Вам нужна курсовая работа?
Интересует История?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

"Св. Князь Даниил Александрович как военнополитический деятель"

  • 25 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 10.05.2011
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Юные годы Даниила Александровича
2. Политика Даниила Александровича в борьбе за великое княжение братьев Дмитрия и Андрея
3. Расширение владений князя московского Даниила
Заключение
Список использованной литературы:

Фрагмент для ознакомления

А.Кучкин предполагает, что «возможно, Коломна стала частью московской территории уже по смерти Даниила, при его сыне Юрии, который в 1306 г. казнил пленного князя Константина , завладев, вероятно, при этом Коломной. Во всяком случае, к 1336 г. Коломна была уже московской» .
Даниил Александрович держал пленного рязанского князя в чести, даже хотел заключить с ним вечный мир, закрепить его крестным целованием по обычаю того времени и отпустить в Рязань. Но непрекращавшиеся княжеские распри помешали ему сделать это, а после его смерти его старший сын Юрий Данилович убил пленника. Он же послужил причиной мученической кончины тверского князя Михаила Ярославича. Будучи поставлен перед выбором: ехать на верную смерть в Орду, настроенную против него Юрием, или остаться дома и навлечь на Тверь карательную экспедицию татар, князь рассудил так: “По крайней мере буду доволен, если хотя смерть моя успокоит отечество”. Он попрощался с родней, дал последние наставления сыновьям и отправился в Орду. По приговору ханского суда он был жестоко избит, а затем у него, еще живого, вырезали сердце. Людям, принесшим весть о приближении убийц, он сказал: “Ведаю для чего”. Это были последние слова человека, принявшего смерть во имя прекращения татарских нашествий и междоусобной розни.
В 1301 году междоусобица вновь обострилась. В городе Дмитрове был созван очередной княжеский съезд, на котором Даниилу Александровичу удалось заключить мир со своим братом Андреем. Но зато его племянник и двоюродный брат разъехались врагами. Союз распался. Все последующие княжеские сборы ознаменовались ожесточенной борьбой князей. В это время святитель Серапион Владимирский увещевал князей: “Даже язычники, божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих”.
В следующем, 1302 году умер Иван Дмитриевич Переяславский, “тихий и кроткий” бездетный племянник Даниила Московского, который “того бо любяше паче инех”. Князь Иван владел старшим уделом в семье. Переяславское княжество по норме тех времен должно было быть присоединено к территории великого княжества Владимирского. Поэтому великий князь Андрей Александрович послал в Переяславль своих наместников. Но, умирая, князь Иван Дмитриевич «благослови въ свое мѣсто Данила Московскаго въ Переяславли княжити; того бо любляше паче инѣхъ». Московского и переяславского князей связывали тесные союзнические узы, Даниил Александрович неоднократно поддерживал и защищал переяславцев и их князя. Таким образом, Иван впервые в истории русской раздробленности отнесся к своей земле как к частной собственности и завещал ее своему младшему дяде Даниилу Александровичу в обход старшего, Андрея. Это, бесспорно, создало прецедент в государственном праве Руси и показало один из выходов из тупика междоусобной розни и раздробленности русских земель.
Однако волеизъявление Ивана Дмитриевича нарушало права великого князя владимирского на выморочное княжество. Между Даниилом и Андреем Александровичем назревал новый серьезный конфликт.
Видимо, не надеясь на собственные силы и успешную реализацию своих прав, осенью 1302 г. великий князь Андрей в очередной раз отправился в Орду . После его отъезда Даниил Московский действовал решительно и быстро. Переяславское княжество перешло под власть князей из московской династии. Недаром в последующие годы мы видим на переяславском столе старшего сына Даниила, Юрия, а затем, когда Юрий стал московским князем, второго сына Даниила, Ивана Калиту.
Овладение переяславским столом было большим успехом политики Даниила Московского, но успехом последним. Во вторник 5 марта 1303 г. первый московский князь скончался «на Москвѣ в своей отчинѣ, в черньцѣх и в скимѣ». О месте его захоронения существуют две версии. Одна из них восходит к сгоревшей в 1812 г. в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В свое время эту летопись видел Н. М. Карамзин, который сделал из нее выписку о смерти Даниила Александровича. Из нее следует, что местом погребения Даниила послужил Архангельский собор в московском Кремле.
Другая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря. Из двух противоречащих друг другу указаний источников историки отдают предпочтение свидетельству Троицкой летописи как более древнему. Троицкая летопись была составлена, а возможно, даже и переписана в первой четверти XV в., тогда как Степенная книга — памятник эпохи Ивана Грозного. Но говорить приходится лишь о большем правдоподобии уточнения Троицкой летописи, поскольку в ее источнике — летописи типа Лаврентьевской, как можно судить по последней, место погребения князя Даниила не называлось. Поэтому возможно, что приведенное свидетельство Троицкой летописи является пояснением редакторов XV в., когда уже существовала прочная традиция захоронения московских великих князей и их ближайших родичей в кремлевском Архангельском соборе и казалось более чем естественным погребение там и родоначальника династии этих князей.
В XVII в. многие русские князья XIII-XIV веков были объявлены русской церковью святыми. 30 августа 1652г. мощи князя Даниила были обретены и торжественно перенесены в храм Седьми Вселенских Соборов в Даниловом монастыре, а сам основатель московского княжества был причислен к лику святых.
Характер сохранившихся до нашего времени источников позволяет обрисовать только военную и дипломатическую деятельность первого московского князя. О личной, семейной жизни Даниила, о его гражданских акциях данных нет. Единственное исключение — основание московского Данилова монастыря. Современные князю Даниилу источники об этом факте его биографии ничего не говорят. Он известен из рассказов более позднего времени, не отличающихся большой определенностью. Но, проведя исследование В.А.Кучин делает три вывода: :Во-первых, …монастырь был построен первым московским князем Даниилом, а не кем-нибудь из его сыновей в память отца, что в средневековой Руси было делом нередким. Поэтому основание монастыря можно датировать годами жизни Даниила, т. е. временем между 1261 и 1303 г.
Во-вторых, определяется место монастыря — на правом берегу р. Москвы, что в принципе соответствует положению позднейшего Данилова монастыря и сельца Даниловского.
В-третьих, весьма важен факт учреждения в Даниловом монастыре архимандритии. Это знак особого внимания к монастырю его ктитора — князя Даниила, не только основавшего монастырь, но и сделавшего его главным монастырем своего княжества. Не будет, видимо, большой натяжкой утверждать, что в ранний период существования Московского княжества настоятель Данилова монастыря был самым высоким духовным лицом в княжестве». В.А. Кучкин делает также предположение, что возможно, что строительство этого монастыря было частью общих мер князя Даниила по укреплению южных границ Московского княжества, осуществление которых и привело к резкому столкновению в 1300 г. с Рязанью.
Таким образом, «летописи и другие письменные источники сохранили для нас известия о политической, военной и дипломатической деятельности первого московского князя. По ряду его поступков видно, что это был независимый и незаурядный правитель, к концу жизни достигший значительного могущества, оказавший влияние не только на развитие собственного княжества, но и на межкняжеские отношения во всей Северо-Восточной Руси. Гораздо меньше известны внутренняя политика первого московского князя, его экономическая и градостроительная деятельность, отношения с церковью. Однако археологические исследования показывают, что во второй половине XIII в. в Москве происходило интенсивное расширение городской территории, совершенствовалось керамическое производство. Это признаки определенного экономического подъема, приходящиеся на время правления князя Даниила», – подводит итоги известный историк.



Заключение

На протяжении всего своего княжения Даниил Александрович Московский был вынужден участвовать в княжеских усобицах, которые оставались одним из главных бедствий того времени. Но при этом Даниил Александрович Московский стал настоящим владетелем Москвы, строителем и собирателем земель вокруг нее. . Он присоединил к своей вотчине основанный Юрием Долгоруким Переяславль-Залесский, доставшийся ему, по духовному завещанию от Ивана Дмитриевича. Кроме того, он разбил Рязанского князя Константина Романовича, взял его в плен и присоединил к Москве Коломну.
Даниил Александрович был первым из князей, кто жил в городе постоянно, радел в основном за интересы своего удела и не стремился к великокняжескому престолу. Он был одним из тех немногих князей, кто умел решать свои политические задачи без помощи иноземных войск, что позволило избежать новых набегов и разорения русских земель. В своей политике он больше опирался на поддержание мира с родичами ради соблюдения общих интересов.
Время правления князя Даниила Александровича Московского — это и время становления Москвы, как религиозного центра. Начало этому было положено основанием московским князем монастыря в честь преподобного Даниила Столпника, своего небесного покровителя. Даниил Александрович стал первым князем, похороненным в Москве в церкви во имя святого Михаила. Он приготовил свой удел на смену старому стольному городу — Владимиру. Сознавая общие корни всех русских земель, московский князь стал объединять их вокруг своего удела, впервые сделав его центром притяжения в жестокое, нестабильное время.

Список использованной литературы:

Бережков Н. Г. Хронология русского летописания.- М., 1963.
Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI веков.- М., 1993.
Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.- М., 1985.-
Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 –С.12-26.
Кучкин В.А. «Данило Олександрович с москвичи». Как зарождалось могущество Москвы // Родина. -2003. -№ 12.- С. 21-26.
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв.- М 1984.
Насонов А. Н. Монголы и Русь.- М.; Л., 1940.
Янин В.. Л. Новгородские посадники.- М., 1960.

Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 – С.16.
Цит.по: Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 – С.17.
Там же, С.18.
Там же
Там же, С.19.
Бережков Н. Г. Хронология русского летописания.- М., 1963. -С. 114
Там же, С.167.
Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 – С.21.
Цит по:Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 – С.22.
Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.- М., 1985.- С. 199—201.
Цит по: Бережков Н. Г. Хронология русского летописания.- М., 1963. -С. 289.
Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.- М., 1985.- С. 201.
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв.- М 1984. -С. 123
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв.- М 1984. -С.149
Цит по: Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв.- М 1984. -С. 164.
Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940.- С.76.
Цит.по: Бережков Н. Г. Хронология русского летописания.- М., 1963. -С. 351.
Цит.по: Кучкин В.А. «Данило Олександрович с москвичи». Как зарождалось могущество Москвы // Родина. -2003. -№ 12.- С. 24.
Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 – С.25.
Цит по : Янин В.. Л. Новгородские посадники.- М., 1960. -С. 156-157.
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв.- М 1984.-С.68.
Кучкин В.А. «Данило Олександрович с москвичи». Как зарождалось могущество Москвы // Родина. -2003. -№ 12.- С. 23.
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв.- М 1984.- С.67.
Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 –С.21.
Цит по: Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 –С.23.
Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 –С.25.
Кучкин В.А. «Данило Олександрович с москвичи». Как зарождалось могущество Москвы // Родина. -2003. -№ 12.- С. 23.












2

Список использованной литературы:

1.Бережков Н. Г. Хронология русского летописания.- М., 1963.
2.Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI веков.- М., 1993.
3.Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.- М., 1985.-
4.Кучкин В. А.. Первый московский князь Даниил Александрович.//Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1995. - N 1 –С.12-26.
5.Кучкин В.А. «Данило Олександрович с москвичи». Как зарождалось могущество Москвы // Родина. -2003. -№ 12.- С. 21-26.
6.Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв.- М 1984.
7.Насонов А. Н. Монголы и Русь.- М.; Л., 1940.
8.Янин В.. Л. Новгородские посадники.- М., 1960.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и социологии,

Контроль работы

По курсу "история Отечественного"

Тема: Роль православной церкви в возникновении и укреплении единого государства в XIV-XVШ-го века

Выполнил студент I курса

группа 69-73ВТ

Зулькарнаев Р. Ш.

Учитель: Былинкина Г. А.

a Альметьевск 2009

Содержание

Введение

Глава I. Роль русской православной церкви в становлении централизованного государства XIV-XV

Глава II. Влияние русской православной цкркви в развитие российской государственности в XVI-XVIII века

Вывод

Список литературы

Введение

Православие является одной из традиционных конфессий России. Она имеет долгую историю, которая началась с Крещения руси в 988 год. В ближайшие годы, БОР выиграл позицию командира в религиозной жизни страны, которая не ослабевает с делением на единицу княжества. В эпоху, последовавшую за возвышением. и освобождением от ордынского владычества, уверенно рос моральный авторитет церкви и материальное благополучие. Став после падения Византии единственным независимым православным государством, московская русь получила патриарший престол. Между тем, взаимоотношения церкви с государственной властью не всегда развивались гладко, и история полна драмы и, в то же время наполнен глубоким содержанием духовно. Среди личностей Русской православной церкви всех исторических эпох можно найти много примеров подвижничества, героизма и подвига во имя Родины, как в деле объединения страны и борьба с монголо-татарскими захватчиками, так и во время опричного террора и Смутного времени.

Актуальность темы. Московский период был периодом, когда был достигнут пик развития Русской Православной Церкви. Именно в этот период, Церковь получила право экспортировать свои митрополиты, а потом патриархи, понял, теоретически свою миссию главенства в Православном мире, а затем и возглавила его, на самом деле. Русская православная церковь претерпела все тяготы и ужасы татаро-монгольского нашествия, наравне со всем государством. После нашествия положение Русской церкви изменилось. Как и князья русские, она стала вассалом ханов Золотой Орды. Однако русские иерархи получили возможность отстаивать свои интересы в Орде независимо от княжеской власти, что сделало церковь активным участником политической борьбы в России в XIV - XV веках Именно в этот период Церковь способствовала сплочению народа в борьбе за независимость Руси от ордынского владычества, а также идеологически подготовила правителей Московского княжества к миссии собирания русских земель. Таким образом, в политической системе средневековой России церковь занимала одно из главных мест.

Узнать стоимость работы