.

Какую функцию выполняет КМО в воспитании культуры межнационального общения в современной школе?

Одной из функций КМО в воспитании культуры межнационального общения в современной школе является регулятивная функция. Она помогает учащимся воспринимать и реагировать на общественные требования, формирует самостоятельность и развивает способы поведения с учетом национально-специфических норм и общих гуманитарных принципов.

Какие функции выполняет Культура межнационального общения в современной школе?

Культура межнационального общения в современной школе выполняет ряд функций, включая функции взаимодействия, взаимопонимания и взаимовлияния.

Что значит регулятивная функция Культуры межнационального общения?

Регулятивная функция Культуры межнационального общения помогает человеку воспринимать и реагировать на общественные требования, а также отрабатывать способы поведения с учетом национально-специфических норм и общей культуры.

Какие три функции Культуры межнационального общения были сформулированы исследователями И. В. Буренковым и Н. Е. Иванюшкиным?

Исследователи И. В. Буренков и Н. Е. Иванюшкин сформулировали следующие три функции Культуры межнационального общения: взаимодействие, взаимопонимание и взаимовлияние.

Каковы основные функции Культуры межнационального общения в современной школе?

Основные функции Культуры межнационального общения в современной школе включают регулятивную функцию, которая помогает человеку воспринимать и реагировать на общественные требования самостоятельно, а также функции взаимодействия, взаимопонимания и взаимовлияния.