Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние семьи на возникновение агрессивных форм поведения.

  • 24 страницы
  • 10 источников
  • Добавлена 20.01.2010
390 руб.1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:

Введение:
1.Агресия
1.1 Типология агрессии у детей и подростков
2. Влияние семьи на возникновение агрессивных форм поведения
Вывод:
Литература:

Фрагмент для ознакомления

Необходимо указать на внутренний контроль, который развивается у детей и подростков с помощью процесса идентификации – стремления поступать как значимый человек. Не удивительно, что возмущенный родитель видит в ребенке, как в зеркале, свое собственное не слишком искаженное изображение. Сыновья в норме идентифицируются с отцами, поэтому агрессивные мальчики часто вырастают в семьях с авторитарными отцами. Соответственно девочка, которая идентифицируется с жесткой, властной матерью, также начинает противостоять всем.
Исследования агрессивности подростков подтвердили наличие корреляционной зависимости между характером наказаний в семье и уровнем деструктивности подростка. Чем чаще и жестче родители наказывают детей, тем больше у них конфликтов с учителями и одноклассниками, а в споре такие подростки стремятся добиться своего любой ценой, вплоть до драки. Оскорбления воспринимаются ими как вызов. Хронически подавляемый гнев (а каждая ситуация ограничения, унижения и страха порождает негативные эмоции) в конце концов выплескивается именно в подростковом возрасте уже в неконтролируемый бунт, желание навредить другому. Под действием частых и суровых физических наказаний чувство вины у ребенка снижается, а моральная саморегуляция личности и здоровое самосознание не формируются.
Анализ взаимосвязи между особенностями семейного воспитания и проявлениями агрессивности у подростков позволяет прийти к заключению, что действенными факторами воспитания являются, последовательность воспитательных мер, система поощрений и наказаний и эмоциональное принятие подростка родителями.
Конечно, необходимо помнить, что причинно-следственная взаимосвязь между агрессивным поведением подростка и различными характеристиками семейных отношений неоднозначна. Первопричиной могут быть холодное отношение матери к ребенку, дистантность в отношениях и использование неадекватных способов наказания, что практически всегда приводит к росту агрессивности. Однако было бы неправильно во всех нарушениях развития ребенка обвинять родителей.
Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе "родители - ребенок", эмоциональной депривацией в семье и детской агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей, или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного, противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка – надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению неагрессивен. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения.
На сегодняшний день, пожалуй уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость. Эта зависимость, как, оказалось, распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка. То есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка.
В одном эксперименте изучалось агрессивное поведение детей-третьеклассников в связи особенностями стратегий родительского наказания. Особенности и строгость наказаний измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка. К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения. Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань. К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатыльники. В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию, и соответственно, характеризовались одноклассниками как агрессивные.
В одном из исследований было показано также, что вмешательство родителей при агрессии между братьями-сестрами может на самом деле оказывать обратное действие, и стимулировать развитие агрессии.
Нейтральная позиция родителей, как следует из этого исследования, оказывается предпочтительной. Самой неэффективной стратегией оказывается вмешательство родителей в форме наказания старших сибсов, так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями-сестрами оказывается наиболее высоким. Сходные результаты были получены и в других исследованиях.
Обобщение результатов подобных исследований приводит специалистов к формулированию предложения относиться к агрессии между сибсами особым образом – игнорировать ее, не реагировать на агрессивное взаимодействие братьев-сестер. Однако такой вывод представляется все-таки слишком радикальным. Иногда не реагировать на агрессию во взаимодействии братьев-сестер родителям просто не возможно, а подчас и прямо вредно и небезопасно. В ряде ситуаций (например, когда агрессивное взаимодействие между сибсами уже не является редким исключительным случаем) нейтральная позиция родителей может только способствовать дальнейшей эскалации агрессии. Более того, такая позиция может создавать благоприятные условия для социального научения агрессии, закреплению ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже долгосрочные негативные последствия.
В исследовании, о котором мы говорили выше, изучались лишь две альтернативы реагирования родителей на агрессию между братьями-сестрами: (1) нейтральная позиция, то есть игнорирование фактов агрессии и (2) наказание детей (в одном варианте – старших, в другом - младших). Очевидно, при такой суженной альтернативе нейтральная позиция действительно оказывается относительно (и только относительно) лучшей. Однако возможны и другие альтернативные способы родительского реагирования на агрессию между сибсами, которые не были здесь предметом изучения. Одним из таких способов реагирования является обсуждение возникшей проблемы, осуществление переговорного процесса, научение на конкретном примере возникшего конфликта конструктивным, неагрессивным способам его разрешения. Ведь, как экспериментально доказано в других исследованиях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных в первую очередь именно слабым знанием конструктивных (альтернативных агрессивным) способов разрешения конфликтов.
Проблема агрессивного поведения довольна стара, но конца которой, боюсь, никто из нас ныне живущих не увидит, предмет большого числа психологических работ как в нашей стране, так и за рубежом – агрессивное поведение у подростков. Согласно теории социального научения усвоение поведения у ребенка происходит в процессе социализации, путем наблюдения соответствующего способа действий и социального подкрепления.
Как известно, в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношения между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на ее отношения с окружающими в зрелые годы. Психологи утверждают, что у агрессивных родителей растут агрессивные дети. Чем чаще родители используют агрессивные действия по отношению к детям, тем прочнее формируются определенные навыки. А наблюдение и подкрепление агрессивности с возрастом у человека развивает высокую агрессивность, как личностную черту. Следует отметить, что последовательная строгость родителей может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома – ребенок будет еще более агрессивен.
Многолетние наблюдения позволяют с полной ответственностью заявить, что супружеские отношения – это действительно важный воспитательный фактор. В семьях с согласованными и гармоничными супружескими отношениями имеются все предпосылки для формирования у подростка культуры чувств, нравственности и альтруизма. Ну, и что, что вы ругались на кухне – когда Ваше чадо сладко спало в столь поздний час?! Установлено, что главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. В литературе о насилии в семье описывается «цикл насилия». Его суть в том, что дети, которые видели, как их родители «практиковали» физическую силу по отношению друг к другу, склонны воспроизводить аналогичные ситуации во взаимоотношениях с окружающими. Например, Джеллес сообщает, что люди, ставшие в детстве свидетелями сцен физического насилия между родителями, были более склонны к физическим разборкам со своими супругами, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк.
В дезорганизованных семьях, где господствует грубость, недоверие, неуважение друг к другу, неискренность и цинизм, ребёнку преподносится отрицательный пример человеческих отношений, который может закрепиться в его собственном опыте и выступать как стандарт во взаимоотношениях с другими людьми.
Реальная практика показывает, что ни материальные условия, ни культура, ни даже педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряжённости семьи. Это подтверждается на первый взгляд парадоксальной ситуацией, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей, и наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием воспитываются « хорошие» дети. Но в первом случае атмосфера конфликта, а во втором – благоприятные семейные отношения.
Интересную статистику предлагают американские социологи Э. и Ш. Глюк: они считают, что там, где в семье здоровая, нормальная атмосфера, шансы на воспитание у ребёнка антисоциальных наклонностей можно определить как 3 к 100. В тех же семьях, где условия неудовлетворительные, шансы поднимаются до 98 из 100. Дорогие Родители, заметьте, что в атмосфере близости, любви ребёнок усваивает нравственные позиции родителей, их отношение к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в позитивных эмоциях, становится более расположен к внушению со стороны близких ему людей! «Беда» современных подростков – это эмоциональный голод, вызванный дефицитом общения в семье. Это зачастую приводит к потере контактов между родителями и детьми. В этом случае дети становятся практически неуправляемыми. Анализ большого количества личных дел несовершеннолетних преступников показал, что у 82 % из них не было полноценного общения с родителями, либо отсутствовал кто-то из родителей (чаще отец), либо родителям некогда было заниматься детьми, либо психологическая атмосфера семьи – скандалы, ссоры – не располагала к полноценному общению.
При неудовлетворённом общении с родителями значительная часть подростков уходит на улицу, где среди «своих» формируют свои «ценностные ориентации», свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Грубость расценивается как проявление независимости, воровство – как проявление ловкости, хулиганство – как доказательство смелости. Именно здесь, на улице, рождаются отношения между подростками, которые меньше всего поддаются контролю со стороны семьи и школы; здесь они получают информацию, которая мешает правильному формирования личности. Здесь же акцентируется агрессия.
Специалисты пришли к малоутешительному выводу, что родители агрессивного подростка оказываются, зачастую, фрустрированными жизнью людьми. В большинстве случаев это бывшие агрессивные дети, которые передают свои психологические трудности своим детям. Во-первых, часть родителей свою заниженную самооценку проявляют как завышенную в сочетании с завышенным уровнем притязаний в отношении своих действий и успехов ребёнка, на которого часто возлагаются надежды на реализацию тех целей, которые не достигнуты в собственной жизни. Во-вторых, неправильная установка. «Страдающие» родители считают агрессивного ребенка неблагодарным, ожидают, что в ответ на их раздражение и упреки ребенок будет раскаиваться, испытывать чувство вины, просить прощение и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители озлобляются, считают ребенка «скверным», «испорченным». В-третьих, причина проблемы может быть заложена в воспоминаниях родителей о собственном детстве, о причинах их собственных агрессивных поступков в раннем возрасте. А тут, как раз можно натолкнуться на огромный «могильник» собственных комплексов неполноценности. В-четвертых, важно само отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления на свет. Если ребенок с самого начала был нежелателен, то необходимо найти какой- то компромисс. Например, заключить договор о безоговорочной заботе, о ребенке. Возможно, само выяснение причин отвержения ребенка изменит к нему отношение родителей. Если же родители желали ребенка, но изменили свое отношение к нему, когда он стал агрессивным, непослушным и просто невыносимым, то необходимо признаться что ребенок, своим поведением лишь отвечает на Ваши собственные действия.
Итак, лабораторные и полевые эксперименты приводят к одному и тому же выводу: дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.

Вывод:
В ходе нашего исследования мы выяснили, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
Так же мы выяснили, что становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а так же средств массовой информации. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома, склонны к агрессивному поведению.
Анализ функции семьи в отношении социализации молодого поколения показывает, что почти все сферы развития ребенка зависят от семейного окружения. Данные официальной статистики относительно правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними также свидетельствуют, что неполная, многодетная, неблагополучная (употребление со стороны родителей алкоголя, наркотиков и др.) семья является фактором риска привлечения детей к плохим привычкам и развитию агрессивных форм поведения.
Семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Хорошо известно, что агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы проявления агрессии в семье разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке.
Теплые тесные связи ребенка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребенок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим. Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищенности, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки. Ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. Нарушение эмоционального контакта ребенка с родителями представляет для него сильный психотравмирующий фактор.
Итак, лабораторные и полевые эксперименты приводят к одному и тому же выводу: дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.
Семейное насилие и жестокое обращение не только создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному воспитанию отдельного ребенка или группы детей, но и безопасности общества в целом.
Формирование агрессивного поведения ребенка происходит на протяжении многих лет, начиная с первых дней жизни ребенка. Наиболее весомые семейные факторы, влияющие на формирование агрессии это:
- характер семейных взаимоотношений (в семьях детей агрессоров и правонарушителей наблюдаются частые скандалы, драки, постоянная вражда между супругами)
- стиль семейного руководства (частые и неоправданно жестокие наказания, кстати, как и отсутствие контроля и присмотра за детьми, провоцируют детей к агрессивному поведению)
- модель поведения заимствованная у родителей (дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей)
- состав и нравственная атмосфера семьи (так в неполной семье или в семье с одним родителем формирование агрессивного поведения у детей происходит в больших количества, чем в полных семьях, так же можно сказать, что в семьях, где нравственная атмосфера повышена формирование агрессивного поведения происходит реже)
- низкая степень сплоченности семьи (у родителей и детей отсутствуют общие интересы и дела)
- недостаточная близость между родителями и ребенком
- неблагоприятные взаимоотношения между детьми (так постоянные наказания одного ребенка и поощрения другого могут вызвать формирования агрессивных форм поведения, у ребенка которого постоянно наказывают)
- гиперопека (формирование агрессивных форм поведения на фоне чрезмерной опеки и контроля)
- гипоопека (недостаточное внимание на процесс воспитания у родителей).



Литература:

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2000.- 624с.
2.Аверин В.А.  Психология детей и подростков. Санкт-Петербург - Изд-во Михайлова В.А., 1994.-178 с.
3.Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. :ЭКСМО-Пресс, 1999. - 534 с.
4.Зикратов В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения// Народное образование.- 2007.- №8.- С.232 – 236.
5.Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков// Народное образование. – 2005.-№8.- С. 193-195.
6.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999.- 442с.
7.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. СПб.: -Еврознак, 2002. - 656 с.
8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 672с.
9.Сайт: www.semyaamur.ru/konf5/2-12.doc , адрес статьи: www.semyaamur.ru/konf5/2-12.doc. Статья: Влияние семьи и детско-родительских отношений на поведение булли - агрессоров в подростковом возрасте. Автор: Короткова Анна Сергеевна.
10.Сайт: http://www.real-voice.info, адрес статьи: http://www.real-voice.info/modules/myarticles/article.php?storyid=377. Автор: Ковалева Александра.
См Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д .: Феникс, 2004. – с.383-385
См Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков// Народное образование. – 2005.-№8.- С. 193-195.
См Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- с 388-389
См Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. СПб.: -Еврознак, 2002.- с 158-165
См Аверин В.А.  Психология детей и подростков. Санкт-Петербург, 1994, с.- 115- 126.
См Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М. ЭКСМО-Пресс, 1999.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999.- с 186- 211.
См www.semyaamur.ru/konf5/2-12.doc Короткова Анна Сергеевна
Психология человека от рождения до смерти .Под ред. А.А. Реана.- СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002.
http://www.real-voice.info/modules/myarticles/article.php?storyid=377 Ковалева Александра












30

Литература:

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2000.- 624с.
2.Аверин В.А. Психология детей и подростков. Санкт-Петербург - Изд-во Михайлова В.А., 1994.-178 с.
3.Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. :ЭКСМО-Пресс, 1999. - 534 с.
4.Зикратов В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения// Народное образование.- 2007.- №8.- С.232 – 236.
5.Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков// Народное образование. – 2005.-№8.- С. 193-195.
6.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 1999.- 442с.
7.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. СПб.: -Еврознак, 2002. - 656 с.
8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 672с.
9.Сайт: www.semyaamur.ru/konf5/2-12.doc , адрес статьи: www.semyaamur.ru/konf5/2-12.doc. Статья: Влияние семьи и детско-родительских отношений на поведение булли - агрессоров в подростковом возрасте. Автор: Короткова Анна Сергеевна.
10.Сайт: http://www.real-voice.info, адрес статьи: http://www.real-voice.info/modules/myarticles/article.php?storyid=377. Автор: Ковалева Александра.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Педагогические основы предупреждения агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста в условиях реформирования начального образования

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
  • 1.1 Сущность и содержание понятия агрессивности как форма девиантного поведения
  • 1.2 Психолого-педагогические причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста в условиях современной образовательной среды
  • 1.3 Педагогическое взаимодействие как средство профилактики и коррекции агрессивных форм поведения у учащихся начальных классов
  • Выводы по главе I

    Глава II. Экспериментальная работа по коррекции и предупреждению возникновения агресивного поведения у детей младшего школьного возраста

    2.1 Диагностика наличия форм агрессивного поведения,

    2.2 Особенности организации и проведения занятий направленных на коррекции и профилактики агрессивных форм поведения у детей младшего школьного возраста

    2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

    Вывод

    библиография

    Введение

    Образование среды, которая функционирует как подсистема целостно - структурных социально-культурной среды, является одним из наиболее важных институтов социализации личности, средством формирования человеческого капитала, который выступает движущей силой развития современного постиндустриального общества. Одной из приоритетных задач, стоящих перед системой начального общего образования как основополагающего этапа, обусловливает дальнейшее развитие личности ребенка, формирование коммуникативной культуры младших школьников, накопление и своевременное продуктивная актуализация положительного опыта по созданию эффективных моделей межличностного взаимодействия. Переход общества на новый этап развития, значительно расширила диапазон возможностей, чтобы получить информацию самой разнообразной тематической направленности, часто оказывает разрушительное воздействие на процесс формирования психики детей и вклад в укрепление разрушительной, агрессивной ориентации на формирование стереотипа поведения.

    Узнать стоимость работы