Психологические корни конкуренции

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 2323 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 04.09.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Психологические корни конкуренции




Содержание

Введение
Глава 1. Природа конкуренции
Глава 2. Психологические корни конкуренции
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Существуют и многочисленные наблюдения психологов за развитием детей в самом раннем детстве, где конкурентные эффекты начинают наблюдаться еще до наступления стадии активного говорения и сколь-нибудь серьезного освоения культуры.
Во-вторых, спровоцировать и развить конкурентный эффект оказывается чрезвычайно легко, для этого надо просто активно включать детей в ситуации открытого соревнования, одобряя выигрывающих и слегка задевая самолюбие проигравших. Возникающая в результате мощная деструктивная энергия легко разрушает прежние дружеские отношения между людьми, а еще через какое-то время — и многие социальные нормы поведения. Однако с другой стороны, та же самая энергия может оказаться чрезвычайно созидательной и способствовать восстановлению и развитию дружеских чувств, если конкурентность действует в рамках одной общей высоко значимой для всех цели и задачи.
Соперничество и конкурентность обнаруживаются у всех примитивных народов и племен, где еще практически не развиты экономические отношения. Но на материале многочисленных исследований этнографов и антропологов легко заметить, что примитивные сообщества с помощью мощной системы традиций, запретов и табу постоянно стремятся подавить разрушительные формы конкурентности в одних сферах и «канализировать» конкурентную энергию в другие сферы, важные для выживания сообщества: подготовку воинов, брачные обряды и традиции жениховства, в ситуации объединения усилий общины для совместного проведения значимых работ и т. п. [13, стр. 117]
Многие психологи считают действительным первоисточником конкурентности в сообществах стадных и стайных животных.
Если понаблюдать хотя бы час за поведением обезьян в стае, то уже через какое-то время становится очевидным, что в отношениях между участниками стаи существуют определенные, достаточно жесткие и строго отслеживаемые всеми правила игры. Обезьяны-самцы, так же как и в человеческом обществе, жестко делят свои мир на иерархические уровни. Здесь существует вожак стаи — ее «король» или «президент»; несколько «вице-премьеров», «средний класс» и — явные изгои и парии. Но положение вещей время от времени перестраивается — когда очередной самец наберется духа и сил и попытается в драке доказать свое право на следующий уровень. Если ему это удается, он тумаками убеждает всех в своем новом статусе, а поверженный им противник получает оплеухи от своих бывших коллег, дабы скорее смириться со своей новой участью, и — «опускается» на низлежащий уровень иерархии [13, стр. 119-120].
Практически аналогичны законы устройства общественной жизни у крыс и у множества других стайных животных. Причем конкурентность существует здесь в отношениях между особями наряду с симпатией, брачными отношениями, сплочением стаи в ситуациях совместной опасности. И, по всей видимости, она является просто-напросто одним из необходимых регулирующих механизмов эволюции и выживания вида.
Последовательное проникновение в психологию бизнеса и маркетинга достаточно быстро показывает, что в своей повседневной жизни люди слишком часто оказываются чрезмерно привязаны к идее, которая на поверку оказывается не более чем мифом. Это миф о величии сознательных возможностей и глубокой рациональности человека.
Известный социальный психолог Ф. Ротлисбергер пишет: «Человек — это социальное животное, и в этом качестве он очень редко мотивирован логикой или фактами, но он и не иррационален. Он мотивирован логикой чувств... Чувства не могут быть изменены простым воздействием логики. Но чувства часто выдаются нами за логику» [13, стр. 120].
«Вместо того чтобы адекватно исследовать человеческую природу, — пишет Донхэм, — экономисты утверждают некоторые вещи относительно этой природы и затем начинают рассуждать на основе этих утверждений». Это же наблюдение, но со стороны психологии, подтверждает и Гуго Мюнстерберг: «Политическая экономия оперирует вовсе не устарелой психологией, но ее воззрения относительно душевных явлений никогда не были психологическими. То, что политическая экономия часто искажала психологические факты, признавалось неоднократно. Известный пример в этом отношении — изображение хозяйственного человека в классической политической экономии, согласно которому индивидуум как бы не руководствуется никаким другим мотивом, кроме как хозяйственным эгоизмом» [13, стр. 120-122].
Важно понять, что конкуренция в бизнесе и конкурентность, существующая как повседневное психологическое явление в человеческих отношениях,— это разные вещи, хотя генетически они, несомненно, взаимосвязаны. Конкуренция в бизнесе — четко очерченный социальный институт, который имеет свои «правила игры», в котором выработано и установлено большое количество механизмов регуляции отношений, от законодательных и конвенциональных до «норм обычного права», традиций и негласно разделяемых ценностей.
Конкурентность в человеческих отношениях — гораздо шире распространенное явление, пронизывающее самые разные виды деятельности и взаимодействий. Эта конкурентность может принимать достаточно патологические, невротизированные формы. Самые конкурентные люди, которых нам приходилось встречать, как правило, оказывались именно неудачниками, невротиками. Нам приходилось встречать немало проявлений такого рода конкурентности и в бизнесе, что практически всегда заканчивалось развалом дела, поскольку стремление «победить любой ценой», «превзойти» в какой-то момент непременно выходило за рамки требований экономической целесообразности, но разгоряченным битвой участникам это было уже безразлично.
Однако та же самая энергия конкурентности при умелом к ней подходе и использовании может делать в бизнесе чудеса. На этой энергии прорывались многие ранее никому неведомые фирмы, совершались дела. Необходимо научиться считаться с этим как с реальностью, не менее объективной, чем экономические показатели, данные физических измерений и т. п.
Конкурентность, соперничество обладает фантастической внутренней силой, и вопрос только в том, куда будет направлена эта энергия: на разрушение или на созидание.
Трудно сказать о конкуренции лучше великого предпринимателя. Генри Форд так напутствовал своих коллег-бизнесменов: «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела — преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы» [13, стр. 202].

Заключение

В заключение нашей работы отметим, конкуренция — соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели.
В бизнесе говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, т.е. о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Конкурентность в человеческих отношениях — гораздо шире распространенное явление, пронизывающее самые разные виды деятельности и взаимодействий. Эта конкурентность может принимать достаточно патологические, невротизированные формы.
Но в любом случае и та и другая конкуренции имеют одни психологические корни.
Таким образом, в своей работе мы выполнили поставленную цель - раскрыли психологические корни конкуренции.
Решили все задачи работы:
Раскрыли природу конкуренции.
Проанализировали психологические корни конкуренции.
Психологическая природа конкуренции такова, что соперничество всегда представляется в виде соревнования разнообразных форм и способов хозяйствования в отношении одной и той же цели. Поэтому, говоря о функциональном предназначении конкуренции, можно сказать, что оно заключено в определении лучших из них, то есть выявлении и вознаграждении победителей.

Список литературы

Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: «Новости», 2000. – 287 с.
Бардиер Г.Л. Бизнес психология. – М.: Генезис. 2002. - 378 с.
Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х т. М.: Финансы и статистика, 1996. - 198 с.
Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. – М.: Наука, 1993. - 301 с.
Диксон П. Управление маркетингом. — М.:БИНОМ, 1998. – 498 с.
Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2000. - 566 с.
Кудряшова Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. – Кишинев, 1993. - 241 с.
Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Наука, 1992. - 789 с.
Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. – 278 с.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997. – 389 с.
Ойкен В. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1996. – 561 с.
Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993. – 567 с.
Портер М. Конкуренция. Санкт-Петербург — Москва — Киев. Издательский дом «Вильямс», 2000. – 574 с.
Толочек В.А. Современная психология труда. СПб., 2006. – 480 с.
Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы. — М.: Экономика, 2002. – 335 с.
Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: «Изограф», 2000. – 342 с.
Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. – М.: Дело, 1993. - 214 с.
Штайльман К. Новая философия бизнеса. Т.II. Риски и успех предпринимательства в постсоциалистическом обществе. — Москва — Берлин: Российское психологическое общество, 1998. – 632 с.
Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Экономика, 1995. – 452 с.
Штайльман К. Новая философия бизнеса. Т.III. Конкуренция и ее границы. — М.: Московский Издательский Дом, 1998. – 395 с.












22

Список литературы

1.Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: «Новости», 2000. – 287 с.
2.Бардиер Г.Л. Бизнес психология. – М.: Генезис. 2002. - 378 с.
3.Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х т. М.: Финансы и статистика, 1996. - 198 с.
4.Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. – М.: Наука, 1993. - 301 с.
5.Диксон П. Управление маркетингом. — М.:БИНОМ, 1998. – 498 с.
6.Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2000. - 566 с.
7.Кудряшова Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. – Кишинев, 1993. - 241 с.
8.Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Наука, 1992. - 789 с.
9.Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. – 278 с.
10.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997. – 389 с.
11.Ойкен В. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1996. – 561 с.
12.Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993. – 567 с.
13.Портер М. Конкуренция. Санкт-Петербург — Москва — Киев. Издательский дом «Вильямс», 2000. – 574 с.
14.Толочек В.А. Современная психология труда. СПб., 2006. – 480 с.
15.Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы. — М.: Экономика, 2002. – 335 с.
16.Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: «Изограф», 2000. – 342 с.
17.Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. – М.: Дело, 1993. - 214 с.
18.Штайльман К. Новая философия бизнеса. Т.II. Риски и успех предпринимательства в постсоциалистическом обществе. — Москва — Берлин: Российское психологическое общество, 1998. – 632 с.
19.Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Экономика, 1995. – 452 с.
20.Штайльман К. Новая философия бизнеса. Т.III. Конкуренция и ее границы. — М.: Московский Издательский Дом, 1998. – 395 с.

Вопрос-ответ:

Какие примеры наблюдений психологов о развитии конкурентных эффектов у детей?

Наблюдается, что конкурентные эффекты начинают проявляться у детей еще до наступления стадии активного говорения и освоения культуры.

Как спровоцировать и развить конкурентный эффект у детей?

Для этого достаточно просто активно поддерживать и развивать конкуренцию в детской среде и поощрять соревнования.

Почему развитие конкурентных эффектов у детей происходит так легко?

Развитие конкурентных эффектов оказывается легким, так как дети от природы стремятся к самоутверждению и достижению успеха.

Какие главы в книге "Психологические корни конкуренции" рассматриваются?

В книге есть главы "Природа конкуренции" и "Психологические корни конкуренции", в которых авторы анализируют фундаментальные аспекты конкуренции и исследуют ее психологические аспекты.

Есть ли в книге "Психологические корни конкуренции" список литературы?

Да, в конце книги представлен список литературы, который содержит использованные авторами источники и материалы.

Какие есть наблюдения психологов за развитием детей в самом раннем детстве?

Психологи наблюдают, что конкурентные эффекты начинают наблюдаться у детей еще до наступления стадии активного говорения и серьезного освоения культуры.

Как развить конкурентный эффект у ребенка?

Для развития конкурентного эффекта достаточно просто спровоцировать его. Например, можно предложить ребенку участвовать в соревнованиях или играх со сверстниками.

Чему способствует конкуренция у детей?

Конкуренция способствует развитию таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, стремление к успеху, умение работать в команде и принимать решения.

Какие преимущества и недостатки конкуренции в детском возрасте?

Преимущества конкуренции включают стимуляцию развития и достижения лучших результатов. Недостатки включают возможность появления низкой самооценки, стресса и конфликтов между детьми.