Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Технология построения имиджа учителя начальных классов

  • 27 страниц
  • 19 источников
  • Добавлена 20.02.2012
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Теоретический анализ понятий и подходов в исследовании технологии построения имиджа учителя начальных классов
1.1 Теоретические аспекты построения имиджа
1.2 Сущность технологии построения имиджа учителя
1.3 Имидж современного учителя начальных классов
Выводы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Главная характеристика строгого стиля – особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами. С таким стилем несовместимы, например, свитер, мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами.
Итак, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный «прямоугольный» силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.
Учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении .
Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.
Таким образом, как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши «хитрости». Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена «невидимыми чувствительными волосками». Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть, прежде всего, отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней.
Выводы

1. Имидж учителя является отражением ожиданий людей, в сознании которых он сформировался. Соответственно, «имиджевый» фактор имеет свои пределы, и должен подкрепляться реальными делами. В 21 век учитель входит с новым стилем – сотрудничества, и этот стиль становится определяющим и востребованным в имидже современного учителя в представлении общественности.
2. Имидж учителя в представлении учителей начальной школы носит стереотипный, обобщенный, аффективный характер, отражая социальный статус учителя и престижность профессии учителя в обществе.
3. Имидж учителя интегрирует характеристики визуального облика учителя и его личностных качеств, индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, и дифференцирован по возрастным группам, претерпевая психологическую динамику от идеализации (6-7 лет) к реальному осмыслению (10-11 лет) и представлению имиджа учителя, обусловленную возрастом и опытом общения с учителем.
4. Имидж педагога рассматривается нами как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на школьников. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к учителю со стороны общества (каким оно себе представляет педагога как просветителя и носителя нравственного опыта); во-вторых, с позиций учителя – каким он стремится представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.
5. Имидж педагога – это, во многих отношениях, его социально-желательный образ. Для обретения позитивного имиджа человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. «Духовное богатство личности, – считает K.M. Гуревич, – эмоциональное наполнение проявляются через внешнее поведение, внешний облик. Индивид, несущий на лице следы непроходимой дремучести, но призывающий нас прорываться к высотам интеллекта, подозрителен».
6. Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.

Заключение

Сегодня много говорят о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – учитель, врач, политик, актер и т.д. Секрет профессионального успеха напрямую связывают с тем, насколько успешно человеку удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. В чем же отличие имиджа учителя, к примеру, от имиджа политика? По мнению многих педагогов и психологов, в основополагающей функции: способствовать обеспечению высокого качества обучения и воспитания. Имидж учителя рассматривается как составляющая его педагогической техники.
Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж. Каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, – распоряжений, требований к воспитанникам, – служат слово, речь, выразительный жест, мимика. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету.
Визуальный образ учителя «работает» первые пять минут урока, а дальше внимание детей держит личность учителя. Но все, же педагогу необходимо соблюдать общепринятые нормы в одежде, прическе, макияже, чтобы не отвлекать внимание на ненужные детали. Имидж учителя состоит из суммы: визуальный образ (костюм, прическа, манеры, мимика), акустический (тембр, сила голоса, высота, темп речи) и внутренний (темперамент, настроение, способ мышления, духовная практика). В зависимости от того, в какой мере учитель владеет искусством создания своего образа, можно говорить и о педагогическом мастерстве.
Очень важно заниматься собой, своим личностным ростом. Это один из самых надежных способов договориться с другими. Вылечиться от нелюбви к себе – советуют психологи. Научиться управлять своими отрицательными чертами характера. Крик никогда не был эффективным способом общения. Эмоции возникают на острие конфликта, но не помогают решать его. Очень важно отделять личные кризисы и возрастные дефиниции от профессиональной деятельности. Умение управлять своим психическим состоянием – чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией – она тоже входит в педагогическую технику.

Список литературы

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться / Ю.П. Азарова. –М. : Знание, 1989.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманные основы педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. –Мн.: МОДЭК, 1990.
Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-наДону, 1999.
Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6. – 1. – С. 45–53.
Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. – Серия Социология и управление персоналом. – № 3. (19). – М., ГУУ, 2006. – С. 59–63.
Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда / С. Квиллиам. – М. : Ниола – Пресс, 1998.
Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. – Л. : Смысл, 1999.
Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М. : Наука, 2001.
Максимова Р.А. Некоторые особенности восприятия дошкольниками других людей / Р.А. Максимова. – Л. : ЛГУ, 1997.
Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1993.
Поваляева М.А. «Невербальные средства общения» / М.А. Поваляева, О.А. Рутер. – М. : Издательство: «Феникс», 2004.
Попова Ж.Г. Имидж учителя начальной школы : какой цвет выбрать? // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 30–33.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Киев, 2000.
Психологическая подготовка к педагогической деятельности : Практикум: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н. Борисов, О.Г. Ковалев, С.А. Лузгин, А.И. Ушатиков. –М. : Наука, 2002.
Сластенин ВА. Педагогика : Учеб. пособие для / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Педагогика, 2002.
Фадеева Е.И. Тайны имиджа : Учеб. – метод. Пособие / Е.И. Фадеева. – М. : Знание, 2002.
Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. – СПб. : Питер, 2001.
Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя / Н.Д. Хмель. – Алматы, 1998.
Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону, 1999.

Сластенин ВА. Педагогика : Учеб. пособие для / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Педагогика, 2002.

Фадеева Е.И. Тайны имиджа : Учеб. – метод. Пособие / Е.И. Фадеева. – М. : Знание, 2002.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Киев, 2000.

Психологическая подготовка к педагогической деятельности : Практикум: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н. Борисов, О.Г. Ковалев, С.А. Лузгин, А.И. Ушатиков. –М. : Наука, 2002.
Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. – Л. : Смысл, 1999.

Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. – Серия Социология и управление персоналом. – № 3. (19). – М., ГУУ, 2006. – С. 59–63.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Киев, 2000.
Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. – СПб. : Питер, 2001.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Киев, 2000.
Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М. : Наука, 2001.

Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. – Серия Социология и управление персоналом. – № 3. (19). – М., ГУУ, 2006. – С. 59–63.
Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6. – 1. – С. 45–53.
Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. – Л. : Смысл, 1999.

Поваляева М.А. «Невербальные средства общения» / М.А. Поваляева, О.А. Рутер. – М. : Издательство: «Феникс», 2004.
Фадеева Е.И. Тайны имиджа : Учеб. – метод. Пособие / Е.И. Фадеева. – М. : Знание, 2002.

Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда / С. Квиллиам. – М. : Ниола – Пресс, 1998.
Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6. – 1. – С. 45–53.

Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1993.
Попова Ж.Г. Имидж учителя начальной школы : какой цвет выбрать? // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 30–33.

Попова Ж.Г. Имидж учителя начальной школы : какой цвет выбрать? // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 30–33.
Максимова Р.А. Некоторые особенности восприятия дошкольниками других людей / Р.А. Максимова. – Л. : ЛГУ, 1997.

Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону, 1999.
Фадеева Е.И. Тайны имиджа : Учеб. – метод. Пособие / Е.И. Фадеева. – М. : Знание, 2002.

Сластенин ВА. Педагогика : Учеб. пособие для / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Педагогика, 2002.
Максимова Р.А. Некоторые особенности восприятия дошкольниками других людей / Р.А. Максимова. – Л. : ЛГУ, 1997.

Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. – Л. : Смысл, 1999.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманные основы педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. –Мн.: МОДЭК, 1990.

Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6. – 1. – С. 45–53.
Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда / С. Квиллиам. – М. : Ниола – Пресс, 1998.

Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. – Серия Социология и управление персоналом. – № 3. (19). – М., ГУУ, 2006. – С. 59–63.
Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда / С. Квиллиам. – М. : Ниола – Пресс, 1998.

Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. – Л. : Смысл, 1999.













2

1.Азаров Ю.П. Радость учить и учиться / Ю.П. Азарова. –М. : Знание, 1989.
2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманные основы педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. –Мн.: МОДЭК, 1990.
3.Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теори-ях и системах воспитания: Учеб. Пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-наДону, 1999.
4.Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здо-ровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6. – 1. –
С. 45–53.
5.Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. – Серия Со-циология и управление персоналом. – № 3. (19). – М., ГУУ, 2006. – С. 59–63.
6.Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда / С. Квиллиам. – М. : Ниола – Пресс, 1998.
7.Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. – Л. : Смысл, 1999.
8.Левина М.М. Технологии профессионального педагогического об-разования / М.М. Левина. – М. : Наука, 2001.
9.Максимова Р.А. Некоторые особенности восприятия дошкольника-ми других людей / Р.А. Максимова. – Л. : ЛГУ, 1997.
10.Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1993.
11.Поваляева М.А. «Невербальные средства общения» / М.А. Поваляе-ва, О.А. Рутер. – М. : Издательство: «Феникс», 2004.
12.Попова Ж.Г. Имидж учителя начальной школы : какой цвет вы-брать? // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 30–33.
13.Почепцов Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Киев, 2000.
14.Психологическая подготовка к педагогической деятельности : Практикум: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н. Борисов, О.Г. Ковалев, С.А. Лузгин, А.И. Ушатиков. –М. : Наука, 2002.
15.Сластенин ВА. Педагогика : Учеб. пособие для / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Педагогика, 2002.
16.Фадеева Е.И. Тайны имиджа : Учеб. – метод. Пособие / Е.И. Фадее-ва. – М. : Знание, 2002.
17.Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем,
П. Хейвен. – СПб. : Питер, 2001.
18.Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя / Н.Д. Хмель. – Алматы, 1998.
19.Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону, 1999.

РЕФЕРАТ

Тема: "Условия профессионального имиджа педагога".

ВЫПОЛНИЛ:

Саломатина Т. С.

План

Введение

1. Изображение

1.1 Понятие изображения

1.2 Социально-психологический аспект имиджа педагога

1.3 Личность педагога

1.4 Педагогическая этика

2. Модель имиджа педагога

2.1 Визуальная привлекательность

2.2 Вербальное поведение

2.3 Этикет

Вывод

библиография

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, представляет принципиально новые требования к личности учителя.

Актуальность темы исследования индивидуального формирования имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только для учащихся, но и учителя, поощрение креативности, необычности, неординарности. Но, как это случилось прежде, в самом деле, многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной степени. Объяснение может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в этих условиях социально-экономические, так и отсутствие внимания к процессу формирования личности и индивидуальности учителя. Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонично развитого субъекта, у которого качества ума совместить физическое физическое развитие, экстерьер, привлекательный, с хорошими манерами, обладающий адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, которые определяют специфику педагогического труда.

Цель: Помощь учителя в адаптации в условиях реформирования школы.

Задача: Раскрыть основы формирования имиджа педагога.

1. ИЗОБРАЖЕНИЕ

1.1 ПОНЯТИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Каждый человек имеет свой статусный образ жизни. В противном случае, он может быть вызван изображения. Имидж (от англ. image - образ) - это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим уставом.

Несоответствие статусу - это вызов обществу, это противопоставление себя обществу, то, что является разрушительным для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологической гармонии.

Узнать стоимость работы