Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблема бедности в российских регионах (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

  • 30 страниц
  • 13 источников
  • Добавлена 22.10.2011
750 руб.1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЕ БЕДНОСТИ
1.1 Основные термины и понятия
1.2 Бедность как социальное явление
1.3 Проблема бедности в современной России
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Основные показатели
2.2 Стратегия борьбы с бедностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.
Главная задача государственной социальной помощи - стать более эффективным средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальное иждивенчество.
Реализация программ преодоления бедности сопряжена со значительными административными, организационными и иными издержками. Возникают проблемы справедливого распределения полученной помощи внутри домохозяйства вследствие внутрисемейного неравенства, иррационального поведения, социальных патологий и т.д., что практически не подконтрольно властям. Наконец, сама стратегия преодоления бедности должна стимулировать людей к самостоятельному зарабатыванию на жизнь.
Все те меры, которые были перечислены выше, являются одним из вариантов решения проблемы бедности. К оценке уровня бедности необходимо, на наш взгляд, подходить с более широких позиций, чем просто исходя из численности и доли населения с доходами или даже с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума. Полагаем, что измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный минимум предполагает и содержание имеющегося жилья.
Считаем, что сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем будет важным шагом вперед к ее комплексному измерению. Это приведет к расширению взгляда на российскую бедность и ее структуру.
Высокий удельный вес среди бедных семей тех семей, которые возглавляют наемные работники, подсказывает, что для снижения уровня бедности надо, прежде всего, повышать заработную плату.
Государственные гарантии в части установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что МРОТ должен стать не общефедеральным, а региональным социальным нормативом. Таким образом, необходим переход от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной минимальной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума.
Чтобы в регионах с более низкими прожиточными минимумами, чем его общероссийское значение, не происходило снижения уровня государственных гарантий, необходимо в федеральном государственном бюджете на очередной год оговаривать соотношение МРОТ и ПМ для субъекта Российской Федерации с наименьшей величиной прожиточного минимума.
Огромные межрегиональные различия в доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также в численности бедного населения, подсказывают возможную последовательность снижения уровня бедности. На наш взгляд, было бы целесообразно выделить следующие приоритеты в решении этой задачи.
Для более быстрого сокращения бедного населения в целом по стране федеральному центру надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.
Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает не менее чем 50% всего бедного населения страны. В качестве таких регионов могли бы быть определены и поддержаны федеральным центром те динамично развивающиеся регионы, в которых проживает большее количество бедного населения.
В завершение, усилия государственных органов управления должны быть сосредоточены на полном решении задачи сокращения численности бедных в два раза.
В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет снижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своим усилиям. Надо ли помогать более сильным? Некоторые считают, что помогать нужно слабым, а сильные сами решат свои проблемы. У нас иная логика.
Если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объемах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Все это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности.
В настоящее время возможный путь спасения от бедности – сильная авторитетная, но не авторитарная власть, которая поставит своей главной целью – способствовать повышению уровня жизни населения при всемерной поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом и усиливать террор против тех, кто ворует. Это тоже не панацея, но можно и нужно срочно выправить ситуацию! Если не бороться с бедностью уже сейчас, то все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда.
Из всего вышесказанного напрашивается вывод: все эти позиции относительно решения проблем бедности являются правильными. Но между ними имеются некоторые расхождения. Допустим, в одной точке зрения говорится, что первоочередная задача – это поддержка наиболее бедных и уязвимых слоев населения. Существует прямо противоположное мнение, о том что, прежде всего следует решать проблемы сильных, а уже потом – слабых. Это говорит о том, что, помогая тем лицам, которые потенциально могут выйти из положения бедности, уже проще будет решать проблемы тех, кому реально сложнее в этом плане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема бедности – является наиболее острых социальных проблем нынешней России. Именно бедность обусловливает ограниченность доступа существенной доли народонаселения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Несмотря на негативные явления начала тысячелетия в развитии проблемы бедности отмечаются и положительные тенденции. Так, например, в работах отечественных авторов все реже и реже встречается проблема изменения «лица бедности». Все чаще, говорится о малом размере социальных выплат, в частности пенсий и пособий, и все меньше говорится о положении «новых бедных». Их число постепенно сокращается, но в то же время сохраняется проблема низкой оплаты труда. Эти вопросы активно обсуждались на семинаре ОЭСР в конце 2000г. О сохранении низкой заработной платы, как социально-экономической проблемы, подтверждает исследование В.В. Радаева, о котором уже упоминалось выше.
Остается открытым вопрос об оценке масштабов бедности. В развитии этой проблемы наблюдается тенденция к увеличению способов оценки бедности, что в свою очередь также как и отсутствие достаточного количества статистических данных, мешает реально оценить масштабы и глубину феномена, поскольку авторы указывают на разные способы оценки бедности, не выделяя наиболее эффективный. Так административные органы за черту бедности берут прожиточный минимум, в то время как ряд специалистов говорят о том, что: «нельзя утверждать, что благосостояние человека, чей жизненный уровень хотя бы слегка ниже определенной черты бедности, заметно хуже, чем у того, чей жизненный уровень чуть выше ее»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


demoscope.ru
http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/pr_min
www.librero.ru/ Дубровская Т. А., Макаров В. Е., Лебедев А. В. Бедность в России и мире: социально-политические и пути решения
Баширова И.И. Бедность как социальное явление в России // Социальные проблемы российского общества: история и современность. - Уфа, 2008. - Вып. 2. - С. 25-28.
Беляева Л.А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции/ Социс.- 2007. - № 9. – с. 18.
Каримов А.Г. Проблема бедности в депрессивных регионах и пути ее преодоления // Науч. вестн. Уральской акад. гос. службы. – 2008. - № 4;
Концепция развития социальной защиты населения ленинградской области на период до 2020 года
Митрофанова С. Ю. Детская бедность: социологические теории детства как основа исследования проблемы // Вестн. Самарского гос. ун-та. – 2010. - № 1. - С. 32-37.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1116 от 08.08.2011 г.
Проблемы бедности. Пер. с англ.: Гобсон Дж. — Москва, 2011 г.- 216 с
Роик В. Бедность и дезинтеграция в мире труда [Электронный ресурс] // Социал. партнерство. - 2010. – № 1.
Сыроежкин А.И. Основные направления преодоления бедности в России // Вестник университета (Государственный университетуправления). 2009. №1. С. 98-105
Ярмиев М.З. Репрезентация бедности как социальной проблемы в российских СМИ // Там же. - 2008. - № 4. - С. 67-72 ;
Баширова И.И. Бедность как социальное явление в России // Социальные проблемы российского общества: история и современность. - Уфа, 2008. - Вып. 2. - С. 25-28
Каримов А.Г. Проблема бедности в депрессивных регионах и пути ее преодоления // Науч. вестн. Уральской акад. гос. службы. – 2008. - № 4;
Каримов А.Г. Проблема бедности в депрессивных регионах и пути ее преодоления // Науч. вестн. Уральской акад. гос. службы. – 2008. - № 4;
www.librero.ru/ Дубровская Т. А., Макаров В. Е., Лебедев А. В. Бедность в России и мире: социально-политические и пути решения
www.librero.ru/ Дубровская Т. А., Макаров В. Е., Лебедев А. В. Бедность в России и мире: социально-политические и пути решения.
www.librero.ru/ Дубровская Т. А., Макаров В. Е., Лебедев А. В. Бедность в России и мире: социально-политические и пути решения
Проблемы бедности. Пер. с англ.: Гобсон Дж. — Москва, 2011 г.- 216 с
Беляева Л.А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции/ Социс.- 2007. - № 9. – с. 18.
Шарин В. Можно ли прекратить воспроизводство бедности? // Человек и труд. – 2005. - №7. – С. 25.
Беляева Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции/ Социс.- 2007. - № 9. – с. 18.
Римашевская Н.М. Некоторые проблемы социального реформирования в России // Проблемы прогнозирования. – 2006. - №2. – с. 6.
http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/pr_min
Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1116 от 08.08.2011 г.
Сыроежкин А.И. Основные направления преодоления бедности в России // Вестник университета (Государственный университетуправления). 2009. №1. С. 98-105
Сыроежкин А.И. Основные направления преодоления бедности в России // Вестник университета (Государственный университетуправления). 2009. №1. С. 98-105
Сыроежкин А.И. Основные направления преодоления бедности в России // Вестник университета (Государственный университетуправления). 2009. №1. С. 98-105
Бедность в России: меняются ли тенденции? (раздел из аналитического доклада ОЭСР в конце 2000г) //Человек и труд-2001-№7-с.23









29



Бедность

Относительная

Абсолютная

Традиционно бедные


Социальное дно

Новые бедные»


Госбюджетники


Наркозависимые

Лица бомж

Одинокие матери


Инвалиды


Алкоголезависимые

Престарелые


Sex-работники

Нищие

Беспризорные дети

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.demoscope.ru
2.http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/pr_min
3.www.librero.ru/ Дубровская Т. А., Макаров В. Е., Лебедев А. В. Бедность в России и мире: социально-политические и пути решения
4.Баширова И.И. Бедность как социальное явление в России // Социальные проблемы российского общества: история и современность. - Уфа, 2008. - Вып. 2. - С. 25-28.
5.Беляева Л.А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции/ Социс.- 2007. - № 9. – с. 18.
6.Каримов А.Г. Проблема бедности в депрессивных регионах и пути ее преодоления // Науч. вестн. Уральской акад. гос. службы. – 2008. - № 4;
7.Концепция развития социальной защиты населения ленинградской области на период до 2020 года
8.Митрофанова С. Ю. Детская бедность: социологические теории детства как основа исследования проблемы // Вестн. Самарского гос. ун-та. – 2010. - № 1. - С. 32-37.
9.Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1116 от 08.08.2011 г.
10.Проблемы бедности. Пер. с англ.: Гобсон Дж. — Москва, 2011 г.- 216 с
11.Роик В. Бедность и дезинтеграция в мире труда [Электронный ресурс] // Социал. партнерство. - 2010. – № 1.
12.Сыроежкин А.И. Основные направления преодоления бедности в России // Вестник университета (Государственный университетуправления). 2009. №1. С. 98-105
13.Ярмиев М.З. Репрезентация бедности как социальной проблемы в российских СМИ // Там же. - 2008. - № 4. - С. 67-72 ;

Введение

Развитие экономики России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических, которые, в первую очередь, зависит от места их расположения на территории страны и ресурсов, которыми они обладают.

Экономический рост региональной экономики, улучшение жизни населения, стабильность экономической ситуации, вызванной повышением эффективности деятельности отдельных субъектов, значение, которое указывает на неодинаковом их вкладе в достижение высокого уровня развития национального сельского хозяйства.

Основной причиной этого является использование различных конкурентных преимуществ регионов страны. В связи с этим в каждом регионе РФ может быть конкурентоспособным только в тех направлениях развития, для реализации которых есть необходимый экономический потенциал.

Переход к рыночной экономике в России неизбежно означал отказ от советской системы территориального (регионального) планирования, который был основным методом реализации территориального принципа при разработке государственных планов экономического и социального развития.

к сожалению, в России, в последние годы реформы, не была создана новая система регионального планирования и прогнозирования. Важно учитывать, что регионального планирования в странах с рыночной экономикой осуществляется в условиях главенствующей роли частного капитала. Таким образом, региональное планирование и прогнозирование не может игнорировать региональные стратегии, а также региональной политики частного бизнеса.

Россия - федеративное государство, полученного разделения полномочий между федеральными и региональными органами власти. И федерация, и субъекты федерации несут свою долю ответственности за социально-экономическое развитие регионов, тем не менее, их деятельность должна быть, по крайней мере, последовательной, и желательно и координаты. Иначе говоря, формирование эффективной системы планирования в региональном требует разработки эффективных механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти в обеспечении социально-экономического развития регионов.

В России пока очень несовершенной набор инструментов федеральной региональной политики, т. е. набора инструментов реализации решений регионального планирования. Слабо развитая методическая помощь регионам, в том числе в части разработки стратегий регионального развития. В современных условиях необходимы и принципиально новые подходы к формированию региональной информационной среды, которая создает более благоприятные условия для взаимного обмена опытом, для принятия решений об инвестициях в регионы.

Узнать стоимость работы