Нормативно-правовое обеспечение начального и среднего проффесионального образования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Образовательная политика
  • 2121 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.01.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
1. Общая законодательная база образования
2. Нормативно-правовой статус учреждений НПО/СПО
3. Проблемы введения образовательных стандартов третьего поколения
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Очень важно, что «обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса» [2]. Однако очевидно, что конкретно это действие должно быть особенно подробно проработано. Понятно, что учащиеся НПО/СПО не могут в значительной степени оценить содержание того, чему их будут учить.
Введение в педагогическую практику новых Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения нацеливает на проектирование результата образования в новом формате в терминах «компетенция», «компетентность», «зачетные единицы». Работодатели также предъявляют к будущим специалистам определенные требования по спектру и уровню сформированности их компетентностей.
Переход к компетентностному подходу определяет наличие особенностей в управлении процессами развития учреждений СПО, таких как: необходимость перехода от оперативного управления, в рамках которого реализация компетентностного подхода невозможна, к управлению стратегиями развития; необходимость регулярной корректировки динамичного компетентностного портрета выпускника на основе развитой системы обратной связи с предприятиями-партнерами учреждений СПО; повышение профессиональной компетентности преподавателей и руководителей учреждений СПО на основе отображения в спектре их компетентностей требований к высокому уровню подготовки выпускника.
Специфика реализации компетентностного подхода в конкретном образовательном учреждении диктует необходимость совершенствования систем управления с тем, чтобы создать эффективные условия для такой реализации. Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, позволяющих осуществить воздействие на управляемый объект и реализовать управленческие функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную.
В условиях активного взаимодействия с внешней средой возникает необходимость прогнозировать влияние различных факторов на процессы развития учреждений СПО. Необходимо также учитывать и внутренние возможности образовательных учреждений. Сочетание всех факторов позволяет определить направления развития образовательного учреждения, движение по которым обеспечит переход от текущего состояния образовательных учреждений к предпочитаемому. Организационный принцип управления – «от образа будущего к настоящему». Таким образом, управление развитием должно иметь опережающий характер, т.к. на основе анализа имеющегося состояния управляющей и управляемой систем, прогноза, предвидения их развития, учета изменчивости факторов среды формируется стратегия, качественная реализация которой позволяет предвидеть и нивелировать действие негативных факторов. Основное назначение разработки и реализации стратегий – добиться конкурентных преимуществ в сфере образовательных услуг.
В чем проявляются негативные стороны стандартов третьего поколения?
Отсутствие единой нормативно-методической базы. Каждое учебное заведение «самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) СПО на основе примерной основной образовательной программы», которой нет в анналах Министерства образования и науки РФ, Департаментах образования субъектов РФ. Значит, наименования дисциплин, количество часов, формы контроля, содержательное наполнение профессиональных модулей и междисциплинарных курсов в каждом учебном заведении – все будет свое. Таким образом нарушается один из принципов Болонского процесса и содержания ФГОС «о введении кредитной системы учета трудоемкости учебной работы» и «расширении мобильности».
Некомпетентность государственных органов управления образовательными учебными заведениями на уровне субъектов РФ в организации консультаций для методистов, занимающихся разработкой нормативной документации для новых стандартов.
Если специальность СПО остается с прежним названием, то лицензировать ее не требуется. Но в стандарте не указано, кто несет ответственность за проверку соответствия учебного заведения новым, достаточно жестким требованиям стандарта к организации учебного процесса (наличие учебной бухгалтерии, читальный зал с выходом в интернет, стрелковый тир и т.д.).
В условиях «демографической ямы» преподаватели не торопятся составлять программы дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, так как не уверены, что план набора будет выполнен.
Государственная (итоговая) аттестация должна осуществляться в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. В законе на освещение организации итоговой аттестации выпускников, освоивших профессиональные образовательные программы, отводится 4 строки, остальное – ЕГЭ. Новые стандарты указывают обязательную форму государственной (итоговой) аттестации – подготовка и защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект).
Таким образом, стандарты третьего поколения, хотя и приближаются к рыночным требованиям, тем самым обеспечивая одновременно и состоятельность профессионального образования (НПО/СПО), и трудоустройство выпускников, все же еще недостаточно определяют конкретные механизмы деятельности учреждений НПО/СПО.
К сожалению, до сих пор основной проблемой сферы НПО/СПО остается принцип не только остаточного» финансирования, но и «остаточного» внимания. Дошкольное, школьное и вузовское образование законодательно определено значительно подробнее и понятнее, в то время как нормативно-правовые основы НПО/СПО остаются до сих пор довольно расплывчатыми как в своей общей части (экономический статус образовательного учреждения, вопросы обеспечения общедоступности профессионального образования на начальном и среднем уровнях), так и в конкретных профессионально-отраслевых вопросах и методическом содержании обучения.

Заключение


Модернизация профессионального образования происходит под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда.
Можно выделить ряд позитивных тенденций в модернизации системы профессионального образования: государственная поддержка образовательных инициатив в системе «образование – наука – производство»; формирование единого образовательного пространства профессиональной школы в союзе с производством и наукой; структурно-функциональная интеграция учреждений профобразования и предприятий отрасли; формирование и развитие кроссдисциплинарных технологий профессионального образования; развитие педагогики профессионального образования как системы междисциплинарного научного знания. Вместе с тем в модернизации системы профессионального образования имеют место и негативные тенденции: отсутствие стратегии развития системы НПО и СПО; диспропорции в подготовке рабочих и специалистов между НПО/СПО и ВПО; нарушение преемственности деятельности НПО, СПО и ВПО; несовершенство нормативно-правовой базы деятельности учреждений профобразования, обеспечивающей актуальность и необходимость их корпоративных связей с промышленными предприятиями; рассогласованность функций органов управления профессиональным образованием различной компетенции по всей управленческой вертикали; низкая инвестиционная привлекательность; несоответствие инфраструктуры НПО, СПО стоящим перед ней задачам, демографической ситуации и др.
Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
Всеобщая декларация прав человека. – М.: Права человека, 2006. – 12 с.
Конвенция о правах ребенка. – М.: КноРус, 2010. – 32 с.


Литература
Козырин А. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран. – М.: Academia, 2007. – 432 с.
Конституция Российской Федерации: Текст. Комментарий / ред. Т. Христенко. – М.: Статут, 2009. – 240 с.
Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе / ред. А. Суслов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 32 с.
Погребняк Л.П. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 80 с.
Федорова М.Ю. Образовательное право. – М.: Владос, 2004. – 320 с.
Шкатулла В.И. Образовательное право. – М.: Инфра-М., Норма, 2001. – 688 с.









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
3.Всеобщая декларация прав человека. – М.: Права человека, 2006. – 12 с.
4.Конвенция о правах ребенка. – М.: КноРус, 2010. – 32 с.


Литература
5.Козырин А. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран. – М.: Academia, 2007. – 432 с.
6.Конституция Российской Федерации: Текст. Комментарий / ред. Т. Христенко. – М.: Статут, 2009. – 240 с.
7.Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе / ред. А. Суслов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 32 с.
8.Погребняк Л.П. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 80 с.
9.Федорова М.Ю. Образовательное право. – М.: Владос, 2004. – 320 с.
10.Шкатулла В.И. Образовательное право. – М.: Инфра-М., Норма, 2001. – 688 с.

Вопрос-ответ:

Какие общие основы законодательства регулируют образование?

Образование в России регулируется федеральными законами "Об образовании", "Об общем образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об образовании в Российской Федерации", а также документами, принятыми Министерством образования и науки.

Какие нормативно-правовые акты регулируют начальное и среднее профессиональное образование?

Начальное и среднее профессиональное образование регулируется федеральным законом "Об образовании", а также "Федеральным законом об образовании дополнительном профессиональном образовании" и специальным разделом закона, посвященным профессиональному образованию.

Какой статус имеют учреждения начального и среднего профессионального образования?

Учреждения начального и среднего профессионального образования имеют статус некоммерческих организаций (НПО) и функционируют на основе государственных и муниципальных заказов, а также за счет средств, полученных от других источников.

Какие проблемы возникают при введении образовательных стандартов третьего поколения?

Одной из проблем является затратность процесса внедрения новых образовательных стандартов. Также возникают сложности в разработке и внедрении учебных программ для соответствующих стандартов, а также требуется обучение педагогических работников для работы по новым стандартам.

Каким должен быть процесс оценивания содержания и качества образовательного процесса для обучающихся?

Процесс оценивания содержания и качества образовательного процесса для обучающихся должен быть особенно подробно проработан. Он должен включать не только оценку знаний и умений, но и оценку практических навыков, социально-личностного развития и других аспектов образования, а также должен быть четко регламентирован и проводиться систематически.

Какое законодательное обеспечение имеет начальное и среднее профессиональное образование?

Начальное и среднее профессиональное образование основано на законодательном обеспечении, включающем в себя ряд нормативно-правовых документов. Основой являются Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", Положение о статусе образовательной организации и другие документы.

Какой нормативно-правовой статус имеют учреждения начального и среднего профессионального образования?

Учреждения начального и среднего профессионального образования имеют нормативно-правовой статус, определенный законодательством. Они являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основе учредительных документов. Учреждения имеют свои права и обязанности, которые закреплены в законодательстве.

Какие проблемы возникают при введении образовательных стандартов третьего поколения?

Введение образовательных стандартов третьего поколения сопровождалось рядом проблем. Одной из главных проблем является необходимость адаптации образовательных программ и учебников под новые стандарты. Также возникали сложности с обновлением кадрового состава педагогических работников, внедрением новых технологий и организацией учебного процесса. Кроме того, были определенные трудности с оцениванием содержания и качества образовательного процесса.

Почему оценивание содержания и качества образовательного процесса важно для обучающихся?

Оценивание содержания и качества образовательного процесса важно для обучающихся, так как позволяет им получать обратную связь о своих знаниях и умениях. Это помогает студентам понять, насколько они усвоили материал и какие у них есть пробелы в знаниях. Оценивание также позволяет студентам оценить работу преподавателей и учебных материалов, что может быть полезно при выборе будущего образовательного учреждения или специальности.

Какая законодательная база существует для образования?

Нормативно-правовое обеспечение начального и среднего профессионального образования основывается на общей законодательной базе образования.