Депривация как психологический феномен.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психоанализ
  • 3737 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 15.11.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ДЕПРИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНА ДЕПРИВАЦИИ
1.1. ИЗУЧЕНИЕ СУЩНОСТИ И МЕХАНИЗМОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА ДЕПРИВАЦИИ
1.2. ИЗУЧЕНИЕ СУЩНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА ДЕПРИВАЦИИ НА ОСНОВЕ ВЗГЛЯДОВ ЛАНГМЕЙЕРА Й. И МАТЕЙЧЕК 3.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА ДЕПРИВАЦИИ С ПОЗИЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ДАННУЮ ПРОБЛЕМУ
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ А.ФРЕЙД
2.2. ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ В УЧЕНИИ М. КЛЕЙН
2.3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ А. АДЛЕРА
2.4. ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА ДЕПРИВАЦИИ А. МАСЛОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Постоянное внимание родителей дает единственному ребенку не соответствующее реальности ощущение личностной самоценности [18].
Другие аспекты семейного окружения
Помимо соотношения позиций сиблингов, множество различных аспектов могут влиять на результаты развития. Дети, таланты которых совершенно отличны от талантов братьев и сестер, находятся в ситуации, отличной от той, в которой находятся те, кому приходится соревноваться более непосредственно. Интервал между рождением детей также имеет значение. Если между рождением детей проходит много лет, то все они будут иметь некоторые характеристики единственного ребенка. Количество мальчиков и девочек также влияет на поощрение маскулинности или фемининности у каждого ребенка [18].
Клинический пример. Детство Тины Тернер (тогда еще Анны Мэй Баллок) можно кратко описать как положение отверженного ребенка, ситуация, которую Адлер описывал как часто приводящую к ошибочному стилю жизни. Она была покинута своими родителями в возрасте 3 лет и потом еще раз после временного возвращения. Она чувствовала, что ее сестра была любимицей матери. Согласно адлеровскому описанию второго ребенка, Тернер отреагировала на это, встав на «мятежную» позицию, но она была не в состоянии преодолеть ощущение того, что ее не любят. Она довольно резко говорила об этом: «Меня с самого начала не любили ни мать, ни отец, с самого рождения».
Тернер описывала себя как «бесстыжего мальчишку». Адлер уверенно назвал бы это маскулинным протестом. Ситуация чувства минуса, которую она пыталась преодолеть, проистекала из ее неудовлетворенности убогой и холодной атмосферой ее семьи и города, в котором она жила. Городок был бедным, с немощеными улицами и «удобствами» во дворе. Хотя ее семья была менее убогой, чем у многих других черных, она осознавала, что у белых лучшие дома и более любящие семьи.
Согласно Адлеру, ощущение отсутствия любви, бедность и расовая изоляция способствуют возникновению чувства неполноценности. Отрицательный образ себя самой у Тины Тернер способствовал тому, что впоследствии она долго терпела физическое насилие от Айка Тернера. Хотя ее сценический образ принес ей успех, как реальный человек она говорила: «Я была как тень. Меня почти не существовало... Я потом возненавидела себя за это...».
Ранние воспоминания, однако, дают ключ и к позитивным элементам ее представлений о самой себе, к той стороне ее уникального стиля жизни, которая, в сущности, и привела ее к более благоприятному будущему. Когда она – девочка Анна Мэй, как ее тогда называли – ходила по магазинам со своей матерью, она пела, и продавцы и покупатели хвалили ее и давали деньги. «У меня была большая стеклянная копилка, и я начала наполнять ее... Я могла даже вообразить себе, что копилка наполнена этими блестящими монетками. Просто за пение».
Ее постоянной целью, направлявшей все ее развитие, было достигнуть более приятной жизни. Она получала удовольствие от хождения по магазинам и использовала это как «уход от действительности». Тернер преследовала эту цель с момента формирования ее стиля жизни, нездорового стиля, сделавшего свой вклад в страдания ее юности. Она слишком полагалась на своего мужа в удовлетворении своих финансовых и профессиональных интересов. Ее мать говорила, что ребенком Анна Мэй обычно играла одна, поведение, которое Адлер интерпретирует как характерную черту людей с низким социальным интересом. Ее попытка самоубийства в 28 лет также служит свидетельством низкого уровня социального интереса. В ее автобиографии мы не находим свидетельств успешности выполнения задачи любви, там рассказывается только о нескольких близких друзьях. Но задача работы, по крайней мере, была выполнена с очевидным успехом.
После того как она покинула Айка, Тина Тернер значительно изменила свой стиль жизни. Она стала более уверенной в себе и подготовилась к социально полезной стадии своей жизни. Она, вероятно, еще не закончила переходный период к тому моменту, когда была написана ее автобиография, хотя она уже больше обращала внимание на других, чем в ранние годы. Она приняла участие в широко известной благотворительной акции в помощь африканским голодающим и пела We are the World с десятками других знаменитостей в общем стремлении к очевидным позитивным социальным ценностям. Она отмечала: «Я еще не достаточно созрела, чтобы учить кого-нибудь». Она говорила, что сама еще учится духовности. Она демонстрировала мужество, атрибут, описываемый Адлером как необходимый для развития здорового стиля жизни [18].
2.4. Взгляды на проблему психологического феномена депривации А. Маслоу
В своей концепции мотивации Маслоу выделял два ее вида: дефицитарную мотивацию (дефицитарные мотивы) и мотивацию роста (мотивы роста). Цель первой состоит в удовлетворении дефицитарных состояний (голода, опасности и пр.). Мотивы роста имеют отдаленные цели и связанные со стремлением к самоактуализации. Эти потребности Маслоу обозначил как метапотребности. Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворит дефицитарные потребности. Депривация метапотребностей, с точки зрения Маслоу, может вызвать психические заболевания [19].
А. Маслоу сделал предположение, что метапотребности, в отличие от дефицитарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Метамотивированный художник, например, может стремиться к красоте через свою творческую деятельность. Позже, как метамотивированный родитель, он может получать радость и удовольствие от того, что принимает участие в воспитании и развитии ребенка. И то, и другое в равной степени представляет собой «метажизнь», демонстрируя различные ее выражения.
Маслоу выдвинул наводящую на размышление гипотезу, что метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни [41]. Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Что же тогда мешает большинству людей функционировать на уровне метапотребностей? Маслоу полагал, что люди в своем большинстве не становятся метамотивированными потому, что отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание. Человек не осознает, что игнорируются его метапотребности, как это бывает в случае с дефицитарными потребностями. Действительно, метапотребности, когда они удовлетворяются, часто ведут к увеличению напряжения, в то время как дефицитарные потребности, когда они удовлетворяются, всегда приводят к уменьшению напряжения. И, тем не менее, переживает непосредственно человек свои метапотребности или нет, это не влияет на тот факт, что их неудовлетворение подавляет рост и функционирование здоровой личности [41].
Как указывалось ранее, метамотивация невозможна до тех пор, пока человек адекватно не удовлетворил дефицитарные потребности низкого уровня. Редко, если это вообще возможно, метапотребности действительно становятся доминирующими силами в жизни человека, без того, чтобы его низкоуровневые потребности были удовлетворены, хотя бы частично. Тем не менее, депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание. Маслоу характеризовал болезни, появляющиеся в результате неудовлетворенных метапотребностей, как метапатологии. Такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия и цинизм – примеры того, что Маслоу подразумевал под высшим уровнем психических расстройств. В гуманистической психологии человек не только пользуется большим уважением, чем в психоанализе и бихевиоризме, но его даже наделяют психическими расстройствами высшего класса [41].
Маслоу предположил, что многочисленные симптомы, связанные с накопительским и ориентированным на потребление, но несамодостаточным стилем жизни, свидетельствуют о метапатологиях. Это такие симптомы, как неспособность глубоко любить кого-нибудь; стремление жить только сегодняшним днем; нежелание видеть что-либо ценное и достойное в жизни; неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования; неэтичное поведение. Человек, страдающий метапатологией, часто не замечает этого. Он может смутно чувствовать, что чего-то не хватает в жизни, но не знать, чего именно [41].
Маслоу даже предположил, что нарушения в когнитивном функционировании можно понять как депривацию метапотребностей (то есть как выражение метапатологий). Отрицание истины (метапотребности), например, может сделать человека подозрительным и боящимся других. Клинические психологи традиционно называют такого человека параноидным. Здоровое чувство любопытства может тоже ослабеть, если человек лишается когнитивных метапотребностей или отрицает их. Некоторых людей совершенно не интересует, что происходит в мире: события за рубежом, научные открытия, новые стили в живописи и музыке и прогноз погоды на завтра. Даже великие тайны жизни они могут игнорировать или принимать как само собой разумеющееся. Метамотивированные люди, с другой стороны, очень заинтересованы в том, что происходит в мире и постоянно поражаются новым открытиям. Они не принимают тайны жизни как само собой разумеющееся.
Маслоу предположил, что метапатологий могут быть ответственны за искажение ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают, что правильно и что неправильно (например, пьянство, наркотики, война) потому, что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости. Слишком часто, добавлял он, это приводит к оскудению социальных чувств, неуважению к правам других и равнодушию к таким этическим ценностям, как благородство и сострадание [19].
Заключение
Один из способов осмыслить разнородность теорий – признать то, что они объясняют различные явления и часто – на разных уровнях. Люди существуют одновременно на нескольких уровнях: как биологические существа, как разумные и мыслящие люди, как организмы, ведущие себя тем или иным образом, и т. д. Теория может быть точнее, если она ограничивает сферу своего применения только одним уровнем объяснения. Правда, эти рамки ограничивают полноту теории. С позиций данной осмысления представленного материала следует обобщить в заключении феномен психологической депривации и представить возможные последствия данного феномена на примере материнской депривации.
Депривация означает неполучение чего-либо, что необходимо или должно быть доступно. Материнскую депривацию испытывает ребенок, которому недостает матери, например воспитывающийся в приюте или госпитализированный ребенок, ребенок, чья мать работает, или ребенок, мать которого не обладает необходимыми родительскими навыками и пренебрегает или, возможно даже, жестоко обращается с ним. Материнскую депривацию может также быть следствием обедненной среды, неуравновешенной матери, недостаточного питания или недостаточного чувства безопасности.
Часто при наличии одного вида депривации имеют место и другие ее виды. Депривация может вести к обеднению опыта, получаемого из внешней среды, – разновидности культурной или сенсорной депривации. Необходимо учитывать возраст, в котором ребенок подвергается депривации, а также ее продолжительность.
Раннее помещение ребенка в воспитательное учреждение может привести к поведению, которое варьирует от апатичности, потери аппетита и задержки нормального развития до полного истощения, заканчивающегося иногда смертью (маразмом). Помещать детей в такие учреждения после достижения ими 6-месячного возраста даже хуже, чем в более раннем возрасте, вследствие уже сформировавшихся связей между матерью и ребенком.
Даже непродолжительная разлука ребенка с матерью, как в случае госпитализации, может вызывать нарушения развития. Эти нарушения опять-таки больше после 6-месячного возраста. Материнскую депривацию, по-видимому, всегда является первичным фактором.
Причины недостаточной материнской ласки и заботы могут крыться как в особенностях ребенка, например, испытывающего трудности в реагировании на действия матери, так и в характеристиках матери, когда она слишком молода, не имеет родительского опыта или просто не хочет иметь ребенка. Любой из этих факторов может приводить к разного рода дефицитам – в кормлении, ласке и реагировании на потребности ребенка. Плохое обращение с детьми берет начало в недостаточной готовности к материнству и может принимать форму пренебрежения или физ. или психол. агрессивного воздействия.
Вывод. 1) Стимуляция совершенно необходима для нормального развития индивидуума. Сенсорная депривация может вызывать задержку двигательного и умственного развития. Одно из решений проблемы депривации, обнаруживаемое во многих культурах, – разделить уход за ребенком между несколькими людьми. Эффективность множественного или параллельного ухода за ребенком зависит от специфических паттернов взаимодействия между ребенком и материнскими фигурами, а также от типа существующего социального строя.
2) Не следует недооценивать роль отца в семейной констелляции. При множественном уходе за ребенком отец может быть главным фактором. В Швеции попытались дать отцам возможность на равных с матерью участвовать в воспитании детей, предоставляя им, отпуск по уходу, чтобы у них было достаточно времени для взаимодействия с малышом сразу после его рождения.
3) Ни один из существующих подходов к воспитанию детей не гарантирует здоровья и благополучия во взрослости. Полученные в современных исследованиях данные о том, что даже самые вредные воздействия сглаживаются по мере взросления ребенка, указывают лишь на отсутствие в подобных случаях психологические расстройства, однако из этого вовсе не следует, что человек, подвергавшийся в детстве таким воздействиям, функционирует на оптимальном уровне.
Литература
Артемьев П.В. Психология самопознания или как найти формулу жизни. М.: АСТ – Пресс, 2003. – 303 с.
Адлер А. Наука жить. Киев, Наукова Думка, 2006. – 412 с.
Адлер А. Воспитание детей. Ростов н/Д, Феникс, 2005. – 246 с.
Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: Сфера, 2003. – 412 с.
Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд. // Энциклопедия глубинной психологии. М.: 2002. – Т. 3. – с. 1 – 23.
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: Медицина, 2006. – 562 с.
Бурлакова Н. С, Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Педагогика, 2004. – 256 с.
Бурлакова Н. С, Олешкевич В. И. Детский психоанализ. М.: Академия, 2005. – 288 с.
Бурлакова Н. С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка // Семейная психология и семейная терапия. 2004. – № 1. – с. 54-77.
Винникотт Д. В. Переходные объекты и переходные явления: исследование первого «не-я» предмета // Антология современного психоанализа / Под ред. А. В. Рассохина. М., 2000. – с. 186-200.
Выготский Л. С. Психология. М.АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2004. – 1008 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 480 с.
Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 2004. – 268 с.
Корсини Д.,Ауэрбах Э. Психологическая энциклопедия. М.: Наука, 2005. – 962 с.
Каяйн М. Зависть и благодарность. СПб.: Питер, 2004 – 456 с.
Кляйн М. Развитие одного ребенка // Воспитание детей и психоанализ / Сост. Н.Ф. Калина. М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000. – 336 с.
Каяйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни младенца // Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М.Педагогика, 2001. – 356 с.
Клонигер С. Теории личности. Познание человека. СПб.: Питер, 2004 – 720 с.
Клиническая психология. Под редакцией Корвасарского. СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
Лапланш Ж., Понталис Ж. П. Словарь по психоанализу. М.: Медицина, 2005. – 486 с.
Лебединский В. В., Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: ВЛАДОС, 2000. – 412 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Сфера, 2005 – 412 с.
Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья. Пеpевод Татлыбаевой А.М. М.: Сфера, 2000. – 172 с.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 432 с.
Новейший словарь по психологии. Составитель Грицанов Л.А. Минск.: Издательство В.М.Скакун, 2006. – 896 с.
Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000 – 607 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – 864с.
Современный словарь по психологии. Минск.: Современное слово, 2004. – 768 с.
Олешкевич В. И. История психотехники. М.: ВЛАДОС, 2002. – 256с.
Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. М., 2002. - Т. 3. - С. 84-124.
Сандлер Дж., Дэр Кр., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 2003. – 326 с.
Сегал X. Техника детского анализа Мелани Кляйн // Топорова Л. В. Творчество Мелани Кляйн. СПб.: Речь, 2001. - с. 111-123.
Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю.Минск: Харвест, 2004. – 800 с.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 2003. – 256 с.
Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М.: Мысль, 2004. Т. 1, 2.
Фрейд А. Эго и защитные механизмы. М.: Просвещение, 2004. – 216 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Алтейя, 2005. – 419 с.
Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 2004. – 448 с.
Фрейд З. Я и Оно. М.: Эксмо – пресс, 2006. – 1040 с.
Фрейджер Р. Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 864 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПБ.: Питер, 2004. – 562 с.
Четик М. Техники детской психотерапии. Психодинамические стратегии. СПб.: Речь, 2003. – 412 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000 – 312 с.











31

Литература
1.Артемьев П.В. Психология самопознания или как найти формулу жизни. М.: АСТ – Пресс, 2003. – 303 с.
2.Адлер А. Наука жить. Киев, Наукова Думка, 2006. – 412 с.
3.Адлер А. Воспитание детей. Ростов н/Д, Феникс, 2005. – 246 с.
4.Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: Сфера, 2003. – 412 с.
5.Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд. // Энциклопедия глубинной психологии. М.: 2002. – Т. 3. – с. 1 – 23.
6.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: Медицина, 2006. – 562 с.
7.Бурлакова Н. С, Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Педагогика, 2004. – 256 с.
8.Бурлакова Н. С, Олешкевич В. И. Детский психоанализ. М.: Академия, 2005. – 288 с.
9.Бурлакова Н. С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка // Семейная психология и семейная терапия. 2004. – № 1. – с. 54-77.
10.Винникотт Д. В. Переходные объекты и переходные явления: исследование первого «не-я» предмета // Антология современного психоанализа / Под ред. А. В. Рассохина. М., 2000. – с. 186-200.
11.Выготский Л. С. Психология. М.АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2004. – 1008 с.
12.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 480 с.
13.Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 2004. – 268 с.
14.Корсини Д.,Ауэрбах Э. Психологическая энциклопедия. М.: Наука, 2005. – 962 с.
15.Каяйн М. Зависть и благодарность. СПб.: Питер, 2004 – 456 с.
16.Кляйн М. Развитие одного ребенка // Воспитание детей и психоанализ / Сост. Н.Ф. Калина. М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000. – 336 с.
17.Каяйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни младенца // Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М.Педагогика, 2001. – 356 с.
18.Клонигер С. Теории личности. Познание человека. СПб.: Питер, 2004 – 720 с.
19.Клиническая психология. Под редакцией Корвасарского. СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
20.Лапланш Ж., Понталис Ж. П. Словарь по психоанализу. М.: Медицина, 2005. – 486 с.
21.Лебединский В. В., Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: ВЛАДОС, 2000. – 412 с.
22.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Сфера, 2005 – 412 с.
23.Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья. Пеpевод Татлыбаевой А.М. М.: Сфера, 2000. – 172 с.
24.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 432 с.
25.Новейший словарь по психологии. Составитель Грицанов Л.А. Минск.: Издательство В.М.Скакун, 2006. – 896 с.
26.Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000 – 607 с.
27.Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – 864с.
28.Современный словарь по психологии. Минск.: Современное слово, 2004. – 768 с.
29.Олешкевич В. И. История психотехники. М.: ВЛАДОС, 2002. – 256с.
30.Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. М., 2002. - Т. 3. - С. 84-124.
31.Сандлер Дж., Дэр Кр., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 2003. – 326 с.
32.Сегал X. Техника детского анализа Мелани Кляйн // Топорова Л. В. Творчество Мелани Кляйн. СПб.: Речь, 2001. - с. 111-123.
33.Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю.Минск: Харвест, 2004. – 800 с.
34.Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 2003. – 256 с.
35.Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М.: Мысль, 2004. Т. 1, 2.
36.Фрейд А. Эго и защитные механизмы. М.: Просвещение, 2004. – 216 с.
37.Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Алтейя, 2005. – 419 с.
38.Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 2004. – 448 с.
39.Фрейд З. Я и Оно. М.: Эксмо – пресс, 2006. – 1040 с.
40.Фрейджер Р. Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 864 с.
41.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПБ.: Питер, 2004. – 562 с.
42.Четик М. Техники детской психотерапии. Психодинамические стратегии. СПб.: Речь, 2003. – 412 с.
43.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.
44.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000 – 312 с.

Вопрос-ответ:

Что такое депривация?

Депривация - это состояние, когда человек лишен определенных условий или стимулов, необходимых для удовлетворения его потребностей или развития. Это может быть как физическое, так и психологическое лишение.

Какие основные положения феномена депривации?

Основные положения феномена депривации заключаются в изучении его сущности и механизмов возникновения, а также исследовании влияния различных факторов на его развитие.

Какие механизмы возникновения депривации изучаются с точки зрения Лангмейера и Матейчека?

Лангмейер и Матейчек исследуют взаимосвязь между внешней средой и внутренними процессами человека. Они полагают, что депривация возникает вследствие недостаточного удовлетворения потребностей и ограничения внешних стимулов.

Какие основные положения теории А. Фрейда относительно механизмов возникновения депривации?

Основные положения теории А. Фрейда заключаются в рассмотрении депривации как последствий конфликта между индивидуальными потребностями и требованиями общества. Он считает, что депривация может привести к накоплению психической энергии и возникновению неврозов.

Какие факторы влияют на развитие депривации?

Развитие депривации зависит от различных факторов, таких как длительность лишения, интенсивность потребности, доступность альтернативных источников удовлетворения, а также индивидуальные особенности личности.

Какова сущность феномена депривации?

Феномен депривации представляет собой состояние недостатка или лишения какой-либо стимуляции или опыта, которое может оказывать отрицательное влияние на психологическое состояние человека.

Какие механизмы и факторы влияют на развитие депривации?

Существует несколько механизмов и факторов, которые могут влиять на развитие депривации. Одним из них является неудовлетворенность базовых потребностей, таких как пища, вода, сон, социальная связь и т.д. Также на развитие депривации могут влиять условия окружающей среды, негативные эмоции, стресс и другие факторы.

Какие основные положения теории А. Фрейда относятся к депривации?

Одним из основных положений теории А. Фрейда относительно депривации является утверждение о том, что недостаток или лишение определенных стимуляций может привести к нарушению психического равновесия и возникновению психических проблем.

На чем основаны взгляды Лангмейера и Матейчека на возникновение депривации?

Взгляды Лангмейера и Матейчека на возникновение депривации основаны на идеи о значимости социальной связи и необходимости удовлетворения потребностей в контакте с другими людьми. Они считают, что недостаток или лишение таких контактов могут привести к депривации и психологическим проблемам.