Русская живопись и архитектура нач. XIXв. как проявление общественных идеалов своего времени.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 1919 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 11.11.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
1. Искусство и общество России нач. XIX века ……………………….

2. Особенности русской живописи в период «золотого века» русской культуры …………………………………………………………………..

8
3. Архитектура России начала XIX века ……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..

Фрагмент для ознакомления

Это значительно отразилось в живописи, архитектуре, скульптуре и пр.
Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм.
С того времени современной России достались великолепные памятники архитектуры, – лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов, воздвигнутые в стиле зрелого классицизма начала XIX века.
Архитектура в стиле классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, совершенными пропорциями.
Главным в архитектуре классицизма было требование соблюдения симметрии. Необходимо было подчеркивать центр и придерживаться гармонии всех составляющих архитектурного произведения.
Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. В основном колонны были белыми, стены — желтыми, создавая светлый и лаконичный тон всего города.
В данной работе мы рассмотрим архитектурный классицизм Санкт-Петербурга, Москвы и провинциальных городов.
Петербургский классицизм.
Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб. Затем началась тотальная застройка города. Петербургский классицизм самый яркий из всех архитектурных изменений в стране, которые произошли под влиянием нового культурного течения. Это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, созданных в едином стиле, что позволяло создавать гармоничность всего города. Работа по преоброзования города началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова.
Главная магистраль Санкт-Петербурга – Невский проспект и Казанский собор создавали единый ансамбль. Позже, в сороковые годы, на Невском проспекте возвели бронзовые скульптуры К.К. Клодта – «Укротители коней».
Кроме этой работы, Клодту принадлежит еще и памятник Николаю I. Он расположен на Исаакиевской площади. Император изображен верхом на коне. Неподалеку расположен памятник Петру I.
Сам Исаакиевский собор строился 40 лет (с 1818 года) и являлся самым большим зданием Петербурга первой половины девятнадцатого века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия и тесный союз с православной церковью.
Здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца, сохранившиеся по сей день и являющиеся памятниками архитектуры, также были возведены в период «высокого классицизма» России.
Преобразования коснулись и внутреннего обустройства помещений. Яцевич А. в своей книге «Пушкинский Петербург» так описывает внутреннее убранство дома, чьи хозяином был А.И. Остерман-Толстой: дом этот «считался в то время одним из лучших в столице. Одна отделка белой залы в два света стоила почти 50000 рублей. Все окна были из цельного богемского стекла, тогда еще большой редкостью в Петербурге. <…> Среди ценных картин и статуй, украшавших комнаты, обращал на себя внимание заранее заготовленный надгробный памятник владельца дома работы Конова».
Классицизм Москвы.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски, но тем не менее не смог войти и укоренится в ней так же прочно как и в Санкт-Петербурге. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому. Построен Большой Кремлёвский дворец под чутким руководством архитектора Тона. В 1839 году на берегу Москвы реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей, который по сей день является одной из главных культурных достопримечательностей России.
Интересен отзыв знаменитой французской писательницы, дочери министров финансов при Людовике XVI, Жармена де Сталь (1766-1817), побывавшей в Москве в 1812 году: «Невольно сравниваешь Москву с Римом, но, не потому что она имеет сходство с ним в стиле своих зданий, этого нет; но удивительное сочетание сельской тишины и пышных дворцов. Обширность города и бесчисленное множество церквей сближает Рим Азии с Римом Европы».
В целом, однако, московский классицизм, как уже говорилось ранее, не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы все же были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку. Один из лучших московских особняков классического стиля — дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н. Толстого). Строил его архитектор А.Г. Григорьев, выходец из крепостных крестьян.

Классицизм провинциальных городов.
Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик Воронихина М.П. Коринфский, уроженец Арзамаса, строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске и в своем родном городе.
В Сибири в начале XIX века все еще возводились здания в стиле барокко. Черты его видны в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском соборе в Томске. Но затем классицизм пришел и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников — «Белый дом» в Иркутске, построенный купцами Сибиряковыми, который впоследствии стал генерал-губернаторской резиденцией. В Омске по проекту известного архитектора Василия Петровича Стасова был возведен Никольский казачий собор. В нем хранилось знамя Ермака.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена тема, посвященная русской живописи и архитектуре периода начала XIX века.
«Золотой век» русской культуры, как его назвали исследователи, выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу.
Общественный и патриотический патриотизм ярко выразился в искусстве того времени и получил название классицизма.
В живописи преобладают портреты, более того, «Академия художеств» строго регламентировала деятельность художников, заставляя строго следить их канонам классицизма.
Архитектура также развивалась под влиянием классицизма, но, как выяснилось, в разных городах, он выразился по-разному: Санкт-Петербург вобрал в себя всю суть классицизма, выразив его в колоннах, в лаконичности красок и форм. В Москве, как и в ряде провинциальных городов, классицизм выразился в несколько упрощенной, примитивной форме, сохранив деревянные постройки, и дополнив их каменными элементами в виде портиков и колонн.
Проанализировав литературу, стоит сделать вывод, что работа кратко отражает основную суть поднятой темы. В дальнейшем есть смысл провести более глубокую исследовательскую работу, посвятив ее одному виду искусства, например архитектуре.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Золотой век» русской культуры. – М.: Инфра-М, 2000.
«Изобразительные искусства и архитектура» – М.: Радуга, 1998.
П.Н. Милюков  «Очерки по истории русской культуры». - М., 1993.
А.А. Федоров-Давыдов «Русский пейзаж 18 – начала 19 века». М., 1953.
Т.В.Ильина «История искусства. Русское и советское искусство». М.,1989
М.Р.Зезина, Л.В. Кошман, Шульгин В.С. «История русской культуры». М.,1990.
М. Шумова «Русская живопись первой половины XIX в.». М. 1978 г.
«История Русского искусства», Т. VIII кн. 2, под ред. И.Э. Грабаря, «Наука», М. 1964
«Мир культуры». Учебное пособие, 2 издение, исправленное и дополненное. – М. Издательство Фёдора Конюхова.
Лотман Ю. «Беседы о русской культуре». С-Пб, 1994.
А. Яцевич «Пушкинский Петербург», С-Пб, 1993.
В.С. Турчин «Эпоха романтизма в России», М. 1981
«Россия первой половины 19 века глазами иностранцев» / сост. Ю.А. Лимонов. Л.: Лениздат, 1991

«Мир культуры». Учебное пособие, 2 издение, исправленное и дополненное. – М. Издательство Фёдора Конюхова, 331 с.
История русского искусства Т.VII кн. 2 под ред. И.Э. Грабаря, «Наука», М. 1964, с. 70
Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978. С.142
Турчин В.С. «Эпоха романтизма в России», М. 1981, с. 90
Яцевич А. «Пушкинский Петербург», С-Пб, 1993, с. 133-134
«Россия первой половины 19 века глазами иностранцев» / сост. Ю.А. Лимонов. Л.: Лениздат, 1991, с. 33












19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.«Золотой век» русской культуры. – М.: Инфра-М, 2000.
2.Изобразительные искусства и архитектура. – М.: Радуга, 1998.
3.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1993.
4.Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989
5.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990.
6.Шумова М. Русская живопись первой половины XIX в. М. 1978 г.
7.«История Русского искусства», Т. VIII кн. 2, под ред. И.Э. Грабаря, «Наука», М. 1964
8.«Мир культуры». Учебное пособие, 2 издение, исправленное и дополненное. – М. Издательство Фёдора Конюхова.
9.Лотман Ю. «Беседы о русской культуре». С-Пб, 1994.
10.Яцевич А. «Пушкинский Петербург», С-Пб, 1993.
11.Турчин В.С. «Эпоха романтизма в России», М. 1981
12.«Россия первой половины 19 века глазами иностранцев» / сост. Ю.А. Лимонов. Л.: Лениздат, 1991

Вопрос-ответ:

Какое влияние общественные идеалы оказали на русскую живопись и архитектуру начала XIX века?

Общественные идеалы начала XIX века оказали значительное влияние на развитие русской живописи и архитектуры. Они стали отражением национальных и патриотических настроений того времени. Художники и архитекторы стремились создать произведения, которые были бы символами русской души, идеалов и красоты.

Какие особенности имела русская живопись в золотой век русской культуры?

Русская живопись в период золотого века русской культуры, начиная с XIX века, отличалась особым стилем и тематикой. Художники стремились передать на холсте русскую природу, народные обычаи и жизнь простых людей. Они привлекались к идеалам романтизма и реализма, создавая произведения, которые вызывали глубокое эмоциональное переживание у зрителей.

Как развивалась архитектура в России начала XIX века?

В начале XIX века архитектура в России также отражала общественные идеалы и чувства патриотизма. Она стала более национальной и уникальной, отходя от влияния западной культуры. Архитекторы стремились к созданию грандиозных и величественных сооружений, которые были бы символами мощи и величия России.

Какие произведения искусства были созданы под влиянием общественных и патриотических настроений в России в начале XIX века?

Под влиянием общественных и патриотических настроений в России в начале XIX века было создано множество выдающихся произведений искусства. В живописи это, например, картины Александра Иванова "Вознесение Иисуса Христа", Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван" и многие другие. В архитектуре можно отметить здания Смольного института в Санкт-Петербурге и Кремля в Москве.

Какое влияние оказали общественные идеалы на русскую живопись и архитектуру начала XIX века?

Общественные идеалы начала XIX века оказали значительное влияние на русскую живопись и архитектуру. Искусство стало отражать патриотические идеи, духовность и религиозность народа. Русские художники стали исповедовать личностное начало, выражая свои эмоции и чувства в работах. Архитектура также стала отображать национальные черты и стремление к созданию уникального идентитета.

Какие особенности присутствуют в русской живописи в период золотого века русской культуры?

В период золотого века русской культуры, русская живопись приобрела ряд особенностей. Она выражала национальные идеалы и прославляла красоту русских земель. Художники обращались к историческим сюжетам и народным легендам, создавая эпические картины. Одной из особенностей стало использование ярких красок и прежде небыдущая детализация деталей.

Какой стиль преобладал в русской архитектуре начала XIX века?

В русской архитектуре начала XIX века преобладал стиль классицизма. Этот стиль был вдохновлен древнегреческой и римской архитектурой и характеризовался строгостью форм и сдержанностью декоративных элементов. Здания, созданные в этом стиле, были величественными и достойными, выражая силу и власть.

Какое значение имело искусство и архитектура для общества России начала XIX века?

Искусство и архитектура играли огромное значение для общества России начала XIX века. Они являлись не только средством самовыражения и прославления культуры и истории страны, но и служили важным инструментом пропаганды и формирования национального самосознания. Художественные произведения помогали укреплять идентичность нации и ее связь с историческим прошлым, восхищать и вдохновлять людей.

Какое влияние оказали общественные идеалы на русскую живопись и архитектуру начала XIX века?

Общественные идеалы играли решающую роль в формировании русской живописи и архитектуры начала XIX века. Они определяли тематику произведений и вдохновляли художников и архитекторов на создание соответствующих образов. Например, патриотизм и национальное самосознание были важными идеалами того времени, и они нашли свое отражение в искусстве через изображение исторических событий и национальных символов. Также социальные проблемы и стремление к просветительству были актуальными идеалами, и они были отражены в произведениях живописи и архитектуры начала XIX века. В целом, русская живопись и архитектура в этот период стали прямым отражением общественных идеалов и стремлений.

Какие были особенности русской живописи в период золотого века русской культуры?

В период золотого века русской культуры, русская живопись приобрела свои собственные характерные особенности. Одной из них было использование национальной тематики и национального стиля. Художники стали изображать русскую природу, народные обряды, исторические события, создавая полотна, которые отражали дух и красоту России. Также в этот период появилась новая художественная школа - Русская школа живописи. Она отличалась своей оригинальностью и глубиной выражения, а также использованием новых техник и приемов. Русская живопись стала одной из главных составляющих русской культуры и получила признание как внутри страны, так и за ее пределами.

Какое влияние общественные идеалы оказали на русскую живопись и архитектуру начала XIX века?

Общественные идеалы начала XIX века существенно повлияли на развитие русской живописи и архитектуры. В этом периоде наблюдается стремление к созданию "русского стиля" выражающего национальную идентичность и прославляющего русские исторические традиции. Художники и архитекторы старались отразить в своих работах патриотические настроения и идеалы своего времени, такие как русский дух, славянская культура, требование русской самобытности. Это проявлялось в использовании национальных мотивов, изображении частных домов и крестьянских изб, а также в создании памятников национальной истории и культуры.

Какие особенности можно выделить в русской живописи в период золотого века русской культуры?

Период золотого века русской культуры, приходящийся на начало XIX века, характеризуется рядом особенностей в русской живописи. В этот период художниками активно изучалась природа, выражался интерес к эмоциям и внутреннему миру человека. Живописцы старались передать уникальность и красоту мира, прославить родину и показать ее неповторимость. Большое внимание уделялось реализму и яркости цветовой гаммы. Русская живопись этого времени была органично связана с литературой и музыкой, создавая единое художественное пространство.