Идеи сократа связанная с психологией

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 2424 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 22.08.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1 О Сократе
2 Особенности психологических концепций античного периода. Идеи Сократа.
2.1 Материалистический взгляд
2.2 Роль Сократа в развитии идеалистического мировоззрения
3 Психологические аспекты философско-этической концепции Сократа
4 Метод сократической беседы
5 Психологические идеи Сократа в трудах Платона
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Преподаватель вопрошает, подвергает сомнению уже имеющиеся у коллег представления, концепты преподавания, методологию и т.д. Сам он не дает готовых ответов, но от него требуется большое искусство обнаружения «зон незнания», вовлечения своих собеседников в пространство рефлексии.

5 Психологические идеи Сократа в трудах Платона
В развернутом виде идеи Сократа были представлены в трудах его ближайшего ученика Платона.
Сократ оказал глубокое влияние на Платона, испытавшего настоящий шок после казни своего духовного учителя. Разочарованный в современных ему политических реалиях, он сохранил сократовскую веру в рациональность; Платон был убежден в возможности познания глубоких истин о мире и человеческой природе и применения этого знания на благо человеку. Сократ не оставил после себя никаких сочинений; он оказал влияние исключительно устными выступлениями. Да и сам Платон скептически высказывался о ценности книг, соглашаясь с Сократом, что живой диалог – лучший способ заставить людей думать самостоятельно и тем самым реально изменять их сознание. Вместе с тем Платон очень много писал, нередко с большим литературным мастерством; его работы – первые большие трактаты в истории философии. Они построены в форме диалогов, в которых Сократу обычно отводится ведущая роль.
Сократа называли «дедушкой философии» не столько за полученные им конкретные результаты, сколько за новаторское применение метода непредвзятого и недогматичного анализа и использование рациональной аргументации. Знаменита мысль Сократа о том, что он превосходит бездумных людей лишь знанием собственного невежества, которое у них отсутствует.
Ранние диалоги Платона (особенно Апология) показывают, что это было для Сократа не просто интеллектуальным искусством, а образом жизни, призванием, состоящим в том, чтобы заставить своих сограждан афинян задуматься о собственной жизни, убедить их, что «без такого испытания и жизнь не в жизнь для человека». С почти религиозным жаром Сократ ощущал, что призван нарушать умственную самоуспокоенность, невзирая на последствия – и совсем не удивительно, что в обстановке политической нестабильности он вызывал враждебность, что в итоге и привело его к смерти.
Многие исследователи полагают, что в ранних диалогах, таких как Апология Сократа, Критон, Евтифрон и Менон, Платон главным образом разъясняет сократовские идеи, тогда как в поздних диалогах (обычно более объемных и сухих) излагает собственные теории.
Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения (диалога), Платон под новым углом зрения оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовском внешнем диалоге. В этом случае, по мнению Платона, его сменяет диалог внутренний: «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».
Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи внешней (социальной) получил название "интериоризация" (от лат. internus - внутренний).
После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает. Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции.

Заключение
В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления, по которым шел поиск тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосмос индивидуальной человеческой души.
Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Вопрос о месте психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями (Сократ, Платон), до сих пор остается стержневым в психологической теории.
Только после того как были осмыслены производность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым - и необходимость изучать психику исходя из того, что говорят опыт и раз мышления о взаимосвязи материальных явлений, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.
Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план этой проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению, как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно - от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие большую роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная с пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.
Это направление придало особую остроту проблеме, которую следует обозначить как психогностическую (от греч. «гнозис» - знание). Под ней надо понимать широкий круг вопросов, с которыми сталкивается исследование психологических факторов, изначально связывающих субъекта с внешней по отношению к нему реальностью - природной и культурной. Эта реальность преобразуется соответственно устройству психического аппарата субъекта в воспринимаемую им в форме чувственных или умственных образов - будь то образы окружающей среды, поведения в ней личности или самой этой личности.
Все эти проблемы, так или иначе решавшиеся древними греками, образуют и поныне ядро объяснительных схем, сквозь призму которых видит свою эмпирию современный психолог (какой бы сверхсложной электроникой он ни был вооружен).
После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знала. С этих пор развитие античной философии и психологии, а также философии и психологии всех последующих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений - материализма и идеализма.
Об этом философе, ставшем на все века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других стремление к истине.

Список литературы
Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965
Боннар А. Греческая цивилизация: Пер. с франц./ А. Боннар; Редакция и предисл. Ф.А.Петровского. -М. : Искусство. -1992
Кессиди Ф. Х. Сократ : биография отдельного лица/ Ф. Х. Кессиди. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
Лосев А.Ф. История античной эстетики, том II М.: "Искусство", 1969
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, М.: Мысль, 1993
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон : монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000
Лучинин А. С. История психологии : учеб. пособие / А. С. Лучинин. - М. : Экзамен, 2005
Льюис Д. Г. Античная философия: От Фалеса до Сократа : Пер. с англ./ Д. Г. Льюис. -Минск: Галаксиас, 1997
Мыслители Греции : От мифа к логике: Антология: Пер. с древнегреч.. -М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998
Нерсесянц В.С. Сократ Москва, «Наука», 1984
Введение в психологию/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998
Платон Собрание сочинений / Платон. -М. : Греко-латинский кабинет. -2000 Т. 1 (1) : Апология Сократа/ изд. подгот. А. А. Глухов, Ю. А. Шичалин; Пер. М. С. Соловьева. - 2000
Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биогр. очерки. - М.: Республика, 1995
Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Изд-во: Издательский дом Дашков и К, 2006
Суд над Сократом : Сборник исторических свидетельств/ сост. А. В. Кургатников. - СПб.: Алетейя, 1997
М.Г.Ярошевский “История психологии”. М., 1976г
Лесли Стевенсон Десять теорий о природе человека, пер. В.В. Васильева, http://psylib.org.ua/books/stevl01/index.htm
Шохов А.С.. Структура ментального мира классической Греции,
SHohov-AS.librarus.ru/booki/shohov/1.html
Ярошевский М.Г. Воззрения на природу психического. История психологии от античности до середины ХХ века, http://gosprav.ru/yaroshevsky_histpsychology/
Ярошевский М.Г. Воззрения на природу психического. История психологии от античности до середины ХХ века
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон : монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон : монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000

Лосев А.Ф. История античной эстетики, том II М.: "Искусство", 1969













22


Список литературы
1Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965
2Боннар А. Греческая цивилизация: Пер. с франц./ А. Боннар; Редакция и предисл. Ф.А.Петровского. -М. : Искусство. -1992
3Кессиди Ф. Х. Сократ : биография отдельного лица/ Ф. Х. Кессиди. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
4Лосев А.Ф. История античной эстетики, том II М.: "Искусство", 1969
5Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, М.: Мысль, 1993
6Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон : монография/ А. Ф. Лосев. -М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000
7Лучинин А. С. История психологии : учеб. пособие / А. С. Лучинин. - М. : Экзамен, 2005
8Льюис Д. Г. Античная философия: От Фалеса до Сократа : Пер. с англ./ Д. Г. Льюис. -Минск: Галаксиас, 1997
9Мыслители Греции : От мифа к логике: Антология: Пер. с древнегреч.. -М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998
10Нерсесянц В.С. Сократ Москва, «Наука», 1984
11Введение в психологию/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.
12Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998
13Платон Собрание сочинений / Платон. -М. : Греко-латинский кабинет. -2000
Т. 1 (1) : Апология Сократа/ изд. подгот. А. А. Глухов, Ю. А. Шичалин; Пер. М. С. Соловьева. - 2000
14Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биогр. очерки. - М.: Республика, 1995
15Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Изд-во: Издательский дом Дашков и К, 2006
16Суд над Сократом : Сборник исторических свидетельств/ сост. А. В. Кургатников. - СПб.: Алетейя, 1997
17М.Г.Ярошевский “История психологии”. М., 1976г
18Лесли Стевенсон Десять теорий о природе человека, пер. В.В. Васильева, http://psylib.org.ua/books/stevl01/index.htm
19Шохов А.С.. Структура ментального мира классической Греции,
SHohov-AS.librarus.ru/booki/shohov/1.html
20Ярошевский М.Г. Воззрения на природу психического. История психологии от античности до середины ХХ века, http://gosprav.ru/yaroshevsky_histpsychology/

Вопрос-ответ:

Какие идеи связаны с психологией у Сократа?

У Сократа были такие идеи, как познание себя, забота о душе, важность мудрости и справедливости для достижения счастья.

Какие особенности были у психологических концепций античного периода?

В античном периоде были представлены материалистический и идеалистический взгляды на психологию. Сократ сыграл важную роль в развитии идеалистического мировоззрения.

Чему равносильна роль Сократа в развитии идеалистического мировоззрения?

Роль Сократа в развитии идеалистического мировоззрения равносильна роли основателя этого мировоззрения. Сократ внес существенный вклад в развитие идеи о бесплотном и бессмертном духе, который может познать истину через размышления и философские беседы.

В чем заключается психологический аспект философско-этической концепции Сократа?

Психологический аспект философско-этической концепции Сократа заключается в том, что он считал, что знание и добродетель тесно связаны и достигаются через самопознание и высшие моральные принципы.

Каким был метод сократической беседы?

Метод сократической беседы заключался в постановке вопросов, которые заставляли собеседника самостоятельно размышлять и искать правильные ответы. Сократ считал, что истинное знание находится внутри каждого человека, и его задача - помочь выявить истину через диалог.

Какие идеи связанные с психологией исповедовал Сократ?

Сократ верил, что знание и мудрость являются основными ценностями в жизни человека. Он полагал, что познание самого себя идет через размышление и внутренний диалог. Сократ считал, что душа человека бессмертна и неразрывно связана с его характером и моральными установками. Он также подчеркивал важность этики и самопознания для достижения счастья и гармонии в жизни.

Какие особенности можно выделить в психологических концепциях античного периода?

Психологические концепции античного периода отличаются материалистическим взглядом на природу человека. Они подчеркивают связь между физиологией и психологией, ставя в основу своих теорий биологические и физиологические факторы. Однако, в концепциях античного периода также присутствуют элементы идеализма, связанные с верой в бессмертие души и важность этики и морали в жизни человека.

Какова роль Сократа в развитии идеалистического мировоззрения?

Сократ сыграл важную роль в развитии идеалистического мировоззрения, поскольку он подчеркивал важность этики и морали в жизни человека. Сократ утверждал, что счастье и гармония достигаются через самопознание и размышления о добре и зле. Он предлагал метод сократической беседы, в ходе которой человек мог самостоятельно прийти к пониманию истины и мудрости.

В чем заключаются психологические аспекты философско-этической концепции Сократа?

Психологические аспекты философско-этической концепции Сократа заключаются в утверждении, что душа человека является основой его личности и характера. Сократ полагал, что душа бессмертна и неразрывно связана с моральными установками человека. Он считал, что счастье достигается через самопознание и размышления о добре и зле, а этика и мораль являются основными ценностями в жизни человека.

Какие идеи связанные с психологией разделял Сократ?

Сократ считал, что основой психологии является познание самого себя. Он утверждал, что знание о себе помогает найти счастье и гармонию в жизни. Также Сократ проповедовал идею о том, что никто не делает злоумышленно - люди поступают плохо из-за своей невежественности и недостатка знания. Он призывал к самоанализу, для того чтобы исправить свои ошибки и стать лучше.

Каким образом Сократ внес вклад в развитие идеалистического мировоззрения?

Сократ сделал большой вклад в развитие идеалистического мировоззрения путем своего философского подхода. Он утверждал, что истинное знание достигается не через наблюдение внешнего мира, а через размышление и рассуждение о понятиях и идеях. Сократ формулировал понятие "противоположность" и выдвигал гипотезы о противоположных идеях, которые являются основой истины. Таким образом, Сократ сделал шаг вперед в развитии идеалистического взгляда на мир, подготовив путь для следующих философов, таких как Платон.

Какое место занимает метод сократической беседы в психологии Сократа?

Метод сократической беседы, который использовал Сократ, играл важную роль в его психологической концепции. Суть этого метода заключается в задавании вопросов и провокационном диалоге, чтобы привести человека к осознанию своего невежества и ошибок в мышлении. Таким образом, Сократ верил в то, что путем собственной рефлексии и анализа мы можем обнаружить истину, что поможет нам стать лучше и счастливее.