Вам нуженреферат?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Русская живопись и архитектура нач. XIXв. как проявление общественных идеалов своего времени.

  • 19 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 11.11.2010
490 руб.700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
1. Искусство и общество России нач. XIX века ……………………….

2. Особенности русской живописи в период «золотого века» русской культуры …………………………………………………………………..

8
3. Архитектура России начала XIX века ……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..

Фрагмент для ознакомления

Это значительно отразилось в живописи, архитектуре, скульптуре и пр.
Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм.
С того времени современной России достались великолепные памятники архитектуры, – лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов, воздвигнутые в стиле зрелого классицизма начала XIX века.
Архитектура в стиле классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, совершенными пропорциями.
Главным в архитектуре классицизма было требование соблюдения симметрии. Необходимо было подчеркивать центр и придерживаться гармонии всех составляющих архитектурного произведения.
Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. В основном колонны были белыми, стены — желтыми, создавая светлый и лаконичный тон всего города.
В данной работе мы рассмотрим архитектурный классицизм Санкт-Петербурга, Москвы и провинциальных городов.
Петербургский классицизм.
Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб. Затем началась тотальная застройка города. Петербургский классицизм самый яркий из всех архитектурных изменений в стране, которые произошли под влиянием нового культурного течения. Это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, созданных в едином стиле, что позволяло создавать гармоничность всего города. Работа по преоброзования города началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова.
Главная магистраль Санкт-Петербурга – Невский проспект и Казанский собор создавали единый ансамбль. Позже, в сороковые годы, на Невском проспекте возвели бронзовые скульптуры К.К. Клодта – «Укротители коней».
Кроме этой работы, Клодту принадлежит еще и памятник Николаю I. Он расположен на Исаакиевской площади. Император изображен верхом на коне. Неподалеку расположен памятник Петру I.
Сам Исаакиевский собор строился 40 лет (с 1818 года) и являлся самым большим зданием Петербурга первой половины девятнадцатого века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия и тесный союз с православной церковью.
Здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца, сохранившиеся по сей день и являющиеся памятниками архитектуры, также были возведены в период «высокого классицизма» России.
Преобразования коснулись и внутреннего обустройства помещений. Яцевич А. в своей книге «Пушкинский Петербург» так описывает внутреннее убранство дома, чьи хозяином был А.И. Остерман-Толстой: дом этот «считался в то время одним из лучших в столице. Одна отделка белой залы в два света стоила почти 50000 рублей. Все окна были из цельного богемского стекла, тогда еще большой редкостью в Петербурге. <…> Среди ценных картин и статуй, украшавших комнаты, обращал на себя внимание заранее заготовленный надгробный памятник владельца дома работы Конова».
Классицизм Москвы.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски, но тем не менее не смог войти и укоренится в ней так же прочно как и в Санкт-Петербурге. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому. Построен Большой Кремлёвский дворец под чутким руководством архитектора Тона. В 1839 году на берегу Москвы реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей, который по сей день является одной из главных культурных достопримечательностей России.
Интересен отзыв знаменитой французской писательницы, дочери министров финансов при Людовике XVI, Жармена де Сталь (1766-1817), побывавшей в Москве в 1812 году: «Невольно сравниваешь Москву с Римом, но, не потому что она имеет сходство с ним в стиле своих зданий, этого нет; но удивительное сочетание сельской тишины и пышных дворцов. Обширность города и бесчисленное множество церквей сближает Рим Азии с Римом Европы».
В целом, однако, московский классицизм, как уже говорилось ранее, не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы все же были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку. Один из лучших московских особняков классического стиля — дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н. Толстого). Строил его архитектор А.Г. Григорьев, выходец из крепостных крестьян.

Классицизм провинциальных городов.
Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик Воронихина М.П. Коринфский, уроженец Арзамаса, строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске и в своем родном городе.
В Сибири в начале XIX века все еще возводились здания в стиле барокко. Черты его видны в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском соборе в Томске. Но затем классицизм пришел и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников — «Белый дом» в Иркутске, построенный купцами Сибиряковыми, который впоследствии стал генерал-губернаторской резиденцией. В Омске по проекту известного архитектора Василия Петровича Стасова был возведен Никольский казачий собор. В нем хранилось знамя Ермака.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена тема, посвященная русской живописи и архитектуре периода начала XIX века.
«Золотой век» русской культуры, как его назвали исследователи, выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу.
Общественный и патриотический патриотизм ярко выразился в искусстве того времени и получил название классицизма.
В живописи преобладают портреты, более того, «Академия художеств» строго регламентировала деятельность художников, заставляя строго следить их канонам классицизма.
Архитектура также развивалась под влиянием классицизма, но, как выяснилось, в разных городах, он выразился по-разному: Санкт-Петербург вобрал в себя всю суть классицизма, выразив его в колоннах, в лаконичности красок и форм. В Москве, как и в ряде провинциальных городов, классицизм выразился в несколько упрощенной, примитивной форме, сохранив деревянные постройки, и дополнив их каменными элементами в виде портиков и колонн.
Проанализировав литературу, стоит сделать вывод, что работа кратко отражает основную суть поднятой темы. В дальнейшем есть смысл провести более глубокую исследовательскую работу, посвятив ее одному виду искусства, например архитектуре.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Золотой век» русской культуры. – М.: Инфра-М, 2000.
«Изобразительные искусства и архитектура» – М.: Радуга, 1998.
П.Н. Милюков  «Очерки по истории русской культуры». - М., 1993.
А.А. Федоров-Давыдов «Русский пейзаж 18 – начала 19 века». М., 1953.
Т.В.Ильина «История искусства. Русское и советское искусство». М.,1989
М.Р.Зезина, Л.В. Кошман, Шульгин В.С. «История русской культуры». М.,1990.
М. Шумова «Русская живопись первой половины XIX в.». М. 1978 г.
«История Русского искусства», Т. VIII кн. 2, под ред. И.Э. Грабаря, «Наука», М. 1964
«Мир культуры». Учебное пособие, 2 издение, исправленное и дополненное. – М. Издательство Фёдора Конюхова.
Лотман Ю. «Беседы о русской культуре». С-Пб, 1994.
А. Яцевич «Пушкинский Петербург», С-Пб, 1993.
В.С. Турчин «Эпоха романтизма в России», М. 1981
«Россия первой половины 19 века глазами иностранцев» / сост. Ю.А. Лимонов. Л.: Лениздат, 1991

«Мир культуры». Учебное пособие, 2 издение, исправленное и дополненное. – М. Издательство Фёдора Конюхова, 331 с.
История русского искусства Т.VII кн. 2 под ред. И.Э. Грабаря, «Наука», М. 1964, с. 70
Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978. С.142
Турчин В.С. «Эпоха романтизма в России», М. 1981, с. 90
Яцевич А. «Пушкинский Петербург», С-Пб, 1993, с. 133-134
«Россия первой половины 19 века глазами иностранцев» / сост. Ю.А. Лимонов. Л.: Лениздат, 1991, с. 33












19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.«Золотой век» русской культуры. – М.: Инфра-М, 2000.
2.Изобразительные искусства и архитектура. – М.: Радуга, 1998.
3.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1993.
4.Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989
5.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990.
6.Шумова М. Русская живопись первой половины XIX в. М. 1978 г.
7.«История Русского искусства», Т. VIII кн. 2, под ред. И.Э. Грабаря, «Наука», М. 1964
8.«Мир культуры». Учебное пособие, 2 издение, исправленное и дополненное. – М. Издательство Фёдора Конюхова.
9.Лотман Ю. «Беседы о русской культуре». С-Пб, 1994.
10.Яцевич А. «Пушкинский Петербург», С-Пб, 1993.
11.Турчин В.С. «Эпоха романтизма в России», М. 1981
12.«Россия первой половины 19 века глазами иностранцев» / сост. Ю.А. Лимонов. Л.: Лениздат, 1991

Содержание

Введение

1. Историко-библиографическая справка

1.1 "Беседы о русской культуре" введение права

2. Часть I

2.1 Люди и порядок

2.2 мир женщин

2.3 Женское образование в XVIII - начале XIX века

3. Часть II

3.1 Выпускного вечера

3.2 Знакомств. Брак. Развод

3.3 Румынский дендизм

3.4 карточная игра

3.5 Дуэль

3.6 Искусство жить

3.7 Результат пути

4. Часть III

4.1"Птенцы гнезда Петрова"

4.2 Возраста героев

4.3 Две женщины

4.4 Люди 1812 года

4.5 Декабрист в повседневной жизни

Вывод

Список используемых источников

Введение

"История проходит через Дом человека, через его частную жизнь.

Не титулы, ордена или царская милость, а "самостоянье человека"

превращается в личность историческая".

Ю. М. Лотман

во Второй половине XVIII - начале XIX века - в период расцвета Российской империи и русского дворян культуры. Характеризуется высоким уровнем экономического развития дворянской России, который был обусловлен относительно благоприятных природных условиях, с усилением процесса внутренней колонизации, развития агрикультуры и промышленности, рост городов и торговли, рост демографической. В условиях экономических, политических и подъема происходит значительное усложнение социальной структуры русского общества и форм общественных отношений. Вместе с второй половины XVIII - начала XIX века ознаменовало и расцвет духовной жизни русского общества, неразрывно связана с европейской культуры в эпоху Просвещения. Достижения философской мысли и естественнонаучного знания, литературы и музыки, архитектуры и искусства стала неотъемлемой частью мирового культурного наследия. 

Доминирующее положение в экономической, политической и культурной жизни России принадлежала дворянству. Дворяне аргументированный лидирующие позиции в российском обществе и системе сословных привилегий, и манера поведения, и высокой культуры, приобщение к которой сдерживалось удручающе низкий уровень обучения в подавляющем большинстве российских владельцев. Во второй половине XVIII века императрица Екатерина II пыталась реализовать сосредоточены образовательные программы, направленные на воспитание нового человека. В идеале, благородный, способен одинаково хорошо служить и защищать его интересы, а также быть украшением; с ясным умом, без предупреждения и обширных знаний; скромно, но не приниженный, готовы помочь, но не угодливый, честны и дружелюбны.

Узнать стоимость работы