Вам нужна курсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Искусство нонконформистов России 20 века (неофициальное исскусство)

  • 39 страниц
  • 31 источник
  • Добавлена 20.11.2010
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Искусство нонконформистов
1.1.Нонконформизм как художественное явление России ХХ века
1.2.Истоки формирования искусства нонконформизма в Росси ХХ века
1.3. Ведущие художественные объединения нонкомформизма и их основные представители
1.4. Основные принципы и стилистические особенности искусства нонконформистов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Он перестает быть творцом, так как смысл произведения рождается непосредственно в акте восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно часто существовать не может. Власть хозяина произведения искусства, его автора над дальнейшей жизнью художественного текста, после его завершения, достаточно мнимая.
Ключевой особенностью нонконформистской чувствительности стала интертекстуальность – специфическое свойство произведения, намеренно подчеркивающее его связи с безграничным художественным и культурным контекстом. Например, концептуальное произведение не бывает самодостаточным, оно всегда указывает на некий контекст (ментальный, культурный, социальный, политический), который становится частью произведения, объясняя его смысл. Так, в частности, работы из «Кухонной серии» Ильи Кабакова неизменно вызывают в памяти зрителей сложный комплекс ассоциаций, связанных с пространством советской коммуналки, художественными текстами связанными с коммунальным бытом.
Можно выделить основные приемы (двойное кодирование, коллаж, цитирование, пастиш, палимпсест) применяемые нонконформистами. Остановимся на некоторых приемах.
Коллаж в широком смысле, как общий подход к созданию полистилистического произведения широко применяется в творчестве Олега Гостева, Ильи Кабакова,Родченко. Коллаж как авангардный объект, познавший свой расцвет в СССР в 203е годы XX века, был потеснен при «развитом социализме» прочно внедренной в умы и вкусы советского человека советской же станковой живописью и вновь стал востребован лишь во второй половине 80х годов. Но и тогда он носил ярко выраженную идеологическую функцию: намек на определенную эпоху путем превращения в артобъекты ее самых узнаваемых, знаковых предметов.
Прием цитирования широко применяется в творчестве казанского художника - А. Артамонова, в произведениях которого присутствуют ссылки на известные, знаковые для истории искусств произведения. «Метафизическая» живопись в лице ее представителей (К. Карра, Дж. Де Кирико, Дж. Моранди) становится основой его пастиша, который дополняется элементами барочной эстетики и советской символикой. Персонажи А. Артамонова репрезентируют ключевой для эстетики постмодернизма образ симулякра, в качестве которого в его произведениях выступают манекены, куклы, различные механизмы.
Прием палимпсеста мы видим в творчестве уфимского графика А. Терегулова. Прописывание нового текста поверх старого (под текстом здесь понимается новый образ, новое высказывание) создается путем использования одних и тех же клише, выполненных в различных техниках (линогравюра, ксилография, офорт). Соединяясь в разнообразных сочетаниях, отпечатки создают многослойное, многовариативное смысловое поле. Поскольку количество таких вариаций не ограничено, получается поистине бесконечное, открытое для интерпретации художественное высказывание без определенного финала.
Понимая невозможность окончательного устранения идеологии из жизни и сознания советского человека, концептуалисты пытались создатьтакие «формы» искусства, в которых был бы хоть какой-то намек просто на саму возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии. Такими формами в работах концептуалистов становятся молчание, недеяние, пустота, белый фон (Илья Кабаков «Десять персонажей», 1972-1975).
В отличие от официального, неофициальное советское искусство оказывало предпочтение не содержанию, а художественной форме, в создании которой художники были совершенно свободны и самостоятельны. Отрыв формы от содержания приводил, согласно официальной доктрине советского искусства, к утрате содержания, поэтому неофициальное искусство – нонконформизм – определялось как формализм и преследовалось. Внимание к форме становиться основной чертой художественного стиля нонконформистов.
Искусство нонконформизма, несмотря на то, что причисляемые к этому направлению художники чаще всего не были сознательными приверженцами основного философского направления 20-го века, вполне можно назвать экзистенциалистским, так как утверждало абсолютную уникальность отдельного человека.
Идеалистическая эстетика нонконформизма основывалась на представлении о душе (внутреннем Я) художника как источника прекрасного.
В таком представлении содержался бунтарский протест против объективизированного мира, преодоление пропасти между субъективностью и объективностью, что привело к выражению проблемы бытия в тревожных и необычных формах. Экзистенциальный бунт нонконформизма был созвучен мировому искусству 20-го века и – с опозданием на несколько десятилетий – включил русское искусство в мировое художественное пространство.
В русском классическом искусстве, затем в социалистическом реализме господствовала повествовательная интонация, внимание художников было сосредоточено на чувствах, соответствующих прямым наименованиям: любовь, гнев, восторг, отчаяние. Изложение сюжета часто бывало окрашено идеологической риторикой. Насильственно прерванный в своём существовании русский авангард начала 20-го века обратился к более тонким и глубоким оттенкам человеческих чувств. Историческая заслуга нонконформизма заключается в воскрешении в русском искусстве внимания ко всему бесконечному разнообразию проявлений человеческой психики.
Поиски ускользающей реальности в искусстве нонконформизма окрашены эсхатологической картиной распада традиционной системы ценностей, сложившейся за почти полувековое существование тоталитаризма.
Пластическое многообразие, формотворческие эксперименты породили жанровые, стилевые разновидности творчества нонконформистов: пейзаж, натюрморт, традиционный и интеллектуальный примитив, сюрреализм, символизм (со смешением христианских мотивов и ориенталистских), жанр, жанровый портрет и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе рассмотрены только основные течения в нонконформизме. Все они получили дальнейшее развитие в современном постмодернистском русском искусстве 21-го век.
Так или иначе, можно с уверенностью говорить о значимом феномене «другого искусства», формирующемся на протяжении нескольких десятилетий.
В сфере неофициального искусства Советского Союза не действовали законы государственного регулирования художественного процесса. Развитие искусства было предоставлено своим собственным законам, в наиболее чистом виде. При этом важнейшей чертой искусства нонконформизма становится противостояние официальному искусству, отталкивание от него. Такая ситуация обусловлена особенностями формирования данного направление.
Искусство нонконформизма испытывает явное влияние западных течений. Так, так же как и в западном искусстве , активно развивается техника перфоманса, однако при этом в СССР «акции» наиболее часто политизированы.
Нонконформисты стремятся найти собственной пространства. Они уходят от пространства «культуры», стремятся стереть грань между реальностью и ее художественным преображением.
Выделены основные художественные приемы постмодернизма (коллаж, палимпсест, пастиш, цитирование) в сфере классических видов искусства (живопись, графика), которые раскрываются в творчестве художников нонконформизма.
В основном художники прибегают к приему цитирования, при этом диапазон цитируемых эпох и произведений прошлого простирается от западного искусства классики и модернизма.
Прием пастиша позволяет репрезентировать художественный образ в ироническом ключе. Палимпсест используется в графике в качестве принципа создания многослойного, многовариативного «открытого» произведения.
Искусство нонконформизма представляет собой интереснейшее художественное явление, которое должно быть изучено более подробно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аймермахер К. От единства к многообразию: Разыскания в области «другого» искусства 1950-х – 1980-х годов/ К. Аймермахер. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 388 с.
Андреева Е. «Телесный» перформанс: сто лет богоборчества/Е.Андреева // Новый мир искусства. – 2001. - № 3. – С. 5 – 7.
Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – 257 с.
Бобринская Е. Коллективные действия как инструкция/ Е.Бобринская//Художественный журнал. - №23. – С. 45 – 56.
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с.
Боровской А.. Система координат. / А. Боровский // И. Захаров-Росс. Каталог. – Мюнхен: Престел, 1993. – С. 16 – 28.
В. Хофман Основы современного искусства. Введение в его символические формы. / В. Хофман. – СПб.:Академический проект. – 2004. – 256 с.
Галеев Б.М. Искусство космического века. Избранные статьи. / Б.М. Галеев. – Казань.: Фэн, 2002. – 572
Гройс Б. Картина как текст: «Идеологическое искусство» Булатова и Кабакова/ Б.Гройс. // Wiener Slawistischer Almanach - №17. – 1986. – с. 345 – 356.
Звездочетов К. "Полигон - АПТАРТ" // Художественный журнал, 1997, N15
Звездочетов К. «Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры» К. Звездочетов// Искусство. - 1989, - N10. С. 45 – 53.
Зыбайлов Л.К. От хеппенинга к видео. Тенденции и противоречия в современной художественной культуре Запада/Л.К. Зыбайлова. – М.: Прометей, 1990. – 112 с.
Кабаков И. 60 – 70-е … Записки о неофициальной жизни в Москве/И.Кабаков. – Wien, 1999. – 268 с.
Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : Сборник статей / В. Каганский .— М. : НЛО, 2001 .— 573,[1] с.
Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970-1985 гг/Д. Кречмар -М.:Выс. шк, 1997- 564 с.;
Миловзорова М.А., Раскатова Е.М. «Другое искусство» столицы и провинции: к вопросу о структуре историко-культурной ситуации/ М.А. Миловзорова, Е.М. Раскатова// Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – Иваново, 2008. – Вып. 3. – С. 45 – 67.
Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый» модернизм. / Ю.Г. Нигматуллина. – Казань: Фэн, 2002. – 146 с.
Никонова С.И. Интеллигенция и власть в контексте духовной жизни советского общества 1965 – 1985 годов/С.И. Никонова//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского ,Серия «Философия. Социология» - . Том 21 (60). - №3, - 2008. - С. 164 – 168.
Рабичев Л. Манеж 1962, до и после./Л. Рабичев // Знамя . - №9. 2001. С. 121-152.
Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с.
Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С. Савицкий – М.: Новое литературное обозрение, 2002.– 224с.
Семидесятые как предмет истории русской культуры / Ред.-сост. К.Ю.Рогов.- М.-Венеция: О.Г.И., 1998. - 302 с.
Т.А. Галеева, А.Ю. Прудникова Художественные практики ХХ века как школа толерантности/Т.А. Галеева, А.Ю. Прудников. – Екатеринбург, 2008. – 46 с.
Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. / В. Тупицын. – М.: Ad marginem, 1998. – 136 с.
Турчин В.С. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. / В.С. Турчин. – М.: Знание, 1988.- 156 с.
Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
Файзарахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана. Автореферат на соиск. Ст. к.ф.н/Г.Р. Файзарахманова. – Екатеринбург, 2007 . – 22с.
Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб.: Языки русской культуры , 2001. – 424 с.
Щепилова Л. О хепенинге с комментариями/Л.О. Щепилова // Театр. – 1969. № 5. – С. 152 – 157;
Эггелинг В. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе. 1953-1970 гг/ В. Эггелинг . - М.: Книга, 1999. – 245 с.
Семидесятые как предмет истории русской культуры / Ред.-сост. К.Ю.Рогов.- М.-Венеция: О.Г.И., 1998. 302 с.
Эггелинг В. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе. 1953-1970 гг/ В. Эггелинг . - М.: Книга, 1999. – 245 с.Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970-1985 гг/Д. Кречмар -М.:Выс. шк, 1997- 564 с.; Аймермахер К. От единства к многообразию: Разыскания в области «другого» искусства 1950-х – 1980-х годов/ К. Аймермахер. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 388 с.
Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб.: Языки русской культуры , 2001. – 424 с.
Андреева Е. «Телесный» перформанс: сто лет богоборчества/Е.Андреева // Новый мир искусства. – 2001. - № 3. – С. 5 – 7.
Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы] / С. Савицкий – М.: Новое литературное обозрение, 2002.– 224с.
Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с.
Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
Галеев Б.М. Искусство космического века. Избранные статьи. / Б.М. Галеев. – Казань.: Фэн, 2002. – 572
Миловзорова М.А., Раскатова Е.М. «Другое искусство» столицы и провинции: к вопросу о структуре историко-культурной ситуации/ М.А. Миловзорова, Е.М. Раскатова// Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – Иваново, 2008. – Вып. 3. – С. 45 – 67.
Гройс Б. Картина как текст: «Идеологическое искусство» Булатова и Кабакова/ Б.Гройс. // Wiener Slawistischer Almanach - №17. – 1986. – с. 345 – 356.
Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. / В. Тупицын. – М.: Ad marginem, 1998. – 136 с.
Турчин В.С. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. / В.С. Турчин. – М.: Знание, 1988.- 156 с.
В. Хофман Основы современного искусства. Введение в его символические формы. / В. Хофман. – СПб.:Академический проект. – 2004. – 256 с.
Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : Сборник статей / В. Каганский .— М. : НЛО, 2001 .— 573,[1] с.
Рабичев Л. Манеж 1962, до и после./Л. Рабичев // Знамя . - №9. 2001. С. 121-152.
Зыбайлов Л.К. От хеппенинга к видео. Тенденции и противоречия в современной художественной культуре Запада/Л.К. Зыбайлова. – М.: Прометей, 1990. – 112 с.
Щепилова Л. О хепенинге с комментариями/Л.О. Щепилова // Театр. – 1969. № 5. – С. 152 – 157;
Андреева Е. «Телесный» перформанс: сто лет богоборчества/Е.Андреева // Новый мир искусства. – 2001. - № 3. – С. 5 – 7.
Боровской А.. Система координат. / А. Боровский // И. Захаров-Росс. Каталог. – Мюнхен: Престел, 1993. – С. 16 – 28.
Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый» модернизм. / Ю.Г. Нигматуллина. – Казань: Фэн, 2002. – 146 с.
Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С. Савицкий – М.: Новое литературное обозрение, 2002.– 224с.
Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с
Галеев Б.М. Искусство космического века. Избранные статьи. / Б.М. Галеев. – Казань.: Фэн, 2002. – 572
Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : Сборник статей / В. Каганский .— М. : НЛО, 2001 .— 573,[1] с.
Миловзорова М.А., Раскатова Е.М. «Другое искусство» столицы и провинции: к вопросу о структуре историко-культурной ситуации/ М.А. Миловзорова, Е.М. Раскатова// Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – Иваново, 2008. – Вып. 3. – С. 48.
Сапгир Г. Цит по: Савицкий С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы). – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – С. 57.
Кабаков И. 60 – 70-е … Записки о неофициальной жизни в Москве/И.Кабаков. – Wien, 1999. – С. 146.
Никонова С.И. Интеллигенция и власть в контексте духовной жизни советского общества 1965 – 1985 годов/С.И. Никонова//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского ,Серия «Философия. Социология» - . Том 21 (60). - №3, - 2008. - С. 164.
Никонова С.И. Интеллигенция и власть в контексте духовной жизни советского общества 1965 – 1985 годов/С.И. Никонова//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского ,Серия «Философия. Социология» - . Том 21 (60). - №3, - 2008. - С. 164 – 168.
Рабичев Л. Манеж 1962, до и после./Л. Рабичев // Знамя . - №9. 2001. - С. 121-152.
Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – 257 с.
Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – С.. 178.
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. –С. 135..
Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
Звездочетов К. «Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры» К. Звездочетов// Искусство. - 1989, - N10. С. 45 – 53.
Звездочетов К. «Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры» К. Звездочетов// Искусство. - 1989, - N10. С. 48..
Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с.
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с.
Гройс Б. Картина как текст: «Идеологическое искусство» Булатова и Кабакова/ Б.Гройс. // Wiener Slawistischer Almanach - №17. – 1986. – с. 345 – 356.
Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – 257 с.
Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
Т.А. Галеева, А.Ю. Прудникова Художественные практики ХХ века как школа толерантности/Т.А. Галеева, А.Ю. Прудников. – Екатеринбург, 2008. – 46 с.
Т.А. Галеева, А.Ю. Прудникова Художественные практики ХХ века как школа толерантности/Т.А. Галеева, А.Ю. Прудников. – Екатеринбург, 2008. – 46 с.
Файзарахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана. Автореферат на соиск. Ст. к.ф.н/Г.Р. Файзарахманова. – Екатеринбург, 2007 . – 22с.
Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с.
Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с
Файзарахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана. Автореферат на соиск. Ст. к.ф.н/Г.Р. Файзарахманова. – Екатеринбург, 2007 . – 22с.









8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аймермахер К. От единства к многообразию: Разыскания в области «другого» искусства 1950-х – 1980-х годов/ К. Аймермахер. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 388 с.
2.Андреева Е. «Телесный» перформанс: сто лет богоборчества/Е.Андреева // Новый мир искусства. – 2001. - № 3. – С. 5 – 7.
3.Бзонкова Р.Сопротивление, атака, соперничество. О роли конфликта в культуре 1960-х – 70-х гг. в Советском Союзе: диссертация на соискание степени к.ф.н./Р. Бзонкова. – Констанц, 2006 – 257 с.
4.Бобринская Е. Коллективные действия как инструкция/ Е.Бобринская//Художественный журнал. - №23. – С. 45 – 56.
5.Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. ХХ век/Е.Бобринская. - М.:НЛО, 1994. – 280 с.
6. Боровской А.. Система координат. / А. Боровский // И. Захаров-Росс. Каталог. – Мюнхен: Престел, 1993. – С. 16 – 28.
7.В. Хофман Основы современного искусства. Введение в его символические формы. / В. Хофман. – СПб.:Академический проект. – 2004. – 256 с.
8.Галеев Б.М. Искусство космического века. Избранные статьи. / Б.М. Галеев. – Казань.: Фэн, 2002. – 572
9.Гройс Б. Картина как текст: «Идеологическое искусство» Булатова и Кабакова/ Б.Гройс. // Wiener Slawistischer Almanach - №17. – 1986. – с. 345 – 356.
10. Звездочетов К. "Полигон - АПТАРТ" // Художественный журнал, 1997, N15
11.Звездочетов К. «Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры» К. Звездочетов// Искусство. - 1989, - N10. С. 45 – 53.
12.Зыбайлов Л.К. От хеппенинга к видео. Тенденции и противоречия в современной художественной культуре Запада/Л.К. Зыбайлова. – М.: Прометей, 1990. – 112 с.
13.Кабаков И. 60 – 70-е … Записки о неофициальной жизни в Москве/И.Кабаков. – Wien, 1999. – 268 с.
14.Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : Сборник статей / В. Каганский .— М. : НЛО, 2001 .— 573,[1] с.
15.Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970-1985 гг/Д. Кречмар -М.:Выс. шк, 1997- 564 с.;
16.Миловзорова М.А., Раскатова Е.М. «Другое искусство» столицы и провинции: к вопросу о структуре историко-культурной ситуации/ М.А. Миловзорова, Е.М. Раскатова// Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – Иваново, 2008. – Вып. 3. – С. 45 – 67.
17.Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый» модернизм. / Ю.Г. Нигматуллина. – Казань: Фэн, 2002. – 146 с.
18.Никонова С.И. Интеллигенция и власть в контексте духовной жизни советского общества 1965 – 1985 годов/С.И. Никонова//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского ,Серия «Философия. Социология» - . Том 21 (60). - №3, - 2008. - С. 164 – 168.
19.Рабичев Л. Манеж 1962, до и после./Л. Рабичев // Знамя . - №9. 2001. С. 121-152.
20. Раскатова, Е. М. Художественная культура и советская власть в эпоху позднего социализма / Е.М. Раскатова – Иваново: ИГХТУ, 2008. –214 с.
21.Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С. Савицкий – М.: Новое литературное обозрение, 2002.– 224с.
22.Семидесятые как предмет истории русской культуры / Ред.-сост. К.Ю.Рогов.- М.-Венеция: О.Г.И., 1998. - 302 с.
23.Т.А. Галеева, А.Ю. Прудникова Художественные практики ХХ века как школа толерантности/Т.А. Галеева, А.Ю. Прудников. – Екатеринбург, 2008. – 46 с.
24.Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. / В. Тупицын. – М.: Ad marginem, 1998. – 136 с.
25.Турчин В.С. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. / В.С. Турчин. – М.: Знание, 1988.- 156 с.
26.Унксова М. Экзистенциальные аспекты нонконформизма и основные течения/М. Унксова. - http://apraksinblues.narod.ru/AB12/Nonconformism.htm
27.Файзарахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана. Автореферат на соиск. Ст. к.ф.н/Г.Р. Файзарахманова. – Екатеринбург, 2007 . – 22с.
28.Файзрахманова Г. Современная ситуация в изобразительном искусстве российских регионов в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - № 3. – Спец.Вып. Ч. III. – С. 62 – 64.
29.Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб.: Языки русской культуры , 2001. – 424 с.
30. Щепилова Л. О хепенинге с комментариями/Л.О. Щепилова // Театр. – 1969. № 5. – С. 152 – 157;
31.Эггелинг В. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе. 1953-1970 гг/ В. Эггелинг . - М.: Книга, 1999. – 245 с.

ВВЕДЕНИЕ

Искусство СССР является одним из самых интересных объектов современного не только искусствоведческой, но и культурологической рефлексии. Причина внимания к нему культурологов это обусловлено тем, что произведения художников советского периода, как правило, не были "искусством ради искусства", и они носили в себе явные знамения времени, менталитет, Ментальность (фр.) - термин "новая историческая наука", наиболее влиятельное направление в современной зарубежной историографии, представляет главный предмет анализа: социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к определенной социально-культурного сообщества. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внешняя сторона общественного сознания, будучи имплицированы в языке и других знаковых системах, в обычаях, традициях и верованиях.

См.: Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Vol. 1. М., 1989. С. 75-89 // Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/m/Mentalites.html как бытовых потребителей, так и представителей андеграунда. Будучи специфической частью культуры, ментальности (одним из аспектов, которые представляют интерес для нас стереотипы сознания) историчен, кружевной исторически определенными ценностными смыслами, определяет поведение и деятельность людей.

Актуальность психического исследования объясняется и тот факт, что Россия сталкивается сегодня критический период развития, период интенсивной перестройки российского менталитета. Советская идентичность сегодня с трудом реконструируется и дифференцированное, которое вызвано временной близости от объекта исследования и для случаев, в которых гораздо больше материалов, поэтому мы считаем, что анализ предметов искусства время является одним из актуальных методов репрезентации стереотипов сознания, работали в советском обществе.

искусство 1980-х годов, дает нам представление о процессах, происходивших в других сферах культурной жизни советского и постсоветского общества, потому что психическое содержание "может оформляться не только идеологического, в форме u, очевидно, данные форм культуры (в литературе и в искусстве, в философии, политических идей, правосознании, теологии, языке и др.), но и в формах (в той мере, в какой они очевидны), запечатленных в стереотипы поведения, психологические документы" Щученко В. А. Менталитет русской культуры: актуальные проблемы его историко-генетического анализа // Режим доступа: http://www.rculture.spb.ru/docs/shuchenko/shuchenko.htm и др.

Узнать стоимость работы