Особенности состояния неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией и пути логопедической работы по их совершенствованию.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 8686 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 29.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Содержание и организация исследования психических функций у младших школьников с дисграфией
1.1Цели, задачи, методы, организация и содержание этапов
1.2Характеристика школьников с дисграфией, участвовавших в исследованиях
1.3Обследование неречевых психических функций
Глава 2. Особенности состояния высших психических функций, входящих в функциональную систему письма, у младших школьников с разными видами дисграфии
2.1Анализ состояния устной речи, устноречевых предпосылок письменной речи , видов и проявлений дисграфии у учащихся экспериментальной группы
2.2Состояние зрительной и слухоречевой памяти у младших школьников с разными видами дисграфии и с нормальным письмом
2.3Состояние внимания у младших школьников с разными видами дисграфии и с нормальным письмом
2.4Состояние мыслительных операций и мышления у младших школьников с разными видами дисграфии и с нормальным письмом
Глава 3. Логопедическая работа по совершенствованию неречевых процессов у младших школьников с дисграфией
3.1Основные принципы логопедической работы
3.2Направления логопедической работы
3.2.1Оптимизация письма как вида психической деятельности и совершенствование графомоторного навыка
3.2.2Развитие когнитивных функций и произвольной саморегуляции
3.2.3Формирование самоконтроля при письме
3.2.4Совершенствование и автоматизация графомоторного навыка………………………………………………………………………..3
3.3Содержание логопедической работы по совершенствованию неречевых процессов
3.4Условия воспитания ребенка в семье
Заключение
Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение4
Приложение 5
Приложение 6

Фрагмент для ознакомления

После ознакомления испытуемых с названиями предметов, изображенных на картинках, им предъявлялись следующие задания.
а) Инструкция: Прикуси кончик языка и покажи ту картинку, которую назову.
б) Инструкция: Назови картинку. Если в названии есть звук «с», положи картинку под букву «С». Если есть звук «ш», положи под букву «Ш».
в) Инструкция: не называя картинку, прикусив кончик языка и не шевеля губами, разложи картинки по соответствующими буквами.
Во всех заданиях картинки предъявляются парами.
Оценка выполнения (по данному разделу исследования)
5 баллов – правильное выполнение всех заданий;
4 балла – одна-две ошибки, которые самостоятельно были замечены и исправлены;
3 балла – нарушение различения по одному дифференцированному признаку;
2 балла – нарушение различений по двум дифференциальным признакам;
1 балл – нарушение различения более чем по двум дифференциальным признакам. Характер ошибок и затруднений фиксировался в протоколах и учитывался в качественном анализе результатов исследования. При ошибках учитывались также условия восприятия – слоги, слова.
Исследование количественного и последовательного фонематического анализа и синтеза
Исследовалось умение определять соседние звуки с заданными звуком, осуществлять последовательный фонематический анализ слов и количественный анализ на основе слухового восприятия, слухопроизносительного образа слова и по представлению.
Материал исследования: знакомые испытуемому слова с разным количеством звуков, с прямыми и обратными слогами, без стечения и со стечением согласных; предметные картинки. По каждому заданию предлагались нижеприведенные слова. Порядок предъявления слов был случайным.
Задания и инструкции:
Определить, какой звук… в слове… по счету.
Назови звук, стоящий в слове….после звука…
Назови по порядку звуки слова… Слова: парк, дом, страница, коза, дрова, мышонок.
Я называю слово, ты говоришь, сколько в нем звуков. Слова: дорога, плот, рак, фрукты, нога, капуста.
Назови картинку. Сколько звуков в названии картинки, под такую цифру и положи картинку. Картинки: «чашка», «сыр», «иголка», «машина», «огурец», «муха».
Прикуси кончик языка, не шевели губами, не называя картинки, разложи их под соответствующими цифрами: 3,4,5. Картинки «грабли», «утка», «барабан», «лиса»,»лук», «чайник».
Оценка выполнения:
5 баллов - правильное выполнение заданий;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна незамеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-четыре ошибки;
2 балла – более 4-х ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задания.
Характер ошибок и затруднений фиксировался в протоколах и учитывался в качественном анализе результатов исследования. В частности, отмечалось: допускает ли испытуемый ошибки в словах со стечением согласных или в словах без стечения согласных.

Исследование слогового анализа
Исследование проводилось аналогично предыдущему с такими же инструкциями. Материалом служили слова и картинки:
туча, колесо, щетка, жеребенок, крот, ландыш;
пионеры, часы, стакан, бабочка, дом, улица;
черепаха, дерево, очки, флаг, матрешка, ведро;
гусеница, замок, мяч, корзина, белка, велосипед.
Критерии оценок выполнения каждого задания были такие же, как и в предыдущем разделе.
Исследование синтаксических обобщений, синтаксического анализа и синтеза
Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: я называю слова. Составь из них предложения:
а) порядок слов не изменен: Мальчик, рисовать, картинка. Дети, делать, из снега, горка. Мама , покупать, в магазине, сметана.
б) порядок слов изменен: Клетка, вылетать, из, голубь. На таять, снег, улица. Распускаться, на, весна, деревья, листья. Усатый, жить, бабушка, у, котенок.
Оценка выполнения:
5 баллов – правильное выполнение заданий;
4 балла – самостоятельно замеченные и исправленные ошибки;
3 балла – одна-две ошибки;
2 балла – три-четыре ошибки;
1 балл – более 4-х ошибок.
Характер ошибок и затруднений фиксировался в протоколах и учитывался в качественном анализе результатов исследования.
Анализ предложений
а) определение последовательности слов в предложении
Материал исследования: предложения. У дома рос клен. Высоко летает могучий орел. Мама купила большой арбуз. На деревьях распускаются листочки. Бабушка вяжет носки внуку Сереже. Кругом большие лужи.
Инструкция: Послушай предложения. Назови по порядку одно за другим все слова предложения.
б) Определение количества слов в предложении.
Материал исследования: предложения.
Инструкция: Послушай предложения, скажи, сколько в нем слов. Мама сварила кисель. В лесу много ягод, грибов. Пап купил красивый портфель. Наступила весна. Мама купает дочку Катю. Зимой холодная погода.
Оценка выполнения:
5 баллов – правильное выполнение заданий;
4 балла – самостоятельно замеченные и исправленные ошибки;
3 балла – одна-две ошибки;
2 балла – три-четыре ошибки;
1 балл – более 4-х ошибок.
Характер ошибок и затруднений фиксировался в протоколах и учитывался в качественном анализе результатов исследования. В протоколах отмечались: протоколах отмечались вид и эффективность помощи: использование проговаривания, счета пальцев и т.п.

Исследование морфологических обобщений
Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах.
Материал исследования: Лошадь есть кусок (сахар). Детям дали варенье из (клубника). На лугу много (кони). Ваня помогает своим (товарищи). Маша боится подойти к (собака). Моряк рассказывал о (корабли). Саша играет с (ребенок). Ребята рисуют (кисточка). Друзья катались на (велосипед).
Инструкция: Я называю предложение. Одно слово в предложении неправильно. Ты должен повторить предложение, сказав правильно все слова.
Согласование существительных и прилагательных в роде и числе.
Материал исследования: предметные картинки типа – белый снег, белая кофта, белое платье, белые цветы.
Инструкция: Рассмотри картинку. Назови цвет предмета и сам предмет.
Дифференциация единственного и множественного числа глаголов.
Материал исследования: сюжетные картинки: Мальчик бежит. Мальчики бегут (открывает - открывают, спит -спят, летит, летят).
Инструкция: Составь краткое предложение по картинке.
Оценка выполнения (отдельно каждого задания):
5 баллов – правильное выполнение заданий;
4 балла – самостоятельно замеченные и исправленные ошибки;
3 балла – две-три ошибки;
2 балла – четыре-пять ошибок;
1 балл – более 5-ти ошибок.
Характер ошибок и затруднений фиксировался в протоколах и учитывался в качественном анализе результатов исследования.
Исследование состояния связной речи
Материал исследования: серия сюжетных картинок.
Инструкция: Рассмотри картинки и разложи их в правильной последовательности. Придумай по картинкам рассказ и расскажи мне.
Оценка состояния связной речи:
5 баллов- четкое и последовательное изложение событий, использование развернутых и разнообразных по конструкции предложений, правильность грамматических конструкций, точный отбор лексем, отсутствие пауз, учет в рассказе деталей рисунков.
4 балла – последовательное изложение событий, правильность грамматических конструкций, точный выбор лексем, отсутствие в речи пауз, учет в рассказе деталей рисунков.
3 балла – сжатое изложение при помощи простых грамматических конструкций (1-2 предложения оп картинке), неточное использование слов, паузы в рассказывании, наличие 1-2 аграмматических ошибок.
2 балла – составляет рассказ при помощи наводящих вопросов экспериментатора, наличие аграмматизмов.
1 балл – речь в виде коротких и неточных ответов на вопросы.
Исследование самоконтроля в процессе письма и анализа результатов написания различных видов письменных работ
При осуществлении каждого из ниже приведенных видов письменных работ, за испытуемым велось наблюдение, результатом которого являлась одна из следующих оценок:
5 баллов – быстро включается в работу, сосредоточен на протяжении всей письменной работы, способен замечать и исправлять часть ошибок по ходу письма, сосредоточен и заинтересован при проверке результатов после завершения работы.
4 балла – включается в работу не сразу, к конце ее выполнения появляется отвлекаемость, способен заметить и исправить ошибку по ходу работы, в проверке результатов заинтересован, выполняет ее добросовестно.
3 балла – сильная отвлекаемость в начале и конце письменной работы, ошибок в процессе работы не замечает, в проверке заинтересован слабо, осуществляет ее поверхностно.
2 балла – отвлекается на протяжении всей письменной работы, ошибок по ходу работы не замечает, в проверке не заинтересован и не выполняет ее (либо выполняет частично).
1 балл – способен выполнить лишь часть письменной работы, самоконтроль в процессе выполнения работы и проверка полностью отсутствуют.
Виды и содержание письменных работ
Диктант слов
Материал: капуста, дорога, нога, рак, плот, черепаха, жук, парк, флаг, виды, замок, велосипед, кукла, тетя, песня, улица, стул, огурец, сильный, старушка, гусеница, фрукты, деревня.
Диктант предложений
Материал: Миша любит рисовать. Наш класс занял первое место. Петя вчера починил старый велосипед. Мои друзья хорошо катаются на лыжах.
Слуховой диктант (выполняется дважды с интервалом – результаты сравнивают) «Домик для щенков»
Списывание с печатного текста «Радуга».
После выполнения каждого задания испытуемым предлагалось проверить работу, указать замеченные ошибки.
При анализе письменных работ подсчитывалось количество ошибок, определялся их вид, сравнивались результаты.


Приложение 3

Исследование неречевых психических функций
Исследование слухоречевой памяти
Методика «Запоминания 10 слов»
По А. Р. Лурия
Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы со слухоречевым материалом.
Анализируемые показатели:
объем слухоречевого запоминания;
скорость запоминания данного объема слов;
объем отсроченного воспроизведения;
особенности мнемонической деятельности;
особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия
Порядок работы:
Проверку надо проводить в спокойной обстановке, когда ребенок не возбужден. Очень важно, чтобы во время проверки не было никаких отвлекающих внимание предметов, звуков и т.п. Обязательно убедитесь в том, что ребенок действительно старается запомнить слова, а не думает в это время о чем-нибудь другом.
Инструкция:
Ты любишь играть? Игра называется «Запомни слова». Я прочту тебе слова, а ты повторишь все слова, которые запомнишь. Мы посчитаем, сколько ты повторил слов, и увидим, много ты запомнил или мало. Слушай слова внимательно. Начинай говорить, как только я кончу читать. Готов?
Дав эту инструкцию, вы зачитываете десять слов, не связанных между собой по смыслу.
Вариант 1: лес, хлеб, окно, стул, зима, вода, шум, гриб, ветер, игла
Вариант 2: мяч, дом, брат, песня, слон, весна, река, мыло, рука, дождь.
О хорошей памяти говорят следующие показатели:
с первого раза ребенок вспомнил не менее 4-6 картинок;
в итоге (после трех-четырех чтений) воспроизведено 9-10 картинок;
за час ребенок забыл не более двух картинок из тех, которые он выучил.
По ходу заучивания не было «провалов», когда после одного из чтений ребенок вспоминает меньше картинок, чем после предыдущего (например: 7- 8-6-9/9).
Примечание:
При воспроизведении картинок таблицу лучше закрыть от взора ребенка, так как некоторые дети концентрируют внимание на подсчете крестиков, а не на воспроизведении картинок.
Исследование индивидуальных особенностей образного воспроизведения позволяет:
выявить возможные проблемы внимания. В этом случае показатель первого предъявления отличаются в два раза от показателя второго предъявления.
Обеспечить индивидуальный подход к ребенку со стороны взрослых;
Обучить ребенка пользоваться другими видами памяти;
При поступлении в школу осуществлять выбор программы и учителя с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
3. В таблице так же можно фиксировать:
мнемонические особенности (при запоминании называет картинки)
скорость воспроизведения фиксируется внизу таблицы, а отсроченного – справа.
Для количественной обработки можно использовать среднее число воспроизведенных картинок. Для этого количество воспроизведенных картинок в каждом предъявлении складывается и делится на количества предъявлений (например: 3-5-6-9/8; 3+5+6+9 = 23, 23 / 4 = 5,7). Данный показатель вписывается в нижний левый квадрат таблицы;
Для статистической обработки, данный показатель в процентном выражении, подсчитывается в целом для выборки, в начале и в конце коррекционно-развивающей работы;
для статистической обработки, данный показатель в процентном выражении, подсчитывается в целом для выборки, в начале и в конце коррекционно-развивающей работы.
Уровень Низкий Ниже среднего Средней Выше среднего Высокий Кратковременная 0 - 2 3 – 4 5 - 6 7 - 8 9 - 10 Долговременная 0 - 2 3 – 4 5 - 6 7 - 8 9 - 10
Методика диагностики зрительной памяти.
Младшему школьнику предлагается внимательно рассмотреть предметы на таблице в течение 15 секунд, а затем отыскать их на другой таблице, узнав среди множества других фигур. Изображение предметов в той и другой таблице педагог подбирает сам. Для учащихся целесообразно использовать набор изображений знакомых и конкретных предметов. В таблице, предъявляемой для запоминания, могут быть изображены сливы, смородина, груши, вишни, яблоко, земляника, лимон. В таблице для узнавания изображены те же предметы, что и на предыдущей таблице, но вперемешку с изображением винограда, орехов, крыжовника, клубники, апельсина, банана.
Для усложнения характера запоминаемого материала можно использовать таблицы с геометрическими фигурами.
Обработка материалов
Уровень развития зрительной памяти определяется по количеству правильно узнанных фигур.
Оценочная шкала:
Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий 5 и более 4 3 2 и менее
Диагностика внимания
Методика «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».
Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.
Ход эксперимента: для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.
Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.
Готовый текст задания:
Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
Сорняки шыпучи и плодовиты.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:
Надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное ниже 0,5 — внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.
Оценить выполнение предложенного задания можно и по абсолютным цифрам:
— не заметили 2 ошибки — хорошее внимание;
— не заметили 3—4 ошибки — средний уровень внимания;
— не заметили 5 и более ошибок — низкий уровень внимания.
Таблицы Шульте.
Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых, в произвольном порядке расположены числа.
Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий регистрируется в протоколе.
Для детей 6—7 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу. У учащихся среднего звена норма 45 секунд — 1 минута.
Для диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников можно использовать следующую методику (видоизмененная методика Немова Р. С.):
Перед началом работы школьнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры:
квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок плюс (+), в треугольники он будет ставить точку (.), в ромб будет ставить черточку (—), а в круг — галочку (V).
Ребенок работает 2 минуты.
Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:
8 — показатель переключения и распределения внимания;
N — количество фигур, которые просмотрел ребенок;
п — количество ошибок.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
0,75 < 8 ^ 1,0 — высокий уровень;
0,5 < 8 ^ 0,75 — средний уровень;
8 < 0,5 — низкий уровень.

Диагностика мыслительных операций и мышления
Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
Операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:
Какое из животных больше: лошадь или собака?
Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером? (Правильный ответ — обедают и ужинают).
Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).
Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).
Черешня, груша, слива и яблоко — это ... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).
Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время). (Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? (Правильный ответ — щенок и ягненок).
10.  На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
Обработка результатов: За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика «Выделение существенного»
Цель работы: Выявить уровень умения у учащихся контрольной группы и экспериментальной группы находить существенные признаки предметов.
Ход опыта: Из четырех предложенных рядов слов, в каждом из которых пять слов дается в скобках, а одно перед ними, испытуемые должны за 20 секунд выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания).
«Аналогии»
  Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления.
  Инструкция: На демонстративном плакате (или на доске) представлен пример задачи, аналогичной тем, которые вам предстоит решать. В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова, которые находятся в определенном логическом отношении. Справа контрольное слово, а под чертой - 5 вариантов ответа. Вам необходимо выбрать одно из этих пяти, которое находится в такой же логической связи с контрольным, как и левая пара слов.
Для оценки используется количество правильных ответов, которое по таблице переводится в баллы.
Методика «Исключение лишнего»
Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном, второй - на вербальном материале.
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
 Предметный вариант
Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.
Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.
Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".
Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.
В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.
Интерпретация. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.
Число баллов
  Характеристика решения задач
  5
  Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).   4
  Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения "лишнего" предмета (слова).   2,5
  Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).   1
  То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова). 0
 
  Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова).  


Приложение4
Состояние звукопроизношения



Приложение 5
Состояние лексико-грамматической стороны речи
Ф. И. ребенка Лексико-грамматический показатель Характер нарушения лексико-грамматической стороны речи 1. Александр Б. 1 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в управлании и согласовании 2. Татьяна Л. 1 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в управлании и согласовании, недостаточный объем словаря 3. Дмитрий Л.
1 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в управлании и согласовании, нарушение родо-видовых отношений 4. Игорь Л. 0 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в управлании и согласовании, нарушение родо-видовых отношений, недостаточный объем словаря, нарушение синонимических и антонимических связей 5. Екатерина П.
1 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в управлании и согласовании, нарушение синонимических и антонимических связей 6. Дорина Р. 1 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в упрвлании и согласовании, недостаточный объем словаря 7. Артем Ч. 0 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в управлании и согласовании, нарушение родо-видовых отношений, недостаточный объем словаря, нарушение синонимических и антонимических связей, нарушение словообразовательных моделей слов, предложения простые 8. Рафик Ф.
0 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в управлании и согласовании, недостаточный объем словаря, нарушение синонимических и антонимических связей, предложения простые 9. Александр Ф. 1 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в управлании и согласовании 10. Валентина Ш. 1 Нарушение предложно-падежных конструкций (Р.п. мн.ч.), нарушение в управлании и согласовании

Приложение 6
Примеры упражнений на развитие памяти, внимания, причинно-следственных связей, чувственно-образной сферы и саморегуляции (Семенович, 2002)
«Отгадки». Ребенку предлагается поиграть в отгадки, отвечая на вопросы обо всем, что есть вокруг. Вопросы может задавать учитель или кто-либо из детей. «Сколько в комнате столов, окон? Сколько книжек в портфеле у соседки или сколько ручек на столе у учителя?» Сначала нужно отгадать, а затем посчитать. Игра способствует развитию внимания и памяти. В нее можно самостоятельно играть весь день. Доброжелательное отношение даже к неправильным догадкам ребенка поможет ему стать увереннее в себе и не бояться высказывать свои предположения.
«Магазин». Ребенок «посылается в магазин». Его просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с нескольких предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными.
«Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной тематической группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т. д.»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
«Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (коротких рассказов) ребенку предлагается запомнить и потом назвать только те слова, которые обозначают: слова с определнной орфограммой или с определенным звуком, погодные условия, транспорт, растения и т. п.
«Зашифруй предложение». Ребенку для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т. д. Ребенка просят «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3 фраз.
«Пиктограмма». Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
«Придумай, как запомнить слова». Ребенку объясняют, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы чем-то похожие предметы. Ему предлагается запомнить определенный набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
«Цепочка ассоциаций». Ребенку необходимо запомнить 30-40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого следует применить метод искусственных ассоциаций. Взрослый объясняет: «Представь себе дом, по нему ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Ты срываешь апельсин, чистишь его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея (и т. д.) „Скрепив" так между собой все слова, ты неожиданно убедишься, что припоминаешь их в нужном порядке от начала до конца.» Такая тренировка затем может быть перенесена на запоминание любого учебного материала.
«Прочти спрятанное предложение». Ребенку предлагается прочитать предложение. Для этого он должен найти слова, составляющие искомое предложение, «спрятанные» среди других букв: лгорнккерогсолнцедщутсветитядугбэяркошуцрорастаялжьщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицыщсвн.
«Звонкое слово». Детям предлагается встать в круг и по очереди называть числа (овощи, растения, города, посуду). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (или из овощей - огурец, из цветов - сирень, из городов - Москва, из посуды - чашка). Вместо называния запретного числа (слова) ребенок должен хлопнуть в ладоши.
«Указания». Паре детей предлагается сесть друг против друга так, чтобы А не мог видеть, что пишет Б. Б выполняет несложный рисунок и дает словесные (без жестов) указания А, как воспроизвести этот рисунок. Б может использовать слова типа влево, вправо, закругление, прямо, вверх, вниз и т. п. А рисует, следуя указаниям Б, Б может наблюдать, чтобы изменять указания. Когда А закончит, рисунки сравнивают. Потом дети меняются ролями.
«Назови причину». Ребенку объясняют, что у всего, что происходит, у любого явления есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?» Ребенка просят назвать причину: наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т. д.
«Подобери следующее». Ребенка просят подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый - ..., завтрак - ..., июль - ..., лето - ..., январь - ..., зима - ..., седьмой - ..., 2001 - ... и т.п.
«Время и а н т и в ре м я». Ребенку предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала - правильно, а затем - задом наперед, от конца к началу.
«Ощущаем». Первый вариант. Детей просят обратить внимание на цвета, звуки, запахи вокруг них, ощутить прикосновения. Дается 1-2 минуты в тишине, а затем с ними говорят о том, что они заметили. Второй вариант. Детей просят обратить внимание на цвета, образы, звуки и т. д., присутствующие в их мыслях. Через несколько минут молчания это обсуждается. Третий вариант. Детей просят несколько минут молча замечать, на что они обращают внимание внутри себя или снаружи. Затем это обсуждается.
«Зрительные представления». Первый вариант. Детей просят мысленно представить какую-либо геометрическую фигуру: круг, треугольник, квадрат. Потом их просят «покрасить» фигуру в какой-нибудь цвет, затем изменить немного тон на более светлый или более темный; представить, как фигура приобретает более «теплый» или более «холодный» цветовой оттенок. Затем им предлагается представить сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; мысленно раскрасить каждую из фигур; попробовать наложить их друг на друга; подобрать сочетание цветов и размеров так, чтобы было приятно на них смотреть.
Второй вариант. Детей просят представить какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевленный), медленно рассмотреть его форму, изгибы, пропорции, цвет; вообразить, как он ведет себя при слабом дуновении ветерка и в бурю; представить, как постепенно этот предмет окружается другими предметами. Детям предлагается менять эти «декорации» до тех пор, пока картина не понравится до такой степени, что захочется все это ощутить в реальности. После этого взрослый спрашивает: «Что получилось? Что это было?»
«Тактильные и кинестетические представления». Детей просят представить свои ощущения от прикосновения к какому-нибудь предмету (дереву, вате, бархату, волосам и т. д.). Затем предлагается прикоснуться в воображении к коре дерева, крапиве; к только что выпавшему и тающему снегу, к разным цветам, их лепесткам, стеблю, листьям, песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку. Затем предлагается попытаться рассказать о своих ощущениях.
«Синестетические образы». Детям дается инструкция представить, а затем назвать предметы, фрукты, цветы определенного цвета, например красного, или определенной формы. Через минуту по сигналу - предметы синего цвета и т.д









86



2.Перевод фонемы в графему
Задействованы: слухоречевая память, пространственно-временные ориентировки

Речедвигательный анализатор
Артикулема

Зрительный анализатор
Графема

3. Перевод графему в кинему
Задействованы: мелкая моторика, зрительно-моторная координация, сукцессивные процессы, пространственное ориентирование

1. Перевод фонем в соответствии с артикулемой
Задействованы: фонематический слух, сукцессивный процессы, звукопроизношение

Двигательный анализатор
Кинема

Речеслуховой анализатор
Фонема

19/495
Литература
1.Ефименко Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2003.
2.Коджаспирова Н. Педагогический словарь. – М., 2000.
3.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей . – М.: ИД МиМ, 2003
4.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
5.Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2004.
6.Логинова Р. И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1998.
7.Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов. – М., 1965.
8.Петрова Е. А. Психологический подход к повышению грамотности учащихся начальной школы // Практическая психология и логопедия, 2005, № 2. – С. 86.
9.Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995.
10.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
11.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996.
12.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001
13.Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. – М., 2003.
14.Щукин Антон Владимирович. Интеллектуально-личностные особенности детей с дисграфией в младшем школьном возрасте : Дис.канд. психол. наук : 19.00.13 СПб., 2006 150 с. РГБ ОД, 61:06-

Вопрос-ответ:

Какие цели и задачи были поставлены перед исследованием психических функций у младших школьников с дисграфией?

Основной целью исследования было выявление особенностей состояния неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией. Конкретные задачи включали организацию и проведение обследования, характеристику школьников с дисграфией, и изучение особенностей состояния высших психических функций, таких как внимание, память, мышление и воображение, у этих детей.

Какие методы были использованы при проведении исследования?

Для проведения исследования использовались различные методы, включая психолого-педагогическое тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ письменных работ и прочие психологические методики. Также были проведены беседы с детьми и их родителями для получения дополнительной информации.

Какие особенности были выявлены у младших школьников с дисграфией?

Исследование показало, что у младших школьников с дисграфией имеются особенности в состоянии высших психических функций. Наблюдались проблемы с вниманием и концентрацией, слабости в памяти и мышлении, а также недостаточное развитие воображения. Эти особенности могут значительно затруднять процесс обучения письму и чтению.

Какие были основные этапы работы по совершенствованию неречевых психических функций у детей с дисграфией?

Работа по совершенствованию неречевых психических функций у детей с дисграфией включала несколько этапов. Сначала было проведено обследование, чтобы установить особенности состояния функций. Затем был разработан индивидуальный план работы с каждым ребенком, включающий в себя специальные упражнения и тренировки, направленные на улучшение внимания, памяти, мышления и воображения. В конце каждого этапа проводилась проверка результатов и анализ эффективности работы.

Что такое дисграфия?

Дисграфия - это нарушение письма, которое проявляется в трудностях с формированием и исполнением письменных выражений. Дети с дисграфией могут иметь проблемы с написанием букв или слов, неправильным отображением звуков в письменной форме и т.д.

Какие особенности состояния неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией?

У младших школьников с дисграфией часто наблюдаются нарушения в таких неречевых психических функциях, как внимание, память, мышление и моторика. Они могут испытывать затруднения в концентрации внимания, запоминании правил написания, формировании логических связей и выполнении мелких движений рук.

Какие методы используются для изучения состояния неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией?

Для изучения состояния неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией используются различные методы, такие как тестирование, наблюдение, анкетирование и интервьюирование. Эти методы позволяют определить уровень развития внимания, памяти, мышления и моторики у каждого ребенка.

Какие цели и задачи ставятся перед логопедической работой по совершенствованию неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией?

Основная цель логопедической работы по совершенствованию неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией - помочь им преодолеть нарушения в этих функциях и развить их на должный уровень. Задачи работы включают развитие внимания и концентрации, улучшение памяти, развитие логического и абстрактного мышления, совершенствование моторики и координации движений.

Какие результаты получены при обследовании неречевых психических функций у школьников с дисграфией?

При обследовании неречевых психических функций у школьников с дисграфией было выявлено, что у них наблюдаются различные нарушения во всех функциях, особенно внимания и памяти. Однако, после проведения логопедической работы наблюдалось значительное улучшение в данных функциях у большинства детей, что свидетельствует о положительных результатах такого подхода к работе с детьми с дисграфией.

Какие цели и задачи были поставлены в исследовании психических функций младших школьников с дисграфией?

Целью исследования было изучение особенностей состояния неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией. Задачи исследования включали анализ и описание характеристик школьников с дисграфией, а также проведение обследования неречевых психических функций.