Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Символический язык бессознательного

  • 43 страницы
  • 42 источника
  • Добавлена 10.02.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
1.1.1 Взгляды Зигмунда Фрейда
1.1.2 Взгляды Карла Юнга
1.1.3 Взгляды Эриха Фромма
1.1.4 Взгляды современных исследователей
1.2 СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Комплекс переживаний, связанный с чувством вины перед ребенком, партнером, другими, самой собой, выстраивается, по-видимому, на основе вытесненной агрессивности в отношении плода, которая реализовалась в аборте. Агрессия, направленная на зачатый плод, соотносится с мазохистскими установками женщины и направляется на себя. Результатом этой аутоагрессии является депрессивность после аборта.
Глубинное психологическое рассмотрение проблемы аборта может способствовать правильному построению работы по психологическому сопровождению женщины, пережившей аборт: выбор подходящего для данной пациентки метода (хирургический, медикаментозный), актуализация защитных механизмов, компенсирующих психологические потери.
Миф о первобытной орде
Психоаналитический взгляд на историю развития человечества, начиная с его первобытного состояния, впервые был дан 3.Фрейдом в работе "Тотем и табу" (1913), где он детально анализирует процесс становления и эволюции психической жизни примитивного человека. Его последняя работа "Моисей и единобожие" (1939) также возвращается к этим положениям. Объяснения типичных явлений, характерных для первобытного общества, таких как определенных механизмов функционирования психики примитивного человека, процессов образования первобытных запретов - табу и др., выводились автором на основе материала, полученного при анализе детских неврозов. Возникающие у детей неврозы чаще выражаются в виде определенных страхов - фобий, нередко проявляющихся в изначальном страхе какого-либо животного. При этом, как отметил Фрейд, в этом страхе наличиствует не только сам страх и попытка избежать контакта с пугающим объектом, по и определенный интерес и даже влечение к нему. Эти амбивалентные чувства к животному являются ни чем иным, как бессознатель-ным замещением в психике ребенка тех скрытых амбивалентных чувств, которые ребенок описывает к родителям в рамках описанного Эдипова комплекса. Это бессознательное замещение призвано скрыть истинные причины детского страха от осознания. В рассуждениях Фрейда о первобытной орде присутствует аналогия между первобытным человеком и ребенком, который как бы повторяет в предельно убыстренном и замаскированном виде основные этапы развития человека в филогенезе.
Фрейдовская картина первобытной ярды выглядит следующим образом: на заре своей истории примитивный человек жил в орде, где безраздельно главенствовал вожак. Этот сильный самец, обладая любой из приглянувшихся ему самок был по сути отцом всех молодых членов орды. Его силе и воле беспрекословно подчинялись все сыновья. Если подросшие сыновья пытались предъявить права на обладание какой-либо самкой, они жестоко карались отцом, либо изгонялись из орды. Отец отстаивал монопольное право на самок, пользуясь своим авторитетом и физической силон. Естественно, такое противостояние не могло продолжаться долго. Однажды обиженные сыновья объединились в одном порыве и убили отца. В связи с тем, что описываемый эпизод происходил в период каннибализма, они же съели убитого отца. На этом первый этап первобытной орды закончился. Но, совершив описанное, находились по отношению к отцу под властью амбивалентных чувств: ненависть - восхищение. Эта амбивалентность отмечается повсеместно у детей и невротиков.
Удовлетворив чувство ненависти убийством отца, они остались наедине со вторым компонентом - любовью и восхищением к нему же. Это вызвало возникновение мучительных чувств вины и раскаяния. Для снижения насыщенности этих чувств образ отца был запечатлен в виде тотема, священного символа. Убийство отца (родителей) стало недопустимо и предельно аморально. Это же чувство вины за содеянное привело к отказу от желанных самок, большинство которых были единокровными сестрами этих самцов, что далее побудило создать запрет на инцест (кровосмесительные контакты). Так возникли основные табу (запреты) этого периода истории человечества. Именно с этого момента по Фрейду, начинается собственно культура общества. "Общество покоится теперь на соучастии в совместно совершенном преступлении, религия - на сознании вины и раскаивания, нравственность - отчасти на потребностях этого общества, отчасти на раскаянии, требуемом сознанием вины".
Фактически вся современная культура, согласно взглядам психоаналитиков, зиждется на чувстве вины за когда-то содеянное. Это же чувство входит составной частью и в Эдипов комплекс. В силу вечного конфликта внутрипсихических образований личности культура и цивилизация постоянно находятся под угрозой разрушения и уничтожения.
Вечной проблемой человечества Фрейд представлял установление целесообразного соотношения, определенного равновесия между глубинными бессознательными влечениями индивида и моральными требованиями культуры, цивилизованного общества.
Психогидравлическая модель общества
В рамках психоанализа любое общество имеет два варианта развития, в зависимости от репрессивного (подавляющего) отношения общественной морали к сексуальности индивида, или пермиссивного (разрешающего) отношения.
В первом случае общество с помощью всех социальных механизмов воспитывает человека в ханжески-ограничивающей атмосфере по отношению к проявлениям сексуальности. Человек в таком обществе глубинно несчастней, невротичен, т.к. постоянно блокирует массу своих потребностей, внутренних импульсов. Общество же имеет много шансов на прогрессивное развитие, т.к. масса неотработанной сесуальной энергии индивида постоянно переключается (сублимируется) на общественно полезные виды деятельности: наука, производство, искусство, бизнес и т.п.
Второй вариант зеркально отражает описанное. Благодаря разрешительным по отношению к человеческой сексуальности установкам общества, индивид в этом случае счастлив, раскован, лишен невротического напряжения. Само же общество обречено на застой, т.к. механизм сублимации не выражен, энергии на развитие необходимых для развития общественно-не-обходимых сфер деятельности фактически нет.
Психоанализ никогда не выдвигал ни единого постулата в защиту раскрепощения общественно вредных тенденций личности; напротив, он всегда призывал к осознанию глубинных механизмов бессознательного, к сознательному овладению влечениями человека, разоблачая всевозможные мифы и иллюзии, будь то политические, религиозные или психологические.
Достоевский: страх кастрации и негативный Эдипов комплекс. Творчество как отреагирование пассивной установки к отцу.
Целое направление рассматривает творчество писателя через призму его сознания. Опираясь на традиции психологической школы рубежа XIX и XX в., они объясняют поведение Ив. Карамазова психологическими комплексами самого автора, игрой воображения невротического сознания.
По их мнению, Достоевский страдал Эдиповым комплексом, который движет всем творчеством писателя. Иван бунтует прежде всего, по их мнению, против собственного отца. Эта точка зрения реализуется в работах З. Фрейда, И.Нейфельда.
Фрейд отмечал способность Достоевского обрисовывать тайный подсознательные процессы в человеке, причем, как он замечает, Достоевский сам страдал одним из патологических комплексов Эдипа, что и позволило писателю ярко изобразить все потаенные человеческие мысли. Но, как мы полагаем, рассматривать творчество гениального художника с точки зрения его невралгических патологий неверно и ненаучно, исходя только из его комплекса, нельзя делать выводы о целом творчестве. Нам же важно здесь использовать истолкование Фрейдом термина Бессознательное представление, по Фрейду, это такое представление, которого мы не замечаем, но присутствие которого должны признать на основании посторонних признаков и доказательств. То, что Фрейду открыл, как психолог, Достоевский открыл за полстолетия до, как художник. И поэтому он с присущим ему мастерством использовал свои открытия и предчувствия в художественных образах. И мучения Ивана в этом ракурсе для читателя представляются как мучения обычного человека, хотя и с неординарным мышлением, поэтому читатель и воспринимает Ивана как страдающего героя и сострадают ему, видя все душевные процессы, разворачивающиеся перед ним.
Художественное творчество и невроз. Понятие катарсиса.
Аристотель говорил о том, что надо слагать миф так, чтобы всякий, слышащий о происходящих событиях, содрогался и чувствовал сострадание вследствие изображаемых в пьесе происшествий. Через сострадание и страх происходит очищение страстей. Античные традиции понимания катарсиса на основе работ Платона, Пифагора и Квинтилиана, которые связывали катарсис с эстетическими переживаниями человека. В космологически-эстетическом подходе Платона и космологически-этическом подходе Аристотеля отводится колоссальная роль духовным возможностям и способностям личности, а также космологической ответственности человека за сохранение этических ценностей.
Оригинальное понимание проблемы А.Ф. Лосевым. Он считает, что к понятию “катарсис” не подходит ни одна из психологических, нормативных или эстетических характеристик. К сущности трагического очищения, если иметь в виду учение Аристотеля о блаженном самодовлении ума, относится специфическая связь ума с материей. Лосев говорит о следующем. С точки зрения философии Аристотеля весь мир представляет собою трагическое целое. В нем и блаженство самосозерцающего и вращающегося в себе Ума; в нем и распад этого умного перводвижения, через разные небесные сферы, вплоть до Земли, где под Луной уже, главным образом, царство необходимости и где мы находим как неправильности в движении тел, так и отсутствие ровного и спокойно-радостного сияния умных сущностей и сил в звездах. В мире вечно творится преступление, вечно искупается и преодолевается вина; и вечно сияет катартически-просветленная, блаженная перво-энергия всеобщей умной Сущности. Поэтому трагедия человека есть частный и, быть может, наиболее показательный случай общего мирового трагизма. Очищение становится возможным потому, что были ужасающие факты, и наступило освобождение от них. Ум, очистившись от них, стал самим собою, утвердивши себя как чисто умную действительность. Также очищение есть оценка процесса возвращения отпавших частей бытия к первозданной чистоте, процесса (или результата) восстановления и оправдания поруганного и обесчещенного.
Можно предположить, что теория “умного блаженства” А.Ф. Лосева, где он проанализировал практически все философские труды Аристотеля, является наиболее верным вариантом решения проблемы понимания катарсиса.
Феномен катарсиса рассматривается в интерпретации других философов (также литераторов и психологов) пост-аристотелевского времени. Начиная с аристотелевского и материалистического учений и заканчивая теорией Лосева, учение о катарсисе претерпело многочисленные метаморфозы: феномен рассматривался и как облегчение, и как психическая разрядка, и как моральное удовлетворение. Можно выделить следующие функции, приписываемые катарсису:
функция очищения страстей
облегчения души
удовлетворения
удовольствия
психической разгрузки
примирения страстей
понимания и др.
Существуют возможности практического применения феномена катарсиса (на основе работ З. Фрейда, Ролло Мэя, А. Маслоу, Я. Морено, Р. Ошо) в психотерапии, в таком терапевтическом приеме, как психодрама, в психологическом консультировании и в трансовой методике. Если в исповеди или ролевой игре содержатся лишь элементы катарсиса, то медитация, как и трансформация сознания, невозможна без катарсиса. Можно сказать, что становится отчетливо видна важная роль этого феномена в развитии практической психологии.
Очищение связано с работой воображения и созданием иллюзии. В психоанализе оно интерпретируется как удовольствие, испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, передающихся от эмоций другого человека, и как удовольствие от ощущения части своего прошлого “Я”, которая принимает облик “Я” другого человека, обеспечивая безопасность.
З. Фрейд воспринял методы гипноза и катарсиса, которые М. Брейер использовал в лечебных целях. Нельзя, рассматривая фрейдизм, не оценить в нем положение о катарсисе - в общих чертах сохранившееся еще со времени первого исследования истерии. Излечение от истерии по Фрейду является результатом явления вытесненного желания в сознании больного, таким образом, катарсис вызывается знанием причин болезненного состояния. Идеал психоанализа - знание, которое врачует душу- это ли не идеал всей европейской культуры - от греческой древности до наших дней. Фрейд впервые соприкоснулся с методом катарсиса, лечебной беседы, который впоследствии сыграл столь значительную роль в его собственных исследованиях. Однако со временем применение гипноза вызывало у него все большую и большую неудовлетворенность. Хотя это и приносило очевидные результаты, ослабляя или даже вовсе снимая симптомы расстройств, все же не удавалось добиться устойчивого лечебного эффекта в долговременном плане. Многие пациенты обращались с повторными и новыми жалобами. Кроме того, как обнаружил Фрейд, некоторые невротические пациенты поддаются гипнозу с трудом или не поддаются ему вовсе. Поэтому в скором времени он прекратил практику гипноза, но продолжал использовать катарсис в качестве метода лечения и разработал новую психологическую технику - метод свободных ассоциаций (свободные ассоциации - психологическая техника, при которой пациент говорит все (первое), что ему приходит в голову).
Ролло Мэй, описывая практические шаги в психологическом консультировании, говорит о том, что исповедь содержит элемент катарсиса. Уже сама возможность выговориться перед объективным и понимающим консультантом оказывает оздоровляющий эффект на психику клиента. Он избавляется от некоторых “тормозов”, исповедь высвобождает мыслительный поток из подсознания в сознание и словно промывает соединяющий их канал; она помогает клиенту увидеть свои проблемы в ясном свете объективной реальности. Нельзя ожидать таких же результатов, излив душу первому встречному. Катарсис в исповеди во многом зависит от консультанта, который устанавливает с клиентом эмпатическую связь.
Согласно концепции самоактуализации А. Маслоу, катарсис - это составляющая “пик-переживания”. “Пик-переживания” (peak-experiences) - это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого индивидуума. Маслоу отмечает, что “пик-переживания” часто вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. Прекрасный закат или особенно впечатлившая музыкальная пьеса - примеры “пик-переживания”. “Пик-переживание” может быть понимаемо как полнота действия или как завершение гештальта в терминах гештальт-психологии. По Маслоу, “пик-переживания” вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями. По-видимому, всякий опыт реального совершенства может вызвать “пик-переживание”. Жизнь большинства людей наполнена длительными периодами сравнительной невнимательности, недостаточной вовлеченности, даже скуки. В противоположность этому “пик-переживания” в наиболее широком смысле слова - это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним.
Наиболее значительные “пик-переживания” сравнительно редки. Поэты описывали их как моменты экстаза, люди религии - как глубокие мистические переживания. По Маслоу, высшие “инки” характеризуются “чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга и трепета, потерей ощущения пространства и времени”.
Л.С. Выготский был склонен рассматривать катарсис как чисто эстетическую реакцию. Он полагал, что во всяком художественном произведении “нужно различать эмоции, вызываемые материалом, и эмоции, вызываемые формой”. Художник, продолжал Выготский, всегда формой преодолевает свое содержание, и, таким образом, возникает “аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании находит свое уничтожение”.
Рассуждения Выготского обнаруживают любопытное сходство не только с размышлениями Ницше о взаимодействии в греческой трагедии аполлонического и дионисического начал, но и содержанием эллинского символа “лука и лиры”, обязанного своим происхождением Гераклиту из Эфеса, заявившему однажды: “...враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры”. Комментируя изречение мудреца, Б.П. Вышеславцев писал: “Только при полном раскрытии противоположных сил, при напряженности сопротивления может прозвучать гармония. Гармония есть нечто новое, никогда раньше не существовавшее, проявившееся вдруг там, где раньше был спор, уничтожение и взаимное вытеснение. (...) Лук есть система противоборствующих сил и чем сильнее напряжение отталкивающих полюсов, тем лучше лук. Уменьшить или уничтожить сопротивление обоих концов лука - значит уничтожить самый лук. Но тетива лука может превратиться в струну лиры. Лира построена на том же принципе, как и лук: она есть многострунный лук, можно сказать, преображенный или “сублимированный” лук. Здесь мы может наглядно созерцать и слышать как из противоборства возникает прекраснейшая гармония”. В качестве символа гармонии лира стала у эллинов атрибутом Аполлона, ибо оформление бытия и всего космоса по законам Аполлона мыслилось как мировая симфония.

Заключение
Без преувеличения можно заключить, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, занимавшийся проблемами бессознательного, во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития. Хотя не все аспекты теории Фрейда имеют научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии.
Исследуя бессознательное в психике человека и создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. Его заслугой считается разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных уровней.
Фрейд надеялся объяснять проблемы бессознательного с позиций механистически-натуралистического мышления своего времени. Он полагал, что те эмоции, которые не являются очевидным выражением инстинкта самосохранения или сексуального инстинкта (или как он сформулировал позднее, инстинкта Эроса и инстинкта Смерти), тем не менее, являются только более скрытыми и сложными проявлениями этих инстинктивно-биологических проявлений.
Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он считается философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.

Список литературы
Адлер А. "Практика и теория индивидуальной психологии." М,1993г.
Афасижев М.. "Фрейдизм и буржуазное искусство." М,аука,1971
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1.: пер. с франц. - М.: Мир, 1992.
Зейгарник Б.В. "Теории личности в зарубежной психологии." М,МГУ,1982
История зарубежной психологии. Тексты. М, МГУ,2000
Калинин С.И."Архетип - попытка реанимации."/"Вестник Псковского Вольного университета.", 1, 1994г.
Лейбин В.М. "Психоанализ и бессознательное: уточнение понятий."/ ПЖ, 3, 1989г. с.
Лейбин В.М. "Фрейд, психоанализ, современная западная психология." М,ПИ,1990
Луков Вал. А., Луков Вл. А. Зигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия – М.: Флинта, 1999г.
Мелетинский Е.М."Аналитическая психология и проблема происхождения архетипическия сюжетов."/ ВФ,10,1991г. с.41
Налчаджян A.A., Личность в сновидениях. Ереван, 2000
Налчаджян А.А., Личность, групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 2001
раткий психологический словарь. Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко. М., 2005
Рощин С.К. "Классовая направленность буржуазной патопсихологии личности. Фрейдизм и неофрейдизм."/ ВП, 6, 1974г. с.36-49
Руткевич А.М. "Классический психоанализ и неофрейдизм."/ в кн."Буржуазная философия 20 в." М, 2004 с.
Руткевич А.М. "От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа." М, ПИ, 2005
Руткевич А.М. "Анатомия деструктивности Э.Фромма."/ ВФ,9,2001г. с.161
Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. "Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса." Воронеж, 2003
Урсано Р.,Зонненберг С., Лазар С. "Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство." М, 2002
Уэллс Г. "Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму." М,Прогресс,1998
Филиппов Л.И. "Структурализм и фрейдизм."/ ВФ, 6, 1975г.
Философская энцилкопедия, М.,2005
Философский энциклопедический словарь, М.,2003
Франц Александр, Шелтон Селесник «Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней», М., Издательство Агентства «Яхтсмен», 1995г.
Фрейд А. "Психология "Я" и защитные механизмы." М, 1993
Фрейд З. "Введение в психоанализ: лекции." М, Наука,1989
Фрейд З. "О клиническом психоанализе." М, Медицина, 1991
Фрейд З. "Психология бессознательного." М, Просвещение,1989
Фрейд З. "Я и Оно." т.1-2 Тбилиси, Мерани, 1991
Фрейд З. «Очерки по психологи сексуальности» / Пер. с нем.; — Мн.: ООО «Попурри», 1997.
Фрейд З. «Психоаналитические этюды» /Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т. Кондрашенко; — Мн.: ООО «Попурри», 1997.
Фрейд З. «Толкование сновидений» / Пер. с нем.; — Мн.: ООО «Попурри», 1997.
Фромм Э. Человек для самого себя /пер. Жуковой Е.А. //Психоанализ и этика — М.: Республика, 1993.
Хорни К. "Женская психология." СПб,1993
Хорни К. "Невротическая личность нашего времени." М,1993
Черненко В.А. "Реакционная сущность учения Фрейда о религии." Л,2002
Шерток Л., Стенгерс И. "Гипноз - удар по нарциссизму."/ВФ, 4, 2001 с.76
Шерток Л.,Соссюр Р. "Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда." М, Прогресс, 2001г.
Шибутани Т., Социальная психология. Ростов-на-Дону, 2004
Юнг К.Г. "Психологические типы." М,1992
Ярошевский М.Г. "История психологии." М,2005
Ярошевский М.Г. "Психология в 20 столетии." М, 2001












6

Список литературы
1.Адлер А. "Практика и теория индивидуальной психологии." М,1993г.
2.Афасижев М.. "Фрейдизм и буржуазное искусство." М,аука,1971
3.Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1.: пер. с франц. - М.: Мир, 1992.
4.Зейгарник Б.В. "Теории личности в зарубежной психологии." М,МГУ,1982
5.История зарубежной психологии. Тексты. М, МГУ,2000
6.Калинин С.И."Архетип - попытка реанимации."/"Вестник Псковского Вольного университета.", 1, 1994г.
7.Лейбин В.М. "Психоанализ и бессознательное: уточнение поня-тий."/ ПЖ, 3, 1989г. с.
8.Лейбин В.М. "Фрейд, психоанализ, современная западная психоло-гия." М,ПИ,1990
9.Луков Вал. А., Луков Вл. А. Зигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия – М.: Флинта, 1999г.
10.Мелетинский Е.М."Аналитическая психология и проблема проис-хождения архетипическия сюжетов."/ ВФ,10,1991г. с.41
11.Налчаджян A.A., Личность в сновидениях. Ереван, 2000
12.Налчаджян А.А., Личность, групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 2001
13.раткий психологический словарь. Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко. М., 2005
14.Рощин С.К. "Классовая направленность буржуазной патопсихологии личности. Фрейдизм и неофрейдизм."/ ВП, 6, 1974г. с.36-49
15.Руткевич А.М. "Классический психоанализ и неофрейдизм."/ в кн."Буржуазная философия 20 в." М, 2004 с.
16.Руткевич А.М. "От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзи-стенциального психоанализа." М, ПИ, 2005
17.Руткевич А.М. "Анатомия деструктивности Э.Фромма."/ ВФ,9,2001г. с.161
18.Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. "Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса." Воронеж, 2003
19.Урсано Р.,Зонненберг С., Лазар С. "Психодинамическая психотера-пия. Краткое руководство." М, 2002
20.Уэллс Г. "Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму." М,Прогресс,1998
21.Филиппов Л.И. "Структурализм и фрейдизм."/ ВФ, 6, 1975г.
22.Философская энцилкопедия, М.,2005
23.Философский энциклопедический словарь, М.,2003
24.Франц Александр, Шелтон Селесник «Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней», М., Издательство Агент-ства «Яхтсмен», 1995г.
25.Фрейд А. "Психология "Я" и защитные механизмы." М, 1993
26.Фрейд З. "Введение в психоанализ: лекции." М, Наука,1989
27.Фрейд З. "О клиническом психоанализе." М, Медицина, 1991
28.Фрейд З. "Психология бессознательного." М, Просвещение,1989
29.Фрейд З. "Я и Оно." т.1-2 Тбилиси, Мерани, 1991
30.Фрейд З. «Очерки по психологи сексуальности» / Пер. с нем.; — Мн.: ООО «Попурри», 1997.
31.Фрейд З. «Психоаналитические этюды» /Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т. Кондрашенко; — Мн.: ООО «По-пурри», 1997.
32.Фрейд З. «Толкование сновидений» / Пер. с нем.; — Мн.: ООО «По-пурри», 1997.
33.Фромм Э. Человек для самого себя /пер. Жуковой Е.А. //Психоанализ и этика — М.: Республика, 1993.
34.Хорни К. "Женская психология." СПб,1993
35.Хорни К. "Невротическая личность нашего времени." М,1993
36.Черненко В.А. "Реакционная сущность учения Фрейда о религии." Л,2002
37.Шерток Л., Стенгерс И. "Гипноз - удар по нарциссизму."/ВФ, 4, 2001 с.76
38.Шерток Л.,Соссюр Р. "Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда." М, Прогресс, 2001г.
39.Шибутани Т., Социальная психология. Ростов-на-Дону, 2004
40.Юнг К.Г. "Психологические типы." М,1992
41.Ярошевский М.Г. "История психологии." М,2005
42.Ярошевский М.Г. "Психология в 20 столетии." М, 2001

Трансценденталии бессознательного и современный дискурс

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И СОВРЕМЕННЫЙ ДИСКУРС

Классические мыслительные навыки, берущие свое происхождение с декартовского метода, утратили былую непоколебимость, особенно после выхода методологических работ К. Поппера и Т. Куна.

Многие способы рационализации и понимания, считал, до этого безупречный, стал предметом спора. Парадигма, дисциплинарная матрица, подвержена устареванию, и ее изменение приводит к установлению новых демаркационной линии между рациональной и нерациональной формы познания.

Рационализм, превратился в метадискурс во второй половине XX века, стало не только просто, но и игнорировать многие компоненты человеческого существования, способствовуя, таким образом, упрощения и механизации человеческой экзистенции. В частности, рационализм как метадискурс оказался совершенно несостоятельным сформировать способы и средства освоения этической, эстетической и религиозной реальностей. В подавляющем большинстве своих оценок рационально метадискурс или интерпретирует их схематично, либо объявляет несуществующими.

Приоритеты способов оправдать продиктовано, в первую очередь, в существующие парадигмы мышления и приняты дискурсом, то есть тип мышления. (В данном случае парадигма понимается не как массив, дисциплинарной, а также эпохальный стиль мышления). Инструментом реализации как речи, так и целостной парадигмы четко определенных направлениях мышления - наррации. Сама наррация является жизнеспособным только в том случае, когда она напомнила эта парадигма и изменять данные дискурсом. В свою очередь, сам дискурс, определяются наррацией, произведенной на них, и задающей тон всему дискурсу.

Всеобъемлющей структуры парадигмы представляется в виде четырех основных систем ценностей: эстетической, религиозной, этической и научной. Они всегда представлены в парадигме, но степень их присутствие и тем более значение их различны. Как правило, один из этих четырех систем ценностей, во главе парадигмы. Иными словами, система с доминирующей образуют несколько типов мышления - речи, определяя из них метадискурс, а из нее - метанаррацию. Другие системы ценностей может существовать только в форме наррации в рамках этой речи.

Кроме того, дискурс определяется свой собственный язык. Он предлагает, в терминологии их элиты запас слов, в которые должны быть "одеты" любые мысли в любой системе ценностей, таким образом, чтобы они были восприняты и признаны.

Узнать стоимость работы