Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Развитие речи
  • 2929 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 30.12.2018
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Педагогические подходы к определению развивающей игры 5
1.1. Игра как важное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Понятие развивающей игры и ее особенности 9
Глава 2. Прикладные аспекты применения развивающих игр для познавательного и личностного развития дошкольников 16
2.1. Характеристика познавательного и личностного развития дошкольников 16
2.2. Описание технологии применения развивающей игры для познавательного и личностного развития дошкольников 21
Заключение 28
Литература 30
Фрагмент для ознакомления

Представляется весьма эффективным дидактическим средством набор кубиков Н.А. Зайцева - игровая разработка, предназначенная для опережающего обучения детей от 2 лет чтению посредством использования ими «скла-довых блоков» (разноцветных кубиков с нарисованными буквами, разбитыми на склады). Игра естественным образом также сопряжена с развитием у детей словесно-логического мышления и запоминания, формированием у них навыков грамотного письма, значительным увеличением лексикона, выправлением логопедических недостатков (следствие постоянного проговаривания и пропевания складов).На основе технологических разработок Б.П. Никитина и Н.А. Зайцева была предложена их фактически синтезированная и модернизированная версия В.В Воскобовичем. Его игры направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка: его «Сказочные лабиринты игры», а затем «Сказки Фиолетового леса» представляют собой гармоничную игровую среду, сочетающую конкретные упражнения (математические игры: «Геоконт-конструктор», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики» и другие; игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Складушки», «Теремки Воскобовича», «Тысяче-слов» и другие) с методической сказкой, сюжетно объединяющей последние. Технология игры в целом ориентирована на последовательное вовлечение, погружение детей в возрасте от 3 до 7 лет в игровую деятельность (как в совместную со взрослым, так и в самостоятельную) с постепенно усложняющимся дидактическим материалом, в процессе освоения которого у последних отмечалось развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, мелкой моторики; запоминание цвета и формы, букв и цифр; формирование навыков чтения.Вариантом развивающей игры представляются игры с использованием ТРИЗ-технологий, основанные на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера и представленные, в частности, в педагогической практике разработками, прежде всего, А.А. Гина, имеющими своей целью (в версии, адаптированной для дошкольников) развитие «...речи, творческого воображения, а также таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне». Сущность игр в ТРИЗ-педагогики сводится к поиску многовариантных решений различных, преимущественно междисциплинарных, задач и загадок, выполнению творческих заданий.Разработанная нами технология построена на ряде методологических подходов, включая системный, деятельностный, культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный и полисубъектный.Цель данной технологии - интеллектуальное воспитание старшего дошкольника. В соответствии с этим в качестве задач технологии выделяются развитие произвольности познавательных процессов ребенка, расширение кругозора и усвоение духовно-нравственных ценностей (начальных представлений о человеколюбии, справедливости, чести, совести, долге, воле, личном достоинстве, вере в добро, патриотизме).Представляется, что достижение поставленной в технологии цели и соответствующих ей задач должно происходить с опорой на ряд педагогических принципов:активности, предполагающий активное участие детей в игровом процессе (базовый принцип для игры вообще);занимательности и новизны, подразумевающие познавательную активность детей в игровом процессе;самостоятельности, подразумевающий самостоятельность детям в принятии решений и действий по ходу игры;состязательности, понимающий под собой мотивацию детей на достижение успехов в игре;проблемности, отражающий умение создавать и разрешать проблемные ситуации в игре;динамичности, понимающий под собой формирование умения воспринимать пластичность игрового времени и пространства;имитационного моделирования явлений окружающей или воображаемой действительности;результативности, предполагающий наличие качественных и количественных результатов игры;обратной связи, имеющий в виду рефлексию детей на игровую деятельность;добровольности и вариативности реализации игрового действия; -постепенности и системности в изложении дидактического материала ребенку взрослым.Выполняется круг психолого-педагогических функций педагогом:диагностическая, понимающая под собой проверку им игровых личностных качеств детей;ориентационно-прогностическая, предполагающая его умение задавать вектор движения всему игровому процессу, цели и поэтапные задачи последнего, прогнозировать результаты;конструктивно-проектировочная, связанная с постановкой им целей и задач игры, написанием ее сценария;организаторская, понимающая стимулирование им игровой активности детей;коммуникативно-стимулирующая, связанная с обеспечением им активного игрового взаимодействия детей друг с другом;аналитико-оценочная, включающая его возможность вносить коррективы в сценарный замысел игры;исследовательско-творческая, понимающая под собой изучение, осмысление и творческое развитие им существующих игровых технологий и создание собственных;информационно-объяснительная, менее выраженная, чем в традиционной модели обучения, - предполагающая непосредственное разъяснение им дидактического материала.Реализация технологии развивающей игры последовательно осуществляется воспитателем на следующих этапах: 1) подготовительном, включающим:- определение целей игры,- выявление критериев ее результативности,- определение ее пространственно-временных ограничений,- подбор материалов ее содержательного компонента,- постановку непосредственно игровых целей и задач,- выбор участников, диагностика их игровых качеств,- разъяснение им алгоритма игровых действий и распределение между нимиролей (в ролевой игре);2) практическом, состоящим из:- непосредственной организации игрового процесса,- обеспечения контроля за его проведением;3) аналитическом, на котором происходит:фиксирование следствий игровых действий (подсчет баллов, определение характера принимаемых решений),- анализ достижения целей и задач игры по критериям ее результативности,- подведение ее итогов, обсуждение последних с ее участниками с проведением рефлексии между ними и внесением, по необходимости, каких-либо предложений по ее модификации,- организация иной деятельности по завершении игровой, содержательно при этом с ней связанной.В свою очередь действия ребенка на этих этапах сводятся к формированию его готовности к игре и знакомству с игровым материалом - на подготовительном этапе; к игровым действиям - на практическом; к рефлексии его интеллектуальной деятельности и принятию им результатов игры - на аналитическом.Реализация обозначенных этапов включает в себя использование следующих методов педагогического взаимодействия:- словесных: инструктаж, объяснение, рассказ, работы с текстом;- наглядных: иллюстрации и демонстрации;- практических: упражнений.В качестве средств педагогического взаимодействия технологией используются оригинальный алгоритм игровых действий и игровой материал.Результатом внедрения обозначенной технологии является повышение уровня интеллектуальной воспитанности старшею дошкольника.ЗаключениеПо результатам проведенного исследования можно сделать выводы.Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенок. Игра - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.Итак, игра - естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, закрепляет и усваивает новые навыки и знания, развивает моторику, наблюдательность, фантазию, память, учится думать, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая в себя неоценимый опыт, общества.Игра имеет огромное развивающее и воспитательное значение для формирования ребенка. Детские игры пробуждают в ребенке различные чувства, служат развитию его духовных способностей и дают начало полезным навыкам. Они положительно влияют на саморазвитие ребенка, является самым высоким моментом для окончательной подготовки детей к самостоятельной деятельности.На основе анализа педагогической и психологической литературы отечественных и иностранных исследователей, занимавшихся изучением развития детей дошкольного возраста и проблематикой детской игры, было уточнено содержание понятий:- «игра», которая определяется как метод, средство и форма организации педагогического воздействия на ребенка-дошкольника в условиях доминирующей и естественно комфортной для последнего деятельности;- «развивающая игра» как идеальное средство: «орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей», предполагающее использование уже усвоенного знания в качестве способа «рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания для усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности» старшего дошкольника;- «технология развивающей игры», понимаемая как совокупность методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса игры в соответствии с установленными игровыми этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата - повышение уровня интеллектуальной воспитанности старшего дошкольника;ЛитератураБогуславская 3.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. –М.: Просвещение, 1991. – 207 с.Выготский Л. С. Мышление и речь / Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6т. - М, 1983. - Т. 2. - С. 322.Выготский Л. С. Проблема возраста / Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 244-268.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Психология развития / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2001. – С. 56-79Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50.Гельфан Е. Л/., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М. : Педагогика, 1971.Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Просвещение, 1966.Зворыгина Е.В. Комплексное руководство игрой с сюжетно-образными игрушками (второй год жизни) / Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. –М.: Воспитание дошкольника, 1982. – № 7. – С. 46-53. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психолог, произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. -Т. 1.-С. 303-323.Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста// Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С. 15; №4.-С. 18-23.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. – М.: Карапуз, 2000. – 272 с.Мухина В. С. Игрушка как средство психологического развития ребенка // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 123-128.Никитин Б. П. Развивающие игры. — М., 1995.Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. – М.: Лист, 1998. – 176 с. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: метод. рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 59 с. Новоселова С.Л. Система «Модуль-игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования / С.Л. Новоселова. – М.: Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России», 2004. – 40 с.Обухова Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы. — М., 1995.Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печегора. –М.: ВАКО, 2008. – 192 с.Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. - М.: Педагогика, 1987.-192 с.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. – М., Просвещение, 1986. – 345с.Рысбаева С.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте / С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева, Г.А. Саухамбаева // Успехи современного естествознания. – М.: Академия Естествознания, 2014. – № 3 . – С. 148-151.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с.Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. -М.: Школа-Пресс, 1997. - С. 197-211, 236-257.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2006.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.Фунтиков О.А. Теоретические основы умственного развития дошкольников. – Симферополь: Таврида, 1999. – 304с. Чен Н.В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии / Н.В. Чен // Искусство. Все для учителя!. – М.: Основа, 2011. – Пилотный выпуск. – С. 6-10.Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию: сб. игр-коррекций / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. – М.: Новая школа, 1993. – 80 с.Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. -304 с.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — Педагогика,1989.

1. Богуславская 3.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. –М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6т. - М, 1983. - Т. 2. - С. 322.
3. Выготский Л. С. Проблема возраста / Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 244-268.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Психология развития / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2001. – С. 56-79
5. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50.
6. Гельфан Е. Л/., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М. : Педагогика, 1971.
7. Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошколь¬ника. — М.: Просвещение, 1966.
8. Зворыгина Е.В. Комплексное руководство игрой с сюжетно-образными игрушками (второй год жизни) / Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. –М.: Воспитание дошкольника, 1982. – № 7. – С. 46-53.
9. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психолог, произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. -Т. 1.-С. 303-323.
10. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста// Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
11. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С. 15; №4.-С. 18-23.
12. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. – М.: Карапуз, 2000. – 272 с.
13. Мухина В. С. Игрушка как средство психологического развития ребенка // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 123-128.
14. Никитин Б. П. Развивающие игры. — М., 1995.
15. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. – М.: Лист, 1998. – 176 с.
16. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
17. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: метод. рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 59 с.
18. Новоселова С.Л. Система «Модуль-игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования / С.Л. Новоселова. – М.: Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России», 2004. – 40 с.
19. Обухова Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы. — М., 1995.
20. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печегора. –М.: ВАКО, 2008. – 192 с.
21. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический ас¬пект / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. - М.: Педагоги¬ка, 1987.-192 с.
22. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. – М., Просвещение, 1986. – 345с.
23. Рысбаева С.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте / С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева, Г.А. Саухамбаева // Успехи современного естествознания. – М.: Академия Естествознания, 2014. – № 3 . – С. 148-151.
24. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с.
25. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. -М.: Школа-Пресс, 1997. - С. 197-211, 236-257.
26. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2006.
27. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.
28. Фунтиков О.А. Теоретические основы умственного развития дошкольников. – Симферополь: Таврида, 1999. – 304с.
29. Чен Н.В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии / Н.В. Чен // Искусство. Все для учителя!. – М.: Основа, 2011. – Пилотный выпуск. – С. 6-10.
30. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию: сб. игр-коррекций / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. – М.: Новая школа, 1993. – 80 с.
31. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. -304 с.
32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — Педагогика,1989.

Вопрос-ответ:

Какие педагогические подходы существуют к определению развивающей игры?

Один из педагогических подходов к определению развивающей игры выделяет ее как важное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это позволяет рассматривать игру как средство формирования интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков у детей.

В чем заключается значение развивающей игры для познавательного и личностного развития дошкольников?

Развивающая игра имеет большое значение для познавательного и личностного развития дошкольников. Она помогает развивать у детей когнитивные способности, логическое мышление и воображение, а также способствует формированию личностных качеств, таких как самостоятельность, уверенность в себе и коммуникабельность.

В чем особенности развивающей игры?

Основные особенности развивающей игры заключаются в том, что она должна быть направлена на развитие определенных качеств и навыков у ребенка. Также важно, чтобы игра была активной и интересной для ребенка, с возможностью участия в ней других детей и взрослых.

Что можно сказать о применении развивающих игр для познавательного и личностного развития дошкольников?

Применение развивающих игр имеет позитивное влияние на познавательное и личностное развитие дошкольников. Игры, основанные на интересах и потребностях детей, способствуют активизации и развитию их интеллектуальных способностей, а также помогают формированию положительной самооценки и эмоционального благополучия.

Какие технологии применяются при использовании развивающих игр для познавательного и личностного развития дошкольников?

При использовании развивающих игр для познавательного и личностного развития дошкольников часто применяются различные технологии, такие как игры-игрушки, упражнения на развитие моторики, логические задачи и игры на развитие речи. Также проводятся разные виды игровых мероприятий, направленных на формирование навыков коммуникации и сотрудничества.

Какие педагогические подходы используются для определения развивающей игры?

Для определения развивающей игры используются следующие педагогические подходы: (здесь можно описать основные подходы к определению развивающей игры).

В чем особенности развивающей игры?

Особенности развивающей игры заключаются в том, что она способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста, развивает их интеллектуальные, физические и эмоциональные навыки, а также усиливает их социальную адаптацию и коммуникативные способности.

Какова роль развивающих игр в познавательном и личностном развитии дошкольников?

Развивающие игры играют важную роль в познавательном и личностном развитии дошкольников. Они помогают развивать мышление, воображение, творческие способности, а также формируют навыки самостоятельности, уверенности в себе и социального взаимодействия.

Какие технологии могут быть использованы для применения развивающих игр в дошкольном возрасте?

Для применения развивающих игр в дошкольном возрасте могут использоваться различные технологии, такие как игровые ситуации, ролевые игры, конструирование, изобразительная деятельность, игры на свежем воздухе и другие. Все они способствуют развитию познавательных и личностных навыков у детей.

Каким образом развивающие игры влияют на социальную адаптацию и коммуникативные способности дошкольников?

Развивающие игры способствуют формированию социальной адаптации и коммуникативных способностей у дошкольников. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся слушать и понимать других, развивают навыки эмпатии и конструктивного общения.

Каково влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей?

Развивающие игры имеют положительное влияние на познавательное и личностное развитие детей. Они способствуют развитию навыков мышления, воображения, внимания, памяти, коммуникативных и социальных умений. Дети в процессе игры активно взаимодействуют с окружающим миром, учатся решать проблемы, развивать свои интересы и способности.