Вам нужен реферат?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Государственная политика стимулирования инноваций и инновационной деятельности в любой отрасли российской экономики (кроме агро-промышл.).

  • 23 страницы
  • 10 источников
  • Добавлена 31.12.2011
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические и организационные основы реализации государственной политики стимулирования инновационной деятельности в электроэнергетике
1.1.Роль и место электроэнергетики в развитии экономике России
1.2. Опыт США в развитии электроэнергетики
1.3. Сущность государственной политики стимулирования инновационной деятельности в электроэнергетике
Глава 2. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики стимулирования инновационной деятельности в электроэнергетике
2.1. Принципы развития электроэнергетики России
2.2. Совершенствование государственной инновационной политики на современном этапе развития
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

При этом потери потребителей энергии могут быть скомпенсированы повышением цен на выпускаемую ими продукцию (для промышленных потребителей) или за счет специальных компенсационных фондов, создаваемых бюджетами всех уровней (для социальных потребителей). В отечественной практике сложилась иная ситуация – такие издержки ложатся на энергетические компании, поскольку тарифы на энергию регулируются государством.
Поэтому необходимым является разработка и применение гибкой экономической и инновационной политики, стимулирующей, с одной стороны, рациональное использование энергетических мощностей и экономических ресурсов, а с другой – производство и использование взаимозаменяемых альтернативных источников энергии.
Запасы большинства используемых сегодня энергетических ресурсов ограничены, но они дешевы в использовании, в то время как запасы альтернативных ресурсов (солнечная, ветровая и другие) неограниченны, но они относительно дороги в использовании. В связи с этим, инновационная политика государства должна предусматривать соответствующие кредитные и налоговые механизмы стимулирования рационального использования ограниченных видов энергетических ресурсов и для активной разработки альтернативных их видов. Многие специалисты полагают, что государственная политика должна предусматривать увеличение потребления каменного и бурого углей для производства электрической и тепловой энергии, запасы которых в стране практически не ограничены, и сокращение потребления природного газа и нефти (мазута), запасы которых ограничены, а цены на них на мировом рынке растут. Однако эффективное использование угля в качестве энергоносителя на тепловых электростанциях, как показал опыт на Рязанской ГРЭС, неизбежно связано с применением новых технологий (например, сжигание угля в кипящем состоянии, применение парогазовых и газопаровых установок и других). В настоящее время новые технологии либо слишком дорогостоящи, либо нуждаются в научно-технологическом совершенствовании, что без соответствующей кредитной и налоговой политики государства исключает их применение на энергетических предприятиях. Но их применение необходимо для повышения конкурентоспособности энергетических компаний, поскольку новые технологии повышают коэффициент использования энергетических ресурсов, уменьшают выбросы вредных веществ в окружающую среду, что, в конечном счете, снижает издержки на производство энергии и соответственно уменьшает тарифы на энергию для потребителей.
Использование достижений научно-технического прогресса является основным направлением повышения конкурентоспособности энергетических предприятий, связанным с применением новых высокопроизводительных и экологически чистых технологий как конечного результата научно-технического прогресса. Для повышения технологического уровня отечественной электроэнергетики требуется создание новой системы государственного управления научно-техническим прогрессом в стране с обязательным участием крупных промышленных компаний. Только решив эту важнейшую задачу, можно достичь основные цели энергетических предприятий – обеспечение надежного и экономического энергоснабжения потребителей и исключение их вредного влияния на окружающую среду.
Реализация вышеизложенных научных принципов управления электроэнергетикой страны, по нашему мнению, позволит создать соответствующую методологическую базу для эффективного реформирования ее предприятий при соблюдении и общественных, и частных интересов.
Кроме того, эти принципы ориентируют энергетические предприятия на инновационный подход в развитии и формирование стратегического потенциала на основе инноваций.

2.2. Совершенствование государственной инновационной политики на современном этапе развития
В долгосрочном периоде основой инновационного развития является концепция социально-экономического развития России до 2020 г. (концепция 2020), которая ориентирована на инновационный путь развития страны. В концепции определены два этапа, которые Россия должна пройти до 2020 г.
В настоящее время основная часть обязанностей по развитию и стимулированию инновационной активности возложена на региональные органы государственного управления.
Главной целью формирования региональной инновационной системы является создание научнотехнических и технологических, социальноэкономических и правовых условий и механизмов для обеспечения устойчивой динамики роста экономики и уровня жизни населения на основе направленной трансформации экономики региона и увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью.
Автор работы считает, что к основным целям региональной инновационной системы следует отнести:
- создание и воспроизводство инновационного потенциала, обеспечивающего условия устойчивого и опережающего развития ключевых перерабатывающих и обрабатывающих отраслей;
- создание условий для ускоренного перехода региональной экономики и предпринимательства к инновационному развитию на основе востребованности отечественных инноваций и передовых зарубежных технологий;
- расширение внутреннего и межрегиональных рынков инновационных продуктов и новых технологий, выравниванию уровня жизни в регионе.
Основное внимание в среднесрочной перспективе следует сосредоточить на среднетехнологичных отраслях и рынках, уже имеющих серьезные научно-технические и технологические заделы, позволяющие использовать апробированные за рубежом организационные и экономические инновации. Построение региональной инновационной системы должно включать как минимум два уровня:
- верхнего уровня региональной инновационной системы, направленного на обеспечение условий крупных федеральных и межрегиональных инновационно-инвестиционных корпоративных и государственных проектов;
- нижнего уровня региональной инновационной системы, обеспечивающего стимулирование инновационных процессов в малом и среднем бизнесе, включая помощь в инкорпорирование новых для них, но уже существующих в мире производственных процессов, которые значительно повышают эффективность и производительность компании.
Ключевыми направлениями, на которых следует сосредоточиться в плане создания инновационной инфраструктуры, являются следующие:
- создание структур, направленных на поддержку предпринимательства всех видов, на развитие благоприятной деловой среды, включая создание инновационной финансовой системы, включающей развитую банковскую систему, систему страхования инвестиционных рисков;
- создание системы информирования инновационных инвесторов;
- разработка и принятие законодательства, стимулирующего инновационно-инвестиционные проекты.
Как показывает опыт развития региональных инновационных процессов в России, создание адекватной нормативно-правовой базы имеет существенное влияние на привлечение инвестиций в регион.
Безусловно, в связи с ограниченным объемом работы, нет возможности рассмотреть более подробно некоторые аспекты по формированию мер государственного стимулирования инновационной деятельности.











Заключение
В настоящее время инновационная деятельность играет важную роль в экономике всех стран мира. Важная роль в современной модели рыночного хозяйствования должна отводиться развитию инновационной деятельности, которая, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения научно-технического прогресса благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере. Кроме того, развитие инновационной деятельности способствует эффективному использованию квалифицированных научно-технических кадров, неизбежно высвобождающихся в процессе приватизации научных организаций и конверсии предприятий ВПК, а также более полному использованию научно-производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.
Результаты работы позволяют сказать, что поставленные во введении задачи выполнены. В этой связи можно отметить следующее:
определена сущность инноваций, инновационной деятельности, выявлены его основные признаки в сфере электроэнергетики;
были проанализированы вклад и роль электроэнергетики в экономике России, которые были учтены при разработке рекомендаций по совершенствованию государственной политики стимулирования инновационной деятельности;
определена сущность государственной политики стимулирования инновационной деятельности и проанализирована система методов и инструментов государственной поддержки, которые могут применяться в российской практике.
В дальнейшем автор планирует продолжить работу в данном направлении, расширить и углубить сферу научных изысканий в данной области.


Список использованной литературы
1. «Энергетическая стратегия развития России на период до 2020 года», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 года № 1234-р;
2. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2007 – 2012 годы и на перспективу до 2020 года», утверждена Постановлением Правительства от 17 ноября 2006 года под № 796;
3. Белоусов А. Экономический рост в условиях долгосрочных вызовов и стратегической неопределенности. Доклад на 13-й Международной научной конференции «Модернизация экономики России: итоги и перспективы». Апрель 2011;
4. Катренко В. Ценовые преимущества и бюджетная эффективность электроэнергетики//Проблемы теории и практики управления.2010, №3. Стр. 54-60.
5. Керефов А.З. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного региона России: Автореф.дис…канд.экон.наук. – СПб, 2008.
6. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е.Т. Гайдар. – М.: Проспект, 2010.
7. Морозов В. В. Стратегическое инновационное управление в электроэнергетике. – М.: Альфа-М, 2004.
8. Технологические инновации предприятия, организации за 2010 г. Госкомстат РФ. Т.1; Т.3.
9. Шевченко С.Ю. Стратегия инновационного развития предприятия: Учебное пособие. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
10. Экономика США: учебник / Под ред. В. Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2011.

Морозов В. В. Стратегическое инновационное управление в электроэнергетике. – М.: Альфа-М, 2004.,Стр. 19
Катренко В. Ценовые преимущества и бюджетная эффективность электроэнергетики//Проблемы теории и практики управления.2010, №3. Стр. 54-60.
Морозов В. В. Стратегическое инновационное управление в электроэнергетике. – М.: Альфа-М, 2004.,Стр. 24.
Экономика США: учебник / Под ред. В. Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2011. Стр. 98.
Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е.Т. Гайдар. – М.: Проспект, 2010. Стр. 389.
Экономика США: учебник / Под ред. В. Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2011. Стр. 114.
Экономика США: учебник / Под ред. В. Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2011. Стр. 122.
Шевченко С.Ю. Стратегия инновационного развития предприятия: Учебное пособие. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. Стр. 11.
Керефов А.З. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного региона России: Автореф.дис…канд.экон.наук. – СПб, 2008.














14

Список использованной литературы
1. «Энергетическая стратегия развития России на период до 2020 года», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 года № 1234-р;
2. Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2007 – 2012 годы и на перспективу до 2020 года», утверждена Постановлением Правительства от 17 ноября 2006 года под № 796;
3. Белоусов А. Экономический рост в условиях долгосрочных вызовов и стратегической неопределенности. Доклад на 13-й Международной научной конференции «Модернизация экономики России: итоги и перспективы». Апрель 2011;
4. Катренко В. Ценовые преимущества и бюджетная эффективность электроэнергетики//Проблемы теории и практики управления.2010, №3. Стр. 54-60.
5. Керефов А.З. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного региона России: Автореф.дис…канд.экон.наук. – СПб, 2008.
6. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е.Т. Гайдар. – М.: Проспект, 2010.
7. Морозов В. В. Стратегическое инновационное управление в электроэнергетике. – М.: Альфа-М, 2004.
8. Технологические инновации предприятия, организации за 2010 г. Госкомстат РФ. Т.1; Т.3.
9. Шевченко С.Ю. Стратегия инновационного развития предприятия: Учебное пособие. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
10. Экономика США: учебник / Под ред. В. Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2011.

Опубликовано

Региональной инновационной политики в условиях кризиса (на примере Республики Мордовия)

введение

В условиях экономического кризиса, национальная экономика любой страны имеет две цели: минимизация последствий кризиса и формирование потенциала для будущего посткризисного развития. В качестве модели посткризисного долгосрочного развития в нашей стране выбран инновационный ориентированной экономики, что нашло отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года,

Инновационное развитие экономики характеризуется в первую очередь высокой инновационной активностью всех экономических субъектов, постоянной разработкой и внедрением в производство новых технологий и продуктов, высокой долей высокотехнологичных секторов в ВВП и экспорте, наряду с другими показателями.

Для решения этой проблемы необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных между собой мер, направленных на стимулирование инвестиций в инновации, технологическую модернизацию и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики. Эти меры должны быть общесистемными, ориентированных на долгосрочное развитие национальной экономики, в то же время, отражают специфику развития в условиях экономического кризиса.

Восприимчивость бизнеса к инновациям в настоящее время остается низкой, также мала доля предприятий, использующих средства на приобретение новых технологий. Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций, хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно растет.

Эти негативные тенденции усиливаются в условиях экономического кризиса, начиная со второй половины 2008 года Предприятия, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на развитии, откладывая на неопределенное инновационных проектов. Таким образом, необходима корректировка политики в области инновационной деятельности на уровне страны в целом, так и на региональном уровне.

Инновационное развитие в каждом субъекте Рф имеет свои региональные особенности в зависимости от места и роли инновационной деятельности на региональном воспроизводственном процессе, а также от целей, с которыми сталкиваются местные власти в определенных социально-экономических условиях. Все это требует теоретического и методического обоснования.

Узнать стоимость работы