1.Совершенная конкуренция в рыночной экономике (по работам Дж. Стиглера «Совершенная конкуренция: исторический ракурс» и Ф. Хайека «Индивидуализм и экономический порядок»).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Рыночная экономика
  • 2424 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 20.05.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности совершенной конкуренции 5
1.1 Характеристика рынка совершенной конкуренции 5
1.2.Особенности рынка чистой конкуренции 10
Глава 2. Историческое развитие концепции совершенной конкуренции (по материалам работы Дж. Стиглера «Совершенная конкуренция: исторический ракурс») 12
2.1 История возникновения и уточнения концепции совершенной конкуренции 12
2.2 Анализ совершенной конкуренции Дж. Стиглера 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Но было бы тщетно предлагать такое суженное значение слова, которое так долго употреблялось в широком смысле; самое лучшее, на что мы можем надеяться, - ввести описание более узкого понятия. Я предлагаю - рыночная конкуренция».[12]Совершенная рыночная конкуренция будет преобладать при наличии неопределенно большого числа торгующих (из которых ни один не контролирует значительной доли спроса или предложения), действующих независимо на совершенном рынке. Совершенный рынок - это рынок, где торгующие обладают полной информацией о всех ценах спроса и предложения. Рыночная конкуренция может существовать, даже если ресурсы или торговцы не могут войти в данный рынок или выйти из него. Следовательно, рыночная конкуренция может господствовать в отрасли, пребывающей вне долгосрочного конкурентного равновесия, и совместима с наличием крупных прибылей или убытков.Широкое понятие совершенной конкуренции определяется условием, что норма прибыли (ценность предельного продукта) каждого ресурса должна быть одинаковой во всех видах использования. Чтобы отличить это понятие от понятия рыночной конкуренции, мы можем назвать его отраслевой конкуренцией.Отраслевое конкурентное равновесие будет непрерывным, если ресурсы обладают мгновенной подвижностью, или будет достижимо в длительном периоде, если на их перемещение нужно конечное время. Поскольку в современной экономической теории глубоко укоренилось понятие конкурентного равновесия, достигаемого в длительном периоде, представляется желательным истолковать отраслевую конкуренцию как концепцию, связанную с долгосрочной перспективой.Концепция отраслевой конкуренции, естественно, тяготеет к теории статичной экономики, хотя наше определение не уделяет явного внимания этой проблеме. Нормы доходности ресурсов будут уравнены, если их владельцы точно информированы о будущих доходах (в случае ресурсов длительного пользования), но Дж. Стиглеру кажется неверным предположение о полной осведомленности относительно будущего в меняющейся экономике.Нормативная роль концепции конкуренции порождается тем, что равенство уровня дохода каждого ресурса во всех видах использования, которое определяет конкуренцию, является также условием получения наибольшего продукта из данных ресурсов. Объем производства измеряется в рыночных ценах, и максимум соотнесен с распределением собственности на ресурсы. Можно отметить, что это хорошо известное ограничение конкурентного оптимума сферой производства характеризуется тем фактом, что влияние конкуренции на распределение не изучено. Система конкуренции влияет на распределение собственности на ресурсы, и при стабильном распределении человеческих способностей система конкуренции, вероятно, приведет к стабильному распределению доходов, свойства которого неизвестны. Теория такого распределения могла бы иметь реальную нормативную ценность.Жизненность нормативного значения концепции конкуренции поразительна. Можно было бы ожидать, что по мере повышения точности экономического анализа и расширения диапазона анализируемых проблем расширится перечень несоответствий между конкурентным распределением ресурсов и распределением, соответствующим максимальному выпуску.Основной тезис Дж. Стиглера заключается в том, что любое значительное усовершенствование в общей экономической теории не может не повлиять на концепцию конкуренции. Эта концепция доказала, что является стойкой и эластичной концепцией и еще долго сохранится в узнаваемом виде.ЗаключениеКонкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства. Ее сущность проявляется в ряде функций. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой - к объединению усилий в конкурентной борьбе.Современные представления о конкуренции характеризуются, прежде всего, сменой концепции «конкуренция» на более широкое понятие «взаимодействия фирм на рынке». Для эффективного взаимодействия фирм на рынке одинаково важными являются и конкурентный процесс, и конкурентный результат.Выдвигается новая концепция конкурентного результата. Исход эволюции рынка - это не некая точка и не однозначно определяемая линия, а область возможных равновесий, заданная верхней и нижней границами. Отмечается важность вариабельности исходов и указания на те исходы, при которых рыночная ситуация не будет стабильной.Начинает развиваться представление о том, что конкуренция может быть избыточной, ведущей не к эффективности, а к разрушению рынка и отрасли. В частности, избыточной конкуренции подвергаются отрасли естественной монополии (согласно технологической концепции), а также рекламоемкие и наукоемкие рынки.Делается различие между конкуренцией, которая способствует развитию рынка (добросовестная, «честная» конкуренция), и конкуренцией деструктивной (недобросовестной), даже в тех отраслях, где конкурентные взаимодействия желательны.Список использованной литературыБасовский, Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 375 c.Воробьев, В.А. Экономическая теория: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Бондарь; Под ред. А.В. Бондарь. - Мн.: БГЭУ, 2011. - 479 c.Воронин, А.П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / А.П. Воронин. - М.: Экономика, 2010. - 190 c.В.М. Кульков, И.М. Теняков. Макроэкономика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 376 с.Джавадова, С. Экономическая теория и практика: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие РГГУ / С. Джавадова, О. Лылова. - М.: Экономика, 2011. - 293 c.Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 c.Малахов, Р.Г. Экономическая теория / Р.Г. Малахов. - М.: Рид Групп, 2012. - 48 c.Мишкин, Ф.С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / Ф.С. Мишкин; Пер. с англ. О.К. Островская; Пер. с англ. А.А. Рыбянец. - М.: Вильямс, 2013. - 880 c.Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. – М.: Норма, 2009Оливье Бланшар, Стэнли Фишер. Лекции по макроэкономике. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. – 680 с.Слагода, В.Г. Экономическая теория.: Учебник / В.Г. Слагода. - М.: Форум, 2013. - 368 c.Стиглер Д. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т.2. Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1999.Худокормов, А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: Учебное пособие / А.Г. Худокормов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.Чернецова, Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 c.Шаститко, А.Е. Экономическая теория организаций: Учебное пособие / А.Е. Шаститко. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 303 c.Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т. Том 2: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, Изд. "КДУ", 2013. - 712 c.Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т.Том 1: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, Изд. "КДУ", 2013. - 816 c.Янбарисов, Р.Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Р.Г. Янбарисов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 624 c.

Список использованной литературы

1. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 375 c.
2. Воробьев, В.А. Экономическая теория: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Бондарь; Под ред. А.В. Бондарь. - Мн.: БГЭУ, 2011. - 479 c.
3. Воронин, А.П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / А.П. Воронин. - М.: Экономика, 2010. - 190 c.
4. В.М. Кульков, И.М. Теняков. Макроэкономика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 376 с.
5. Джавадова, С. Экономическая теория и практика: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие РГГУ / С. Джавадова, О. Лылова. - М.: Экономика, 2011. - 293 c.
6. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 c.
7. Малахов, Р.Г. Экономическая теория / Р.Г. Малахов. - М.: Рид Групп, 2012. - 48 c.
8. Мишкин, Ф.С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / Ф.С. Мишкин; Пер. с англ. О.К. Островская; Пер. с англ. А.А. Рыбянец. - М.: Вильямс, 2013. - 880 c.
9. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. – М.: Норма, 2009
10. Оливье Бланшар, Стэнли Фишер. Лекции по макроэкономике. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. – 680 с.
11. Слагода, В.Г. Экономическая теория.: Учебник / В.Г. Слагода. - М.: Форум, 2013. - 368 c.
12. Стиглер Д. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т.2. Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1999.
13. Худокормов, А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: Учебное пособие / А.Г. Худокормов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
14. Чернецова, Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 c.
15. Шаститко, А.Е. Экономическая теория организаций: Учебное пособие / А.Е. Шаститко. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 303 c.
16. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т. Том 2: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, Изд. "КДУ", 2013. - 712 c.
17. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т.Том 1: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, Изд. "КДУ", 2013. - 816 c.
18. Янбарисов, Р.Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Р.Г. Янбарисов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 624 c.

Вопрос-ответ:

Что такое совершенная конкуренция в рыночной экономике?

Совершенная конкуренция в рыночной экономике - это ситуация, в которой на рынке действует большое количество мелких продавцов и покупателей, каждый из которых не имеет возможности существенно влиять на цену товара или услуги. В этой модели конкуренция максимально свободна, и все участники рынка принимают цены, которые являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

Какие особенности имеет рынок совершенной конкуренции?

Рынок совершенной конкуренции имеет следующие особенности: большое количество продавцов и покупателей, независимость принятия решений отдельными участниками, однородность товаров или услуг, свободный вход и выход для новых фирм, полная информационная прозрачность, отсутствие контроля над рыночной ценой.

Что такое рынок чистой конкуренции?

Рынок чистой конкуренции - это подтип рынка совершенной конкуренции, где происходит полное соответствие модели совершенной конкуренции. На таком рынке присутствуют множество продавцов и покупателей, товары и услуги являются абсолютно однородными, и все участники рынка имеют полную информацию о ценах и условиях сделок.

Каково историческое развитие концепции совершенной конкуренции?

Историческое развитие концепции совершенной конкуренции проходило через работы таких авторов, как Дж. Стиглер и Ф. Хайек. Дж. Стиглер подчеркивал историческую природу конкуренции и рассматривал роль государственных интересов в формировании конкурентной среды. Ф. Хайек подчеркивал важность индивидуальной свободы и индивидуализма в экономической организации общества.

Каковы основные исторические аспекты возникновения и утончения концепции совершенной конкуренции?

Основные исторические аспекты возникновения и утончения концепции совершенной конкуренции заключаются в понимании роли государственного вмешательства, изменениях в экономических и политических условиях, развитии технологий и транспорта, а также в смене приоритетов экономической политики в разных странах.

Что такое совершенная конкуренция в рыночной экономике?

Совершенная конкуренция - это форма рыночной структуры, в которой множество независимых продавцов и покупателей обмениваются однородными товарами на небольшом рынке, где никакой участник не имеет достаточной власти, чтобы односторонне влиять на цены или условия сделок.

Каковы основные характеристики рынка совершенной конкуренции?

Рынок совершенной конкуренции характеризуется большим количеством небольших продавцов и покупателей, отсутствием преград для входа на рынок и выхода из него, однородностью товаров, а также полной информацией о ценах и продуктах.

Какие особенности имеет рынок чистой конкуренции?

На рынке чистой конкуренции много небольших фирм, которые производят и продают однородные товары, нет преград для выхода и входа на рынок, каждый продавец и покупатель является ценовым наблюдателем, не имеет возможности накопить рыночную власть и влиять на цены. Также предполагается полная информация о товаре и ценах.

Как развивалась концепция совершенной конкуренции в истории?

Концепция совершенной конкуренции претерпела изменения в истории экономической мысли. Первоначально считалось, что рынок совершенной конкуренции - это идеальная форма рыночной структуры. Однако Дж. Стиглер развил идею о том, что совершенная конкуренция - это не всегда оптимальная форма организации рынка. Он указал на ряд проблем, связанных с несовершенствами такого рынка.

Что предлагает Ф. Хайек в своей работе "Индивидуализм и экономический порядок"?

Ф. Хайек в своей работе выделяет роль индивидуализма в экономическом порядке и подчеркивает важность свободного рынка и конкуренции в создании процветания. Он считает, что государственное вмешательство в экономику ограничивает свободу и мешает развитию рыночных механизмов.