Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

ДОРАБОТКА КУРСОВОЙ.Ответственность медицинских работников за незаконное прерывание беременности

  • 21 страница
  • 16 источников
  • Добавлена 29.12.2010
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Развитие правового института ответственности за незаконные действия по искусственному прерыванию беременности…………………………………...5
Глава 2 Ответственность за незаконное прерывание беременности……………10
2.1Сложности понятийного аппарата……………………………………...10
2.2 Состав преступления «Незаконное производство абортов»…………12
2.3 Возможность привлечения медицинского работника к гражданско-правовой ответственности…………………………………………………………17 Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...22


Фрагмент для ознакомления

Чувствовала она себя очень плохо, беспокоили сильные боли в низу живота, поднялась температура. Утром она позвонила в клинику, ей посоветовали принять несколько таблеток анальгина. На следующий день бригадой "Скорой медицинской помощи" Н. была госпитализирована в городскую больницу, где в тот же день скончалась. Согласно выводам экспертов, ее смерть наступила от септического шока как осложнения неполного прерывания беременности механическим способом путем внутриматочного инструментального вмешательства с использованием острых плодоразрушающих инструментов, обычно используемых в гинекологической практике при производстве медицинских абортов. В ходе предварительного следствия установили клинику, где Н. была прервана беременность, но достаточных доказательств проведения ей операции определенным врачом-гинекологом собрать не удалось.
Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности за незаконное производство абортов врачей-гинекологов необходимо доказать прямую причинную связь между преступными действиями врача и наступившими общественно опасными последствиями. Специалисты, проводящие судебно-медицинские экспертизы по таким делам, в большинстве случаев категоричных выводов не делают, объясняя это особенностями организма потерпевшей. Заключение эксперта для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, не имеет заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими собранными по делу доказательствами по правилам ст. 88 УПК РФ.
Как видим, уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за незаконное прерывание беременности, нуждается в дальнейшем совершенствовании. В настоящее время этот вопрос для России становится особенно актуальным, поскольку имеет непосредственное отношение к решению важнейшей социальной проблемы. В условиях, когда на протяжении длительного времени в стране смертность значительно превышает рождаемость, государство вправе более эффективно использовать правовые средства (в том числе путем усиления уголовной ответственности за производство криминальных абортов) для решения вопросов регулирования демографической ситуации в стране.
Следует отметить, что названные недостатки статьи 123 УК РФ давно обсуждаются в правовой литературе. На основании выводов ученых и практиков подготовлен законопроект, изменяющий положения об ответственности медицинских работников за незаконный аборт. 11.10.2010 в Государственную Думу РФ он был внесен на рассмотрение. Статью 123 УК РФ предложено изложить в редакции, напрямую предусматривающую ответственность акушеров-гинекологов за незаконный аборт. Кроме того, для единообразного толкования и применения норм законодательства предлагается терминологию статьи 123 УК РФ привести в соответствие с терминологией статьи 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, заменив слово «аборт» словами «искусственное прерывание беременности».
Охрана жизни плода должна начинаться с гестационного срока 22 недели; посягательство на плод, находящийся в утробе матери, с декретируемого момента его внутриутробного развития, должно быть признано убийством; признать необоснованным исключение из состава субъектов уголовно наказуемого деяния в соответствии со ст. 123 УК РФ «Незаконное производство аборта» лиц, имеющих высшее медицинское образование соответствующего профиля; необходимо расширить диспозицию ст. 123 УК РФ и признать незаконным производство искусственного прерывания беременности при наличии противопоказаний к такой манипуляции; при принуждении женщины к производству аборта действия лица, такой аборт производящего, следует квалифицировать по ст. 111 УК РФ, а действия лица, принудившего женщину к аборту, следует квалифицировать как соучастие в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью.
В действующее уголовное законодательство необходимо внести следующие изменения и дополнения. Изложить ст. 123 УК РФ «Незаконное производство аборта», переименовав ее в «Незаконное прерывание беременности» в новой редакции:
«Прерывание беременности с согласия женщины лицом, имеющим высшее медицинское образование соответствующего профиля, производящим искусственное прерывание беременности в нарушение предписаний закона,
- наказывается штрафом в размере от двадцати пяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лег или без такового.
2. Прерывание беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля,
- наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
3. Деяние, предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи, совершенное лицом, ранее судимым за незаконное производство аборта,
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, если они повлекли по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжкого вреда ее здоровью.
- наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Реализация предложенных мероприятий позволит усовершенствовать законодательство в сфере незаконного прерывания беременности, а также в некоторой степени будет способствовать снижению количества незаконных абортов и преждевременных родов.
Заключение

Проведенный анализ законодательства и литературы позволил сделать вывод, что уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за незаконное прерывание беременности, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Во многих странах аборт долгое время рассматривался как одно из тяжких преступлений. К ответственности привлекалось как лицо, его производившее, так и сама женщина, избавившаяся от беременности.
На сегодняшний день почти во всех странах мира разрешается производство абортов в интересах охраны здоровья женщины. И в законодательстве каждой страны предусмотрены медицинские и/или социальные показатели, при наличии которых возможен аборт. Правовой основой разрешения абортов в России в настоящее время является пункт 2 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой «основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения». В соответствии со статьей 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и с согласия женщины – независимо от срока беременности.
В работе сделан вывод, что между используемыми в уголовном праве и медицине понятиями существуют противоречия, что осложняет правильное применение норм об ответственности. В связи с этим в правовой литературе предлагается для определения понятия аборта при квалификации действий виновного по статье 123 УК РФ руководствоваться закрепленным в Основах законодательства положением об искусственном прерывании беременности.
Статья 123 УК РФ предусматривает ответственность за совершение аборта в нарушение правила статьи 36 Основ законодательства. Субъектом данного преступления является лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля, то есть любое лицо, кроме акушера-гинеколога.
Следует отметить, что названные недостатки статьи 123 УК РФ давно обсуждаются в правовой литературе. На основании выводов ученых и практиков подготовлен законопроект, изменяющий положения об ответственности медицинских работников за незаконный аборт. Статью 123 УК РФ предложено изложить в редакции, напрямую предусматривающую ответственность акушеров-гинекологов за незаконный аборт. Кроме того, для единообразного толкования и применения норм законодательства предлагается терминологию статьи 123 УК РФ привести в соответствие с терминологией статьи 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, заменив слово «аборт» словами «искусственное прерывание беременности». Вызывает надежду, что внесенный в Государственную Думу РФ законопроект будет принят в ближайшее время, что, безусловно, положительно отразиться на правоприменительной практике по привлечению к ответственности медицинских работников за незаконное производство абортов.





























Список использованной литературы

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.11.2010) // СПС «КонсультантПлюс».
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (в ред. от 28.09.2010) // Российские вести. 1993. № 174; Собрание законодательства Р. 2010. № 40. Ст. 4969.
Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 // Российская газета. 2007. N 185.
О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности: Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 N 485 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 33. Ст. 3275.
Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 N 736 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 9.
О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2007 № 335 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 44.
Об утверждении инструкций о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности: Приказ Минздрава РФ от 14 октября 2003 г. N 484 // Российская газета. 2003. 9 дек.
Волкова Т. Правовая защита права на жизнь новорожденного// Законность. 2004. № 4. С. 7 - 8.
Капинус О.С., Додонов В.Н. Современная уголовная политика в отношении абортов // Капинус О.С. Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности: Сборник статей. М.: Буквовед, 2008. С. 243 - 262.
Капинус О.С., Додонов В.Н. Незаконный аборт и современное уголовное право // Закон. 2005. № 10. С. 92-101.
Киселева М. Уголовная ответственность за незаконное прерывание беременности // Уголовное право. 2008. № 4. С. 31-35.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Норма-Инфра-М, 2008. - 514 с.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: "Проспект", 2010.-658с.
Крылова Н.Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. М.: Инфра-М, 2006. -112с.
Кулаков В.И., Серов В.Н. Руководство по безопасному материнству. М., 2000. С. 200 - 202.
Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. 4-е изд. Т. 3. М.: Волтерс Клувер, 2007. – 388с
Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. В.И. Покровского. Ульяновск: Книгочей, 1997.
Сергеев Ю.Д., Ломакина И.Г., Канунникова Л.В. Проблемы гражданско-правовой ответственности при оказании медицинской помощи // Российский судья. 2005. № 9. С. 19-22.
Тасаков С., Шумилов А. Искусственное прерывание беременности (аборт). Уголовно-правовые аспекты // Уголовное право. 2004. N 2. С. 68-72.
Шарапов Р.Д. Уголовный кодекс России не беспомощен перед криминальными абортами // Медицинское право. 2006. № 2. С. 47-48.
Эркенова И.В. К истории развития медицинского и уголовно-правового понятия искусственного прерывания беременности // Медицинское право. 2006. № 4. С. 21-24.
Эртель Л.А. О необходимости правового регулирования проблем пренатального периода (постановка проблемы) // Административное право и процесс. 2006. № 3. С. 41-42.




Капинус О.С., Додонов В.Н. Незаконный аборт и современное уголовное право // Закон. 2005. № 10. С. 93.
Киселева М. Уголовная ответственность за незаконное прерывание беременности // Уголовное право. 2008. № 4. С. 32.
Капинус О.С., Додонов В.Н. Современная уголовная политика в отношении абортов // Капинус О.С. Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности: Сборник статей. М.: Буквовед, 2008. С. 247.
Капинус О.С., Додонов В.Н. Современная уголовная политика в отношении абортов. С. 249.
Там же. С. 250.
Юридический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 1.
О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности: Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 N 485 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 33. Ст. 3275.
Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 N 736 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 9.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.11.2010) // СПС «КонсультантПлюс».
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон РФ от 22.07.1993 №5487-1 (ред. от 28.09.2010) // СПС «КонсультантПлюс».
Ожегов С.И., Скворцова Л.И. Словарь русского языка. М.: Оникс; Мир и образование, 2007. С. 18.
Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2001. С. 7.
Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. В.И. Покровского. Ульяновск: Книгочей, 1997. С. 7.
Кулаков В.И., Серов В.Н. Руководство по безопасному материнству. М., 2000. С. 200 - 202.
Киселева М. Уголовная ответственность за незаконное прерывание беременности // Уголовное право. 2008. № 4. С. 35.
http://www.uralweb.ru/news/n352187.html
Тасаков С., Шумилов А. Искусственное прерывание беременности (аборт). Уголовно-правовые аспекты // Уголовное право. 2004. N 2. С. 69.
Волкова Т. Правовая защита права на жизнь новорожденного // Законность. 2004. N 4. С. 7 - 8.
Об утверждении инструкций о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности: Приказ Минздрава РФ от 14 октября 2003 г. N 484 // Российская газета. 2003. 9 дек.
Шарапов Р.Д. Уголовный кодекс России не беспомощен перед криминальными абортами // Медицинское право. 2006. N 2
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: "Проспект", 2010. С.352.
http://nyagan.hmao.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=90
Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Норма-Инфра-М, 2008. С. 278.
Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522 // Российская газета. 2007. № 185.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Лебедева В.М. М.: Юрайт, 2004. С. 322.
Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 // Российская газета. 2007. N 185.
Крылова Н.Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. М.: Инфра-М, 2006. С. 56, 88.
Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. 4-е изд. Т. 3. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 133; Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2005. С. 560.
Шарапов Р.Д. Уголовный кодекс России не беспомощен перед криминальными абортами // Медицинское право. 2006. N 2.
http://www.regnum.ru/news/1334620.html

Список используемой литературы
1.Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 04.10.2010) // Собрание законодательства РФ.1996. № 25. Ст. 2954; 2010. № 41 (2 ч.). Ст. 5192.
3.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (в ред. от 28.09.2010) // Российские вести. 1993. № 174; Собрание законодательства Р. 2010. № 40. Ст. 4969.
4.Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 33. Ст. 3275.
5.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 9.
6.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2007 № 335 «О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 недель» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 44.
7.Приказ Минздрава РФ от 14.10.2003 № 484 «Об утверждении инструкций о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 52.
8.Волкова Т. Правовая защита права на жизнь новорожденного// Законность. 2004. № 4. С. 7 - 8.
9.Капинус О.С., Додонов В.Н. Современная уголовная политика в отношении абортов // Капинус О.С. Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности: Сборник статей. М.: Буквовед, 2008. С. 243 - 262.
10.Капинус О.С., Додонов В.Н. Незаконный аборт и современное уголовное право // Закон. 2005. № 10. С. 92-101.
11.Киселева М. Уголовная ответственность за незаконное прерывание беременности // Уголовное право. 2008. № 4. С. 31-35.
12.Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М.: Норма-Инфра-М, 2008. 514 с.
13. Сергеев Ю.Д., Ломакина И.Г., Канунникова Л.В. Проблемы гражданско-правовой ответственности при оказании медицинской помощи // Российский судья. 2005. № 9. С. 19-22.
14. Шарапов Р.Д. Уголовный кодекс России не беспомощен перед криминальными абортами // Медицинское право. 2006. № 2. С. 47-48.
15.Эркенова И.В. К истории развития медицинского и уголовно-правового понятия искусственного прерывания беременности // Медицинское право. 2006. № 4. С. 21-24.
16.Эртель Л.А. О необходимости правового регулирования проблем пренатального периода (постановка проблемы) // Административное право и процесс. 2006. № 3. С. 41-42.




  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Состояние здравоохранения в российской Федерации
  • 1.1 Нормативно - правовые основы оказания медицинской помощи
  • 1.2 Организация оказания стационарной медицинской помощи населению в российской Федерации и за рубежом
  • Глава 2. Анализ практики Министерства здравоохранения Челябинской области для обеспечения оказания стационарной медицинской помощи населению
  • 2.1 Оценка состояния и управления системы оказания стационарной медицинской помощи населению Челябинской области
  • 2.2 Проблемы в деятельности Министерства здравоохранения Челябинской области по обеспечению медицинской помощи и направление ее совершенствования
  • Вывод
  • Список использованных источников и литературы
  • Введение
  • Актуальность исследования определяется тем, что в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития любой страны, одним из приоритетов государственной политики должно быть сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

    Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными факторами, системообразующими: совершенствование организационной системы, обеспечивающей формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам российской Федерации (в рамках государственных гарантий); развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включая финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации; наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способны решить задачи, поставленные перед здравоохранения российской Федерации.

    указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с модернизацией здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом. Концепция развития здравоохранения в российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования, путем применения системного подхода.

    Объект исследования - Министерство здравоохранения Челябинской области.

    Узнать стоимость работы