Вам нужна курсовая работа?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Роль суфизма в контексте ислама

  • 26 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 02.08.2011
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Роль суфизма и его место в мусульманском обществе
1.1.Суфизм как составная часть арабо-мусульманской литературы
ГЛАВА 2. Суфизм как религиозно-философское направление в исламе
ГЛАВА 3. Традиционные суфийские братства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Сходными с ним являются звания учитель «устад» и поводырь, проводник «муршид».
Одним из центральных представлений суфизма является исламское учение о святости, которая свидетельствует о близости к Богу, а также о Божьем заступничестве. Святой был той фигурой, которая могла просить заступничества перед Богом, подобно тому, как феодальный вельможа мог выступать ходатаем перед властителем. Близость святого к Богу и тем самым его авторитет изначально интересовали суфизм с его незыблемыми идеалами и неизменным обличением мирской власти.
Исходной отправной точкой мистического пути суфия выступает особое состояние духа, сосредоточенное на Боге и нацеленное на постижение его, т.е. истины. Эта особая духовная настроенность суфия на восприятие гармонии Абсолюта. Отрешенность от внешнего мира – необходимое, но недостаточное условие для постижения божественной истины. В суфизме особо важен принцип бескорыстия, незаинтересованности: к Богу нельзя обращать мольбы о ниспослании благ, любовь к нему не должна иметь внешней, отличной от него цели.
Смерть выступает в суфизме и символом недостижимых пределов познания. На пути постижения истины суфизм выделяет три ступени: уверенное знание, полная уверенность, истинная уверенность. В традиционной для суфизма символике, познание мыслится в суфизме как приближение к светоносному огню, а момент слияния суфия с Богом передается посредством метафоры мотылька, сгорающего в пламени свечи.


ГЛАВА 3. Традиционные суфийские братства

XIII-XVвв. - период расцвета суфийских орденов. По принципам учения известного суфия Абд аль-Кадира аль-Джилани (ум. 1166) создается орден «Кадарийа». Суфии, объединенные в братства, или ордена, отличались собственными ритуалами и методами. Те, кто получал посвящение в суфийское братство, назывался дервишем (перс. «нищий»). Обычно выделяют ряд известных своими древними традициями орденов, а также 12 основных братств, таких как кассария, накшбандия, маулавийа и т.д. Помимо этого, существует много иных структурных образований суфизма: более мелких братств, общин, центров, обителей, кружков. Самыми известными орденами, возникшими до XV века, являются следующие:
Тайфурмя – происходит от имени Абу Язида Тайфура ибн Исо. Известен среди суфиев под прозвищем Султан-ул-Орифин (Царь мистиков-гностиков). Считается одним из авторитетнейших представителей последователей суфизма. Основное отличие последователей ордена Тайфурия от других орденов заключается в том, что для достижения состояния экстаза последователи этого течения использовали метод опьянения. Они считали, что опьянение играет главную роль в процессе устранения свойственных человеку дурных начал, и тем саамы приближает его к конечной стадии вечности (бако)
Джунайдия – этот орден основан суфием Джунайдом Багдаи (VIII в.). В противовес учению последователей течения Тайфурия сторонники этого течения для достижения высшей цели единственно верным путем считали трезвость.
Кассария – берет свое название от имени Абу Салаха Хомдуна Кассара (ум. 893 г.). Это течение имело много последователей, так же считается, что Хомдун Кассар являлся основателем течения маломатия. Кассар и его последователи много внимания уделяли вопросам морального воспитания учеников. Представители течения маломатия пренебрегали законами и ритуалами религии ислам, и порой становились по этой причине, объектом оскорблений и пренебрежительного отношения. Но это не огорчало их, так как одной из главных черт этого течения было то, что нужно было скрывать свои истинные чувства, взгляды, и добродетельные поступки, и намеренно навлекать на себя гнев и раздражение непосвященных. Таким образом, выражалось их служение высшим идеалам.
Нурия – родоначальником этого ордена считается Абулхасан ан-Нури. Основное правило этого ордена заключалось в предпочтении скромного деревенского образа жизни.
Кадирия – основателем этого ордена считается Абулкадыр Гелони (Джелони). Считается одним из самых распространенных течений в суфизме.
Сахли – основан шейхом Сахл бини Абдуллох Тустари. Основная цель этого ордена – борьба против всяческого человеческого, земного наслаждения, угасание всякого несвязанного с именем Аллаха желания.
Халладжия – называется по имени известного представителя раннего суфизма Хусейна Мансура Халладжа (858-922), который считается одним их основоположников суфийского пантеизма. За свое выражение «Я есть истина», стал жертвой мусульманской инквизиции. Согласно учению Халладжа, человек, выбирающий суфийский образ жизни и познание божественной сущности, может достичь высшей ступени познания только тогда, когда полностью освободится от всех присущих ему индивидуальных качеств. Только так можно познать божественную сущность и отождествиться с ней. Халладж не признавал иное божество, кроме самого человека, что было направлено против одного из основных столпов мусульманской религии – незыблемости Аллаха. Человек, при помощи личного стремления и очищения от всех земных, несвязанных с божественными качествами признаками, он сам становится богом. Эта идея в дальнейшем была развита Ф. Аттором, Руми, М. Шубустари.
Неъматуллохи – является одним из известных и распространенных суфийских орденов XIV века. Его основателем считается Шах Нуриддин Неъматуллох ибни Абдуллох Кирмани. Это один из самых малоизученных суфийских орденов.
Бектошия – этот орден называется по имени ходжи Бектоши, жившего в XIV. Считается оппозиционным направлением суфизма по отношению к официальной религии. Этот орден на протяжении нескольких столетий играл значительную роль в духовной жизни Турции.
Сухравардия – основателем этого ордена считается шейх Сухраварди. Отличительной чертой его учения заключалась в приспособлении положений суфизма с догмами мусульманского шариата.
Хакими – основан Мухаммадом ибни Хомидом. Согласно его учению, основное богатство человека, это его сердце и жизнь. Если человек внимание своего сердца направляет в сторону дурных и ничтожных мыслей, то это значит, что он бесполезно проживает свою жизнь.
Мавлавия – основателем этого ордена считается видный представитель философской и общественно-политической мысли Джалолиддин Руми. Этот орден от других орденов суфизма отличает то, что его члены во время исполнения зикра использовали различные музыкальные мелодии, и приводили себя этим в состояние религиозного экстаза.
Накшбандия – приобретает известность во второй половине XIII века, основателем ордена считается Богоутдин Накшбанд. Основные идеи этого течения заключались в основных принципах, направленных на то, что путник по пути к истине не должен ни на миг забывать о боге и не поддаваться всяческим соблазнам. Необходимо искать истине в самом себе и внешне быть с людьми, а внутренне – с богом. Учение предполагало, что общественная жизнь, занятие ремеслом, или другим полезным трудом не может помешать человеку быть суфием. Влияние идей этого ордена испытали на себе многие представители литературы и общественной мысли, такие как: А. Джами, Алишер Навои, Хусейн Вонзи Кошифи и др.
Сегодня, в результате гонений и неприятия суфийских идей многие ордена прекратили свое существование, но истинно суфийская традиция посвящения и наставничества все еще поддерживается наряду с традицией обучения подлинной суфийской теософии. Сегодня, как и много веков назад «мистический путь» существует только для немногих посвященных, кто готов для этого отрешиться от мира и идти своим путем для постижения подлинной божественной истины.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель суфизма - постижение Истины. И хотя философы полагают, что эта цель может быть достигнута посредством разума, логики и рассуждений, постижение Истины возможно лишь при помощи совести и видения сердцем, через прозрение и просветление. Суфизм, таким образом, - это продвижение и видение.
Суфий - это тот, кто движется к Истине посредством Любви и преданности. Постижение Истины возможно только для совершенного человека, поскольку в состоянии несовершенства люди не способны распознать Истину. Несовершенство может быть понято как ненормальное состояние, в котором человек не способен видеть вещи такими, каковы они на самом деле. Суфий готов был к самопожертвованию, он помогал людям, не ожидая при этом от них взаимности. Только через постижение своей истинной сущности человек мог достичь непосредственного восприятия Бога и обретения единства с Ним.
Появление братств «тарикатов» было вызвано повсеместным распространением суфизма и ростом числа его последователей. Организованный в братства суфизм сыграл большую роль в консолидации мусульман и исламизации покоренных ими земель. Суфийские идеологи изображались как обладающие магнетической силой трибуны, чьи фанатичные последователи умерщвляют себя по одному указанию их наставника, что не всегда соответствовало истине.
Идеи суфизма универсальны и могут быть обнаружены в самых различных духовных учениях и религиях. Учение суфизма не сводилось к какой-либо одной доктрине. Это путь, ведущий искателя к Реальности. Он многообразен, как жизнь, и у каждого человека он свой.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

аль-Джанаби Майсем Мухаммад. Теология и философия ал-Газали. - М.: Издательский Дом «Марджани», 2010. – 298 с.
Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. - Баку, «Элм», 1969. – 189 с.
Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. – Душанбе: Дониш, 1990. – 116 с.
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М.: «Наука», 1987. – 192 с.
Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. – М.: «Канон+», 2009. – 272 с.
Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. – М.: Наука, 1989. – 328 с.
Хисматулин А.А. Суфизм. – М.: «Азбука-классика», 2008. – 192 с.
Шиммель А.-М. Мир исламского мистицизма. - М.: «Алетейа», «Энигма», 1999. – 239 с.
Эрнст К.В. Суфизм. – М.: Издательский торговый дом «Гранд», 2002. – 320 с.


Эрнст К.В. Суфизм. – М.: Издательский торговый дом «Гранд», 2002. С. 8.
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М.: «Наука», 1987. – 192 с.; Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. – М.: «Канон+», 2009. – 272 с.
Хисматулин А.А. Суфизм. – М.: «Азбука-классика», 2008. – 192 с.
Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. – М.: Наука, 1989. – 328 с.

Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. – Душанбе: Дониш, 1990. С. 7.
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М.: «Наука», 1987. С. 5.
Хисматулин А.А. Суфизм. – М.: «Азбука-классика», 2008. С. 93.
Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. – Душанбе: Дониш, 1990. С. 14.
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М.: «Наука», 1987. С. 65.
Эрнст К.В. Суфизм. – М.: Издательский торговый дом «Гранд», 2002. С. 195.
Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. – М.: «Канон+», 2009. С. 166.
Эрнст К.В. Суфизм. – М.: Издательский торговый дом «Гранд», 2002. С. 203.
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М.: «Наука», 1987. С. 47.
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М.: «Наука», 1987. С. 48.
Эрнст К.В. Суфизм. – М.: Издательский торговый дом «Гранд», 2002. С. 52.
Эрнст К.В. Суфизм. – М.: Издательский торговый дом «Гранд», 2002. С. 43.
Там же. С. 43.
Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. – Душамбе: Дониш, 1990. С. 55.
Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. – Душанбе: Дониш, 1990. С. 56.
Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. – М.: Наука, 1989. С. 194.
Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. – Душамбе: Дониш, 1990. С. 16-22.









2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.аль-Джанаби Майсем Мухаммад. Теология и философия ал-Газали. - М.: Издательский Дом «Марджани», 2010. – 298 с.
2.Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. - Баку, «Элм», 1969. – 189 с.
3.Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. – Душанбе: Дониш, 1990. – 116 с.
4.Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М.: «Наука», 1987. – 192 с.
5.Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. – М.: «Канон+», 2009. – 272 с.
6.Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. – М.: Наука, 1989. – 328 с.
7.Хисматулин А.А. Суфизм. – М.: «Азбука-классика», 2008. – 192 с.
8.Шиммель А.-М. Мир исламского мистицизма. - М.: «Алетейа», «Энигма», 1999. – 239 с.
9.Эрнст К.В. Суфизм. – М.: Издательский торговый дом «Гранд», 2002. – 320 с.


У нас вы можете заказать