Межличностное взаимодействие заикающихся подростков со сверстниками и взрослыми как социально-педагогическая проблема

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 1010 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 19.05.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Коммуникационный потенциал человека – это его скрытые возможности и неактуализированные потребности в передаче и приеме информации, в обмене ею. Термин «потенциал» также требует уточнения. Борис Герасимович Ананьев выделял «тенденции» и «потенции» в психике человека, которые соответствуют, по сути, понятиям «ресурсы» и «резервы». В потенциале (резервах) личности и организма человека содержатся его большие физические, психические и социальные возможности.
Коммуникационный потенциал школьников с ограниченными возможностями как физического, так и психического здоровья (в зависимости от разных групп школьников с разными нарушениями развития, соотношение видов здоровья различно) зачастую снижен, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Понятно, что у школьников с нарушением интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. выявлены особенности коммуникации, коммуникативной деятельности, коммуникационного потенциала.
Так, школьники с нарушением слуха имеют с первого класса выраженную потребность в общении, до 7-8 классов активно стремятся расширить сферу общения. К старшим классам круг общения становится более ограниченным, и референтными людьми уже являются одноклассники и внешкольные друзья, которые имеют нарушения слуха. Эти факты наших исследований свидетельствуют об осмыслении учащимися старших классов отношения окружающих, да и в целом общества к тем, у кого есть нарушения в развитии (не только сниженный уровень слуха). Ответной реакцией является отчуждение, сужение общения до тех личностей, с которыми есть взаимопонимание, взаимоподдержка, сочувствие и сопереживание.
Коммуникация осуществляется слабослышащими и глухими школьниками посредством нескольких видов речи. Л.С. Выготский называл этот феномен полиглоссией. Когда окружение старшеклассников им неприятно или они сомневаются в искренности доброго отношения к себе или боятся нанесения вольных и невольных обид, то сужают круг общения, переходят на жестовую или дактильную речь. При этом, пользуясь незнанием большинством людей их своеобразного языка общения, могут демонстративно смеяться над ними или игнорировать их присутствие. Такой рисунок общения слабослышащих и глухих старшеклассников не редок, если их социализация как один из основных реабилитационных процессов происходит не совсем благоприятно (или совсем неблагоприятно). Коммуникационный потенциал школьников с ограниченными возможностями – это феномен, который развивается в реабилитационных процессах с целью повышения их социализированности.
Для выявления уровня коммуникации умственно отсталых и слабослышащих старшеклассников и их коммуникационного потенциала нами использовались:
а) комплекс психодиагностических методов и методик (наблюдение, анализ документов, беседы с педагогами, а также КОС, пиктограммы, методика Розенцвейга (детский вариант), методика по изучению потребности в общении);
б) комплекс психокоррекционных и тренинговых методов и приемов: бихевиориальный, личностно-центрированный, для слабослышащих – также экзистенциальный, гештальт-направления, сказкотерапия, а также психорисунок («Мой класс», «Моя семья», «Автопортрет»), обучающие коммуникативные игры;
в) психологическое консультирование.
В реализации диагностико-коррекционной, развивающей работы и психологического консультирования участвовали, кроме автора этой публикации и студентов-сотрудников научно-методической лаборатории сверхнормативного развития и творчества субъектов образования, – психологи школ, классные руководители, учителя и воспитатели школ-интернатов, работающие с этими старшеклассниками.











Вывод по 1 главе

Общение является формой, а межличностные отношения – содержанием поведения человека. При этом форма и содержание могут как совпадать, так и не совпадать. Пример несовпадения: кто-то общается в соответствии с этикетом, а относится к человеку плохо, и наоборот: относится хорошо, а общается плохо (как подросток, например, испытывая симпатию к однокласснице, дразнит ее, «задирается»…). Таким образом, социальные психологи, обоснованно считающиеся специалистами по общению, прежде всего, рассматривают коммуникацию как одну из сторон общения.
Таким образом, для гармонизации общения подростков в школьной среде, необходимо внедрение в школьные программы тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе, умения взаимодействовать друг с другом. Подводя итог, можно еще раз напомнить, что мир подростка сложен и межличностные отношения среди подростков – одна из главных тенденций переходного возраста.
Можно сделать вывод о том, что подростки учатся постигать сущность собственного «Я» в соответствии с «зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому так важно изучать межличностные отношения подростков и искать пути гармонизации взаимоотношений между ними.

-

Вопрос-ответ:

Какой потенциал имеет человек в межличностном взаимодействии?

Межличностное взаимодействие имеет большой потенциал для развития коммуникативных навыков и социальных умений у заикающихся подростков. Через общение со сверстниками и взрослыми они могут развивать уверенность в себе, учиться выражать свои мысли и чувства, а также улучшать свою речь и речевую плавность.

Какие возможности могут оказаться скрытыми у заикающихся подростков в межличностном взаимодействии?

Заикающиеся подростки могут иметь скрытые возможности в области креативности и творчества, они могут быть очень внимательными слушателями и эмпатичными собеседниками. Они могут обладать особым чувством юмора и способностью к анализу и синтезу информации. Но из-за страха и тревожности, связанных с заиканием, эти возможности могут оставаться неактивированными.

Как социально-педагогическая проблема может проявиться в межличностном взаимодействии заикающихся подростков со сверстниками и взрослыми?

Социально-педагогическая проблема может проявиться в виде социальной изоляции и низкой самооценки у заикающихся подростков. Они могут избегать общения, стесняться высказывать свои мысли, бояться осуждения и насмешек. Это может привести к ограничению их социальных возможностей, а также негативно сказываться на их эмоциональном и психологическом благополучии.

Какие ресурсы и резервы можно использовать для развития межличностного взаимодействия заикающихся подростков?

Для развития межличностного взаимодействия заикающихся подростков можно использовать различные ресурсы и резервы. В первую очередь, это доступность высококвалифицированной помощи специалистов, таких как педагоги, психологи и специалисты по речевой терапии. Также важно создать безопасную и поддерживающую обстановку в школе и семье, где заикающиеся подростки будут ощущать поддержку и понимание со стороны сверстников и взрослых.

Какова роль межличностного взаимодействия для заикающихся подростков?

Межличностное взаимодействие играет огромную роль для заикающихся подростков, так как они имеют особые трудности в коммуникации. Взаимодействие с сверстниками и взрослыми помогает им развивать социальные навыки, улучшать речевые навыки и повышать уверенность в себе.

Как взаимодействие со сверстниками и взрослыми может помочь заикающимся подросткам?

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми может помочь заикающимся подросткам в развитии и улучшении речи. Они могут получать обратную связь и поддержку от окружающих, а также учиться адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям.

Какие проблемы могут возникать в межличностном взаимодействии заикающихся подростков со сверстниками и взрослыми?

В межличностном взаимодействии заикающихся подростков могут возникать проблемы, связанные с пониманием и принятием их особенностей речи. Некоторые люди могут испытывать трудности в общении с заикающимися подростками, что может привести к социальной изоляции и низкой самооценке.

Какие ресурсы и резервы у заикающихся подростков могут быть активизированы через межличностное взаимодействие?

Межличностное взаимодействие может активизировать ресурсы и резервы у заикающихся подростков, такие как умение адаптироваться, преодолевать свои страхи и непреодолимые барьеры. Они также могут развивать эмоциональную интеллектуальность и улучшать свои коммуникативные навыки.

Какие стратегии могут быть использованы для улучшения межличностного взаимодействия заикающихся подростков со сверстниками и взрослыми?

Для улучшения межличностного взаимодействия заикающихся подростков можно использовать такие стратегии, как обучение социальным навыкам, проведение тренингов по преодолению страха перед общением, создание поддерживающей среды, где подростки могут чувствовать себя комфортно и безопасно, и обеспечение доступа к речевой терапии и другим специальным программам.