Кооректировка курсовой работы "Исследование адаптации в учебном заведении как условия успешной учебной деятельности"
Заказать уникальную курсовую работу- 6060 страниц
- 53 + 53 источника
- Добавлена 17.12.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации
1.1. Понятие социально-психологической адаптации
1.2. Факторы, влияющие на психическую адаптацию
1.3. Особенности учебной адаптации
1.4. Влияние социально-психологической адаптации на успешность обучения
Выводы по главе
Глава II. Исследование влияния адаптации первокурсников к условиям учебного заведения на успешность их обучения
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Экспериментальная работа по повышению уровня адаптации студентов
2.3. Контрольный этап исследования
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
В ходе исследования наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь уровня адаптации учащихся ССУЗа к условиям учебного заведения с успешностью их обучения полностью подтвердилась, а поставленные задачи были нами достигнуты.
Таким образом, профилактическая работа по повышению уровня социально-психологической адаптации студентов-первокурсников должна включать три уровня психопрофилактической работы. Первичная профилактика предусматривает работу с малой степенью эмоциональных, поведенческих и учебных расстройств и осуществляет заботу о сохранении психического здоровья и психических ресурсов всех учащихся. Вторичная профилактика направлена на так называемую «группу риска» и предполагает раннее выявление трудностей в учебе и поведении, проведение индивидуальных консультаций с целью преодолеть эти трудности на начальном этапе. Третичная профилактика включает в себя работу с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, проведение коррекционных мероприятий с целью преодоления серьезных психологических трудностей. Говоря о профилактике состояний дезадаптации и повышении эффективности адаптационного процесса в учебном заведении, нам представляется целесообразным использовать для обозначения всего комплекса таких мероприятий более общий термин – «оптимизация», который применим по отношению ко всем студентам. По нашему мнению, оптимизация адаптационного процесса в учебном заведении должна включать в себя комплекс мер, направленных как на оптимизацию действия этиологических факторов, определяющих успешность адаптации и коррекцию отдельных нарушений, являющихся звеньями патогенеза состояний дезадаптации, так и на повышение показателей продуктивности, снижение психологической и психофизиологической стоимости при действии основных психологических механизмов адаптации. Воздействие на внутренние детерминанты адаптационного процесса направлено на повышение уровня адаптивности, т.е. способности к достижению адекватных результатов учебной деятельности. С этой целью прежде всего необходимо выделение студентов, обладающих недостаточным базовым уровнем общей подготовки, а также имевших длительный перерыв в учебе (например, поступивших после службы в армии), и проведение с ними дополнительных занятий и консультаций по профилирующим предметам. Представляется целесообразным введение (или увеличение объема) на первом курсе специального предмета. Как показывает опыт, преподавание дисциплины «Введение в специальность», позволяющее дать представление об особенностях организации различных видов занятий, читаемых курсах и их назначении в общей системе подготовки по специальности, основных требованиях, предъявляемых к студентам в ходе учебного процесса, на зачетах и экзаменах, дает студентам «рецепты» достижения целей учебной деятельности. Предупреждение и устранение неблагоприятного воздействия внешних факторов адаптационного процесса направлено на снижение напряжения механизмов адаптации через снижение уровня напряжения в ходе учебной деятельности и ее гуманизацию. При этом существенное значение имеет нормализация условий обучения, особенно улучшение социально-бытовых условий проживания в общежитии, создание возможностей для самостоятельной работы, нормальной продолжительности сна и отдыха, в том числе путем более тщательного контроля за соблюдением норм проживания в общежитии. Нормализация собственно учебной нагрузки предполагает ее равномерное распределение в течение года, повышение интенсивности учебной деятельности, прежде всего за счет изменения форм контроля, стимулирующих учебную активность на протяжении всего семестра.
Очевидно, что перечисленные направления оптимизации адаптационного процесса в учебном заведении включают в себя как собственно психологические, так и социальные, организационные и педагогические аспекты. Так как показатели адаптации на этих уровнях тесно связаны между собой, для наибольшей эффективности психической адаптации необходимо сотрудничество и координация действий соответствующих вузовских служб и подразделений.
Список литературы
Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) - М., 1976.
Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем - М., 1975. - 448 с.
Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. - М., 1970.
Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986.
Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза. // Науч – теор. журнал «Педагогика». – 2006. - № 5, с. 60—66.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
Васильева О. С. , Радишевская Я. Б. : Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально-психологической адаптации.//Вопросы психологии. - 2005. - N 1. - С. 29 - 38.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - 200 с.
Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988.
Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979.
Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. - М., 1987.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии - Л., 1984.
Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций: историко-методологическое исследование. Л., 1989.
Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1975.
Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 1979..
Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. – СПб., 1993.
Иоганзен Б.Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных - Кемерово, 1978.
Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. - Владивосток, 1977.
Казначеев С.В. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
Ковтун Л.В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения. … Дис. ... канд. культурол. наук. - М., 1999.
Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке - М., 1987.
Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
Кондратьев М.Ю., Вартанова Э.Г.: Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы. //Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. 91 - 100.
Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. Ч.2.- Тарту, 1971.
Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф. Канд.психол.наук, М., 1980.
Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс.: Пер. с англ.- М., 1970.
Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика - М., 1981.
Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. Докл. - Л., 1979.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний. Кн.1. Общие основы психологии.- М.,- 1994.
Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.). - Вып. 3. - М., 1980.
Общая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М., 1977.
Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М., 1981.
Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983. 232 с.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории - М., 1971.
Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с.
Платонов К.К. Система психологии и теория отражения - М., 1982.
Психология. /Под. ред. Крылова А.А. – М., 1999.
Сарапас В.Л. Проблема социальной адаптации мигратов к иной этнокультурной среде. Дис. канд. соц.наук. - М. 1992.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.: Пер. с англ. - М., 1960. - 254 с.
Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. - Л., 1976.- 212 с.
Соловьев В.Н. Влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов // Материалы научно-практической конференции. – Ижевск, 2005.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И.Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Философские проблемы теории адаптации / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1970. - 243 с.
Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М., 1975. С. 6.
Фомина Т . К . Адаптация иностранных студентов как основа межэтнического взаимодействия // Обучение языку специальности в системе непрерывного языкового образования иностранных студентов медицинских вузов.-Москва, 2003.-С.182-187.
Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже.: Пер. с франц.- М., 1975. - Вып. 5. - С. 145.
Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социологические проблемы. - Красноярск, 1991.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Пер. с нем.- М., 1983.
Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева - СПб., 1993.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест Спилбергера-Ханина
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно 1 Я спокоен 1 2 3 4 2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 4 Я внутренне скован 1 2 3 4 5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4 6 Я расстроен 1 2 3 4 7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4 9 Я встревожен 1 2 3 4 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 11 Я уверен в себе 1 2 3 4 12 Я нервничаю 1 2 3 4 13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 14 Я взвинчен 1 2 3 4 15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4 16 Я доволен 1 2 3 4 17 Я озабочен 1 2 3 4 18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4 19 Мне радостно 1 2 3 4 20 Мне приятно 1 2 3 4
Шкала личностной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения
№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда 21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4 22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4 23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4 33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я бываю доволен 1 2 3 4 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4
Приложение 2
Шкала оценки психологической атмосферы в группе
Инструкция: Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых Вы можете описать атмосферу в Вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак «X» (зачеркните соответствующую цифру), тем более выражен признак в Вашей группе. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:
№п/п Утверждения Баллы Утверждения 1 Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 Враждебность 2 Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие 3 Удовлетворённость 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворённость 4 Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие 5 Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность 6 Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность 7 Сотрудничество 1 2 3 4 5 6 7 8 Отсутствие сотрудничества 8 Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность 9 Занимательность 1 2 3 4 5 6 7 8 Скука 10 Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неуспешность
Обработка результатов: Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов, чем левее расположен «Х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная).
Приложение 3
Тест оценки привлекательности группы
Инструкция: Оцените, пожалуйста, привлекательность группы по опроснику. На каждый раздел возможен 1 ответ.
Вопросы:
1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе:
а) Чувствую себя членом группы, частью коллектива – 5;
б) Участвую в большинстве видов деятельности – 4;
в) Участвую в одних видах деятельности, и не участвую в других – 3;
г) Не чувствую, что являюсь членом группы – 2;
д) Занимаюсь отдельно от других членов группы – 1;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить – 0.
2. перешли бы Вы заниматься в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения материальных условий)?
а) Да, очень хотел бы перейти – 1;
б) Скорее перешел бы, чем остался – 2;
в) Не вижу никакой разницы – 3;
г) Скорее всего, остался бы в своей группе – 4;
д) Не знаю, трудно сказать – 0.
3. Каковы взаимоотношения между студентами в Вашей группе?
А. На учебных занятиях:
а) Лучше, чем в большинстве групп – 3;
б) Примерно такие же, как в большинстве групп – 2;
в) Хуже, чем в большинстве групп – 1;
г) Не знаю – 0.
Б. На экзаменах и зачетах:
а) Лучше, чем в большинстве групп – 3;
б) Примерно такие же, как в большинстве групп – 2;
в) Хуже, чем в большинстве групп – 1;
г) Не знаю – 0.
В. Вне учебных занятий:
а) Лучше, чем в большинстве групп – 3;
б) Примерно такие же, как в большинстве групп – 2;
в) Хуже, чем в большинстве групп – 1;
г) Не знаю – 0.
4. Есть ли в Вашей группе неофициальные лидеры?
а) Есть – 1;
б) Один – 2;
б) Несколько – 3;
в) Не знаю – 0.
Обработка результатов: Подсчитывается количество баллов, полученных при ответах (баллы отмечены в столбце). Итоговый показатель по всем разделам может быть от 7 (очень неблагоприятная оценка) до 25 (очень высокая оценка привлекательности группы).
Приложение 4
Таблица П.4.1. Сводная таблица результатов первичной диагностики
№п/п Ф.И.О. Тревожность Псих. атмосф. в группе Привлекат. группы СТ ЛТ 1 Ира Т. 49 48 60 8 2 Маша У. 33 35 31 18 3 Таня О. 47 46 61 9 4 Валера П. 26 28 20 25 5 Игорь Л. 33 37 24 19 6 Лиза М. 35 30 33 20 7 Антон Р. 48 46 63 8 8 Дима И. 47 49 68 18 9 Яна Д. 38 39 10 20 10 Катя Б. 31 29 25 21 11 Андрей Ц. 25 27 24 18 12 Лада Р. 48 46 70 17 13 Слава М. 31 37 30 22 14 Илья Ч. 24 28 37 17 15 Аня Д. 32 30 25 19 16 Даша И. 36 30 15 23 17 Вова П. 49 47 71 19 18 Игорь С. 46 47 62 9 19 Аня В. 35 32 35 16 20 Пётр О. 47 46 65 10 21 Нина Ф. 42 48 68 11 22 Оля Г. 33 30 30 9 23 Женя П. 36 32 37 15 24 Лена А. 43 40 49 9 25 Катя Ш. 38 36 26 18 26 Слава В. 45 47 58 12 27 Даша Ч. 48 38 60 8 28 Кирил Л. 45 45 64 10 29 Оля А. 45 48 62 14 30 Борис М. 35 33 37 23
Рис.4.1. Соотношение испытуемых с различным уровнем ситуативной тревожности.
Рис.4.2. Соотношение испытуемых с различным уровнем личностной тревожности.
Рис.4.3. Соотношение испытуемых с различной оценкой атмосферы в группе.
Рис.4.4. Соотношение испытуемых с различной оценкой привлекательности группы.
Таблица П.4.2. Статистический анализ результатов первичной диагностики по группе испытуемых
Параметры Уровень тревожности Псих. атмосф. в группе Привлекат. группы СТ ЛТ Среднее 39 38,47 44 15,5 Медиана 38 37,5 37 17 Мода 33 46 37 18 Стандартное отклонение 7,79 7,74 19,26 5,3 Дисперсия выборки 60,69 59,91 370,96 28,12 Эксцесс -1,13 -1,66 -1,55 -1,32 Асимметричность -0,295 -0,017 -0,037 -0,077 Минимум 24 27 10 8 Максимум 49 49 71 25 Счет 30 30 30 30 Распределение нормальное нормальное нормальное нормальное
Приложение 5
Тематический план дисциплины «Введение в специальность»
№п/п Наименование занятия Кол-во часов 1 Краткая история и современное состояние среднего профессионального образования в России 2 2 История техникума 1 3 Особенности первого курса обучения. Права и обязанности студентов 2 4 Организация учебного процесса. Виды учебных занятий
4.1. Лекции – 1 час.
4.2. Практические занятия и консультации – 2 часа.
4.3. Подготовка к лекциям, семинарам и сессиям – 2 часа.
4.4. Организация самостоятельной работы студентов. Работа с книгой – 1 час. 6 5 Организация библиотеки 1 6 Научная работа студентов и учебный процесс
6.1. Написание контрольной работы и реферата – 2 ч.
6.2. Написание курсового и дипломного проекта – 2 ч.
4 7 Новые информационные технологии обучения 2 8 Профессиональные качества современного специалиста
8.1. Современные требования к специалисту – 1 ч.
8.2. Качества специалиста, востребованные на современном рынке труда – 1 ч.
8.3. Понятие профессионализма – 2 ч. 4 9 Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
9.1. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект – 2 ч.
9.2. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности – 2 ч. 4 10 Развитие личности студента
10.1. Развитие характера – 2 ч.
10.2. Развитие способностей – 2 ч.
10.3. Проявление индивидуальных психических свойств в обучении и деятельности – 2 ч.
10.4.– Развитие воли – 1 ч. 6 Всего по дисциплине: 32 часа
Приложение 6
Таблица П.6.1. Сводная таблица результатов повторной диагностики
№п/п Ф.И.О. Тревожность Псих. атмосф. в группе Привлекат. группы СТ ЛТ 1 Ира Т. 40 38 46 19 2 Маша У. 30 25 25 24 3 Таня О. 39 34 47 15 4 Валера П. 24 27 19 25 5 Игорь Л. 27 31 17 19 6 Лиза М. 27 29 25 23 7 Антон Р. 32 35 38 16 8 Дима И. 38 32 33 25 9 Яна Д. 26 22 11 23 10 Катя Б. 24 21 24 24 11 Андрей Ц. 19 25 18 20 12 Лада Р. 28 26 41 24 13 Слава М. 27 22 22 25 14 Илья Ч. 20 22 32 20 15 Аня Д. 29 25 12 22 16 Даша И. 21 24 10 24 17 Вова П. 29 32 38 22 18 Игорь С. 35 31 37 18 19 Аня В. 28 26 21 19 20 Пётр О. 29 31 29 19 21 Нина Ф. 36 38 27 18 22 Оля Г. 25 22 17 23 23 Женя П. 20 27 19 19 24 Лена А. 29 34 30 17 25 Катя Ш. 27 22 19 22 26 Слава В. 35 34 25 20 27 Даша Ч. 26 31 30 19 28 Кирил Л. 24 29 35 17 29 Оля А. 27 29 32 22 30 Борис М. 20 23 28 25 Рис.6.1. Соотношение испытуемых с различным уровнем ситуативной тревожности.
Рис.6.2. Соотношение испытуемых с различным уровнем личностной тревожности.
Рис.6.3. Соотношение испытуемых с различной оценкой атмосферы в группе.
Рис.6.4. Соотношение испытуемых с различной оценкой привлекательности группы
Рис. 6.5. Сравнительные среднегрупповые значения до и после проведения модифицированных занятий в группе первокурсников
Таблица П.6.2. Статистический анализ результатов повторной диагностики по группе испытуемых
Параметры Уровень тревожности Псих. атмосф. в группе Привлекат. группы СТ ЛТ Среднее 28,03 28,23 26,9 20,93 Медиана 27 28 26 21 Мода 27 22 25 19 Стандартное отклонение 5,7 5,029 9,82 2,96 Дисперсия выборки 32,52 25,29 96,44 8,75 Эксцесс -0,27 -0,95 -0,52 -1,09 Асимметричность 0,476 0,292 0,238 -0,187 Минимум 19 21 10 15 Максимум 40 38 47 25 Счет 30 30 30 30 Распределение нормальное нормальное нормальное нормальное
Приложение 7
Таблица П.7.1. Расчет t-критерия Стьюдента по параметру ситуативной тревожности
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 40 49 11.97 10 143.2809 100 2 30 33 1.97 -6 3.8809 36 3 39 47 10.97 8 120.3409 64 4 24 26 -4.03 -13 16.2409 169 5 27 33 -1.03 -6 1.0609 36 6 27 35 -1.03 -4 1.0609 16 7 32 48 3.97 9 15.7609 81 8 38 47 9.97 8 99.4009 64 9 26 38 -2.03 -1 4.1209 1 10 24 31 -4.03 -8 16.2409 64 11 19 25 -9.03 -14 81.5409 196 12 28 48 -0.030001 9 0.0009 81 13 27 31 -1.03 -8 1.0609 64 14 20 24 -8.03 -15 64.4809 225 15 29 32 0.97 -7 0.9409 49 16 21 36 -7.03 -3 49.4209 9 17 29 49 0.97 10 0.9409 100 18 35 46 6.97 7 48.5809 49 19 28 35 -0.0300001 -4 0.0009 16 20 29 47 0.97 8 0.9409 64 21 36 42 7.97 3 63.5209 9 22 25 33 -3.03 -6 9.1809 36 23 20 36 -8.03 -3 64.4809 9 24 29 43 0.97 4 0.9409 16 25 27 38 -1.03 -1 1.0609 1 26 35 45 6.97 6 48.5809 36 27 26 48 -2.03 9 4.1209 81 28 24 45 -4.03 6 16.2409 36 29 27 45 -1.03 6 1.0609 36 30 20 35 -8.03 -4 64.4809 16 Суммы: 841 1170 0.1 0 942.967 1760 Среднее: 28.03 39
Результат: tЭмп = 6.2
Таблица П.7.2. Расчет t-критерия Стьюдента по параметру личностной тревожности
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 38 48 9.77 9.53 95.4529 90.8209 2 25 35 -3.23 -3.47 10.4329 12.0409 3 34 46 5.77 7.53 33.2929 56.7009 4 27 28 -1.23 -10.47 1.5129 109.6209 5 31 37 2.77 -1.47 7.6729 2.1609 6 29 30 0.77 -8.47 0.5929 71.7409 7 35 46 6.77 7.53 45.8329 56.7009 8 32 49 3.77 10.53 14.2129 110.8809 9 22 39 -6.23 0.53 38.8129 0.2809 10 21 29 -7.23 -9.47 52.2729 89.6809 11 25 27 -3.23 -11.47 10.4329 131.5609 12 26 46 -2.23 7.53 4.9729 56.7009 13 22 37 -6.23 -1.47 38.8129 2.1609 14 22 28 -6.23 -10.47 38.8129 109.6209 15 25 30 -3.23 -8.47 10.4329 71.7409 16 24 30 -4.23 -8.47 17.8929 71.7409 17 32 47 3.77 8.53 14.2129 72.7609 18 31 47 2.77 8.53 7.6729 72.7609 19 26 32 -2.23 -6.47 4.9729 41.8609 20 31 46 2.77 7.53 7.6729 56.7009 21 38 48 9.77 9.53 95.4529 90.8209 22 22 30 -6.23 -8.47 38.8129 71.7409 23 27 32 -1.23 -6.47 1.5129 41.8609 24 34 40 5.77 1.53 33.2929 2.3409 25 22 36 -6.23 -2.47 38.8129 6.1009 26 34 47 5.77 8.53 33.2929 72.7609 27 31 38 2.77 -0.47 7.6729 0.2209 28 29 45 0.77 6.53 0.5929 42.6409 29 29 48 0.77 9.53 0.5929 90.8209 30 23 33 -5.23 -5.47 27.3529 29.9209 Суммы: 847 1154 0.1 -0.1 733.367 1737.467 Среднее: 28.23 38.47
Результат: tЭмп = 6.1
Таблица П.7.3. Расчет t-критерия Стьюдента по параметру психологической атмосферы в группе.
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 60 46 16 19.1 256 364.81 2 31 25 -13 -1.9 169 3.61 3 61 47 17 20.1 289 404.01 4 20 19 -24 -7.9 576 62.41 5 24 17 -20 -9.9 400 98.01 6 33 25 -11 -1.9 121 3.61 7 63 38 19 11.1 361 123.21 8 68 33 24 6.1 576 37.21 9 10 11 -34 -15.9 1156 252.81 10 25 24 -19 -2.9 361 8.41 11 24 18 -20 -8.9 400 79.21 12 70 41 26 14.1 676 198.81 13 30 22 -14 -4.9 196 24.01 14 37 32 -7 5.1 49 26.01 15 25 12 -19 -14.9 361 222.01 16 15 10 -29 -16.9 841 285.61 17 71 38 27 11.1 729 123.21 18 62 37 18 10.1 324 102.01 19 35 21 -9 -5.9 81 34.81 20 65 29 21 2.1 441 4.41 21 68 27 24 0.1 576 0.01 22 30 17 -14 -9.9 196 98.01 23 37 19 -7 -7.9 49 62.41 24 49 30 5 3.1 25 9.61 25 26 19 -18 -7.9 324 62.41 26 58 25 14 -1.9 196 3.61 27 60 30 16 3.1 256 9.61 28 64 35 20 8.1 400 65.61 29 62 32 18 5.1 324 26.01 30 37 28 -7 1.1 49 1.21 Суммы: 1320 807 0 0 10758 2796.7 Среднее: 44 26.9
Результат: tЭмп = 4.3
Таблица П.7.4. Расчет t-критерия Стьюдента по параметру привлекательности группы.
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2 1 19 8 -1.93 -7.5 3.7249 56.25 2 24 18 3.07 2.5 9.4249 6.25 3 15 9 -5.93 -6.5 35.1649 42.25 4 25 25 4.07 9.5 16.5649 90.25 5 19 19 -1.93 3.5 3.7249 12.25 6 23 20 2.07 4.5 4.2849 20.25 7 16 8 -4.93 -7.5 24.3049 56.25 8 25 18 4.07 2.5 16.5649 6.25 9 23 20 2.07 4.5 4.2849 20.25 10 24 21 3.07 5.5 9.4249 30.25 11 20 18 -0.93 2.5 0.8649 6.25 12 24 17 3.07 1.5 9.4249 2.25 13 25 22 4.07 6.5 16.5649 42.25 14 20 17 -0.93 1.5 0.8649 2.25 15 22 19 1.07 3.5 1.1449 12.25 16 24 23 3.07 7.5 9.4249 56.25 17 22 19 1.07 3.5 1.1449 12.25 18 18 9 -2.93 -6.5 8.5849 42.25 19 19 16 -1.93 0.5 3.7249 0.25 20 19 10 -1.93 -5.5 3.7249 30.25 21 18 11 -2.93 -4.5 8.5849 20.25 22 23 9 2.07 -6.5 4.2849 42.25 23 19 15 -1.93 -0.5 3.7249 0.25 24 17 9 -3.93 -6.5 15.4449 42.25 25 22 18 1.07 2.5 1.1449 6.25 26 20 12 -0.93 -3.5 0.8649 12.25 27 19 8 -1.93 -7.5 3.7249 56.25 28 17 10 -3.93 -5.5 15.4449 30.25 29 22 14 1.07 -1.5 1.1449 2.25 30 25 23 4.07 7.5 16.5649 56.25 Суммы: 628 465 0.1 0 253.867 815.5 Среднее: 20.93 15.5
Результат: tЭмп = 4.9
Таблица П.7.5. Сводная таблица значений t-критерия.
Параметр Значение tэмп tкр p≤0.05 tкр p≤0.05 Ситуативная тревожность 6,2 2 2,66 Личностная тревожность 6,1 2 2,66 Психологическая атмосфера в группе 4,3 2 2,66 Привлекательность группы 4,9 2 2,66
2
1.Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) - М., 1976.
2.Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студен-тов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.
3.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем - М., 1975. - 448 с.
4.Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. - М., 1970.
5.Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986.
6.Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза. // Науч – теор. журнал «Педагогика». – 2006. - № 5, с. 60—66.
7.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация челове-ка. - Л., 1988.
8.Васильева О. С. , Радишевская Я. Б. : Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально-психологической адаптации.//Вопросы пси-хологии. - 2005. - N 1. - С. 29 - 38.
9.Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критиче-ских ситуаций). - М., 1984. - 200 с.
10.Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988.
11.Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Соци-ально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979.
12.Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универ-сальный биологический механизм приспособления. - М., 1987.
13.Ганзен В.А. Системные описания в психологии - Л., 1984.
14.Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций: историко-методологическое исследование. Л., 1989.
15.Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1975.
16.Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 1979..
17.Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. – СПб., 1993.
18.Иоганзен Б.Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных - Кемерово, 1978.
19.Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. - Владивосток, 1977.
20.Казначеев С.В. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
21.Ковтун Л.В. Социальная адаптация личности в условиях межкультур-ного общения. … Дис. ... канд. культурол. наук. - М., 1999.
22.Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке - М., 1987.
23.Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
24.Кондратьев М.Ю., Вартанова Э.Г.: Особенности адаптации развиваю-щейся личности в условиях становления ученической группы. //Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. 91 - 100.
25.Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. Ч.2.- Тарту, 1971.
26.Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф. Канд.психол.наук, М., 1980.
27.Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991.
28.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс.: Пер. с англ.- М., 1970.
29.Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика - М., 1981.
30.Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. Докл. - Л., 1979.
31.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний. Кн.1. Общие основы психологии.- М.,- 1994.
32.Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам на-уч.-теорет. конф.). - Вып. 3. - М., 1980.
33.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М., 1977.
34.Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М., 1981.
35.Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983. 232 с.
36.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории - М., 1971.
37.Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с.
38.Платонов К.К. Система психологии и теория отражения - М., 1982.
39.Психология. /Под. ред. Крылова А.А. – М., 1999.
40.Сарапас В.Л. Проблема социальной адаптации мигратов к иной этно-культурной среде. Дис. канд. соц.наук. - М. 1992.
41.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.: Пер. с англ. - М., 1960. - 254 с.
42.Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведе-ния. - Л., 1976.- 212 с.
43.Соловьев В.Н. Влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов // Материалы научно-практической конфе-ренции. – Ижевск, 2005.
44.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
45.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И.Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
46.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
47.Философские проблемы теории адаптации / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1970. - 243 с.
48.Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегород-цева. - М., 1975. С. 6.
49.Фомина Т . К . Адаптация иностранных студентов как основа межэт-нического взаимодействия // Обучение языку специальности в системе непрерывного языкового образования иностранных студентов меди-цинских вузов.-Москва, 2003.-С.182-187.
50.Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже.: Пер. с франц.- М., 1975. - Вып. 5. - С. 145.
51.Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Фило-софско-социологические проблемы. - Красноярск, 1991.
52.Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господи-ном Евгением Дюрингом. Пер. с нем.- М., 1983.
53.Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева - СПб., 1993.
Вопрос-ответ:
Какие факторы влияют на психическую адаптацию студентов?
Факторы, которые могут влиять на психическую адаптацию студентов, включают: изменение жизненного стиля, разрыв с родительским домом, новые социальные и учебные требования, стресс и давление, ощущение отчужденности от сверстников и других студентов, низкое самооценка, проблемы с социальной коммуникацией и межличностными отношениями.
Какие особенности учебной адаптации студентов могут возникнуть?
В процессе учебной адаптации студенты могут столкнуться с такими особенностями, как: сложности в усвоении новых знаний и навыков, непонимание требований преподавателей и учебной программы, неуверенность в своих способностях, ощущение стресса и давления, чувство отчуждения от сверстников и других студентов.
Как социально-психологическая адаптация влияет на успешность обучения?
Социально-психологическая адаптация студентов к условиям учебного заведения имеет прямое влияние на их успешность в обучении. Если студент не адаптирован социально-психологически, то он может испытывать трудности в общении с преподавателями и со старшими студентами, иметь проблемы с самооценкой и мотивацией, что может отрицательно сказаться на его успеваемости и учебной активности.
Какие выводы можно сделать по главе, посвященной теоретическому анализу проблемы адаптации?
По результатам теоретического анализа проблемы адаптации в учебном заведении можно сделать следующие выводы: адаптация является сложным процессом, который включает изменение жизненного стиля и социальных ролей студентов, факторы, влияющие на психическую адаптацию, могут быть разнообразными, учебная адаптация имеет свои особенности, а социально-психологическая адаптация оказывает прямое влияние на успешность обучения.
Зачем нужно проводить исследование адаптации студентов в учебном заведении?
Исследование адаптации студентов в учебном заведении позволяет выявить проблемы, связанные с процессом адаптации, и предложить способы их решения. Такие исследования помогают определить успешность обучения студентов и выработать рекомендации по организации процесса адаптации в учебном заведении.
Какие факторы могут влиять на психическую адаптацию студентов?
На психическую адаптацию студентов могут влиять различные факторы, такие как уровень подготовки студента, уровень требований в учебном заведении, степень социальной поддержки и др. Кроме того, влияние оказывают психологический климат в учебном заведении, взаимоотношения с преподавателями и соучащими, а также личностные особенности студента.
Какие особенности учебной адаптации первокурсников могут наблюдаться?
Учебная адаптация первокурсников может сопровождаться такими особенностями, как сложности в освоении нового учебного материала, затруднения в организации времени и планировании задач, неуверенность в своих силах и способностях, а также эмоциональное напряжение и стресс. Важно помочь студентам преодолеть эти трудности и успешно адаптироваться к учебному процессу.
В чем заключается влияние социально-психологической адаптации на успешность обучения?
Социально-психологическая адаптация оказывает значительное влияние на успешность обучения студентов. Если студент успешно адаптирован к условиям учебного заведения, он может более эффективно учиться, лучше справляться с учебными задачами, активно участвовать в образовательном процессе и достигать более высоких результатов. Недостаточная адаптация и трудности в обучении могут негативно сказаться на успеваемости и мотивации студента.
Какие основные факторы влияют на адаптацию студентов к учебному заведению?
Основными факторами, влияющими на адаптацию студентов к учебному заведению, являются новая социальная среда, отсутствие семейной поддержки, сложности в построении новых социальных связей, изменение учебной нагрузки и требований к учебной деятельности.
Какие особенности учебной адаптации могут негативно влиять на успешность обучения студентов?
Особенности учебной адаптации, которые могут негативно влиять на успешность обучения студентов, включают: неустойчивость мотивации к учебной деятельности, конфликты с преподавателями и соучащимися, сложности в организации учебного процесса, низкая самооценка и чувство неуверенности в своих способностях.