Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Содержание обучения и формирования индивидуальности человека

  • 22 страницы
  • 21 источник
  • Добавлена 20.08.2007
360 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Содержание обучения
1.1 Понятие обучения
1.2 Содержание обучения
1.3 Обучение и развитие.
2. Формирование индивидуальности человека.
2.1 Понятие индивидуальности.
2.2 Формирование индивидуальности в процессе обучения.
Заключение.
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Индивидуальная психика включает традиционные психологические образования, являющиеся интегральными системными качествами: темперамент, интеллект, характер; причем в двух последних образованиях выделяется формальный аспект, связанный с биологическими компонентами, и содержательный аспект, выступающих через предметно-смысловые психологические структуры.
Формальные свойства разбиваются на 2 класса:
- формально-динамические (силовые и энергетические);
- формально-программные (стратегия поведения).
2.2 Формирование индивидуальности в процессе обучения
Успешное функционирование и развитие общества предполагает наличие определенного уровня разнообразия его членов, потому что существование ярко выраженных индивидуальностей представляет собой действительное богатство всякого общества и его культуры. Поэтому индивидуальное своеобразие людей — это закон социального развития.
Общество требует известной унификации индивидов, например, профессиональной, и одновременно не может существовать без сохранения и развития индивидуальных особенностей людей. В этом и заключается взаимодействие обучения и индивидуальности: образовательный процесс должен с одной стороны унифицировать человека, а с другой стороны формировать в нем индивидуальность, потому что индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения, что крайне необходимо и важно в образовательном процессе в частности и в жизни вообще.
Мы упоминали в предыдущем разделе, что образующим фактором индивидуальности, характеризующейся самыми различными чертами, является самобытность конкретного индивида, его способность быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках природного, социального, культурного целого. Все это непосредственно связано с обучением. Ведь индивидуальность состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее. А в этом и есть смысл учебного процесса, его содержание.
Все люди живут в обществе, но каждый при этом живет своей индивидуальной жизнью, т.е. обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия», что и позволяет ему активно, творчески проявлять себя в окружающем мире. Мы знаем, что на данный момент один из содержательных моментов учебного процесса изменился, и на место стереотипного мышления вышло индивидуальное: В процессе обучения приветствуется индивидуальность, в ряде случаев которая проявляется в отстаивании своей точки зрения.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Например, ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. Но ребенок просто хотел посмотреть, как она устроена. Если процесс обучения прервать на этом, запретив ломать игрушки, то он может остановиться, а соответственно ребенок не научится поступать по-своему. Следствием этого будет тот факт, что не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Таким образом, можно отметить, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству. А это можно проинтерпретировать следующим образом: чем больше способность человека к обучению, тем больше у него шансов стать индивидуальностью.
Многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим - зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.
Поэтому на данный момент основным направлением развития современной школы является ее гуманизация. Одним из путей внедрения гуманистической парадигмы является личностно-ориентированный подход, который меняет взгляд на место и роль учителя и ученика в педагогическом процессе. Цель такого подхода – развитие творческой индивидуальности личности ученика и учителя. Для достижения этой цели в образовательной реальности используется различные модели: гуманитарно-аксиологический подход, педагогика ненасилия, личностно-ориентированное образование, педагогика свободы и педагогической поддержки и др. В самих названиях этих образовательных моделей отражены те особые стороны гуманистического подхода, которые являются доминирующими. Каждый из этих моделей находит свое собственное содержание, методы, средства развития, обучения и воспитания. Но единым для них является позиция учителя, центрированная на ребенка. Учитель становится не просто передатчиком знаний и неких требований государства к ученику, а связующим звеном во всей системе развития ребенка.

Заключение
Итак, мы рассмотрели взаимосвязь обучения и развития индивидуальности человека.
Выявляя сущность процесса обучения, мы установили, что специфика обучения прослеживается при его сопоставлении с другими педагогическими процессами. Основные отличия обучения заключаются в его особом вкладе в реализацию образовательной функции целостного педагогического процесса.

Как было уже показано, в становлении человека решающую роль играет процесс усвоения социального опыта. Обучение - один из видов такого усвоения. Любой вид обучения направлен на изменение человека, на повышение его возможностей, т.е. на его развитие, а умело смоделированное содержание современного образования способствует повышению эффективности учебного процесса, который в свою очередь разрабатывается в рамках лчностно-деятельностного подхода, господствующего в современной науке, целью которого является формирование творческой, индивидуальной личности.
Поэтому в условиях, когда современное общество вовлекает человека в круговорот самых разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни, — защита и развитие его самобытности и уникальности есть один из насущных вопросов нашего времени. А современные тенденции омассовления и нивелирования личности ставят вопрос о самом праве человека на индивидуальную жизнь, о перспективах его индивидуального бытия.

Список литературы
1. Колесникова Т.Г. Межпредметная координация как основа оптимизации содержания обучения http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/kolesnikova.html
2. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр и доп. Т- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер Ком, 1998
4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – Спб.: Питер Ком, 1998
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. —М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
6. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
7. Серебренников Л.Н. Содержание профильного обучения школьников
http://www.yspu.yar.ru/vestnik/uchenue_praktikam/22_5
8. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. – М: Педагогика - 1989.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960.
10. Степанова М.А. Психология образования: Психолого-педагогическое взаимодействие http://www.voppsy.ru/034076.htm
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
12. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., Прометей, 1981.
13. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.
14. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - N 11. - С. 10-17.
15. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
16. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
17. Фролов И. Т. «Введение в философию» - М.: Республика, 2004 г.
18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
19. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. К.: «Рута», 2001
20. Ярошевский. М.Г., Анцыферова Л.Н. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974.
21. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности//Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука 1974 г.
Ярошевский. М.Г., Анцыферова Л.Н. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. стр 233

Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология:
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология:
Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности//Теоретические проблемы психологии личности. Стр 26
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2 стр 102
Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология:
Выготский Л.С. Педагогическая психология, стр. 231
Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.












21


Список литературы
1. Колесникова Т.Г. Межпредметная координация как основа оптимизации содержания обучения http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/kolesnikova.html
2. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр и доп. Т- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер Ком, 1998
4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – Спб.: Питер Ком, 1998
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. —М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
6. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
7. Серебренников Л.Н. Содержание профильного обучения школьников
http://www.yspu.yar.ru/vestnik/uchenue_praktikam/22_5
8. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. – М: Педагогика - 1989.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960.
10. Степанова М.А. Психология образования: Психолого-педагогическое взаимодействие http://www.voppsy.ru/034076.htm
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
12. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., Прометей, 1981.
13. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.
14. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - N 11. - С. 10-17.
15. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
16. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
17. Фролов И. Т. «Введение в философию» - М.: Республика, 2004 г.
18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
19. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. К.: «Рута», 2001
20. Ярошевский. М.Г., Анцыферова Л.Н. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974.
21. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности//Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный экономический университет"

Центр дистанционного образования

Контроль работы

по дисциплине: "Педагогика"

тема: "Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к обучению, принципы обучения"

Исполнитель: студент(ка)

Направление Экономика труда

Профиль

Группа ЭТР-11 CT

Ф. И. О. Майер I. V.

Краснотурьинск

2013

Содержание

Введение

1. Сущность процесса обучения

2. Закономерности процесса обучения

3. Принципы процесса обучения

Вывод

библиография

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Качественное своеобразие обучения устанавливается на его связь с образованием, формирование и развитие.

В различных видах обучения его воспитательно-образовательно-воспитательного компонента представлена не так, но педагог, менеджер знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

1. Сущность процесса обучения

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивает взаимодействие между преподавателем и студентом. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть, вождения и направляющая деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда является организатором их познавательной деятельности. В ее функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и подготовку рабочей силы ([2], стр. 203 - 204).

Узнать стоимость работы