Госаппарат Цинского периода.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Востока
  • 3535 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 20.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Краткая характеристика Цинского периода в истории Китая
2.Особенности деятельности государственного аппарата Цинского периода
2.1.Структура и функции госаппарата
2.2.Работа и взаимодействие органов госаапарата и предпосылки реформ в конце XIX в.
2.3.Реформирование госаапарата в конце XIX – начале ХХ вв.
3.Развитие права в Цинский период как одно из направлений деятельности госаппарата
3.1.Учреждение конституционных органов в начале ХХ в.
3.2.Развитие права
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Немалую роль в этом процессе играло усвоение накопленных Западом знаний - в империи издавали огромное количество литературы, посвященной производству ружей, пушек, мин, бомб и взрывчатых веществ в странах Запада.
Давала о себе знать и вторая проблема, о которой уже упоминалось, - ухудшение качества управления, особенно на местном уровне. Требовалось возродить забытые ценности конфуцианства. Правительство, писал один из видных сановников и ученых того времени, опирается на человеческий талант, а талант опирается на образование. [15]
Его единомышленники, исповедавшие неоконфуцианство, открыто призывали восстановить моральные принципы, и в стране вновь стала действовать классическая экзаменационная система. Это тоже было частью процесса «самоукрепления», поскольку, как записал в своем дневнике один из китайских министров, «в свете самоусовершенствования важнейшими задачами, безусловно, являются улучшение управления и поиск ценных талантов; однако следует предпринять и конкретные меры, чтобы научиться отливать пушки, строить пароходы и производить оружие».
Основным препятствием на пути прогресса стали консервативные - если точнее, реакционные - элементы в правительстве Цин. Апеллируя к самому мощному императиву китайского политического мышления, то есть к традиции, они утверждали, что возвеличивать варваров, перенимая у них знания и навыки, значит впадать в ересь и унижаться.
Это приведет к утрате народной поддержки, что воспринималось как первейшая потребность нации. Конфуцианские принципы были несовместимы с утилитаризмом, а конфуцианский космологический миф все наводнения, засухи и землетрясения, случившиеся в те годы, объяснял тем, что западные инновации потревожили духов ветра и воды. Рациональные же доводы сводились к тому, что западная технология, несмотря на все ее достоинства, потребляет ограниченные природные ресурсы, а также создает социальную несправедливость, когда богатый, используя машины, становится еще богаче, а бедный, оставшись без работы, впадает в нищету. Кроме того, любые действия, мотивом которых является только прибыль, в конечном счете приводят к разорению. Поэтому, несмотря на постоянные усилия талантливых министров-реформаторов и мыслителей, процесс равнения на Запад был очень осторожным и медленным.


Основные направления реформ госаппарта


В середине XIX в. существовавшая более двух тысяч лет традиционная административная система Китая начала изменяться, вступив на трудный путь преобразований в направлении модернизации. Вслед за ростом общенационального кризиса росли глубина и размах реформ. В начале XX в. в масштабах всей страны начали осуществляться планы повсеместной модернизации в политике, экономике, образовании, армии.
Особую роль сыграли политические преобразования. В 1901-1911 гг. политическая система Китая подверглась беспрецедентным изменениям. При реформировании государственной структуры за основу был взят «принцип разделения полномочий ведомств и должностных лиц, предприняты попытки постепенного разделения законодательной, исполнительной, судебной власти». [5;160]
Преобразования государственного управления и административной системы государства Цин осуществлялись в несколько этапов.
В 1901 г. цинское правительство выступило с заявлениями о необходимости серьезных изменений в государственном устройства. Подготовка преобразований началась с образовательной сферы.
В 1903-1905 гг. были проведены изменения в государственной администрации, образован ряд новых министерств с унифицированной организацией руководства и строго определенными функциями. В 1905 г. было принято решение о подготовке конституционной реформы, созданы государственные органы, ответственные за сбор и анализ мнений общественности по поводу введения конституции, а также за подготовку рекомендаций двору. В страны с конституционной формой правления были направлены официальные делегации для изучения их опыта. С принятием указа от 1 сентября 1906 г. о подготовке конституционного правления государственно-административные новации стали одним из аспектов системной реформы.
В 1906-1908 гг. она проходила на уровне как центральных ведомств, так и локальной администрации. Реформы местного управления были нацелены на укрепление вертикали власти и лишали провинциальных губернаторов возможности бесконтрольно распоряжаться на подведомственных территориях. В административном аппарате появлялись специализированные органы, подготавливавшие разделение трех ветвей власти. С 1907 г. на местах стали в официальном порядке создаваться органы местного самоуправления (городские, поселковые и сельские собрания и управы), выполнявшие при местной администрации совещательные и консультативные, а управы - еще и некоторые исполнительные функции.
С 1909 г., при новом правительстве, пришедшем к власти в 1908 г. после кончины императора Цзай Тяня и императрицы Цыси, открылись совещательные комитеты с аналогичными функциями в провинциях.
Реформы в центре и на местах носили не вполне последовательный характер, наряду с министерствами современного для того времени типа сохранялись архаичные учреждения; преобразования местной администрации привели к концентрации власти в руках генерал-губернаторов, контролировавших по несколько провинций, к росту численности чиновничества. Новые власти объявили об ускорении конституционного процесса. Но их неудачные политические решения, в том числе попытки сосредоточения фактической власти в руках маньчжурской знати и дискриминация китайских сановников, а также непопулярные экономические мероприятия лишили династию Цин шансов на продление своего правления.
На всех этапах реформ преобразования мотивировались главным образом задачами укрепления централизованной власти и усиления государства. Ноиски новых моделей административной системы в тех условиях дали толчок конституционному движению, созданию представительных собраний на местах, стимулировали попытки перераспределения власти, создания новых форм управления обществом.
Процесс введения элементов системы управления, которые могли бы открыть путь демократическим преобразованиям, был половинчатым, не получил развития вследствие значительной инертности общества, сопротивления традиционной бюрократической машины, на которую возлагалось проведение реформ, слабости и вялости центральной власти, а также из-за неблагоприятных внешних факторов. Тем не менее в ходе этого процесса формировались новые общественные силы, ощущавшие единство своих интересов, складывались новые социальные связи, повышалось политическое сознание населения, появлялись новые формы общественной и политической организации, приобретался опыт сознательной выработки стратегии социально-политической эволюции Китая.


Учреждение конституционных органов в начале ХХ в.


К началу XX в. Китай все еще сохранял феодальную государственность с традиционной бюрократической организацией власти. Отношения между Императором, народом и чиновничеством формально выглядели следующим образом. Император (Богдыхан) рассматривался как "сын Неба", выражающий его волю и призванный по-отечески заботиться о народе и чиновничестве, причем последнее составляло особую часть китайского общества.
Характерно в этом смысле высказывание, которое встречалось в манифестах при вступлении на престол Императора: "Правление империей поручено одному мне Небом и моими предками, и я рассматриваю счастье моего народа и моих чиновников как свое собственное".[7;6]
«Управлявшая страной маньчжурская императорская династия Дайцинов не стремилась к реформам, в частности и потому, что исходила из превосходства собственного опыта над европейским».[8;343]
Поэтому в Китае в отличие, например, от соседней Японии движения к конституционному строю в XIX в. не наблюдалось.
Однако ситуация изменилась в начале XX в.: неудачные войны с европейскими странами и с Японией, а также восстания населения заставили правительство осознать необходимость реформ. Европейский конституционный опыт был изучен специально посланной для этого в Европу комиссией.
Императорским указом от 20 августа 1906 г. возвещалось о предстоящем введении конституционного правления и соответствующих подготовительных мерах. Строго говоря, именно данный документ следует считать первым камнем в фундаменте китайской конституционной истории.
Затем последовала серия императорских указов, направленных на создание условий для конституционного правления. Были приняты следующие меры:
- учреждена Конституционная палата (16 октября 1906 г.),
-уточнены подготовительные меры (17 сентября 1907 г.),
- определены общие основания конституционных законов, условия и порядок избрания членов парламента и мероприятия до его открытия (27 августа 1908 г.),
- утверждено Положение о Конституционной палате (3 июня 1909 г.).
В этих и некоторых других актах Императором и его окружением была намечена программа преобразований, рассчитанная на 9 лет (с 1908 по 1916 г.) и предшествующая открытию парламента.
По этим проектам вся полнота верховной власти должна была принадлежать Императору, а парламент был задуман как совещательный орган. До созыва парламента был создан особый совещательный орган - Конституционная палата. Несмотря на столь многообещающее название, конституционные вопросы этот государственный орган рассматривать не мог, но на его рассмотрение представлялись бюджет, установление налогов, заключение займов, издание новых законов и отмена старых, а также иные вопросы по распоряжению Императора.
В состав Конституционной палаты входили три категории лиц:
1) выборные, утверждаемые верховной властью (16 человек, принадлежавших к императорской фамилии; 12 представителей титулованных маньчжурских и китайских фамилий; 6 представителей от дальних родственников императорской фамилии; 14 князей и дворян от окраин Китая - Монголии, Тибета и Восточного Туркестана, а также 10 представителей науки и 10 обладателей наибольшего капитала);
2) назначаемые высшими правительственными учреждениями с утверждением их верховной властью (32 чиновника от министерств и высших правительственных учреждений);
3) выборные от населения, утверждаемые самой Палатой (100 представителей из среды членов провинциальных земских собраний, избираемых последними). Всего Палата насчитывала, таким образом, 200 членов.
Половина состава Конституционной палаты, следовательно, не только представляла знать, но и являлась верхушкой правящей элиты, и в определенной степени парадоксально; что Конституционная палата сразу начала требовать сокращения подготовительного периода и созыва парламента.
Следует отметить, что в Указе, который учреждал Конституционную палату было указано, что это временный орган.
На наш взгляд, это показывает, что даже «элита была недовольна проводимой двором политикой. Конституционные реформы были половинчатыми: правительство хотело только придать видимость конституционного правления, но не собиралось выпускать власть из своих рук». [16]
Поэтому представительный орган был задуман как совещательный, а вся полнота власти должна была по-прежнему принадлежать правящей верхушке и ее администрации.

Заключение


1644 г. ознаменовался новым этапом для Китая, этот этап исторического развития государства Цин, который продлился до начала ХХ в. (1911 г.). такой большой хронологический период характеризовался как сохранением традиционной структуры государственной власти, так и ближе к ХХ в. необходимостью ее трансформации.
Важным элементом государственной машины Китая периода государства Цин был Император, который являлся наместником Бога, главной координирующей фигурой госаппарата. Несмотря на то, что император стоял как бы над всеми органами государства мы его включаем в структуру госаапарата, поскольку он оказывал существенное влияние на множество управленческих процессов в Китае. В эпоху государства Цин произошло перераспределение собственности. Император (богдыхан) стал верховным собственником, который делился с родственниками и военачальниками, а также с солдатами и офицерами. На правах завоевателей маньчжуры присвоили себе привилегию на замещение всех должностей. Возникла девятиранговая система чиновничества.
Император являлся фактически главой государства который, обладал особым юридическим статусом, его полномочия носят первичный, непроизводный от какой - либо другой власти характер, он приобретает свой пост как правило по наследству и занимает его пожизненно.
Император является одновременно наместником высшей силы и олицетворением государства, поэтому встав против императора человек встает против него, высшей силы и государства в целом, сосредоточенном в одном лице.
Однако в научной литературе мы обнаружили указания на некоторые ограничения власти императора.
В первую очередь таковыми были как традиции императорского двора, так и традиции в определенных действиях, поведении императора. Он был связан некоторыми обрядами, неисполнение которых являлось не только этико – нравственной стороной, но и могло вызвать кару Неба как высшей силы над императором.
Император был зависем и от других государственных органов, например Юй-ши – это «блюстители общественной нравственности, порядка и законности.
Особое значение в деятельности императора государства Цин имеет использование главой государства религии как инструмента воздействия и власти.
Цзунъ- жэнь - фу или так называемый княжеский приказ служил для управления делами императора, а также его семьи. Данный орган государства, а также чиновники, входящие в него являлись наиболее приближенными к императору.
Структура Цзунъ- жэнь – фу была такова:
председатель Цзунъ- жэнь – фу – или так называемый родовой старшина,
князья Цзунъ- жэнь – фу – их было 4
В государственный аппарат государства Цин входило шесть министерств, которые осуществляли государственное управление в той или иной сфере. Состав министерств был коллегиальный. Каждое министерство состояло из присутствия, канцелярии и нескольких отделений.
В целом в первые годы существования государства Цин структура госаппарата имела традиционный характер, как и ранее, особой эволюции не прослеживалось.
Однако мир не стоял на месте и политическое развитие заставляло трансформировать органы государства Цин. Так, например изменение внешнеполитической ситуации потребовало создание Министерства иностранных дел, которое стало отдельным органом, а до этого внешней политикой занималось Министерство церемоний.
Важное значение среди государственных органов имела Лифаньюань или Палата по делам вассальных владений являлась органом по управлению землями Монголии и Тибета, а затем и другими "вассальными" землями.
Институты ограничения власти императора периода государства Цин следует разделить на две группы: в первую группы относятся институты общественного и церемониального характера, в частности к ним относились общественное мнение и частные церемонии и правила поведения императора. Во вторую группу относятся непосредственно органы государства, в частности – это юй – ши – так называемый цензорат, а также органами децентрализованного управления и высшей специальной комиссией.
Сущность Цензората как ограничителя власти императора заключалась в издании докладов о незаконной деятельности императорской власти. Отметим, что власть императора была достаточно сильна в период государства Цин и многие цензоры, несмотря на свои функциональные обязанности по надзору, все – таки боялись выражать свое мнение и представлять доклады, которые изобличали императора или его семью
В XVII-XVIII в. взаимодействие госаппарата, а конкретно императора и Императорского секретариата и Военного Совета было обусловлено военными конфликтами, завоеваниями Китая. Таким образом, взаимодействие в большей степени относилось к взаимодействию по внешней политике, по выработке тактики военных действий и усилении вооруженных сил того времени.
В конце XIX в. произошло усиление Запада, что существенным образом сказывалось на госаппартае Китая. Однако большинство традиционных структур государственного управления сохранялось.
В Китае периода государства Цин происходило взаимодействие императора и местной власти – генерал – губернаторов и губернаторов. Так, генерал-губернаторы и губернаторы представляли императору доклады о совей деятельности. Однако местная власть некоторым образом тормозила развитие государственной структуры и требовалась ее трансформация.
В ХХ в. происходит понимание госаапаратом необходимости изменения власти, это связано как с внешнеполитической обстановкой, так и с кризисными явлениями в Китае (восстания).
В середине XIX в. существовавшая более двух тысяч лет традиционная административная система Китая начала изменяться, вступив на трудный путь преобразований в направлении модернизации. Вслед за ростом общенационального кризиса росли глубина и размах реформ. В начале XX в. в масштабах всей страны начали осуществляться планы повсеместной модернизации в политике, экономике, образовании, армии.
Особую роль сыграли политические преобразования. В 1901-1911 гг. политическая система Китая подверглась беспрецедентным изменениям. При реформировании государственной структуры за основу был взят принцип разделения полномочий ведомств и должностных лиц, предприняты попытки постепенного разделения законодательной, исполнительной, судебной власти.
Преобразования государственного управления и административной системы государства Цин осуществлялись в несколько этапов.
В 1901 г. цинское правительство выступило с заявлениями о необходимости серьезных изменений в государственном устройства. Подготовка преобразований началась с образовательной сферы.
В 1903-1905 гг. были проведены изменения в государственной администрации,
Затем последовала серия императорских указов, направленных на создание условий для конституционного правления. Были приняты следующие меры:
- учреждена Конституционная палата (16 октября 1906 г.),
-уточнены подготовительные меры (17 сентября 1907 г.),
- определены общие основания конституционных законов, условия и порядок избрания членов парламента и мероприятия до его открытия (27 августа 1908 г.),
- утверждено Положение о Конституционной палате (3 июня 1909 г.).
Достижением реформ начала ХХ в. стало учреждение Конституционной палаты –и были определены общие основания конституционных законов, условия и порядок избрания членов парламента и мероприятия до его открытия.

Список использованной литературы

Источники


Каталог маньчжурских материалов в Париже: рукописи, ксилографы, свитки, эстампажи, оружие // Pang Т.А. Manchu Materials in Paris Manuscripts. Blockprmts Scrolls. Rubbings. Weapons. Wiesbaden, 1998.
Уложение китайской Палаты внешних сношений. Пер. с маньчжур. Липовцов С.В. Том I-II. М.: Тип. Департамента народного просвещения, 1828. т.1, V.

Научная литература

Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М., 2002.
Бруннерт И.С. , Гагельстром В.В. Современная политическая организация Китая. Пекин, 1910.
Ду Бинбин Реформа административного аппарата Империи Цин :1901-1911 гг. // Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. – М., 2006.
Ермаченко И.С. Политика маньчжурской династии Цин в Южной и Северной Монголии в XVII веке. М., 1974.
Китайские манифесты // Восточное обозрение. 1887. № 19.
Крюгер Р. Китай. История страны / Рейн Крюгер [пер. Д. Воронина, Ю. Гольдберга; предисл. К. Королева]. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. С. 434
Намсараева С.Б. Институт наместников цинского Китая в Монголии и Тибете в XVIII веке // Дисс…. на соискание ученой степени к.и.н. – М., 2003. С. 243
Пан Т.А. Маньчжурские письменные памятники по истории и культуре империи Цин XVII-XVIII вв.СПБ., 2006.-228 с
Попов П.С. Государственный строй Китая и органы управления – СПб, 1903
Тихвинский С.Л. Правление в Китае маньчжурской династии Цин // Вопросы истории 1966 - № 9. С. 71-90
Яндай-оол Т.В. Организация судебной власти в Туве во времена Маньчжурской династии [Электронный ресурс]: http://www.jurnal.org/articles/2009/hist10.html



Учебная литература

Графский В.Г. Всеобщая история государства и права – М.: Норма, 2007. С. 353
История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч. Ч. 1. // Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А.Жидкова. – М.: Норма, 2001.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т.4 Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. -Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001.
Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII – начало XX века. М.: Восточная литература, 2005
Иностранная научная литература

Hsieh, Pao Chao. The Government of China (1644-1911). Baltimor, 1925.Стр. 323.
Tsin M. Naation, governance and moderniti in China (Управление и современность в Китае) Canton, 1900-1927. – Stanford (Cal.): Stanford univ. press, 1999.
Zhao Yuntian. Ma Ruheng. Qingdai bianjiang mingzu zhengce jianlun (К вопросу о национальной политике в приграничных землях) – “Qingdai yanjiu”, 1991, №2. С.2.
Zhang Deze. Qingdai guojia jiguan kaolue (Исследование государственных органов периода правления династии Цин). Пекин, 1984











37

Список использованной литературы
Источники

1.Бруннерт И.С. , Гагельстром В.В. Современная политическая организация Китая. Пекин, 1910.
2.Вестник Азии. 1910. № 6.
3.Китайские манифесты // Восточное обозрение. 1887. № 19.
4.Попова П.С. Государственный строй Китая и органы управления – СПб, 1903

Научная и учебная литература

5.Графский В.Г. Всеобщая история государства и права – М.: Норма, 2007. С. 353
6.Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. “История”.– М.: Высш. шк., 1994. Т.1. –495 с.; Т. 2. –495 с.
7.Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И.Батыра. – М.: Юристъ, 1998
8.Ду Бинбин Реформа административного аппарата Империи Цин :1901-1911 гг. // Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. – М., 2006. С. 160
9.История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч. Ч. 1. // Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А.Жидкова. – М.: Норма, 2001.
10.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т.4 Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. — Издатель¬ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001.
11.Крюгер Р. Китай. История страны / Рейн Крюгер [пер. Д. Воронина, Ю. Гольдберга; предисл. К. Королева]. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. С. 434
12.Тихвинский С.Л. Правление в Китае маньчжурской династии Цин // Вопросы истории 1966 - № 9. С. 71-90



Вопрос-ответ:

Какие особенности были характерны для государственного аппарата в Цинском периоде?

Госаппарат Цинского периода отличался высокой степенью централизации и авторитарным характером. Он был построен на принципах власти одного человека – императора, и все органы государственного аппарата были подчинены ему. Отдельные органы госаппарата выполняли определенные функции, но их работа была тщательно контролируема и регулируема центральными властями.

Каковы были структура и функции государственного аппарата в Цинском периоде?

Госаппарат в Цинском периоде состоял из ряда органов, каждый из которых выполнял определенные функции. Например, Секретариат государства занимался ведением делопроизводства и оказанием помощи императору в управлении государством. Жалованный монастырь контролировал деятельность буддийских монастырей. Коллегия общественного порядка осуществляла контроль над обществом и поддерживала общественную дисциплину.

Как осуществлялась работа и взаимодействие органов государственного аппарата в Цинском периоде?

Органы государственного аппарата в Цинском периоде работали по строгой иерархии. Все органы были подчинены императору и выполняли его указания. Взаимодействие органов осуществлялось через передачу информации и приказов по цепочке начиная от императора до низшего звена. Отдельные органы также могли вести совместные совещания и совместно решать определенные вопросы.

Какие реформы были проведены в государственном аппарате в конце XIX - начале ХХ века?

В конце XIX - начале ХХ века в Китае были проведены реформы направленные на модернизацию государственного аппарата. Одним из ключевых изменений было создание конституционных органов, таких как парламент и правительство. Это стало шагом к политической демократии и расширению участия населения в управлении государством.

Какие особенности были в деятельности государственного аппарата в Цинском периоде?

Государственный аппарат в Цинском периоде имел строго иерархическую структуру с явным делением власти на разные органы. Он стремился к централизации и контролю над всем обществом. Также характерными чертами были жесткое подчинение и авторитарный стиль правления.

Как происходило реформирование государственного аппарата в конце XIX - начале ХХ века в Китае?

Реформирование государственного аппарата в конце XIX - начале ХХ века в Китае было связано с желанием усилить и модернизировать государственную машину. В результате проведенных реформ были созданы новые органы власти, введены новые законы и процедуры, которые сделали государственный аппарат более эффективным и адаптированным к новым вызовам.

Как развивалось право в Цинском периоде в Китае?

В Цинском периоде в Китае было совершено значительное развитие права. Были учреждены конституционные органы в начале ХХ века, что сделало правовую систему более формализованной и установлеными. Были приняты новые законы и нормы, усилился контроль правительства над обществом.

Какая структура и функции государственного аппарата в Цинском периоде?

Государственный аппарат в Цинском периоде имел сложную структуру, состоящую из разных органов и подразделений. Ключевые функции включали в себя контроль, руководство и управление различными сферами общественной жизни, такими как административное деление, судебная система, налогообложение, вооруженные силы и т.д.