Кооректировка курсовой работы "Исследование адаптации в учебном заведении как условия успешной учебной деятельности"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 6060 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 17.12.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации
1.1. Понятие социально-психологической адаптации
1.2. Факторы, влияющие на психическую адаптацию
1.3. Особенности учебной адаптации
1.4. Влияние социально-психологической адаптации на успешность обучения
Выводы по главе
Глава II. Исследование влияния адаптации первокурсников к условиям учебного заведения на успешность их обучения
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Экспериментальная работа по повышению уровня адаптации студентов
2.3. Контрольный этап исследования
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Фрагмент для ознакомления

В ходе исследования наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь уровня адаптации учащихся ССУЗа к условиям учебного заведения с успешностью их обучения полностью подтвердилась, а поставленные задачи были нами достигнуты.
Таким образом, профилактическая работа по повышению уровня социально-психологической адаптации студентов-первокурсников должна включать три уровня психопрофилактической работы. Первичная профилактика предусматривает работу с малой степенью эмоциональных, поведенческих и учебных расстройств и осуществляет заботу о сохранении психического здоровья и психических ресурсов всех учащихся. Вторичная профилактика направлена на так называемую «группу риска» и предполагает раннее выявление трудностей в учебе и поведении, проведение индивидуальных консультаций с целью преодолеть эти трудности на начальном этапе. Третичная профилактика включает в себя работу с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, проведение коррекционных мероприятий с целью преодоления серьезных психологических трудностей. Говоря о профилактике состояний дезадаптации и повышении эффективности адаптационного процесса в учебном заведении, нам представляется целесообразным использовать для обозначения всего комплекса таких мероприятий более общий термин – «оптимизация», который применим по отношению ко всем студентам. По нашему мнению, оптимизация адаптационного процесса в учебном заведении должна включать в себя комплекс мер, направленных как на оптимизацию действия этиологических факторов, определяющих успешность адаптации и коррекцию отдельных нарушений, являющихся звеньями патогенеза состояний дезадаптации, так и на повышение показателей продуктивности, снижение психологической и психофизиологической стоимости при действии основных психологических механизмов адаптации. Воздействие на внутренние детерминанты адаптационного процесса направлено на повышение уровня адаптивности, т.е. способности к достижению адекватных результатов учебной деятельности. С этой целью прежде всего необходимо выделение студентов, обладающих недостаточным базовым уровнем общей подготовки, а также имевших длительный перерыв в учебе (например, поступивших после службы в армии), и проведение с ними дополнительных занятий и консультаций по профилирующим предметам. Представляется целесообразным введение (или увеличение объема) на первом курсе специального предмета. Как показывает опыт, преподавание дисциплины «Введение в специальность», позволяющее дать представление об особенностях организации различных видов занятий, читаемых курсах и их назначении в общей системе подготовки по специальности, основных требованиях, предъявляемых к студентам в ходе учебного процесса, на зачетах и экзаменах, дает студентам «рецепты» достижения целей учебной деятельности. Предупреждение и устранение неблагоприятного воздействия внешних факторов адаптационного процесса направлено на снижение напряжения механизмов адаптации через снижение уровня напряжения в ходе учебной деятельности и ее гуманизацию. При этом существенное значение имеет нормализация условий обучения, особенно улучшение социально-бытовых условий проживания в общежитии, создание возможностей для самостоятельной работы, нормальной продолжительности сна и отдыха, в том числе путем более тщательного контроля за соблюдением норм проживания в общежитии. Нормализация собственно учебной нагрузки предполагает ее равномерное распределение в течение года, повышение интенсивности учебной деятельности, прежде всего за счет изменения форм контроля, стимулирующих учебную активность на протяжении всего семестра.
Очевидно, что перечисленные направления оптимизации адаптационного процесса в учебном заведении включают в себя как собственно психологические, так и социальные, организационные и педагогические аспекты. Так как показатели адаптации на этих уровнях тесно связаны между собой, для наибольшей эффективности психической адаптации необходимо сотрудничество и координация действий соответствующих вузовских служб и подразделений.



Список литературы
Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) - М., 1976.
Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем - М., 1975. - 448 с.
Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. - М., 1970.
Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986.
Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза. // Науч – теор. журнал «Педагогика». – 2006. - № 5, с. 60—66.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
Васильева О. С. , Радишевская Я. Б. : Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально-психологической адаптации.//Вопросы психологии. - 2005. - N 1. - С. 29 - 38.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - 200 с.
Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988.
Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979.
Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. - М., 1987.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии - Л., 1984.
Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций: историко-методологическое исследование. Л., 1989.
Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1975.
Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 1979..
Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. – СПб., 1993.
Иоганзен Б.Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных - Кемерово, 1978.
Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. - Владивосток, 1977.
Казначеев С.В. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
Ковтун Л.В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения. … Дис. ... канд. культурол. наук. - М., 1999.
Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке - М., 1987.
Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
Кондратьев М.Ю., Вартанова Э.Г.: Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы. //Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. 91 - 100.
Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. Ч.2.- Тарту, 1971.
Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф. Канд.психол.наук, М., 1980.
Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс.: Пер. с англ.- М., 1970.
Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика - М., 1981.
Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. Докл. - Л., 1979.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний. Кн.1. Общие основы психологии.- М.,- 1994.
Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.). - Вып. 3. - М., 1980.
Общая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М., 1977.
Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М., 1981.
Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983. 232 с.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории - М., 1971.
Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с.
Платонов К.К. Система психологии и теория отражения - М., 1982.
Психология. /Под. ред. Крылова А.А. – М., 1999.
Сарапас В.Л. Проблема социальной адаптации мигратов к иной этнокультурной среде. Дис. канд. соц.наук. - М. 1992.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.: Пер. с англ. - М., 1960. - 254 с.
Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. - Л., 1976.- 212 с.
Соловьев В.Н. Влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов // Материалы научно-практической конференции. – Ижевск, 2005.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И.Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Философские проблемы теории адаптации / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1970. - 243 с.
Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М., 1975. С. 6.
Фомина   Т . К .  Адаптация  иностранных студентов как основа межэтнического взаимодействия // Обучение языку специальности в системе непрерывного языкового образования иностранных студентов медицинских вузов.-Москва, 2003.-С.182-187.
Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже.: Пер. с франц.- М., 1975. - Вып. 5. - С. 145.
Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социологические проблемы. - Красноярск, 1991.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Пер. с нем.- М., 1983.
Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева - СПб., 1993.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест Спилбергера-Ханина
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения
№пп Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно 1 Я спокоен 1 2 3 4 2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 4 Я внутренне скован 1 2 3 4 5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4 6 Я расстроен 1 2 3 4 7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4 9 Я встревожен 1 2 3 4 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 11 Я уверен в себе 1 2 3 4 12 Я нервничаю 1 2 3 4 13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 14 Я взвинчен 1 2 3 4 15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4 16 Я доволен 1 2 3 4 17 Я озабочен 1 2 3 4 18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4 19 Мне радостно 1 2 3 4 20 Мне приятно 1 2 3 4

Шкала личностной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения
№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда 21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4 22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4 23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4 33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я бываю доволен 1 2 3 4 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Приложение 2
Шкала оценки психологической атмосферы в группе
Инструкция: Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых Вы можете описать атмосферу в Вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак «X» (зачеркните соответствующую цифру), тем более выражен признак в Вашей группе. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:
№п/п Утверждения Баллы Утверждения 1 Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 Враждебность 2 Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие 3 Удовлетворённость 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворённость 4 Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие 5 Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность 6 Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность 7 Сотрудничество 1 2 3 4 5 6 7 8 Отсутствие сотрудничества 8 Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность 9 Занимательность 1 2 3 4 5 6 7 8 Скука 10 Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неуспешность
Обработка результатов: Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов, чем левее расположен «Х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная).
Приложение 3
Тест оценки привлекательности группы
Инструкция: Оцените, пожалуйста, привлекательность группы по опроснику. На каждый раздел возможен 1 ответ.
Вопросы:
1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе:
а) Чувствую себя членом группы, частью коллектива – 5;
б) Участвую в большинстве видов деятельности – 4;
в) Участвую в одних видах деятельности, и не участвую в других – 3;
г) Не чувствую, что являюсь членом группы – 2;
д) Занимаюсь отдельно от других членов группы – 1;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить – 0.
2. перешли бы Вы заниматься в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения материальных условий)?
а) Да, очень хотел бы перейти – 1;
б) Скорее перешел бы, чем остался – 2;
в) Не вижу никакой разницы – 3;
г) Скорее всего, остался бы в своей группе – 4;
д) Не знаю, трудно сказать – 0.
3. Каковы взаимоотношения между студентами в Вашей группе?
А. На учебных занятиях:
а) Лучше, чем в большинстве групп – 3;
б) Примерно такие же, как в большинстве групп – 2;
в) Хуже, чем в большинстве групп – 1;
г) Не знаю – 0.
Б. На экзаменах и зачетах:
а) Лучше, чем в большинстве групп – 3;
б) Примерно такие же, как в большинстве групп – 2;
в) Хуже, чем в большинстве групп – 1;
г) Не знаю – 0.
В. Вне учебных занятий:
а) Лучше, чем в большинстве групп – 3;
б) Примерно такие же, как в большинстве групп – 2;
в) Хуже, чем в большинстве групп – 1;
г) Не знаю – 0.
4. Есть ли в Вашей группе неофициальные лидеры?
а) Есть – 1;
б) Один – 2;
б) Несколько – 3;
в) Не знаю – 0.
Обработка результатов: Подсчитывается количество баллов, полученных при ответах (баллы отмечены в столбце). Итоговый показатель по всем разделам может быть от 7 (очень неблагоприятная оценка) до 25 (очень высокая оценка привлекательности группы).
Приложение 4
Таблица П.4.1. Сводная таблица результатов первичной диагностики
№п/п Ф.И.О. Тревожность Псих. атмосф. в группе Привлекат. группы СТ ЛТ 1 Ира Т. 49 48 60 8 2 Маша У. 33 35 31 18 3 Таня О. 47 46 61 9 4 Валера П. 26 28 20 25 5 Игорь Л. 33 37 24 19 6 Лиза М. 35 30 33 20 7 Антон Р. 48 46 63 8 8 Дима И. 47 49 68 18 9 Яна Д. 38 39 10 20 10 Катя Б. 31 29 25 21 11 Андрей Ц. 25 27 24 18 12 Лада Р. 48 46 70 17 13 Слава М. 31 37 30 22 14 Илья Ч. 24 28 37 17 15 Аня Д. 32 30 25 19 16 Даша И. 36 30 15 23 17 Вова П. 49 47 71 19 18 Игорь С. 46 47 62 9 19 Аня В. 35 32 35 16 20 Пётр О. 47 46 65 10 21 Нина Ф. 42 48 68 11 22 Оля Г. 33 30 30 9 23 Женя П. 36 32 37 15 24 Лена А. 43 40 49 9 25 Катя Ш. 38 36 26 18 26 Слава В. 45 47 58 12 27 Даша Ч. 48 38 60 8 28 Кирил Л. 45 45 64 10 29 Оля А. 45 48 62 14 30 Борис М. 35 33 37 23

Рис.4.1. Соотношение испытуемых с различным уровнем ситуативной тревожности.











Рис.4.2. Соотношение испытуемых с различным уровнем личностной тревожности.


Рис.4.3. Соотношение испытуемых с различной оценкой атмосферы в группе.

Рис.4.4. Соотношение испытуемых с различной оценкой привлекательности группы.

Таблица П.4.2. Статистический анализ результатов первичной диагностики по группе испытуемых
Параметры Уровень тревожности Псих. атмосф. в группе Привлекат. группы СТ ЛТ Среднее 39 38,47 44 15,5 Медиана 38 37,5 37 17 Мода 33 46 37 18 Стандартное отклонение 7,79 7,74 19,26 5,3 Дисперсия выборки 60,69 59,91 370,96 28,12 Эксцесс -1,13 -1,66 -1,55 -1,32 Асимметричность -0,295 -0,017 -0,037 -0,077 Минимум 24 27 10 8 Максимум 49 49 71 25 Счет 30 30 30 30 Распределение нормальное нормальное нормальное нормальное


























Приложение 5
Тематический план дисциплины «Введение в специальность»
№п/п Наименование занятия Кол-во часов 1 Краткая история и современное состояние среднего профессионального образования в России 2 2 История техникума 1 3 Особенности первого курса обучения. Права и обязанности студентов 2 4 Организация учебного процесса. Виды учебных занятий
4.1. Лекции – 1 час.
4.2. Практические занятия и консультации – 2 часа.
4.3. Подготовка к лекциям, семинарам и сессиям – 2 часа.
4.4. Организация самостоятельной работы студентов. Работа с книгой – 1 час. 6 5 Организация библиотеки 1 6 Научная работа студентов и учебный процесс
6.1. Написание контрольной работы и реферата – 2 ч.
6.2. Написание курсового и дипломного проекта – 2 ч.
4 7 Новые информационные технологии обучения 2 8 Профессиональные качества современного специалиста
8.1. Современные требования к специалисту – 1 ч.
8.2. Качества специалиста, востребованные на современном рынке труда – 1 ч.
8.3. Понятие профессионализма – 2 ч. 4 9 Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
9.1. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект – 2 ч.
9.2. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности – 2 ч. 4 10 Развитие личности студента
10.1. Развитие характера – 2 ч.
10.2. Развитие способностей – 2 ч.
10.3. Проявление индивидуальных психических свойств в обучении и деятельности – 2 ч.
10.4.– Развитие воли – 1 ч. 6 Всего по дисциплине: 32 часа
Приложение 6
Таблица П.6.1. Сводная таблица результатов повторной диагностики
№п/п Ф.И.О. Тревожность Псих. атмосф. в группе Привлекат. группы СТ ЛТ 1 Ира Т. 40 38 46 19 2 Маша У. 30 25 25 24 3 Таня О. 39 34 47 15 4 Валера П. 24 27 19 25 5 Игорь Л. 27 31 17 19 6 Лиза М. 27 29 25 23 7 Антон Р. 32 35 38 16 8 Дима И. 38 32 33 25 9 Яна Д. 26 22 11 23 10 Катя Б. 24 21 24 24 11 Андрей Ц. 19 25 18 20 12 Лада Р. 28 26 41 24 13 Слава М. 27 22 22 25 14 Илья Ч. 20 22 32 20 15 Аня Д. 29 25 12 22 16 Даша И. 21 24 10 24 17 Вова П. 29 32 38 22 18 Игорь С. 35 31 37 18 19 Аня В. 28 26 21 19 20 Пётр О. 29 31 29 19 21 Нина Ф. 36 38 27 18 22 Оля Г. 25 22 17 23 23 Женя П. 20 27 19 19 24 Лена А. 29 34 30 17 25 Катя Ш. 27 22 19 22 26 Слава В. 35 34 25 20 27 Даша Ч. 26 31 30 19 28 Кирил Л. 24 29 35 17 29 Оля А. 27 29 32 22 30 Борис М. 20 23 28 25 Рис.6.1. Соотношение испытуемых с различным уровнем ситуативной тревожности.

Рис.6.2. Соотношение испытуемых с различным уровнем личностной тревожности.


Рис.6.3. Соотношение испытуемых с различной оценкой атмосферы в группе.


Рис.6.4. Соотношение испытуемых с различной оценкой привлекательности группы




Рис. 6.5. Сравнительные среднегрупповые значения до и после проведения модифицированных занятий в группе первокурсников




Таблица П.6.2. Статистический анализ результатов повторной диагностики по группе испытуемых
Параметры Уровень тревожности Псих. атмосф. в группе Привлекат. группы СТ ЛТ Среднее 28,03 28,23 26,9 20,93 Медиана 27 28 26 21 Мода 27 22 25 19 Стандартное отклонение 5,7 5,029 9,82 2,96 Дисперсия выборки 32,52 25,29 96,44 8,75 Эксцесс -0,27 -0,95 -0,52 -1,09 Асимметричность 0,476 0,292 0,238 -0,187 Минимум 19 21 10 15 Максимум 40 38 47 25 Счет 30 30 30 30 Распределение нормальное нормальное нормальное нормальное



Приложение 7
Таблица П.7.1. Расчет t-критерия Стьюдента по параметру ситуативной тревожности
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 40  49  11.97  10  143.2809  100  2 30  33  1.97  -6  3.8809  36  3 39  47  10.97  8  120.3409  64  4 24  26  -4.03  -13  16.2409  169  5 27  33  -1.03  -6  1.0609  36  6 27  35  -1.03  -4  1.0609  16  7 32  48  3.97  9  15.7609  81  8 38  47  9.97  8  99.4009  64  9 26  38  -2.03  -1  4.1209  1  10 24  31  -4.03  -8  16.2409  64  11 19  25  -9.03  -14  81.5409  196  12 28  48  -0.030001  9  0.0009  81  13 27  31  -1.03  -8  1.0609  64  14 20  24  -8.03  -15  64.4809  225  15 29  32  0.97  -7  0.9409  49  16 21  36  -7.03  -3  49.4209  9  17 29  49  0.97  10  0.9409  100  18 35  46  6.97  7  48.5809  49  19 28  35  -0.0300001  -4  0.0009  16  20 29  47  0.97  8  0.9409  64  21 36  42  7.97  3  63.5209  9  22 25  33  -3.03  -6  9.1809  36  23 20  36  -8.03  -3  64.4809  9  24 29  43  0.97  4  0.9409  16  25 27  38  -1.03  -1  1.0609  1  26 35  45  6.97  6  48.5809  36  27 26  48  -2.03  9  4.1209  81  28 24  45  -4.03  6  16.2409  36  29 27  45  -1.03  6  1.0609  36  30 20  35  -8.03  -4  64.4809  16  Суммы: 841 1170 0.1 0 942.967 1760 Среднее: 28.03 39        
Результат: tЭмп = 6.2
Таблица П.7.2. Расчет t-критерия Стьюдента по параметру личностной тревожности
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 38  48  9.77  9.53  95.4529  90.8209  2 25  35  -3.23  -3.47  10.4329  12.0409  3 34  46  5.77  7.53  33.2929  56.7009  4 27  28  -1.23  -10.47  1.5129  109.6209  5 31  37  2.77  -1.47  7.6729  2.1609  6 29  30  0.77  -8.47  0.5929  71.7409  7 35  46  6.77  7.53  45.8329  56.7009  8 32  49  3.77  10.53  14.2129  110.8809  9 22  39  -6.23  0.53  38.8129  0.2809  10 21  29  -7.23  -9.47  52.2729  89.6809  11 25  27  -3.23  -11.47  10.4329  131.5609  12 26  46  -2.23  7.53  4.9729  56.7009  13 22  37  -6.23  -1.47  38.8129  2.1609  14 22  28  -6.23  -10.47  38.8129  109.6209  15 25  30  -3.23  -8.47  10.4329  71.7409  16 24  30  -4.23  -8.47  17.8929  71.7409  17 32  47  3.77  8.53  14.2129  72.7609  18 31  47  2.77  8.53  7.6729  72.7609  19 26  32  -2.23  -6.47  4.9729  41.8609  20 31  46  2.77  7.53  7.6729  56.7009  21 38  48  9.77  9.53  95.4529  90.8209  22 22  30  -6.23  -8.47  38.8129  71.7409  23 27  32  -1.23  -6.47  1.5129  41.8609  24 34  40  5.77  1.53  33.2929  2.3409  25 22  36  -6.23  -2.47  38.8129  6.1009  26 34  47  5.77  8.53  33.2929  72.7609  27 31  38  2.77  -0.47  7.6729  0.2209  28 29  45  0.77  6.53  0.5929  42.6409  29 29  48  0.77  9.53  0.5929  90.8209  30 23  33  -5.23  -5.47  27.3529  29.9209  Суммы: 847 1154 0.1 -0.1 733.367 1737.467 Среднее: 28.23 38.47        
Результат: tЭмп = 6.1
Таблица П.7.3. Расчет t-критерия Стьюдента по параметру психологической атмосферы в группе.
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 60  46  16  19.1  256  364.81  2 31  25  -13  -1.9  169  3.61  3 61  47  17  20.1  289  404.01  4 20  19  -24  -7.9  576  62.41  5 24  17  -20  -9.9  400  98.01  6 33  25  -11  -1.9  121  3.61  7 63  38  19  11.1  361  123.21  8 68  33  24  6.1  576  37.21  9 10  11  -34  -15.9  1156  252.81  10 25  24  -19  -2.9  361  8.41  11 24  18  -20  -8.9  400  79.21  12 70  41  26  14.1  676  198.81  13 30  22  -14  -4.9  196  24.01  14 37  32  -7  5.1  49  26.01  15 25  12  -19  -14.9  361  222.01  16 15  10  -29  -16.9  841  285.61  17 71  38  27  11.1  729  123.21  18 62  37  18  10.1  324  102.01  19 35  21  -9  -5.9  81  34.81  20 65  29  21  2.1  441  4.41  21 68  27  24  0.1  576  0.01  22 30  17  -14  -9.9  196  98.01  23 37  19  -7  -7.9  49  62.41  24 49  30  5  3.1  25  9.61  25 26  19  -18  -7.9  324  62.41  26 58  25  14  -1.9  196  3.61  27 60  30  16  3.1  256  9.61  28 64  35  20  8.1  400  65.61  29 62  32  18  5.1  324  26.01  30 37  28  -7  1.1  49  1.21  Суммы: 1320 807 0 0 10758 2796.7 Среднее: 44 26.9        
Результат: tЭмп = 4.3

Таблица П.7.4. Расчет t-критерия Стьюдента по параметру привлекательности группы.
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 19  8  -1.93  -7.5  3.7249  56.25  2 24  18  3.07  2.5  9.4249  6.25  3 15  9  -5.93  -6.5  35.1649  42.25  4 25  25  4.07  9.5  16.5649  90.25  5 19  19  -1.93  3.5  3.7249  12.25  6 23  20  2.07  4.5  4.2849  20.25  7 16  8  -4.93  -7.5  24.3049  56.25  8 25  18  4.07  2.5  16.5649  6.25  9 23  20  2.07  4.5  4.2849  20.25  10 24  21  3.07  5.5  9.4249  30.25  11 20  18  -0.93  2.5  0.8649  6.25  12 24  17  3.07  1.5  9.4249  2.25  13 25  22  4.07  6.5  16.5649  42.25  14 20  17  -0.93  1.5  0.8649  2.25  15 22  19  1.07  3.5  1.1449  12.25  16 24  23  3.07  7.5  9.4249  56.25  17 22  19  1.07  3.5  1.1449  12.25  18 18  9  -2.93  -6.5  8.5849  42.25  19 19  16  -1.93  0.5  3.7249  0.25  20 19  10  -1.93  -5.5  3.7249  30.25  21 18  11  -2.93  -4.5  8.5849  20.25  22 23  9  2.07  -6.5  4.2849  42.25  23 19  15  -1.93  -0.5  3.7249  0.25  24 17  9  -3.93  -6.5  15.4449  42.25  25 22  18  1.07  2.5  1.1449  6.25  26 20  12  -0.93  -3.5  0.8649  12.25  27 19  8  -1.93  -7.5  3.7249  56.25  28 17  10  -3.93  -5.5  15.4449  30.25  29 22  14  1.07  -1.5  1.1449  2.25  30 25  23  4.07  7.5  16.5649  56.25  Суммы: 628 465 0.1 0 253.867 815.5 Среднее: 20.93 15.5        
Результат: tЭмп = 4.9
Таблица П.7.5. Сводная таблица значений t-критерия.

Параметр Значение tэмп tкр p≤0.05 tкр p≤0.05 Ситуативная тревожность 6,2 2 2,66 Личностная тревожность 6,1 2 2,66 Психологическая атмосфера в группе 4,3 2 2,66 Привлекательность группы 4,9 2 2,66














2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) - М., 1976.
2.Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студен-тов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.
3.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем - М., 1975. - 448 с.
4.Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. - М., 1970.
5.Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986.
6.Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза. // Науч – теор. журнал «Педагогика». – 2006. - № 5, с. 60—66.
7.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация челове-ка. - Л., 1988.
8.Васильева О. С. , Радишевская Я. Б. : Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально-психологической адаптации.//Вопросы пси-хологии. - 2005. - N 1. - С. 29 - 38.
9.Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критиче-ских ситуаций). - М., 1984. - 200 с.
10.Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988.
11.Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Соци-ально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979.
12.Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универ-сальный биологический механизм приспособления. - М., 1987.
13.Ганзен В.А. Системные описания в психологии - Л., 1984.
14.Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций: историко-методологическое исследование. Л., 1989.
15.Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1975.
16.Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 1979..
17.Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. – СПб., 1993.
18.Иоганзен Б.Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных - Кемерово, 1978.
19.Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. - Владивосток, 1977.
20.Казначеев С.В. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
21.Ковтун Л.В. Социальная адаптация личности в условиях межкультур-ного общения. … Дис. ... канд. культурол. наук. - М., 1999.
22.Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке - М., 1987.
23.Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
24.Кондратьев М.Ю., Вартанова Э.Г.: Особенности адаптации развиваю-щейся личности в условиях становления ученической группы. //Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. 91 - 100.
25.Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. Ч.2.- Тарту, 1971.
26.Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф. Канд.психол.наук, М., 1980.
27.Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991.
28.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс.: Пер. с англ.- М., 1970.
29.Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика - М., 1981.
30.Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. Докл. - Л., 1979.
31.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний. Кн.1. Общие основы психологии.- М.,- 1994.
32.Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам на-уч.-теорет. конф.). - Вып. 3. - М., 1980.
33.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М., 1977.
34.Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М., 1981.
35.Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983. 232 с.
36.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории - М., 1971.
37.Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с.
38.Платонов К.К. Система психологии и теория отражения - М., 1982.
39.Психология. /Под. ред. Крылова А.А. – М., 1999.
40.Сарапас В.Л. Проблема социальной адаптации мигратов к иной этно-культурной среде. Дис. канд. соц.наук. - М. 1992.
41.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.: Пер. с англ. - М., 1960. - 254 с.
42.Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведе-ния. - Л., 1976.- 212 с.
43.Соловьев В.Н. Влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов // Материалы научно-практической конфе-ренции. – Ижевск, 2005.
44.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
45.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И.Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
46.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
47.Философские проблемы теории адаптации / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1970. - 243 с.
48.Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегород-цева. - М., 1975. С. 6.
49.Фомина Т . К . Адаптация иностранных студентов как основа межэт-нического взаимодействия // Обучение языку специальности в системе непрерывного языкового образования иностранных студентов меди-цинских вузов.-Москва, 2003.-С.182-187.
50.Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже.: Пер. с франц.- М., 1975. - Вып. 5. - С. 145.
51.Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Фило-софско-социологические проблемы. - Красноярск, 1991.
52.Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господи-ном Евгением Дюрингом. Пер. с нем.- М., 1983.
53.Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева - СПб., 1993.

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на психическую адаптацию студентов?

Факторы, которые могут влиять на психическую адаптацию студентов, включают: изменение жизненного стиля, разрыв с родительским домом, новые социальные и учебные требования, стресс и давление, ощущение отчужденности от сверстников и других студентов, низкое самооценка, проблемы с социальной коммуникацией и межличностными отношениями.

Какие особенности учебной адаптации студентов могут возникнуть?

В процессе учебной адаптации студенты могут столкнуться с такими особенностями, как: сложности в усвоении новых знаний и навыков, непонимание требований преподавателей и учебной программы, неуверенность в своих способностях, ощущение стресса и давления, чувство отчуждения от сверстников и других студентов.

Как социально-психологическая адаптация влияет на успешность обучения?

Социально-психологическая адаптация студентов к условиям учебного заведения имеет прямое влияние на их успешность в обучении. Если студент не адаптирован социально-психологически, то он может испытывать трудности в общении с преподавателями и со старшими студентами, иметь проблемы с самооценкой и мотивацией, что может отрицательно сказаться на его успеваемости и учебной активности.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной теоретическому анализу проблемы адаптации?

По результатам теоретического анализа проблемы адаптации в учебном заведении можно сделать следующие выводы: адаптация является сложным процессом, который включает изменение жизненного стиля и социальных ролей студентов, факторы, влияющие на психическую адаптацию, могут быть разнообразными, учебная адаптация имеет свои особенности, а социально-психологическая адаптация оказывает прямое влияние на успешность обучения.

Зачем нужно проводить исследование адаптации студентов в учебном заведении?

Исследование адаптации студентов в учебном заведении позволяет выявить проблемы, связанные с процессом адаптации, и предложить способы их решения. Такие исследования помогают определить успешность обучения студентов и выработать рекомендации по организации процесса адаптации в учебном заведении.

Какие факторы могут влиять на психическую адаптацию студентов?

На психическую адаптацию студентов могут влиять различные факторы, такие как уровень подготовки студента, уровень требований в учебном заведении, степень социальной поддержки и др. Кроме того, влияние оказывают психологический климат в учебном заведении, взаимоотношения с преподавателями и соучащими, а также личностные особенности студента.

Какие особенности учебной адаптации первокурсников могут наблюдаться?

Учебная адаптация первокурсников может сопровождаться такими особенностями, как сложности в освоении нового учебного материала, затруднения в организации времени и планировании задач, неуверенность в своих силах и способностях, а также эмоциональное напряжение и стресс. Важно помочь студентам преодолеть эти трудности и успешно адаптироваться к учебному процессу.

В чем заключается влияние социально-психологической адаптации на успешность обучения?

Социально-психологическая адаптация оказывает значительное влияние на успешность обучения студентов. Если студент успешно адаптирован к условиям учебного заведения, он может более эффективно учиться, лучше справляться с учебными задачами, активно участвовать в образовательном процессе и достигать более высоких результатов. Недостаточная адаптация и трудности в обучении могут негативно сказаться на успеваемости и мотивации студента.

Какие основные факторы влияют на адаптацию студентов к учебному заведению?

Основными факторами, влияющими на адаптацию студентов к учебному заведению, являются новая социальная среда, отсутствие семейной поддержки, сложности в построении новых социальных связей, изменение учебной нагрузки и требований к учебной деятельности.

Какие особенности учебной адаптации могут негативно влиять на успешность обучения студентов?

Особенности учебной адаптации, которые могут негативно влиять на успешность обучения студентов, включают: неустойчивость мотивации к учебной деятельности, конфликты с преподавателями и соучащимися, сложности в организации учебного процесса, низкая самооценка и чувство неуверенности в своих способностях.