Возможности и пределы правового воздействия на экономику.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 1515 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 12.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Необходимость и цель государственного регулирования экономики
2.Понятие и формы правового воздействия на экономику
3.Особенности правового воздействия на экономику
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Все значимые экономические сферы находятся под пристальным вниманием и контролем, и, тем не менее, происходят дисбалансы, кризисы, провалы, дефолты, инфляция и прочие экономические катаклизмы, которые указывают на ряд интересных и важных для правового регулирования моментов: право, конечно, в состоянии воздействовать и на производственные факторы, и на экономических агентов, и на экономические свободы, в первую очередь на свободу выбора варианта поведения в экономической сфере, однако методы, инструментарий такого воздействия должны быть разными в зависимости от предмета. Итак, функциями права в рыночной экономике можно считать:
1) создание соответствующей правовой базы для поддержания условий функционирования рынка: экономической свободы и ценовой конкуренции;
2) установление "правил игры" для экономических агентов, с одной стороны, стимулируя предпринимательскую деятельность, с другой стороны, учитывая интересы личности, общества, государства. Важной является также деятельность по охране окружающей среды.
Теорией и практикой экономического развития различных стран доказано, что сочетание рынка и права может происходить в различных пропорциях, право может использовать разные методы и средства для того, чтобы найти баланс между свободной рыночной экономикой и достойным существованием общества.
Современные экономики - это прежде всего рыночные экономики, ограниченные правовыми параметрами. Узость или, наоборот, широта этих "рамок" определяются многими факторами: культурными традициями, уровнем экономического и правового сознания, общественной ценностью права, обусловливаются историческими особенностями той или иной страны. Экономической сфере органически присуща самоорганизация посредством формальных и неформальных норм, т.е. право является как бы продолжением нормативности самой экономической жизни, правовые параметры наряду с экономическими составляют нормативное содержание экономики. Право, вырастая из экономических отношений, должно быть органически связано с неформальными экономическими институтами. При этом, так же, как и в любой сфере рыночного хозяйства, правовые институты конкурируют с неправовыми и квазиправовыми, выбор осуществляется с тех же позиций, что и любого товара - максимальная полезность при минимальных затратах. Поэтому право в экономической сфере, учитывая нравственные ценности общества, должно ориентироваться на экономические интересы агентов экономики, тем самым экономически (а не императивно) вытесняя альтернативные праву институты.
Особенностью правового воздействия на экономические отношения является то, что право устанавливает лишь ограничения, параметры, нормативы, заданные величины, экономика преобразует их в конкретные экономические показатели. Подобно тому, как в уравнении с несколькими переменными конечный результат в зависимости от заданных величин может быть положительным, отрицательным и даже нулевым, объективно действующие экономические законы, ограничиваемые (деформируемые) параметрами различных юридических законов, также могут привести страну к дефолту, кризису, а также к стагнации или процветанию.
Обратной стороной эффективного правового воздействия для государства, с одной стороны, являются налоги, с другой стороны - материальное благосостояние общества.
Право должно содержать экономический мотив на стадии производства, обмена и потребления. Обмен отделяет продукт производства от производителя, собственно экономические (производственные) отношения обрываются, поскольку распределение - это уже отношения юридические (принудительные); здесь уже происходит обмен с государством и потому юридическая ответственность в экономических отношениях нуждается в экономическом обосновании ее размера, поскольку именно мера ответственности (а также ее неотвратимость) выступает в качестве альтернативы экономическому правонарушению.

Заключение
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
Следует отметить, что вопрос о пределах правового вмешательства в сферу экономики имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение ибо затрагивает интересы всех членов общества. В России была реализована порочная идея, что достаточно отделить экономику от государства, отменить государственную собственность, ликвидировать плановое распределение производимой продукции, государственное регулирование цен, и экономика прекрасно заработает. Результаты оказались плачевными: развал отдельных отраслей экономики, катастрофическое падение производства, небывалое обнищание основной массы населения государства. Причиной этого является отсутствие должным образом проработанной модели, плана государственно-правового обеспечения социально-экономических преобразований.
Экономика не в состоянии равномерно развиваться без вмешательства государства. В силу этого обстоятельства немалую научную и практическую актуальность приобретает исследование проблем взаимоотношения и взаимодействия государства и экономики, определения пределов вмешательства государства в хозяйственную сферу.
Необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка. Методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие.
Государственное вмешательство в экономику имеет целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при разработке и реализации правительственных программ.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации // Российская газета, 1993. - 25 декабря.
Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство Бек, 1994.
Васильев А.В. Правовое регулирование экономических отношений. М., 1995.
Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005.
Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т. 1. - 4-е изд., перераб. и доп. (под ред. В.Ф. Попондопуло). - М.: "Проспект", 2009.
Лившиц Р.3. Теория права: Учебник. М.: Издательство Бек, 1994.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.
Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. - М.: "Волтерс Клувер", 2007




Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005.
Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики
Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005.
Ст. 7, Конституция РФ
Ст. 8, Конституция РФ
Ст. 34, Конституция РФ
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.
Алексеев С.С. Теория права. М., 1994
Лившиц Р.3. Теория права: Учебник. М., 1994.
Васильев А.В. Правовое регулирование экономических отношений. М., 1995.










2

Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации // Российская газета, 1993. - 25 де-кабря.
2.Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство Бек, 1994.
3.Васильев А.В. Правовое регулирование экономических отношений. М., 1995.
4.Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005.
5.Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т. 1. - 4-е изд., перераб. и доп. (под ред. В.Ф. Попондопуло). - М.: "Проспект", 2009.
6.Лившиц Р.3. Теория права: Учебник. М.: Издательство Бек, 1994.
7.Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.
8.Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предприни-мательско-правовой аспект. - М.: "Волтерс Клувер", 2007




Вопрос-ответ:

Зачем государству регулировать экономику?

Государственное регулирование экономики необходимо для достижения определенных целей, таких как обеспечение макроэкономической стабильности, поддержание социальной справедливости, защита прав и интересов предпринимателей и потребителей, преодоление кризисных ситуаций и др.

Какие возможности есть у государства для регулирования экономики?

Государство может использовать различные инструменты регулирования экономики, такие как фискальная политика (регулирование бюджета и налогов), монетарная политика (регулирование денежного предложения и процентных ставок), административные меры (например, лицензирование и регуляция цен), а также правовые нормы и законы.

Какие формы правового воздействия на экономику существуют?

Правовое воздействие на экономику может осуществляться через принятие законов и нормативных актов, формирование и регулирование институциональной среды (например, создание антимонопольных органов и регуляторов), установление правил и стандартов взаимодействия экономических субъектов, защиту собственности и контрактных прав, и др.

Какие пределы у правового воздействия на экономику?

Правовое воздействие имеет свои ограничения из-за сложности и неопределенности экономических процессов, различных интересов и мотиваций экономических субъектов, а также возможности уклонения от законов и регулирования. Кроме того, неправильное или неэффективное правовое воздействие может привести к искажениям в экономике и негативным последствиям.

Какие особенности есть у правового воздействия на экономику?

Правовое воздействие на экономику имеет свои особенности, такие как необходимость в согласовании законодательства и правил игры с другими факторами регулирования, специфика и сложность регулирования отдельных сфер экономики (например, финансовой или рыночной), а также необходимость в постоянном обновлении и адаптации правовых норм и механизмов к изменяющимся условиям.

Зачем государству нужно регулировать экономику? Какова его цель?

Государство регулирует экономику для достижения различных целей. Одна из главных целей - обеспечение стабильного и устойчивого экономического развития. Это может быть достигнуто через контроль и регулирование ключевых факторов экономической активности, таких как инфляция, безработица, уровень инвестиций и т. д. Государственное регулирование также может быть направлено на достижение социальных целей, таких как сокращение неравенства, защита прав работников и обеспечение доступности основных услуг для всех граждан.

Что понимается под правовым воздействием на экономику? Какие формы оно может принимать?

Под правовым воздействием на экономику понимается использование правовых норм и инструментов для регулирования экономической деятельности. Оно может принимать различные формы, включая принятие законов и нормативных актов, установление ограничений и правил для определенных видов деятельности, контроль за исполнением законов, а также судебное разрешение споров и конфликтов, связанных с экономикой.

Какую задачу решает государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики призвано обеспечить стабильность и устойчивость экономического развития, а также справедливое распределение ресурсов и доходов.

Какие формы правового воздействия существуют на экономику?

Правовое воздействие на экономику может осуществляться через законодательные акты, установление налоговых ставок и правил, лицензирование, административные наказания, санкции, а также создание и поддержку специальных институтов и органов, контролирующих экономическую деятельность.

Какие особенности имеет правовое воздействие на экономику?

Правовое воздействие на экономику имеет свои особенности, такие как сложность и многоуровневость правовой системы, необходимость балансирования интересов различных сторон, неопределенность и изменчивость экономической среды, а также взаимосвязь с другими видами регулирования, такими как фискальная, монетарная и торговая политика.

Почему несмотря на правовое воздействие на экономику, все равно происходят экономические катаклизмы?

Правовое воздействие на экономику имеет свои пределы и ограничения. Экономические катаклизмы могут быть вызваны множеством факторов, включая неконтролируемые внешние воздействия, непредвиденные последствия правовых актов, коррупцию и неэффективность государственного аппарата. Кроме того, сама экономика является сложной и динамичной системой, часто не подчиняющейся полностью правилам и законам.