Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при стертой дизартрии

  • 80 страниц
  • 28 источников
  • Добавлена 23.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Теоретические подходы к исследованию просодики у детей с дизартрией
1.1.Просодическая сторона речи и ее развитие в онтогенезе
1.2.Симптоматика и механизмы дизартрии
1.3.Структура речевого недоразвития детей с дизартрией
Глава II Состояние просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
2.1.Организация эксперимента исследования
2.2.Методика эксперимента исследования
2.3.Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Грозят пальцем, нельзя- Ая-яй (строго).детям брать спички2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенокМатериал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».Процедура: В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят - одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили...»Заяц - // - (звонким, задорным, чистым голосом).Волк - // - (грубым, низким голосом, с угрозой).Медведь - //- (громким, низким, спокойным).Лиса - // - (мягким, ласковым, хитрым голосом).Критерии оценок:4 балла - правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.3 балла - правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.2 балла - некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.1 балл - выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).0 баллов - невыполнение задания или отказ от задания.11. Обследование речевого дыханияНачинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом.Выделяют 3 типа дыхания:- поверхностное- грудное- нижнереберное.При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном - расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) - при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается наиболее физиологичным.1. Определение типа дыханияМатериал для исследования: состояние покоя, при котором ребенок может сидеть, лежать, стоять.Процедура: Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Руки логопеда будут проверять, как ты дышишь».2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыханиеИнструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».Вдохни носом (понюхай цветок) - выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт.Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).Вдохни ртом (как рыба) - выдохни ртом (погрей руки).Вдохни ртом, а выдохни носом.3. Исследование целенаправленности воздушной струиМатериал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения.Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».- Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.- Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек засвистел.- Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. Задуй свечу с первого раза.4. Исследование силы воздушной струи.Материал для исследования: граненый карандаш, губная гармошка.Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».- Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на него так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой.- Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.Критерии оценки:4 балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.3 балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха.2 балла - диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.1 балл - верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.0 баллов - задание не выполняет.5. Исследование особенностей фонационного дыхания.1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе».1. Девочка рисует цветок.2. Девочка рисует цветок карандашами.3. Девочка рисует красивый цветок карандашами.4. Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки.Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Экспериментатор показывает образец выполнения задания.Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я».Жу-жу-жу - я все лужи обхожу.Ша-ша-ша - наша Маша хороша.Ко-ко-ко - мне до речки далеко.3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда.Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на одном выдохе».4) Воспроизведение короткого стихотворения.Процедура: при прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами, как на празднике».Наша Таня громко плачет,Осень наступила,Уронила в речку мячик.Высохли цветы.Тише, Танечка, не плачь,И глядят унылоНе утонет в речке мяч.Голые кусты.Критерии оценки:4 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший.3 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен.2 балла - речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох.1 балл - речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации.0 баллов - не справляется с заданиями.12. Обследование темпо-ритмической организации речи1. Определение темпа речи ребенкаИзмерение темпа осуществляется у дошкольников со стертой дизартрией при использовании следующих параметров:Единица измерения - слог.Характеристика темпа - количество слогов в определенный промежуток времени (секунду).Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые еще не исправлены. Также для проведения исследований необходим магнитофон и секундомер.Процедура: Ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду.Инструкция № 1: «Слушай предложения и повторяй за логопедом».Мальчик читает книгу.Утром звонко поют птицы.Бабушка вяжет внуку теплые носки.Ваня любит рисовать карандашами.Инструкция № 2. «Ответь на вопросы».Что делает мальчик?Когда поют птицы?Кому вяжут носки?Что любит делать мальчик?Критерии оценки:4 балла - темп норма (4-5 слогов в секунду);3 балла - незначительное отклонение от нормы (± 1 слог);2 балла - убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);1 балл - очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду), очень медленный темп (1-2 слога в секунду);0 баллов - из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов. В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа.2. Исследование восприятия темпа речиМатериал для исследования: Для исследования восприятия различного речевого темпа предварительно ребенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы. Например: заяц бегает быстро - и говорит очень быстро, черепаха ползает медленно - и говорит медленно, ежик ходит спокойно - и говорит спокойно, нормально.Процедура: Ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца - быстрый темп, черепаху - медленный темп, ежика - нормальный темп.Инструкция: «Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно - и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает - и говорит очень медленно, заяц бегает очень быстро - и говорит очень быстро. Сейчас логопед будет говорить предложения, а ты угадай, как говорит логопед и покажи соответствующую картинку».- По веточке ползает длинная гусеница. (медленный темп)- Из-под топота копыт пыль по полю летит. (быстрый темп)- Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)- В лесу дети собирали грибы и ягоды. (нормальный темп)- У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)- Зимой дети любят кататься на санках и коньках. (медленный темп)Критерии оценки:4 балла - задание выполняет верно.3 балла - ошибается, но после повтора предложения исправляет ошибки.2 балла - после повторного произнесения предложения ошибки не исправляет.1 балл - путается, не соотносит с картинками.0 баллов - задание недоступно.3. Исследование воспроизведения отраженного темпа речиМатериал для исследований: воспроизведение предложений с различной темповой организаций за логопедом отраженно.Процедура: Ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом.Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за логопедом предложения точно так же».- Весной тает снег и бегут ручьи. (нормальный темп)- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)- Самолет построим сами и помчимся над полями. (быстрый темп)- Улитка носит свой домик на спине. (медленный темп)- На море во время шторма очень большие волны. (нормальный темп)Критерии оценки:4 балла - повторил верно.3 балла - убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.2 балла - темп изменяет незначительно.1 балл - темп не может изменять, не управляет темпом.0 баллов - задание недоступно.4. Самостоятельное управление темпом речиСамостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.Процедура: При предъявлении различных картинок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.Инструкция: «Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху - читай медленно, увидишь ежа - читай нормально, спокойно».КартинкиМой веселый звонкий мяч,ЧерепахаТы куда пустился вскачь?ЁжСиний, красный, голубой,ЗаяцНе угнаться за тобой.ЧерепахаКритерии оценки: (см. задания № 3)Примечания:1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их исправить, но исправление не удается из-за выраженной стертой дизартрии, то это можно отнести к моторному нарушению просодики (условно группа ФН).2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слышит допущенных ошибок и не старается их исправить, то это может быть связано с нарушением слухового внимания и недоразвитием фонематического слуха. Нарушение просодики в этом случае можно отнести к сенсорному уровню (условно группа ОНР).3. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушения просодики определяется у детей со стертой дизартрией, у которых задерживаетсяпроцесс формирования фонематического слуха (условно группа ФФН).Анализ результатов экспериментаКоличественно-качественный анализ результатов по восприятию и обследованию ритма у детей со стертой дизартрией представлен в таблице ().Таблица 1 – Количественный анализ результатов обследования ритма у дошкольников со стертой дизартриейВосприятие ритмаВоспроизведение ритмаСреднее количество балловАлександр Ф.222Александр Б.222Артем Ч.111Валентина Ш.333Среднее количество баллов22В таблице () представлены результаты обследования ритма у дошкольников с ОНР III уровня.Таблица 2Количественный анализ результатов обследования ритма у дошкольников с ОНР III уровняВосприятие ритмаВоспроизведение ритмаСреднее количество балловМария С.222МихаилД.322,5Дмитрий Б.222Степан К.333Среднее количество баллов2,52,25Сравнительная характеристика уровня восприятия и воспроизведения ритма у дошкольников со стертой дизартрией и ОНР III уровня лучше представлена на гистограмме ()Рисунок 1 - Сравнительная характеристика уровня восприятия и воспроизведения ритма у дошкольников со стертой дизартрией и ОНР III уровняВидно, что способность восприятия и воспроизведения ритма у дошкольников с ОНР развита несколько лучше: среднее количество баллов – 2,5 и 2,25 соответственно. Дошкольники со стертой дизартрией показали результаты несколько хуже: 2 и 2 балла, соответственно. Трудности дошкольники данной группы испытывали при одновременном запоминании количества и качества ударов, повторении ритмического рисунка за педагогом без опоры на зрительное восприятие. К тому же у дошкольников обеих групп такие психические функции, как память, внимание, мышление развиты в недостаточной степени, отмечается повышенная утомляемость при выполнении задания. Дошкольникам со стертой дизартрией требовалась дополнительная помощь.Исследование интонации было направлено на умение воспринимать и воспроизводить в импрессивной и экспрессивной речи различные виды интонаций.Количественные результаты по восприятию и воспроизведению интонации у дошкольников со стертой дизартрии представлены в таблице ().Таблица 3– Количественный анализ результатов обследования интонации у дошкольников со стертой дизартриейВосприятие интонацииВоспроизведение интонацииСреднее количество балловАлександр Ф.333Александр Б.322,5Артем Ч.222Валентина Ш.322,5Среднее количество баллов2,52,25В таблице () представлены результаты обследования интонации у дошкольников с ОНР III уровня.Таблица 4Количественный анализ результатов обследования интонации у дошкольников с ОНР III уровняВосприятие интонацииВоспроизведение интонацииСреднее количество балловМария С.333МихаилД.433,5Дмитрий Б.333Степан К.433,5Среднее количество баллов3,53Сравнительная характеристика уровня сформированности интонационного оформления речи представлена на гистограмме ().Рисунок 2 – Сравнительные результаты восприятия и воспроизведения интонации детьми со стертой дизартрией и ОНР III уровняДошкольники со стертой дизартрией достаточно легко справились с дифференциацией повествовательных и вопросительных предложений. Но при выборе предложений с восклицательной интонацией среди предложений с другим типом интонации дошкольники затруднялись. Следует отметить, что дошкольники со стертой дизартрией и ОНР III уровня в недостаточной степени могли воспроизвести интонацию по заданию. Но у дошкольников с ОНР III уровня в произвольной речи все типы интонации присутствуют в речи.При определении интонации в стихотворном тексте дошкольникам со стертой дизартрией требовалось дополнительное время. Скорее всего, это связано с особенностями протекания психических процессов: восприятия, памяти, мышления. При определении границ предложений затруднения были у большинства дошкольников с речевой патологией, т.к. навыки языкового анализа и синтеза развиты в недостаточной мере.Умение воспроизводить интонацию развито менее, чем умение данную интонацию воспринимать. Такое положение касается как детей со стертой дизартрией, так и с ОНР III уровня. Отмечено, что дошкольники со стертой дизартрией более или менее могут повторить интонацию вслед за логопедом (отраженно), тогда как при самостоятельном определении интонации и ее воспроизведении испытывали трудности: требовался дополнительный пример, показ, время на обдумывание предложения, повторение задания.Результаты обследования умения воспринимать и воспроизводить логическое ударение во фразе как основы выразительности речи представлены в таблицах ( и ).Таблица 5– Количественный анализ результатов обследования логического ударения у дошкольников со стертой дизартриейВосприятие логического ударенияВоспроизведение логического ударенияСреднее количество балловАлександр Ф.232,5Александр Б.222Артем Ч.211,5Валентина Ш.222Среднее количество баллов22Таблица 6Количественный анализ результатов обследования логического ударения у дошкольников с ОНР III уровняВосприятие логического ударенияВоспроизведение логического ударенияСреднее количество балловМария С.333МихаилД.433,5Дмитрий Б.333Степан К.322,5Среднее количество баллов3,252,75Анализируя результаты исследования логического ударения, пришли к выводу, что с заданиями, подразумевающими словесную и зрительную опору, дошкольники с речевой патологией справлялись легче. Дошкольникам со стертой дизартрией труднее было выделить смысловое слово в стихотворном тексте. Предположим, что дети старались еще понять смысл стихотворения, а удержание в памяти нескольких заданий для детей данной категории тяжело. При повторении за логопедом фразы дошкольники с ОНР III уровня справились лучше, чем их сверстники со стертой дизартрией. Эти же дошкольники испытывали затруднения при сравнении двух предложений с разным логическим ударением. Детям требовалась зрительная помощь (предметные или сюжетные картинки) или дополнительное повторение логопеда. Не всегда получалось у дошкольников данной группы ответить на предложение, каждый раз выделяя разные слова: предложения звучали либо одинаково, либо дети застревали на предыдущем варианте.Таким образом, сравнительные результаты исследования логического ударения представлены на рисунке (Рисунок 3).Рисунок 3– Сравнительные результаты восприятия и воспроизведения логического ударенияРезультаты исследования модуляций голоса по высоте и силе представлены в таблицах ( и ).Таблица 7– Количественный анализ результатов обследования голоса по высоте и силе у дошкольников со стертой дизартриейМодуляция голоса по высотеМодуляция голоса по силеСреднее количество баллов1. Александр Ф.3332.Александр Б.2223.Артем Ч.121,54. Валентина Ш.232,5Среднее количество баллов22,5Таблица 8– Количественный анализ результатов обследования модуляций голоса по высоте и силе у дошкольниковс ОНР III уровняМодуляция голоса по высотеВоспроизведение логического ударенияСреднее количество балловМария С.333Михаил Д.444Дмитрий Б.333Степан К.343,5Среднее количество баллов33,5Качественный анализ показывает, что дошкольники со стертой дизартрией не в полной мере владеют модуляцией голоса по высоте. Если простые упражнения (показать голосом взрослого животного и детеныша, большой и маленький предмет), вызывали незначительнее затруднения, то задания, направленные на воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках были для дошкольников сложны. Им требовался не только зрительный показ, но и предварительный образец логопеда, выполнения упражнения сопряжено. Основная ошибка - это застревание голоса на высоте, трудности в удержании последовательности повышения - понижения голоса. Дошкольники с ОНР III уровня лучше могут моделировать голос по высоте. Большинство дошкольников данной группы задания выполняли с недостаточной модуляцией голоса: не дотягивали до обозначенной максимальной высоты и не всегда понижали голос.Дошкольники со стертой дизартрией при выполнении заданий, направленных на определение модуляции голоса по силе испытывали значительные трудности, особенно, если задания выполнялись без зрительной опоры и образца логопеда. Было отмечено, что дошкольники звуки, звукосочетания, слова произносили или тихо, или громко, т.е. промежуточный вариант у них отсутствовал. Поэтому большинство дошкольников задание выполняли при сопряженной помощи. Их сверстники с ОНР III уровня достаточно хорошо могли модулировать голос по силе, показывая промежуточные варианты между громко и тихо. Несмотря на это, этим дошкольникам также требовалась помощь, но в минимальных количествах ( предварительный показ, зрительная опора, показ рукой).Обобщенны данные по уровню развития модуляции голоса по высоте и силе представлены на гистограмме ().Рисунок 4 - Сравнительные результаты исследования модуляции голоса по высоте и силеИсследование восприятия тембра голоса было направлено на умение определять характер звучания тона голоса на слух. Количественные результаты представлены в таблицах ( и ).Таблица 9– Количественный анализ результатов обследования тембра у дошкольников со стертой дизартриейВосприятие тембраВоспроизведение тембраСреднее количество балловАлександр Ф.322,5Александр Б.222Артем Ч.211,5Валентина Ш.222Среднее количество баллов2, 251,75Таблица 10 - Количественный анализ результатов обследования тембра у дошкольников с ОНР III уровняВосприятие тембраВоспроизведение тембраСреднее количество балловМария С.333МихаилД.333,5Дмитрий Б.233Степан К.222,5Среднее количество баллов2, 52,75Дошкольники со стертой дизартрией испытывали затруднения восприятия тембра в предложении: не всегда могли правильно распознать удивление и радость, недовольство и грусть, кому принадлежит голос.Половина дошкольников с ОНР III уровня выполняли задания правильно, но в замедленном темпе.В процессе исследования умения воспроизводить тембр, части дошкольникам со стертой дизартрией требовалась значительная помощь, другая часть детей выполняли задание достаточно медленно и старались исправлять недочеты самостоятельно. Вместе с тем, трудности возникали при выражении эмоций с помощью междометий. Такое положение может быть связана с тем, что дети не могли в полной мере представить описываемую ситуацию. В процессе рассказывания сказки «Колобок» дошкольники старались тембром голоса передать действующих лиц.Сравнительные показатели представлены на гистограмме ().Рисунок 5 – Сравнительные результаты восприятия и воспроизведения тембраНа гистограмме видно, что уровень восприятия и воспроизведения тембра у дошкольников с ОНР III уровня выше, чем у их сверстников со стертой дизартрией. Для дошкольников с речевой патологией характерно недостаточное развитие речевого дыхания. Количественные результаты представлены в таблицах ( и ).Таблица 11– Количественный анализ результатов обследования речевого дыхания у дошкольников со стертой дизартрией и ОНР III уровняРечевое дыханиеСреднее количество балловАлександр Ф.22Александр Б.22Артем Ч.22Валентина Ш.22Среднее количество баллов2Таблица 12 - Количественный анализ результатов обследования речевого дыхания у дошкольников с ОНР III уровняРечевое дыханиеСреднее количество балловМария С.33МихаилД.33Дмитрий Б.22Степан К.22Среднее количество баллов2, 5Речевое дыхание нарушено у дошкольников обеих групп. Но если у дошкольников с ОНР III уровня объем речевого дыхания ограничен, в большинстве речевой акт осуществляется на выдохе, то у дошкольников со стертой дизартрией речевой акт может осуществляться как на выдохе, так и на вдохе, тем самым происходит дискоординация дыхания и фонации. Дети с дизартрией говорят в захлеб, с частыми вдохами. Трудности дошкольники со стертой дизартрией испытывали при произнесениииспытывали предложений из 4-5 и более слов, произнесение чистоговорки на выдохе, т.к. выдох неполный и укороченный.Сравнительные результаты представлены на гистограмме ().Рисунок 6 – Сравнительные результаты исследования речевого дыханияНизкий уровень развития речевого дыхания у дошкольников со стертой дизартрией связан, на наш взгляд, с наличием минимальных неврологических симптомов.Результат исследования темпо-ритмической организации речи представлено в таблице ().Таблица 13– Количественный анализ результатов обследования речевого дыхания у дошкольников со стертой дизартрией и ОНР III уровняДошкольники со стертой дизартрией Александр ФАлександр БАртем ЧВалентина Ш.Среднее количество баллов32122Среднее количество баллов3212Дошкольники сОНР IIIуровняМария С.МихаилДДмитрий БСтепан К.32232,5Среднее количество баллов3223Сравнительные показатели нагляднее представлены на гистограмме ().Рисунок 7 – Сравнительные показатели темпо-ритмической организации речиУ половины дошкольников с ОНР III уровня темп речи ниже нормы на 1 слог. У большинства дошкольников со стертой дизартрией темп замедленный. Это может быть связано с недостаточным развитием планирующей функции речи. Затруднения вызывали задания по повторению за логопедом предложений с заданным темпом. Так, Артем Ч. не смог повторить: забыл фразу. Александр Б и Валентина не смогли удержать заданный темп. Значительные затруднения вызвало задание на самостоятельное воспроизведение темпа речи. Александр Б и Валентина Ш. не всегда могли перестроиться на измененный ритм. Лучше всех с заданием справился Александр Ф.Таким образом, уровень развития просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией ниже, чем у дошкольников с ОНРIII уровня (). Рисунок 8 – Сравнительные результаты уровня развития просодической стороны речи у дошкольников с разными речевыми нарушениямиК тому же необходимо отметить, что у детей со стертой дизартрией способность воспринимать компоненты просодической стороны речи развито лучше, чем самостоятельное их воспроизведение. В зависимости от степени нарушения просодических компонентов дошкольников с речевой патологией можно распределить по трем группам:Первая группа – условно группа ОНР. Вошел 1 ребенок со стертой дизартрией (Артем Ч.) , что составило 25 % от общего числа дошкольников со стертой дизартрией. Мальчик не замечает своих ошибок, не слышит допущенных ошибок и не старается их исправить, то это может быть связано с нарушением слухового внимания и недоразвитием фонематического слуха. Нарушение просодики в этом случае отнесли к сенсорному уровню.Вторая группа – условно группа ФФНР.В данную группу вошли 3 дошкольника со стертой дизартрией, что составило 75 % от общего числа детей данного группы. У этих детей задерживается процесс формирования фонематического слуха, нарушения просодических компонентов речи имеют смешанный (сенсомоторный) характер. Дети данной подгруппы отчасти слышат свои ошибки при произношении и при возможности стараются их исправить. Темпо-ритмическая организация речи, речевое дыхание у дошкольников с дизартрией нарушены в большей степени, чем другие компоненты просодики.ЗаключениеИнтонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к вам. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. Просодическая сторона речи включает в себя большое количество компонентов: речевое дыхание, темп, ритм, интонация, речевое дыхание и др. каждый из этих компонентов в онтогенезе формируется и развивается по определенным этапам. В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.Современное общество характеризуется не только высокими достижениями в области науки и техники, но и неуклонным ростом рождения детей с различными речевыми нарушениями. Одним из распространенных речевых нарушений является стертая дизартрия. К тому же данное речевое нарушение исследователи и практики начали выделять сравнительно недавно.Основными симптомами дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Они определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.Поражение фонологического уровня языка в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у отдельных детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование особенностей просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. Для исследования были отобраны 4 дошкольника со стертой дизартрией и 4 дошкольника с ОНР III уровня. У детей со стертой дизартрией нарушаются уже базовые компоненты речевой коммуникации, такие как дыхание, голос, интонация, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности. У дошкольников исследуемой группы в большей степени нарушены темпо-ритмическая организация речи, речевое дыхание. При выполнении заданий дошкольникам со стертой дизартрией требовалось больше времени, помощь в виде зрительных опор, образца и сопряженной речи логопеда.По итогам анализа было выявлено, что у дошкольников со стертой дизартрией уровень просодических компонентов ниже, чем у дошкольников с ОНР III уровня. Такой вывод обусловлен наличием минимальных неврологических симптомов, полученных в натальный и пренатальный периоды.Таким образом, цель работ достигнута, задачи решены.Список литературыАрхипова, Е.Ф.Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007.Бабина Г.В., Идес Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией.- М., 1989Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.,2003Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи - М., 197Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2006.-141c.Власова Т.Д., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.-13c.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.Емельянова Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией //Школьный логопед, 2 (2), 2004 г.Жинкин Н. И. Механизмы речи - М., 1958 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология, 1996. №5.-10c. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология, 2000. №1.-24-26cКопачевская Л. А., Лаврова Е. В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. Библиотека педагога-практика. Ребенок. Ранее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., Воронеж, 2003 Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – СПб., 2004.-с.5Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Изд-во Образование, 1994.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.-5c.Мастюков Е.М. //Логопедия. Учебник для ВУЗов. Под ред. Л.С. Волковой . – М.,2008 – С. 215-221Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985. – 245 с.Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.Словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1996.Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики//Дефектология. — М., 1974. — № 4Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1980.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Экономика, 1997. — С. 240–249.Швачкин Н. Х. Развитие речевых форм младших дошкольников // Вопросы психологии детей дошкольного возраста. – Сборник статей под ред. Леонтьева, Запорожца – М., 1995

1.Архипова, Е.Ф.Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
2.Бабина Г.В., Идес Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией.- М., 1989
3.Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
4.Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.,2003
5.Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи - М., 197
6.Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2006.-141c.
7.Власова Т.Д., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.-13c.
8.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
9.Емельянова Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией //Школьный логопед, 2 (2), 2004 г.
10.Жинкин Н. И. Механизмы речи - М., 1958
11.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990.
12.Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология, 1996. №5.-10c.
13. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология, 2000. №1.-24-26c
14.Копачевская Л. А., Лаврова Е. В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. Библиотека педагога-практика. Ребенок. Ранее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., Воронеж, 2003
15.Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
16.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – СПб., 2004.-с.5
17.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Изд-во Образование, 1994.
18.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.-5c.
19.Мастюков Е.М. //Логопедия. Учебник для ВУЗов. Под ред. Л.С. Волковой . – М.,2008 – С. 215-221
20.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985. – 245 с.
21.Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
22.Словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1996.
23.Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики//Дефектология. — М., 1974. — № 4
24.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1980.
25.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
26.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
27.Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Экономика, 1997. — С. 240–249.
28.Швачкин Н. Х. Развитие речевых форм младших дошкольников // Вопросы психологии детей дошкольного возраста. – Сборник статей под ред. Леонтьева, Запорожца – М., 1995

Оценка уровня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Содержание

Введение.

Глава 1. К проблеме изучения формирования грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией.

1.1 Определение, симптоматика стертой дизартрии.

1.2 Особенности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией.

1.3 Общие и специфические аграмматизмы у детей со стертой дизартрией.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Содержание и организация исследования.

2.1 Цель и задачи исследования.

2.2 Методология исследования.

Глава 3.Особенности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

3.1 Состояние функции словоизменения.

3.2 Состояние функции словообразования.

Выводы по главе 3.

Глава 4. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения) у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

4.1, Игры и упражнения для совершенствования функции словоизменения.

4.2, Игры и упражнения для совершенствования функции словообразования.

Вывод.

Список литературы.

Введение

Грамматика играет важную роль в развитии речи и мышления ребенка, в формировании личности дошкольника. Своевременное формирование грамматической стороны речи является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. По мнению Л. с. Выготского (5), в зависимости от речи быть не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом. Установлено (А. Н. Гвоздев (6); А., Арушанова (1), A. M. Шахнарович (19), что ребенок к началу школьного обучения владеет почти все формы, которые существуют в языке, хотя это "владение" и находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматических значений отдельных морфем, слов, работать с ними и использовать при создании новых слов в период словотворчества, опираясь на чувство языка. Однако, как отмечают исследователи (Н. С.Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева (7), Р. И. Лалаева, Н. В.Серебрякова (10), P. E. Левина (12), у детей с нарушениями речевого развития в той или степени не сформирована система общения, сломал оперирование элементами речи на практическом уровне. Это ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, когда ребенок осознает элементы структуры слов, примеров, моделей, их сочетания и их эксплуатации. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка, а именно функций словоизменения и словообразования.. Учитывая большую степень распространенности такого нарушения, как стертая форма дизартрии (Е. Ф. Архипова, 3) и тот факт, что впоследствии перед детьми встает задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление уровня сформированности операций словоизменения и словообразования у данной категории дошкольников, с целью разработки теоретических обоснований для включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов. В исследованиях ряда авторов (Л. В. Лопатиной (14, 16), Р. И. Мартыновой (17), Н. В.Серебряковой (10), рассматриваются вопросы диагностики и коррекции стертой дизартрии. Ведущими в структуре дефекта речи являются стойкие нарушения звукопроизношения и вторичными - отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической сторон речи. Состояние лексико-грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии колеблется от нормы до выраженного отставания (Л. В. Лопатина (13), Соботович (24). В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях.

Узнать стоимость работы