Теоретические основы управления организацией в условиях новой парадигмы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 3737 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 14.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Историческое развитие теории управления
2. Управление организацией на примере ОАО «Московский завод напитков»
3. Методическая часть
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться [12, с. 34].
Д. Мак-Грегор разрабатывает основные принципы управления организацией на базе нового отношения к природе человека. Развитие децентрализованных организационных структур осуществлено в управленческой теории У. Оучи, где разработаны демократические принципы управленческой мотивации работников с учетом остаточных элементов обычной американской модели и элементов японской организационной модели.
Теория хаоса внешней среды, которая первоначально зарождается в работе Дж. Глика, а также в методологических работах Э. Лоренца становится предпосылкой новой управленческой теории организационных структур. В данных работах впервые доказано, что в условиях неопределенности среды бесконечно малые изменения в начальных условиях могут приводить к большим изменениям как организационной системы, так и влияния последней на внешние факторы функционирования.
У. Р. Эшби разрабатывает новую доктрину менеджмента, строящуюся на тезисе об изменчивом состоянии современной детерминистской организации. Т. Парсонс и Дж. Томпсон развивают данные идеи, закладывают основы теории управления организацией как открытой системой. Ф. Шумахер разрабатывает принципы современной демократической организационной структуры малых систем организации. [7, 14]
К числу отечественных авторов, изучающих современные направления теоретических разработок в области управления организацией, необходимо отнести П. Анохина, И. Блауберга, А. Большакова, Ю. Быченко, Ю. Гусарова, А. Кезина, Э. Короткова, Ю. Кузнецова, В. Михайлова, Н. Мысина, Р. Патюрель, 3. Румянцеву, Н. Филинова, В. Хиценко. В данных работах т раскрываются определенные теоретические и методологические аспекты совершенствования управления в современных условиях.
Современные специальные теоретические концепции менеджмента, призванные обеспечить эффективность практического руководства в постиндустриальную эпоху, в области экономики опираются на исследования Н.Д.Кондратьева и Дж.Шумпетера.
Структура Кондратьевских циклов достаточно проста. Каждый цикл состоит из двух частей, или волн: повышательной и понижательной. Повышательная волна - это период длительного преобладания высокой хозяйственной конъюнктуры в мировой экономике и ее бурного развития, сравнительно легкого преодоления кратковременных кризисов. Понижательная волна - это период длительного преобладания низкой хозяйственной конъюнктуры, когда, несмотря на временные подъемы, доминирует депрессия и вялая деловая активность, а мировая рыночная экономика развивается неустойчиво. В период понижательной волны мировое хозяйство как бы накапливает силы и ресурсы для нового рывка, нового витка эволюции [7, с. 45].
Кондратьев установил четыре тенденции в развитии больших экономических циклов:
а) перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества; они выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют в свою очередь значительные технические открытия и изобретения), вовлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения;
б) на периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее количество социальных потрясений (войн и революций);
в) периоды понижательной волны каждого большого цикла сопровождаются длительной и ярко выраженной депрессией сельского хозяйства;
г) в период повышательной волны больших циклов средние капиталистические циклы характеризуются краткостью депрессий и интенсивностью подъемов; в период понижательной волны больших циклов наблюдается обратная картина.
Сегодня экономическая наука в целом определяет феномен больших циклов следующим образом: это конъюнктурные колебания продолжительностью 45-60 лет, проявляющиеся в динамике цен, выпуске продукции и показателях различных отраслей и сфер народного хозяйства, определяемых долгосрочным изменением тенденций спроса и предложения.
Циклы длинной волны экономического развития и циклы технологического развития находятся в причинно-следственной связи: каждый экономический спад и последующая депрессия вызывали инновационный процесс, востребовавший новые технологии и тем самым стимулировавший очередную волну технологического подъема.
Технологические изменения тесно связаны с социальными, политическими и культурными сдвигами. Все они, в конечном счете, определяются периодически возникающей для человека и общества необходимостью адаптироваться к новым ситуациям, вызванным изменениями природных, демографических, экологических, экономических, геополитических и иных условий. Каждый из сдвигов решает определенные проблемы общества, но тут же порождает новые, подчас еще более острые, и социальная система неизбежно переживает периоды то взлета, то падения [10, с. 34].
При этом конец предшествующей волны исторического развития есть начало новой волны. Причем прошлая эпоха не исчезает бесследно - она продолжает жить в виде техники и технологий, культуры и мировоззрения людей, определивших в прошлом вы-бор дальнейшего движения общества.
Работы Н.Д.Кондратьева, которого американский ученый П. Друкер назвал экономистом номер один XX в., послужили толчком к началу серьезных исследований о роли инноваций в экономическом развитии. Кондратьев считал, что в течение примерно двух - двух с половиной десятилетий перед началом повышательной волны большого цикла наблюдается появление технических изобретений, которые находят применение в промышленной практике и подталкивают реорганизацию производственных отношений и начало повышательной волны больших циклов. Выводы Н.Д.Кондратьева легли в основу теории инноваций, разработанной Йозефом Шумпетером [1, с. 10].
Американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 - 1950) исследовал проблемы конъюнктуры, историю экономических учений и экономической системы. Ему принадлежит концепция экономической динамики и циклов, центральное место в которой отводится предпринимательской функции.
Экономическая динамика основывается на распространении различных нововведений, которые инициируются действующими экономическими агентами.
Шумпетер определяет экономического агента как предпринимателя, постоянно "вбрасывающего" в экономику новое и тем самым изменяющего само положение равновесия. Именно предприниматели вызывают рост и метаморфозы экономики, рискуя и изобретая новые комбинации использования факторов производства. Именно они способствуют выпуску новых товаров, более эффективно используют уже известные материалы, внедряют новые технику и технологии, осваивают новые рынки сбыта, пере-ходят к более рациональным формам организации производства и управления им. Важнейшую роль в экономическом процессе Шумпетер отводил изменениям и инновациям, приводящим к замене старого новым в процессе свободного творчества.
Познакомившись с теорией Н. Д. Кондратьева, И. Шумпетер высоко оценил концепцию больших циклов конъюнктуры и ввел понятие "Кондратьевские циклы". Соединив свои разработки о роли предпринимателя в процессе экономического развития и теорию долгосрочных колебаний экономической динамики Кондратьева, Шумпетер создал теорию инновационных циклов, в которой длинноволновые колебания определил как одну из форм проявления экономической динамики, порождаемой инновационным процессом.
По Шумпетеру, побудительным мотивом к поиску и внедрению новых комбинаций является прибыль, которая становится вознаграждением за нововведения. Определяющую роль здесь играет не конкуренция цен или качества, а конкуренция новых продуктов, технологий, источников снабжения, организационных форм. Вначале конкуренцией нововведений, способствующей росту продукции и прибылей, пользуется небольшое число предпринимателей, те, кто раньше других их использует. Когда нововведения распространяются, то производственные затраты выравниваются и прибыль исчезает.
По мнению Шумпетера, центральным субъектом в процессе изменений внутри системы является предприниматель, который внедряет новшества в периоды спокойствия и равновесия. Такие нововведения приводят к нарушению непрерывности, требуют отказа от старого (продукты, формы организации и др.) в пользу непривычного нового и связаны с риском. Старое вытесняется - начинается процесс "созидательного разрушения".
Однако концепция "созидательного разрушения" Шумпетера постепенно утрачивает былое теоретическое могущество, поскольку с ее помощью трудно объяснить новые экономические явления, порожденные современной динамикой глобализации, когда спад деловой активности может сопровождаться усиливающимся доминированием конкретной страны и внедрением передовых технологий и разработок в серийное производство при сокращении занятости в высокотехнологичных отраслях. Скорость экономических изменений в настоящее время настолько велика, а инерция экономического знания настолько сильна, что экономическая наука в ряде случаев просто не успевает за текущими изменениями.
Наследие Й. Шумпетера продолжает активно изучаться учеными, которые представляют различные течения в экономической науке, причем каждый берет то, что представляет наибольшую ценность и наименьшую угрозу.
Сегодня экономическая наука в целом определяет феномен больших циклов следующим образом: это конъюнктурные колебания продолжительностью 45-60 лет, проявляющиеся в динамике цен, выпуске продукции и показателях различных отраслей и сфер народного хозяйства, определяемых долгосрочным изменением тенденций спроса и предложения.
Принципы непрерывной адаптации предприятий к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности впервые проанализированы в книге А. Чандлера «Стратегия и структура». На основе опыта работы ведущих американских компаний автор исследовал реорганизацию управления путем последовательного изменения стратегии, формальных структур и систем, организационной культуры и поведения персонала. В результате появилась теория, названная впоследствии эволюционной концепцией. Она получила развитие в исследованиях известных зарубежных ученых - И. Ансоффа, П. Дракера, В. Карлоффа, Ричарда Р. Нильсона, К. Тоехиро, Дж. Пирса, 11 Дж. Хиггенса и ряда других авторов. Их основная идея заключается в том, что внешняя среда предприятия в целом и отдельные области его деятельности претерпевают естественную эволюцию, при которой усиливается нестабильность условий хозяйствования [7, с. 70].
Основными методическим приемами и методами исследования использованными в работе являются: системный подход к решению поставленных задач, методы сравнительного и логического анализа, метод обобщения, метод систематизации полученных сведений.
Заключение
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута, все задачи решены. Главный смысл проделанной работы состоит в том, что в ходе проведенного исследования были изучены существующие теории управления предприятиями и рассмотрены варианты управления в рамках новой парадигмы. Известно, что деятельность любой организации требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других участников рыночного процесса и влияет на принятие управленческих решений. Это означает, что с управление связаны интересы множества людей, как в самой организации, так и за ее пределами. В настоящее время, в обществе возникла устойчивая потребность в создании новой парадигмы управления, эффективной в условиях систематических внешних изменений которые происходят все чаще и чаще. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Теория управления предприятием менялась с течением времени, если в самом начале организация воспринималась как закрытая система, то в рамках новой парадигмы организация представляется открытой системой, руководство которой принимает управленческие решения на основе динамично меняющихся условий внешней среды.
Крутой поворот в истории развития России от социалистической к рыночной экономике привел к необходимости проведения реформ и разработке новых подходов и взглядов на систему управления.
В настоящее время в России на примере успешных предприятий видно, что грамотное использование теорий управления удается достичь поставленных целей.
В рамках новой парадигмы главным богатством компаний считаются персонал организации обладающий необходимым набором знаний. Стиль организации стал ориентироваться на привлечение, обучение, удержание и мотивацию ценных сотрудников.
Особенностью развития теории управления в рамках новой парадигмы является сочетании рыночных и административных методов управления предприятиями. Без государственного участия в регулировании некоторых механизмов хозяйствования крупным стратегически важным предприятиям трудно выжить в современных рыночных отношениях. Государство использует для регулирования экономических такие способы, как льготное налогообложение, установление тарифов, дотации, субсидии и другие инструменты монетарной и фискальной политики.
Итак, как итог всему вышесказанному можно отметить, что в будущем деловой мир ожидают лишь бурные потрясения, вызванные сужением рынков, обострением проблемы обеспечения сырьем, деятельностью транснациональных компаний и другими причинами. Обеспечить себе успех в этих условиях смогут только те предприятия, которые сумеют приспособиться к быстро меняющимся условиям внешней среды. Последующий крупный шаг в эволюции управления как науки, тесно связанный с предыдущим этапом, - разработка универсальных принципов управления в разрезе двух основных его аспектов: рациональной системы управления организацией (финансы, производство, маркетинг) и взаимосвязанных с этим функций управления (планирование, организация, руководство, координация, контроль).

Список литературы
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. М: Наука, 2006. - 320 с.
Алексеев Н.С. Теория управления «Эпохи без закономерностей» // Менеджмент и России и за рубежом. – 2010, №3, – с.56-66.
Андреева Т.А. «В поисках гармоничной бизнес-модели» // "Проблемы теории и практики управления" 2006, № 2, с. 15-20.
Белов А. В. Пора ли собственникам отходить от оперативного управления // "Проблемы теории и практики управления" 2006, № 4, с. 35-39.
Клаус Д.Экк «Знание как новая парадигма управления» // Проблемы теории и практики управления, 2008, № 2, с.68-73.
Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд., перераб и доп. - М: Невский Проект, 2008. - 352 с. - (Gaudeamus).
Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисть, 2009. - 670 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. — М: «Дело». 2007. — 702с.
Недельский В.О. Организация и управление: Учебное пособие для вузов. - М: Экзамен, 2007. – 215 с.
Николаев А.В. Новый вызов руководителям компаний // "Проблемы теории и практики управления" 2007, № 6, с. 31-35.
Организационная структура предприятий / Под ред. Проф. Конокова Д.Г., проф. Рожкова М.А., проф. Смирнова А.О., проф. Яниковской О.Н., - 4-е изд. Перераб., и доп., - М.: ИСАРП, 2009. - 176 с. (серия "Бизнес-Тезаурус").
Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: Знание, 2009 .- 420 с.
Румянцева З.П. Общее управлене организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 304 с. (Высшее образование).
Смирнов В.Н. «Спортинг как новая парадигма менеджмента ХХI века, или Спортивная революция в менеджменте» // Топ-менеджер, №2, 2008. - с. 104-106.
Токарев В. "Гипотеза о новой парадигме управления" // "Проблемы теории и практики управления" 2005, № 3, с. 23-29.












37



Начальник отдела снабжения

Замдиректора по качеству и снабжению

Начальники производственных цехов

Отдел маркетинга

Отдел региональных продаж

Отдел прямых продаж

Бухгалтерия

Лаборатория

Начальник производства

Замдиректора по сбыту

Главный пивовар

Главный бухгалтер

Генеральный директор

Начальник транспортного цеха

Начальник котельной

Начальник службы по качеству

Начальник отдела снабжения

Зам генерального директора по качеству и снабжению (ЦнЗ)

Начальники производственных цехов

Отдел маркетинга

Отдел региональных продаж

Отдел прямых продаж

Юридический отдел

Бухгалтерия

Лаборатория

Начальник производства

Заведующая музеем

Отдел кадров

Начальник АКЦ

Начальник отдела КИПиА

Главный энергетик

Начальник отдела вычислительной техники

Начальник юридического отдела (ЦуЗ)

Зам. Генерального директора по сбыту (ЦД)

Главный пивовар (ЦнЗ)

Главный бухгалтер (ЦуЗ)

Зам. Генерального директора по работе с персоналом (ЦуЗ)

Главный инженер (ЦуЗ)

Генеральный директор (ЦуЗ)

Начальник службы по качеству

Список литературы
1.Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. М: Наука, 2006. - 320 с.
2.Алексеев Н.С. Теория управления «Эпохи без закономерностей» // Менеджмент и России и за рубежом. – 2010, №3, – с.56-66.
3.Андреева Т.А. «В поисках гармоничной бизнес-модели» // "Проблемы теории и практики управления" 2006, № 2, с. 15-20.
4.Белов А. В. Пора ли собственникам отходить от оперативного управления // "Проблемы теории и практики управления" 2006, № 4, с. 35-39.
5.Клаус Д.Экк «Знание как новая парадигма управления» // Проблемы теории и практики управления, 2008, № 2, с.68-73.
6.Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд., перераб и доп. - М: Невский Проект, 2008. - 352 с. - (Gaudeamus).
7.Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисть, 2009. - 670 с.
8.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. — М: «Дело». 2007. — 702с.
9.Недельский В.О. Организация и управление: Учебное пособие для вузов. - М: Экзамен, 2007. – 215 с.
10.Николаев А.В. Новый вызов руководителям компаний // "Проблемы теории и практики управления" 2007, № 6, с. 31-35.
11.Организационная структура предприятий / Под ред. Проф. Конокова Д.Г., проф. Рожкова М.А., проф. Смирнова А.О., проф. Яниковской О.Н., - 4-е изд. Перераб., и доп., - М.: ИСАРП, 2009. - 176 с. (серия "Бизнес-Тезаурус").
12.Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: Знание, 2009 .- 420 с.
13.Румянцева З.П. Общее управлене организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 304 с. (Высшее образование).
14.Смирнов В.Н. «Спортинг как новая парадигма менеджмента ХХI века, или Спортивная революция в менеджменте» // Топ-менеджер, №2, 2008. - с. 104-106.
15.Токарев В. "Гипотеза о новой парадигме управления" // "Проблемы теории и практики управления" 2005, № 3, с. 23-29.

Вопрос-ответ:

Какие основы исторического развития теории управления?

История теории управления начинается с эпохи промышленной революции, когда возникла потребность в организации и управлении производством. Изначально в основе управления лежала классическая школа управления, разработанная Ф. Тейлором и Г. Фэйолем, которая подразумевала научный подход к управлению и распределение задач между руководителями и исполнителями. В дальнейшем появились различные направления и школы управления: административная школа, поведенческая школа, системный подход и т.д., каждая из которых внесла свой вклад в развитие теории управления.

Как происходит управление организацией на примере ОАО Московский завод напитков?

ОАО Московский завод напитков имеет сложную организационную структуру, включающую различные подразделения: производство, снабжение, маркетинг и прочие. Управление организацией осуществляется через систему управления, включающую определение целей и стратегий развития, планирование, организацию, контроль и коррекцию процессов. Каждое подразделение имеет своего руководителя, который отвечает за выполнение поставленных задач и достижение результатов. Кроме того, в управлении организацией применяются современные методы и инструменты, такие как системы управления качеством и управление проектами.

Какая методическая часть включается в процесс управления организацией?

Методическая часть включает в себя различные методы и подходы, которые используются при управлении организацией. Это может быть методология разработки стратегии, моделирование бизнес-процессов, анализ и оптимизация организационной структуры, методы контроля и оценки результатов и др. Каждый метод и подход выбирается в зависимости от специфики организации и ее целей. Важно уметь применять различные методы и подходы с учетом особенностей конкретной ситуации.

Какие основные теоретические основы управления организацией в новой парадигме?

В новой парадигме управления организацией основными теоретическими основами являются гибкость, адаптивность, инновации и управление знаниями. Организации должны быть способными быстро реагировать на изменения и уметь приспосабливаться к новым условиям. Кроме того, важным аспектом является постоянное развитие и инновации, чтобы быть конкурентоспособными на рынке. Управление знаниями позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и опыт сотрудников для достижения поставленных целей.

Какое историческое развитие претерпела теория управления?

Теория управления имела длительный исторический путь развития. Изначально, управление рассматривалось как наука об организации рабочего процесса и рациональном труде. Затем, были разработаны классические, неоклассические и контингентные теории управления. В конце XX века, с развитием информационных технологий и глобализацией, возникла новая парадигма управления, которая ориентирована на гибкость, инновации и управление знаниями.

Как осуществляется управление организацией на примере ОАО Московский завод напитков?

Управление организацией на примере ОАО Московский завод напитков осуществляется на основе современных теоретических основ управления. Компания стремится к гибкости и адаптивности, чтобы быстро реагировать на изменения в рыночной ситуации. Организация также активно инвестирует в инновации и развитие новых продуктов, чтобы быть конкурентоспособной. Кроме того, управление знаниями является важным аспектом в организации, что позволяет эффективно использовать опыт и знания сотрудников.

Какие методы применяются в методической части управления организацией?

В методической части управления организацией применяются различные методы и инструменты. Один из них - это стратегическое планирование, которое позволяет определить долгосрочные цели компании и разработать план действий для их достижения. Также используется системный подход к управлению, который позволяет рассматривать организацию как взаимосвязанную систему. Кроме того, применяются методы контроля и оценки результатов, чтобы осуществлять мониторинг и анализ эффективности управления.

Какие есть основные этапы исторического развития теории управления?

Историческое развитие теории управления прошло через несколько этапов. Первый этап связан с появлением промышленной революции в конце XVIII - начале XIX веков. На этом этапе в основу управления положены принципы научного подхода, рационального планирования и контроля процессов. Второй этап приходится на первую половину XX века и связан с возникновением теории классического управления, которая уделяла внимание организационной структуре и управленческим функциям. Третий этап - это развитие теории систем и ситуационного подхода, которые акцентируют внимание на взаимосвязях и взаимодействии элементов организации. На современном этапе развитие теории управления продолжается и включает в себя такие направления, как управление знаниями, инновационное управление, управление изменениями и др.

Каким образом осуществляется управление организацией на примере ОАО "Московский завод напитков"?

Управление организацией на примере ОАО "Московский завод напитков" осуществляется на основе современных подходов и методов. В компании используется системный подход к управлению, что позволяет рассматривать организацию как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Кроме того, в управлении активно используются информационные технологии, что позволяет эффективно контролировать и анализировать процессы в организации. Также на заводе применяется принцип участия персонала в управлении, что способствует повышению мотивации и ответственности сотрудников. В целом, управление на ОАО "Московский завод напитков" ориентировано на достижение операционной эффективности и удовлетворение потребностей клиентов.

Какие теоретические основы управления организацией развивались в истории?

Историческое развитие теории управления включает в себя такие основы, как классическая теория управления, поведенческая теория, системный подход, ситуационный подход, теория контингентного управления и др. Каждая из этих основ предлагает свои подходы к управлению организацией.

Как история развития теории управления отразилась на управлении ОАО Московский завод напитков?

История развития теории управления имела влияние на управление ОАО Московский завод напитков. На примере этой организации можно выявить применение различных подходов из теории управления, таких как классическая теория, системный подход, ситуационный подход и др. Эти подходы помогают оптимизировать процессы и достичь эффективного управления организацией.