Государственная политика стимулирования инноваций и инновационной деятельности в отрасли российской экономики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономика
  • 1717 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 15.12.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Государственная политика стимулирования инноваций и инновационной деятельности
Вывод
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Это тем более важно, что в настоящее время весьма низка восприимчивость сельхозпроизводителей к научным достижениям, что связано, прежде всего, с низкими экономическими возможностями предприятий.
Зарубежный опыт (Японии, Китая, Южной Кореи, США, Германии и др.) доказывает, что ключевым звеном успешного продвижения разработок на рынок является уровень организации менеджмента всего цикла проекта. По статистике, за рубежом на одного разработчика в науке приходится 10 менеджеров, которые доводят эту работу до кондиции, до того уровня, чтобы его освоить. В России на сегодняшний момент, к сожалению, пропорция обратная.
В растениеводстве инновационные процессы должны быть направлены на: увеличение объемов производимой растениеводческой продукции на основе повышения плодородия почвы, роста урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение качества продукции; преодоление процессов деградации и разрушения природной среды и экологизацию производства; снижение расхода энергоресурсов и уменьшение зависимости продуктивности растениеводства от природных факторов; повышение эффективности использования орошаемых и осушенных земель; экономию трудовых и материальных затрат; сохранение и улучшение экологии окружающей среды. В связи с этим инновационная политика в области растениеводства должна строиться на совершенствовании методов селекции - создание новых сортов сельскохозяйственных культур, обладающих высоким продуктивным потенциалом, освоении научно обоснованных систем земледелия и семеноводства.
В современных условиях нестабильности развития животноводства резкого спада животноводческой продукции для повышения производственного потенциала отрасли важное значение имеет использование биологического блока инноваций, достижение отечественной и мировой селекции, отражающих важнейшее направления совершенствования селекционно-генетического потенциала, от которого непосредственно зависит уровень продуктивности животных, эффективное использование кормовых ресурсов, освоение ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение уровня интенсивности и эффективности производства.
Одним из основных направлений инноваций являются биотехнологические системы разведения животных с использованием методов генной и клеточной инженерии, направленные на создание и использование новых типов трансгенных животных с улучшенными качествами продуктивности, устойчивыми к заболеваниям.
Не менее важное значение в развитии инновационного процесса в животноводстве принадлежит технологической и научно-техническим группам инноваций, которые связаны с индустриализацией производства, механизацией и автоматизацией производственных процессов, модернизацией и техническим перевооружением производства, освоением наукоемких технологий, ростом производительности труда, обусловливающими уровень и эффективность производства продукции животноводства.
Внедрение ресурсосберегающих технологий производства продукции животноводства на основе инновационной деятельности при широком использовании автоматизации и компьютеризации производства, машин и оборудования нового поколения, робототехники и электронных технологий, восстановление и совершенствование производственно-технического потенциала животноводческих комплексов и птицефабрик является определяющими направлениями повышения эффективности производства продукции.
5. Направления развития инноваций в АПК
Сдерживающие факторы инновационного развития АПК России многочисленны. К ним можно отнести: слабое управление НТП, отсутствие тесного взаимодействия государства и частного бизнеса; резкое снижение затрат на аграрную науку; неподготовленность кадров; низкая маркетинговая работа; низкий уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию; резкое снижение финансирования мероприятий по освоению научно-технических достижений в производстве и соответствующих инновационных программ.
Таким образом, инновационное развитие АПК невозможно реализовать, не имея для этого надлежащих условий: соответствующей инфраструктуры инновационной деятельности или совокупность материальных, технических, законодательных и иных средств, обеспечивающих информационное, экспертное, маркетинговое, финансовое, кадровое и другое обслуживание инновационной деятельности.

Говоря «инновации в сельском хозяйстве», нельзя подразумевать только АПК и НТИ которые занимаются разработками в данной сфере. Для того, что бы все инновационные проекты воплотились в жизнь необходимо еще качественное и современное финансирование, укрепление системы образования в сельской местности, повышение ее уровня, создание привлекательных социальных условий для привлечения молодого поколения в сельскохозяйственную сферу. И лишь выполнив такой комплекс мер можно разговаривать о внедрении, каких-то проектов в сельском хозяйстве.
Основными направлениями в данной сфере считаются биотехнологии и технический прогресс (модернизация). Биотехнологии в сельском хозяйстве направлены на увеличение объемов продукции в растениеводстве и животноводстве, за счет повышения плодородия почвы, прироста урожайности сельхоз культур, улучшение качества культур, не допущения процессов деградации и разрушения природных экологических систем и среды.
Технические прогресс или модернизация оборудования и техники направлены на снижение расхода энергоресурсов при выращивании и переработке сельхоз продукции. Модернизации процессов производства, как в животноводческой сфере, так и растениеводстве за счет автоматизации, и роботизации большинства процессов, что в свою очередь приведет к уменьшению привлекаемых людских ресурсов на производстве.
Можно очень долго описывать инновации в сельском хозяйстве их виды и типы, но все они невозможны без тех минимальных условий, которые мы описали выше. Поэтому данный вопрос относится не только к частному капиталу, но в основном к самому государству, при его значительной поддержке таких процессов, сельское хозяйство в нашей стране может стать одним из главных источников поступлений в бюджет.
В условиях столь резко возросшей раздробленности аграрного производства неоценимую роль в качестве проводника и носителя передового опыта и инновационных идей могла бы сыграть служба сельскохозяйственного консультирования. Об этом наглядно свидетельствует практика не только развитых, но теперь уже и стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. Так, в Польше, Чехии, Венгрии, Латвии, Литве благодаря непрерывной деятельности разветвленной информационно-консультационной службы (ИКС) проходят апробацию в реальных условиях фермерских хозяйств все последние научные достижения. При этом на содержание таких служб выделяются бюджетные средства, почти в 10 раз превышающие ассигнования на сельскохозяйственную науку.
Однако, в России несмотря на создание этой службы в 2009 году, она так и не стала тем двигателем инноваций в отрасли, которой должна являться.
В России важным стимулом совершенствования системы инновационного прогнозирования аграрного производства и его законодательной поддержки в последние годы явилось принятие в декабре 2006 г. впервые в национальной истории Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором одним из ключевых направлений признается совершенствование науки и научно-технической деятельности в АПК.
Согласно закону предусматривается регулярная (раз в пять лет) разработка Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В настоящее время подготовлена и реализуется подобная программа на период 2008-2012 гг.
Вывод
Рассматривая направления инновационного развития российского АПК, можно сказать, что в условиях современного роста цен на нефтепродукты следует ожидать очередного технологического сдвига в сельскохозяйственном производстве. Скорее всего, он будет связан с более широким внедрением генетически-модифицированных сортов растений, энергосберегающей техники и технологий, которые позволят добиться ещё большего сокращения потребления энергии в расчете на единицу продукции. Следует ожидать общего увеличения потребления энергии в мировом сельском хозяйстве по мере распространения американской модели в развивающихся странах. Темпы её распространения в будущем будут зависеть от соотношения роста цен на энергетические ресурсы и продовольствие. В условиях роста населения и дефицита продовольствия может сложиться ситуация, когда цены на основные сельскохозяйственные культуры будут расти быстрее, чем цены на нефтепродукты. Такой сценарий возможен при широком распространении альтернативных источников энергии.


Список литературы

Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие), Руководитель рабочей группы - Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. - М.: Издательство «Олита», 2004. – 67с.
Портер М. «Международная конкуренция». – М.: «Международные отношения», 1993. – 720 с.
Цухло С.В. 2003. Конкуренция в российской промышленности (1995-2002). Институт экономики переходного периода. Серия «Научные труды (57) ИЭПП». Интернет-адрес: http://www.iet.ru/publication.php?folder -id=44&category-id=116&publication-id=1679.
Кузнецов Б. В. Влияние конкуренции на процессы модернизации и реформирования российских промышленных предприятий (опыт эмпирического анализа). М.: ТЕИС, 2005. - С. 44-85.
Российский статистический ежегодник. 2007
Яковлев А.А. Конкуренция, глобализация и развитие корпоративного сектора в России (предварительные результаты анализа), Вопросы статистики, 2006, №5. – С. 25-32
http://mshrsoa-iks.ru/



Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации". - М.:ИНФРА-М, 2007, С.46
Официальный новостной сайт «РосБизнсКонсалтинг» // www.rbc.ru
Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007, С.117
Официальный новостной сайт «РосБизнсКонсалтинг» // www.rbc.ru
http://www.perepis-2010.ru
Яковлев А.А. Конкуренция, глобализация и развитие корпоративного сектора в России (предварительные результаты анализа), Вопросы статистики, 2006, №5. – С. 27









16

Список литературы

1.Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие), Руководитель рабочей группы - Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. - М.: Издательство «Олита», 2004. – 67с.
2.Портер М. «Международная конкуренция». – М.: «Международные отношения», 1993. – 720 с.
3. Цухло С.В. 2003. Конкуренция в российской промышленности (1995-2002). Институт экономики переходного периода. Серия «Научные труды (57) ИЭПП». Интернет-адрес: http://www.iet.ru/publication.php?folder -id=44&category-id=116&publication-id=1679.
4.Кузнецов Б. В. Влияние конкуренции на процессы модернизации и реформирования российских промышленных предприятий (опыт эмпирического анализа). М.: ТЕИС, 2005. - С. 44-85.
5.Российский статистический ежегодник. 2007
6.Яковлев А.А. Конкуренция, глобализация и развитие корпоративного сектора в России (предварительные результаты анализа), Вопросы статистики, 2006, №5. – С. 25-32
7.http://mshrsoa-iks.ru/

Вопрос-ответ:

Какую роль играет государство в стимулировании инноваций в российской экономике?

Государство играет важную роль в стимулировании инноваций в российской экономике. Оно разрабатывает и проводит различные программы и меры поддержки инновационной деятельности, выделяет финансовые ресурсы на исследования и разработки, создает специальные инновационные центры и площадки. Государство также устанавливает налоговые преференции, предоставляет гранты и льготы инновационным предприятиям.

Почему сельхозпроизводители мало восприимчивы к научным достижениям?

Сельхозпроизводители мало восприимчивы к научным достижениям из-за ограниченных экономических возможностей предприятий. Часто сельхозпроизводители не имеют средств для внедрения новых технологий и инноваций, а также для обучения персонала. Кроме того, некоторые сельхозпроизводители не видят прямой выгоды от внедрения инноваций и предпочитают сохранять старые методы производства, которые уже знакомы и обеспечивают определенную стабильность.

Какой зарубежный опыт стоит учесть при разработке государственной политики стимулирования инноваций в России?

При разработке государственной политики стимулирования инноваций в России стоит учесть зарубежный опыт таких стран, как Япония, Китай, Южная Корея, США и Германия. Эти страны успешно развивают инновационную сферу и имеют разнообразные инструменты поддержки инновационной деятельности, такие как финансовые стимулы, налоговые льготы, создание инновационных центров и площадок, образовательные программы и прочее.

Какие меры стимулирования инноваций существуют в российской экономике?

В российской экономике существуют различные меры стимулирования инноваций. Это включает выделение государственных средств на исследования и разработки, предоставление грантов и льгот инновационным предприятиям, создание специализированных инновационных центров и площадок, установление налоговых преференций для инновационных компаний. Также проводятся образовательные программы и тренинги для специалистов в сфере инноваций.

Какие меры государство принимает для стимулирования инноваций в сельском хозяйстве?

Для стимулирования инноваций в сельском хозяйстве государство предпринимает следующие меры: предоставление субсидий и грантов на инновационные проекты, создание научно-исследовательских центров и инкубаторов, разработка и реализация программ поддержки и развития инновационной деятельности.

Какова эффективность государственной политики стимулирования инноваций в России?

Пока что эффективность государственной политики стимулирования инноваций в России остается невысокой. Несмотря на наличие множества программ и мер поддержки, инновационная деятельность в стране развивается медленно и недостаточно активно. Это связано как с ограниченными финансовыми ресурсами, так и с недостаточной координацией и эффективностью механизмов реализации политики.

Какой зарубежный опыт можно использовать для создания эффективной государственной политики стимулирования инноваций в России?

Для создания эффективной государственной политики стимулирования инноваций в России можно использовать зарубежный опыт развитых стран, таких как Япония, Китай, Южная Корея, США, Германия и другие. В этих странах применяются различные инструменты поддержки и стимулирования инноваций, такие как налоговые льготы, государственные заказы на инновационные разработки, финансирование научно-исследовательских проектов, создание инфраструктуры для инноваций и другие.

Какие причины ограниченной восприимчивости сельхозпроизводителей к научным достижениям?

Ограниченная восприимчивость сельхозпроизводителей к научным достижениям обусловлена прежде всего их низкими экономическими возможностями. Внедрение инноваций требует дополнительных финансовых ресурсов, которые не всегда имеются у предприятий сельского хозяйства. Кроме того, сельхозпроизводители могут не видеть непосредственной выгоды от внедрения инноваций или не обладать достаточными знаниями и навыками для их использования.

Какова цель государственной политики стимулирования инноваций в России?

Цель государственной политики стимулирования инноваций в России заключается в развитии инновационной деятельности и повышении уровня научно-технологического развития в стране. Это поможет увеличить конкурентоспособность российской экономики, создать новые рабочие места и обеспечить устойчивый экономический рост.

Какими методами реализуется государственная политика стимулирования инноваций в России?

Государственная политика стимулирования инноваций в России реализуется через различные механизмы и инструменты. В число основных методов входят: предоставление субсидий и грантов на проведение научных исследований и разработок; создание инновационных кластеров и технопарков; оказание поддержки инновационным стартапам и малым предприятиям; проведение научно-технической экспертизы и сертификации; разработка и внедрение налоговых льгот и преференций для инновационных компаний.

Каковы примеры успешной государственной политики стимулирования инноваций в других странах?

Примеры успешной государственной политики стимулирования инноваций можно найти в таких странах, как Япония, Китай, Южная Корея, США, Германия и другие. В этих странах государство активно поддерживает инновационные проекты, предоставляет финансовую помощь, создает специальные зоны и инкубаторы для развития инноваций, проводит налоговые реформы, обеспечивает доступ к передовым технологиям и научным исследованиям. В результате такой политики эти страны достигли высоких показателей в области научно-технологического развития и инноваций.

Какая политика осуществляется в России для стимулирования инноваций и инновационной деятельности?

В России осуществляется государственная политика стимулирования инноваций и инновационной деятельности. Ее основными целями являются развитие научно-технического потенциала, привлечение инвестиций в инновационные проекты, укрепление связей между научными и производственными секторами экономики, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке и создание благоприятных условий для развития инновационных стартапов. Для достижения этих целей применяются различные меры поддержки, такие как налоговые льготы, государственные гранты, создание инновационных центров и технопарков, поддержка образовательных программ в сфере инноваций и др.