Возможности нейропсихологической диагностики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Нейропсихология
  • 1212 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 04.05.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Исторические аспекты развития нейропсихологии 3
Нейропсихологическое исследование в контексте других высокотехнологичных методов 6
Роль нейропсихологических методов в диагностическом и лечебном процессе 8
Аспекты нейропсихологии у пациентов детского возраста 10
Перспективы развития нейропсихологических методов 12


Фрагмент для ознакомления

Дальнейшие исследования в этой области установили ряд интересных особенностей, связанных с возрастом пациентов. Так, симптоматика поражений левого полушария мозга у взрослых и детей весьма различается. Например, в возрасте до 5-7 лет нарушения речевых процессов проявляют себя значительно менее отчетливо, чем у взрослых, причем вербально-мнестические функции можно считать наиболее уязвимыми в детском возрасте. С другой стороны, нарушения пространственного восприятий более очевидны у детей в сравнении с взрослыми. Патологические процессы, локализующиеся в гипоталамо-диэнцефальной области часто затрагивают перцептивные и речевые функции, что обусловлно незрелостью межполушарного взаимодействия в детском возрасте [4]. В равной степени по своей значимости выступает использование нейропсихологических методов в диагностике аномалий психического развития детей. Данное направление активно разрабатывалось Т.В. Ахутиной, В.В. Лебединским, Э.Г. Симерницкой и другими учеными [9]. Специальные методы позволяют с разных сторон оценить развитие психической сферы у детей, включая ее когнитивные и эмоциональные аспекты деятельности. Ряд методик помогают оценивать работу слухо-речевой и зрительной памяти,анализировать межполушарный перенос зрительной информации. Хорошо известен тот факт, что сложности у детей в учебе могут возникать также и на фоне практически полного здоровья и нормального психического развития. Они проявляются в виде конфликтов с учителями и одноклассниками, неуспеваемости и трудностями в адаптации к школьной деятельности. Учащиеся и их педагоги сталкиваются с проблемами в решении арифметических задач, обучению счету, письму, чтению. Исследования таких детей с позиции нейропсихологии позволяет установить причины таких проблем в учебном процессе, которые нередко связаны с определенной задержкой созревания отдельных зон головного мозга, а также недоразвитием межанализаторных связей [5]. По этой причине, методы нейропсихологического исследования детей находят все более широкое применение как в практике детских медицинских учреждений, так и в некоторых аспектах построения учебного процесса в средних образовательных учреждениях. Перспективы развития нейропсихологических методовНа современном этапе благодаря обширной научной и теоретической базе, нейропсихология имеет несколько векторов в своем дальнейшем развитии и ряд аспектов в практическом отношении. Во-первых, рассмотрение неврологической клиники и ряда психологических феноменов с позиции междисциплинарного подхода, что позволяет учитывать и ряд психосоматических заболеваний и др. Во-вторых, знание основных процессов в сфере психологии человека, в том числе нормальной, нашло свое применение в педагогике и позволяет лучше понимать ряд важных аспектов в нейропсихическом развитии детей и подростков, а также своевременно проводить ее коррекцию. Наконец, методы диагностики в нейропсихологии становятся незаменимым инструментом в ведении онкологических пациентов, получающих химиотерапию, а также больных, перенесших травматическое воздействие на ЦНС или ряд иных неблагоприятных состояний, при которых важно отлеживать динамику в лечении и реабилитации пациентов [8]. Следует особо подчеркнуть, что имеющийся в настоящее время арсенал из современных инструментальных методов обследования пациентов, таких как магниторезонансная, компьютерная, позитронно-эмиссионная томографии и ряд других технологий, которых с каждым годом позволяют все точнее исследовать анатомию органов и тканей человека, далеко не всегда позволяют указать на причину в нарушении той или иной психической и неврологической функции организма.Таким образом, методы нейропсихологической диагностики не только выдержали проверку временем, но и продолжают свое развитие в научной и практической области, становятся инструментом для изучения и оценки высших психических функций как у здоровых людей, так и при той или иной патологии. Трудно переоценить роль нейропсихологии в динамическом наблюдении за состоянием пациентов как в ходе их терапевтического лечения, так и после хирургических вмешательств. Наконец, нейропсихология прочно вошла не только в лечебный, но дидактический процесс в отношении обучения детей, что способствует более успешному овладению навыками, получению новых знаний, и, в конечном счете, дает больше возможностей для благополучной и полноценной жизни в будущем.Список литературы:Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М.: 2000Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: Теревинф, 2003.Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, 2003. Гл.3, 4.Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста; Академия - Москва, 2009. - 272 cЗахаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002. 1312 с.Клиническая психология учебник/Ред. Б. Д. Карвасарский. СПб.: Питер, 2002.960 с.Клиническая психология: в 4 т. /под ред. А.Б. Холмогоровой. Т. 1. Общая патопсихология. – М.: «Академия», 2010. – 464 с.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: ИЦ «Академия», 2003. 144с.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: изд-во МГУ, 1969, 2000.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: «Академия», 2008.– 384 с.Николаенко Н. Н. Современная нейропсихология; Речь - Москва, 2013. - 272 cПолонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста. - М.: «Академия», 2007. – 192 с.Солсо К. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 2002Хомская Е. Д. Нейропсихология (+ CD); Питер - Москва, 2013. - 508 cХомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.Хомская, Е.Д. Нейропсихология; СПб: Питер - Москва, 2006. - 496 c.Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения. М. – Воронеж, 2002.

Список литературы:

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М.: 2000
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: Теревинф, 2003.
3. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, 2003. Гл.3, 4.
4. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста; Академия - Москва, 2009. - 272 c
5. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
6. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002. 1312 с.
7. Клиническая психология учебник/Ред. Б. Д. Карвасарский. СПб.: Питер, 2002.960 с.
8. Клиническая психология: в 4 т. /под ред. А.Б. Холмогоровой. Т. 1. Общая патопси-хология. – М.: «Академия», 2010. – 464 с.
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: ИЦ «Академия», 2003. 144с.
10. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: изд-во МГУ, 1969, 2000.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: «Академия», 2008.– 384 с.
12. Николаенко Н. Н. Современная нейропсихология; Речь - Москва, 2013. - 272 c
13. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста. - М.: «Академия», 2007. – 192 с.
14. Солсо К. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 2002
15. Хомская Е. Д. Нейропсихология (+ CD); Питер - Москва, 2013. - 508 c
16. Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. Хомская, Е.Д. Нейропсихология; СПб: Питер - Москва, 2006. - 496 c.
17. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения. М. – Воронеж, 2002.

Вопрос-ответ:

Какие возможности предоставляет нейропсихологическая диагностика?

Нейропсихологическая диагностика позволяет изучать состояние психических функций и выявлять нарушения в их функционировании. С ее помощью можно оценить когнитивные, эмоционально-личностные и поведенческие аспекты пациента, а также оценить эффективность лечения и мониторить динамику заболевания. Благодаря нейропсихологической диагностике можно более точно определить патологические процессы в мозге и выбрать наиболее эффективные методы лечения и реабилитации.

Каковы исторические аспекты развития нейропсихологии?

Нейропсихология как наука развивалась постепенно в течение длительного времени. Она получила мощный импульс в 19 веке с появлением методов исследования мозга, таких как электроэнцефалография (ЭЭГ) и нейроимиджинг. В 20 веке началось активное изучение различных психических функций, таких как память, внимание, мышление и речь. Сегодня нейропсихология стала одной из важнейших областей медицины и психологии, объединяющей знания о мозге и психических процессах.

Какой ролью обладают нейропсихологические методы в диагностическом и лечебном процессе?

Нейропсихологические методы играют важную роль в диагностике и лечении различных психических и нервных заболеваний. Они позволяют оценить состояние психических функций и выявить нарушения в их работе. Это помогает врачам определить диагноз, спланировать индивидуальную терапию и контролировать эффективность лечения. Нейропсихологические методы также могут использоваться для реабилитации пациентов и помощи им в восстановлении потерянных психических функций.

Какие исторические аспекты развития нейропсихологии можно выделить?

Исторически развитие нейропсихологии проходило через несколько этапов. Начало этой науки связано с работами Пьера Флуренса и Поля Брока в XIX веке. В XX веке нейропсихология начала активно развиваться и приобретать формы научной дисциплины. Важным моментом стало открытие принципов локализации функций в мозге и развитие нейроимиджинговых технологий. Сегодня нейропсихология является одной из ключевых областей психологической науки.

Какие возможности предоставляет нейропсихологическая диагностика?

Нейропсихологическая диагностика позволяет изучать особенности функционирования мозга и связанные с этим психические процессы у человека. С ее помощью можно определить уровень когнитивных способностей, выявить нарушения и дефициты в памяти, внимании, речи и других психических функциях. Эти данные могут быть использованы для диагностики и лечения различных психических и нейрологических заболеваний.

Какие другие высокотехнологичные методы используются в нейропсихологических исследованиях?

В нейропсихологических исследованиях широко применяются высокотехнологичные методы, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), диффузионная тензорная томография (ДТТ) и другие нейроимиджинговые технологии. Эти методы позволяют наблюдать работу мозга в реальном времени и изучать связи между его различными областями.

В чем роль нейропсихологических методов в диагностическом и лечебном процессе?

Нейропсихологические методы играют важную роль в диагностике и лечении различных психических и нейрологических заболеваний. Они позволяют выявить нарушения и дефициты в функционировании мозга, оценить эффективность лечебных мероприятий и дать рекомендации по коррекции психических процессов. Эти методы также могут использоваться для мониторинга состояния пациента и прогнозирования его дальнейшего развития.

Какие возможности предоставляет нейропсихологическая диагностика?

Нейропсихологическая диагностика позволяет оценить когнитивные функции человека, такие как внимание, память, мышление, речь. Это позволяет выявить нарушения и определить подходящие методы лечения и реабилитации.