Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Идеи сократа связанная с психологией

  • 24 страницы
  • 20 источников
  • Добавлена 22.08.2007
360 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1 О Сократе
2 Особенности психологических концепций античного периода. Идеи Сократа.
2.1 Материалистический взгляд
2.2 Роль Сократа в развитии идеалистического мировоззрения
3 Психологические аспекты философско-этической концепции Сократа
4 Метод сократической беседы
5 Психологические идеи Сократа в трудах Платона
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Преподаватель вопрошает, подвергает сомнению уже имеющиеся у коллег представления, концепты преподавания, методологию и т.д. Сам он не дает готовых ответов, но от него требуется большое искусство обнаружения «зон незнания», вовлечения своих собеседников в пространство рефлексии.

5 Психологические идеи Сократа в трудах Платона
В развернутом виде идеи Сократа были представлены в трудах его ближайшего ученика Платона.
Сократ оказал глубокое влияние на Платона, испытавшего настоящий шок после казни своего духовного учителя. Разочарованный в современных ему политических реалиях, он сохранил сократовскую веру в рациональность; Платон был убежден в возможности познания глубоких истин о мире и человеческой природе и применения этого знания на благо человеку. Сократ не оставил после себя никаких сочинений; он оказал влияние исключительно устными выступлениями. Да и сам Платон скептически высказывался о ценности книг, соглашаясь с Сократом, что живой диалог – лучший способ заставить людей думать самостоятельно и тем самым реально изменять их сознание. Вместе с тем Платон очень много писал, нередко с большим литературным мастерством; его работы – первые большие трактаты в истории философии. Они построены в форме диалогов, в которых Сократу обычно отводится ведущая роль.
Сократа называли «дедушкой философии» не столько за полученные им конкретные результаты, сколько за новаторское применение метода непредвзятого и недогматичного анализа и использование рациональной аргументации. Знаменита мысль Сократа о том, что он превосходит бездумных людей лишь знанием собственного невежества, которое у них отсутствует.
Ранние диалоги Платона (особенно Апология) показывают, что это было для Сократа не просто интеллектуальным искусством, а образом жизни, призванием, состоящим в том, чтобы заставить своих сограждан афинян задуматься о собственной жизни, убедить их, что «без такого испытания и жизнь не в жизнь для человека». С почти религиозным жаром Сократ ощущал, что призван нарушать умственную самоуспокоенность, невзирая на последствия – и совсем не удивительно, что в обстановке политической нестабильности он вызывал враждебность, что в итоге и привело его к смерти.
Многие исследователи полагают, что в ранних диалогах, таких как Апология Сократа, Критон, Евтифрон и Менон, Платон главным образом разъясняет сократовские идеи, тогда как в поздних диалогах (обычно более объемных и сухих) излагает собственные теории.
Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения (диалога), Платон под новым углом зрения оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовском внешнем диалоге. В этом случае, по мнению Платона, его сменяет диалог внутренний: «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».
Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи внешней (социальной) получил название "интериоризация" (от лат. internus - внутренний).
После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает. Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции.

Заключение
В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления, по которым шел поиск тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосмос индивидуальной человеческой души.
Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Вопрос о месте психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями (Сократ, Платон), до сих пор остается стержневым в психологической теории.
Только после того как были осмыслены производность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым - и необходимость изучать психику исходя из того, что говорят опыт и раз мышления о взаимосвязи материальных явлений, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.
Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план этой проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению, как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно - от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие большую роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная с пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.
Это направление придало особую остроту проблеме, которую следует обозначить как психогностическую (от греч. «гнозис» - знание). Под ней надо понимать широкий круг вопросов, с которыми сталкивается исследование психологических факторов, изначально связывающих субъекта с внешней по отношению к нему реальностью - природной и культурной. Эта реальность преобразуется соответственно устройству психического аппарата субъекта в воспринимаемую им в форме чувственных или умственных образов - будь то образы окружающей среды, поведения в ней личности или самой этой личности.
Все эти проблемы, так или иначе решавшиеся древними греками, образуют и поныне ядро объяснительных схем, сквозь призму которых видит свою эмпирию современный психолог (какой бы сверхсложной электроникой он ни был вооружен).
После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знала. С этих пор развитие античной философии и психологии, а также философии и психологии всех последующих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений - материализма и идеализма.
Об этом философе, ставшем на все века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других стремление к истине.

Список литературы
Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965
Боннар А. Греческая цивилизация: Пер. с франц./ А. Боннар; Редакция и предисл. Ф.А.Петровского. -М. : Искусство. -1992
Кессиди Ф. Х. Сократ : биография отдельного лица/ Ф. Х. Кессиди. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
Лосев А.Ф. История античной эстетики, том II М.: "Искусство", 1969
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, М.: Мысль, 1993
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон : монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000
Лучинин А. С. История психологии : учеб. пособие / А. С. Лучинин. - М. : Экзамен, 2005
Льюис Д. Г. Античная философия: От Фалеса до Сократа : Пер. с англ./ Д. Г. Льюис. -Минск: Галаксиас, 1997
Мыслители Греции : От мифа к логике: Антология: Пер. с древнегреч.. -М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998
Нерсесянц В.С. Сократ Москва, «Наука», 1984
Введение в психологию/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998
Платон Собрание сочинений / Платон. -М. : Греко-латинский кабинет. -2000 Т. 1 (1) : Апология Сократа/ изд. подгот. А. А. Глухов, Ю. А. Шичалин; Пер. М. С. Соловьева. - 2000
Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биогр. очерки. - М.: Республика, 1995
Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Изд-во: Издательский дом Дашков и К, 2006
Суд над Сократом : Сборник исторических свидетельств/ сост. А. В. Кургатников. - СПб.: Алетейя, 1997
М.Г.Ярошевский “История психологии”. М., 1976г
Лесли Стевенсон Десять теорий о природе человека, пер. В.В. Васильева, http://psylib.org.ua/books/stevl01/index.htm
Шохов А.С.. Структура ментального мира классической Греции,
SHohov-AS.librarus.ru/booki/shohov/1.html
Ярошевский М.Г. Воззрения на природу психического. История психологии от античности до середины ХХ века, http://gosprav.ru/yaroshevsky_histpsychology/
Ярошевский М.Г. Воззрения на природу психического. История психологии от античности до середины ХХ века
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон : монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон : монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000

Лосев А.Ф. История античной эстетики, том II М.: "Искусство", 1969













22


Список литературы
1Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965
2Боннар А. Греческая цивилизация: Пер. с франц./ А. Боннар; Редакция и предисл. Ф.А.Петровского. -М. : Искусство. -1992
3Кессиди Ф. Х. Сократ : биография отдельного лица/ Ф. Х. Кессиди. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
4Лосев А.Ф. История античной эстетики, том II М.: "Искусство", 1969
5Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, М.: Мысль, 1993
6Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон : монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000
7Лучинин А. С. История психологии : учеб. пособие / А. С. Лучинин. - М. : Экзамен, 2005
8Льюис Д. Г. Античная философия: От Фалеса до Сократа : Пер. с англ./ Д. Г. Льюис. -Минск: Галаксиас, 1997
9Мыслители Греции : От мифа к логике: Антология: Пер. с древнегреч.. -М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998
10Нерсесянц В.С. Сократ Москва, «Наука», 1984
11Введение в психологию/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.
12Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998
13Платон Собрание сочинений / Платон. -М. : Греко-латинский кабинет. -2000
Т. 1 (1) : Апология Сократа/ изд. подгот. А. А. Глухов, Ю. А. Шичалин; Пер. М. С. Соловьева. - 2000
14Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биогр. очерки. - М.: Республика, 1995
15Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Изд-во: Издательский дом Дашков и К, 2006
16Суд над Сократом : Сборник исторических свидетельств/ сост. А. В. Кургатников. - СПб.: Алетейя, 1997
17М.Г.Ярошевский “История психологии”. М., 1976г
18Лесли Стевенсон Десять теорий о природе человека, пер. В.В. Васильева, http://psylib.org.ua/books/stevl01/index.htm
19Шохов А.С.. Структура ментального мира классической Греции,
SHohov-AS.librarus.ru/booki/shohov/1.html
20Ярошевский М.Г. Воззрения на природу психического. История психологии от античности до середины ХХ века, http://gosprav.ru/yaroshevsky_histpsychology/

Опубликовано

Опубликовано

Курсы

дисциплины " История педагогики и образования

на тему:

Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит

Выполнил:

Зыбина Татьяна Андреевна

Введение

"Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены,

что судьбы империй зависят от воспитания молодежи".

Аристотель

древности воспитание, сократ, платон

Актуальность темы связана с основами фундаментальных педагогика, полученных в период античности, которые используются и в современной науке.

Эта тема разработана многими педагогами и историками, такими как Жураковский, Е., Джуринский А. Н., Корнетов, Б. и многие другие, чьи труды использованы в этом поменять работу. Основная информация была взята из книги "Очерки по истории античной педагогики", "История зарубежной педагогики" и "История образования и педагогического мышления", так как в них наиболее подробно и детально описана история становления педагогики, но также используется и другой научной литературе.

Объект исследования: философы античности - Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит и их взгляды на образование.

проблема исследования: анализ воспитательной мнения философов древних и определить их значение в современной науке.

Методы исследования: обзор и анализ трудов древнегреческих мыслителей, современной литературы, содержащей информацию на эту тему.

Эпоха античности оставила огромный след в мировой истории. Во-первых, этот период, как известно, первые прорывы в науке и искусстве. В основном, все знания вытекали из русла философии, в том числе и педагогика, но именно философское начало заложили фундамент будущей науки. Люди из древней Греции и Рима уделяли большое внимание воспитанию и обучению детей, ведь от них зависит будущее государства, власти и влияния. Эпоху античности привело к идеал человека, который отразился в музыке, скульптуре, архитектуре, театре, философии.

Знания древних греков и римлян актуальны до сих пор, таким образом, вы должны обратить должное внимание.

Как дом не начинают строить без фундамента, так и любая наука, не изучает, не прибегая к первоисточникам. Основными просветителями древности были философы, Аристотель, Сократ, Демокрит, Платон. Они считаются первыми педагогами в истории, которые не только воспитывали и учит молодое поколение, но и проанализировали этот процесс, пытался сделать его как можно более продуктивным.

Узнать стоимость работы