Развитие восприятия музыки у детей с нарушениями слуха школьного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 3030 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 25.05.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 15
3. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Оннеконтролируетсвоепроизношение,вследствиечеговозникаетискаженнаяречь,иногдаустнаяречьнеразвиваетсявообще.Всеэтонегативноотражаетсянаовладении всейсложнойсистемойречи,что нетолькоограничиваетвозможностиребенкавобученииипознанииокружающегомира,ноиимеетнегативноевлияниенавесьпсихическоеразвитиеличности,задерживаяилиискажаяего,посколькуречьявляетсязнаковойсистемойивыступаетважнымсредствомкодированияидекодированияинформации.Глубокиенарушенияслухавлекутнемотуимогутпривестиксоциальнойизоляциидетей,посколькуихсовместнаядеятельностьснормальнослышащимидетьмиявляется достаточноограниченной.Эточастоприводитквозникновениюунихнарушенийэмоционально-волевойсферыввидеагрессивности,проявленийявленийнегативизма,эгоизма,эгоцентризма,илинаоборот-апатичности,безынициативности.Всвязисэтимвозникаетнеобходимостьвведениясистемнойцеленаправленнойработысшкольникамиснедостаткамислуха,вусловияхинклюзивногообученияиобычногообразовательногоучреждения.Восприятиемузыкикаксложныймногоуровневыйпроцесспредставляетдлядетейдостаточнуютрудностьнарядусвосприятиемпроизведенийдругихвидовискусства.Этосвязанокаксосложностьюмузыкальногохудожественногообраза,такисвозрастнымиособенностямидетей.Поэтомувдетстве,всамомначалемузыкальногоразвитияребёнкунужнопомочьуслышатьипонятьмузыку,войтивмиреёобразов.Музыкальноевосприятиеслабослышащихшкольниковразвиваетсяпообщимсослышащимидетьмизакономерностямидвижетсяотповерхностноговосприятия-космысленномувосприятию-переживаниюмузыки,основанномунаразвитииушкольниковдифференцированныхэмоций,уменииразличатьхарактерныеособенностимузыкальныхпроизведений,осмыслятьмузыкальныевпечатления.Движениесмузыкальнымсопровождениемположительновлияетнаразвитиеслуха,внимания,памяти,воспитываеткратковременноеидолговременноеориентирования,тоестьспособностьскоординироватьдвижениявовремениипространстве,всоответствиисразличнымиметроритмическаярисунковмузыкальногопроизведения.Конечнометрическаяпульсация,скоторойсвязаныдвижениядетей,вызываютсогласованнуюреакциювсегоорганизма:дыхательной,сердечной,мышечнойдеятельности,-атакжеположительновлияютнаэмоциональнуюиволевуюсферуличностиребенка.Какпоказываетпрактическийопытмузыкально-ритмическихзанятий,ребенокснарушениямислуха,дажевслуховомаппаратеневоспринимаяязыкхорошослышитмузыкальноезвучание.Аколлективноепроведенияритмическихзанятийобеспечиваетформированиеповторяющихсяподражательныхдвижений,способностикориентированиюнаобщийритмдвижений,воспроизведениедействийпообразцуимоделированиедействийпоаналогии.Крометого,этоспособствуетповышениюуровнясамооценкидетей,произвольнойрегуляцииповеденияиразвитиямежличностныхотношений.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАвдеенко Е. С. Результаты экспериментальной работы по музыкально-пластическому развитию слабослышащих школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-2 С.9-14.Авдеенко Е.С. Музыкально-пластическое развитие детей с нарушенным слухом. [Текст] // Совершенствование подготовки сурдопедагогов в новых условиях высшего педагогического образования. Учебно-методические комплексы. - М., 2009. - С. 503-525.Авдеенко Е.С. Результаты экспериментальной работы по музыкально-пластическому развитию слабослышащих школьников. [Текст]. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради // № 34 (74), часть II (Педагогика, психология, теория и методика обучения). - СПб., 2008. - С. 9-14.Андреева Е.В. Музыка. Энциклопедия школьника/ Е. В. Андреева. М.: Омега, 2008. 96с.Анохин П.Н. Основы музыкального восприятия [Текст]/ П.Н. Анохин. – М., 2000. – 129 с.Бабенкова P.Д. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях / Р.Д. Бабенкова, Г.В. Трофимова // методические рекомендации. - М .: Жизнь, 1973. - 32 с.Бекина С.И., Ломова Т.П. , Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983.- 207 с.Белецкая И.B Музыкально-эстетическое воспитание детей с лекго нарушениями слуха / И.В. Белецкая. - М .: Лига, 2001. - 89 с.Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников [Текст] / Белобородова В.К. // Музыкальное восприятие школьников: сб. статей / под ред. М.А. Ремер. - М.: Просвещение, 1975. - С. 36-88.Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002.Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963Глубокова Л.В., Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия в младших классах школы для глухих детей [Текст] / Л.В. Глубокова, Е.З. Яхнина // Дефектология. - 1987. - №4. - С. 46-51.Кагарлицкая AC Специфика и содержание музыкально-ритмических занятий в школе для детей с нарушениями слуховой функции (начальные классы) / А.С.Кагарлицкая // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С.125-129Карпова, Г. А.Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. - Каро, 2013. - 240с.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Назайкинский Е.В. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей снарушениями слуха. -М., 2001.Пономарева Е.В. Развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2004. 20 с.Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М., 2008. 200 с. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011.- 216 с.Шипицына, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – С-Пб.: Речь. – 203 с.Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. 72 с. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха / под ред. Б.П. Пузанова. М., 2003. 272 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеенко Е. С. Результаты экспериментальной работы по музыкально-пластическому развитию слабослышащих школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-2 С.9-14.
2. Авдеенко Е.С. Музыкально-пластическое развитие детей с нарушенным слухом. [Текст] // Совершенство¬вание подготовки сурдопедагогов в новых условиях высшего педагогического образования. Учебно-мето¬дические комплексы. - М., 2009. - С. 503-525.
3. Авдеенко Е.С. Результаты экспериментальной работы по музыкально-пластическому развитию слабо¬слышащих школьников. [Текст]. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради // № 34 (74), часть II (Педагогика, психология, теория и методика обучения). - СПб., 2008. - С. 9-14.
4. Андреева Е.В. Музыка. Энциклопедия школьника/ Е. В. Андреева.  М.: Омега, 2008.  96с.
5. Анохин П.Н. Основы музыкального восприятия [Текст]/ П.Н. Анохин. – М., 2000. – 129 с.
6. Бабенкова P.Д. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях / Р.Д. Бабенкова, Г.В. Трофимова // методические рекомендации. - М .: Жизнь, 1973. - 32 с.
7. Бекина С.И., Ломова Т.П. , Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983.- 207 с.
8. Белецкая И.B Музыкально-эстетическое воспитание детей с лекго нарушениями слуха / И.В. Белецкая. - М .: Лига, 2001. - 89 с.
9. Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия мла¬дших школьников [Текст] / Белобородова В.К. // Музыкальное восприятие школьни¬ков: сб. статей / под ред. М.А. Ремер. - М.: Просвещение, 1975. - С. 36-88.
10. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002.
11. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963
12. Глубокова Л.В., Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия в младших классах школы для глухих детей [Текст] / Л.В. Глубокова, Е.З. Яхнина // Дефектология. - 1987. - №4. - С. 46-51.
13. Кагарлицкая AC Специфика и содержание музыкально-ритмических занятий в школе для детей с нарушениями слуховой функции (начальные классы) / А.С.Кагарлицкая // Наука и образование. - 2003. - № 4. - С.125-129
14. Карпова, Г. А.Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.
15. Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. - Каро, 2013. - 240с.
16. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Назайкинс¬кий Е.В. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
17. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей снарушениями слуха. -М., 2001.
18. Пономарева Е.В. Развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2004. 20 с.
19. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М., 2008. 200 с.
20. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011.- 216 с.
21. Шипицына, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – С-Пб.: Речь. – 203 с.
22. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. 72 с.
23. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха / под ред. Б.П. Пузанова. М., 2003. 272 с.


Вопрос-ответ:

Какие характеристики у детей с нарушениями слуха школьного возраста?

Дети с нарушениями слуха школьного возраста обычно имеют искаженную речь и проблемы в обучении устной речи.

В чем заключается сущность и особенности восприятия музыки у детей с нарушениями слуха?

Дети с нарушениями слуха имеют особенности восприятия музыки, так как их слуховая система функционирует иначе, они могут испытывать трудности с определением высоты звука и различением мелодий.

Как развить восприятие музыки у детей с нарушениями слуха на музыкально-ритмических занятиях?

На музыкально-ритмических занятиях для детей с нарушениями слуха можно использовать специальные методики и материалы, которые помогут им развить восприятие музыки. Например, можно использовать зрительные и тактильные сигналы, использовать ритмические упражнения и т.д.

Какие проблемы могут возникнуть у детей с нарушениями слуха при развитии восприятия музыки?

У детей с нарушениями слуха могут возникать проблемы с определением высоты звука, различением мелодий, а также с пониманием и интерпретацией музыки.

Какие последствия может иметь нарушение слуха на развитие речи у детей?

Нарушение слуха может привести к искаженной речи и проблемам в обучении устной речи у детей.

Какие характеристики имеют дети с нарушениями слуха?

Дети с нарушениями слуха могут испытывать трудности в развитии устной речи, так как не контролируют свое произношение, что может приводить к искаженной речи. Иногда устная речь у них вообще не развивается. Все это негативно отражается на их общей коммуникации и овладении навыками.

В чем заключается особенность восприятия музыки детьми с нарушениями слуха?

Дети с нарушениями слуха могут испытывать трудности в восприятии музыки из-за проблем с аудиальным восприятием. Они могут иметь ограниченные возможности в распознавании и понимании мелодий, ритмов и интонаций. Однако, с помощью специальных методик и занятий, их восприятие музыки можно развивать.

Как развивается восприятие музыки у детей с нарушениями слуха на занятиях музыкально-ритмическими?

На занятиях музыкально-ритмическими дети с нарушениями слуха могут развивать свое восприятие музыки через использование специальных методик и обучения. Эти занятия помогают им улучшать свои навыки распознавания мелодий, ритмов и интонаций. Регулярные тренировки могут привести к улучшению их аудиального восприятия и восприятия музыки в целом.