Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Технология развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

  • 34 страницы
  • 30 источников
  • Добавлена 08.12.2010
800 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста
1.1.Занятия как основная форма организации экологического воспитания у детей дошкольного возраста.
1.2.Развитие творческих способностей детей через воспитание экологической культуры
1.3. Психолого – педагогическая характеристика дошкольников как основа развития экологической культуры
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития творческих способностей дошкольников в экологическом воспитании
2.1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
2.2 Конспекты занятий
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
Вешает каждому ребёнку капельку.
 Воспитатель. Спасибо тебе, Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.
Занятие «В царстве природы»
Цель: 1. Систематизировать экологические знания и представления о родной природе, о животных и растениях леса. Закрепить представления об охране природы.
2. Через диалог и игру открыть идею всеобщей связи явлений животного и растительного мира, увидеть мир, как экологическую систему.
3. Активизировать диалогическую речь детей. Учить сравнивать, обобщать, доказывать свое мнение.
Ход занятия.
1.     Организационный момент.
Дети делятся на две команды, придумывают название, заранее рисуют эмблемы.
Название: «Почемучки».
Девиз: Мы пытливые умы,
                 Мы с вопросами на ты,
                             «Почему?» - вопрос любимый
             Помогает нам расти.
Название: «Мудрецы».
Девиз: Мы почти что «мудрецы»,
Много мы читаем.
Умники и умницы
     Много знать желаем.
2. Викторина 
1.Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятла)
   Какой лесной обитатель сушит на дереве грибы? (белка)
2.Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
   Куда зайцу легче бежать с горы или в гору? (в гору, т.к. у него задние лапы длиннее)
3.Какие грибы растут на пнях? (опята)
   Кто трижды поменяет свое обличье, прежде, чем стать взрослым?  (насекомое: яйцо - куколка - бабочка)
 Приступаем к состязанию. Чтобы понять, как живет лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей. Вижу, вам не терпится поделиться своими знаниями о лесе.
Рассказы - загадки.
1.Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
(Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них)  Еж.
2.У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко - так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, но выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними лапами.
(Его считают большим трусишкой) Заяц.
3.Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух и обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, ежами, зайцами.
(Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост). Лиса.
4.Эта внушительная гора мышц питается в основном растениями, такими как трава, ягоды, корешки. Летом ест землянику, чернику. Насекомые тоже входят в его обычное меню. Он охотится не так часто. Тем не менее, можно увидеть, как он тащит только что убитого лося или даже кабана.
(Он обожает мед). Медведь.
А знаете вы правила поведения в лесу?
Пословицы и поговорки о лесе.
А пословицы и поговорки о лесе вы знаете?
1.Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
2.Врач природы тот, кто леса бережет.
3.Лес - богатство и краса, береги свои леса!
4.Возле леса жить - голоду не видеть.
1.Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!
2.Любить и охранять природу, значит, любить и охранять Родину.
3.Деревья - украшение земли.
4.Чем дальше в лес, тем больше дров.
Следующий конкурс «Отгадывание кроссвордов»
1.Что за коняшка - на ней тельняшка.                               (зебра)
2.Он в берлоге спит зимой
   Под огромною сосной.                 (медведь)
3.Зверька узнаем мы с тобой
   По двум таким приметам,
   Он в шубе серенькой зимой,
   А в рыжей шубе летом.                        (белка)
4.Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.                             (верблюд)
5.За деревьями, кустами
   Промелькнуло будто пламя.
 Промелькнуло, пробежало
 Нет ни дыма, ни пожара.                    (лиса)  
И в заключении конкурс «Отгадай слово»
На картинке спрятались буквы. Найдите их. Расположите в определенном порядке. (природа)
Береги природу, ведь это общее и наше самое главное богатство!
Ребенок                         Озера, леса и поля -
                                       Ведь это же наша с тобою
                                       Навеки родная земля.
                                       На ней мы с тобой родились,
                                       Живем мы с тобою на ней.
                                       Так будем же, люди, все вместе
                                       Мы к ней относиться добрей.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Занятие «Комнатные растения — спутники нашей жизни»
Цели и задачи. Формирование и систематизация знаний детей о комнатных растениях. Повышение познавательной активности детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе эмоционально-чувственного опыта. Закрепление знаний о том, что для роста растений необходимы свет, тепло, плодородная почва (свойства чернозема, глины, песка). Классификация объектов с использованием условных обозначений живой и неживой природы. Освоение действий использования модели – зависимости строения растений от условий жизни. Взаимосвязь растений и человека с условиями жизни в экологических системах. Передача в увлекательной форме информации о комнатных растениях. Построение разных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, распространенных и т.д.). Активизация словаря по теме «Комнатные растения». Развитие наблюдательности, воображения, умения делать выводы, умозаключения. Обучение правилам мышления: от общего – к частному и от частного – к  общему.
Ход занятия.
Предварительная работа:
Совместная работа детей и воспитателя в уголке природы.
1. Эксперименты, опыты
а) с почвой (глина, песок, чернозем);
б) по размножению комнатных растений  разными способами: черенкование, посадка семян, луковиц зефирантеса, посадка кусочков стебля саньсевьеры, листьев бегонии, отростков каланхое;
в) с окрашиванием лепестков хризантемы через стебель;
2. Изучение строения корней растений ( длинный – прямой, мочалка, луковица).
3.  Изготовление и  ведение дневников наблюдений.
4. Чтение произведений о растениях.
5. Экскурсии в зимний сад прогимназии.
6.Рассматривание энциклопедий « Мир комнатных растений»
Мотивация (перед завтраком)
Воспитатель: Дети, я получила интересное звуковое письмо от Феи цветов, из страны, где живут Дюймовочка и прекрасные эльфы. Она просит вас «оживить» ее письмо.
Ход занятия
I. Воспитатель напоминает детям о письме Феи цветов. Она просит вас рассказать
- Любите ли вы комнатные растения;
- Знаете ли, как ухаживать за ними, чтобы они были здоровыми и радовали глаз;
- Почему мы называем их – спутниками нашей жизни? Спешите показать свои знания.
Вокруг себя повернитесь
и в ученых превратитесь. Дети делают круговое
движение вокруг себя. Дети представляются и приглашают гостей на научную конференцию.
Воспитатель: Дорогие друзья! Чтоб  ученым стать, надо много знать. Вы, ребята, не зевайте на вопросы отвечайте!
Мозговая атака:
- Что такое «вращающаяся модель земного шара»?
- Зеленые пятна на глобусе это?
- Где можно встретить растения?
- Как выживают растения в пустыне?
- Твоё любимое растение?
- Почему зигакактус называют «декабристом»?
- Растение – лиана (стендапсус).
- Что надо делать, чтобы  растения не грустили?
(Дети отвечают на вопросы и рассаживаются за столы с табличками: I – «свет», II – «вода», III – «почва», IV – «размножение растений», V – «человек и растение»).
 II.  Воспитатель: Я, корреспондент журнала «Хочу все знать» и от имени наших гостей я буду задавать вам вопросы. Тема конференции «Комнатные растения – спутники нашей жизни».
- Скажите, пожалуйста, господа ученые: «Какие условия необходимы для хорошего роста растений?»
Дети:  «Вода, свет, тепло, плодородная почва…»
Воспитатель - корреспондент: - А что главнее?
Отдел «Вода»
- Мы считаем, что главнее - вода!!!
Слайд № 1

Ученый:          - Обратите внимание! Растениям нужна вода, которую они всасывают через корни. Вода движется по стеблю к листьям, цветку.
Лаборант: - Хотите убедиться, что вода движется по растению. Мы провели опыт:
Поставили в стакан с водой белую гвоздику.
Добавили в воду красной краски.
Через несколько часов цветок стал розовым, потому что вода прошла по стеблю в листья и лепестки.
Слайд № 2 Схема-рисунок.

Корреспондент:
- В какое время года нужно поливать растения каждый день?
Дети:         - Летом, потому что жарко, почва быстро высыхает, растения нуждаются в частом поливе.
Корреспондент:
- Вопрос к отделу «Свет».
- Что объединяет все растения?
Ученый:
- Чудесное вещество «хлорофилл», которое находится в листьях растений.
Корреспондент:
- А что в хлорофилле чудесного?
Лаборант:
- Хлорофилл поглощает свет и помогает растениям правильно питаться, дышать.
Корреспондент:
- А чем дышат растения? Разве у них есть нос, легкие?
Ученый:   
- Растения дышат листьями и корнями. И поэтому нужно чаще протирать листья, опрыскивать их, не накапливать пыль. И обязательно рыхлить почву, чтобы воздух легко проходил к корням.
Корреспондент:
- А что произойдет, если растения лишить света.
Лаборант:
- Растения вянут и погибают, если их оставить в темноте.
Слайд № 3

Темнота враг растений, а свет – друг.
Отдел «Почва». Корреспондент:
- Чем вы можете объяснить значение почвы для жизни комнатных растений?
Ученый:
- Обратите внимание на эти стаканчики, в них разная почва:  в первом – песок, во  втором – глина, в третьем – чернозем. В каждом – растение каланхоэ. Мы  посадили черенки  в один день, но выглядят они по-разному. Сейчас объясним почему.
 Лаборант: проведем опыт: Наливаем воду в стаканчик с глиной и видим, что глина не пропускает воду, а  значит, не пропускает и воздух, а чернозем и песок пропускают. Но песок быстро высыхает и можно сделать вывод, что растениям лучше всего в черноземе, т.к. в нем есть и  песок, и  глина,  и перегной, и  воздух, и соли.
Слайд № 4

Отдел: «Размножение растений»
Корреспондент:
- Скажите, пожалуйста, а может, из желудя вырасти герань?
Ученый:
- Нет, из желудя вырастит только дуб, потому что желудь – это плод дуба. В конце зимы мы посадили семена герани. И убедились, что из семян герани вырастает только герань.
Корреспондент:
- А можно обойтись без семян?
Лаборант:
- Иногда растения растут и  не из семян. Например, новые растения вырастают из луковиц  у каллы, амазонской лилии, зефирантеса…
Корреспондент:
-Значит, я беру луковицу и у меня….
Ученый:
- Если вы возьмете простую луковицу, то у вас не вырастит амазонская лилия, но зеленый лук вырастет обязательно.
Корреспондент:
- А что это за палки?
Лаборант:
- Это не палки, а черенки -  маленькие веточки, которые стояли в воде,  они уже пустили корни и их можно пересадить в почву и вырастит комнатное растение - бегония.
Корреспондент:
- Значит, комнатные растения размножаются?
Ученый:
- Да, размножать комнатные растения можно семенами, черенками, луковицами…
Слайд № 5 - 8

Отдел «Растения и человек»
Корреспондент:
-  Скажите, пожалуйста, похожи ли растения на людей? Чем они похожи?
Дети объясняют по карточкам – символам.

Р          Р          П        Д         Д         Б         У
Р – рождается
Р – растет
П – питается Д – дышит
Д – двигается Б – болеет У – умирает Корреспондент:
-Спасибо, Вам!
- Как замечательно все знать!
Голос Феи:
Вокруг себя повернитесь
И в детишек превратитесь!
Физкультминутка
«Волшебные превращения»
В сад пришел волшебник злой. Он ужасный и большой. Имитация движения волшебника (широкий шаг, изобразить руками в в воздухе огромный живот, злое лицо). Он руками помахал и цветы заколдовал. Руки с раскрытыми ладонями вытянуть вперед ( упражнение « Ножницы») . Но пришли друзья – детишки, Озорные шалунишки. Поворот вокруг себя, разбиться на пары. Стали думать и гадать, как цветы расколдовать. Наконец они решили и растения расселили. Сделать пальцем знак вверх, покачать Головой. Подскоки на месте, хлопки над головой. Игра: «Рассели по планетам»
Игровая ситуация:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Дети по двое  выбирают себе планеты – круги разного  цвета.
Воспитатель: Давайте, ребята, заселим планеты комнатными растениями. Каждая пара получает конверт. В конвертах карточки - «условия жизни».
Рассмотрите свои наборы карточек и назовите, какие условия жизни на ваших планетах.
- А это карточки с условными обозначениями частей растений. Назовем их: корень, стебель, листья. Выберете нужные карточки и составьте из них такое растение, которое сможет жить в условиях вашей планеты.
Воспитатель: - Молодцы! Вижу, что вы любите растения. У нас в группе их много. Как вы думаете, для чего мы их посадили (Ответы детей).
Воспитатель:
- Дети, Составьте вместе с гостями схему пользы комнатных растений для человека и объясните значение символов (Работа в парах).
Слайд  № 10


Занятие "В лаборатории юных ученых"
Цели и задачи. Закреплять знания детей о свойствах воздуха. Развивать отзывчивость и желание делиться с другими своими знаниями. Продолжать развивать познавательный интерес к такому привычному объекту как воздух. Знакомить детей с ещё одним свойством воздуха: удерживать летающие объекты, в частности птиц. Поддерживать интерес детей к экспериментированию. Формировать желание проводить уже знакомые опыты самостоятельно. Уточнить представления детей об охране здоровья.
Дети с воспитателем спускаются в зимний сад. Там сидит Незнайка и чихает. Воспитатель: ребята, посмотрите, кто к нам опять пришёл в гости. Здороваются.
Незнайка: здоровается и чихает.
Воспитатель: Что с тобой случилось Незнайка? Незнайка: Ничего. (Чихает.)
Воспитатель: Ребята, а чем это так пахнет? (Ответы детей) почему же у нас в зимнем саду пахнет духами? Может, быть их кто-то разлил?
Незнайка: Я ничего не разливал. (Крутится, пряча духи за спиной, дети это замечают).
Воспитатель: Для чего ты взял духи? Я их приготовила для проведения опыта.
Незнайка: Мне понравился флакон, и я его понюхал.
Воспитатель: Ребята объясните Незнайке можно ли брать и нюхать неизвестные вещества? (Нет) Почему? (Потому что во флаконе может находиться ядовитое вещество и можно отравиться или получить ожог, у некоторых людей бывает аллергическая реакция на запахи.)
Незнайка: Теперь я больше не буду брать незнакомые флаконы. А то я так расчихался, что у меня даже горло заболело. Что же мне теперь делать? Дети объясняют, что нужно взять цветы ромашки и залить горячей водой, а затем полоскать горло этим раствором.
Незнайка: А как вы узнали, что здесь чем-то пахнет? (Мы почувствовали запах) Но я ведь только тут в уголке побрызгал, а вы стоите далеко.
Дети: Воздух переносит запахи.
Незнайка: А, я вспомнил, когда я был у вас в гостях вы мне о воздухе рассказывали и даже показали игрушки, в которых он есть.
Воспитатель: Тебе понравилось с нами играть? Может, ты и сегодня у нас останешься, а наши ребята тебе опыты покажут.
Незнайка: Конечно, с удовольствием.
Воспитатель: ребята, давайте наденем халаты и приступим к проведению опытов. А поможет нам вот эта схема. Незнайка ты уже видел эту схему, может, ты расскажешь, что здесь изображено? Незнайка отвечает неправильно.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Что обозначает эта схема?
 
Ребёнок рассказывает и говорит, что для проведения этого опыта нужны целлофановые пакеты.
Воспитатель: Возьмите пакеты. Предлагаю устроить соревнование "Кто больше воздуха поймает". (Дети набирают в пакеты воздух) Незнайка и ты возьми пакет и принимай участие в соревновании.
Воспитатель: А теперь расскажите Незнайке, что обозначает эта схема?
 
Дети объясняют Незнайке, что людям, растениям и животным нужен воздух. Затем они приступают к проведению опыта "Люди дышат воздухом" и приглашают Незнайку. (Для опыта используются баночки с водой и соломинки. Дети дуют в соломинку и в воде появляются пузырьки воздуха).
Воспитатель: Объясните, пожалуйста, что обозначает эта схема?
 
Ребёнок объясняет, что воздух бывает холодным и тёплым. Холодный воздух на улице, а тёплый в детском саду.
Незнайка: А что же нагревает воздух в вашем помещении? (Ответы детей) Воспитатель: Незнайка, а можешь ты опустить салфетку в воду, чтобы она не намокла?
Незнайка: Конечно. (Он делает опыт, но салфетка намокает) Ой, что-то не получилось.
Воспитатель: А наши ребята могут опустить салфетку в воду, и она останется сухой. Покажите Незнайке, пожалуйста.
Опыт "Сухой из воды". (Для опыта необходима стеклянная банка, бумажная салфетка, таз с водой. Салфетка помещается в банку, затем банку ровно опускают в таз с водой.)
Воспитатель: Незнайка, ты путешествовал с друзьями на воздушном шаре и, наверное, много интересного видел. Расскажи нам.
Незнайка: Когда мы летели на шаре, я видел много летящих птиц. Но вот никак не мог понять, как они летят по воздуху.
Воспитатель: как вы думаете, что помогает птице летать.(Крылья, хвост) Правильно, крыло птицы большое и плоское. На что оно похоже? (Ответы детей) Вот у нас есть листы бумаги они плоские как крыло птицы. Возьмите по листу и попробуйте отпустить его. Как летит лист? (Ответы детей) А теперь сомните лист и отпустите его. Как он летел? Какой лист дольше держался в воздухе гладкий или мятый? (Гладкий) Почему?
Воспитатель: Правильно, гладкий лист опирается на воздух как крыло птицы и плавно летит. Значит, воздух может удерживать предметы. Давайте, зарисуем это на схеме. (Дети рисуют)
Незнайка: Вы мне опять так много рассказали, а откуда вы знаете так много? (Ответы детей)
Незнайка: Мне было очень интересно с вами проводить опыты, а сейчас я побегу покажу их своим друзьям.
Воспитатель: Предлагаю подарить нашу схему Незнайке, чтобы ему легче было рассказывать и показывать. Дети прощаются с Незнайкой и идут в группу.
Занятие "Путешествие на остров"
Цели и задачи. Формирование основ экологических знаний. Формирование представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, закрепление представления об обитателях водной среды, развитие у детей способности анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; знакомство детей со способами первичной очистки воды, используя подручный материал; формирование умения применять на практике полученные знания; развитие умения составлять связный рассказ по серии сюжетных картин; поощрение использования различных видов техники рисования.
Ход занятия.
На столе глобус с красным флажком.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие на корабле. Куда бы вы хотели поехать? Давайте посмотрим на глобус и выберем (дети подходят к глобусу, выбирают место, замечают красный флажок). А почему здесь красный флажок? Как вы думаете, что обозначает красный цвет?
Дети: Это цвет опасности. Наверное, там что-то случилось.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться на этот остров, узнать, что случилось и попробовать помочь. Но, отправляясь в дальнее путешествие, необходимо взять с собой нужные вещи. Что мы возьмем с собой в дорогу? Подумайте, выберите самое необходимое и сложите в дорожную сумку.
Дети подходят к столу, на котором разложены различные предметы: игрушки, аптечка, школьные принадлежности, компас, карта, спортивный инвентарь и т.д.; выбирают необходимые, на их взгляд, предметы и обосновывают свой выбор.
Воспитатель: Ну что, все готовы? Поднимайтесь на корабль. Давайте скажем волшебные слова.
Все: Раз, два, три – наш корабль вперед лети! (Дети поднимаются на корабль, звучит фонограмма со звуками шума моря.)
Открывается занавес. На импровизированном острове растет пальма, под скалой лежит бутылка, повсюду мусор.
Воспитатель: Кажется, мы прибыли на место. Какой странный остров! Вы что-нибудь слышите? Птицы не поют, никого не видно и грязно кругом. Что же здесь случилось? Вы не видите никаких знаков? Может быть местные жители оставили нам какое-нибудь сообщение ( дети находят записку). Здесь всего одно слово, прочтите его.
Дети (читают): Помогите.
Воспитатель: Здесь какая-то карта. Интересно, что она обозначает? Давайте пройдем по этому маршруту и узнаем (под скалой дети находят конверт с рисунками). Наверно, местные жители хотят сообщить в этих рисунках о том, что случилось (см. рис. 1–5). Давайте попробуем разобраться.





Дети восстанавливают последовательность событий и составляют связный рассказ.
Воспитатель: Теперь мы знаем, что случилось. Давайте подумаем, как мы можем помочь, что нужно сделать?
Дети: Собрать мусор, полить цветы (собирают мусор).
Воспитатель: Молодцы, ребята, порядок навели, а почему вы цветы не полили?
Дети: У нас воды нет, а в водоеме вода грязная.
Воспитатель: Сейчас мы попробуем очистить воду.
Воспитатель: При помощи чего мы очищаем дома водопроводную воду? (При помощи фильтра.) А как в природе происходит очищение воды? ( При помощи песка, камней.) В этом водоеме очень грязная вода. Давайте посмотрим в нашей дорожной сумке, чем еще мы сможем воспользоваться для изготовления фильтра.
Фильтр из песка и мелкого гравия. Песок и гравий насыпают слоями в половину пластиковой бутылки, ее верхнюю узкую часть.
Фильтр из многослойного бинта и кусочка ваты.
Многослойный фильтр: слой ваты, затем бинт, сложенный в 7–8 раз, далее песок и гравий.
Дети пропускают воду через каждый из фильтров, сравнивают полученные результаты, выявляя, какой из фильтров лучше очищает воду. Затем проводят сравнение воды, очищенной во время опыта, с водопроводной водой и делают вывод.
Воспитатель: Конечно, пить эту воду нельзя. Нужна дополнительная промышленная очистка или очистка при помощи специального фильтра, но цветы полить ей мы можем. (Дети поливают растения.) Интересно, откуда взялась вода в водоеме? Где-то должен быть источник. Помните? На картинках было нарисовано, что пираты его засыпали.
Дети ищут источник и очищают его; во время работы раздается пение птиц – фонограмма.
Воспитатель: Ребята, послушайте, птицы вернулись. Как вы думаете, почему?
Дети: Мы собрали мусор, расчистили источник – родничок.
Воспитатель: Какие еще условия нужны птицам, животным и растениям для жизни? (Свет, тепло, вода, корм).
Все ли условия есть на острове? (Да)
Посмотрите, вот еще один водоем, но почему-то он пустой. Давайте заселим его животными и растениями.
Подходят к мольберту на котором расположены листы голубой бумаги с изображением морского дна.
Воспитатель: В качестве шаблона можете использовать свои ладони.
Дети рисуют мелками, принимая за основу свою ладонь.
Воспитатель: Кого вы поселили в этот водоем? (Лебедей, медуз, рыб и др.)
Как вы думаете, зависят ли обитатели друг от друга и как? Составьте цепочку взаимосвязи.

Во время работы появляются аборигены, осматривают остров, источник, удивляются.
Аборигены: Как вам удалось исправить то, что натворили на нашем острове эти ужасные пираты?
Дети рассказывают и показывают, что и как они делали. Аборигены благодарят их за помощь.
Воспитатель: Ну что ж, нам пора возвращаться. Поднимайтесь на корабль. Давайте попрощаемся с островом и его жителями, скажем волшебные слова: “ Раз, два, три – наш корабль домой лети”.
Итог. Воспитатель: Вот мы и дома. Как вы думаете, удалось ли нам помочь жителям острова? Чему вы научились во время путешествия? Что нового узнали? Посмотрите на глобус. Можем ли мы снять красный флажок? Почему?
Выслушивает ответы и рассуждения детей.
Воспитатель: Я думаю, что теперь вы настоящая команда спасателей, и если где-то случится беда, мы снова придем на помощь ...
Детям вручаются кепки с логотипом “Спасатель”.

Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008 – 680 с., с. 256.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002 – 310с., с. 166.
Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ч.1., М., 2008 – 240с., с. 18.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 – 192 с., с. 24.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 – 194 с., с. 31.
Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2006 – 286 с., с. 78.
Столяр А. А. Давайте поиграем. М., 2009 – 180 с., с. 92.
Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 2008 – 319 с., с. 164.
Удальцова. Дидактические игры. Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института. М. 2007 – 285 с., с. 115.
Потапова Л.М. Детям о природе: экология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль, 2007 – 224 с., с. 143.
Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. - 4-е издание испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006 – 420 с., с. 196.









2

Список использованной литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2007.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -2008. №1.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -2006 №11.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - №4. 2008.
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб.: Союз, 2007.
6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 2007.
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание,2009.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2007 №12.
9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 2008 №2.
10. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 2006.
11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание.- 2006 № 7.
11. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -2006 № 9.
12. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2010.
13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология М., 2010.
14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 2008.
15. Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 2007.
16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. – 2009.
17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 2007.
18. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 2008.
19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. – 2006.
20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
21. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание,2008.
22. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 2008.
23. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2006 №5..
24. Психологический словарь. Автор Л.А. Гордон. М., 2008.
25. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2009.
26. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2005.
27. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2006.
28. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 2009.
29. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 2007.
30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М., 2008.

Нетрадиционные художественные техники как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

1. Теоретические основы изучения творческих способности детей в художественной деятельности

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля.

В понимании философии (Бердяев Н. А., Юнг К., Овчинников В. Ф. и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития. Психологи (Богоявленская D. E., Леонтьева А. Н., Пономарев I. A. и другие) считают творчество как продукт мыслительной деятельности.

Л. с. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда не бывшего по плану и воплощению в материальной форме. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и так далее,

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые, причиненный оригинальные продукты, имеющие общественное значение (Андреев . в. и., Козырева Ю. Л., Кудюткин Ю. Г-н. и др.). Исследователи (Веретенникова Л. К., Глухова Ток, Кравчук П. Ф. и др.) рассматривают сущность творчества, как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако, большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда не произошло.

Ряд авторов (Браже Т. Г., Матюшкин A. M., Харламов I. F.) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности.

Выражая общепризнанное понимание творчества И. Б. Гутчин пишет: "Творчество-это целенаправленная деятельность человека, который создает новые ценности, общественный, значение... Творчество содержит в себе элементы новизны и неожиданности".

Узнать стоимость работы