Искусство нонконформистов России 20 века (неофициальное исскусство)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 39 39 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 20.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Искусство нонконформистов
1.1.Нонконформизм как художественное явление России ХХ века
1.2.Истоки формирования искусства нонконформизма в Росси ХХ века
1.3. Ведущие художественные объединения нонкомформизма и их основные представители
1.4. Основные принципы и стилистические особенности искусства нонконформистов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Он перестает быть творцом, так как смысл произведения рождается непосредственно в акте восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно часто существовать не может. Власть хозяина произведения искусства, его автора над дальнейшей жизнью художественного текста, после его завершения, достаточно мнимая.
Ключевой особенностью нонконформистской чувствительности стала интертекстуальность – специфическое свойство произведения, намеренно подчеркивающее его связи с безграничным художественным и культурным контекстом. Например, концептуальное произведение не бывает самодостаточным, оно всегда указывает на некий контекст (ментальный, культурный, социальный, политический), который становится частью произведения, объясняя его смысл. Так, в частности, работы из «Кухонной серии» Ильи Кабакова неизменно вызывают в памяти зрителей сложный комплекс ассоциаций, связанных с пространством советской коммуналки, художественными текстами связанными с коммунальным бытом.
Можно выделить основные приемы (двойное кодирование, коллаж, цитирование, пастиш, палимпсест) применяемые нонконформистами. Остановимся на некоторых приемах.
Коллаж в широком смысле, как общий подход к созданию полистилистического произведения широко применяется в творчестве Олега Гостева, Ильи Кабакова,Родченко. Коллаж как авангардный объект, познавший свой расцвет в СССР в 203е годы XX века, был потеснен при «развитом социализме» прочно внедренной в умы и вкусы советского человека советской же станковой живописью и вновь стал востребован лишь во второй половине 80х годов. Но и тогда он носил ярко выраженную идеологическую функцию: намек на определенную эпоху путем превращения в артобъекты ее самых узнаваемых, знаковых предметов.
Прием цитирования широко применяется в творчестве казанского художника - А. Артамонова, в произведениях которого присутствуют ссылки на известные, знаковые для истории искусств произведения. «Метафизическая» живопись в лице ее представителей (К. Карра, Дж. Де Кирико, Дж. Моранди) становится основой его пастиша, который дополняется элементами барочной эстетики и советской символикой. Персонажи А. Артамонова репрезентируют ключевой для эстетики постмодернизма образ симулякра, в качестве которого в его произведениях выступают манекены, куклы, различные механизмы.
Прием палимпсеста мы видим в творчестве уфимского графика А. Терегулова. Прописывание нового текста поверх старого (под текстом здесь понимается новый образ, новое высказывание) создается путем использования одних и тех же клише, выполненных в различных техниках (линогравюра, ксилография, офорт). Соединяясь в разнообразных сочетаниях, отпечатки создают многослойное, многовариативное смысловое поле. Поскольку количество таких вариаций не ограничено, получается поистине бесконечное, открытое для интерпретации художественное высказывание без определенного финала.
Понимая невозможность окончательного устранения идеологии из жизни и сознания советского человека, концептуалисты пытались создатьтакие «формы» искусства, в которых был бы хоть какой-то намек просто на саму возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии. Такими формами в работах концептуалистов становятся молчание, недеяние, пустота, белый фон (Илья Кабаков «Десять персонажей», 1972-1975).
В отличие от официального, неофициальное советское искусство оказывало предпочтение не содержанию, а художественной форме, в создании которой художники были совершенно свободны и самостоятельны. Отрыв формы от содержания приводил, согласно официальной доктрине советского искусства, к утрате содержания, поэтому неофициальное искусство – нонконформизм – определялось как формализм и преследовалось. Внимание к форме становиться основной чертой художественного стиля нонконформистов.
Искусство нонконформизма, несмотря на то, что причисляемые к этому направлению художники чаще всего не были сознательными приверженцами основного философского направления 20-го века, вполне можно назвать экзистенциалистским, так как утверждало абсолютную уникальность отдельного человека.
Идеалистическая эстетика нонконформизма основывалась на представлении о душе (внутреннем Я) художника как источника прекрасного.
В таком представлении содержался бунтарский протест против объективизированного мира, преодоление пропасти между субъективностью и объективностью, что привело к выражению проблемы бытия в тревожных и необычных формах. Экзистенциальный бунт нонконформизма был созвучен мировому искусству 20-го века и – с опозданием на несколько десятилетий – включил русское искусство в мировое художественное пространство.
В русском классическом искусстве, затем в социалистическом реализме господствовала повествовательная интонация, внимание художников было сосредоточено на чувствах, соответствующих прямым наименованиям: любовь, гнев, восторг, отчаяние. Изложение сюжета часто бывало окрашено идеологической риторикой. Насильственно прерванный в своём существовании русский авангард начала 20-го века обратился к более тонким и глубоким оттенкам человеческих чувств. Историческая заслуга нонконформизма заключается в воскрешении в русском искусстве внимания ко всему бесконечному разнообразию проявлений человеческой психики.
Поиски ускользающей реальности в искусстве нонконформизма окрашены эсхатологической картиной распада традиционной системы ценностей, сложившейся за почти полувековое существование тоталитаризма.
Пластическое многообразие, формотворческие эксперименты породили жанровые, стилевые разновидности творчества нонконформистов: пейзаж, натюрморт, традиционный и интеллектуальный примитив, сюрреализм, символизм (со смешением христианских мотивов и ориенталистских), жанр, жанровый портрет и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе рассмотрены только основные течения в нонконформизме. Все они получили дальнейшее развитие в современном постмодернистском русском искусстве 21-го век.
Так или иначе, можно с уверенностью говорить о значимом феномене «другого искусства», формирующемся на протяжении нескольких десятилетий.
В сфере неофициального искусства Советского Союза не действовали законы государственного регулирования художественного процесса. Развитие искусства было предоставлено своим собственным законам, в наиболее чистом виде. При этом важнейшей чертой искусства нонконформизма становится противостояние официальному искусству, отталкивание от него. Такая ситуация обусловлена особенностями формирования данного направление.
Искусство нонконформизма испытывает явное влияние западных течений. Так, так же как и в западном искусстве , активно развивается техника перфоманса, однако при этом в СССР «акции» наиболее часто политизированы.
Нонконформисты стремятся найти собственной пространства. Они уходят от пространства «культуры», стремятся стереть грань между реальностью и ее художественным преображением.
Выделены основные художественные приемы постмодернизма (коллаж, палимпсест, пастиш, цитирование) в сфере классических видов искусства (живопись, графика), которые раскрываются в творчестве художников нонконформизма.
В основном художники прибегают к приему цитирования, при этом диапазон цитируемых эпох и произведений прошлого простирается от западного искусства классики и модернизма.
Прием пастиша позволяет репрезентировать художественный образ в ироническом ключе. Палимпсест используется в графике в качестве принципа создания многослойного, многовариативного «открытого» произведения.
Искусство нонконформизма представляет собой интереснейшее художественное явление, которое должно быть изучено более подробно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аймермахер К. От единства к многообразию: Разыскания в области «другого» искусства 1950-х – 1980-х годов/ К. Аймермахер. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 388 с.
Андреева Е. «Телесный» перформанс: сто лет богоборчества/Е.Андреева // Новый мир искусства. – 2001. - № 3. – С. 5 – 7.
Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – 257 с.
Бобринская Е. Коллективные действия как инструкция/ Е.Бобринская//Художественный журнал. - №23. – С. 45 – 56.
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с.
Боровской А.. Система координат. / А. Боровский // И. Захаров-Росс. Каталог. – Мюнхен: Престел, 1993. – С. 16 – 28.
В. Хофман Основы современного искусства. Введение в его символические формы. / В. Хофман. – СПб.:Академический проект. – 2004. – 256 с.
Галеев Б.М. Искусство космического века. Избранные статьи. / Б.М. Галеев. – Казань.: Фэн, 2002. – 572
Гройс Б. Картина как текст: «Идеологическое искусство» Булатова и Кабакова/ Б.Гройс. // Wiener Slawistischer Almanach - №17. – 1986. – с. 345 – 356.
Звездочетов К. "Полигон - АПТАРТ" // Художественный журнал, 1997, N15
Звездочетов К. «Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры» К. Звездочетов// Искусство. - 1989, - N10. С. 45 – 53.
Зыбайлов Л.К. От хеппенинга к видео. Тенденции и противоречия в современной художественной культуре Запада/Л.К. Зыбайлова. – М.: Прометей, 1990. – 112 с.
Кабаков И. 60 – 70-е … Записки о неофициальной жизни в Москве/И.Кабаков. – Wien, 1999. – 268 с.
Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : Сборник статей / В. Каганский .— М. : НЛО, 2001 .— 573,[1] с.
Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970-1985 гг/Д. Кречмар -М.:Выс. шк, 1997- 564 с.;
Миловзорова М.А., Раскатова Е.М. «Другое искусство» столицы и провинции: к вопросу о структуре историко-культурной ситуации/ М.А. Миловзорова, Е.М. Раскатова// Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – Иваново, 2008. – Вып. 3. – С. 45 – 67.
Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый» модернизм. / Ю.Г. Нигматуллина. – Казань: Фэн, 2002. – 146 с.
Никонова С.И. Интеллигенция и власть в контексте духовной жизни советского общества 1965 – 1985 годов/С.И. Никонова//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского ,Серия «Философия. Социология» - . Том 21 (60). - №3, - 2008. - С. 164 – 168.
Рабичев Л. Манеж 1962, до и после./Л. Рабичев // Знамя . - №9. 2001. С. 121-152.
Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с.
Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С. Савицкий – М.: Новое литературное обозрение, 2002.– 224с.
Семидесятые как предмет истории русской культуры / Ред.-сост. К.Ю.Рогов.- М.-Венеция: О.Г.И., 1998. - 302 с.
Т.А. Галеева, А.Ю. Прудникова Художественные практики ХХ века как школа толерантности/Т.А. Галеева, А.Ю. Прудников. – Екатеринбург, 2008. – 46 с.
Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. / В. Тупицын. – М.: Ad marginem, 1998. – 136 с.
Турчин В.С. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. / В.С. Турчин. – М.: Знание, 1988.- 156 с.
Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
Файзарахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана. Автореферат на соиск. Ст. к.ф.н/Г.Р. Файзарахманова. – Екатеринбург, 2007 . – 22с.
Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб.: Языки русской культуры , 2001. – 424 с.
Щепилова Л. О хепенинге с комментариями/Л.О. Щепилова // Театр. – 1969. № 5. – С. 152 – 157;
Эггелинг В. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе. 1953-1970 гг/ В. Эггелинг . - М.: Книга, 1999. – 245 с.
Семидесятые как предмет истории русской культуры / Ред.-сост. К.Ю.Рогов.- М.-Венеция: О.Г.И., 1998. 302 с.
Эггелинг В. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе. 1953-1970 гг/ В. Эггелинг . - М.: Книга, 1999. – 245 с.Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970-1985 гг/Д. Кречмар -М.:Выс. шк, 1997- 564 с.; Аймермахер К. От единства к многообразию: Разыскания в области «другого» искусства 1950-х – 1980-х годов/ К. Аймермахер. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 388 с.
Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб.: Языки русской культуры , 2001. – 424 с.
Андреева Е. «Телесный» перформанс: сто лет богоборчества/Е.Андреева // Новый мир искусства. – 2001. - № 3. – С. 5 – 7.
Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы] / С. Савицкий – М.: Новое литературное обозрение, 2002.– 224с.
Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с.
Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
Галеев Б.М. Искусство космического века. Избранные статьи. / Б.М. Галеев. – Казань.: Фэн, 2002. – 572
Миловзорова М.А., Раскатова Е.М. «Другое искусство» столицы и провинции: к вопросу о структуре историко-культурной ситуации/ М.А. Миловзорова, Е.М. Раскатова// Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – Иваново, 2008. – Вып. 3. – С. 45 – 67.
Гройс Б. Картина как текст: «Идеологическое искусство» Булатова и Кабакова/ Б.Гройс. // Wiener Slawistischer Almanach - №17. – 1986. – с. 345 – 356.
Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. / В. Тупицын. – М.: Ad marginem, 1998. – 136 с.
Турчин В.С. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. / В.С. Турчин. – М.: Знание, 1988.- 156 с.
В. Хофман Основы современного искусства. Введение в его символические формы. / В. Хофман. – СПб.:Академический проект. – 2004. – 256 с.
Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : Сборник статей / В. Каганский .— М. : НЛО, 2001 .— 573,[1] с.
Рабичев Л. Манеж 1962, до и после./Л. Рабичев // Знамя . - №9. 2001. С. 121-152.
Зыбайлов Л.К. От хеппенинга к видео. Тенденции и противоречия в современной художественной культуре Запада/Л.К. Зыбайлова. – М.: Прометей, 1990. – 112 с.
Щепилова Л. О хепенинге с комментариями/Л.О. Щепилова // Театр. – 1969. № 5. – С. 152 – 157;
Андреева Е. «Телесный» перформанс: сто лет богоборчества/Е.Андреева // Новый мир искусства. – 2001. - № 3. – С. 5 – 7.
Боровской А.. Система координат. / А. Боровский // И. Захаров-Росс. Каталог. – Мюнхен: Престел, 1993. – С. 16 – 28.
Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый» модернизм. / Ю.Г. Нигматуллина. – Казань: Фэн, 2002. – 146 с.
Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С. Савицкий – М.: Новое литературное обозрение, 2002.– 224с.
Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с
Галеев Б.М. Искусство космического века. Избранные статьи. / Б.М. Галеев. – Казань.: Фэн, 2002. – 572
Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : Сборник статей / В. Каганский .— М. : НЛО, 2001 .— 573,[1] с.
Миловзорова М.А., Раскатова Е.М. «Другое искусство» столицы и провинции: к вопросу о структуре историко-культурной ситуации/ М.А. Миловзорова, Е.М. Раскатова// Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – Иваново, 2008. – Вып. 3. – С. 48.
Сапгир Г. Цит по: Савицкий С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы). – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – С. 57.
Кабаков И. 60 – 70-е … Записки о неофициальной жизни в Москве/И.Кабаков. – Wien, 1999. – С. 146.
Никонова С.И. Интеллигенция и власть в контексте духовной жизни советского общества 1965 – 1985 годов/С.И. Никонова//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского ,Серия «Философия. Социология» - . Том 21 (60). - №3, - 2008. - С. 164.
Никонова С.И. Интеллигенция и власть в контексте духовной жизни советского общества 1965 – 1985 годов/С.И. Никонова//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского ,Серия «Философия. Социология» - . Том 21 (60). - №3, - 2008. - С. 164 – 168.
Рабичев Л. Манеж 1962, до и после./Л. Рабичев // Знамя . - №9. 2001. - С. 121-152.
Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – 257 с.
Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – С.. 178.
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. –С. 135..
Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
Звездочетов К. «Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры» К. Звездочетов// Искусство. - 1989, - N10. С. 45 – 53.
Звездочетов К. «Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры» К. Звездочетов// Искусство. - 1989, - N10. С. 48..
Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с.
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с.
Гройс Б. Картина как текст: «Идеологическое искусство» Булатова и Кабакова/ Б.Гройс. // Wiener Slawistischer Almanach - №17. – 1986. – с. 345 – 356.
Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – 257 с.
Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
Т.А. Галеева, А.Ю. Прудникова Художественные практики ХХ века как школа толерантности/Т.А. Галеева, А.Ю. Прудников. – Екатеринбург, 2008. – 46 с.
Т.А. Галеева, А.Ю. Прудникова Художественные практики ХХ века как школа толерантности/Т.А. Галеева, А.Ю. Прудников. – Екатеринбург, 2008. – 46 с.
Файзарахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана. Автореферат на соиск. Ст. к.ф.н/Г.Р. Файзарахманова. – Екатеринбург, 2007 . – 22с.
Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с.
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с
Файзарахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана. Автореферат на соиск. Ст. к.ф.н/Г.Р. Файзарахманова. – Екатеринбург, 2007 . – 22с.









8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аймермахер К. От единства к многообразию: Разыскания в области «другого» искусства 1950-х – 1980-х годов/ К. Аймермахер. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 388 с.
2.Андреева Е. «Телесный» перформанс: сто лет богоборчества/Е.Андреева // Новый мир искусства. – 2001. - № 3. – С. 5 – 7.
3.Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – 257 с.
4.Бобринская Е. Коллективные действия как инструкция/ Е.Бобринская//Художественный журнал. - №23. – С. 45 – 56.
5.Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с.
6. Боровской А.. Система координат. / А. Боровский // И. Захаров-Росс. Каталог. – Мюнхен: Престел, 1993. – С. 16 – 28.
7.В. Хофман Основы современного искусства. Введение в его символические формы. / В. Хофман. – СПб.:Академический проект. – 2004. – 256 с.
8.Галеев Б.М. Искусство космического века. Избранные статьи. / Б.М. Галеев. – Казань.: Фэн, 2002. – 572
9.Гройс Б. Картина как текст: «Идеологическое искусство» Булатова и Кабакова/ Б.Гройс. // Wiener Slawistischer Almanach - №17. – 1986. – с. 345 – 356.
10. Звездочетов К. "Полигон - АПТАРТ" // Художественный журнал, 1997, N15
11.Звездочетов К. «Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры» К. Звездочетов// Искусство. - 1989, - N10. С. 45 – 53.
12.Зыбайлов Л.К. От хеппенинга к видео. Тенденции и противоречия в современной художественной культуре Запада/Л.К. Зыбайлова. – М.: Прометей, 1990. – 112 с.
13.Кабаков И. 60 – 70-е … Записки о неофициальной жизни в Москве/И.Кабаков. – Wien, 1999. – 268 с.
14.Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : Сборник статей / В. Каганский .— М. : НЛО, 2001 .— 573,[1] с.
15.Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970-1985 гг/Д. Кречмар -М.:Выс. шк, 1997- 564 с.;
16.Миловзорова М.А., Раскатова Е.М. «Другое искусство» столицы и провинции: к вопросу о структуре историко-культурной ситуации/ М.А. Миловзорова, Е.М. Раскатова// Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – Иваново, 2008. – Вып. 3. – С. 45 – 67.
17.Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый» модернизм. / Ю.Г. Нигматуллина. – Казань: Фэн, 2002. – 146 с.
18.Никонова С.И. Интеллигенция и власть в контексте духовной жизни советского общества 1965 – 1985 годов/С.И. Никонова//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского ,Серия «Философия. Социология» - . Том 21 (60). - №3, - 2008. - С. 164 – 168.
19.Рабичев Л. Манеж 1962, до и после./Л. Рабичев // Знамя . - №9. 2001. С. 121-152.
20. Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с.
21.Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С. Савицкий – М.: Новое литературное обозрение, 2002.– 224с.
22.Семидесятые как предмет истории русской культуры / Ред.-сост. К.Ю.Рогов.- М.-Венеция: О.Г.И., 1998. - 302 с.
23.Т.А. Галеева, А.Ю. Прудникова Художественные практики ХХ века как школа толерантности/Т.А. Галеева, А.Ю. Прудников. – Екатеринбург, 2008. – 46 с.
24.Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. / В. Тупицын. – М.: Ad marginem, 1998. – 136 с.
25.Турчин В.С. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. / В.С. Турчин. – М.: Знание, 1988.- 156 с.
26.Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
27.Файзарахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана. Автореферат на соиск. Ст. к.ф.н/Г.Р. Файзарахманова. – Екатеринбург, 2007 . – 22с.
28.Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
29.Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб.: Языки русской культуры , 2001. – 424 с.
30. Щепилова Л. О хепенинге с комментариями/Л.О. Щепилова // Театр. – 1969. № 5. – С. 152 – 157;
31.Эггелинг В. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе. 1953-1970 гг/ В. Эггелинг . - М.: Книга, 1999. – 245 с.

Вопрос-ответ:

Какие художественные объединения представляли нонконформистов в России?

Основные художественные объединения нонконформистов в России XX века были "Таврическая палитра", "Захист", "Летучая выставка" и "Новое искусство". Они объединяли художников, которые не признавали официальное искусство и стремились к независимости и свободе творчества.

Какие истоки лежат в основе нонконформизма в России?

Нонконформизм в России XX века имел свои истоки в советском периоде, когда официальное искусство подчинялось целям пропаганды коммунистической идеологии. Художники, выполняющие государственные заказы, испытывали желание выразить себя независимо от ограничений и диктата власти. Таким образом, нонконформизм стал формой протеста и открытого выражения своей идентичности.

Какие принципы и стилистические особенности важны для нонконформистов?

Основные принципы искусства нонконформистов включают независимость от официального искусства, свободу выражения и отказ от идеологических ограничений. Художники старались отразить свои мысли и эмоции в индивидуальной форме и с помощью различных техник и стилей. Они часто использовали экспериментальные методы и абстрактные формы, чтобы передать свою неподдельную правду и создать эмоциональное впечатление на зрителя.

Какое место занимает нонконформизм в истории российской живописи?

Нонконформизм занимает важное место в истории российской живописи XX века. Это было периодом, когда художники выходили за рамки официального искусства и предлагали свои альтернативные видения. Их работы стали источником вдохновения для нового поколения художников и внесли значительный вклад в развитие современного искусства в России и за рубежом.

Какое значение имел нонконформизм как художественное явление в России XX века?

Искусство нонконформистов в России XX века имело огромное значение как выражение свободы и независимости от официальной идеологии. Нонконформисты боролись за свободу выражения своих идей и эмоций в условиях жесткой цензуры и прессинга со стороны государства.

Какие были истоки формирования искусства нонконформизма в России в XX веке?

Истоки формирования искусства нонконформизма в России XX века можно найти в глубоких социально-политических изменениях того времени. Отсутствие свободы слова и цензуры ограничивали возможности художников, и они вынуждены были искать альтернативные пути выражения своих идей и творческого потенциала.

Какие были ведущие художественные объединения нонконформизма в России в XX веке и кто были их основные представители?

Ведущие художественные объединения нонконформизма в России в XX веке включали Всероссийское художественное объединение "Сибирский апатизм", "Московское художественное объединение", "Ленинградская группа АХА" и другие. Основными представителями были художники, такие как Илья Кабаков, Александр Брейер и Виктор Пивоваров.

Какие основные принципы и стилистические особенности характеризуют искусство нонконформистов?

Основными принципами искусства нонконформистов были свобода выражения и неподчинение традиционным художественным канонам. Они использовали различные стилистические приемы и техники, такие как абстракция, сюрреализм и коллажи, чтобы передать свои идеи и эмоции.

В чем заключается основное отличие нонконформизма от традиционного искусства?

Основное отличие нонконформизма от традиционного искусства заключается в отказе от привычной роли творца. Нонконформисты утверждали, что искусство не должно быть привилегией одного человека, а должно стать коллективной формой самовыражения и самоидентификации. Таким образом, творец перестает быть единственным источником смысла произведения, и смысл рождается непосредственно в акте восприятия.

Какие художественные объединения были основателями искусства нонконформизма в России ХХ века?

Основными художественными объединениями нонконформистов в России ХХ века были "Лики", "Художники четырнадцати", "Ноновые", "Срединген" и "Рубеан".

Какие принципы и стилистические особенности присущи искусству нонконформистов?

Основными принципами искусства нонконформистов являются отказ от традиционных норм и правил, свобода самовыражения и эксперимента. Стилистические особенности варьируются от индивидуального подхода каждого художника, но часто встречаются элементы авангарда, экспрессионизма, абстракционизма и других современных художественных течений.

Какое значение имеет творчество нонконформистов в России ХХ века?

Творчество нонконформистов имеет огромное значение, так как они были одной из немногих групп художников, которые отказались подчиняться официальной идеологии и выражали свободу своего творчества. Их работы стали своеобразным протестом против установленных норм и вызовом традиционной системе искусства. Они открыли новые пути и возможности для развития художественных течений в России.