Среднеазиатская и Дальневосточная стратегии России.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономика
  • 2222 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 23.11.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Восточный вектор энергетической политики России
2. Проекты «Сахалин»
3. Среднеазиатская нефтегазовая стратегия России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Сегодня российские компании (в основном «ЛУКОЙЛ») добывают в Казахстане всего лишь около 8% от общего объема добытой нефти и порядка 15% от общего объема добытого газа [4].
Перспективы развития проектов с российским участием во многом зависят от того, оправдаются ли надежды на «большую нефть» на ряде Каспийских шельфовых месторождениях с высокими оценочными запасами углеводородов, где сегодня закрепились российские компании. В первую очередь, это касается месторождения «Курмангазы», а также месторождений «Хвалынское», «Центральное», «Тюб-Караган» и «Аташская». Так, при реализации уже осуществляемых нефтегазовых проектов Россия и российских бизнес способны выйти на следующий уровень добычи углеводородов в Казахстане:
Объемы добычи нефти российскими компаниями в Казахстане могут составить в 2010 году порядка 6-7 млн. тонн, к 2015 году – порядка 8-10 млн. тонн, а к 2020 году – от 14 до 36 млн. тонн в год [4].
Резкое и существенное увеличение объемов добычи между 2015 и 2020 годом возможно лишь в случае, если оправдаются надежды на «большую нефть» с месторождения «Курмангазы», коммерческую эксплуатацию которого планируется начать с 2016 года. При этом, даже если предположить, что ожидания от проекта по освоению «Курмангазы» оправдаются, то доля нефти, добываемой российскими компаниями в Казахстане, может составить от 9 до 25% от того объема, который Казахстан планирует добывать к 2020 году (свыше 150 млн. тонн). Если же ожидания «большой нефти» с «Курмангазы», а также с других шельфовых месторождений, где работают российские компании, не оправдаются, то доля России в казахстанской нефтедобыче может быть еще меньше.
Объемы добычи газа российскими компаниями могут составить в 2010 году около 3 млрд. кубических метров, к 2015 году – от 3 до 4,5 млрд. кубических метров, а к 2020 году – от 9 до 24 млрд. кубических метров газа в год [1].
Прогнозные оценки основаны как на анализе динамики последних лет, так и на оптимистичном предположении, что объемы добычи газа компаниями из России будут увеличиваться пропорционально росту объемов добычи нефти, так как основная часть добываемого в Казахстане газа – попутный газ, выделяющийся в процессе нефтедобычи. Поэтому, резкое увеличение объемов добычи газа российскими компаниями между 2015 и 2020 годами может прогнозироваться лишь в увязке с «большой нефтью» на каспийском шельфе. Оценить примерные объемы добычи газа невозможно: поэтому к 2020 году доля российских компаний в казахстанской добыче газа может варьироваться в широких пределах – от 20 до 50% общих объемов добычи газа (планы Казахстана на 2020 год – свыше 47 млрд. кубических метров). При этом наиболее реалистичным представляется все же сценарий добычи на уровне около 9 млрд. кубических метров, что может составить порядка 20% добычи газа в Казахстане [1].
Узбекистан.
С учетом наблюдавшегося в середине первого десятилетия ХХI века политического сближения России и Узбекистана, ряду российских компаний и, в первую очередь концернам «Газпром» и «ЛУКОЙЛ», удалось занять лидирующие позиции в узбекской нефтегазовой отрасли и при прямой поддержке руководства РФ зарезервировать за собой целый ряд крупнейших газовых месторождений в республике.
Во-первых, по сравнению с 90-ми годами ХХ века стало наблюдаться заметное оживление экономической политики РФ в ЦА, где стратегические интересы России коснулись в основном нефтегазовой отрасли, в которой и представлена подавляющая часть российских инвестиций. Если в 90-х годах финансовые ресурсы из России в нефтегазовую отрасль Узбекистана практически отсутствовали, то по состоянию на начало 2009 года их объем достиг примерно 900 млн. долларов.
По итогам 2008 года, объем добытого газа компанией  «ЛУКОЙЛ» составил около 2,34 млрд. кубических метров или примерно 4% от всего добытого в республике газа (67,8 млрд. кубических метров). В свою очередь, «Газпром» по итогам 2008 года добыл около 1 млрд. кубических метров газа или примерно 1,5% от общей добычи газа в Узбекистане [4]. К тому же, все российские проекты по освоению углеводородных месторождений Узбекистана находятся еще на начальной стадии, и в ближайшие годы доля российских компаний в добыче узбекского газа заметно возрастет. В среднесрочной перспективе российские компании планируют значительное увеличение добычи газа, а также и нефти в Узбекистане. Причем, наиболее оптимистические и конкретные планы имеет «ЛУКОЙЛ», который сегодня лидирует среди всех других компаний по объемам инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана, а также по объемам добычи газа в республике.
По заявлению руководства «ЛУКОЙЛа», к 2013 году компания намерена довести добычу газа в РУз до 15-16 млрд. кубических метров, что составит уже примерно 1/5 часть всего добываемого в республике газа. В свою очередь, в плане нефти и газового конденсата, ожидается, что к 2013 году «ЛУКОЙЛом» доведет объем их добычи до 500 тысяч тонн в год или до 7,2% от возможных к этому времени объемов добычи нефти и газового конденсата в республике [4].
Сохранению устойчивых позиций России в нефтегазовой отрасли Узбекистана благоприятствует тот факт, что республика пока не располагает альтернативными российскому направлению маршрутами и возможностями по экспорту газа. В 2008 году в РФ было направлено свыше 90% экспорта узбекского газа (остальное количество газа - менее 10%, Узбекистан экспортировал в соседние Кыргызстан и Таджикистан). Такая «инфраструктурная зависимость», объективно способствует сохранению заинтересованности Узбекистана в дальнейшем нефтегазовом сотрудничестве именно с Россией.
Перспективы российско-узбекского сотрудничества в нефтегазовой отрасли в значительной степени определяться дальнейшими шагами «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа» по наращиванию своей проектно-инвестиционной активности: как в плане добычи углеводородов, так и в плане их переработки на территории РУз. При этом, достаточно важным будет и то, насколько быстро удастся модернизировать и расширить существующую газотранспортную систему в российском направлении (газопроводы «Средняя Азия – Центр», «Бухара – Урал»), а также сохранить взаимоприемлемую схему расчетов за узбекский газ.
Экспорт узбекской нефти, по крайней мере, в обозримом будущем невозможен, так как республика не только не обладает экспортным потенциалом по нефти, но и еще является ее импортером. Более того, в Узбекистане даже есть закон, запрещающий экспорт сырой нефти. Хотя на период до 2030 года в Узбекистане ожидается некоторый рост объемов нефтедобычи, однако внутреннее потребление будет расти еще более высокими темпами. В результате, зависимость Узбекистана от импорта нефти в среднесрочной перспективе будет только увеличиваться. Как ожидается, в 2010 году Узбекистан будет вынужден импортировать не менее 4,2 млн. тонн нефти, в 2020 году – 6,7 млн. тонн, а в 2030 году – 8,8 млн. тонн [1]. Все это дает России дополнительные возможности по интенсификации нефтегазового сотрудничества с Узбекистаном, включая также возможность проникновения на рынок нефтепродуктов республики. Хотя в части, касающейся поставок нефти и нефтепродуктов на узбекский рынок, Россия может столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны Казахстана и, не исключено, даже Туркменистана.
Азербайджан.
Россия участвует в нефтегазовых проектах Азербайджана, имеет свою долю в международных консорциумах. Компании «ЛУКОЙЛ» принадлежит 30 % в разработке месторождения «Карабах» и 10 % — в разработке месторождения «Шах-Дениз». В то же время это единственная крупная российская компания, работающая здесь, и объём российских инвестиций в азербайджанскую экономику достаточно скромен по сравнению с западными капиталовложениями.
В 2009 году из России было поставлено 4,54 млрд кубометров газа по 60 долл. за 1 тыс. кубометров. С января 2010 года цена российского газа возросла до 110 долл. за 1 тыс. кубометров. На 2007 год «Газпром» настаивает на цене 235 долл. за тысячу кубометров. Азербайджан считает эту цену необоснованной [4].
В 2009 году по нефтепроводу Баку-Новороссийск было прокачано на экспорт около 4,4 млн тонн азербайджанской нефти. Стабильность работы этого нефтепровода и уровень тарифов на прокачку нефти в 1990-е годы представляли собой основание для многочисленных конфликтов между Россией и Азербайджаном. Нефтепровод проходил через территорию Чечни, где значительная часть нефти расхищалась. Для предотвращения потерь и урегулирования разногласий с Азербайджаном России пришлось построить новую ветку в обход Чечни.
Азербайджан планирует к 2015 году добывать до 45 миллиардов кубометров в год. Однако этого недостаточно, чтобы заполнить экспортные трубопроводы без поддержки Туркмении и Казахстана.
Москва уже предложила Ашхабаду и Астане строить Прикаспийский газопровод. «Газпром» в июне предложил Баку продавать свой газ ему: «Газпром» готов закупать в Азербайджане и Туркмении максимально возможные объемы газа по рыночной цене.
Азербайджан станет еще одной страной, у которой «Газпром» может покупать газ, тогда как еще совсем недавно газ поставлялся в Азербайджан.
Заключение
Россия является крупнейшим поставщиком углеводородов на континенте. Однако, их запасы истощаются. Запасы нефти и газа на открытых и легко разрабатываемых участках закончатся уже в ближайшее десятилетие. Разработка труднодоступных участков, в том числе шельфовых, в одиночку для России трудно реализуема в силу ее технической отсталости. России необходимы иностранные технологии в области разведки и добычи, а также инвестиционные ресурсы. Именно поэтому в последе время так актуально становится сотрудничество России с зарубежными компаниями. Кроме того, основным источником доходов России являются доходы от продажи углеводородов. Разработка дополнительных месторождений сопровождается активным поиском новых рынков сбыта, одними из которых являются страны Дальнего Востока и Средней Азии. Россия активно ведет работу в данном направлении. Это и совместные проекты с Китаем и Японией по разработке шельфов и строительству трубопроводов, экспортные проекты, строительство трубопроводов и транзит с Казахстаном, Узбекистаном и Азербайджаном.
Список литературы
Бюро экономического анализа: http://www.beafnd.org/ru/
Институт экономики переходного периода: http://www.iet.ru/
Министерство экономического развития РФ: http://www.economy.gov.ru/minec/main/
Экономическая экспертная группа: http://www.eeg.ru/
Новости Дальнего Востока: http://primamedia.ru/news












2

1.Бюро экономического анализа: http://www.beafnd.org/ru/
2.Институт экономики переходного периода: http://www.iet.ru/
3.Министерство экономического развития РФ: http://www.economy.gov.ru/minec/main/
4.Экономическая экспертная группа: http://www.eeg.ru/
5.Новости Дальнего Востока: http://primamedia.ru/news


Вопрос-ответ:

Какие стратегии Россия применяет в Средней Азии и на Дальнем Востоке?

Россия проводит две стратегии: Среднеазиатскую и Дальневосточную. Среднеазиатская стратегия направлена на развитие экономических связей с государствами Средней Азии, основными точками которой являются Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Дальневосточная стратегия, в свою очередь, охватывает сотрудничество с Китаем, Японией и другими странами региона Дальнего Востока.

Что представляет собой Восточный вектор энергетической политики России?

Восточный вектор энергетической политики России означает разработку и реализацию проектов в области энергетики в странах Азии и на Дальнем Востоке. Это включает строительство нефтегазовых магистралей, разработку месторождений, создание совместных предприятий и другие мероприятия, направленные на укрепление сотрудничества в энергетической сфере.

Какие проекты в области энергетики реализовываются на Сахалине?

На Сахалине реализуются несколько проектов в области энергетики. Один из них - проект "Сахалин-1", который осуществляется американской компанией ExxonMobil в сотрудничестве с российскими и японскими партнерами. Этот проект включает добычу и переработку нефти и газа. Также на Сахалине реализуется проект "Сахалин-2", в рамках которого осуществляется экспорт сжиженного природного газа в Японию и другие страны.

Какова основная нефтегазовая стратегия России в Средней Азии?

Основной нефтегазовой стратегией России в Средней Азии является укрепление сотрудничества с государствами этого региона в области добычи и транспортировки нефти и газа. Российские компании, в основном ЛУКОЙЛ, активно добывают нефть и газ в Казахстане. Однако их объемы добычи составляют всего около 8% от общего объема добытой нефти и порядка 15% от общего объема добытого газа.

Что такое Среднеазиатская и Дальневосточная стратегии России?

Среднеазиатская стратегия России - это совокупность политических, экономических и военных действий России, направленных на укрепление своего влияния и присутствия в регионе Средней Азии. Дальневосточная стратегия - это аналогичные действия, но уже в отношении Дальнего Востока.

Что такой восточный вектор энергетической политики России?

Восточный вектор энергетической политики России - это стратегия, направленная на развитие взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики с странами Восточной Азии и Средней Азии, основывающаяся на экспорте российской нефти и газа в эти регионы.

Какие проекты реализуются на Сахалине с участием России?

На Сахалине реализуются различные проекты, связанные с добычей и экспортом углеводородов. Например, проект "Сахалин-1" включает добычу нефти в Черноморском море и экспорт через новостройку терминала на острове. Также на Сахалине ведутся работы по разработке углеводородов в рамках проекта "Сахалин-2", который включает добычу газа и строительство экспортного терминала.

Какую долю нефти и газа добывает ЛУКОЙЛ в Казахстане?

В настоящее время ЛУКОЙЛ добывает в Казахстане около 8% от общего объема добытой нефти и примерно 15% от общего объема добытого газа.

Какие перспективы развития проектов с российским участием зависят от объемов добычи нефти в Каспийском регионе?

Перспективы развития проектов с российским участием во многом зависят от объемов добычи нефти в Каспийском регионе. Если находки новых месторождений окажутся значительными, то это может существенно увеличить объемы добычи и экспорта российской нефти, а следовательно, и повысить перспективы развития проектов.

Каковы основные стратегии России в Средней Азии и на Дальнем Востоке?

Одна из основных стратегий России в Средней Азии и на Дальнем Востоке - это развитие восточного вектора энергетической политики. Россия активно участвует в нефтегазовых проектах и строит энергетическую инфраструктуру в регионе. Также Россия стремится укрепить свои экономические, политические и культурные связи с странами Средней Азии и Дальнего Востока. При этом, российские компании, в основном ЛУКОЙЛ, активно добывают нефть и газ в Казахстане.

Каков объем добычи нефти и газа в Казахстане российскими компаниями?

Сегодня российские компании, в основном ЛУКОЙЛ, добывают в Казахстане около 8% от общего объема добытой нефти и примерно 15% от общего объема добытого газа.