Структура высшего профессионального образования.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Право
  • 2525 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 20.01.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Национальные образовательные границы: правовые контуры……………...4
2. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования………………………………………………………………………..9
3. Проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений: правовой аспект……………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников и литературы…………………………...22


Фрагмент для ознакомления

Впрочем, и в советский период развитие начал межотраслевого управления координационного характера привело в дальнейшем к выделению специальных управленческих структур, ориентированных на профессионально-техническое образование. Образовательные учреждения данного профиля в учебно-методическом плане возглавлялись Государственным комитетом профессионально-технического образования Совета Министров СССР, при этом они находились в ведении некоторых министерств и ведомств. Высшая школа СССР и РСФСР в конце 80-х - начале 90-х имела четко выраженную отраслевую специфику[17, 138].
На сегодня такая структура сохранена. В сфере высшего образования "двойное" подчинение отраслевых (ведомственных) вузов реализуется посредством центрального управления на уровне установления отдельных элементов системы образования (государственные образовательные стандарты, определенные нормативы и т.п.) и обеспечения деятельности, в том числе финансирования непосредственно отраслевым министерством (ведомством) - федеральным отраслевым органом исполнительной власти.
При этом связь отраслевого и ведомственного начала служит повышению уровня государственного управления[19].
Зарубежная практика также устанавливает различные органы, участвующие в процессе управления вузами, в основном в функциональном аспекте (например, в Англии созданы Совет по финансированию высшей школы, Агентство по обеспечению качества высшего образования, по статистике высшего образования)[31].
Кроме того, ведомственная группировка вузов имеет под собой объективные основания. Как считает М.А. Каплюк, "принадлежность вуза к той или иной отрасли, во-первых, позволит сохранить многолетние накопленные традиции в подготовке кадров для них; во-вторых, усилит взаимодействие вуза с конкретными предприятиями и отраслевым предприятиям будет выгодно вкладывать инвестиции в развитие образования и науки именно в ведомственном вузе, ориентированном на эту отрасль"[15, 87]. Впрочем, необходимость сохранения ведомственной структуры вузов связывается также государственными приоритетными национальными проектами в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, реализация которых невозможна без квалифицированных кадров соответствующего профиля.
Следовательно, для формирования единой системы вузов и решения общих задач государственной политики в высшем образовании необходимо совершенствовать организационно-правовые формы взаимодействия центральных и отраслевых министерств (ведомств), а также негосударственного сектора в высшем образовании посредством: 1) оптимизации управленческих связей между центральными (стержневыми) и отраслевыми (ведомственными) органами управления высшими учебными заведениями; развития механизмов субординационно-координационных отношений посредством ведомственных соглашений и совместных управленческих решений в части вопросов деятельности вузов; 2) совершенствованием внутренней структуры Министерства образования и науки путем создания профильного органа по общим вопросам функционирования вузов (государственных и негосударственных), не входящих в систему Рособразования.







Заключение

На фоне процессов глобализации трансформируется и роль государства. Система высшего образования поддерживается государством на основе ее самофункционирования. Наблюдается переход от функции поддержания социальной сущности высшего образования в предоставлении его как социального блага к осуществлению функций заказчика образовательных услуг вуза. Само государство при этом выступает не абсолютным регулятором, а элементом этой системы. Бюджетно-финансовый статус вузов ряда государств наглядно показывает конкурентные начала в распределении бюджетных ресурсов среди поставщиков образовательных услуг. Все более актуальным становится вопрос о расширении сферы договорных отношений и на область бюджетного образования в целях более полного проявления частноправовых и публичных начал. Диверсификация источников финансирования вузов определяется постепенным сокращением их государственного финансирования. Не остается в стороне и фактор конкуренции за имеющиеся ресурсы. Многоканальность финансирования высшего образования обеспечивается также путем создания на базе вузов автономных учреждений, имеющих более широкие, по сравнению с бюджетными учреждениями, возможности привлечения финансовых средств в основном за счет расширенного перечня платных услуг.
Потребность таких изменений диктуется параметрами бюджетной политики, определяющей сокращение налоговой нагрузки по отдельным секторам экономики, и выведения из бюджетной сферы тех отраслей, которые могут функционировать на принципах рыночного хозяйства.
Ограничения доходов видятся исследователями в качестве основных причин пересмотра взаимоотношений вуза и государства. В государственном секторе отражением процессов глобализации и рецепции Россией положений Болонской декларации является смена принципов государственной политики в сфере высшего образования, направленных прежде всего на рационализацию бюджетных расходов и связанную с этим эффективность деятельности образовательных организаций. Снижение бюджетного финансирования отдельных социальных отраслей стало индикатором основных элементов автономии высшей школы: развития самостоятельности, саморегулирования, ответственности. Очевидна необходимость установления прочных связей вузов с реальным сектором экономики и работодателями, снижения финансовых затрат и увеличения качества предлагаемых образовательных услуг. Свободное образовательное пространство определяет не только мобильность студентов, преподавателей, но также и перемещение (экспорт) через границы различных государств образовательных услуг, что обеспечивается присутствием иностранных вузов (филиалов) на их территориях. Сформировавшийся рынок образовательных услуг, рассчитанный на внутреннего потребителя, должен выйти за пределы национальных границ и активно двигаться в мировое образовательное пространство.
Поэтому на фоне глобальной экономики на изменение сущности вузов влияют также процессы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), роль которой весьма существенна в управлении глобализацией образования.











Список использованных источников и литературы

1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2011) "Об образовании" // Российская газета, N 172, 31.07.1992.
2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 27.09.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Российская газета, N 164, 29.08.1996.
3. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 27.09.2011) "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
4. Федеральный закон от 01.12.2007 N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки" // Российская газета, N 272, 05.12.2007.
5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
6. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 (ред. от 15.06.2011) "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" // СЗ РФ, 24.05.2010, N 21, ст. 2603.
7. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731.
8. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580.
9. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 (ред. от 20.05.2011) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" // СЗ РФ, 09.01.2006, N 2, ст. 186.
10. Абалдуев В.А., Глушко Е.К., Дащинская З.П., Живаев М.Н., Козырин А.Н., Комягин Д.Л., Корф Д.В., Насонкин В.В., Сафронова Е.И., Смирнова М.В., Трошкина Т.Н., Шадрина О.В., Ялбулганов А.А. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс, 2011.
11. Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимов Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Библиотека журнала "Университетское управление: практика и анализ". Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006.
12. Виттенбек В. Внебюджетное образование и личность // Высшее образование в России. 2005. N 11.
13. Горбань М. Россия в ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2002. N 2.
14. Гущина Е.Г., Тимачева Е.В. Мобильность рабочей силы: факторы и последствия // Труд и социальные отношения. 2008. N 2 (44).
15. Каплюк М.А. Проблемы определения понятия и видов высших учебных заведений // Юридическое образование и наука. 2006. N 3.
16. Каткова Л.В. Политика современного Российского государства в сфере регулирования образования // Юридическое образование и наука. 2010. N 2.
17. Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М.: Междунар. отношения, 2004.
18. Кашкин С.Ю. Место права Европейского союза в меняющейся системе высшего юридического образования РФ // Юридическое образование и наука. 2008. N 4.
19. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2011.
20. Крылова И.С. Европейский союз и национальный суверенитет // Журнал российского права. 1997. N 2.
21. Лихачев А. Российские экономические интересы в единой Европе // Международная жизнь. 2004. N 7 - 8.
22. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997.
23. Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Новый уровень образования // ЭЖ-Юрист, 2007, N 43.
24. Понкин И.В. Европейские и американские университеты: соперничество и взаимовлияние // Право и образование. 2008. N 10.
25. Рудык Э.Н., Букреев В.В. Повышение социальной устойчивости предприятия на основе демократизации хозяйственной власти (к теории вопроса) // Труд и социальные отношения. 2008. N 2 (44).
26. Стахов А.И. Право безопасности как подотрасль административного права: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2008.
27. Сурков В.Ю. Суверенитет - это политический синоним конкурентоспособности. Суверенитет: Сборник / Сост. Н. Гароджа. М.: Европа, 2006.
28. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007.
29. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и переработ. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007.
30. Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М.: Юридическая фирма "Контракт"; Инфра-М, 2005.
31. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад. М.: Логос, 2005.
32. Шершнев Л.И. Образовательное пространство России как системообразующий фактор национальной безопасности // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: по материалам Всероссийской конференции. Москва, 21 - 23 апреля 2005 г. / Под ред. В.В. Аникова, О.Г. Грохольской. М.: УРАО, 2005.
33. Штыков В.В. Административно-правовая организация механизма управления высшим образованием: региональный аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2001.
34. Ящук Т.Ф. Основные этапы развития российского юридического образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 3.












3

Список использованных источников и литературы

1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2011) "Об образовании" // Российская газета, N 172, 31.07.1992.
2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 27.09.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Российская газета, N 164, 29.08.1996.
3. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 27.09.2011) "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
4. Федеральный закон от 01.12.2007 N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки" // Российская газета, N 272, 05.12.2007.
5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
6. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 (ред. от 15.06.2011) "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" // СЗ РФ, 24.05.2010, N 21, ст. 2603.
7. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731.
8. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580.
9. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 (ред. от 20.05.2011) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" // СЗ РФ, 09.01.2006, N 2, ст. 186.
10. Абалдуев В.А., Глушко Е.К., Дащинская З.П., Живаев М.Н., Козырин А.Н., Комягин Д.Л., Корф Д.В., Насонкин В.В., Сафронова Е.И., Смирнова М.В., Трошкина Т.Н., Шадрина О.В., Ялбулганов А.А. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс, 2011.
11. Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимов Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Библиотека журнала "Университетское управление: практика и анализ". Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006.
12. Виттенбек В. Внебюджетное образование и личность // Высшее образование в России. 2005. N 11.
13. Горбань М. Россия в ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2002. N 2.
14. Гущина Е.Г., Тимачева Е.В. Мобильность рабочей силы: факторы и последствия // Труд и социальные отношения. 2008. N 2 (44).
15. Каплюк М.А. Проблемы определения понятия и видов высших учебных заведений // Юридическое образование и наука. 2006. N 3.
16. Каткова Л.В. Политика современного Российского государства в сфере регулирования образования // Юридическое образование и наука. 2010. N 2.
17. Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М.: Междунар. отношения, 2004.
18. Кашкин С.Ю. Место права Европейского союза в меняющейся системе высшего юридического образования РФ // Юридическое образование и наука. 2008. N 4.
19. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2011.
20. Крылова И.С. Европейский союз и национальный суверенитет // Журнал российского права. 1997. N 2.
21. Лихачев А. Российские экономические интересы в единой Европе // Международная жизнь. 2004. N 7 - 8.
22. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997.
23. Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Новый уровень образования // ЭЖ-Юрист, 2007, N 43.
24. Понкин И.В. Европейские и американские университеты: соперничество и взаимовлияние // Право и образование. 2008. N 10.
25. Рудык Э.Н., Букреев В.В. Повышение социальной устойчивости предприятия на основе демократизации хозяйственной власти (к теории вопроса) // Труд и социальные отношения. 2008. N 2 (44).
26. Стахов А.И. Право безопасности как подотрасль административного права: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2008.
27. Сурков В.Ю. Суверенитет - это политический синоним конкурентоспособности. Суверенитет: Сборник / Сост. Н. Гароджа. М.: Европа, 2006.
28. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007.
29. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и переработ. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007.
30. Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М.: Юридическая фирма "Контракт"; Инфра-М, 2005.
31. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад. М.: Логос, 2005.
32. Шершнев Л.И. Образовательное пространство России как системообразующий фактор национальной безопасности // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: по материалам Всероссийской конференции. Москва, 21 - 23 апреля 2005 г. / Под ред. В.В. Аникова, О.Г. Грохольской. М.: УРАО, 2005.
33. Штыков В.В. Административно-правовая организация механизма управления высшим образованием: региональный аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2001.
34. Ящук Т.Ф. Основные этапы развития российского юридического образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 3.

Вопрос-ответ:

Какова структура высшего профессионального образования?

Высшее профессиональное образование включает несколько уровней: бакалавриат, специалитет и магистратуру. Бакалавриат - это первый уровень образования, обычно продолжающийся 4 года. Специалитет представляет собой более глубокое изучение определенной специализации, и его продолжительность составляет обычно 5-6 лет. Магистратура - это ступень образования, призванная предоставить более углубленные знания и исследовательские навыки. В зависимости от выбранной специализации, магистратура может длиться от 1 до 3 лет.

Какие национальные образовательные границы существуют в системе высшего профессионального образования?

Национальные образовательные границы определяются правовыми нормами каждой страны. Они указывают на то, что высшее профессиональное образование, присуждаемое в одной стране, может не признаваться в другой. Это связано с различиями в структуре и качестве образования между разными странами. Например, в России действуют определенные требования и стандарты для получения высшего профессионального образования, которые могут отличаться от требований других стран.

Какова структура системы высшего и послевузовского профессионального образования?

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования включает несколько уровней. Высшее образование включает бакалавриат, специалитет и магистратуру, как уже было упомянуто. Послевузовское профессиональное образование включает аспирантуру и докторантуру, что дает возможность продолжить учебу и подготовиться к научной работе или преподавательской деятельности. Таким образом, система образования предоставляет возможность для продвижения вверх по ступеням образования и достижения более высоких уровней квалификации.

Какова структура высшего профессионального образования?

Структура высшего профессионального образования включает в себя несколько уровней: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Бакалавриат является первым уровнем высшего образования и предоставляет базовые знания в определенной области. Магистратура предоставляет более углубленные знания и навыки. Аспирантура, или докторантура, предназначена для подготовки научных кадров.

Какие национальные образовательные границы существуют в правовых контурах?

В правовых контурах существуют национальные образовательные границы, которые определяют различные системы и стандарты высшего образования в разных странах. Это включает в себя отличия в учебных планах, программных требованиях, квалификационных требованиях и т. д.

Какова структура системы высшего и послевузовского профессионального образования?

Система высшего и послевузовского профессионального образования состоит из нескольких уровней: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура. Бакалавриат предоставляет базовые знания и навыки, магистратура - более глубокие знания и специализацию. Аспирантура и докторантура предназначены для подготовки научных кадров.

Какие проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений существуют с правовой точки зрения?

Существует ряд проблем и перспектив совершенствования системы высших учебных заведений с правовой точки зрения, включая необходимость разработки и принятия законов и положений, регулирующих высшее образование, адаптацию системы к изменяющимся требованиям рынка труда, обеспечение доступности образования для всех граждан, и т. д. Перспективы включают в себя развитие новых форм и методов образования, использование информационных технологий, повышение качества подготовки и др.

Где можно найти список использованных источников и литературы?

Список использованных источников и литературы может быть найден в конце статьи или исследования. Этот список включает в себя ссылки на все источники информации, использованные автором при написании статьи.