Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование представление о геометрических фигурах у детей 4-ого года жизни по средствам сказки.

  • 38 страниц
  • 30 источников
  • Добавлена 01.10.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах у детей 4-го года жизни
1.1.Психологические особенности восприятия геометрических фигур детьми дошкольного возраста
1.2.Методика формирования представлений о геометрических фигурах
Глава 2. Исследование формирования представлений о геометрических фигурах у детей 4-ого года жизни посредствам сказки
2.1.Исследование геометрических представлений дошкольников
2.2.Использование сказки в формировании геометрических представлений у дошкольников 4-го года жизни
2.3.Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Здесь также на помощь могут прийти на помощь различные сказки.
Существуют и специальные геометрические сказки. Например, «Сказка о прямоугольнике»:
«Жили-были в чудесной стране Геометрии Карандаш и Линейка. Как-то раз задумали они начертить четырехугольник, у которого все углы - по 90о. Чертили-чертили целый день. Особенно старалась Линейка. Она ложилась ровно, не наклоняясь. Карандаш отчетливо проводил и соединял линии. В конце концов у них получилась такая фигура. На радостях отправились они к своему другу Транспортиру. Он жил неподалеку от наших героев. Это был удивительно трудолюбивый и внимательный инструмент. Он напоминал половину круга, и поэтому его еще иногда ласково называли Пирожок. Пришли наши герои и попросили у него помощи:
- Послушай, Пирожок, помоги нам. Мы целый день чертили фигуру, у которой все углы должны быть по 90 градусов. А так ли у нас получилось, мы не знаем. Проверь, пожалуйста.
А у Транспортира на спинке было много делений от 0 до 180. Проверка величины углов - его самое любимое занятие. Поэтому он, конечно, согласился. Все углы у четырехугольника действительно были равны 90о. А потом он улыбнулся и сказал:
- Угол, равный 90о, - это прямой угол, а четырехугольник, у которого все углы - по 90о, называется прямоугольником. В следующий раз, когда соберетесь что-нибудь чертить, - сказал Транспортир, - не забудьте про меня. Я обязательно приду к вам на помощь, и дело быстрее сладится.
И еще он добавил:
Раз, два, не ленись,
Дружно за дело вместе берись!».
Такие сказки можно использовать как при знакомстве с фигурами, так и при закреплении уже имеющихся знаний.
Наконец, можно использовать различных сказочных героев для проведения математических занятий. Пример такого занятия представлен в Приложении 1.
Анализ результатов экспериментальной работы
После проведения контрольного эксперимента вновь были использованы методики констатирующего исследования.
В результате исследования по методике «Доска Сегана» были получены следующие результаты. Высокий уровень показали 5 детей – они безошибочно выполнили задание, помощь и подсказки экспериментатора им не понадобились. Средний уровень показали 14 детей, они смогли выполнить задание только после показа экспериментатора, но словесная классификация им не понадобилась. Остальные 3 детей с заданием справились только после словесной классификации и показали низкий уровень геометрических представлений.
На рисунке 4 представлены графические результаты исследования.

Рисунок 4. Результаты исследования по методике «Доска Сегана» на этапе контрольного эксперимента

На рисунке видно, что уровень дошкольников вырос, особенно это видно по увеличению детей с высоким уровнем и уменьшением детей с низким уровнем.
Результаты исследования по второй методике «Что за фигура после формирующего эксперимента были следующими. Высокий уровень показали 8 детей, они смогли выполнить задание по основной инструкции. Средний уровень показали 12 детей, они смогли выполнить задание после словесного пояснения, сравнения с предметами обихода. Остальные 2 детей показали низкий уровень, они отвечали только после подсказки, знают только основные фигуры, путают похожие фигуры.
На рисунке 5 показаны графические результаты данного исследования.

Рисунок 5. Результаты исследования по методике «Что за фигура» на этапе контрольного эксперимента

На рисунке видно, что и по данной методике после проведения формирующего эксперимента дети смогли показать более высокий результат.
Результаты по методике «Раздели по группам» были следующие. Высокий уровень показали 6 детей, они выполнили задание по основной инструкции, в помощи не нуждались. Средний уровень показали 12 детей, они смогли выполнить задание после словесного пояснения, сравнения с предметами обихода. Остальные 4 детей показали низкий уровень, они отвечали только после подсказки, знают только основные фигуры, путают похожие фигуры.
На рисунке 6 показаны графические результаты исследования.

Рисунок 3. Результаты исследования по методике «Раздели по группам» на этапе констатирующего эксперимента

Таким образом, проведенное исследование показало, что после проведения формирующего эксперимента дошкольники стали лучше узнавать геометрические фигуры, что свидетельствует об эффективности использования сказок в качестве средства развития представлений о форме предметов.
Заключение
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов — геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.
На основе накопленного сенсорного опыта на специальных занятиях детей учат различать и называть круги, квадраты, треугольники. Модели геометрических фигур сравниваются попарно: круг и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и круг. Предъявляются фигуры, окрашенные в разные цвета, такие фигуры сравнивать легче, чем фигуры одного цвета.
Для подтверждения поставленной гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Его цель – исследовать формирование представлений о геометрических фигурах у детей 4-го года жизни посредством сказки.
Исследование проходило в три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) дети 4-го года жизни были обследованы при помощи специальных методик для выяснения уровня их представлений о форме предметов. На втором этапе исследования с детьми был проведен формирующий эксперимент в ходе которого для развития геометрических представлений использовались сказки. На третьем этапе эксперимента было проведено контрольное исследование, во время которого дети вновь были обследованы по методикам констатирующего эксперимента для выявления эффективности проведенных работ.
Проведенное констатирующее исследование показало, что половина детей находиться на среднем уровне представлений о форме предметов, и лишь некоторые дети смогли показать высокий уровень. Треть детей показали низкий уровень геометрических знаний. И хотя никто не показал очень низкого уровня, полученные результаты свидетельствуют о том, что необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие геометрических представлений детей.
Сказку можно использовать в развитии геометрических представлений как на этапе изучения новых фигур, так и для закрепления уже имеющихся знаний. Многие сказки сами по себе несут геометрический материал – колобок круглый, яйцо овальное и т.д. Кроме того, есть специальные математические сказки. Можно использовать сказочных героев и проводить занятии в виде сказки.
Проведенное контрольное исследование показало, что после проведения формирующего эксперимента дошкольники стали лучше узнавать геометрические фигуры, что свидетельствует об эффективности использования сказок в качестве средства развития представлений о форме предметов.
Таким образом, была доказана поставленная гипотеза: формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов вызывает у детей 4-го года жизни затруднено в связи с недостаточным развитием пространственных и математических представлений. Использование сказок позволит развить представления о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-го года жизни.
Список литературы
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М.: Просвещение 1984. – 64с.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций. – М.: Владос, 2004. – 400с.
Белошистая А.В.Обучение математике в ДОУ. – М.: Айрис-пресс. – 2005. – 320с.
Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании. / Вопросы психологии. – 1993. - №5 – С.39-40
Бортникова Е. Чудо обучайка: изучаем геометрические фигуры. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 24с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989. – 127с.
Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1997. – 160с.
Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. – М.: Росмен, 2006. – 176с.
Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1997. – 175с.
Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. — М.: Гумавит. изд. центр ВЛАДОС. – 64с.
Звонкин А. Малыши и математика, непохожая на математику // Знание — сила. № 8. С. 41—44.
Кларина Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. – М.: Новая школа, 1993. – 108с.
Леушина А.М. Обучение счёту в детском саду. – М.: Учпедиз., 1961. – 69с.
Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974 – 368с.
Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. – Л.,1964. – 182с.
Математическое развитие дошкольников: Уч. метод. пособие/ Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 304с.
Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду (формирование у дошкольников элементарных математический представлений): Пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 223с.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение 1984. – 224с.
Морозова М., Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. – М: Госиздат, 1927. – 256с.
Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. // Вопросы психологии. – 1966. – № 4. – С.21-26
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 95с.
Рузская А.Г. Развитие восприятия формы в дошкольном возрасте. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. — М.: Просвещение, 1966. – 247с.
Сенсорное воспитание в детском саду: метод. указания / под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969. – 227с.
Сербина Е.В.Математика для малышей. – М.. Просвещение, 1992. – 80с.
Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Метод. рек. для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 157с.
Сохина В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование. // Дошкольное воспитание — 1974. — №12. — С. 41 —43.
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 64с.
Федлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 270с.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: МПСИ, 2005. – 392с.
Приложение
Приложение 1
Конспект занятия по математике для старшей группы на тему: «Геометрические фигуры».
Цели
1. Уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках.
2. Учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.
Материалы
Картинки Карандаша, Самоделкина, Буратино; счетные палочки; набор плоскостных геометрических фигур; альбомный лист.
Ход занятия
Сегодня вы отправляетесь в путешествие по стране «Геометрия» вместе с Карандашом, Самоделкиным, Буратино.
Друзья собрались у Карандаша. У него на столе разложено много разных фигур.
- Ой, что это? - спросил Буратино и показал на фигурку, у которой три угла, три стороны и три вершины.
- Самоделкин закричал: «Я знаю, я знаю! У меня даже загадка про эту фигуру есть! Вот послушайте:
Узнаешь сразу ты, кто я, На нас ты посмотри. У нас всего, у нас всего, Естественно, по три. Три стороны, и три угла, Три пика - острия... Мне это нравится вполне. Ведь... (треугольник) я!»
Совершенно верно! - сказал Карандаш.
Теперь возьмите палочки и сделайте треугольник, - предложил Карандаш своим друзьям.
Педагог предлагает детям взять палочки и сделать из них треугольники, разные по размеру.
- В своем наборе геометрических фигур найдите треугольники, разные по размеру.
Что общего у всех этих фигур? Чем они отличаются?
Подумайте и скажите, на что похожи треугольники.
Ой, а это что за фигура? - снова спросил Буратино и показал на квадрат.
Я тоже знаю! - сказал Самоделкин.
И про эту фигуру у меня есть загадка:
Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины". Вам представиться я рад, А зовут меня... (квадрат).
Педагог обращается к детям:
- Что интересного знаете о квадрате вы?
Карандаш просит составить из палочек квадраты, разные по размеру.
- В своем наборе геометрических фигур найдите квадраты, разные по размеру.
- Что общего у этих фигур?
Чем они отличаются?
На что похож квадрат?
Ой, здесь еще какие-то «странные» квадраты! - удивился Буратино.
У этих «странных» квадратов есть свое название, - сказал Карандаш.
Педагог обращается к детям:
А вы знаете, как они называются?
Что интересного знаете о прямоугольнике вы?
Карандаш просит составить из палочек прямоугольники, разные по размеру.
В своем наборе геометрических фигур найдите прямоугольники, разные по размеру.
Что общего у этих фигур?
Чем они отличаются?
На что похожи прямоугольники?
У Буратино что-то все перепуталось в голове, поэтому он желает немного отдохнуть.
Минутка для отдыха
Загудел паровоз
И вагончик повез:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Далеко я укачу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики:
«Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»
- На какую геометрическую фигурку похожи колесики?
А вот это круг! - радостно сказал Буратино, - Я его сразу узнал!
Педагог обращается к детям:
Карандаш предлагает из палочек сделать круг.
Почему не получается сделать круг из палочек?
Что интересного мы должны помнить о круге?
В своем наборе геометрических фигур найдите круги, разные по размеру.
Что общего у этих фигур? Чем они отличаются?
На что похожи круги?
- Опять какой-то «странный» круг! - с удивлением произнес Буратино.
- Опять ты все напутал! - сказал Самоделкин и загадал такую загадку:
Мальчик круг нарисовал - убежал.
Тут слоненок проходил - наступил. И из круга получился ... (овал).
Теперь я понял! - сказал Буратино. - Это овал.
Педагог обращается к детям:
Можно ли овал сделать из палочек? Почему?
- В своем наборе геометрических фигур найдите овалы, разные по размеру.
Что общего у этих фигур?
Чем они отличаются?
На что похожи овалы?
Знаете ли вы, что прямоугольник и квадрат относятся к четырехугольникам?
Почему их можно объединить в одну группу?
Знаете ли вы, как называется фигура, у которой 5 углов? 6 углов?
Что получится, если геометрические фигуры составить вместе? - удивленно спросил Буратино.
- Каждый из вас придумает картину и на альбомном листе составит ее из геометрических фигур.
(Дети самостоятельно выполняют задание.)
Расскажите Буратино, из каких геометрических фигур сделали домик, солнце, елочку, бабочку, цветочек и т. д.
А теперь соберите геометрические фигуры вместе.
Выберите все фигуры, одинаковые по форме; по цвету; по размеру.
Какие фигуры выбирали?
Занятие подошло к концу, давайте поблагодарим друзей за интересное и полезное путешествие по стране «Геометрия». Вы действительно научились хорошо разбираться в геометрических фигурах и научили этому Буратино.








2

Список литературы
1.Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М.: Просвещение 1984. – 64с.
2.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций. – М.: Владос, 2004. – 400с.
3.Белошистая А.В.Обучение математике в ДОУ. – М.: Айрис-пресс. – 2005. – 320с.
4.Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании. / Вопросы психологии. – 1993. - №5 – С.39-40
5.Бортникова Е. Чудо обучайка: изучаем геометрические фигуры. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 24с.
6.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989. – 127с.
7.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1997. – 160с.
8.Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. – М.: Росмен, 2006. – 176с.
9.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1997. – 175с.
10.Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. — М.: Гумавит. изд. центр ВЛАДОС. – 64с.
11.Звонкин А. Малыши и математика, непохожая на математику // Знание — сила. № 8. С. 41—44.
12.Кларина Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. – М.: Новая школа, 1993. – 108с.
13.Леушина А.М. Обучение счёту в детском саду. – М.: Учпедиз., 1961. – 69с.
14.Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974 – 368с.
15.Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. – Л.,1964. – 182с.
16.Математическое развитие дошкольников: Уч. метод. пособие/ Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 304с.
17.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду (формирование у дошкольников элементарных математический представлений): Пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 223с.
18.Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение 1984. – 224с.
19.Морозова М., Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. – М: Госиздат, 1927. – 256с.
20.Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. // Вопросы психологии. – 1966. – № 4. – С.21-26
21.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 95с.
22.Рузская А.Г. Развитие восприятия формы в дошкольном возрасте. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. — М.: Просвещение, 1966. – 247с.
23.Сенсорное воспитание в детском саду: метод. указания / под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969. – 227с.
24.Сербина Е.В.Математика для малышей. – М.. Просвещение, 1992. – 80с.
25.Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Метод. рек. для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 157с.
26.Сохина В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование. // Дошкольное воспитание — 1974. — №12. — С. 41 —43.
27.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 64с.
28.Федлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
29.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 270с.
30.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: МПСИ, 2005. – 392с.

Роль дидактических игр и упражнений развитии представлений о геометрических фигур

Министерство образования российской Федерации

Архангельское Высшее

педагогическое училище

(колледж)





РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

В РАЗВИТИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

ФОРМЫ

РАБОТА

С помощью метода математического развития

Содержание

Введение

Глава 1. Роль дидактических игр и упражнений в развитии

1.1 Значение дидактических игр и упражнений. Презентация геометрические фигуры

1.1.1 Значение дидактических игр и упражнений во всестороннем развитии дошкольников

1.1.2 Значение дидактических игр и упражнений в умственном развитии дошкольников

1.1.3 Значение дидактических игр и упражнений в математическом развитии дошкольников

Глава 2. Игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигур

2.1 Классификация дидактических игр

2.2 Структура дидактических игр

2.3 Требования к подбору и использованию дидактических игр и упражнений

2.4 Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений

2.5.1 Организация дидактических игр во ii младшей группе

2.5.2 Организация дидактических игр в средней группе

2.5.3 Организация дидактических игр в самая большая группа

2.5.4 Организация дидактических игр в школе подготовительные группы

Вывод

Глава 3. Экспериментальное подтвержение эффективности использования игр в развитии представлении о геометрический фигурах

3.1 Констатирующего эксперимента нет. 1

3.2 Констатирующего эксперимента № 2

3.3 Критерий оценок

Вывод

Вывод

Список литературы


Введение

Узнать стоимость работы