Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства

  • 31 страница
  • 16 источников
  • Добавлена 08.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Прямое действие Конституции Российской Федерации
1.1. Основные черты конституции
1.2. Основополагающий характер 10
1.3. Народность 11
1.4. Реальность 13
1.5. Стабильность 15
Глава 2. Реализация Конституции 16
Глава 3. Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Российской Федерации: взаимосвязь и соотношение 24
Заключение 30
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Естественно, право приоритета существует не как абсолютное право, а как продукт соглашения между Федерацией и всеми субъектами. Главным выражением такого соглашения является именно Конституция, поэтому следовать ей субъекты обязаны. Речь идет как об основополагающих актах субъектов (конституциях, уставах), так и обычных законах, актах президентов, губернаторов, правительств и т.д.
Пристального внимания, с точки зрения обеспечения действия Конституции РФ, заслуживает практика двухсторонних договоров РФ и субъектов, получившая распространение в последнее время. Ее основой является сама Конституция РФ: ст. 11 говорит о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Анализируя соотношение Конституции и договоров, А.В.Маслов делает вывод, который нельзя не поддержать: о приоритете конституционного метода в разграничении предметов ведения и полномочий, что, прежде всего, обусловлено более высокой юридической силой Конституции (ст. 15 Конституции). Однако таким выводом сама проблема не снимается. Прежде всего, неясен вопрос: касаются ли эти договоры неурегулированных в Конституции РФ предметов ведения и полномочий? Или же они могут быть обращены к тому, что уже отражено в ст. 71-72 и других статьях Конституции и тогда означают перераспределение предметов ведения и полномочий, уже «расписанных» в Основном Законе?
По мнению Л.Ф. Болтенковой «содержание ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации может быть изменено отдельными договорами. Иные договоры могут менять положения не только Федеративного договора, но и Конституции в части разграничения предметов ведения и полномочий (стр. 71). Хотя договоры с республиками изменяют 71 и 72 статьи Конституции, но происходит это в соответствии с Конституцией. Поскольку Конституция разрешила изменять самое себя через заключение договоров, то можно ли сделать следующий вывод: если нормы 71 и 72 статей не совпадают с нормами договоров, то действуют нормы договоров? С одной стороны, в соответствии с 1 и 15 статьями Конституция имеет высшую юридическую силу, прямодействие и (что самое важное) применяется на всей территории РФ! Но измененные 71 и 72 статьи Конституции, с другой стороны, для республик, подписавших договор, действуют не в полном объеме, а только в пределах, не противоречащих договорам! То есть положения договоров как бы стали «второй» Конституцией. Насколько субъекты Федерации вправе распространить на себя эти положения договоров? Уже говорилось о распределении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Оно определено ст. 71 и 72 Конституции. После того как активизировался процесс подписания двухсторонних договоров, можно сказать, что эти статьи стали условны. Сегодня они действуют по отношению к каким-то субъектам, а завтра, после подписания Договора, перестанут действовать в каких-то своих аспектах».
С данным высказыванием Л.Ф. Болтенковой трудно согласиться. Если двухсторонним договором происходит перераспределение полномочий вразрез с Конституцией РФ, какова цена этой Конституции? Не забудем также и о том, что договоры подписывают с российской стороны Президент или Председатель Правительства РФ, со стороны субъекта - президент, губернатор или глава администрации субъекта. Федеральным должностным лицам не позволено изменять Конституцию РФ, поэтому они попросту не вправе заключать договоры такого содержания. И уж вообще неестественно считать, что волей второй стороны, подписавшей договор, - руководителя исполнительной власти субъекта РФ, - вводятся правила, отменяющие действие Конституции Федерации.
Как известно, Конституция РФ принята всенародным голосованием, значит, и изменить или отменить ее нормы можно также референдумом. Отсюда постановка вопроса о реформирующей роли для Конституции РФ двухсторонних договоров невозможна. В части 4 пункта 1 «Заключительных и переходных положений» Конституции 1993 г. сказано: «в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют положения Конституции Российской Федерации». Выходит, в Конституции объявили о недействии противоречащих ей положений прежних договоров, чтобы начать менять ее содержание новыми договорами?!
Думается, это обстоятельство не принимает во внимание Б.А.Страшун, сделав вывод о том, что «отступление в договорах от норм ст. 71-72 Конституции нельзя рассматривать как ее нарушение». Автор не захотел принять во внимание убедительное соображение, высказанное А.В.Масловым: по позициям, обозначенным ст. 71-72, предполагается принятие федеральных законов, которые и уточнят положения Конституции в плане компетенции РФ и субъектов РФ.
Для какой же ситуации предназначается правило ч. 3 ст. 11 Конституции РФ? Думается, речь идет о двух группах вопросов: во-первых, о перераспределении полномочий внутри совместных предметов ведения по ст. 72; во-вторых, о разграничении предметов ведения и полномочий вне ст. 72, если таковые выявились. Речь, таким образом, не может идти о передаче двухсторонним договором от РФ субъекту даже частично предметов ведения, обозначенных ст. 71, и в полное распоряжение совместных предметов ведения по ст. 72. Такая передача может иметь место лишь в результате изменения Конституции РФ. В свою очередь субъект РФ не вправе отказаться от предметов ведения по ст. 72, поскольку его участие в их осуществлении обозначено в Конституции РФ. Иное может быть записано лишь в самой Конституции (так следует из ст. 11), а значит, требует ее изменения. Кроме того, субъект не может отказаться от собственных предметов ведения, остающихся за вычетом исключительных полномочий РФ по ст. 71 и сферы совместного ведения по ст. 72, так как они отражены в его конституции, уставе.
Заключение

Изучение содержания курсовой работы, дает нам возможность выделить ее основные положения:
1) прямое действие Конституции – свойство конституционных норм оказывать без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав ссылаясь только на конституционные положения;
2) при реализации Конституции на практике возникают проблемы либо из-за трудности применения нормы, либо из-за выхода правоприменителей за пределы нормы, что каждый раз ставит вопрос о конституционности их действий;
3) большое значение имеет проблема соотношения федеральной конституции и основополагающих актов субъектов федерации;
4) авторитет Конституции зависит отнюдь не от неё самой, а оттого, что ценности Конституции входят в сознание граждан вместе с мерами по обеспечению действия Конституции;
5) правовая охрана Конституции представляет собой комплекс специально-юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности;
6) в действующей Конституции заложен такой механизм ее изменения, который по двум принципиальным главам - об основах конституционного строя и о правах и свободах человека и гражданина (гл. 1 и 2), а также по гл. 9, посвященной самому порядку пересмотра Конституции, - не предполагает текущих конституционных реформ, а непременно разработку нового текста Конституции.
Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием. М., 1993.// Российская газета от 25 декабря 1993 . № 237.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. ст. 1447.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997 . № 1. ст. 1.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2002.
Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. докт. юрид. наук. - М.: 2000.
Еременко Ю.П. Конституция и законность. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.
Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2000.
Зражевская Т.Д. Реализации конституционного законодательства: Проблемы теории и практики: Авто-рсф. дис. на соиск. учен. степ. док. юрид. наук. - Саратов, 2000.
Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. М.; СПб.: Изд. Торг. Дом «Герда», 2000.
Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002 г.
Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М.: Изд. группа Норма - Инфра-М, 2000.
Лучин В.О. Конституция России: анализ нормативного состава//Конституционный строй России: Вып. III. - М.: 1996.
Медушевский А. Пробелы в российской Конституции: механизмы конституционного процесса в условиях модернизации//Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования/Ред.-сост. К.Г. Гагнидзе. - М.: 1998.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев), 2003 г.
Федеральное конституционное право России: Основные источники / Сост. и авт. вступ. ст. Б.А.Страшун. - М.: Норма, 1996.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
См.: Баглай М.В. Уважать и соблюдать Конституцию - главное условие правопорядка//Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). - М., 1999; Баймаханов М.Т. К вопросу о роли текущего законодательства в обеспечении реализации Конституции//Теоретические вопросы реализации Советской конституции. - М., 1982.
Шафир М.А.Некоторые тноритические вопросы действия Конституции СССР // Конституционная система развитого социализма. М., 1980. С. 31.
Червонюк В.И. Конституционное право России. М.: ИНФРА, 2003. С. 78.
Российская газета. 28 декабря 1995 г.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002 г.
Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина . Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д. Зорькина. . - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003 г. С. 37.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев), 2003 г. С. 83.
М.В. Баглай Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2002. С. 70
Лебедев В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов//Государство и право. - 1996. N 7. С. 11
Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции?//Журнал российского права. - 1998. N 6. С. 15.
Данная черта конституций достаточно понятна при абстрактном разговоре об их сути, но ее не так легко реализовать при подготовке и принятии конкретных основных законов. Что включить в конституцию, что оставить за ее бортом - эти вопросы решаются не только с объективных позиций общественно-политического развития соответствующей страны, но и субъективных позиций тех, кто эту конституцию подготавливает и принимает. Иначе говоря, здесь общие суждения о предмете конституционного регулирования превращаются в постулаты (главы, статьи) конституции. И тем самым рождается определенный результат в оценке общественных отношений с точки зрения возможности их отражения в конституции и попадания или непопадания в круг так называемых конституционных отношений.
Сказанное относится и к Конституции РФ. Вне всякого сомнения то, что изменения в жизни страны были инициированы определенными общественными силами. Однако, предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных условий и потребностей народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось в обществе, а что-то уже было на грани образования, но нужна была соответствующая нормативная основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в жизни, хотя трудности были и есть немалые, поскольку создается новая социальная система. Таким образом, народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития РФ.
В этом плане трудно отрицать, что в период всенародных обсуждений население знакомилось с текстами документов, вникало в роль конституций и могло рассматривать их не только как политические документы, но и как реальную опору для труда и жизни в стране; отсюда и заинтересованность, и предложения от населения, поступавшие в конституционные комиссии.
При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения.Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования). Референдум состоялся 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58187755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32937630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
Коркунов Н.М. Русское государственное право: Том II: Часть особенная. 4-е изд. - СПб., 1903. С. 47.
Пряхина Т.М. Понятие конституционности и реализация Основного Закона//Реализация Конституции России: Межвуз. науч. сб. - Саратов: 1994. С. 12.
Конституция. Закон. Подзаконный акт. - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 1-16.
Страшун Б.А. Проблемы реализации новой Конституции Российской Федерации//Право и жизнь. - 1994. № 5. С. 22.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
Хакимов Р. Конституционный процесс в Российской Федерации: тенденции и перспективы//Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования/Ред. - сост. К.Г.Гагнидзе. - М.: 1998. С. 43.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»//СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Шмайлова Л.П. К вопросу о применении конституционных норм//Теоретические проблемы государственного права в условиях новейшего конституционного законодательства: Межвуз. сб. науч. трудов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. госуд. ун-та. - 2000. С. 135.
Гошуляк В.В. Конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации. - М.: Норма. 1999.
Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав Российской Федерации//Российская Федерация. - 2004. N 21. С. 53.
Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. докт. юрид. наук. - М.: 2000. С. 22.
Конституция Российской Федерации: Комментарий. - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 100.
Российская государственность: состояние и перспективы развития. - М.: Республика, 1995. С. 80.
Федеральное конституционное право России: Основные источники/Сост. и авт. вступ. ст. Б.А.Страшун. - М.: Норма, 1996. - С. IX.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002 г. С. 100-101.




2

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием. М., 1993.// Российская газета от 25 декабря 1993 . № 237.
2.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. ст. 1447.
3.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997 . № 1. ст. 1.
4.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2002.
5.Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. докт. юрид. наук. - М.: 2000.
6.Еременко Ю.П. Конституция и законность. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.
7.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2000.
8.Зражевская Т.Д. Реализации конституционного законодательства: Проблемы теории и практики: Авто-рсф. дис. на соиск. учен. степ. док. юрид. наук. - Саратов, 2000.
9.Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. М.; СПб.: Изд. Торг. Дом «Герда», 2000.
10.Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001.
11.Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002 г.
12.Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М.: Изд. группа Норма - Инфра-М, 2000.
13.Лучин В.О. Конституция России: анализ нормативного состава//Конституционный строй России: Вып. III. - М.: 1996.
14.Медушевский А. Пробелы в российской Конституции: механизмы конституционного процесса в условиях модернизации//Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования/Ред.-сост. К.Г. Гагнидзе. - М.: 1998.
15.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев), 2003 г.
16.Федеральное конституционное право России: Основные источники / Сост. и авт. вступ. ст. Б.А.Страшун. - М.: Норма, 1996.

Понятие, сущность, правовые признаки Конституции РФ. Этапы развития конституционного законодательства

Понятие, сущность, правовые признаки Конституции РФ. Этапы развития конституционного законодательства.

В связи с распадом Союза Советских Социалистических Республик, кардинального изменения политической обстановки в стране и начало экономических реформ в стране заложили необходимость принятия новой конституции для нового государства – российской Федерации. Таким образом, необходимость принятия новой Конституции была признана подавляющее большинство россиян. Проблема лишь в том, что в ближайшее время, чтобы принять его. В обстановке обострившейся конфронтации со Съездом народных депутатов и Верховным советом Президент возглавил подготовку нового варианта Конституции, часто называют "президентским", в котором прерогативы президентской власти были усилены.

Разработчики окончательного текста проекта Конституции было под рукой два варианта - "президентский" и "парламентский". Последний используется активно при доработке проекта. Вместе с тем, окончательный вариант, предложенный для голосования на референдуме, значительно отличается от оригинала, представленный Председателем счетной палаты Конституционного Совещания 5 июня 1993 года, так и проекта, готовившегося в рамках Верховного Совета.

Тем не менее, была сохранена известная преемственность в проведении конституционной реформы, начало которой связано с образованием Конституционной комиссии на 1 Съезде народных депутатов России.

каковы основные этапы этой реформы? Принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете российской федерации, которая вызвала глубокие изменения в политической жизни России, ее устройства государства и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих заполнения и целостного конституционно-правового решения, - это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Хотя Договор был признан составной частью Конституции, содержание его было также закреплено в 1992 году, в соответствующих статьях основного Закона Российской Федерации.

в отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, в том числе и в предыдущей Конституции Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения Конституции России четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это часто случалось ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Узнать стоимость работы