Фортепианная кантилена

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 2323 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 03.06.2017
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. КАНТИЛЕНА КАК ОДИН ИЗ СЛОЖНЫХ ВИДОВ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА 5
1.1 История развития фортепианной кантилены 5
1.2 Работа над кантиленой в классах выдающихся педагогов 11
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ КАНТИЛЕНЫ НА ФОРТЕПИАНО 15
2.1 Методики развития legato 15
2.2 Методики развития пальцевого туше 18
2.3 Приучение к слуховому контролю при исполнении кантилены в ДМШ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Фрагмент для ознакомления

Игра гамм в прямом и расходящемся движении, в различном ритмическом и штриховом оформлении. Упражнение «Прогулка».Таким образом, элементарные основы интонирования кантилены при игре на фортепиано: развитие у начинающего ученика умения связно и осмысленно исполнять два – три звука, с последующим постепенным усложнением приемов.2.2 Методики развития пальцевого тушеПринято считать, что первые пианистические движения ребенка связаны с игрой весом руки. Это не совсем верно, одновременно с упражнениями на контакт с клавиатурой опытные педагоги всегда используют специальные приемы развития пальцевого туше. В педагогических системах советских педагогов умение извлекать особо поющих звук неразрывно связано с умением тонко прикасаться к клавише, контролировать вес руки, чувствовать кончик пальца. Эти умения играют важную роль в исполнении кантилены и должны формироваться с первых уроков игры на фортепиано.И Штепанова – Курцева выделяет два основных приема туше, которые применяются в кантилене:Певучий прием нажатия пальца на клавишу, с опорой (активный прием).Певучий прием соскальзывания с клавиши, «подвешивание» руки и ее веса (пассивный прием).Оба эти приема служат основой для последующей фразировки кантиленной мелодии и должны быть изучены на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Г. Коган считал, что певучесть звука достигается особым способом удара, вернее – нажима на клавишу. «Суть его состоит в том, чтобы не толкать клавишу, не ударять по ней, а сперва “нащупать” поверхность, “прижатся”, “приклеиться” к ней не только пальцем, но и – через посредство пальца – всей рукой, всем телом, и затем, не “отлипая” от клавиши, непрерывно ощущая, “держа” ее на кончике (точнее, на “подушечке”), “длинного”, словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца, постепенно усилить его давление, пока рука не “погрузиться” в клавиатуру до отказа, до “дна” – таким движением, как опираются о стол, нажимают на чужие плечи, вдавливают печать в сургуч». Это особое ощущение контакта с клавиатурой, являющееся основой туше и кантилены на фортепиано, педагог передает ученику на уроке. Он использует прием показа на инструменте для развития его слуховых способностей. Также для развития тактильных ощущений используются двигательные, ритмические упражнения, способствующие освобождению рук, выработке ощущения «длинной руки» («палец из руки»), а также задания на развитие чуткости и тонкости кончика пальца (с карандашом, клавишей, подручными материалами).В советской фортепианной школе принято использовать прием, который способствует «схватыванию» различных приемов пальцевого туше – это воспроизведение педагогом беззвучно на руке ученика данного приема, после показа его на инструменте. Для того, чтобы добиваться выразительной пальцевой игры, нельзя допускать игры с вертикальным положением кисти острыми кончиками пальцев. Для выразительной игры кисть должны быть гибкой, а кончик пальца должен ощущать опору, двигаться легко, мягко и плавно.Следовательно, на начальном этапе обучения игре на фортепиано для развития пальцевого туше необходимо учитывать следующие методические рекомендации:Играть с весом руки, кисть остается свободной, локоть свободный – «ведет» выразительную мелодию.Кончик пальца точный, чуткий, легкий. Не использовать прием резкого удара по клавише, который сокращает длину звука. 2.3 Приучение к слуховому контролю при исполнении кантилены в ДМША.Д. Алексеев рекомендует обращать внимание ученика с первых уроков на то, что необходимо слушать не клавишу, и даже не струну, а звук, который получается в результате их взаимодействия. Лозунг нашего воспитания – «Слушай себя!» - пишет педагог. Б. Кременштейн в разделе «Слушание кантилены» в работе «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано» делает акцент на том, что в музыке мы имеет дело с последовательностью звуков. Ни исполнитель, ни слушатель, не воспринимают звучащую кантилену как набор отдельных звуков, длящихся и затухающих. «Именно содержательность мелодии и осмысленность интонирования способствуют восприятию ее как единого целого». От пианиста осмысленное интонирование требует большой слуховой чуткости, умения слышать динамику звука и звуковых соотношений. Г.Г. Нейгауз приводит следующее упражнение, способствующее развитию слухового контроля за звуком на первых уроках игры на фортепиано:Исполнять данное упражнение нужно следующим образом: внимательно следить слухом за динамической нюансировкой звука, и исполнять следующий звук в той динамике, в которой звучит угасающий звук. Педагог должен внимательно следить и обращать внимание на ученика на случаи, когда отдельные интонации в его исполнении не согласовываются друг с другом. Это является внешним отражением отсутствия слухового контроля, потери внимания при исполнении кантиленной музыки.Работая над многоголосным произведением, рекомендуют учить мелодию отдельно. Смысл этого задания состоит в том, чтобы острее почувствовать характер мелодии, понять ее выразительный смысл и найти соответствующую исполнительскую форму.Чуткость слуха при исполнении кантилены воспитывается годами. Она формируется в интеграции с предметами музыкально-теоретического цикла, так как требует комплексного развития способностей.ЗаключениеФормирование умения исполнять кантилену на фортепиано является одной из наиболее сложных проблем. Красивый, мягкий, певучий звук, который здесь требуется, противоречит механике данного инструмента. Однако зарубежная и отечественная фортепианная методика разработала ряд приемов, которые помогут воспитать навыки игры legatoб пальцевое туше при игре кантилены.Различные пианисты и педагоги в целом сходятся во мнении, что необходимо использовать свободную, гибкую, эластичную руку с опорой на палец, подушечка которого целиком погружается в клавишу и регулируется в зависимости от нюансировки.Важнейшая предпосылка успешного обучения игре кантилены – ясное представление о красивом звуке и постоянный слуховой контроль за качеством звучания, фразировкой, мелодией в целом. Исполнение кантилены затрагивает далеко не только лишь одни двигательные навыки, оно возможно только при условии развития музыкального мышления ученика. На начальном этапе обучения игре на фортепиано кантилену нужно играть постоянно, меняя репертуар, постепенно усложняя его. Тщательно воспитанная культура звукоизвлечения является главным средством музыкального исполнения, его главной предпосылкой. В выпускной квалификационной работе мы оставились на истории исполнения кантилены на фортепиано и охарактеризовали основные методические предпосылки для ее изучения в ДМШ и ДШИ. Цель и задачи выполнены. Список использованной литературыАлексеев А.Д. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. – М.: Музыка, 1988. – 415 с.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. - 288с.Бах К. Ф. Э. Опыт о истинном искусстве игры на клавире. - Спб.: издание русского фонда старинной музыки, 2005. – 169 с. Бёмова З. О фортепианном звуке и способах звукоизвлечения // Ребенок за роялем. Сб. ст. – М.: Музыка, 1981. - С. 170-179.Бирмак А. О художественной технике пианиста. – М.: Музыка, 1973. – 142 с.Данилевич Л. А.Н. Скрябин. – М.: Музгиз, 1953. – 110 с.Дельсон В.Ю. Святослав Рихтер. - М.: Музгиз, 1960. 122 с.Кантилена / Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973-1982. Под редакцией Ю. Келдыша. С. 46.Коган Г. Работа пианиста. – М.: Музгиз, 1963. – 200 с.Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М.: Классика- XXI, 2003. – 128 с.Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. – М.: Музыка, 1991. – 64 с.Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 039700 «Музыкальное образование». – М.: Владос, 2005. - 381 с. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста в 3-4 классе ДМШ. – Киев: МузичнаУкраинак, 1979. – 64 с.Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. – М.: Музыка, 1975. – 472 с. Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. – М.: «Музыка», 1987. - 176 с.Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения. – Новосибирск: издательство Новосибирской государственной консерватории, 1999. – 44 с.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Классика- XXI, 2001. – 144 с.Соловцов А. Фредерик Шопен: Жизнь и творчество. - М.: Музгиз, 1956. – 324 с.Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. Издание второе. – М.: Музыка, 1969. – 598 с.Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка, 1985.- 72 с.Шопен Ф. Письма: в 2-х т. Сост. Г.С.Кухарский. 4-е изд. Том 1. - М.: «Музыка». 1989. - 487 с.Шопен Ф. Письма: в 2-х т. Сост. Г.С.Кухарский. 4-е изд. Том 2. - М.: «Музыка». 1989. - 468 с.Штепанова – Курцова И. Фортепианная техника. Методика и практика. – Киев: Музична Украина, 1982. – 160 с.

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. – М.: Музыка, 1988. – 415 с.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. - 288с.
3. Бах К. Ф. Э. Опыт о истинном искусстве игры на клавире. - Спб.: издание русского фонда старинной музыки, 2005. – 169 с.
4. Бёмова З. О фортепианном звуке и способах звукоизвлечения // Ребенок за роялем. Сб. ст. – М.: Музыка, 1981. - С. 170-179.
5. Бирмак А. О художественной технике пианиста. – М.: Музыка, 1973. – 142 с.
6. Данилевич Л. А.Н. Скрябин. – М.: Музгиз, 1953. – 110 с.
7. Дельсон В.Ю. Святослав Рихтер. - М.: Музгиз, 1960. 122 с.
8. Кантилена / Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973-1982. Под редакцией Ю. Келдыша. С. 46.
9. Коган Г. Работа пианиста. – М.: Музгиз, 1963. – 200 с.
10. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М.: Классика- XXI, 2003. – 128 с.
11. Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. – М.: Музыка, 1991. – 64 с.
12. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 039700 «Музыкальное образование». – М.: Владос, 2005. - 381 с.
13. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста в 3-4 классе ДМШ. – Киев: МузичнаУкраинак, 1979. – 64 с.
14. Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. – М.: Музыка, 1975. – 472 с.
15. Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. – М.: «Музыка», 1987. - 176 с.
16. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения. – Новосибирск: издательство Новосибирской государственной консерватории, 1999. – 44 с.
17. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.
18. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Классика- XXI, 2001. – 144 с.
19. Соловцов А. Фредерик Шопен: Жизнь и творчество. - М.: Музгиз, 1956. – 324 с.
20. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. Издание второе. – М.: Музыка, 1969. – 598 с.
21. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка, 1985.- 72 с.
22. Шопен Ф. Письма: в 2-х т. Сост. Г.С.Кухарский. 4-е изд. Том 1. - М.: «Музыка». 1989. - 487 с.
23. Шопен Ф. Письма: в 2-х т. Сост. Г.С.Кухарский. 4-е изд. Том 2. - М.: «Музыка». 1989. - 468 с.
24. Штепанова – Курцова И. Фортепианная техника. Методика и практика. – Киев: Музична Украина, 1982. – 160 с.

Вопрос-ответ:

Что такое фортепианная кантилена?

Фортепианная кантилена - это сложный вид фортепианного исполнительства, который основан на развитии мелодической линии и техники легато в игре на фортепиано.

Как развивалась фортепианная кантилена в истории?

История развития фортепианной кантилены берет начало в эпоху классицизма, когда фортепиано начали широко применять в музыке. Она продолжала развиваться в романтическую эпоху, где стала особенно популярной.

Какие методики применяются для развития техники легато в кантилене?

Для развития техники легато в кантилене применяются различные методики, включая упражнения на развитие пальцевого туше, игру гамм в прямом и расходящемся движении, а также приучение к слуховому контролю при исполнении кантилены.

Какие педагоги занимались разработкой методики работы над кантиленой?

В разработке методики работы над кантиленой на фортепиано принимали участие многие выдающиеся педагоги, такие как Карл Черни, Фридрих Калькуб, Фредерик Шопен и другие, каждый из которых внес свой вклад в развитие этого сложного вида исполнительства.

Какие основные принципы могут быть использованы при исполнении кантилены на фортепиано?

Основные принципы исполнения кантилены на фортепиано включают развитие техники legato, развитие пальцевого туше, приучение к слуховому контролю и умение играть гаммы в различных ритмических и штриховых вариациях.

Что такое фортепианная кантилена?

Фортепианная кантилена - это сложный вид фортепианного исполнительства, который характеризуется мягким, напевным звучанием и использованием легато и пальцевого туше.

Как развивалась история фортепианной кантилены?

История развития фортепианной кантилены берет свое начало в 18 веке, когда в музыке появились первые произведения, призванные передавать настроение и эмоции исполнителя.

Какие методики используются для развития legato в фортепианной кантилене?

Для развития legato в фортепианной кантилене применяются различные методики, такие как использование педали, плавное и плавное поднимание и опускание клавиш, и работа над координацией пальцев и рук.

Как приучиться к слуховому контролю при исполнении кантилены на фортепиано?

Для приучения к слуховому контролю при исполнении кантилены на фортепиано можно использовать методику игры гамм в различных ритмических и штриховых вариациях, которая поможет развить слух и улучшить музыкальное восприятие.

Какие методики используются для развития пальцевого туше в фортепианной кантилене?

Для развития пальцевого туше в фортепианной кантилене используются различные методики, такие как тренировка пальцев через масштабы и арпеджио, работа над легкостью и гибкостью пальцев, и использование специальных упражнений.

Что такое фортепианная кантилена?

Фортепианная кантилена - это сложная форма фортепианного исполнительства, которая характеризуется плавностью и легато звучания. Это мелодичное произведение, выполненное на фортепиано, с преобладанием кантабильных линий.

Как развивается фортепианная кантилена в истории?

История развития фортепианной кантилены тесно связана с развитием фортепианного исполнительства. Начиная с классического периода, кантилена становится все более популярной и сложной формой исполнительства. В романтическую эпоху она достигает своего пика развития и становится неотъемлемой частью музыкальной литературы для фортепиано.