Педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-го года жизни.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 63 63 страницы
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 01.03.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2. АНАЛИЗ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ
2.2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Следующие три формы мы назовем природными, (фигуры, взятые из природы), их форма нам напомнит форму облака, фрукта, овоща или цветка, листочка. Попробуйте нарисовать с детьми эти три природные формы.
Задание каждый ребенок выполняет, как может. Здесь важнее всего понять, о чем идет речь.
Следующие три фигуры мы назовем фантазийные. Это такие фигуры, каких дети никогда нигде не видели и не встречали, фигуры могут быть большие и маленькие.
Затем предложите детям из первых трех геометрических фигур нарисовать какой-либо предмет или живой объект, а затем раскрасить. Фигуры, взятые из природы, можно раскрасить цветами, близкими к их природному цвету. В завершении, фантазийные формы можно смело раскрасить полосками, точками, любыми переливами цвета. Это упражнение поможет Вашему ребенку быть вдумчивым, неторопливым в выборе решения, проявить максимум сообразительности, напрячь воображение.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы (формирующего этапа эксперимента) с детьми был проведен цикл развивающих игровых занятий. При определении последовательности преподнесения необходимых знаний учитывались дидактические принципы доступность, постепенность, наглядность. То есть, при выборе содержания игровых занятий использовали доступный для детей 4-го года жизни объем представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Постепенность обучения строилась «от простого к сложному». Первоначально предлагались самые простые задания, где необходимо было найти только один параметр величины и сравнить по нему предметы. Затем задания усложнялись за счет увеличения количества сравниваемых предметов сначала до 3-х, а потом до 5-ти. В качестве дальнейшего усложнения детям предлагалось использовать не только уже известные им способы сравнения - приложение и наложение, но и новые, более сложные – сравнение с образцом и на глаз. Принцип наглядности реализовывался путем постоянного использования разнообразных демонстрационных и раздаточных материалов: игрушки, дидактические пособия, предметы быта, наборы конструкторов и др.
Учет психологических и возрастных особенностей дошкольников осуществлялся при разработке форм, средств и методов обучения. Так, у детей 4-го года жизни недостаточно развиты способности к логическому мышлению, для детей данного возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому характер заданий, прежде всего, соответствовал этим типам мышления.
Основным методом и формой занятий была выбрана дидактическая игра, так как ведущим видом деятельности дошкольника является именно игра. Игровая деятельность отвечает интересам и потребностям дошкольников. Включение игровой мотивации, занимательность материала вызывает интерес детей к выполнению заданий, делает получаемые знания личностно значимыми. Кроме того, сама форма организации обучения в виде дидактических игр помогала дифференцировать и индивидуализировать работу с детьми. Они предлагались как для игр парами, так и подгруппами с учетом уровня знаний и умений детей.
За основу занимательных игр и упражнений, которые были включены в ход математических занятий детей второй младшей группы, взяты игры и упражнения, описанные З.А. Михайловой [34].
Описание игр формирующего этапа эксперимента (опытно- экспериментальной работы) приведено в Приложении.
Таким образом, опытно-экспериментальная работы содержала два этапа, позволивших апробировать на практике педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-го года жизни.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

С целью проверки эффективности формирующего этапа эксперимента (опытно- экспериментальной работы) было проведено выявление динамики уровня сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-го года жизни.
Для этого нами проведено контрольное диагностическое исследование по методикам констатирующего эксперимента. Эксперимент проводился с теми же детьми экспериментальной группы (участвовавших в опытно- экспериментальной работе) и контрольной группы (в опытно- экспериментальной работе не участвовавших).
В таблице 2.3 представлены результаты исследования сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-го года жизни по всем заданиям на этапе контрольного эксперимента (после проведения формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы).
Таблица 2.3
Результаты контрольного эксперимента

Дети Результаты выполнения заданий, баллы Итог,
баллы Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 Экспериментальная группа Даша 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Средний Артем 1 0 1 1 1 0 1 1 6 Средний Миша 1 2 1 1 1 1 1 2 10 Средний Костя 1 0 1 1 0 1 1 1 6 Средний Рита 2 1 1 1 1 1 2 2 11 Средний Валя 2 1 2 1 2 2 2 2 14 Высокий Ваня 1 1 1 1 1 0 1 1 7 Средний Дима 1 0 1 1 1 0 1 1 6 Средний Марина 2 1 2 2 1 1 2 2 13 Высокий Максим 2 1 1 1 1 1 1 1 9 Средний Гриша 1 0 1 1 1 0 1 1 6 Средний Игорь 2 1 1 1 1 1 1 1 9 Средний Соня 1 0 1 1 1 0 1 1 6 Средний Ксюша 1 0 0 0 1 1 1 1 7 Средний Олег 1 1 2 1 1 1 2 1 10 Средний Контрольная группа Костя 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Средний Света 1 0 1 0 1 1 1 1 6 Средний Лена 1 1 1 1 1 1 2 1 9 Средний Женя 1 0 1 1 1 1 1 0 6 Средний Андрей 1 0 0 0 1 0 1 1 4 Низкий Никита 1 0 1 1 1 0 1 1 6 Средний Лёня 1 0 0 1 0 0 1 0 3 Низкий Миша 1 1 1 1 1 1 2 1 10 Средний Саша 1 0 0 1 1 0 1 0 4 Низкий Паша 1 0 1 1 1 1 1 1 7 Средний Аня 1 1 1 1 1 1 0 1 7 Средний Катя 1 0 1 1 1 1 1 1 7 Средний Рома 1 0 0 0 1 0 1 1 4 Низкий Тамара 1 0 1 1 1 1 1 1 7 Средний Дима 1 0 1 0 1 0 1 1 5 Низкий
В таблице 2.4 приведены результаты статистической обработки данных констатирующего исследования.
Таблица 2.4
Результаты статистической обработки данных контрольного исследования

Группа
Х± m Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень В % Колич. детей В % Колич. детей В % Колич. детей ЭГ 8,53± 0,37 13,3% 2 86,7% 13 - - КГ 6,20± 0,43 - - 66,7% 10 33,3% 5
В таблице 2.5. приведены сравнительные результаты статистической обработки данных констатирующего и контрольного исследований. Сравнительные результаты проведенного исследования отображены на диаграмме (рис. 2.2).
Таблица 2.5
Сравнительные результаты данных констатирующего (до ФЭ) и контрольного (после ФЭ) исследований

Группа Колич. детей Критерий
Вилкоксона Высокий уровень Средний
уровень Низкий
уровень До ФЭ После ФЭ До ФЭ После ФЭ До ФЭ После ФЭ ЭГ - 2 7 13 8 - TЭмп = 21 КГ - - 8 10 7 5 TЭмп = 65
Контрольное исследование показателей сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-го года жизни показало, что полученное для ЭГ эмпирическое значение Tэмп  находится в зоне значимости при p≤0,05, а для КГ эмпирическое значение Tэмп  находится в зоне незначимости.
То есть, для ЭГ выявлен статистически достоверный сдвиг по показателю сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов, что подтверждается математическим критерием Тэмп = 21 (p≤0,05).



Рис. 2.2. Сравнительные результаты данных констатирующего (до ФЭ) и контрольного (после ФЭ) исследований

Таким образом, контрольное исследование выявило значительную положительную динамику у детей экспериментальной группы по показателям методики исследования сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов. В контрольной группе результаты также изменились в положительную сторону, но в меньшей степени. Такое изменение можно объяснить тем, что дети контрольной группы занимались с педагогами ДОУ по обычной программе детского сада.

ВЫВОДЫ

Анализ литературных источников показал, что в дошкольном возрасте происходят качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение ими некоторых сенсорных эталонов. Глубокие качественные изменения, происходящие на протяжении детства в зрительном восприятии формы, заключаются в том, что ребенок переходит постепенно от примитивных форм анализа фигуры, состоящих в вычленении в ней отдельных составляющих частей, к более сложному анализу объектов, заключающемуся в сравнении, сопоставлении воспринимаемого объекта с другими объектами или с предложенным образцом.
Развитие познавательной деятельности детей значительно ускоряется и совершенствуется под обучающим руководством взрослого. В основе методики обучения детей в ДОУ математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. При этом деятельность педагогов по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников должна соответствовать возрастным особенностям детей.
На занятиях по математике, направленных на освоение детьми представлений о геометрических фигурах и форме предметов, педагоги используют различные методы - словесный, наглядный, игровой - и приемы - рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры.
Для выявления педагогических условий формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-го года жизни нами проведено эмпирическое исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Формирующее опытно-экспериментальное обучение, направленное на развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-го года жизни, проведено в ДОУ с учетом рекомендаций литературных источников и результатов констатирующего эксперимента.
В ДОУ проведена организация рациональной предметной развивающей среды (математический уголок), даны рекомендации родителям по совместной с воспитателями работе по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
В качестве педагогических условий, заложенных в разработку игровых занятий по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов, выступали следующие положения: построение работы учитывало таких дидактические принципы, как доступность, постепенность, наглядность; выбор форм, средств и методов обучения осуществлялся с учетом психологических особенностей и возрастных потребностей и интересов детей 4-го года жизни. Эти условия были реализованы в процессе проведения дидактических игр опытно-экспериментального обучения.
Контрольный этап эмпирического исследования подтвердил гипотезу исследования: повышение эффективности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-го года жизни будет происходить при следующих педагогических условиях: учете особенностей представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников; сочетания разнообразных видов деятельности дошкольников; использования разных видов игр.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы в образовательном процессе как данного ДОУ, так и других аналогичных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Альтхауз, Д. Цвет — форма — количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум: — М., 1984.— 64 с.
Барылкина, Л.П. Формирование математических представлений: 4–7 лет : [Текст] / Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович. - М.: Вако, 2008. – 207 с.
 Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики [Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. / А. В. Белошистая. — М.: Владос, 2003. — 400 с.
Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – Ростов на Дону: «Феникс», 2005.
Березина Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др. Под ред. А.А.Столяра.- М., 1988.- 303 с.
Блехер, Ф. Н. Математика в детском саду и нулевой группе [Текст]: учебное пособие для педагогических техникумов и высших педагогических учебных заведений / Ф. Н. Блехер. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934.
Богуславская, З.М., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.‚ 1999.
Боряева, Л.Б. Организация пространственно-развивающей среды // Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Л.Б. Боряева.- М.: Просвещение, 2002.
Венгер, Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1998.- 220 с.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144с.
Воронина, Л.В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие [Текст] / Л. В. Воронина, Н.А. Травина, Е.А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010.  –  368 с.
Восприятие и действие [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. - М.,1967.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский.– М., 1996.- 420 с.
Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. – М., 1997.
Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М., 1984. - С.48-60.
Ерофеева, Т.И. Знакомимся с математикой [Текст]: пособие для детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Ерофеева. – М., 2005 .
Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. -М:1992.
Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007.
Зайцев, В.В. Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 –летнего возраста [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / В.В. Зайцев. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
Запорожец, Л.В. Избранные психологические труды [Текст] / Л.В. Запорожец. - М., 1986.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] /Под. ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,- М.: Просвещение, 1989.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Кларина, Л.М. Дети и знаки. Буквы и цифры, геометрические формы / Л.М. Кларина . - М.,1993.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1998.
Корнеева, Г.А. Современные подходы к обучению дошкольников математике [Текст] / Г.А. Корнеева, Е.В. Родина //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 46 — 49.
Короткова, Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова // Ребёнок в детском саду. — 2002. — № 1.
Ле Минь Хоа. Роль строительно-конструктивных игр в формировании математических представлений у дошкольников [Текст]: Автореф. дисс…. канд. пед. наук / Ле Минь Хоа. – М., 1988.
Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. – М., Просвещение, 1974.- 368с.
Макеева, Т.А. Новые подходы в организации обучения дошкольников [Текст]: Современные проблемы дошкольного образования: материалы междунар. научно-практ. конф. / Т.А. Макеева. — М., 1996.
Математика от трех до семи [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов./ Авт.-сост. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. - СПб., 1999.
Математическое развитие дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
Метлина, Л. С. Развитие представлений у детей о форме [Текст] / Л.С. Метлина //Дошкольное воспитание. -1973. - №7 - С.12-17.
Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М., 1985.
Михайлова, 3. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / 3. А. Михайлова. — СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Михайлова, З.А. Математика от трёх до семи [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов /3. А. Михайлова. – СПб., 1997.
Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст]/ З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова и др. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.– 384с.
Никитин, Б. Развивающие игры [Текст] / Б. Никитин. – М., 1985.
Нищева,  Н.В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет) [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2009. - 40 с. Серия: "Играйка". 
Колесникова, Е.В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2008. – 50 с. Серия: Математические ступеньки.
Новикова, В.П. Математика в детском саду: младший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. - М.. 2000.
Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Пласкина, Л.И. Математика в детском саду [Текст]: методическое пособие для детей / Л.И. Пласкина.- М., 1994.- 68 с.
Программы дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Сост. О. А. Соломенникова. - М. : Аркти, 2003.
Сай, М.К.. Математика в детском саду [Текст] / М.К. Сай, Е.И. Удалъцова. - Минск,1990.
Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н. П. Сакулина.- М.: Просвещение, 1965. - 118 с.
Смоленцева, А.А. Математика до школы [Текст] / А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. - СПб., 1998.
Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А.Смоленцева. - М., 1987.
Соловьева, Е.В. Моя математика. Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2009. - 31 с.
Сохина, В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование [Текст]: хрестоматия / В.П. Сохина; сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 76-78.
Сысуева, Л. К вопросу о развитии восприятия формы и величины предметов у детей [Текст] / Л. Сысуева // Дошкольное воспитание. -1971. - № 9 - С.5-15.
Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.
Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер. - М., 1981.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Под ред. А.А.Столяра.- М., 1988.- 270 с
Чеплашкина, И. Математика - это интересно. Рабочая тетрадь. 2-3 года [Текст] / И. Чеплашкина. - СПб: Детство-Пресс, 2008. - 20 с.
Шабалин, С.Н. Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником [Текст] / С.Н. Шабалин // Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А.И.Герцена. — Л., 1939. — Т. 18. - С.59 - 106.
Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду [Текст] / Е.В. Шаталова. – Белгород, 1997.
Шаталова, Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Шаталова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2005 .- 75 с.
Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е.И. Щербакова. - М.: МПСИ, 2005. - 324 с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004.- 362 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры формирующего этапа эксперимента (опытно- экспериментальной работы)

1. Игра «Чудесный мешочек». Незнайка приносит «Чудесный мешочек» и дети рассматривают, что в мешочке. Доставая фигуру, определяют ее форму, цвет. Затем закрывают глаза, а воспитатель прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называет ее.
2.Игра «Геометрическая мозаика». Дети выбирают необходимые фигуры, составляют силуэты, картинки.
3. Различение шара и куба. Воспитатель бьет по мячу и говорит: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет», дети отгадывают - это мяч, потому-то мяч круглый, резиновый, загадывается другая загадка:
Его бьют, а он не плачет,
Почему-то и не скачет. (Куб)
Дети выясняют, почему куб не может катиться и скакать. Рассматривают особенности куба, состоит из квадратов, углов и сторон.
4. Игра «Собери из палочек квадрат, треугольник».
5. Игра «Что изменилось». На столе находятся 6-7 геометрических фигур, разных по форме, размеру и цвету. Дети запоминают расположение фигур, после изменений определяют новое расположение фигур, изменение в количестве.
6. Игра «Волшебный квадрат Воскобовича»
7. Игра «Что должно быть в пустой клетке?».
8. Игра «Дорисуй и назови предмет» Карточки с изображением пяти предметов или геометрических фигур, каждое изображение нужно дорисовать.
9. Игра «Составь фигуру». Дети получают по набору геометрических фигур, рассматривают, называют их и отбирают фигуры одной формы и составляют из имеющихся фигур новые геометрические фигуры другой величины.
10. Игра «Составь геометрическую фигуру из счетных палочек» Отсчитывая каждый раз по шесть палочек, дети составляют из них новую фигуру и называют ее. Выигрывает тот, кто составит наибольшее число фигур.
11. Игра «Угадай, какая фигура» с использованием блоков Дьенеша.
12.Игра «Найди лишнюю» дети находят на таблицах лишнюю геометрическую фигуру.
13. Игра «Построй одинаковые постройки» из блоков Дьенеша, в процессе игры дети убеждаются, что в наборе нет двух одинаковых геометрических фигур. Воспитатель предлагает подумать, как сделать два одинаковых круга, треугольника, квадрата.
14. Монгольская игра. Дети рассматривают игру, группируют фигуры по форме: прямоугольники, квадраты, треугольники, квадраты, затем по размеру и т.д.
15.Детям предлагается собрать «Теремок», определить форму стен, крыши, окон.
16. Игра «Город геометрических фигур». Незнайка побывал в Городе геометрических фигур и перепутал все улицы и дома, жители города так расстроились, что забыли, кто в каком городе живет, дети помогут им расселиться в новом городе.
Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются как бы три части города. Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые, дети должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие двумя общими признаками (цветом красные и формой круглые).
17. Игра «Мастерская ковров» Дети по описанию выбирают ковры для жителей каждой части Города геометрических фигур. Красные фигуры хотели бы такой ковер: в середине – квадрат, снизу – прямоугольник, сверху – три треугольника, слева один треугольник, справа два прямоугольника. Аналогично выбираются ковры для жителей других частей города.
18. Игра «Кто назовет больше геометрических фигур?» Дети определяют количество и названия геометрических фигур.
19. «Строим улицу». Из строительного материала дети выбирают кубики прямоугольной и квадратной формы, строят улицы, чередуя кубики по форме.
20.Игра с обручами (усложнение игры «Город геометрических фигур»).
Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются как бы три части города. Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые, дети должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие двумя общими признаками (цветом красные и формой круглые).
Используется весь набор блоков Дьенеша из 48 фигур.
21. «Вьетнамская игра» Воспитатель предлагает составить из геометрических фигур-элементов силуэты животных, растений, насекомых по замыслу. Затем детям дается по второму комплекту «Вьетнамской игры», вырезанному из цветной бумаги, дети составляют силуэты и наклеивают их на бумагу.
22.Игра «Гусеница». Дети выбирают из строительного набора треугольные пластины, складывают в одном направлении, строя гусеницу.
23.Игра «Найди свое место» В руках у детей карточки с геометрическими фигурами, и на каждом стульчике лежат карточки с изображением этих фигур. Дети под музыку двигаются по группе, как музыка прекращается, каждый садится на тот стул, где лежит такая же карточка, как у него. Игра усложняется, если фигуры будут отличаться по цвету, размеру, а также карточки со стула на стул перекладываются.
24.Аппликация.
Складывание и разрезание квадрата пополам, чтобы получились треугольники. Наклеивание на готовую форму, чтобы получилась крыша у домика.
25.Игра «Продолжи узор». Детям предлагается помочь Незнайке продолжить определенную последовательность из геометрических фигурок на столе, на полоске бумаги.
26.Игра «Отрицание». С помощью набора блоков Дьенеша дети угадывают задуманную геометрическую фигуру. (Не круг, не квадрат и т.д.)
27. Игра «Волшебный мешочек». Дети на ощупь определяют геометрические фигуры и тела.
28.Игра «Колумбово яйцо» Дети рассматривают элементы игры, составляют фигуры по образцу.
29.Игра «Чего не стало?» Воспитатель на столе или на фланелеграфе размещает геометрические фигуры, дети запоминают их, воспитатель закрывает все фигуры и убирает одну или две, затем открывает, и дети угадывают, чего не стало.
30.Игра «Геометрическая мозаика». Дети составляют изображение предмета из геометрических фигур, по образцу, по замыслу. Игра проводится в командах, каждая команда получает одинаковый набор геометрических фигур, дети самостоятельно договариваются о способах выполнения работы.
31.Игра «Посмотри вокруг» Дети делятся на команды, каждой команде предлагается назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы и т.д. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
32.Игра «Геоконт» Дети с помощью резинок создают изображение геометрических фигур по образцу и по замыслу.
33.Игра «Танграм»: дети составляют фигуры по образцу.
34.Игра «Волшебный круг». Дети составляют фигуры по образцу.
35.Игра «Давайте познакомимся». Дети встают в круг или парами, у каждого в руках свой блок Дьенеша, блоки «оживают» и «знакомятся» друг с другом, называя все свойства блока, как можно больше называя «полное имя» блока.













2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтхауз, Д. Цвет — форма — количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум: — М., 1984.— 64 с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики [Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. / А. В. Белошистая. — М.: Владос, 2003. — 400 с.
3.Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – Ростов на Дону: «Феникс», 2005.
4.Блехер, Ф. Н. Математика в детском саду и нулевой группе [Текст]: учебное пособие для педагогических техникумов и высших педагогических учебных заведений / Ф. Н. Блехер. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934.
5.Богуславская, З.М., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.‚ 1999.
6.Боряева, Л.Б. Организация пространственно-развивающей среды // Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Л.Б. Боряева.- М.: Просвещение, 2002.
7.Венгер, Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1998.- 220 с.
8.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144с.
9.Восприятие и действие [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. - М.,1967.
10.Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский.– М., 1996.- 420 с.
11.Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. – М., 1997.
12.Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М., 1984. - С.48-60.
13.Ерофеева, Т.И. Знакомимся с математикой [Текст]: пособие для детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Ерофеева. – М., 2005 .
14.Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. -М:1992.
15.Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007.
16.Зайцев, В.В. Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 –летнего возраста [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / В.В. Зайцев. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
17.Запорожец, Л.В. Избранные психологические труды [Текст] / Л.В. Запорожец. - М., 1986.
18.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] /Под. ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,- М.: Просвещение, 1989.
19. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
20.Кларина, Л.М. Дети и знаки. Буквы и цифры, геометрические формы / Л.М. Кларина . - М.,1993.
21.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1998.
22.Корнеева, Г.А. Современные подходы к обучению дошкольников математике [Текст] / Г.А. Корнеева, Е.В. Родина //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 46 — 49.
23.Короткова, Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова // Ребёнок в детском саду. — 2002. — № 1.
24.Ле Минь Хоа. Роль строительно-конструктивных игр в формировании математических представлений у дошкольников [Текст]: Автореф. дисс…. канд. пед. наук / Ле Минь Хоа. – М., 1988.
25.Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. – М., Просвещение, 1974.- 368с.
26.Макеева, Т.А. Новые подходы в организации обучения дошкольников [Текст]: Современные проблемы дошкольного образования: материалы междунар. научно-практ. конф. / Т.А. Макеева. — М., 1996.
27.Математика от трех до семи [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов./ Авт.-сост. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. - СПб., 1999.
28.Математическое развитие дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
29.Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М., 1985.
30.Метлина, Л. С. Развитие представлений у детей о форме [Текст] / Л.С. Метлина //Дошкольное воспитание. -1973. - №7 - С.12-17.
31.Михайлова, 3. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / 3. А. Михайлова. — СПб.: Детство-Пресс, 2007.
32.Михайлова, З.А. Математика от трёх до семи [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов /3. А. Михайлова. – СПб., 1997.
33.Никитин, Б. Развивающие игры [Текст] / Б. Никитин. – М., 1985.
34.Новикова, В.П. Математика в детском саду: младший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. - М.. 2000.
35.Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
36.Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
37.Пласкина, Л.И. Математика в детском саду [Текст]: методическое пособие для детей / Л.И. Пласкина.- М., 1994.- 68 с.
38.Программы дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Сост. О. А. Соломенникова. - М. : Аркти, 2003.
39.Сай, М.К.. Математика в детском саду [Текст] / М.К. Сай, Е.И. Удалъцова. - Минск,1990.
40.Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном дет¬стве [Текст] / Н. П. Сакулина.- М.: Просвещение, 1965. - 118 с.
41.Смоленцева, А.А. Математика до школы [Текст] / А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. - СПб., 1998.
42.Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А.Смоленцева. - М., 1987.
43.Сохина, В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование [Текст]: хрестоматия / В.П. Сохина; сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 76-78.
44.Сысуева, Л. К вопросу о развитии восприятия формы и величины предметов у детей [Текст] / Л. Сысуева // Дошкольное воспитание. -1971. - № 9 - С.5-15.
45.Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.
46.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст]: хрестоматия / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006.
47.Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер. - М., 1981.
48.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Под ред. А.А.Столяра.- М., 1988.- 270 с.
49.Шабалин, С.Н. Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником [Текст] / С.Н. Шабалин // Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А.И.Герцена. — Л., 1939. — Т. 18. - С.59 - 106.
50.Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду [Текст] / Е.В. Шаталова. – Белгород, 1997.
51.Шаталова, Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Шаталова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2005 .- 75 с.
52.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е.И. Щербакова. - М.: МПСИ, 2005. - 324 с.
53.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004.- 362 с.

Вопрос-ответ:

Какие педагогические условия способствуют формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 года?

Для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 года важно создать следующие педагогические условия: 1) использование игровых и практических заданий, которые требуют участия в действиях с фигурами и предметами; 2) использование наглядных материалов и моделей, которые помогают визуально представить геометрические фигуры и форму предметов; 3) проведение коллективных и индивидуальных занятий, на которых ребенок может общаться и обмениваться мнениями со сверстниками и воспитателем; 4) осуществление повторения и систематизации полученных знаний и навыков.

Какие особенности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 лет?

У детей 4 лет представления о геометрических фигурах и форме предметов еще только начинают формироваться. В этом возрасте дети обычно уже могут узнавать простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), но у них возникают сложности с определением и классификацией этих фигур. Они также могут различать форму предметов, но могут испытывать трудности в определении их конкретных геометрических характеристик (например, количество сторон у квадрата).

Какие существуют средства и методы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников?

Существует множество средств и методов формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников. Среди них: использование наглядных пособий (материалов) в виде пазлов, мозаик, настольных игр, конструкторов и т.д., проведение игровых заданий, включающих действия с геометрическими фигурами и предметами, использование метода репродуктивного восприятия (например, посредством наблюдения и повторения действий воспитателя), организация творческих и конструктивных заданий, проведение коллективных занятий с обсуждением и обменом мнениями.

Какие педагогические условия способствуют формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 года?

Педагогическими условиями, способствующими формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей в возрасте 4 года, могут быть: организация игровой деятельности, использование разнообразных средств обучения (геометрических игр, конструкторов, пазлов и др.), создание ситуаций и задач, стимулирующих интерес и познавательную активность детей, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Какие особенности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста?

Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста включают в себя необходимость конкретной материальной основы для понимания абстрактных понятий, преобладание восприятия формы по наружным признакам, трудность в установлении отношений между объектами и образами, а также развитие представлений о форме предметов в связи с их функциональным значением.

Какие средства и методы используются для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста в отечественной педагогике?

В отечественной педагогике для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста используются различные средства и методы, такие как игровая деятельность, обучающие пособия и материалы, наглядные пособия, групповая и индивидуальная работа с детьми, использование сюжетно-ролевых игр и т.д.

Какие средства и методы используются для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста в зарубежной педагогике?

В зарубежной педагогике для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста также используются разнообразные средства и методы, включая игровую деятельность, использование специализированных материалов (например, монтессори материалов), развивающие компьютерные программы, методику систематического обучения и другие.

Какие педагогические условия помогают формировать представления о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-летнего возраста?

Одним из педагогических условий является организация игровой деятельности, в которой дети могут участвовать в создании геометрических фигур и формировании представлений о формах предметов.