Государственный контроль в сфере гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях на объекте экономики

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Чрезвычайные ситуации
  • 7575 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 15.06.2017
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ ОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1 Факторы опасности и риска, связанные с процессами на объектах хранения нефтепродуктов 9
1.2 Потенциальная опасность объектов хранения нефтепродуктов 10
1.3 Государственный контроль в сфере обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях 22
1.4 Основные характеристики резервуарного парка 24
1.5 Идентификация объектов защиты в чрезвычайных ситуациях в резервуарном парке 26
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ РЕЗЕРВУАРНОГО ПАРКА 29
2.1 Анализ выполнения требований нормативной документации в сфере гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях 29
2.2 Определение возможных причин и условий для распределения пожара 30
2.3 Анализ выполнения требований по обеспечению молниезащиты резервуарного парка 39
3 РАЗРАБОТКА МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕЗЕРВУАРНОГО ПАРКА 45
3.1 Теоретические основы предупреждения возникновения чс резервуарном парке хранения нефтепродуктов 45
3.2 Разработка комплекса превентивных мероприятий для снижения уровня воздействия поражающих факторов чс 47
3.3 Организационные мероприятия обеспечения взрывопожарной безопасности резервуарного парка 58
3.4 Направления совершенствования комплекса мер по контролю в сфере гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях резервуарного парка 60
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

Фрагмент для ознакомления

При возникновении нерасчетного режима формируется сообщение о ЧС, которое обрабатывается в соответствии с заложенными алгоритмами и отображается на графическом мониторе, а так же, если это необходимо, производится рассылка тревожных SMS сообщений и оповещение ЕДДС формализованным сообщением [64]. СМИС так же осуществляет периодический обмен формализованными контрольными и диагностическими сообщениями с ЕДДС. Графическое отображение полученной информации в СМИС осуществляется одновременным выводом на монитор дополнительной справочной информации в виде регламентов действий и поясняющих принципиальных схем, чертежей. Все сообщения об инциденте, аварии, пожаре и ЧС, а так же формализованные сообщения между СМИС и ЕДДС сохраняются в архивной базе данных системы. Иерархия мониторинга и перечень систем могут быть уточнены при разработке рабочей документации.Таким образом, данная система позволяет прогнозировать возникновение и развитие ЧС, а так же позволяет информировать в кратчайшие сроки о факте возникновения аварии или ЧС необходимых служб и подразделений и сократить время развития пожаров на данном объекте. При пожарах эффективным средством от возможного разрушения конструкции, сооружений является огнезащита, рассмотрим возможные методы повышения огнестойкости зданий и сооружений в резервуарном парке хранения нефтепродуктов.3.3 Организационные мероприятия обеспечения взрывопожарной безопасности резервуарного паркаОрганизационные мероприятия обеспечения взрывопожарной безопасности основываются в первую очередь на установлении на предприятии противопожарного режима, включающего следующие мероприятия:регламентирование или установление порядка проведения временных огневых и других пожароопасных работ, запрет курения; установление порядка уборки горючих отходов, пыли, промасленной ветоши, специальной одежды в мастерских по ремонту и обслуживанию техники; определение мест и допустимого количества взрывопожароопасных веществ, единовременно находящихся в помещениях, на складах; определение действий персонала, работников при обнаружении пожара; установление порядка и сроков прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму и запрета на выполнение каких-либо работ без проведения соответствующего инструктажа.Руководители организаций имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие Правила пожарной безопасности, либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ. Лица, назначенные в установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны разрабатывать противопожарные мероприятия и обеспечивать их выполнение [70].Согласно новым требованиям все предприятия должны получить разрешение Госгортехнадзора России на право эксплуатации установки. С этой целью разработаны специальные методы для оценки безопасности установок. Учитывая большую изношенность оборудования и высокую агрессивность сред, контроль технического состояния оборудования является одним из основных методов, обеспечивающих промышленную безопасность опасных производственных объектов. Проверяется состояние всей установки и ее отдельных узлов в отношении того, отвечает ли установка требованиям российских Правил, а также имеются ли соответствующие способы для автоматической защиты от аварий. Проводятся инспекционные проверки работающего оборудования, эксперты составляют заключения о новых проектах. При анализе безопасности установок ориентируются на требования, приведенные в нормативных документах.В частности, сосуды (аппараты) и трубопроводы эксплуатируемых установок должны периодически подвергаться техническому освидетельствованию: осмотрам, пневматическому испытанию давлением на плотность и прочность, в сопровождении контроля акустико-эмиссионным методом или другим согласованным Госгортехнадзором методом неразрушающего контроля. В ряде случаев оборудование установок подвергается диагностированию технического состояния. Такие случаи наступают, в частности, когда вырабатывается установленный автором разработки расчетный срок службы, имели место в эксплуатации нарушения регламентированного режима или воздействие факторов, превышающих расчетные (давления, температуры, внешние силовые нагрузки и др.) Стратегическими направлениями повышения уровня промышленной безопасности, являются реконструкция и техническое перевооружение на основе современных достижений науки и техники; создание механизмов стимулирования и контроль реализации программ реконструкции и развития; создание барьеров на пути реализации политики экстенсивной эксплуатации («на износ») производств, вывод из эксплуатации неперспективных производств [70].3.4 Направления совершенствования комплекса мер по контролю в сфере гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях резервуарного паркаТерриториальная подсистема единой государственной системыᅟ предупреждения и ликвидации ЧС на территории Санкт-Петербурга образован для того чтобы предупреждать и ликвидировать ЧС в пределах его территории, в том числе и в резервуарных парках хранения нефтепродуктов и состоит из территориальныхᅟ объектовых звеньев,ᅟ соответственных административно-территориальному делению данныхᅟ территорий.Координационный орган территориальной подсистемы Санкт-Петербурга – это комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарнойᅟ безопасности.ᅟ Всего в 2016 годуᅟ проведено 5ᅟ плановыхᅟ заседаний КЧС и ПБᅟ иᅟ 3ᅟ внеплановых,ᅟ изданоᅟ 15 распоряжений председателя КЧС и ПБ области,ᅟ принятоᅟ участив в 4ᅟ заседаниях КЧС и ОПБᅟ ЦФО. На заседаниях КЧС и ПБᅟ особенное вниманиебыло уделено вопросам:ᅟпо безаварийному пропуску весеннего половодья; предупреждению лесоторфяных пожаров, началу летнего пожароопасного периода; безопасности на водоемах области в периодᅟ купального сезона;ᅟ подготовки общеобразовательных учреждений к новому учебному периоду; организацииᅟ работыᅟ территориальной подсистемы РСЧС Санкт-Петербургаᅟ на отопительныйᅟ период; организации пожарной безопасности в области; оказанияᅟ материальнойᅟ помощиᅟ гражданам,ᅟ пострадавшим в результате ЧС из резервного фонда администрации Санкт-Петербурга;системам оповещения, ЕДДС муниципальных образований.В ходе их рассмотренияᅟ КЧС и ПБᅟ области организованаᅟ работа по:обеспечениюᅟ готовности органов управления, средств и сил РСЧС кᅟ реагированию на ЧС, совершенствование системы мониторинга и прогнозированияᅟ ЧС,ᅟ развитиеᅟ системᅟ информационного обеспечения;осуществлениюᅟ методическогоᅟ обеспеченияᅟ вопросовᅟ создания,ᅟ накопления, использования и восполнения резервов материальных и финансовых ресурсов, которые достаточныᅟ дляᅟликвидацииᅟ ЧС;принятиюᅟ другихᅟ мер, которые направлены на предупреждение ЧС и обеспечение пожарной безопасности,ᅟ максимально возможное снижениеᅟ уровня риска,ᅟ размеров ущерба и потерь в случаеᅟ возникновенияᅟ ЧС,ᅟ повышение устойчивости функционирования объектовᅟ жилищно-коммунальногоᅟ хозяйства,ᅟ топливно-энергетическогоᅟ комплекса,ᅟ обеспеченииᅟжизнедеятельностит населенияв том числе и в резервуарных парках хранения нефтепродуктов.В состав средств и сил территориальнойᅟ подсистемы, которые предназначены для ликвидации ЧС, входят:средства и силы государственного учреждения Санкт-Петербургаᅟ поисково-спасательной службы и пожарные аварийно-спасательныеᅟ подразделения;средства и силы территориальных органовᅟ федеральныхᅟ органовᅟ исполнительнойᅟ власти,ᅟ предназначенныеᅟ иᅟ выделяемыеᅟ (привлекаемые)ᅟ дляᅟ предупрежденияᅟ иᅟ ликвидацииᅟ ЧС;средства и силы создаваемыеᅟ муниципальнымиᅟ иᅟ отраслевымиᅟ органамиᅟ исполнительнойᅟ властиᅟ Санкт-Петербурга;средства и силы организацийᅟ соответствующихᅟ звеньевᅟ территориальнойᅟ подсистемы;средства и силы общественных и нештатных аварийно-спасательныхᅟ формирований.Уровень готовности территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Санкт-Петербурга в целом обеспечивает устойчивое управление и при выполненииᅟ задач по предназначению в областиᅟ защитыᅟ населенияᅟ иᅟ территорийᅟ отᅟ чрезвычайныхᅟ ситуацийᅟ природногоᅟ иᅟ техногенногоᅟ характера в том числе и в резервуарных парках хранения нефтепродуктов.Основнымиᅟ направлениямиᅟ деятельностиᅟ необходимоᅟ считать:взаимодействиеᅟ сᅟ муниципальнымиᅟ образованиямиᅟ Ленинградскойᅟ областиᅟ поᅟ созданиюᅟ иᅟ накоплениюᅟ финансовыхᅟ иᅟ материальныхᅟ ресурсовᅟ дляᅟ ликвидацииᅟ чрезвычайныхᅟ ситуаций;изысканиеᅟ денежныхᅟ средствᅟ дляᅟ созданияᅟ материальныхᅟ запасов,ᅟ такᅟ какᅟ муниципальныеᅟ образованияᅟ закладываютᅟ минимумᅟ финасовыхᅟ иᅟ материальныхᅟ средствᅟ дляᅟ ликвидацииᅟ возможныхᅟ чрезвычайныхᅟ ситуаций.Вᅟ областиᅟ защитыᅟ населенияᅟ иᅟ территорийᅟ отᅟ чрезвычайныхᅟ ситуацийв том числе и в резервуарных парках хранения нефтепродуктов:ᅟ– поᅟ повышениюᅟ эффективностиᅟ деятельностиᅟ координационныхᅟ органов;ᅟ– поᅟ совершенствованиюᅟ взаимодействияᅟ федеральныхᅟ органовᅟ исполнительнойᅟ власти,ᅟ органовᅟ исполнительнойᅟ властиᅟ субъектовᅟ Российскойᅟ Федерацииᅟ органовᅟ местногоᅟ самоуправления,ᅟ сопряжениеᅟ иᅟ развитиеᅟ обеспечивающихᅟ ихᅟ работуᅟ информационно-управляющихᅟ систем;ᅟ– поᅟ совершенствованиюᅟ взаимодействияᅟ органовᅟ повседневногоᅟ управленияᅟ функциональныхᅟ иᅟ территориальныхᅟ подсистемᅟ РСЧС,ᅟ повседневногоᅟ управленияᅟ силамиᅟ постояннойᅟ готовностиᅟ РСЧСᅟ приᅟ выполненииᅟ имиᅟ задачᅟ поᅟ предназначениюᅟ вᅟ ЧС,ᅟ вопросовᅟ поᅟ управлениюᅟ силамиᅟ РСЧСᅟ приᅟ ЧСᅟ различногоᅟ уровня;ᅟ– поᅟ совершенствованиюᅟ нормативнойᅟ правовойᅟ базыᅟ вᅟ областиᅟ защитыᅟ населенияᅟ иᅟ территорийᅟ отᅟ ЧСᅟ природногоᅟ иᅟ техногенногоᅟ характера;ᅟ– поᅟ развитиюᅟ правовойᅟ базыᅟ муниципальныхᅟ образованийᅟ поᅟ вопросамᅟ предупрежденияᅟ иᅟ ликвидацииᅟ ЧСᅟ природногоᅟ иᅟ техногенногоᅟ характера,ᅟ созданияᅟ иᅟ развитияᅟ аварийно-спасательныхᅟ формирований;ᅟ поᅟ обеспечениюᅟ готовностиᅟ органовуправления,ᅟ силᅟ иᅟ средствᅟ РСЧСᅟ кᅟ реагированиюᅟ наᅟ ЧС,ᅟ совершенствованиеᅟ системыᅟ мониторингаᅟ иᅟ прогнозированияᅟ ЧС,ᅟ развитиеᅟ системᅟ информационногоᅟ обеспечения;ᅟ– поᅟ созданиюᅟ резервовᅟ финансовыхᅟ иᅟ материальныхᅟ ресурсовᅟ дляᅟ ликвидацииᅟ ЧС;ᅟ– поᅟ созданиюᅟ иᅟ поддержаниеᅟ необходимыхᅟ условийᅟ дляᅟ обеспеченияᅟ жизнедеятельностиᅟ пострадавшегоᅟ населения;ᅟ– поᅟ участиюᅟ вᅟ реализацииᅟ проектовᅟ созданияᅟ вᅟ субъектахᅟ Российскойᅟ Федерацииᅟ центровᅟ управленияᅟ вᅟ кризисныхᅟ ситуациях,ᅟ системыᅟ обеспеченияᅟ вызоваᅟ экстренныхᅟ оперативныхᅟ службᅟ черезᅟ единыйᅟ номерᅟ «112»,ᅟ наᅟ базеᅟ единыхᅟ дежурно-диспетчерскихᅟ службᅟ муниципальныхᅟ образованийᅟ путёмᅟ консолидацииᅟ ресурсовᅟ изᅟ федеральногоᅟ бюджетаᅟ иᅟ бюджетов субъектов РФ;ᅟ– поᅟ участию в развитии общероссийскойᅟ комплексной системыᅟ информирования населенияᅟ вᅟ местах массовогоᅟ пребыванияᅟ людейᅟ (далееᅟ –ᅟ ОКСИОН)ᅟ наᅟ территорииᅟ субъектаᅟ Российскойᅟ Федерации;ᅟ– поᅟ использованиюᅟ ОКСИОНᅟ дляᅟ оповещенияᅟ населенияᅟ обᅟ угрозахᅟ ЧСᅟ иᅟ совершенствованияᅟ егоᅟ навыковᅟ иᅟ знанийᅟ вᅟ областиᅟ ГО,ᅟ защитыᅟ населенияᅟ иᅟ территорийᅟ отᅟ ЧСᅟ природногоᅟ иᅟ техногенногоᅟ характера,ᅟ обеспеченияᅟ пожарнойᅟ безопасностиᅟ иᅟ безопасностиᅟ людейᅟ наᅟ водныхᅟ объектах.Вᅟ областиᅟ обеспеченияᅟ пожарнойᅟ безопасности:ᅟ– поᅟ осуществлениюᅟ комплексаᅟ мероприятий,ᅟ направленныхᅟ наᅟ снижениеᅟ количестваᅟ пожаровᅟ иᅟ гибелиᅟ людейᅟ приᅟ пожарах,ᅟ совершенствованиеᅟ технологийᅟ тушенияᅟ пожаровᅟ иᅟ проведенияᅟ аварийно-спасательныхᅟ работ,ᅟ внедрениеᅟ современныхᅟ техническихᅟ средствᅟ профилактикиᅟ пожаровᅟ иᅟ пожаротушенияв том числе и в резервуарных парках хранения нефтепродуктов;ᅟ– поᅟ совершенствованиюᅟ техническойᅟ подготовкиᅟ пожарнойᅟ техники и пожарно-техническогоᅟ оборудованияᅟ противопожарнойᅟ службыᅟ субъектаᅟ Российскойᅟ Федерации;ᅟ– поᅟ развитиюᅟ иᅟ совершенствованиюᅟ нормативнойᅟ правовойᅟ базыᅟ субъектовᅟ Российскойᅟ Федерацииᅟ иᅟ правовойᅟ базыᅟ муниципальныхᅟ образованийᅟ поᅟ вопросамᅟ пожарнойᅟ безопасности,ᅟ содействияᅟ вᅟ развитииᅟ добровольнойᅟ пожарнойᅟ охраныв том числе и в резервуарных парках хранения нефтепродуктов.Необходимымᅟ условиемᅟ повседневнойᅟ деятельностиᅟ являетсяᅟ повышениеᅟ уровняᅟ подготовкиᅟ должностныхᅟ лицᅟ иᅟ специалистов ГО и территориальнойᅟ подсистемы единойᅟ государственнойᅟ системы предупреждения и ливидации ЧС. Сбор и обмен информацией на территории Санкт-Петербурга осуществляются через исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга на решение задач по обеспечению выполнения мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченный орган), а также по согласованию с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу.Уполномоченный орган осуществляет:сбор и обработку оперативной и статистической информации от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организаций и федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;представление информации об угрозе, фактах возникновения чрезвычайной ситуации в том числе и в резервуарных парках хранения нефтепродуктов и ходе ее ликвидации в дежурную службуАппарата Губернатора Санкт-Петербурга, Правительству Санкт-Петербурга и Ситуационному центру Санкт-Петербурга;учет, накопление, хранение и ведение базы данных о чрезвычайных ситуацияхв том числе и в резервуарных парках хранения нефтепродуктов.ВЫВОДЫНа основе анализа литературных источников в первом разделе выпускной квалификационной работы, рассмотрена специфика резервуарного парка хранения нефтепродуктов, анализ этапов развития ЧС на пожаровзрывоопасных объектах, изучена статистика аварий на объектах хранения нефтепродуктов, рассмотрена характеристика объекта исследования, определено наиболее слабое звено в системе резервуарного парка хранения нефтепродуктов. Предприятия нефтяной промышленности представляют собой, наиболее сложные в инженерном отношении объекты. Они подвержены большому числу рисков и сами представляют собой потенциальную угрозу персоналу, населению и окружающей среде. Для принятия обоснованных инженерных и управленческих решений по защите людей и материальных ценностей необходимо разбираться в процессах формирования поражающих факторов, знать характеристики опасных веществ и источников, уметь прогнозировать масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций.Разработаны предложения по снижению риска возникновения ЧС и повышению инженерной устойчивости функционирования резервуарного парка хранения нефтепродуктов. Классификация наружных установок по пожарной опасности используется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара и взрыва на наружных установках. Для определения пожароопасности проведен анализ категорий наружных установок по пожарной безопасности в соответствии с существующей нормативно-правовой базой в данной области.Проведен расчет вероятности поражения молнией, ожидаемое количество поражений молнией для резервуарного парка временного хранения светлых нефтепродуктов составляет 0,037 ударов в год. Так же, произведено проектирование пассивной молниезащиты для опасного объекта, подобран одиночный тросовый молниеотвод с высотой 31 м и активной молниезащиты. При хранении значительных объемов прожаровзрывоопасных продуктов и высоком давлении на предприятиях нефтяной промышленности необходимо обеспечивать надежность и предупреждение аварий, способных приводить к ЧС, что возможно достичь путем внедрения новых инженерно-технических устройств, методов и способов ведения работ. Стратегическими направлениями повышения уровня безопасности, являются реконструкция и техническое перевооружение на основе современных достижений науки и техники; создание механизмов стимулирования и контроль реализации программ реконструкции и развития; создание барьеров на пути реализации политики экстенсивной эксплуатации производств, вывод из эксплуатации неперспективных производств.Таким образом, цель, поставленная в выпускной квалификационной работе, выполнена путем решения поставленных задач.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Статистика.ру: Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ. [Электронный ресурс] http://www.staatistika.ru Дата обращения: 14.04.2017.2. Анализ стратегии развития нефтяной промышленности. А. В. Артёмов, А. В. Брыкин, М. Н. Иванов, О. В. Шеляков, В. А. Шумаев. АНО «Национальный комитет по науке и промышленности».3. Назмеев Ю.Г., Конахина И.А. Теплоэнергетические системы и энергобалансы промышленных предприятий: Учебное пособие для студентов вузов. – М. – 2002. – 407с.4. Годовые отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору период за 2008…2015 гг5. План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов резервуарного парка «Ручьи» 2013 г.6. План локализации и ликвидации аварийных ситуаций резервуарного парка «Ручьи» 2014г.7. Иванов Е.Н. Пожарная защита открытых технологических установок. М., «Химия» 1985 г 78-92 с.8. РД 03-418-01. «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов».9. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Учеб. пособие / Н.Ю. Цвиленева, Р.З. Хамитов. – Уфа: УГАТУ, 1998. – 107 с.10. Постановление Правительства РФ № 613 от 21 августа 2000 года «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».11. Мартынюк В.Ф., Суворова В.В. Категорирование опасных состояний эрготехнической системы в многомерном фазовом пространстве // Тез. Докладов 7-й всероссийской научно-технической конференции "Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России". М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. - 2007. - с. 464.12. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учеб. пособие / В. А. Макашев, С. В. Петров.-Москва: Стройиздат, 2003. -105с13. Основы технологии, процессов и аппаратов пожаровзрывоопасных производств. Учеб. пособие / С.А. Горячев, А.И. Обухов, В.В. Рубцов, С.А. Швырков.- Москва: Академия ГПС МЧС России, 2003. -65с.14. ГОСТ Р 22.1.02-95 ССБТ. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения. 15. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / С.А. Буланенков, С.И. Воронов, П.П. Губченко. Под общ. ред. Фалеев М.И. – Калуга: ГУП Облиздат, 2001. – 480 с.16. Учебник спасателя / С.К. Шойгу [и др.]. – Москва: 2002. – 528с.17. Методы очистки нефтезагрязненных территорий. [Электронный ресурс] http://www.sevzapregspas.ru Дата обращения: 14.04.2017.18. Фабер Т.Е. Гидрогазодинамика. М., Постмаркет, 2001 г. – 182 с.19. Методика прогнозной оценки загрязнения открытых водоисточников аварийными химическими веществами в чрезвычайных ситуациях. – Москва: ВНИИ ГОЧС, 1996. – 25 с.20. ГОСТ Р 12.3.047-98 ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.21. Пожаровзрывозащита : учебное пособие/Н.Н. Красногорская Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2007. – 109с.22. Пособие по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов, 198423. Ройтман, В.М. Инженерные решения по оценке огнестойкости проектируемых и реконструируемых зданий / В.М. Ройтман. – Москва: Пожарная безопасность и наука, 2001 г. – 382 с.24. РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов».25. РД 03-496-02 «Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах» 26. Методика расчета выбросов от источника горении при разливе нефти и нефтепродуктов / Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.27. Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при свободном горении нефти и нефтепродуктов; методические указания/Г. В. Старикова, Е. В. Налобина, Л. Б. Хайруллина; Тюменский государственный нефтегазовый университет Тюмень, 2002. – 10с.28. НПБ 105-03 «Определение категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».29. Методы очистки нефтезагрязненных территорий. URL:http://www. sevzapregspas.ru/larn/. Дата обращения: 27.03.201730. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. – М.: Ин-октаво, 2005. – 368 с.31. Шойгу, С.К. Обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации чрезвычайной ситуацией / С.К. Шойгу. – Москва: 1992. – 264 с.32. Пособие руководителю тушения пожара. – Тюменский государственный нефтегазовый университет Тюмень, 2002.г.33. Одинцов, Л.Г. Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ / Л.Г. Одинцов, В.В. Парамонов. – Москва: НЦ ЭНАС, 2004. – 323 с.34. Повзик, Я.С. Пожарная тактика. Учеб. пособие / Я.С. Повзик, П.П. Клюс, А.М. Матвейкин. – Москва: Стройиздат, 1990, - 335 с.35. Евтушкин, Н.М. Методика расчета сил и средств для тушения пожаров/Н.М. Евтюшкин, В.М. Понарин. – Москва: Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1966. – 72 с.36. В. В. Теребнев. Справочник руководителя тушения пожара. МЧС РФ, АГПС. М. 2004. - 248 с.37. Лебедев, В.С. Справочник инженера пожарной охраны / И.Е. Лебедев. – Москва: Инфра-Инженерия, 2005. – 768 с.38. Багиев Г.А. Организация, планирование и управление промышленной энергетикой. М., Высшая школа, 1993.39. ПБ 09-560-03 Правил промышленной безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов.40. РД 34.12.201-88 «Правила по проведению противоаварийных тренировок персонала энергетических станций и сетей Министерства энергетики».41. РД 34.23.501-91 «Инструкциями по организации противопожарных тренировок на энергетических предприятиях и в организациях Министерства энергетики»42. РД 03-418-01 Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов.43. РД 03-357-00 Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасных промышленных объектов.44. ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования.45. ГОСТ Р 12.3.047-98 ССБТ «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»46. ГОСТ Р 22.8.01-96 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования».47. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 12 мая 2007 г. № 794.48. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ.49. Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 12 мая 2007г. №30450. Приказ МЧС РФ «Об утверждении критериев информации о ЧС» от 8 июля 2004 г. № 32951. Федеральный закон «О промышленной безопасности» от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ52. Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 28 августа 1995 г. №151-ФЗ53. Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21 августа 2000 г. № 61354. Постановление Правительства РФ «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24.03.1997 г. № 33455. ГОСТ 12.0.003-74 ССБЧС. Опасные и вредные производственные факторы.56. Р 2.2.2006–05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. критерии и классификация условий труда.57. ГОСТ 12.4.001-75. ССБТ. Средства защиты работающих. Классификация. 58. ГОСТ Р 22.0.07-95. ССБТ. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров59. Белов, К.С. Безопасность производственных процессов/ К.С. Белов, В.Н. Брынза, Б.С. Векшин. – Москва: Машиностроение, 1985 г.-136 с.60. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в техносфере. Учебное пособие/Ю.Н. Рейхов, С.Б. Слепушкин, В.Ф. Мищенко. – Новогорск: Академия гражданской защиты МЧС России, 1999 г. – 241 стр. 61. Иванов Е.Н. Пожарная защита открытых технологических установок М., «Химия», 1985 г. – 200 с.62. Техническое описание № 006-2003 Стволы пожарные лафетные типов: GP 3000, GP 5000, GP 7000; переносные и стационарные, в комплекте с водяным насадком, пенным насадком, пенным насадком с эжектирующим устройством и водо-пенным насадком распылителем типа «TURBOPONS». www.technomodule.ru63. Белов С.В. Средства защиты в машиностроении. Расчет и проектирование/ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, О.Ф. Партолин64. ГОСТ Р 22.1.12-2005 Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования.65. Ройтман, В.М. Инженерные решения по оценке огнестойкости проектируемых и реконструируемых зданий / В.М. Ройтман. – Москва: Пожарная безопасность и наука, 2001 г. – 382 с.66. Сайт «Роспатент» [Электронный ресурс] http://www.fips.ru Дата обращения: 14.01.2017.67. Системы активной молниезащиты Forend. [Электронный ресурс] http://www.spbelektra.ru/forend/index.html. Дата обращения: 04.04.2017.68. Стандарт организации «Газпром» 2-1.11-170-2007 "Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и коммуникаций ОАО "Газпром"".69. СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций».70. Колобов, Н.С. Инновационные подходы к управлению промышленной безопасностью на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях/ Н.С. Колобов // Ростехнадзор. Наш регион-2008. - №6. – С. 8-12.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Статистика.ру: Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ. [Электронный ресурс] http://www.staatistika.ru Дата обращения: 14.04.2017.
2. Анализ стратегии развития нефтяной промышленности. А. В. Артёмов, А. В. Брыкин, М. Н. Иванов, О. В. Шеляков, В. А. Шумаев. АНО «Национальный комитет по науке и промышленности».
3. Назмеев Ю.Г., Конахина И.А. Теплоэнергетические системы и энергобалансы промышленных предприятий: Учебное пособие для студентов вузов. – М. – 2002. – 407с.
4. Годовые отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору период за 2008…2015 гг
5. План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов резервуарного парка «Ручьи» 2013 г.
6. План локализации и ликвидации аварийных ситуаций резервуарного парка «Ручьи» 2014г.
7. Иванов Е.Н. Пожарная защита открытых технологических установок. М., «Химия» 1985 г 78-92 с.
8. РД 03-418-01. «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов».
9. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Учеб. пособие / Н.Ю. Цвиленева, Р.З. Хамитов. – Уфа: УГАТУ, 1998. – 107 с.
10. Постановление Правительства РФ № 613 от 21 августа 2000 года «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и

Вопрос-ответ:

Какие факторы опасности и риска связаны с процессами на объектах хранения нефтепродуктов?

Факторами опасности и риска на объектах хранения нефтепродуктов могут быть утечка или пожар нефтепродуктов, а также взрыв или авария при обработке или транспортировке нефти и нефтепродуктов.

Какие объекты хранения нефтепродуктов могут представлять потенциальную опасность?

К объектам хранения нефтепродуктов, представляющим потенциальную опасность, относятся резервуары, нефтеперекачивающие станции, нефтебазы и другие объекты, где хранятся большие объемы нефтепродуктов.

Как государство контролирует обеспечение безопасности и защиты на объектах хранения нефтепродуктов?

Государственный контроль в сфере обеспечения безопасности и защиты на объектах хранения нефтепродуктов осуществляется через введение соответствующих нормативных актов, проведение проверок и аудитов, а также назначение ответственных лиц или органов за обеспечение безопасности.

Какие основные характеристики имеет резервуарный парк?

Основными характеристиками резервуарного парка являются его вместимость, типы резервуаров, способы контроля уровня и качества нефтепродуктов, системы предотвращения аварий и меры по обеспечению безопасности.

Как происходит идентификация объектов в сфере гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях на объекте экономики?

Идентификация объектов в сфере гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях на объекте экономики происходит путем определения их категорий в зависимости от степени их важности и потенциала ущерба, а также проведения специальных анализов и экспертиз.

Какие факторы опасности и риска связаны с процессами на объектах хранения нефтепродуктов?

На объектах хранения нефтепродуктов существуют различные факторы опасности и риска, такие как возможность протечки или взрыва резервуаров, неправильная эксплуатация оборудования, нарушение технологических процессов, недостаточный контроль качества и многие другие. Все эти факторы могут привести к серьезным авариям или чрезвычайным ситуациям.

Какова потенциальная опасность объектов хранения нефтепродуктов?

Потенциальная опасность объектов хранения нефтепродуктов заключается в возможности возникновения аварий или чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к выбросу опасных веществ, пожарам, взрывам, загрязнению окружающей среды и угрозе для жизни и здоровья людей. Такие объекты могут стать источником крупномасштабных экологических и социально-экономических проблем.

Как осуществляется государственный контроль в сфере обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях?

Государственный контроль в сфере обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется путем разработки и принятия соответствующих законов, нормативных актов и правил, которые регулируют деятельность предприятий и организаций, работающих с опасными веществами и материалами. Контроль осуществляется государственными органами, включая специализированные службы, инспекции и комиссии, которые устанавливают требования к организации производственного процесса, проводят проверки и аттестацию объектов, а также обеспечивают контроль и превентивные меры.

Какие основные характеристики имеет резервуарный парк?

Резервуарный парк представляет собой совокупность резервуаров, предназначенных для хранения нефтепродуктов. Основные характеристики резервуарного парка включают его вместимость, типы используемых резервуаров, условия эксплуатации, наличие системы контроля и управления, меры обеспечения безопасности и т.д. Резервуарный парк является важным объектом, требующим постоянного контроля, технического обслуживания и соблюдения правил эксплуатации.

Какие факторы опасности и риска связаны с процессами на объектах хранения нефтепродуктов?

Факторы опасности и риска на объектах хранения нефтепродуктов могут включать утечку нефтепродуктов, пожары, взрывы, загрязнение окружающей среды, аварии, обрушения и другие инциденты. Эти факторы могут привести к потере жизней, материальным убыткам, загрязнению водных ресурсов, а также нанести вред здоровью людей и окружающей среде.

Какова идентификация объектов в сфере обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях?

Идентификация объектов в сфере обеспечения безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях является процессом определения их основных характеристик, включая географическое расположение, тип объекта, функциональное назначение, наличие опасных веществ или материалов, а также других факторов, которые могут повлиять на безопасность и защиту объекта. Идентификация объектов позволяет определить их уровень уязвимости и разработать соответствующие меры контроля и защиты.

Какие основные характеристики имеет резервуарный парк?

Резервуарный парк - это комплекс объектов, предназначенных для хранения нефтепродуктов. Основные характеристики резервуарного парка могут включать количество и вместимость резервуаров, типы хранимых нефтепродуктов, систему безопасности и контроля, наличие системы пожаротушения, географическое расположение и другие параметры. Резервуарный парк имеет строго определенные нормы и требования по безопасности, которые должны соблюдаться для предотвращения чрезвычайных ситуаций и минимизации рисков.