Повышение компетентности родителей в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Управление дошкольным образованием
  • 8080 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 19.06.2017
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.1 Характеристика понятия компетентность родителей 7
1.2 Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 13
1.3 Развитие компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания во взаимодействии с ДОО 19
Выводы по главе 1 31
2.1 Констатирующий эксперимент 33
2.2 Формирование компетентности родителей в художественно-эстетическом развитии детей 41
2.3 Контрольный эксперимент 56
Выводы по главе 2 62
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 1 72
Приложение 2 74
Приложение 3 75
Фрагмент для ознакомления

Поэтому основным в деятельности ДОО является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятияхУспешность процесса развития художественно-эстетического развития зависит от организации воспитательного процесса в соответствии с возможностями, способностями учащегося и направлена на обеспечение его потребностей. Эта идея заложена в личностно-ориентированном подходе к процессу обучения, в соответствии с которым целью процесса обучения выступает личность учащегосяКомпетентность в данном случае будет расцениваться не только как знания, полученные в теории, но и как умение применять данные знания на практике, а также учет педагогической рефлексии. Компетентность для родителей – несколько отличается от компетентности педагога в педагогическом процессе. Здесь важным элементом становится умение в любой ситуации находить общий язык с ребенком, который будет включать в себя все многообразие как вербальных, так и поведенческих аспектов общения.Исследование осуществлялось, как уже говорилось ранее, в три этапа – контрольный, формирующий и констатирующий. Констатирующий этап был направлен на выявление художественно-эстетической компетенции на начальном этапе эксперимента. По результатам его стало очевидно, что уровень развития компетентности родителей отличается низкими показателями. Это обусловило необходимость проведения формирующего эксперимента. Формирующий этап был направлен на коррекцию и развитие компетенции родителей. Мы организовали работу по двум направлениям, которые, как ожидается, дадут результативность работы в комплексе. Необходимо было проводить просвещение родителей, организовывать родительский клуб, который бы развивал художественно-эстетическую компетентность родителей и организовывал совместные занятия с детьми. Вторым направлением становилась работа с педагогами, которые организовывали просвещение родителей и изготовление материалов для развития художественно-эстетической компетентности. Контрольный эксперимент показал положительную динамику. Большинство из родителей стали интересоваться развитием ребенка, помогать ему в его художественной деятельности. В беседах родители отмечали, что художественная деятельность детей стала для них интересной, они понимали назначение той или иной деятельности, старались сами заинтересовать ребенка. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента, напротив, выявил положительную динамику в деятельности ребенка. Таким образом, результаты проведенного исследования обнаружили положительные изменения. Следовательно, проведенная программа может быть признана успешной.Спасибо за внимание


1. Абакумова, Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся (на материале художественных школ и школ искусств). [Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук /Е.В. Абакумова. — Майкоп, 2011. - 26с.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текс] / В.И.Андреев. - Казань: -Изд-во Казан, ун-та, 2010. — 41с.
3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. Инновационный курс: учеб.-пособие для вузов / В.И.Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2010. - Кн. 1. - 567 с.
4. Бабенко, В.Я. Кризис духовности в постолерантном обществе: причины, проблемы, перспективы [Текст]: тезисы докладов республиканского симпозиума / В.Я. Бабенко. - Уфа: Изд-во БО ОПРАН, 2011.-С. 38-40.
5. Байденко, В. Компетенция в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода [Текст] // Высшее образование в России. - 2014. - № И.-С. 3-14
6. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 536 с.
7. Болотов, В.А. Компетентностная модель: "от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2013. - № 10.-С. 8-14.
8. Бычков, В.В.Эстетика [Текст]: Учебник / В.В.Бычков. - М.: Гардарики, 2014. — 556с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. // Психологический очерк. — М.: Просвещение, 2013. — 92 с.
10. Виноградова, Н.А. Этапы взаимодействия и модели сотрудничества / Н.А. Виноградова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ, 2008.– С. 43-47.
11. Виноградова, Н.А. Педагогическая компетентность как основа воспитательной деятельности родителей / Н.А. Виноградова, М.Ю. Жидкова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей.– М.: МГПИ, 2008.– С. 36-42.
12. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] : моногр. / Н. Ф. Голованова. - СПб.: Спец. лит., 2011.- 190 с.
13. Гладкова, Ю.А. Дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры семьи в условиях дошкольного учреждения [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.А. Гладкова.– М., 2009.– URL: http://www.dissercat.com/content/deyatelnost-doshkolnogo-uchrezhdeniya-popovysheniyu-psikhologo-pedagogicheskoi-kultury-sovr
14. Давыдова, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдова. - Томск: Пеленг, 2014. - 102с
15. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]: Учеб. пособие для вузов по пед. спец. / А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 2011. - 200 с.
16. Жук, O.JI. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета [Текст] / О.Л.Жук // Педагогика. № 3.- 2010.-С. 99- 106
17. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для "студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.
18. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект [Текст] / Э.Ф Зеер. - Изд-во Урал, гос. проф. - пед. ун-та. - Екатеринбург, 2011. -120 с.
19. Зимина, А.Н. Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала [Текст] / А. Н. Зимина// Дошкольное воспитание. - М., 2010, №9. - С. 95-98.
20. 58.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. - 40 с.
21. Зорин, С.С. Креативный и культурологический подходы к формированию у детей художественной культуры [Текст] / С.С.Зорин // Начальная школа: плюс-минус. - 2012. - № 9. - С. 6.
22. Каган, М.С. Эстетика и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе [Текст] / М.С. Каган. - Л.: Знание, 2012. - 32 с
23. Каракозова Н.Ю., Мязина А. И., Кудрина А.А. Учебно-методическое пособие «Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребёнка». – Тольятти: Кассандра, 2012 г. – 116 с.
24. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии [Текст]: курс лекций по филос. педагогики / И.А. Колесникова. - 2-е изд. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011.-288 с.
25. Кузнецова, О.М. Педагогические деловые игры как принцип реализации принципа профессиональной целесообразности [Текст] / О.М. Кузнецова / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб.науч.тр. - Свердловск, 2012. - С. 118-127
26. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1–4 / Т.М. Ковалева, – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.
27. Купецкова Е.Ф. «Семьеведение». Методическое пособие. - ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2012 г. – 88 с
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н.Леонтьев. - М., 2012. - 354с.
29. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования [Текст]. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2012. - 48 с.
30. Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника [Текст] / A.A. Мелик- Пашаев- М.: Прогресс-традиция, 2010. - 271 с.
31. Майер, А.А. Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.– 2014.– №4.– С. 25-33.
32. Микешина Л.А. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С. 228.
33. Мухина, B.C. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-ПРЕСС, 2010.- 352 с.
34. Никитина, Е.Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] / Е.Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2011. - Вып. 6. - С.27 - 36.
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс].– URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
36. Сакулина, Н.П. "Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П.Сакулина, Т:С.Комарова. - М.: Просвещение, 2010 - 208с.
37. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст]/ О. Ск&рлупова, Н.В.Федина // Дошкольное воспитание. 2010. - №8 - С. 127-139.
38. Скоролупова, О. Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О.Скорлупова, Н.ВФедина //Дошкольное воспитание. 2010. - №7 - С. 57-62.
39. Трубайчук, Л.В. Творческое образовательное пространство дошкольного учреждения как средство развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Л.В. Трубайчк, Н.И. Гердт - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - с.71.
40. Хоменко И.А.Образовательные запросы современной семьи. //Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. /Под общей редакцией И.А.Хоменко — СПб. – 2006. С.6-13.
41. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова.– Тула, 2008.
42. Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н. Щербакова.– М., 1998.– 23 с.– URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-psikhologo-pedagogicheskoikultury-roditelei
43. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика [Текст]: Сборник статей. - Москва, 1990.-147с.
44. Эстетическое сознание и процесс его формирования [Текст] / под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Л.Н. - М., 2010
45. Юсов, Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Текст] / Б.П.Юсов // Виды искусства и их взаимодействие.- М., 2001.- С. 8.
46. Яковлев, Е.Г. Эстетика [Текст] / Е.Г.Яковлева, Е.Г.Лазарев. - М.: Гардарики, 2012. - 463 с.
47. Я – компетентный родитель: программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения / под ред. Коломийченко Л.В; Департамент образования города Перми; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.– Пермь, 2009.– 114 с
48. Яковлева, Н. О., Проектирование как педагогический феномен [Электронный ресурс] / Н.О. Яковлева // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU.– URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1 192629613&archive=1196815384&start_from=&ucat=&
49. Lendall Haskell, L. Art in the Early Childhood years. Columbus ;etc.: Merrill, cop. 1979 - XI - 218p.
50. Tatarkiewicz, W. Estetyka sredniowieczna. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1962. S.— 69.

Вопрос-ответ:

Какова роль родителей в художественно-эстетическом развитии дошкольников?

Родители играют очень важную роль в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Они помогают развивать творческое начало в ребенке, прививают интерес к искусству, музыке, литературе. Родители могут поддерживать ребенка во время его творческих занятий, посещать выставки, концерты и т.д. Они могут также читать с ребенком книги, рассказывать стихи, показывать интересные фильмы и многое другое.

Какие особенности художественно-эстетического развития дошкольников можно выделить?

Особенности художественно-эстетического развития дошкольников включают увлечение ребенка рисованием, играми в разные театральные роли, интерес к музыке, пению, танцам. Ребенок начинает проявлять свою творческую активность, учиться наблюдать и анализировать произведения искусства. Он начинает видеть и проникаться красотой, развивается чувство эстетического восприятия мира.

Как можно повысить компетентность родителей в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников?

Для повышения компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников можно проводить различные семинары, тренинги и консультации по данной теме. Также родителям полезно будет посещать выставки и концерты, участвовать в кружках и группах по искусству. Важно, чтобы родители также читали сами книги, смотрели интересные фильмы, слушали музыку, чтобы быть примером для своего ребенка.

Каким образом формируется компетентность родителей в художественно-эстетическом развитии детей?

Компетентность родителей в художественно-эстетическом развитии детей формируется через практическую деятельность, общение с другими родителями и педагогами, анализ своих ошибок и опыта. Родители могут посвящать время изучению основных принципов и методов развития творческого потенциала ребенка, а также применять их на практике при работе с ребенком.

Какие методы повышения компетентности родителей в художественно эстетическом развитии дошкольников применялись в исследовании?

В исследовании применялись различные методы повышения компетентности родителей, такие как проведение тренингов, обучающих семинаров, выдача информационно-методических материалов, а также организация взаимодействия родителей с педагогами детского сада.

Какие особенности художественно эстетического развития дошкольников были выделены в исследовании?

В исследовании были выделены следующие особенности художественно эстетического развития дошкольников: формирование эстетических предпочтений, развитие воображения и фантазии, освоение художественной деятельности, усвоение культурных норм и ценностей.

Какие результаты были получены в итоге проведения констатирующего эксперимента?

В результате проведения констатирующего эксперимента было установлено, что большая часть родителей имеет недостаточные знания и навыки в области художественно эстетического развития детей, что свидетельствует о необходимости развития их компетентности в этой области.

Какой метод был использован для формирования компетентности родителей в художественно эстетическом развитии детей?

Для формирования компетентности родителей в художественно эстетическом развитии детей был использован метод взаимодействия с педагогами детского сада. Родителям была предоставлена возможность общаться с педагогами, получать консультации и рекомендации по развитию эстетического воспитания детей.

Какие результаты были получены в контрольном эксперименте?

В контрольном эксперименте было установлено, что родители, участвующие в взаимодействии с педагогами детского сада и получающие консультации и рекомендации, значительно повысили свою компетентность в вопросах художественно эстетического воспитания детей. Они стали активнее и качественнее включаться в художественно эстетическое развитие своих дошкольников.