Оценка перспектив социально-экономического развития Республики Коми

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 6464 страницы
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 06.07.2017
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития региона 6
1.1. Сущность социально-экономического развития региона 6
1.2. Основные социально-экономические показатели развития региона 11
1.3. Социальные инструменты развития региона 17
Глава 2. Исследование социально-экономического развития региона Республики Коми 24
2.1. Особенности социально-экономического развития Республики Коми 24
2.2. Анализ рынка кредитования физических лиц в Республике Коми 33
Глава 3. Формирование прогноза по социально-экономическому развитию региона 39
3.1. Оценка реализации стратегии и перспективы социально-экономического развития региона 39
3.2. Перспективы социально-экономического развития Республики Коми 44
3.3. Рекомендации по формированию прогноза социально-экономического развития Республики Коми 52
Заключение 54
Список использованной литературы 59
Фрагмент для ознакомления

Каждая из таких программ направлена на решение приоритетных, на уровне ЕС, задач формирование и реализация целевых программ должно осуществляться при взаимодействии административных, финансовых, политических структур и населенияГерманияразработка региональных планов и муниципальных программ ведется в соответствии с Федеральным рамочным планом, период реализации которого составляет 4-5 лет. При этом с принятием нового плана происходит выделение определенных критериев, которые требуют измененияДля обеспечения финансирования программных мероприятий за счет средств областного и муниципального бюджета в запланированных объемах следует проводить оценку обоснованности показателей ежегодного бюджетного финансирования, зафиксированных в паспорте целевой программы.В том числе необходимо соизмерять совокупный объем расходных обязательств на реализацию действующих и принимаемых целевых программ с реальными возможностями бюджетного финансирования. Необходимо повышение ответственности государственных заказчиков в вопросах:планирования объема привлечения внебюджетных источников финансирования целевой программы;предоставления и публикации в полном объем и в установленные сроки отчетности по реализации целевых программ;организации размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации целевой программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы и порядке участия в ней инвесторов.Важно обеспечить большую прозрачность процедур формирования и реализации целевых программ, создать действенную систему мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации программных мероприятий.Заявленные к утверждению или утвержденные целевые программы должны отвечать основополагающим базовым принципам программного управления, представленным в таблице 3.2.2.Таблица 3.2.2 - Принципы программного управления[9]ПринципХарактеристикаЛегитимностьполностью исключает ситуации, которые противоречат законодательствуНормативностьнеобходимость утверждения соответствующим органом и исполнение всеми сторонами-участниками согласно законодательствуРеальностьсоответствие поставленной цели ресурсному обеспечению Вариативностьразработка альтернативных вариантов для достижения (полного или частичного) целей программы в случае изменения уровня ресурсного (особенно финансового)Конкретность целей и задачцели и задачи должны иметь количественное и качественное выражение, а также соответствовать требованиям учета и контроля, на основании которых может быть произведена однозначная оценка качества их выполнения и степени реализацииКонтролируемостьобеспечение возможности мониторинга результатов и эффективности выполнения мероприятий программы в соответствии с целями и задачамиОтветственностьперсональная система контроля участников программы, установление ответственности лиц и организаций за качество и эффективность выполнения заданий и использование ресурсов программы в целомВажнейшее значение для успешной реализации любой региональной целевой программы имеет использование механизмов привлечения внебюджетных средств, в качестве каналов активизации, которые можно использовать как традиционные источники (кредитование, акционирование, привлечение собственных средств предприятий и создание совместных предприятий) так и актуальные рыночные (лизинг, ипотеку, организацию наймов, предоставление гарантий, залоговые инструменты).Необходимо определить механизмы стимулирования инвесторов, заинтересованных в осуществлении программ. Это могут быть налоговые и таможенные льготы, расширение практики предоставления государственных гарантий по кредитам, используемым в целях финансирования программных мероприятий. Возможно целевое привлечение средств зарубежных инвесторов, поиск стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве. Следует стремиться к тому, чтобы программа по мере ее развертывания переходила на режим саморазвития и самофинансирования, то есть реализуемые мероприятия (имеющие быструю окупаемость) должны генерировать средства для последующих мероприятий программы.Кроме того, в качестве альтернативного варианта привлечения денежных средств на реализацию целевых программ целесообразно рассмотреть возможность использования механизмов государственно-частного партнерства, которое направлено на развитие общественной инфраструктуры в целях:ускорения социально-экономического развития; улучшения качества и повышения эффективности услуг; повышения эффективности использования бюджетных средств. Эффективное использование программно-целевого метода как инструмента реализации региональной политики базируется на выделенных методах и средствах, совершенствование которых связано с выбором оптимальных из некоторого множества альтернативных вариантов формирования и реализации программы. В связи с этим на уровне региона целесообразно реализовать разработку методического обеспечения оценки эффективности реализации целевых программ. В первую очередь, необходимо определить критерии оценки. Все критерии по целевым программам развития социальной инфраструктуры предлагается разделить на 3 группы: критерий экономической эффективности;критерий бюджетной эффективности; критерий социальной эффективности. Под бюджетным эффектом понимается изменение финансовых поступлений в бюджет. Экономический эффект предполагает совокупные изменения финансового положения всех участников программы, связь затрат и получаемых результатов. Социальный эффект отражает изменения уровня доходности, состояния здоровья, уровня образования, уровня рождаемости и смертности, иных составляющих уровня и качества жизни населения.Безусловно, в идеальной системе предполагается наивысшая оценка по всем отобранным критериям. Однако на практике реализация такой сложной системы, как целевая программа, особенно в сфере развития социальной инфраструктуры, предполагает наличие рисков, как внешних, так и внутренних. В связи с этим, на наш взгляд, стремление к наивысшей критериальной оценке должно сопровождаться анализом и снижением рисков. Для определения уровня риска выбранного сценария целесообразно использовать также комплексную оценкуНа основе программно-целевого метода реализуется потребность региона в осуществлении интеграции процессов в эколого-социально-экономической сфере, которая, с одной стороны, обусловлена, возрастающей сложностью, комплексностью проблем устойчивого развития, а с другой, характеризующейся высокой степенью отраслевой и территориальной дифференциации.Основная цель разработки и реализации программ должна быть направлена на решение проблем региона при условии соответствия основополагающим доктринам их развития.На процесс принятия решений оказывает влияние множество факторов, которые воздействуют в различной степени влияния, создавая предпосылки для выбора различных вариантов методов, способов и средств достижения программных целей. Реализация этих мероприятий в совокупности позволит упорядочить процесс формирования и финансирования целевых программ, повысить результативность расходов на их реализацию и создать условия для решения стратегических задач экономической и социальной политики региона. Разработка среднесрочных и долгосрочных программ, включение их в планы социально-экономического развития муниципального образования позволит экономить и более эффективно использовать средства при их дефиците.Таким образом, на основе проведенного анализа выявлены следующие направления оптимизации механизмов реализации целевых программ на региональном уровне:Потребности в ресурсах должны быть обоснованными, что обеспечит достижение целей и результатов программ, их взаимосвязь с задачами и сроками с учетом внешних условий и рисков.Реализация эффективной системы управления программой на основе разграничения полномочий и ответственности субъектов управления.Запланированные результаты каждого этапа выполнения программы должны соответствовать объему необходимых для их реализации денежных средств.Обеспечение реализации предварительного контроля для определения неэффективных программ до их утверждения и исполнения, а также исключения из программ неконтролируемых и необеспеченных финансированием мероприятий.Своевременное устранение нарушений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.Совершенствование финансового планирования средств, выделяемых на целевые программы.Повышения доступности и открытости информации о реализации целевых программ для объективного анализа.Использования механизмов государственно-частного партнерства.Разработка методического обеспечения оценки эффективности реализации целевых программ.Указанные направления совершенствования механизма формирования и реализации региональных целевых программ представлены на рисунке 14.Рис. 14 - Направления совершенствования механизма формирования и реализации муниципальных целевых программ (составлено автором)Реализация указанных мероприятий в совокупности позволит упорядочить процесс формирования и финансирования целевых программ, повысить результативность расходов на их реализацию и создать условия для решения стратегических задач экономической и социальной политики муниципального образования. Разработка среднесрочных и долгосрочных программ, включение их в планы социально-экономического развития области позволит экономить и более эффективно использовать средства при их дефиците.Анализ современного состояния лесного хозяйства России, в общем, и Республики Коми, в частности, позволяет сделать следующие выводы:Существующий Лесной кодекс допустил уничтожение генетического лесофонда и разрушил систему лесовосстановления в России, ее сейчас просто не существует. Есть отдельные усилия отдельных коллективов, которые делают эту работу. Но в государственном масштабе этого не происходит.Не совершенство законодательства в области лесного хозяйства не позволяет в полной мере реализовать существующий потенциал лесопромышленного комплекса.Сформировавшийся спектр проблем требует разработки и внедрения системы мер, направленных на:Формирование фонда лесовосстановления.Модернизацию системы управления лесным хозяйством в части использования инновационных методов развития лесопромышленного комплекса.Формирование эффективной кадровой политики.Развитие инвестиционной деятельности в отраслиС целью эффективного развития лесного хозяйства в регионе, как одной из ведущих отраслей Республики, на наш взгляд целесообразно рассмотреть основные направления государственного регулирования и управления лесохозяйственным комплексом.На основе анализа индикаторов совершенствования управления лесным хозяйством и анализа состояния лесов в Республике представляется целесообразным разработать систему мер и мероприятий по оптимизации и развитию данной отрасли (таблица 3.2.3).Система управления лесным хозяйством Республики требует качественных сущностных и структурных изменений. В совершенствовании нуждаются базовые основы организации и функционирования системы регионального управления, а именно ее экономико-территориальные аспекты, организационные основы, касающиеся управления лесным хозяйством. В рамках региона целесообразно создать контрольный самостоятельный орган, наделенный полномочиями по:проведению комплексных проверок комплексного использования лесного ресурса, с правом выдачи предписания высшим должностным лицам с целью устранения выявленных нарушений и принятия, дополнительных мер;подготовке аналитических записок для Правительства РФ о состоянии дел в лесной отрасли субъекта с предложениями, по развитию и совершенствованию отрасли.Таблица 3.2.3 - Содержание системы мер по совершенствованию управления лесным хозяйством в СФО№ п/пНаименование мероприятийСистема мерСодержание мероприятийСовершенствование процессов управлениясовершенствование системы лесоуправленияунифицировать структуру и полномочия исполнительных органов в области лесных отношений на уровне субъектов РФ в лесничествахввести в законодательство нормы, определяющие порядок выполнения работ, связанных с охраной, защитой и воспроизводством лесов, на лесных участках, находящихся в федеральной собственностирегулирование лесных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесоворганизовать районирование и зонирование лесов по видам и уровням охраны и защиты; разработать механизм взаимодействия государственной власти и лесного бизнеса при осуществлении лесопожарных и лесозащитных мероприятий.развитие правового обеспечениявнести изменения в статью 4.5 КОАП РФ, в части установления срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в сфере природопользования;отработать правоприменительную практику, которая позволит применять ответственность по статье 158 УК РФ за вывезенную древесину с места лесонарушения, как хищение имуществаВнедрение информационных технологий и средств исследованияРазработка и внедрение современных информационных систем и систем мониторингаСоздание национальной информационной системы о лесном хозяйстве для осуществления следующих направлений деятельности:мониторинг состояния лесов в труднодоступных зонах с использованием специализированного оборудования и техники; анализ экспертных оценок по цене на использование земель лесного фонда (в рамках аналитики существующей цены на аренду, инвестиционная привлекательность); анализ средних значений цен на древесину в регионе;анализ инвестиционно-емких территориальных образований в каждом регионе. Создание и развитие системы лесной сертификацииРеализация сертификационной политикиподготовка специалистов в области лесной сертификации;разработать нормативно-правовую базу реализации сертификации в лесном управлении.Модернизация лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслейСоздание действенной системы рационального лесопользования создать генетико-селекционный комплекс в регионе; увеличить долю лесных культур, создаваемых посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами; повысить качественный состав лесов на основе эффективных рубок ухода.Развитие системы лесного планированияИспользование современных методов и средств планирования и прогнозирования в лесном хозяйстве Разработка и внедрение автоматизированных систем планирования и прогнозированияБезусловно, что в рамках совершенствования необходимо создание информационных ресурсов. Так, в настоящее время уже есть множество информационных сайтов, но анализ показывает, что подробной оценки инвестиционной привлекательности лесных ресурсов, использования земельных участков лесного фонда региона в рамках комплексного аспекта не производиться. Важнейшей задачей управления лесным хозяйством Республики должна стать стратегия управления лесным хозяйством на основе прогнозирования и понимания дальнейшей перспективы, а также инвестиционной привлекательности всех лесных ресурсов. Стратегия должна включать комплекс мер на определенный период времени, включающий разработку планов по отдельным видам земель для их развития. Так, в частности указанный орган мог бы принимать стратегию развития в рамках региона. Наиболее наглядно структура мероприятий представлена на рисунке 15.Рис. 15 - Система мер по совершенствованию управления лесным хозяйством Республики КомиПредполагается, что вышеуказанная система мер позволит вывести систему устойчивого управления лесами на более высокий уровень. Следует отметить, что основой для указанных мер является создание информационного ресурса, на основании функционирования которого будет определяться эффективность реализации комплекса указанных в таблице 3.1.1 мероприятий. В качестве основных критериев эффективности указанных мер необходимо использовать следующие:наличие контрольных и координирующих органов в округе для реализации основных направлений повышения эффективности управления лесным хозяйством в муниципальных образованиях;наличие актуальной аналитической информации на сайтах департаментов лесного хозяйства субъектов РФ, позволяющей вести своевременную и качественную политику для повышения эффективности управления;наличие сайта об инвестиционной привлекательности земель лесного фонда округа;доля программ взаимодействия федеральных органов, органов округа, и органов регионов;наличие стратегии эффективности управления лесным хозяйством округа;действующая система лесной сертификации. Определение актуальности и эффективности указанной системы должно определяться системой критериев, разработанных контролирующим органом;наличие развитой лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отрасли;наличие системы лесного планирования;функционирование национального информационного ресурса и наличие актуальной общедоступной информации.Кроме указанных мероприятий по развитию лесного хозяйства в регионе, на наш взгляд, необходимо рассмотреть влияние социально-экономического развития региона на систему кредитования физических лиц в Республике. В связи с этим целесообразно рассмотреть систему факторов, который в той или иной степени оказывают воздействие на данное направление финансовой системы регионе. На рисунке сформированы группы факторов, которые, на наш взгляд, оказывают влияние на систему кредитования по таким направлениям, как стимулирование, регулирование, торможение.Рис. 16 – Факторы, оказывающие влияние на развитие системы кредитования в Республике КомиАнализ показывает, что из группы стимулирующих факторов наиболее негативную тенденцию демонстрирует фактор развития банковской системы. Как отмечалось в п. 2.2 настоящего исследования в регионе наблюдается тенденция сокращения точек присутствия кредитных организаций, что определяет необходимость реализации системы мер на региональном уровне, направленных на развитие институциональной и инфраструктурной среды для привлечения финансовых организаций для осуществления деятельности в регионе. С другой стороны, кредитные организации ориентируются, в первую очередь, на демографические показатели региона и показатели уровня жизни населения, что определяет взаимосвязь мероприятий, предложенных в рамках настоящего исследования по развитию и оптимизации программно-целевого подхода для повышения уровня социально-экономического развития Республики.ЗаключениеВ современных условиях развития рыночных механизмов хозяйствования все более остро встает вопрос о выработке адекватной политики государственного макроэкономического регулирования и дальнейшее ее усовершенствование. Как известно, экономика страны представляет собой совокупность множества различных элементов общей социально-экономической системы, которые находятся в постоянном взаимодействии. При этом динамическая устойчивость и синхронность работы глобальной экономической системы государства обеспечиваются действенным хозяйственным механизмом, преследующим общие цели и задачи развития. При этом обязательным условием должно оставаться наличие достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях всей структуры. Из этого следует, что грамотное распределение прав и обязанностей между уровнями управления должно обеспечить эффективное функционирование механизма управления. Уровень развития региона, в первую очередь, определяется уровнем развития территорий в его составе. Процесс анализа социально-экономических показателей развития региона требует системного подхода, с позиции которого муниципальное образование рассматривается, как объект стратегического планирования. При этом рассматривается совокупность из шести взаимосвязанных систем: муниципальное хозяйство; производственная сфера; агропромышленный комплекс;социальная сфера; финансово-экономическая сфера;управленческая сфера. В рамках данного исследования, в соответствии с целью и задачами был сформирован теоретический аппарат анализа и оценки социально-экономического развития региона, на основе которого выполнен анализ основных социально-экономических показателей развития Республики Коми, выявлены проблемы и перспективы развития региона.Анализ показал следующие особенности социально-экономического развития региона:Тенденция сокращения численности населения. При этом наблюдается замедление темпов убыли населения, что обусловлено позитивными изменениями в его естественном движении.В регионе наблюдается высокий уровень урбанизации, о чем свидетельствует возрастающая динамика численности городского населения.Республика Коми относится - промышленно-ориентированный регион.Около 50% произведенного в Республике ВРП приходится на долю промышленности.Республика Коми является регионом-донором.В качестве негативных факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Республики, следует выделить:Нестабильную ситуацию на мировом рынке нефти, что обусловлено ресурсозависимостью бюджета Республики.Снижение инвестиций в основной капитал. Высокую стоимость рыночных заимствований кредитных организаций и государственных ценных бумаг и их преобладание в структуре заимствований Республики Коми. Не предоставление из федерального бюджета бюджетного кредита Республике Коми в связи с невозможностью приведения параметров республиканского бюджета Республики Коми в соответствие с обязательствами по ранее полученным из федерального бюджета бюджетным кредитам.Анализ негативных тенденций и механизма государственного управления позволил выявить ряд проблем в социально-экономическом развитии Республики Коми:Низкий уровень организации и функционирования системы регионального управления лесным хозяйством, как одной из ведущих отраслей региона.Не выполнение части индикаторов стратегии развития региона по направлениям: промышленное производство, прибыльность крупных и средних сельскохозяйственных организаций, демографическим показателям и показателям рынка труда.Низкий уровень реализации программно-целевого подхода.Недостаточно проработанный механизм реализации устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств для повышения инвестиционной привлекательности региона.Высокий уровень зависимости развития региона от эффективности деятельности топливной промышленности и лесохозяйственного комплекса.Для устранения негативных тенденций и усиления положительных направлений развития области в исследовании предлагается система мер по оптимизации механизмов реализации целевых программ на региональном уровне:Для повышения уровня организации и функционирования системы регионального управления лесным хозяйством:совершенствование системы лесоуправления;регулирование лесных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;развитие правового обеспечения;разработка и внедрение современных информационных систем и систем мониторинга;реализация сертификационной политики;создание действенной системы рационального лесопользования;использование современных методов и средств планирования и прогнозирования в лесном хозяйстве.Повышение уровня инвестиционной привлекательности региона на основе совершенствования механизмов программно-целевого подхода в управлении посредством:обеспечения обоснованности потребности в ресурсах для достижения целей и результатов программы и их увязку с задачами и сроками, учитывающими внешние условия и риски;определения системы управления реализацией программы, в том числе разграничены полномочия и ответственность субъектов управления;соответствие запланированных результатов каждого этапа выполнения программ объему выделенных средств;реализации предварительного контроля, который позволит отделить неэффективные программы до их утверждения и исполнения, а также исключить из программ неконтролируемые и необеспеченные финансированием мероприятия;своевременного устранения нарушений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;совершенствования финансового планирования средств, выделяемых на целевые программы;повышения доступности и открытости информации о реализации целевых программ для объективного анализа;использования механизмов государственно-частного партнерства;разработки методического обеспечения оценки эффективности реализации целевых программ;В качестве основных результатов реализации указанных мероприятий в рамках исследования определены:создание благоприятной институциональной среды и формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе;реализацию механизмов устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств;обеспечение целенаправленного государственного регулирования инвестиционной деятельности.Список использованной литературыФедеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской ФедерацииФедеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"Постановление Госкомстата РФ от 13.09.1996 N 116 "Об утверждении схемы N 1-ПГ (Паспорт социально - экономического положения городов Российской Федерации)"Постановление Госкомстата РФ от 09.01.1998 N 2 "Об утверждении Унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования"Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. - Издательство: Питер, 2009.Абалкин Л.И. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002.Аралбаева, Ф. 3. Механизм управления социально-экономическим развитием территориально-хозяйственных подсистем в муниципальной экономике. - М.: Экономика, 2012. - 152 с.Батиевская, В. Б. Приоритетные проекты и программно-целевой подход / В.Б. Батиевская // ЭКО. – 2011. – № 9. – с.43-55Богачева, О.В. Международный опыт бюджетирования/О.В. Богачева, А.М. Лавров, О.К. Ястребова// Финансы. - 2010. - №12. – с.4ГлазьевС.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М., 1993Гирина А.Н. Методика оценки социально-экономического развития региона // Вестник ОГУ № 8 (157), 2013.Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — 3-е изд. М: ГУ ВШЭ, 2011.-495 с.Золотой юбилей «Экономики» Пола Самуэльсона//Экономическая история. Обозрение/Под ред. Л. И. Бородкина. Вып. 9. М., 2003. С. 176-181Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства/О.В. Иншаков//Экономическая наука современной России.- 2003.- №1.- С.11-25.Иншаков О.В., Мизинцева М.Ф., Калинина А.Э., Петрова Е.А. Информационное развитие экономики региона. - М.: ИД «Финансы и кредит», 2008. - 296 сИнформационно-аналитическое агентство «Эксперт РА». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.raexpert.ruКалинина А.Э. Развитие информационного пространства региональной хозяйственной системы/А.Э. Калинина.-Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.- 367с.Кисуркин А.А. Факторы, влияющие на инновационное развитие региона и их классификация по уровням управления. / Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 17.КурбатовВ.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. - Ростов-н/Д, 2001Лексин В.Н., Селиверстов В.Е., Швецов А.Н. О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации // Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии / Под ред. к.э.н. В.Е. Селиверстова и проф. Д. Юилла. - Москва; Новосибирск; ЭКОР; Сибирское соглашение, 2000. - С. 70-83.Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2014. – 208 сЛапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Стратегический менеджмент: бакалавриат и магистратура. – М.: Эксмо, 2010.МэнкьюН. Грегори. Макроэкономика, М: Издательство Московского университета, 1994Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001.Министерство финансов Республики Коми [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://minfin.rkomi.ru/minfin_rkomi/minfin_rbudj/budj_otch/Министерство экономики Республики Коми [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/strategy/Орешин В. П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М: ТЕИС, 2003Портер М. Конкуренция: уч. пос. / пер. с англ.— М.: Издательский дом "Вильямс", 2001.Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.riarating.ru/infografikaРомановА.Н. Советующие информационные системы в экономике А.Н.Романов, Б.Е.Одинцов. М.: ЮНИТИ, 2000. -487с.Романова М.В. Методические подходы к оценке эффективности функционирования региональной инновационной системы. // Мир культуры и образования. 2012. №5. С. 114.Сакс Джефри Д., Ларен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход, М.: Дело, 1996Селиверстов В.Е. Региональный мониторинг как информационно-управленческая основа региональной политики и стратегического планирования // Регион: экономика и социология, 2010, № 2, с. 3-40Скотаренко О.В. Новые методы оценки уровня социально-экономического развития регионов России // Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012.Сироткина Н. В. Факторы и условия обеспечения сбалансированного развития региона / Сироткина Н.В., Гончаров А. Ю., Воронцова И. Н. // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и Управление. – 2014. – № 4. – С. 93–100Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/strategy/ТощенкоЖ.Т. Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении // Социология власти. - 2005. - № 5Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156Центральный Банк России [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/Fitch Rating [Электронный ресурс].— Режим доступа:https://www.fitchratings.com/site/homeMoody`s Investors Service [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.moodys.com/



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
4. Постановление Госкомстата РФ от 13.09.1996 N 116 "Об утверждении схемы N 1-ПГ (Паспорт социально - экономического положения городов Российской Федерации)"
5. Постановление Госкомстата РФ от 09.01.1998 N 2 "Об утверждении Унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования"
6. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. - Издательство: Питер, 2009.
7. Абалкин Л.И. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002.
8. Аралбаева, Ф. 3. Механизм управления социально-экономическим развитием территориально-хозяйственных подсистем в муниципальной экономике. - М.: Экономика, 2012. - 152 с.
9. Батиевская, В. Б. Приоритетные проекты и программно-целевой подход / В.Б. Батиевская // ЭКО. – 2011. – № 9. – с.43-55
10. Богачева, О.В. Международный опыт бюджетирования/О.В. Богачева, А.М. Лавров, О.К. Ястребова// Финансы. - 2010. - №12. – с.4
11. ГлазьевС.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М., 1993
12. Гирина А.Н. Методика оценки социально-экономического развития региона // Вестник ОГУ № 8 (157), 2013.
13. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — 3-е изд. М: ГУ ВШЭ, 2011.-495 с.
14. Золотой юбилей «Экономики» Пола Самуэльсона//Экономическая история. Обозрение/Под ред. Л. И. Бородкина. Вып. 9. М., 2003. С. 176-181
15. Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства/О.В. Иншаков//Экономическая наука современной России.- 2003.- №1.- С.11-25.
16. Иншаков О.В., Мизинцева М.Ф., Калинина А.Э., Петрова Е.А. Информационное развитие экономики региона. - М.: ИД «Финансы и кредит», 2008. - 296 с
17. Информационно-аналитическое агентство «Эксперт РА». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.raexpert.ru
18. Калинина А.Э. Развитие информационного пространства региональной хозяйственной системы/А.Э. Калинина.-Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.- 367с.
19. Кисуркин А.А. Факторы, влияющие на инновационное развитие региона и их классификация по уровням управления. / Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 17.
20. КурбатовВ.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. - Ростов-н/Д, 2001
21. Лексин В.Н., Селиверстов В.Е., Швецов А.Н. О формировании государ¬ственной системы мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации // Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии / Под ред. к.э.н. В.Е. Селиверстова и проф. Д. Юилла. - Москва; Ново¬сибирск; ЭКОР; Сибирское соглашение, 2000. - С. 70-83.
22. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2014. – 208 с
23. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Стратегический менеджмент: бакалавриат и магистратура. – М.: Эксмо, 2010.
24. МэнкьюН. Грегори. Макроэкономика, М: Издательство Московского университета, 1994
25. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001.
26. Министерство финансов Республики Коми [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://minfin.rkomi.ru/minfin_rkomi/minfin_rbudj/budj_otch/
27. Министерство экономики Республики Коми [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/strategy/
28. Орешин В. П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М: ТЕИС, 2003
29. Портер М. Конкуренция: уч. пос. / пер. с англ.— М.: Издательский дом "Вильямс", 2001.
30. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.riarating.ru/infografika
31. РомановА.Н. Советующие информационные системы в экономике А.Н.Романов, Б.Е.Одинцов. М.: ЮНИТИ, 2000. -487с.
32. Романова М.В. Методические подходы к оценке эффективности функционирования региональной инновационной систе¬мы. // Мир культуры и образования. 2012. №5. С. 114.
33. Сакс Джефри Д., Ларен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход, М.: Дело, 1996
34. Селиверстов В.Е. Региональный мониторинг как информационно-управленческая основа региональной политики и стратегического планирования // Регион: экономика и социология, 2010, № 2, с. 3-40
35. Скотаренко О.В. Новые методы оценки уровня социально-экономического развития регионов России // Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012.
36. Сироткина Н. В. Факторы и условия обеспечения сбалансированного развития региона / Сироткина Н.В., Гончаров А. Ю., Воронцова И. Н. // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и Управление. – 2014. – № 4. – С. 93–100
37. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/strategy/
38. ТощенкоЖ.Т. Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении // Социология власти. - 2005. - № 5
39. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156
40. Центральный Банк России [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/
41. Fitch Rating [Электронный ресурс].— Режим доступа:https://www.fitchratings.com/site/home
42. Moody`s Investors Service [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://www.moodys.com/

Вопрос-ответ:

Какие основные социально-экономические показатели развития Республики Коми?

Основными социально-экономическими показателями развития Республики Коми являются: валовый региональный продукт (ВРП), индекс промышленного производства, объем инвестиций, уровень безработицы, прожиточный минимум, средняя заработная плата, уровень образования и уровень медицинского обслуживания.

Какие социальные инструменты используются для развития Республики Коми?

Для развития Республики Коми используются различные социальные инструменты, такие как: программы социальной поддержки населения, развитие системы здравоохранения и образования, создание рабочих мест и поддержка предпринимательства, социальное партнерство и диалог с общественностью, развитие социальной инфраструктуры.

Какие особенности социально-экономического развития Республики Коми?

Основными особенностями социально-экономического развития Республики Коми являются: ресурсно-ориентированная экономика, индустриализация и диверсификация отраслей, низкая плотность населения, наличие проблем с инфраструктурой и транспортными связями, зависимость от федерального бюджета, экологические проблемы.

Какой индекс промышленного производства в Республике Коми?

Индекс промышленного производства в Республике Коми является одним из основных показателей социально-экономического развития региона. За последние годы индекс промышленного производства имел колебания, связанные с изменениями в рынке товаров и услуг, проблемами в экономическом секторе и общей конъюнктурой рынка.

Какие программы социальной поддержки населения существуют в Республике Коми?

В Республике Коми существуют различные программы социальной поддержки населения, такие как: программы по льготному предоставлению жилья, программы по материнскому и семейному капиталу, программы по оказанию помощи малоимущим семьям, программы по социальной адаптации и реабилитации инвалидов, программы по поддержке безработных и другие.

В чем состоит сущность социально-экономического развития региона?

Социально-экономическое развитие региона - это процесс повышения уровня жизни и качества социальной и экономической сфер общества в определенном регионе. Оно включает в себя развитие производства, рост экономики, улучшение социальной инфраструктуры, обеспечение доступа к образованию, медицине, жилью и другим основным услугам, а также решение проблем экологии и изменение демографической ситуации. В целом, основная цель социально-экономического развития региона заключается в обеспечении благосостояния и улучшении качества жизни его жителей.

Какие основные социально-экономические показатели развития региона можно рассмотреть?

Основные социально-экономические показатели развития региона включают в себя такие параметры, как валовой региональный продукт (ВРП), уровень безработицы, уровень средней заработной платы, показатели образования и здравоохранения, уровень преступности, демографические показатели и другие. Эти показатели помогают оценить уровень экономического развития региона, уровень жизни его жителей и эффективность принимаемых государственных и региональных программ развития.

Какие социальные инструменты используются для развития региона?

Для развития региона используются различные социальные инструменты, такие как государственные программы и проекты, направленные на создание новых рабочих мест, развитие образования и медицины, содействие развитию предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса. Кроме того, проводятся социальные исследования, определяющие потребности населения, а также разрабатываются меры по социальной защите и социальной помощи населению.

Какие основные показатели социально-экономического развития Республики Коми?

Основными показателями социально-экономического развития Республики Коми являются: уровень жизни населения, уровень безработицы, демографические показатели, социальная инфраструктура, инвестиции, ВВП региона и другие.