Вам нужен реферат?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Возможности и пределы правового воздействия на экономику.

  • 15 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 12.12.2010
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Необходимость и цель государственного регулирования экономики
2.Понятие и формы правового воздействия на экономику
3.Особенности правового воздействия на экономику
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Все значимые экономические сферы находятся под пристальным вниманием и контролем, и, тем не менее, происходят дисбалансы, кризисы, провалы, дефолты, инфляция и прочие экономические катаклизмы, которые указывают на ряд интересных и важных для правового регулирования моментов: право, конечно, в состоянии воздействовать и на производственные факторы, и на экономических агентов, и на экономические свободы, в первую очередь на свободу выбора варианта поведения в экономической сфере, однако методы, инструментарий такого воздействия должны быть разными в зависимости от предмета. Итак, функциями права в рыночной экономике можно считать:
1) создание соответствующей правовой базы для поддержания условий функционирования рынка: экономической свободы и ценовой конкуренции;
2) установление "правил игры" для экономических агентов, с одной стороны, стимулируя предпринимательскую деятельность, с другой стороны, учитывая интересы личности, общества, государства. Важной является также деятельность по охране окружающей среды.
Теорией и практикой экономического развития различных стран доказано, что сочетание рынка и права может происходить в различных пропорциях, право может использовать разные методы и средства для того, чтобы найти баланс между свободной рыночной экономикой и достойным существованием общества.
Современные экономики - это прежде всего рыночные экономики, ограниченные правовыми параметрами. Узость или, наоборот, широта этих "рамок" определяются многими факторами: культурными традициями, уровнем экономического и правового сознания, общественной ценностью права, обусловливаются историческими особенностями той или иной страны. Экономической сфере органически присуща самоорганизация посредством формальных и неформальных норм, т.е. право является как бы продолжением нормативности самой экономической жизни, правовые параметры наряду с экономическими составляют нормативное содержание экономики. Право, вырастая из экономических отношений, должно быть органически связано с неформальными экономическими институтами. При этом, так же, как и в любой сфере рыночного хозяйства, правовые институты конкурируют с неправовыми и квазиправовыми, выбор осуществляется с тех же позиций, что и любого товара - максимальная полезность при минимальных затратах. Поэтому право в экономической сфере, учитывая нравственные ценности общества, должно ориентироваться на экономические интересы агентов экономики, тем самым экономически (а не императивно) вытесняя альтернативные праву институты.
Особенностью правового воздействия на экономические отношения является то, что право устанавливает лишь ограничения, параметры, нормативы, заданные величины, экономика преобразует их в конкретные экономические показатели. Подобно тому, как в уравнении с несколькими переменными конечный результат в зависимости от заданных величин может быть положительным, отрицательным и даже нулевым, объективно действующие экономические законы, ограничиваемые (деформируемые) параметрами различных юридических законов, также могут привести страну к дефолту, кризису, а также к стагнации или процветанию.
Обратной стороной эффективного правового воздействия для государства, с одной стороны, являются налоги, с другой стороны - материальное благосостояние общества.
Право должно содержать экономический мотив на стадии производства, обмена и потребления. Обмен отделяет продукт производства от производителя, собственно экономические (производственные) отношения обрываются, поскольку распределение - это уже отношения юридические (принудительные); здесь уже происходит обмен с государством и потому юридическая ответственность в экономических отношениях нуждается в экономическом обосновании ее размера, поскольку именно мера ответственности (а также ее неотвратимость) выступает в качестве альтернативы экономическому правонарушению.

Заключение
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
Следует отметить, что вопрос о пределах правового вмешательства в сферу экономики имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение ибо затрагивает интересы всех членов общества. В России была реализована порочная идея, что достаточно отделить экономику от государства, отменить государственную собственность, ликвидировать плановое распределение производимой продукции, государственное регулирование цен, и экономика прекрасно заработает. Результаты оказались плачевными: развал отдельных отраслей экономики, катастрофическое падение производства, небывалое обнищание основной массы населения государства. Причиной этого является отсутствие должным образом проработанной модели, плана государственно-правового обеспечения социально-экономических преобразований.
Экономика не в состоянии равномерно развиваться без вмешательства государства. В силу этого обстоятельства немалую научную и практическую актуальность приобретает исследование проблем взаимоотношения и взаимодействия государства и экономики, определения пределов вмешательства государства в хозяйственную сферу.
Необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка. Методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие.
Государственное вмешательство в экономику имеет целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при разработке и реализации правительственных программ.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации // Российская газета, 1993. - 25 декабря.
Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство Бек, 1994.
Васильев А.В. Правовое регулирование экономических отношений. М., 1995.
Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005.
Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т. 1. - 4-е изд., перераб. и доп. (под ред. В.Ф. Попондопуло). - М.: "Проспект", 2009.
Лившиц Р.3. Теория права: Учебник. М.: Издательство Бек, 1994.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.
Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. - М.: "Волтерс Клувер", 2007




Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005.
Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики
Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005.
Ст. 7, Конституция РФ
Ст. 8, Конституция РФ
Ст. 34, Конституция РФ
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.
Алексеев С.С. Теория права. М., 1994
Лившиц Р.3. Теория права: Учебник. М., 1994.
Васильев А.В. Правовое регулирование экономических отношений. М., 1995.










2

Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации // Российская газета, 1993. - 25 де-кабря.
2.Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство Бек, 1994.
3.Васильев А.В. Правовое регулирование экономических отношений. М., 1995.
4.Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005.
5.Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т. 1. - 4-е изд., перераб. и доп. (под ред. В.Ф. Попондопуло). - М.: "Проспект", 2009.
6.Лившиц Р.3. Теория права: Учебник. М.: Издательство Бек, 1994.
7.Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.
8.Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предприни-мательско-правовой аспект. - М.: "Волтерс Клувер", 2007




Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

Государственно-правовое воздействие на экономику

Как объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой сложное и динамическое явление. Археологи установили, что примерно в VII—III века до. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а извлекаются. Однако, чтобы получить зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства конкретной и присваивающему хозяйству. Которые выполняет сельское хозяйство означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел производителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, а точнее, его труд, который постепенно приобретает очертания элемент процесса производства. Производительный труд вызвал к жизни новый тип общественных отношений — экономические. В производящем хозяйстве труд человека органично соединяется с действием природных сил. Природа действует в искусственных, созданных человеком окружающей среды. В систему действующих природных сил "" разумная сила человека, является катализатором их эффективности. Природный процесс становится элементом производственной деятельности человека.

Экономика представляет собой систему отношений производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потребления. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые формы институционального их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право-это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями развития и регулирования.

Более тесные связи экономика имеет право, поэтому, прежде всего, рассмотрим воздействие права на экономику.

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в организационно-правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа, и др, Таким образом, право-это не нечто внешнее для экономики. Право — естественная форма экономических отношений.

Узнать стоимость работы