Вам нуженреферат?
Интересует Микро-, макро-, мегаэкономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Теории фирмы.

  • 18 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 18.11.2010
490 руб.700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
1. Классическая теория фирмы
2. Неоклассическая концепция фирмы
3. Институциональная концепция фирмы
Заключение
Список использованной литературы:

Фрагмент для ознакомления

Пределы расширения фирмы институциональная теория видит в запретительном росте издержек по управлению и контролю. Когда фирма становится чрезмерно большой, ее трансакционные издержки практически равны нулю, зато резко возрастают внутрифирменные издержки. Чем дальше производственный результат от работника, осуществляющего первичные операции, и чем больше такого рода работников появляется на фирме, тем выше риск "безбилетника" - уменьшение трудового напряжения каждого работника в надежде на невозможность проконтролировать общий результат. Особый вклад в развитие институциональной теории фирмы внес О. Вильямсон. Прежде всего, он уточнил представление о трансакционных издержках, как издержках, связанных с функционированием специфических активов. К специфическим активам Вильямсон относит такого рода инвестиции, которые приспособлены к взаимоотношениям с определенным партнером и являются невозвратными. Например, инвестиции в месторасположение одного предприятия вблизи другого (сталелитейного завода рядом с электростанцией), инвестиции в оборудование, предназначенное для обработки деталей только одного вида, а также инвестиции в человеческий капитал - приспособление навыков, знаний и квалификации работника к производственным задачам данной фирмы (6). Интересно отметить, что, давая определение специфичным активам, Вильямсон ссылается на представление о подобного рода инвестициях, существовавшее у Маршалла. Тем самым Вильямсон признает определенную связь между институциональной теорией и неоклассической концепцией как ее достаточно органической предшественницей. Вильямсон разрабатывает теорию фирмы как теорию несовершенных контрактов (в терминах Вильямсона, "отношенческая контарктация"). Если бы контракты были совершенны, то есть договаривающиеся стороны могли бы до начала инвестиционных вложений и производства определить в контракте все возможные условия, могущие возникнуть в будущем на каждом этапе их взаимоотношений, то потребность в фирме отпала бы. Совершенные контракты заменили бы фирму. Однако такого рода совершенные контракты либо невозможны в принципе, либо запретительно дороги (6). Если же контракт не может учесть всех будущих условий, то возникает опасность оппортунистического (недобросовестного) поведения партнера в какой-то момент в будущем, что может выразиться в ухудшении экономической ситуации для данного агента. Когда активы не являются специфическими, недобросовестное поведение контрагента может вызвать сожаление, но ситуацию легко исправить путем нахождения адекватного другого партнера. Если же активы специфичны (и чем сильнее степень подобной специфичности, тем это более верно), становится весьма сложно переключиться на другого партнера без особых экономических потерь. С несовершенством контрактов и наличием специфических активов связано такое явление, решающее в поведении фирмы, с точки зрения Вильямсона, как фундаментальная трансформация: "Там, где таких специализированных инвестиций нет, выигравшая первоначальный контракт фирма не имеет в дальнейшем преимуществ над проигравшими на торгах. Однако после того как сделаны существенные инвестиции в трансакционно-специфические активы, трудно будет ожидать, что конкуренты смогут соперничать на равных. ... Соответственно, то, что поначалу было конкуренцией в условиях большого числа участников торгов, в дальнейшем эффективно трансформируется в отношения двухстороннего договора поставки. Эта фундаментальная трансформация оказывает всепроникающее воздействие на контрактную практику" (6). Таким образом, если специфические активы не требуются и фундаментальной трансформации не происходит, то поведение фирмы вполне вписывается в рамки неоклассической концепции. Если же решающую роль играют специфические инвестиции и наблюдается фундаментальная трансформация во взаимоотношениях экономических агентов, то неоклассическая теория теряет свою объяснительную силу и в действие вступает институциональная концепция. Вильямсон выдвигает концепцию "иерархической фирмы" в противоположность предпринимательской фирме Шумпетера. Иерархическая фирма представляет собой консервативную организацию, закрепившуюся на каком-либо участке товарного рынка (отрасли) и продолжающую эксплуатировать старые преимущества путем инвестиций в минимизацию издержек.














Заключение

Обобщая теоретические взгляды на природу фирмы в рыночной экономике, необходимо отметить, что, несмотря на наличие разных подходов к пониманию фирмы, все экономисты видят в ней базового субъекта рыночной экономики. Целью фирмы в конечном счете является обеспечение бессрочного получения прибыли; достижение этой цели составляет необходимые условия для ее бессрочного существования и развития; решение проблемы с прибылью обеспечивает фирме долгосрочную конкурентоспособность. Управление всей деятельностью фирмы основано на диктате собственника фирмы или ее управляющего. От уровня его профессионализма и степени информированности зависят как принятие экономически эффективных хозяйственных решений, так и результативность их практической реализации. Фактические результаты деятельности фирмы напрямую зависят от внешней среды, для которой характерна неопределенность, постоянные изменения, неподвластные руководителям фирмы. Здесь главным информатором, как и некогда в условиях рынка, являются цены на производимые фирмой товары. Именно их изменения заставляют снижать издержки, повышать качество продукции, принимать решения о сокращении или увеличении производства, необходимости обновления технологии, сокращении или увеличении наемных работников и т.д. В связи с этим в числе основных дефицитов в современной рыночной экономике называют дефицит управляющих корпоративными объединениями. В России этот дефицит ощущается особенно остро. При этом, практически, важное значение для современной России имеют взгляды представителей институциональной концепции в части обоснования зависимости фирмы от внешней среды. Создание равных конкурентных условий для предприятий отрасли, не только принятие законов, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность, но и создание механизмов их практической реализации, эффективная налоговая и социальная политика государства— это те, макроэкономические условия, которые обеспечивают эффективную работу предприятий. Практическую значимость имеют работы М. Портера, в которых теория является отражением реальной действительности и поэтому может с успехом служить современной рыночной практике.















Список использованной литературы:

История экономической мысли: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.В. Круглова; авторский коллектив: д.э.н., проф. Г.В. Нинциева, д.э.н., проф. А.В. Лабудин и др. – Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 254с.
Казначевская Г.Б. Экономическая теория. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 347с.
Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2008. – 576с.
Микроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницуий, А.К. Корольчук; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2005. – 427с.
Тарасевич Л.С., Гребников П.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 374с.
Шумпетер Й.А. История экономического анализа. – Спб, 2004. – 328с.
Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 592с.














2

Список использованной литературы:

1.История экономической мысли: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.В. Круглова; авторский коллектив: д.э.н., проф. Г.В. Нинциева, д.э.н., проф. А.В. Лабудин и др. – Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 254с.
2.Казначевская Г.Б. Экономическая теория. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 347с.
3.Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2008. – 576с.
4.Микроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницуий, А.К. Корольчук; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2005. – 427с.
5.Тарасевич Л.С., Гребников П.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 374с.
6.Шумпетер Й.А. История экономического анализа. – Спб, 2004. – 328с.
7.Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 592с.

Опубликовано

Опубликовано

ФГОУ ВПО

"Калининградский государственный технический университет"

Кафедра экономической теории

Контроль работы

институциональная экономика

Тема № 8. Теории фирмы: неоклассическая, коуза, по моделям "агент-основной договор

и Выполнил

Пророчук О. А.

Калининград, 2012,

Содержание

Введение

1. Неоклассическая теория фирмы

2. Теория Р. коуза

3. Теория принципал-агент

4. Контракт теория фирмы

библиография

Введение

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Лучшие их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и активного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Я считаю, что фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то ее необходимо изучать со всех сторон. В конце концов, поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро, так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и ее функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

1. Неоклассическая теория фирмы

Исторически первой разработанной теорией фирмы как организационного качества является неоклассическая, в рамках которой фирма фактически рассматривается как способ рационального распределения и соединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы. Основатель неоклассической теории является английский экономист Альфред Маршалл ("Принципы Экономической науки" 1890г.). Основными постулатами такого подхода к фирме являются: ограниченность ресурсов, рациональное поведение экономических субъектов, бесплатность рыночных трансакций для производителя. Таким образом, фирма становится материализованной формой существования производственной функции. Фирма действует как "черный ящик" с затратами на входе и выходе на выходе. Все внимание сосредоточено здесь не на то, что происходит внутри этого "черного ящика", а то, что происходит на его границе с внешней средой. В рамках такого подхода устраняется необходимость изучения внутренних аспектов фирмы: организацию, контроль, поведение персонала и так далее

Узнать стоимость работы