Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

методы исследования в современной социальной психологии

  • 20 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 04.09.2007
250 руб. 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Методы исследования в современной социальной психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Проблемы методологии в социальной психологии
2. Характеристика методов социально-психологического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

В-четвертых, общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу.
И, наконец, вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов.
Недостатки интервьюирования: метод требует больших материальных и временных затрат.
Одной из разновидностей опросного метода в социальной психологии является социометрия. Создание и развитие социометрической методики связано с именем известного в практической психологии человека Дж. Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии—антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе [2, c. 4].
С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информации в группе, отношение к руководителю и многое другое. Самое распространенное использование социометрии — для изучения лидерства и выявления лидеров. Однако социометрия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров. И по замыслу, и по своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы психологического влияния.
Метод изначально был прост, информативен и имел непосредственный коррекционный смысл. Однако в дальнейшем он стал обрастать различными исследовательскими изысками. Особенно много их было придумано именно в отечественной социальной психологии и педагогике, где теория и исследование всегда ценились чрезвычайно высоко.
Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже – групповые тесты. Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи "ключа" соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности. Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности.
Автобиографический метод в социальной психологии. Данный метод является одним из распространенных методов науки о человеке и обществе, стержнем которого является изучение индивидуального жизненного пути. В социологии и психологии данный метод используется при изучении личных документов (переписка, дневники), которые представляют один из главных источников понимания и реконструкции жизненного мира личности. В практике кадровой работы к личным документам относятся: листки по учету кадров, автобиографии, характеристики, объяснительные и докладные записки. Правильное изучение анкетных данных позволяет не только составить общее представление о работнике, но и заранее подготовить уточняющие вопросы для последующей беседы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы социальной психологии – это способы, посредством которых познается предмет науки: человек во взаимосвязях с социумом.
Социальная пихология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в социальной психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным.
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.
Изучение документов является еще одним методом социальной психологии. Анализ продуктов деятельности может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности, так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе и т.д.).
Контент – анализ - формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные "единицы", а затем подсчитывается частота их употребления.
Опросные методы представлены в форме устного (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование). Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника.
Метод интервью служит для получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод занимает лидирующее положение.
Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, однако они широко применяются в различных областях психологии.
Таким образом, социальная психология обладает целым рядом методов, эффективное использование которых позволяет глубоко раскрыть предмет научных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994
Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М. Битянова. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.
Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М.: Наука, 1992.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988
Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. – М.: Смысл, 1998
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Университет, 2002
Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. - М., 1980.
Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.: Просвещение, 1972.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:МГУ, 1975.
Парыгин Б. Д. Социальная психология. – СПб.: СПбГУП, 2003
Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. /Под ред. Г. С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. - М., 1972.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006
Саганенко Г.Н. Социологическая информация. - Л.: ЛГУ, 1977.
Свенцицкий А., Семенов В.Е. Социально-психологическое исследование // Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977.
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология. – М.: Гардарики, 2000
Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - Самара, 1995.











18

ЛИТЕРАТУРА

1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994
2.Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М. Битянова. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.
3.Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М.: Наука, 1992.
4.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988
5.Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. – М.: Смысл, 1998
6.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Университет, 2002
7.Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
8.Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. - М., 1980.
9.Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.: Просвещение, 1972.
10.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:МГУ, 1975.
11.Парыгин Б. Д. Социальная психология. – СПб.: СПбГУП, 2003
12.Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
13.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. /Под ред. Г. С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с
14.Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. - М., 1972.
15.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006
16.Саганенко Г.Н. Социологическая информация. - Л.: ЛГУ, 1977.
17.Свенцицкий А., Семенов В.Е. Социально-психологическое исследование // Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977.
18.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
19.Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология. – М.: Гардарики, 2000
20.Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - Самара, 1995.

Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии

Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии

О. О. Тулина

Первые собственно экспериментальные исследования малых групп за рубежом были проведены в США, американский психолог. Г-н. Трипплетом (1887), который предпринял попытку сравнить эффективность индивидуального действия человека, понял, в одиночку и в условиях группы. Ему принадлежит открытие эффекта социальной фасилитации, который он определил как усиление доминантных реакций в присутствии других [3, c. 98].

Ряд экспериментов, соответствующих, позже, уже в 20-е годы XX века, были проведены в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорт. В дальнейшем результаты этих экспериментов показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, заданий на моторику.

Ф. Оллпорт сформулировал весьма странное понимание группы как "совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях". Отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф. Оллпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками [4, c. 245].

В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличается от составляющих ее индивидуумов.

Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х - начале 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, например, американский психолог М. Шериф проводит лабораторные опыты по изучению правил группы. В своей книге "Основы социальной психологии" он различает два типа групп: актуальная группа членства и референтная группа, к которой человек считает себя психологически. Референтная группа, по его мнению, это реальная или воображаемая общие, нормы, мнения и ценности которой человек ориентируется в своем поведении.

Сам феномен "референтной группы" было введено, Хайменом. В экспериментах было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в другой, на который они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.

Узнать стоимость работы