Предвидение результата при принятии решения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психологическое консультирование
  • 6868 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 20.08.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Психологические аспекты принятия решения
Уровни и этапы принятия решения
Психологический механизм принятия решения
Достижение целей и предвидение. Организация менеджмента
Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности
Психологические закономерности управленческой деятельности
Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности
Возможности интеллекта управленцев и других работников
Основы теории функциональных систем Анохина
Приложение 1
Приложение 2
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

При этом ведущая ориентация коллектива производства должна быть прежде всего направлена на получение оптимального для производства и государства в целом полезного результата. Из этого следует ведущий принцип системной организации производства – четкая параметризация результата. Она включает его физические, химические и информационные свойства, его цену, значение для производства и общества в целом, его товарный вид, эстетические и другие качества. В зависимости от свойств и реализации результата деятельности обеспечивается устойчивость и развитие производства.
       Динамика работы производства строится “системоквантами” – от потребности к ее удовлетворению.
       Для получения оптимального результата производственной деятельности необходимасистемная организация самого производства и входящих в него подразделений. В нем должны быть отделы, оценивающие потребность производства, действие окружающей среды и постоянно учитывающие исторический, общественный и индивидуальный опыт данного производства, опыт других аналогичных производств, т.е. аналоги афферентного синтеза по П.К.Анохину. Особо важным является подразделение, специалисты которого принимают ответственные решения, касающиеся развития и деятельности производства.
       Решение есть неизбежное следствие афферентного синтеза. Это выбор из многих возможностей той одной, которая способна обеспечить наилучший эффект и результат для производства. Процесс принятия решения является результатом тонкой и высококвалифицированной работы принимающих его людей. Решению должна предшествовать стадия “предрешения”, которая определяет, какие обстоятельства должны быть учтены при принятии решения, из какого набора нужно выбирать ту или иную линию деятельности, которая окажется наиболее эффективной, и какие необходимо рассматривать альтернативы.
       При принятии решения важная роль принадлежит мотивации. Она определяет и устанавливает форму принятия решения, тип решения, его общие очертания, иными словами, генеральную линию деятельности. Принятие решения освобождает предпринимателей от чрезвычайно большого количества степеней свободы и оставляет одну, которая и реализуется.
       Особо значимы отделы планирования и оценки достигнутых результатов– аналоги аппарата акцептора результата действия в функциональных системах. Эти отделы формируют план работы производства, учитывающий его материальные и духовные возможности, связи с другими предприятиями, возможных соисполнителей и конкурентов.
       На основе плана и перспективных программ работают отделы, определяющие конкретную деятельность предприятия – аналоги “эфферентного синтеза” в функциональных системах. Их деятельность и ее результаты находятся под контролем планирующих отделов и непрерывно ими оцениваются.
       В случае затруднений в достижении требуемых результатов происходит динамическая перестройка и коррекция деятельности отделов синтеза принятия решения и планирования, и производственные усилия осуществляются в скорректированном направлении.
       Системно организованное производство обладает, таким образом, жестким и динамичным программированием своей деятельности.       

Возможности интеллекта управленцев и других работников 
       Не менее значимым является вопрос о том, как правильно оценить системные возможности психической деятельности управленцев и всех других работников (рабочих и служащих), чтобы предоставить им адекватную их способностям работу.
       Системная архитектоника психических актов человека, разработанная П.К.Анохиным, положена в основу технической информационной модели “детектор интеллекта”, позволяющей объективно оценивать у испытуемых различные стадии системной организации поведенческой деятельности – афферентный синтез, принятие решения, предвидение и оценку потребных результатов.
       Модель выполняет следующие функции.
       Самостоятельно на основе заданных потребностей ставит задачи по их удовлетворению, определяет способы и пути достижения испытуемыми требуемых результатов в жестко детерминированной и вероятностной внешней среде. Формирует системную архитектонику деятельности, направленную на достижение необходимых результатов на основе заложенной конструктором программы обучения.
       Обучается на основе многократного запечатления параметров потребных результатов на структурах аналога акцептора результата действия и формирования энграмм памяти.
       Программирует свойства требуемых результатов в соответствии с заданной конструктором программой и при самостоятельном обучении.
       Оценивает интуитивную и сознательную деятельность испытуемых на различных стадиях системной архитектоники психической и поведенческой деятельности человека при решении поставленных задач. Выявляет индивидуальные особенности системной деятельности испытуемых.
       Модель “детектор интеллекта” позволяет оптимальным способом решать целевые задачи. Для определения индивидуальных особенностей системной организации психической деятельности у испытуемых проводили сравнение их деятельности с деятельностью модели.
       Поведение испытуемых оценивали путем сопоставления их выбора действий с поведением модели, реализованной в виде алгоритма для ЭВМ.
       При сопоставлении поведения испытуемых с поведением модели учитывали общее число правильно выбранных результативных действий испытуемыми и моделью, а также характеристики выбора действий.
       Модель позволила динамически оценивать различные узловые стадии системной архитектоники поведения испытуемых в условиях их взаимодействия со специальной средой.
       С помощью модели оказалось возможным определять “индивидуальный подчерк” работы каждого испытуемого при их результативной деятельности.
       Одним из нарушений стадии афферентного синтеза и принятия решения для таких испытуемых был стереотипный выбор действий, следовавших друг за другом в одном и том же порядке.
       У другой группы испытуемых наблюдалась низкая обучаемость, объясняемая не стереотипным выбором действий, а случайным их выбором. В модели такой выбор действий воспроизводился при нарушении стадии принятия решения и предвидения потребного результата.
       Наилучшей обучаемостью отличалась группа испытуемых, которая успешно воспроизводила все стадии системной организации психической деятельности.
       Полученные при исследовании испытуемых-учащихся показатели были сопоставлены с их успеваемостью и оценкой степени их адаптации к условиям учебы, а также с их отношением к учебе. Оценка осуществлялась группой независимых экспертов. Оказалось, что вычисленные с помощью модели показатели значимо коррелировали с этими важными в практическом отношении характеристиками результативной деятельности испытуемых.
       Получаемые с помощью модели “детектор интеллекта” данные позволяют выявлять лиц со специальными способностями к принятию решений, построению целей деятельности и оценкой результатов деятельности и рекомендовать их к определенной работе в системно организованном производстве.
       С помощью предварительного тестирования на модели “детектор интеллекта” в каждый производственный отдел, таким образом, подбираются люди с соответствующими системными способностями.
       Кроме того, в процессе результативной производственной деятельности необходимо оценивать, какой ценой в плане изменения физиологических функций дается людям достижение результатов производственной деятельности, и в случае их нарушений осуществлять эффективную их коррекцию. Такое производство обеспечивает высокий производственный потенциал.       
Основы теории функциональных систем Анохина
В 1935 г. выдающийся физиолог, ученик И.П.Павлова, Петр Кузьмич Анохин сформулировал новую теорию жизнедеятельности человека – теорию функциональных систем.
Функциональные системы живых организмов  – это самоорганизующиеся, саморегулирующиеся динамические организации, все компоненты которых взаимодействуют и взаимосодействуют достижению полезных для самой системы и организма в целом приспособительных результатов.
П.К.Анохин писал: “Ни одна организация, сколь обширной она не была по количеству составляющих ее элементов, не может быть названа самоуправляемой, саморегулируемой системой, если ее функционирование, т.е. взаимодействие частей этой организации, не заканчивается каким-либо полезным для системы результатом и если отсутствует обратная информация в управляющий центр о степени полезности этого результата...”.
Именно полезные приспособительные результаты, проявляющиеся на разных уровнях жизнедеятельности, начиная от метаболических реакций (обмен веществ в организме) в клетках и тканях и вплоть до поведенческой и психической деятельности человека, являются системообразующими факторами.
Функциональные системы представляют объективную реальность. Их становление и усовершенствование прошли длительный период эволюционного развития живых существ. В своей динамической саморегулирующейся организации функциональные системы заключают кибернетические и информационные свойства. В них постоянно циркулирует информация о состоянии полезного приспособительного результата и осуществляется ее оценка.
Еще в XIX в. известный русский публицист Д.И. Писарев писал: “Молодежь постарается завести себе микроскоп и незаметно для самой себя проникнется глубочайшим уважением и пламенной любовью к распластанной лягушке ... Тут-то именно, в самой лягушке-то, и заключается спасение и обновление русского народа”. В этом важном и оригинальном для современного ему общества заключении Д.И.Писарев был абсолютно прав.
Действительно, в живых организмах благодаря миллионам лет эволюционного развития сложились лучшие формы взаимодействия и управления отдельными образующими их элементами – атомами, молекулами, клетками, органами и, наконец, функциональными системами. Все несовершенные формы жизни были при этом элиминированы.
Элиминация, и, мн. нет, ж. [фр. йlimination, нем. Elimination < лат. ēlīmināre выносить за порог, выгонять < lime порог, дверь, вход]. 1. спец. Исключение, удаление, устранение. Э. признака. 2. мат., устар. Исключение неизвестного из системы уравнений. 3. пал. Избирательное уничтожение отдельных особей или целых групп организмов в результате естественного отбора.
Архитектоника, и, мн. нет, ж. [< греч. architektonikē (technē) строительное (искусство)]. 1. архит. Закономерное соотношение и сочетание в одном целом элементов сооружения или произведения скульптуры; то же, что тектоникa. 2. иск. Соотношение и сочетание частей произведения искусства, литературы, его композиция.
Функциональные системы, определяющие своей саморегулирующейся деятельностью устойчивость различных полезных для организма приспособительных результатов, представляют оптимальную форму организации и управления устойчивым сообществом. П.К.Анохиным раскрыта центральная системная архитектоника, определяющая поведенческую и психическую деятельность живых существ, в том числе и человека.
Психическая деятельность согласно теории функциональных систем строится системной центральной архитектоникой, которая включает последовательно развертывающиеся на информационной основе деятельности мозга узловые стадии.
Афферентный синтез, принятие решения, акцептор результатов действия, эфферентный синтез и постоянную оценку акцептором результатов действия параметров достигнутых результатов с помощью обратных связей, “обратной афферентации” по П.К.Анохину.
Динамика поведенческой и психической деятельности строится дискретными “системоквантами” – от потребности к ее удовлетворению Каждый “системоквант” психической деятельности включает формирование потребности, мотивацию, программирование деятельности, поведение, направленное на достижение этапных и конечных результатов и постоянную оценку полученных результатов с помощью обратных связей. Системная архитектоника определяет внутреннюю сущность “системоквантов”.
При достижении потребных результатов поступающая в мозг обратная афферентация формирует на его структурах информационные отпечатки параметров результатов. Эти следы памяти – энграммы – при последующем очередном возникновении соответствующей потребности опережающе возбуждаются доминирующей мотивацией. В результате на структурах акцептора результата действия на информационной основе строятся функциональные системы психического уровня организации. “... В общей теории функциональных систем – писал П.К.Анохин, – были найдены универсальные черты функционирования, изоморфные для огромного количества объектов, относящихся к различным классам явлений”.
П.К.Анохин приводил убедительный пример конкретизации такой универсальной системы. “Недавно мне пришлось участвовать в одной дискуссии по большим системам в нефтеобрабатывающей промышленности. Там нет ни электродов, ни нервных клеток, но я был поражен, до чего изоморфна сама функционирующая структура. Возьмите любое учреждение. Из какого-то министерства команда посылается в Чкалов, каждое министерство обязательно оставляет копию. Это универсальный принцип организма. Организму необходимо, начиная действие, оставлять у себя копию команды, что можно показать даже на уровне нейрона. Вы видите, как изоморфны принципы функционирования. Оставляется копия команды, чтобы проверить результаты команды. Мы называем это контролем исполнения”
Пути оптимизации управленческой и производственной деятельности. Общие принципы построения функциональных систем могут быть использованы для оптимальной организации отдельных видов управленческой и производственной деятельности. При этом ведущая ориентация коллектива производства должна быть прежде всего направлена на получение оптимального для производства и государства в целом полезного результата. Из этого следует ведущий принцип системной организации производства – четкая параметризация результата. Она включает его физические, химические и информационные свойства, его цену, значение для производства и общества в целом, его товарный вид, эстетические и другие качества. В зависимости от свойств и реализации результата деятельности обеспечивается устойчивость и развитие производства.
Изоморфизм - греч. isos равный, одинаковый, подобный + morphē форма
Динамика работы производства строится “системоквантами” – от потребности к ее удовлетворению.
Для получения оптимального результата производственной деятельности необходима системная организация самого производства и входящих в него подразделений. В нем должны быть отделы, оценивающие потребность производства, действие окружающей среды и постоянно учитывающие исторический, общественный и индивидуальный опыт данного производства, опыт других аналогичных производств, т.е. аналоги афферентного синтеза по П.К.Анохину. Особо важным является подразделение, специалисты которого принимают ответственные решения, касающиеся развития и деятельности производства.
Решение есть неизбежное следствие афферентного синтеза. Это выбор из многих возможностей той одной, которая способна обеспечить наилучший эффект и результат для производства. Процесс принятия решения является результатом тонкой и высококвалифицированной работы принимающих его людей. Решению должна предшествовать стадия “предрешения”, которая определяет, какие обстоятельства должны быть учтены при принятии решения, из какого набора нужно выбирать ту или иную линию деятельности, которая окажется наиболее эффективной, и какие необходимо рассматривать альтернативы.
Как писал П.К.Анохин: “... принятие решения не является изолированным аппаратом или изолированной проблемой, а является частью большой системы”.
При принятии решения важная роль принадлежит мотивации. Она определяет и устанавливает форму принятия решения, тип решения, его общие очертания, иными словами, генеральную линию деятельности. “Если мы возьмем принятие решения как процесс, изолированный от мотивации, памяти и внешних воздействий, – писал П.К.Анохин, – мы не сможем вскрыть его закономерностей”.
Принятие решения освобождает предпринимателей от чрезвычайно большого количества степеней свободы и оставляет одну, которая и реализуется.
Особо значимы отделы планирования и оценки достигнутых результатов – аналоги аппарата акцептора результата действия в функциональных системах. Эти отделы формируют план работы производства, учитывающий его материальные и духовные возможности, связи с другими предприятиями, возможных соисполнителей и конкурентов.
На основе плана и перспективных программ работают отделы, определяющие конкретную деятельность предприятия – аналоги “эфферентного синтеза” в функциональных системах. Их деятельность и ее результаты находятся под контролем планирующих отделов и непрерывно ими оцениваются.
В случае затруднений в достижении требуемых результатов происходит динамическая перестройка и коррекция деятельности отделов синтеза,  принятия решения и планирования, и производственные усилия осуществляются в скорректированном направлении.
Системноорганизованное производство обладает, таким образом, жестким и динамичным программированием своей деятельности.
Возможности интеллекта управленцев и других работников Не менее значимым является вопрос о том, как правильно оценить системные возможности психической деятельности управленцев и всех других работников (рабочих и служащих), чтобы предоставить им адекватную их способностям работу.
Системная архитектоника психических актов человека, разработанная П.К.Анохиным, положена нами в основу технической информационной модели “детектор интеллекта”, позволяющей объективно оценивать у испытуемых различные стадии системной организации поведенческой деятельности – афферентный синтез, принятие решения, предвидение и оценку потребных результатов.
Модель выполняет следующие функции.
Самостоятельно на основе заданных потребностей ставит задачи по их удовлетворению, определяет способы и пути достижения испытуемыми требуемых результатов в жестко детерминированной и вероятностной внешней среде. Формирует системную архитектонику деятельности, направленную на достижение необходимых результатов на основе заложенной конструктором программы обучения.
Обучается на основе многократного запечатления параметров потребных результатов на структурах аналога акцептора результата действия и формирования энграмм памяти.
Программирует свойства требуемых результатов в соответствии с заданной конструктором программой и при самостоятельном обучении.
Оценивает интуитивную и сознательную деятельность испытуемых на различных стадиях системной архитектоники психической и поведенческой деятельности человека при решении поставленных задач. Выявляет индивидуальные особенности системной деятельности испытуемых.
Модель “детектор интеллекта” позволяет оптимальным способом решать целевые задачи. Для определения индивидуальных особенностей системной организации психической деятельности у испытуемых проводили сравнение их деятельности с деятельностью модели.
Поведение испытуемых оценивали путем сопоставления их выбора действий с поведением модели, реализованной в виде алгоритма для ЭВМ.
При сопоставлении поведения испытуемых с поведением модели учитывали общее число правильно выбранных результативных действий испытуемыми и моделью, а также характеристики выбора действий.
Модель позволила динамически оценивать различные узловые стадии системной архитектоники поведения испытуемых в условиях их взаимодействия со специальной средой.
С помощью модели оказалось возможным определять “индивидуальный почерк” работы каждого испытуемого при их результативной деятельности.
Как показали исследования, небольшой процент испытуемых показал низкую обучаемость. Одним из нарушений стадии афферентного синтеза и принятия решения для таких испытуемых был стереотипный выбор действий, следовавших друг за другом в одном и том же порядке.
У другой группы испытуемых наблюдалась низкая обучаемость, объясняемая не стереотипным выбором действий, а случайным их выбором. В модели такой выбор действий воспроизводился при нарушении стадии принятия решения и предвидения потребного результата – акцептора результатов действия.
Наилучшей обучаемостью отличалась группа испытуемых, которая успешно воспроизводила все стадии системной организации психической деятельности.
Полученные при исследовании испытуемых-учащихся показатели были сопоставлены с их успеваемостью и оценкой степени их адаптации к условиям учебы, а также с их отношением к учебе. Оценка осуществлялась группой независимых экспертов. Оказалось, что вычисленные с помощью модели показатели значимо коррелировали с этими важными в практическом отношении характеристиками результативной деятельности испытуемых.
Получаемые с помощью модели “детектор интеллекта” данные позволяют выявлять лиц со специальными способностями к принятию решений, построению целей деятельности и оценкой результатов деятельности и рекомендовать их к определенной работе в системно организованном производстве.
С помощью предварительного тестирования на модели “детектор интеллекта” в каждый производственный отдел, таким образом, подбираются люди с соответствующими системными способностями.
Кроме того, в процессе результативной производственной деятельности необходимо оценивать, какой ценой в плане изменения физиологических функций дается людям достижение результатов производственной деятельности, и в случае их нарушений осуществлять эффективную их коррекцию. Такое производство обеспечивает высокий производственный потенциал.










ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1





Рис.1 Приложение 2




Рис.2 Дифференцированная ячейка N-2 человеческого нейрона, зародыш 6 недель (увеличение 40 раз)

Заключение
Все поведение животных является «инстинктивным» в том широком смысле, в котором иногда употребляют это слово, противопоставляя инстинктивное сознательному. Сознательное поведение, которое выражается в изменении природы и регулируется на основе осмысления, осознания существенных связей, познания закономерностей, предвидения, имеется только у человека; это продукт истории, формирующийся в ходе развития общественно-трудовой практики. Все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления к среде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. Но в «инстинктивном» в широком смысле поведении животных выделяются инстинктивные формы поведения в более специфическом смысле слова.
В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет лабильности: для них характерна относительная стереотипность; различные индивидуальные акты инстинктивного поведения у различных индивидов одного и того же вида остаются в основном как бы в рамках одной общей им структуры. Так, птенцы, вылупившиеся в инкубаторе и воспитанные в вольере, никогда не видавшие, как их родители или вообще птицы того же вида строят гнезда, всегда строят гнезда в основном того же типа, что и их предки.
Под инстинктами обычно разумеют далее действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития.
Так, только что вылупившийся из яйца утенок, будучи брошен в воду, начинает плавать, цыпленок клюет зерна. Это умение не требует упражнения, выучки, личного опыта.
Говоря о наследственности, филогенетической закрепленности или врожденности инстинктивного действия, нужно учитывать, что каждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении и наследственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм поведения, являющихся продуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредовано его онтогенезом. В некоторых случаях, как показывают новейшие, более детальные исследования об инстинкте, инстинктивные действия фиксируются лишь в процессе первых выполнении этих инстинктивных действий, затем уже сохраняя установившийся в них шаблон (опыты Л. Верлена). Таким образом, не приходится внешне противопоставлять друг другу наследственное в инстинкте и приобретенное в других формах поведения (навык). Внутри самого инстинкта имеется некоторое единство этих противоположностей с господством — в инстинкте — наследственного.
Есть немало примеров высокой целесообразности инстинкта. Самка листоверта, изготовляя из листа березы воронку, в которую она потом откладывает свои яйца, предварительно разрезает этот лист, как это требуется, чтобы можно было свернуть его, — в полном соответствии с тем решением этой задачи, которое дано было знаменитым математиком и физиком X. Гюйгенсом, определившим способ построения так называемой эволюты по данной эвольвенте. Пчела строит свои соты так, как если бы она владела математическими методами для разрешения задач на максимум и минимум: на наименьшем пространстве с минимумом материала она строит соты, имеющие при данных условиях максимальную вместимость. Все это «инстинкты» — действия совершаются без знания и учета их значения и последствий, — но их «целесообразность» для организма бесспорна.
Эта целесообразность инстинкта сделала его излюбленным детищем метафизической телеологии различных толков и видов, — начиная с наивных телеологических размышлений старых авторов о целесообразности инстинктивной деятельности организмов как доказательстве мудрости их творца и кончая утонченной виталистически-спиритуалистической концепцией А. Бергсона, который противопоставляет интеллекту, обращенному вовне, к материи, инстинкт как более глубокую силу, связанную с самыми истоками творческого жизненного порыва и потому превосходящую интеллект надежностью своих достижений: интеллект всегда ищет, исследует — и очень часто, если не большей частью, заблуждается; инстинкт никогда не ищет и всегда находит.
Эта же пресловутая целесообразность дала повод другим проводить в сравнительной психологии антропоморфические тенденции — приписывать животным на ранних ступенях развития человекоподобные интеллектуальные способности, объясняя инстинкт как первоначально разумные действия, наследственно закрепившиеся и автоматизировавшиеся (Д. Романес, В. Вундт).
Нетрудно, однако, убедиться в том, что эта пресловутая целесообразность инстинкта неразрывно связана и с крайней его нецелесообразностью.
Действительно, наряду с данными, говорящими о высокой целесообразности инстинкта, есть не меньше фактов, свидетельствующих о его исключительной слепоте. Так, пчела столь же старательно будет закупоривать ячейку соты, в которой проткнуто дно, как если бы все было в порядке, несмотря на полную бесцельность этой операции. Гагарка, яйцо которой во время полета за пищей было переложено на другое место, по возвращении садится с математической точностью на прежнее место, усердно греет грудью и «высиживает» площадку на скале, немало не заботясь о яйце, находящемся в поле ее зрения (из наблюдений Г. С. Рогинского). Подобных фактов множество. Таким образом, целесообразность инстинктивного поведения носит далеко не такой абсолютный характер, как это иногда представляется.
Литература
1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина 1968.
2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.: – Наука. – 1978.
3. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы. Соч. т. 2. – М.: Художественная литература. – 1955.
4. Судаков К.В., Агаян Г.Ц., Вагин Ю.Е., Толпыго С.М., Умрюхин Е.А. “Системокванты” физиологических процессов. – М. – 1997.
5. Анохин П.К. Принципы системной организации функций. – М. – 1973.
6. Анохин П.К. Избранные труды.
7. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. – М.: Медицина. – 1998.
8. Поляков, В.Г. Человек в мире управления. М.: Наука, 1996.
9. Судаков К.В., Умрюхин Е.А. Информационная модель системной организации психической деятельности человека (“детектор интеллекта”). В кн. “Моделирование функциональных систем”. – М. – 2000.
10. Санатрон: система оценки и реабилитации физиологических функций человека в реальных условиях жизнедеятельности. – М. – 2000.
11. Анохин П. К “Принятие решения в психологии” М., 1974
12. Курчиков Л. Н “Неопределенность и определенность” М., 1972
13. Рубинштейн С. Л. “Основы психологии” М., 1984
14. “Психология и педагогика” Под ред. А. А. Радугина М., 1996
15. www.rusnauka.com/TIP/All/Economica/98.html  
16. В. А. Вагнер «Водяной паук». М., 1900
17. В. А. Вагнер «Городская ласточка». СПб., 1900.
18. В. А. Вагнер «Биологические основания сравнительной психологии». СПб.; М., 1913. Т. I, II.
19. В. А. Вагнер «Этюды по эволюции психических способностей». М., 1924-1929. 11 выпусков)
20. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высш. школа , 2000.
21. М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. - М. Дело, 1998.
22. Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992.






Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. – М.: Медицина. – 1998.
Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. – М.: Медицина. – 1998.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина 1968. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. – М.: Медицина. – 1998. – С. 292.
Анохин П.К. Принципы системной организации функций. – М. – 1973.

Курчиков Л. Н “Неопределенность и определенность” М., 1972
www.rusnauka.com/TIP/All/Economica/98.html  
  Поляков, В.Г. Человек в мире управления. М.: Наука, 1996.

М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. - М. Дело, 1998.       Поляков, В.Г. Человек в мире управления. М.: Наука, 1996.

Санатрон: система оценки и реабилитации физиологических функций человека в реальных условиях жизнедеятельности. – М. – 2000.
. Поляков, В.Г. Человек в мире управления. М.: Наука, 1996.

Судаков К.В., Агаян Г.Ц., Вагин Ю.Е., Толпыго С.М., Умрюхин Е.А. “Системокванты” физиологических процессов. – М. – 1997.
Судаков К.В., Агаян Г.Ц., Вагин Ю.Е., Толпыго С.М., Умрюхин Е.А. “Системокванты” физиологических процессов. – М. – 1997.
Судаков К.В., Агаян Г.Ц., Вагин Ю.Е., Толпыго С.М., Умрюхин Е.А. “Системокванты” физиологических процессов. – М. – 1997.
Поляков, В.Г. Человек в мире управления. М.: Наука, 1996.
Судаков К.В., Умрюхин Е.А. Информационная модель системной организации психической деятельности человека (“детектор интеллекта”). В кн. “Моделирование функциональных систем”. – М. – 2000.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высш. школа , 2000.
См. рис.2
Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.: – Наука. – 1978.
Писарев Д.И. Мотивы русской драмы. Соч. т. 2. – М.: Художественная литература. – 1955.
См. Рис. 1
Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем./Под общей ред. академика РАМН К.В.Судакова. – М.: Медицина. – 1998.

Анохин П. К “Принятие решения в психологии” М., 1974
Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.: – Наука. – 1978.
Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992.
Богатейший материал об инстинктах содержат труды В. А. Вагнера, как специальные (Водяной паук. М., 1900; Городская ласточка. СПб., 1900), так и обобщающие (Биологические основания сравнительной психологии. СПб.; М., 1913. Т. I, II; Этюды по эволюции психических способностей. М., 1924-1929. 11 выпусков)













67

Литература
1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина 1968.
2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.: – Наука. – 1978.
3. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы. Соч. т. 2. – М.: Художественная литература. – 1955.
4. Судаков К.В., Агаян Г.Ц., Вагин Ю.Е., Толпыго С.М., Умрюхин Е.А. “Системокванты” физиологических процессов. – М. – 1997.
5. Анохин П.К. Принципы системной организации функций. – М. – 1973.
6. Анохин П.К. Избранные труды.
7. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. – М.: Медицина. – 1998.
8. Поляков, В.Г. Человек в мире управления. М.: Наука, 1996.
9. Судаков К.В., Умрюхин Е.А. Информационная модель системной организации психической деятельности человека (“детектор интеллекта”). В кн. “Моделирование функциональных систем”. – М. – 2000.
10. Санатрон: система оценки и реабилитации физиологических функций человека в реальных условиях жизнедеятельности. – М. – 2000.
11. Анохин П. К “Принятие решения в психологии” М., 1974
12. Курчиков Л. Н “Неопределенность и определенность” М., 1972
13. Рубинштейн С. Л. “Основы психологии” М., 1984
14. “Психология и педагогика” Под ред. А. А. Радугина М., 1996
15. www.rusnauka.com/TIP/All/Economica/98.html
16. В. А. Вагнер «Водяной паук». М., 1900
17. В. А. Вагнер «Городская ласточка». СПб., 1900.
18. В. А. Вагнер «Биологические основания сравнительной психологии». СПб.; М., 1913. Т. I, II.
19. В. А. Вагнер «Этюды по эволюции психических способностей». М., 1924-1929. 11 выпусков)
20. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высш. школа , 2000.
21. М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. - М. Дело, 1998.
22. Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992.





Вопрос-ответ:

Какие психологические аспекты принятия решения представлены в статье?

В статье представлены различные психологические аспекты принятия решения, такие как предвидение результата, уровни и этапы принятия решения, психологический механизм принятия решения.

Какие основные понятия психологического компонента управленческой деятельности рассмотрены в статье?

В статье рассмотрены основные понятия психологического компонента управленческой деятельности, такие как достижение целей и предвидение, организация менеджмента, психологические закономерности управленческой деятельности, новые подходы к оптимизации управленческой деятельности.

Какие возможности интеллекта управленцев и других работников рассмотрены в статье?

В статье рассмотрены возможности интеллекта управленцев и других работников, которые включают в себя способность предвидеть результат, анализировать информацию, принимать решения.

Какие уровни и этапы принятия решения указаны в статье?

Статья указывает на уровни и этапы принятия решения, включая анализ ситуации, постановку цели, поиск альтернативных вариантов, выбор оптимального решения, реализацию и оценку результатов.

Какие основы теории функциональных систем Анохина рассмотрены в статье?

В статье рассмотрены основы теории функциональных систем Анохина, которые включают в себя понятия организации и взаимодействия компонентов системы, целеполагания, прогнозирования и регуляции деятельности.

Какие психологические аспекты влияют на принятие решений?

Психологические аспекты, влияющие на принятие решений, включают эмоциональное состояние, индивидуальные установки, предвзятость, степень уверенности, когнитивные способности, опыт и многое другое.

Какие уровни и этапы принятия решений можно выделить?

Уровни принятия решений могут быть индивидуальными, групповыми и организационными. Этапы принятия решений включают определение проблемы, сбор и анализ информации, генерацию альтернатив, оценку и выбор решения, и реализацию выбранного решения.

Какие основные понятия психологического компонента управленческой деятельности существуют?

Основными понятиями психологического компонента управленческой деятельности являются мотивация, лидерство, коммуникация, конфликты, принятие решений, эмоциональный интеллект и др.

Какие новые подходы к оптимизации управленческой деятельности существуют?

Новые подходы включают использование инновационных технологий, управление знаниями, развитие командного сотрудничества, адаптивное управление, учет психологических аспектов в принятии решений и др.

Какие возможности интеллекта управленцев и других работников могут быть использованы в управленческой деятельности?

Возможности интеллекта включают аналитические способности, креативное мышление, способность к решению проблем, эффективное использование информации и коммуникацию, а также адаптивность и гибкость мышления.