Развитие навыков письменной речи на срдней ступени обучения ИЯ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 2424 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 23.04.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения письменной речи на средней ступени 5
1.1 Формирование и развитие навыков письменной речи на уроках английского языка 5
1.2 Особенности обучения письму на средней ступени 9
1.2.1 Требования школьной программы к обучению письму на средней ступени обучения иностранному языку 9
1.2.2 Психолого-педагогическая характеристика школьников на средней ступени обучения 12
1.2.3 Лингвистические основы обучения письму на средней ступени 13
Выводы по главе 14
Глава 2 Развитие навыков письменной речи на средней ступени обучения иностранному языку 15
2.1 Особенности развития умений письменной речи в соответствии с требованиями ФГОС 15
2.2 Система упражнений для успешного развития навыков письменной речи на средней ступени обучения иностранному языку 18
Выводы по второй главе 20
Заключение 21
Список литературы 22

Фрагмент для ознакомления

), разбираясь подробно в качестве выполнения письменной части экзамена, предполагающей продуцирование собственного текста в соответствии с предлагаемой коммуникативной задачей, Л.А. Нечаева выясняет, что наибольшее затруднение за весь период вызывает «решение коммуникативной задачи (только 27% тестируемых решают коммуникативную задачу в полном объеме)» [15, с. 7]. Это лишний раз подтверждает насущность оптимизации обучения устной и письменной речи на среднем этапе обучения, где закладывается основа для дальнейшего развития обучающихся.Следовательно, цель обучения письму на среднем этапе остается прежней – «развитие умения фиксировать собственную устную речь в коммуникативных целях» [17, с. 213]. Формулировка цели обучения письму, предложенная Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, концептуально не отличается от предложения Е.И. Пассова. Поскольку содержание обучения письму на среднем этапе отличается «большей информативностью», авторы предлагают использовать аутентичный материал (тексты писем, поздравлений и т.п.) [4, с. 250].При выборе средства обучения письму на уроках английского языка большинство учителей отдают предпочтение системе или комплексам упражнений, которые Е.И. Пассов называет «деятельностным средством». Подчеркивая методическую значимость упражнения, ученый замечает: «Все у нас зависит от того, какие упражнения и как мы выполняем. Это основа нашей технологии, нашего мастерства, наших успехов» [18, с. 91].Таким образом, внедрение ФГОС ООО нового поколения вносит свои коррективы в определение базового уровня общего образования и значимости предмета «Иностранный язык», в компоненты содержания обучения письму. При этом цель и средства остаются пока без изменений. 2.2 СистемаупражненийдляуспешногоразвитиянавыковписьменнойречинасреднейступениобученияиностранномуязыкуПри составлении системы упражнений отечественные методисты руководствуются логикой формирования и развития навыка письменной речи в средней общеобразовательной школе: 1) упражнения, направленные на формирование графических навыков (начальные классы); 2) упражнения для развития навыка составления предложений по образцу и в заданной ситуации (средние классы); 3) упражнения для формирования умения письменной речи (старшие классы) [см. 14, с. 112]. Е.И. Пассов предлагает лишь основной перечень упражнений для развития письма, который включает: списывание; свободные диктанты; написание письма, описание события, составление планов текста для последующего пересказа; составление аннотации. При этом автор призывает различать специальные и неспециальные упражнения. К первым он относит упражнения для развития умения писать; ко второй группе – упражнения с другой целью, но предполагающие письменную форму выполнения задания [17, c. 214].Обучение письму на среднем этапе в работе Е.Н. Солововой представлено как «обучение различным формам записи». Автор предлагает следующие группы упражнений: списывание с дополнительным заданием; выписывание из текста; упражнения на грамматические, лексические, синтаксические трансформации; упражнения на лексическое развитие замысла; на сжатие текста; на расширение текста; составление плана-конспекта [21, c. 200-204].Наиболее полной по составу и разнообразию представляется система упражнений, предложенная Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез. Авторы выделяют две большие группы упражнений для «обучения письменному выражению мыслей»: «подготовительные» и «речевые» [4, с. 256-259]. Основные характеристики каждой группы представлены в табл. 1.Таблица 1Сравнительная характеристика подготовительных и речевых упражненийПодготовительныеупражненияРечевыеупражненияРезультатвыполненияУмения и навыки трансформации, сжатия или расширения, эквивалентной замены, конструирования предложенийУмения передавать главную мысль в письменном высказывании, выбирать способ передачи главной мысли, правильно оформлять текст, соблюдать логику изложенияВидыупражненийУпражнения в преобразовании материала (например, подстановка)Репродукция с использованием формальных опорРасширениеилисокращениепредложенийРепродукция содержания с опорой на текстЗаполнениепропусковнедостающимисловамиПродукция с опорой на изобразительную наглядностьКонструирование предложений (составление сложных предложений из двух простых, описание ситуации с помощью данных слов и словосочетаний)Продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опытОпираясь на труды С.Ф. Шатилова, Н.А. Качалов и А.А. Полетаев в своих работах используют термин «комплекс упражнений» и определяют его, как «последовательность упражнений для обучения частным умениям в рамках одного вида речевой деятельности» [7, c. 145; 19, с. 117]. Возможно, в рамках их частных работ этот выбор оправдан, мы же следуем за Е.И. Пассовым в убеждении, что «важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения» [17, с. 98].Выводы по второй главеРазвитие навыков письменной речи на уроках английского языка в современной общеобразовательной школе обеспечивается: основными положениями ФГОС ООО и ПООП ООО; наличием необходимых условий для осуществления образовательной деятельности; наличием квалифицированных педагогических кадров. Обучение письму можно рассматривать как цель и средство обучения. На среднем этапе обучения иностранным языкам основной целью является формирование умения использовать графические средства иностранного языка для решения коммуникативных задач. В рамках школьного образования большее предпочтение получает системный подход к выбору средств обучения.Система упражнений, предложенная Гальсковой, Гез, представляется наиболее полной и оптимальной для применения на практике.ЗаключениеВ ходе обобщения теоретического материала, посвященного проблеме формирования навыка письменной иноязычной речи, было установлено, что:письменная речь имеет трехуровневую структуру и носит вторичный характер по отношению к устной речи, поэтому обучение письму должно предваряться развитием навыков устной речи и осуществляться последовательно – от обучения графике до обучения передаче собственных мыслей средствами иностранного языка;учащиеся среднего школьного возраста обладают большим внутренним потенциалом, ценят самостоятельность, готовы к сотрудничеству;ведущим подходом к обучению в основной общеобразовательной школе является системно-деятельностный подход;содержание обучения письмув средней общеобразовательной школеопределяется личностными, метапредметными и предметными требованиями ФГОС;основной целью обучения письму на уроках иностранного языка является формирование умения использовать графические средства иностранного языка для решения коммуникативных задач. среди систем и комплексов упражнений для развития навыков письменной речи, наиболее полной и оптимальной для применения на практике представляется система, предложенная Н.Д. Гальсковой иН.И. Гез.СписоклитературыАбрамова Н.С., Зуева Т.А. Причины возникновения речевых ошибок в творческих работах учащихся. // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 207-211.Артешина Л.В. Научно-методические основы подготовки учащихся старших классов к написанию итогового сочинения.// Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 16-19.Габович М.П., Матковская И.Л. Психологические трудности обучения учащихся при написании эссе.// Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: ТЕЗАУРУС, 2013. С. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.Горбунова Е.Н. Исследование письменной речи.// Образование и педагогические науки. 2015. С. 194-197. DOI: 10/17748/2075-9908/2015/7/3/194-197Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.Качалов Н.А. Методическая организация комплекса упражнений по развитию умений говорения и письменной речи.// Вестник ТГПУ. 2013. № 7 (135). С. 143-146.Кащук С.М. Формирование у школьников навыков иноязычной письменной речи с использованием мультимедиатехнологий.// СПО. 2013. № 12. С. 11-14Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Издательство Московского ун-та, 1975. 253 с.Махмудов Ш.А., Никулина Т.Г. Письменная речь как форма речетворческой деятельности.// Известия самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2 (6). С. 1408-1411.Месеняшина Л.А. Письменная речь: обучение или освоение? // С. 83-89.Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография. Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2012. 462 с.Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.Назарова Г.И. Дидактические и психолого-лингвистические факторы построения системы обучения письменной речи.// Филология и культура. 2003. № 1. С. 108-112.Нечаева Л.А. О преемственности в обучении иностранной письменной речи учащихся средней общеобразовательной школы и высшего учебного заведения.// Непрерывное образование: XXI век. 2016. Выпуск 2 (14). С. 1-12. URL: http://LLL21.petrsu.ru (Дата обращения: 15.03.2017)Обучение письму: учебное пособие./ Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 40 с.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.Пассов Е.И. Терминосистема методики, или как мы говорим и пишем. СПб.: Златоуст, 2015. 117 с.Полетаев А.А. Комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредством учебногоблога.// Известия ВГПУ. 2012. С. 117-120.Синельников А.П. Психология обучения иностранным языкам. Харьков: Изд. группа «Основа», 2009. 128 с.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку.// Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.Чуйкова Э.С. О преемственности в подходах к обучению иноязычной письменной речи.// С. 148-152.Нормативные документыПримерная основная образовательная программа основного общего образования./ Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15). 558 с.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 50 с.

Список литературы

1. Абрамова Н.С., Зуева Т.А. Причины возникновения речевых ошибок в творческих работах учащихся. // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 207-211.
2. Артешина Л.В. Научно-методические основы подготовки учащихся старших классов к написанию итогового сочинения.// Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 16-19.
3. Габович М.П., Матковская И.Л. Психологические трудности обучения учащихся при написании эссе.// Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: ТЕЗАУРУС, 2013. С.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
5. Горбунова Е.Н. Исследование письменной речи.// Образование и педагогические науки. 2015. С. 194-197. DOI: 10/17748/2075-9908/2015/7/3/194-197
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
7. Качалов Н.А. Методическая организация комплекса упражнений по развитию умений говорения и письменной речи.// Вестник ТГПУ. 2013. № 7 (135). С. 143-146.
8. Кащук С.М. Формирование у школьников навыков иноязычной письменной речи с использованием мультимедиатехнологий.// СПО. 2013. № 12. С. 11-14
9. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Издательство Московского ун-та, 1975. 253 с.
10. Махмудов Ш.А., Никулина Т.Г. Письменная речь как форма речетворческой деятельности.// Известия самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2 (6). С. 1408-1411.
11. Месеняшина Л.А. Письменная речь: обучение или освоение? // С. 83-89.
12. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография. Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2012. 462 с.
13. Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.
14. Назарова Г.И. Дидактические и психолого-лингвистические факторы построения системы обучения письменной речи.// Филология и культура. 2003. № 1. С. 108-112.
15. Нечаева Л.А. О преемственности в обучении иностранной письменной речи учащихся средней общеобразовательной школы и высшего учебного заведения.// Непрерывное образование: XXI век. 2016. Выпуск 2 (14). С. 1-12. URL: http://LLL21.petrsu.ru (Дата обращения: 15.03.2017)
16. Обучение письму: учебное пособие./ Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 40 с.
17. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
18. Пассов Е.И. Терминосистема методики, или как мы говорим и пишем. СПб.: Златоуст, 2015. 117 с.
19. Полетаев А.А. Комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредством учебного блога.// Известия ВГПУ. 2012. С. 117-120.
20. Синельников А.П. Психология обучения иностранным языкам. Харьков: Изд. группа «Основа», 2009. 128 с.
21. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
22. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку.// Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.
23. Чуйкова Э.С. О преемственности в подходах к обучению иноязычной письменной речи.// С. 148-152.
Нормативные документы
24. Примерная основная образовательная программа основного общего образования./ Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15). 558 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 50 с.

Вопрос-ответ:

Как развивать навыки письменной речи на средней ступени обучения иностранному языку?

Для развития навыков письменной речи на средней ступени обучения иностранному языку рекомендуется использовать различные упражнения, например, написание эссе, составление писем или рассказов. Также важно привлечь учащихся к чтению и анализу текстов, а также проводить коррекцию текстов и обсуждение ошибок с целью повышения качества письменной речи. Необходимо также обратить внимание на развитие лексического и грамматического багажа учащихся.

Какие требования предъявляются школьной программой к обучению письму на средней ступени обучения?

Школьная программа предъявляет требования к развитию навыков письменной речи на средней ступени обучения, например, владение грамматикой и лексикой, умение писать тексты разных жанров и вида. Также важно развивать у учащихся умение аргументировать свои мысли, устанавливать логические связи в тексте и правильно оформлять письменные работы.

Какие особенности обучения письму на средней ступени обучения иностранному языку?

На средней ступени обучения иностранному языку особенности обучения письму заключаются в том, что учащиеся должны не только формировать навыки грамотного и связного написания текстов, но и учиться аргументировать свои высказывания, применять лексико-грамматические конструкции, устанавливать логические связи и обеспечивать тексты необходимыми деталями. Также важно развивать навык адаптации к разным стилям письменной речи и разным форматам письменных работ.

Какие психолого-педагогические характеристики у школьников на средней ступени обучения?

На средней ступени обучения школьники находятся в периоде активного становления своей личности. У них формируются умения думать логически, анализировать информацию, выражать свои мысли и идеи письменно. Важно учесть возрастные особенности школьников и применять методы обучения, которые учитывают их интересы и потребности. Необходимо также обеспечить поддержку и мотивацию для развития навыков письменной речи.

Какие навыки развиваются на уроках английского языка на средней ступени обучения?

На уроках английского языка на средней ступени обучения развиваются навыки письменной речи, включая умение писать тексты различных жанров, использовать языковые структуры и лексику, а также умение осуществлять правильное оформление и структурирование текста.

Какие требования предъявляются к обучению письму на средней ступени обучения иностранному языку?

Школьная программа требует от учеников на средней ступени обучения развитие навыков письменной речи, в том числе умение писать тексты различных жанров с использованием правильных грамматических конструкций и широкого словарного запаса. Также ученикам необходимо уметь организовывать свои мысли и структурировать текст, а также соблюдать правила оформления письменной работы.

Какие особенности обучения письму на средней ступени обучения можно выделить?

Одной из особенностей обучения письму на средней ступени обучения является углубление в изучение грамматических конструкций и лексики, что позволяет ученикам писать более сложные тексты. Также на данной ступени особое внимание уделяется развитию навыков организации и структурирования текста, а также умению использовать различные средства связи и переходов между идеями.

Какие психолого-педагогические особенности имеют школьники на средней ступени обучения?

Школьники на средней ступени обучения находятся в переходном возрасте, характеризующемся формированием личности и активным развитием мышления. Психологические особенности данной возрастной группы влияют на процесс обучения письму, так как ученики становятся способными к абстрактному мышлению и могут анализировать и организовывать информацию.

Какие лингвистические основы используются при обучении письменной речи на средней ступени обучения?

При обучении письменной речи на средней ступени обучения используются лингвистические основы, включающие знание грамматических конструкций и правил оформления текста, а также расширение словарного запаса и развитие навыков использования различных средств связи и переходов между идеями.

Какие навыки развиваются на уроках письма на средней ступени обучения иностранному языку?

На уроках письма на средней ступени обучения иностранному языку развиваются навыки грамотного составления текстов, правильной орфографии и пунктуации, использования различных языковых средств и структур. Также учащиеся учатся строить аргументацию, выражать свои мысли и идеи на письме.