Вам нужна дипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Развитие дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом.

  • 54 страницы
  • 27 источников
  • Добавлена 11.12.2010
2 750 руб. 5 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста
1.1.Понятие дизайнерского мышления
1.2.Особенности и структура творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.3.Возможности формирования дизайнерского мышления на основе способностей детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Использование занятий ручным трудом при развитии дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста
2.1. Занятия ручным трудом с детьми старшего дошкольного возраста
2.2. Возможности ручного труда в развитии дизайнерского мышления старших дошкольников
Глава 3. Роль занятия ручным трудом в развитии дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста
3.1.Цель, задачи и организация проекта
3.2. Содержание проекта по развитию дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Картон (однослойный и многослойный).
Береста.
Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
Фломастеры, маркеры, карандаши.
Деревянные палочки, досочки.
Бутылочки от: шампуня, крема, витамин, минеральной воды, соков.
Коробки от: конфет, зубной пасты, духов, кремов.
Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
Леска.
Пуговицы.
Резина.
Скотч.
Ткань.
Спичечные коробки.
Веревочки разной толщины.
Пробки от бутылок.
Пластмассовые баночки.
Проволока.
Цветной бисер.
Упаковки от: тортов, киндер – сюрпризов.
Скорлупа от: грецких, кедровых орехов, фисташек.
Семечки. Крупа.
Кости рыб.
Вата.
Пух. Перья.
Обертки от конфет и шоколада.
Цветные иллюстрации.
Клей. Пластилин.
Инструменты для работы
Ножницы.
Рулетка.
Сантиметр.
Линейка.
Шило, игла.
Пилка.
Наждачная бумага.
Канцелярский нож.
Маркер.
Дырокол.
Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами
Работай за своим рабочим местом.
Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
Нельзя брать в рот мелкие детали.
При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
При работе не держи ножницы концами вверх.
При вырезании детали поворачивай бумагу.
Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Береги инструменты, экономь материалы.
Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
В таблице 1 представлено содержание деятельности на протяжении всего проекта (7 месяцев).



Таблица 1
Содержание проекта
Месяц Неделя Название занятия Вид деятельности Задачи занятия Октябрь 1 Ковёр из осенних листьев Рисование на ткани Учить видеть красоту осенней природы, продолжать воспитывать бережное отношение к природе; закреплять знания детей об окраске и форме осенних листьев; познакомить с техникой печатания на ткани; развивать композиционные умения; развивать аккуратность; вызвать желание выполнять работу коллективно. 3 Медвежата Художественный труд Закреплять умение создавать изображение методом рисования клеем и крошением заварки. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Формировать умение выделять красивые работы в коллективной общей работе. Ноябрь 1 «Шляпы, короны, кокошники» Рисование
с элементами
аппликации Вызвать интерес к созданию моделей одежды: рисовать и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Развитие знаний оттенков цветов. 3 Неваляшки танцуют Лепка
сюжетная Учить детей лепить игрушки. Вызвать интерес к «оживлению» вылепленного образа, поиску оформления изделий. Формировать умение планировать работу.
Развитие чувства симметрии, знаний геометрических форм Декабрь 1 Зимний
день Аппликация
обрывная
(3-4 ребенка)
Закреплять навыки симметричного вырезывания (фигурки людей, домики), использования приёма обрывания (деревья, снеговик); учить создавать коллективную работу; развивать творчество детей. Воспитывать умение создавать общую картину и понимание того, что от работы каждого зависит общий результат. 3 Новогодняя елка Аппликация Вызвать интерес совместно украсить новогоднюю ёлку. Закреплять навыки вырезания и аккуратного наклеивания елочных украшений. Воспитывать интерес к коллективной работе. Развитие знаний о дизайне интерьеров. Январь 1 Лепим Снеговиков Лепка
сюжетная Учить детей лепить образ снеговика. Вызывать интерес к «оживлению» вылепленного образа, поиску оформления изделий (веточки – руки, крышка – ведро, бисер – глаза, семечка – нос, пуговица – рот;
для создания снегопада – посыпать манкой). Развитие знаний о геометрических формах. Вызывать радостное настроение от совместного творчества. 3 Домики трех поросят Архитектурно-художественное моделирование Развитие дизайнерского моделирования знаний. Закрепление знаний основных геометрических форм и оттенков цветов. Развитие чувства симметрии. Февраль 1 Поздравим Пап Лепка
сюжетная Вызвать желание поздравить пап с праздником и создать для них общую - коллективную работу. Учить детей лепить форму самолета. Развивать воображение, умение художественно оформлять работу бисером, конфетти, пуговицами. Вызывать радостное настроение от совместного творчества. 3 «Галстук для папы» Объемная аппликация Вызвать желание поздравить пап с праздником и создать для них общую - коллективную работу. Развитие навыка моделирования одежды. Развитие чувства симметрии, знакомство с новыми цветами и оттенками. Развитие чувства симметрии. Март 1 Сирень Аппликация
объемная Учить видеть красоту натюрморта и разнообразие цветов, общий колорит; передавать цветы в аппликации, подбирать сочетания цвета и его оттенка в изображении сирени; создавать коллективно объёмную композицию. 3 «Ваза для мамы» Художественный труд Познакомить детей с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой, показав его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; воспитывать умение договариваться между собой о содержании и технике. Развитие знаний о дизайне интерьеров Апрель 1 «Стаканчики для карандашей» Художественный труд Развитие навыка по выполнению украшений для интерьера. Закрепление знаний цветов и их оттенков. 3 Разноцветный полет Аппликация
Закреплять умение вырезать симметричное изображение бабочки из бумаги, сложенной вдвое, симметрично располагать узор на крыльях. Поощрять оригинальный подход к работе. Развивать интерес к коллективной работе.
Элементы дизайна вводятся практически во всех видах продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации, конструировании), т. к.  в этом возрасте ребенок наиболее сензитивен к творчеству, самовыражению своего «Я». Создаваемые образы, выполненные детьми в разных материалах, отличаются индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью.
Обучение технике дизайн – культуры осуществляю поэтапно. Это:
мотивация ребенка на освоение нового способа;
самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым  материалом, новым способом;
использование нового способа при создании художественного образа в самостоятельной или совместной со сверстниками деятельности.
В процессе дизайнерской деятельности дети  знакомятся с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и  новыми технологиями. При восприятии конечного результата своего творчества старшие  дошкольники проявляют активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети должны давать оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.  
Тематика занятий с детьми была очень разнообразна. Это:
архитектурно–художественное моделирование;
дизайн интерьера;
дизайн одежды и украшений;
дизайн посуды.
Рассмотрим каждое из них.
Архитектурно-художественное моделирование:
Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.
Данная задача решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомятся с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей  на занятиях ручным трудом они создают «Домики трех поросят».
Данные работы выполняются из разного материала (картон, бумага, пластиковые флаконы, коробки, бросовый и природный материал).    
Дизайн интерьера:
В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание необходимо обращать на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на  окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций.
Для дизайнерской деятельности дети  создают такие украшения как «Сирень», «Новогодняя елка».
Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить.
Дизайн одежды и украшений:
Особое внимание уделяется ознакомлению с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки), декора к спектаклям. Маленькие дизайнеры оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым людям. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей.
Для этого создаются следующие работы: «Галстук для папы»; «Шляпы, короны, кокошники».
Дизайн посуды:
В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая), но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства  в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой  (столовый сервиз, чайный сервиз)  и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера.
Дети создают такие поделки, как «Стаканчики для карандашей», «Ваза для мамы».
Маленькие дизайнеры участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок группам вручаются благодарственные письма с указанием имен родителей и детей.


В результате реализации данной программы:
Дети воспринимают и эмоционально реагируют на художественный  образ:
Используют разные  средства выразительности в передачи произведений  разных видов и жанров;
Эмоционально откликаются на красоту природы, одежды и  убранства  помещений, проявляют интерес к дизайну;
Проявляют индивидуальное творчество в декоративной дизайн-   деятельности.
Дети участвуют в персональных выставках, где представляют свои  работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала.
Художественно- эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности является основой деятельной и саморазвивающейся, творческой личности.
Оценивание сформированности дизайнерского мышления оценивается по следующим критериям (Таблица 2)
Таблица 2
Критерии оценивания сформированности дизайнерского мышления
Раздел
Баллы Критерии оценки Планирование
3 Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других. 2 Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает мнения других. 1 Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого. Оценивание
3 Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда каждого ребенка зависит результат работы) 2 Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд. 1 Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат. Изо-навыки
3 Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами. 2 Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами. 1 Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно. Творчество
3 К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью. 2 Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла. 1 Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. Компоненты дизайнерского мышления
3 Сформированы конструктивность, целесообразность, вариативность, гибкость, чувство стиля и стилевая гармония. 2 Недостаточно развиты конструктивность, целесообразность, вариативность, гибкость, чувство стиля и стилевая гармония. 1 Отсутствуют конструктивность, целесообразность, вариативность, гибкость, чувство стиля и стилевая гармония.
Все баллы суммируются и оцениваются следующим образом:
Высокий уровень дизайнерского мышления – от 15 до 13 баллов.
Средний уровень – от 12 до 8 баллов.
Низкий уровень – от 7 баллов и меньше.
Также отдельно оцениваются следующие показатели:
- цветоразличение;
- знания геометрических форм;
- техническая эстетика;
- чувство симметрии.
1. Ассоциативный тест
Цель: Выявить знание о цветовых оттенках и состоянии цветоразличения (по Башаевой Т.В.)
Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно- белом изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет.
Проводится индивидуально.
Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета
|Горох |Морковь |Виктория |Паук в паутине |
|Цыпленок |Снеговик |Виноград |Солнце |
|Капуста |Ласточка |Бананы |Свекла |
Уровни знаний детей:
Высокий (3б.) уровень: не допустил не одной ошибки
Средний (2б.) уровень: допустил 1-2 ошибки
Низкий (1б) уровень: допустил более 2-х ошибок.

2. Выявление знаний о форме
Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге (по Падалко А.Е.)
Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшения тарелки (аппликация из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы сочетались друг с другом цвета.
Вопросы для анализа по окончании работы:
• Какие геометрические формы использовали?
• Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)?
Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)?
• Сочетаются ли цвета?
Уровни знаний детей:
Низкий (1б): дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.
Средний (2б): дети знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.
Высокий (3б): дети вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

3. Выявление элементов технической эстетики
Цель: Выявление элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает внимание.
Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?
2. Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?
3. Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему?
4. Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?
Уровни знаний детей:
Высокий (3б.) уровень: ребенок обращает внимание на пользу, приносимую предметами, удобство в пользовании, отмечают красоту формы.
Средний (2б.) уровень: ребенок отмечает только красоту предметов, обосновывая тем, что они просто нравятся.
Низкий (1б.) уровень: ребенок не обосновывает свои ответы, не понимает пользы предметов, удобства и красоты.

4.Дорисуй фигуры
Цель: Выявить уровень представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа (Головина Т.Н.)
Задание: даются 3 бланка (21*30) и предлагают дорисовать на них фигуры (квадраты, круги, стрекозы, рыбы). Подчеркивают, что все квадраты (круги, стрекозы, рыбы) одинаковые.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3б.): дети понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры.
Средний уровень (2б.): дети понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке.
Низкий уровень (1б.): уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые изменения ее формы, не понимание принципа работы.

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Использует в работе разные способы ручного труда.

Заключение
Дизайн – означает проектировать, конструировать, творчески для себя выстраивать удобную среду обитания. Соответственно дизайнерское мышление обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Выделяют следующие компоненты дизайнерского мышления: конструктивность; целесообразность; вариативность, гибкость; чувство стиля и стилевой гармонии.
В дизайнерском мышлении выделяется три уровня. Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям старших дошкольников. Стихийное дизайнерское мышление. Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании. Системное дизайнерское мышление. Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности – как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.
В основе дизайнерского мышления лежат творческие способности дошкольников. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др.
Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребенок. Воспитателю необходимо грамотно организовать деятельность ребенка на приобретение их. Художественное творчество невозможно без внутренней активности ребенка. Задача воспитателя – побуждать творческую активность ребенка, развивать его изыскательные качества.
Развитие дизайнерского мышления предполагает развитие всех его компонентов. Развитие конструктивности в какой-то мере происходит и в процессе воссоздания конструкций (т.е. повторения образцов), поскольку ученики их так или иначе рассматривают, анализируют. Однако чем больше осваиваются способы деятельности, тем меньше участвует в ней собственно мышление и тем слабее развиваются его отдельные качества. Значительную роль в этом могут сыграть задания следующих двух типов: на мысленное пространственное преобразование конструкций; на самостоятельную разработку, проектирование вещей.
Художественно-ручной труд предполагает действия с материалами и инструментами, которыми могут быть бумага, ткань, бросовый материал, природный, кисточка и клей, ножницы. Такой вид труда в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: изготовление поделок; украшение своими поделками помещения группы, игровой комнаты, помещения к празднику (детский дизайн). При обучении художественно-ручному труду и детскому дизайну очень важно сформировать интерес и положительную мотивацию к новой для них деятельности.
В данной работе был разработан педагогический проект по развитию дизайнерского мышления на занятиях ручным трудом.
Предлагаемый педагогический проект может быть реализован на базе дошкольного образовательного учреждения в группе старшего дошкольного возраста.
Цель проекта – формирование дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом.
Основные задачи: развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; развивать конструктивность, целесообразность, вариативность, гибкость, чувство стиля и стилевой гармонии; формирование дизайнерского мышления детей; привлекать детей к работе с разнообразными материалами; учить создавать коллективные работы.
Проект может быть реализован в групповой и коллективной форме организации. Проект педагогической деятельности может быть реализован в следующих формах организации: совместная деятельность воспитателя с детьми.
Программа предполагает проведение одного занятия раз в 2 недели на протяжении 7 месяцев. Продолжительность занятия – 20-25 минут. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).
Элементы дизайна вводятся практически во всех видах продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации, конструировании), т. к. в этом возрасте ребенок наиболее сензитивен к творчеству, самовыражению своего «Я». Создаваемые образы, выполненные детьми в разных материалах, отличаются индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью.
В результате реализации данной программы дети воспринимают и эмоционально реагируют на художественный  образ; используют разные  средства выразительности в передачи произведений  разных видов и жанров; эмоционально откликаются на красоту природы, одежды и  убранства  помещений, проявляют интерес к дизайну; проявляют индивидуальное творчество в декоративной дизайн-деятельности. Дети участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала.
Список литературы
Андрeeв В.И. Пeдaгoгикa: Учeб. курс для твoрчeскoгo сaмoрaзвития. – Кaзaнь: Цeнтр иннoвaциoнных тeхнoлoгий, 2000. – 608с.
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности //Начальная школа. – 1994. - №11 – С.22-24
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 327с.
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Педагогика, 1976. – 79с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация "Развивающее обучение". — М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 96с.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 128с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344с.
Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. – М.: Просвещение, 1985. – 247с.
Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда//Начальная школа. – 1989. – № 9. – С.26-27
Кирнос Д.И. Индивидуальность, творческое мышление. – М.: Педагогика, 1992. – 211с.
Коллективное творчество дошкольников / Грибовская А.А. – М.: «ТЦ Сфера», 2005. – 192с.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128с.
Конран Т. Современный дом: искусство дизайна. – М.:"Меджибок" и "Русские словари", 2001. – 231с.
Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы "Художественный труд" (основы дизайнообразования). //Начальная школа. – 1998. – №10. – с.20.
Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992. – 56с.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 448с.
Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79с.
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2002. – 192с.
Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М.: Проф. образование, 1996. – 131с.
Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. – 197с.
Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 144с.
Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 16с.
Сажина Д.С. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. – М.: «ТЦ Сфера», 2007. – 112с.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. – 192с.
Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312с.
Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М.: Просвещение "Владос", 1994. – 216с.








2

Список литературы
1.Андрeeв В.И. Пeдaгoгикa: Учeб. курс для твoрчeскoгo сaмoрaзвития. – Кaзaнь: Цeнтр иннoвaциoнных тeхнoлoгий, 2000. – 608с.
2.Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности //Начальная школа. – 1994. - №11 – С.22-24
3.Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 327с.
4.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Педагогика, 1976. – 79с.
5.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация "Развивающее обучение". — М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
6.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 96с.
7.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 128с.
8.Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344с.
9.Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. – М.: Просвещение, 1985. – 247с.
10.Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда//Начальная школа. – 1989. – № 9. – С.26-27
11.Кирнос Д.И. Индивидуальность, творческое мышление. – М.: Педагогика, 1992. – 211с.
12.Коллективное творчество дошкольников / Грибовская А.А. – М.: «ТЦ Сфера», 2005. – 192с.
13.Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128с.
14.Конран Т. Современный дом: искусство дизайна. – М.:"Меджибок" и "Русские словари", 2001. – 231с.
15.Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы "Художественный труд" (основы дизайнообразования). //Начальная школа. – 1998. – №10. – с.20.
16.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992. – 56с.
17.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 448с.
18.Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79с.
19.Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2002. – 192с.
20.Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М.: Проф. образование, 1996. – 131с.
21.Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. – 197с.
22.Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 144с.
23.Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 16с.
24.Сажина Д.С. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. – М.: «ТЦ Сфера», 2007. – 112с.
25.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. – 192с.
26.Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312с.
27.Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М.: Просвещение "Владос", 1994. – 216с.

Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста

Введение

Путь познания, который проходит ребенок до 7 лет, огромен. В это время он много узнает о мире. Его сознание не просто заполнено определенные образы, идеи, но характеризуется некоторыми восприятие целостного и осмыслением окружающей его действительности.

Несмотря на то, что проблеме исследовании уровня развития мышления дошкольников уделено много внимания, до сих пор это остается актуальным. Актуальность ее заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут существенно повлиять на выбор методов обучения последующем дошкольном этапе учебной деятельности.

Дошкольное детство-это лучший период в психическое развитие ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Так оказалось, что дети могут успешно познать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но их внутренние существенные связи. И это необходимая основа для развития мышления вообще.

Игра теснейшем образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является деятельностью, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность играть именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не стали привычными. Как результат, в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет.

Для разработки эффективной работы в ДОУ, направленной на развитие у детей наглядно-образного мышления, необходимо исследовать факторы, влияющие на это развитие.

Тема исследования "Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста".

Предметом исследования является процесс развития ясно-образного мышления старших дошкольников.

Узнать стоимость работы