Инновационные технологии в развитии монологической речи воспитанников 5-6 лет в детском саду

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Развитие речи
  • 8080 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 09.02.2018
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы использование инновационных технологий в обучении монологической речи 5
1.1. Обзор основных понятий исследования 5
1.2. Возрастные особенности развития монологической речи детей 5-6 лет 12
1.3. Инновационные технологии в развитии монологической речи детей 5-6 лет 17
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. Содержание и результаты экспериментально-исследовательской работы по использованию инновационных технологий в обучении монологической речи 41
2.1. Цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования 41
2.2. Организация экспериментально-исследовательской работы 41
2.3. Обследование уровня развития монологической речи детей 5-6 лет (констатирующий эксперимент) 42
2.4. Система работы по использованию инновационных технологий в развитии монологической речи детей 5-6 лет (формирующий эксперимент) 51
2.5. Результаты применения инновационных технологий в развитии монологической речи детей 5-6 лет (контрольный эксперимент) 65
Выводы по Главе 2 76
Заключение 78
Список литературы 82
Приложения 87
Фрагмент для ознакомления

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. Леушина, Л. В. Эльконина и других - наглядность. Рассмотрение предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, связанные с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предыдущей схеме всех конкретных элементов высказывания. Д. Ушинский писал: «Учить ребенка каким-то неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».На современном этапе является актуальным использование метода наглядного моделирования в различных сферах познавательной деятельности детей, поскольку доказано его эффективное воздействие на познавательную активность детей, развитие логического мышления, повышение интереса к красоте собственного языка и возникновения восторга от более полноценного восприятия окружающего мира и на развитие памяти, воображения, воспитание самостоятельности и уверенности в себе [6, с. 85].Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми заключается в том, что:во-первых, ребенок дошкольного возраста очень пластичен и легко учится, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;в-третьих, применяя графическую аналогию, я учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания [22, с. 15].В рамках формирующего эксперимента были реализованы ряд этапов.    При этом необходимо учитывались общепедагогические принципы дидактики, в частности, поэтапность усвоения детьми родного языка:обогащение словарного запаса;построение простых предложений;составление связного рассказа, опираясь на ряд символов, целесообразных в каждом конкретном случае;составление творческого рассказа с опорой на определенные модели [22, с. 33].В своей работе мною используются элементы из методик В.К. Воробьёвой, Р.А. Кирьяновой, Т.Н. Смышляевой и приём синквейн Н.Д. Душка.1 этап. Обучение детей пересказам с использованием мнемотаблицЦель: обучить детей восстанавливать рассказ по содержанию мнемотаблицыЗадачи:1. Ознакомиться с понятием «мнемотаблица»;2. Научить детей воссоздавать предложения с помощью мнемострок;3. После выполнения предыдущей задачи научиться восстанавливать рассказ по мнемотаблицам (в основном, на материале известных сказок, далее-произвольный материал) (План-конспекты к Этапу1 приведены в Прил. 3)2 этап. Обучение детей повествовательным высказываниям с использованием схем и моделейЦельЗадачи: 1. Ознакомить детей с графическим способом представления информации;2. Развить умение дешифровки модели;3. Формирование навыка самостоятельного моделирования4. Обучить детей повествовательным высказываниям с использованием схем и моделей (План-конспект к Этапу 2 приведены в Прил. 4)3 этап. Обучение детей творческим высказываниям с использованием синквейна.Цель: обучить детей составлять творческие высказывания применяя элементы синквейна.Задачи:1.Уточнение, расширить и совершенствовать словарь. 2. Обучить задавать вопросы к предметам.3. Обучить ассоциировать предметы и действия4. Расширить представления о признаках предметов;5. Ознакомить со структурой синквейна и обучить составлять его (План-конспекты к Этапу3 приведены в Прил. 5).Предложенные мной виды деятельности, направленные на использование метода наглядного моделирования, представленные в следующих направлениях:совершенствование умения использовать различные конструкции предложений;умение описывать предмет и составлять рассказ, сказку, изучать поэтические произведения;обобщение разрозненных представлений об окружающем мире;умение анализировать: выделять существенное, находить общее и отличное, отыскивать противоречия;обучение наблюдательности и любознательности;повышение интереса к изучению родного языка.Мы предлагаем упражнения с использованием метода наглядного моделирования на занятиях по ознакомлению с окружающим, художественной литературы (пересказ рассказов, сказок, заучивание стихов, загадок), развитию речи (составление описательных рассказов, предложений по аналогии, обучение составлять творческие рассказы, сказки), направленные на решения задач ФГОС ДО, которые подобраны согласно перспективного плана речевого развития дошкольников 5-6 лет.Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным увеличением доли самостоятельного участия дошкольников. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, необходимо последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - кмнемотаблицам.Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и других путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [23, с. 28].Мнемотаблицы-схемы являются дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я использую их для:обогащения словарного запаса;при обучении составлению рассказов;при пересказах художественной литературы;при отгадывании и загадывании загадок;при заучивании стихов.Предпосылкой практического использования данного направления работы является овладение ребенком схематической модели, умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заменителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нем хранятся еще детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала предлагаю ребенку изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования [6, с. 18].Таким образом, при развитии навыков наглядного моделирования решаю такие дидактические задачи:ознакомление с графическим способом представления информации;развитие умения дешифровать модель;формирование навыков самостоятельного моделирования.Метод наглядного моделирования облегчает процесс изучения детьми стихов, загадок, скороговорок, так как они сами могут их «читать». Постепенно память дошкольников укрепляется, образное мышление развивается, они гораздо лучше, легче и эмоционально запоминают тексты, большие по объему. Разучивание становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста - ощутимым, видимым, таким, что можно представить. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи говорит: когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики. Мнемические схемы играют значительную роль в дифференцированном обучении. Дети со средним и низким уровнем развития памяти невольно учат стихи в повседневной жизни, обращая внимание на "подсказку". Для детей с достаточным и высоким уровнем развития схема оказывается средством самоконтроля и самооценки. Используя творческий потенциал и уровень сформированности психических процессов у детей высокого уровня развития, провожу работу, направленную на обратную связь, то есть создание схем-моделей самими детьми. Дети с высоким уровнем развития схематично изображают знакомую загадку, а дети с низким и средним уровнем - отгадывают. Это способствует налаживанию товарищеских отношений, формированию адекватной самооценки у детей, а главное - подготовке детей к овладению программными задачами в школе.Использование схем при составлении описательных рассказов облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие наглядного плана делает такие рассказы четкими, связными, последовательными и распространенными. Схемы-модели широко использую в повседневной жизни: условные обозначения в календаре природы, графическое изображение физкультминуток, дидактические игры осложненного содержания. Ценны упражнения на получение знаний в процессе действий детей с опорными схемами и таблицами, накоплению и существенному обогащению практического опыта ребенка, создают базу для дальнейшего развития и обучения детей. Положительные результаты в развитии памяти, мышления, обучения связной речи и перевода свидетельствуют об эффективности метода наглядного моделирования. Дети овладевают навыками:получать информацию;проводить исследование; делать сравнения;составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;формулировать и выражать мысли;делать выводы.Работу на занятиях по мнемотаблицам строю поэтапно.I этап. Рассмотрение таблицы и разбор того, что на ней изображено.II этап. Осуществление перекодирования информации, то есть превращение из абстрактных символов слов в образы.III этап. После перекодирования осуществления пересказа сказки или рассказы на заданную тему. В младших группах с моей помощью, в старших - дети самостоятельно пересказывают или рассказывают.Мнемотехника многофункциональная. На основе ее создаю различные дидактические игры («Без чего весны не бывает?», «Какая зима?», «Узнай животное по описанию» и другие). Создавая разнообразные модели, придерживаюсь следующих требований:модель должна отражать обобщенный образ предмета;раскрывать существенное в объекте;замысел, о создании модели, обсуждать с детьми, чтобы он был им понятен.Параллельно с этой работой использую языковые игры «Подбери предмет к признаку», «Опиши букашку» (цветок, птичку, игрушку, предметы мебели и другие), «Расскажем сказку»; настольно-печатные игры: «Времена года», «Лото», которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Схемы-модели применяю не только на речевых занятиях, но и широко использую в разных видах деятельности: игровой, познавательной, изобразительной и др.Наглядное моделирование в развитии монологической речиПрактика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать сними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Моделирование состоит из следующих этапов:усвоение и анализ сенсорного материала;перевод его на знаково- символический язык;работа с моделью. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников [26]. В логопедической работе моделирование выступает как определённый метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений. При обучении детей связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ;описательный рассказ;составление рассказов по картине;творческий рассказ.На этом этапе метод наглядного моделирования способствует: усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;обучению составлять рассказы описания по пейзажной картине.В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:геометрические фигуры или полоски;символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);планы и условные обозначения, используемые в них;контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.Существуют различные методики развития связной речи с использованием наглядного моделирования. Синквейн в развитии монологической речи [17]Синквейн – создание нерифмованного стихотворения.Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Первая строка- одно слово, обычно существительное, отражающее главную цель.Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.Третья строка – три слова, глаголы. Описывающие действие в рамках темыЧетвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.Так как дети не умеют читать им был предложен алгоритм (прил. 3)Работа строится в три этапа.1 этап – уточнение, расширение и совершенствование словаря. Знакомство детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета». Знакомство с их графическим изображением. Например: детям предлагается назвать то, что нас окружает. Дети называют (стол, стул, дерево). При этом логопед задаёт вопрос: - Это что? Дети (окно). - Это что? Дети (карандаш).Затем просят детей задать вопрос к предмету, который покажет логопед. Далее детям задаётся вопрос: Это кто?В этой работе использовались различные картинки предметы.Сначала детям предлагалось назвать те слова, которые, обозначают живые предметы, затем – неживые. Далее дети называли предметы по порядку и к каждому ставили соответствующий вопрос. Затем детям показывался символ, обозначающий предмет.Далее детям предлагалось назвать несколько действий, которые могут производить изображённые предметы (дерево – растёт, цветёт, качается и т.д.) Дети называют действия, также ставится к каждому действию вопрос.Затем дети называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Детям показывают соответствующий символ действия предмета.Далее детей знакомят с понятием признак предмета, для этого называются несколько признаков к одному предмету (например: овальный, твёрдый, зелёный, хрустящий). Дети называют предмет (огурец).Затем дети сами подбирают к различным предметам признаки, задавая к этим словам –признакам вопрос. Далее детям демонстрируется символ, который соответствует словам – признакам.После того как детей сформировалось представления о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое значение слова), их подводят к понятию о предложении. Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое нераспространённое предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения, (например: мальчик рисует). На первых этапах дети учатся составлять по картинке простое нераспространённое предложение разной структуры ( подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Например: собака, волк, тигр – рычат. Далее в структуру предложения вводятся прилагательные. Например: Серая собака рычит. Завершается работа формированием умения строить распространённые предложения, опираясь на сюжетные картинки, схемы.С помощью синквейна дети могут рассказывать повествовательные рассказы и рассказы на заданную тему. Детям предлагается создавать синквейн один раз в неделю на различные лексические темы: «Мама», «Ёлочка», «Снег» ит.д. затем дети садятся в поэтическое кресло и читают свои стихотворения друг другу.Обучение детей составлению описательных рассказов Для обучения детей составлению рассказов – описанийэффективно использовать элементы методик Р.А. Кирьяновой, это схемы, которые включают описания времён года, транспорта, животных, птиц, игрушек.Детям разъясняется каждый элемент схемы и даётся план описания. (прил. 4)Сенсорно- графическая схема В.К, Воробьёвой помогает детям в описании овощей и фруктов, она отражает сенсорные каналы получения информации о признаках предмета (зрительный, вкусовой, обонятельный, тактильный). Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.Работа строится в три этапа 1 этап – знакомство детей с элементами схемы, используя сенсорные каналы получения информации. 2 этап – самостоятельное составление наглядных планов для рассказывания, составления рассказов с помощью логопеда.3 этап – самостоятельное составление наглядных планов и описание предметов по схеме. Также для обучения детей описательной речи можно использовать метод наглядного моделирования Г.Н. Смышляевой, которая предложила загадки – описания. (прил.5)I этап – детям загадываются загадки, которые они отгадывали, опираясь на текст загадки. Например: Мохнатенькая, усатенькая Ест и пьёт, песенки поёт. (кошка)Затем предлагается схематическое изображение загадки. Детям объясняется, что загадки можно придумывать самим и затем рисовать их на бумаге.II – этап – дети самостоятельно по признакам описанных с помощью знаков определяют объект. Самостоятельная расшифровка загадок.III - самостоятельная зашифровка загадок, загадывание их друг другу.Дети с интересом выполняют такие задания. Обучение детей пересказу с использованием приемов наглядного моделированияДля обучения детей пересказу можно использовать метод наглядного моделирования Смышляевой Г.Н. Детям прочитывается сказка или рассказ, затем задаются вопросы по содержанию сказки, выясняется отношение детей к героям сказки, обыгрывается сюжет. После анализа произведения детям предлагается рассмотреть картинки – символы, уточнить какая картинка к какому фрагменту сказки относится, затем дети последовательно раскладывали картинки и пользуясь записью пересказывали услышанное. При пересказе можно использовать, как картинки символы, так и сюжетные картинки по сказкам.На следующих этапах детям предлагалось посмотреть на картинку, изображающую какой - либо момент из сказки, дети должны вспомнить персонажей из сказок и сказать,что было до и после события, нарисованного на картинке. Послечего на листе разделённого на три колонки дети в левой колонке рисовали персонажей или события предшествующего эпизода, а в правой последующего. Затем дети рассказывали о событиях, следуя тексту сказки. После того, как дети справятся с заданием можно предложить им рассказать об этих событиях в обратном порядке, справа налево. А также можно использовать упражнения:Отобрать из ряда предложенных картинок только те, которые иллюстрируют, прочитанный рассказ. Расположить их в последовательности протекания событий;Восстановить заданный порядок картинок по ранее прочитанному рассказу, т.е. по памяти;Найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии; Расположить картинки в последовательности рассказа и составить по ним рассказ с определённой эмоциональной установкой: грустный, смешной, весёлый.Результаты исследований показывают, что применение схем-моделей является одним из эффективных способов содействия развитию речи, словесно-логического мышления, памяти у детей дошкольного возраста. Перед началом работы с наглядно-схематичными моделями я убедиться в объеме усвоенных знаний детьми. Показателями усвоения материала является скорость и правильность выполнения заданий, способность объяснять результаты, усвоение алгоритма действий, выраженное в возможности переноса способов выполнения задач в новые подобные ситуации. Свидетельством усвоения материала детьми при переходе от предметной модели к наглядно-схематической становится способность ребенка действовать по моему заданию без оформленной модели. Этот вид работы полностью соответствует личностно ориентированной модели обучения, по которой учитываются индивидуальные особенности ребенка, помогает мне установить с воспитанниками оптимальные партнерские отношения, создать атмосферу эмоциональной доверия и раскрепощенности.Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием метода наглядного моделирования эффективно влияет на положительную динамику роста уровня речевой компетенции ребенка-дошкольника:связную речь соответствует критериям программы и стандартам;словарный запас из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого для детей младшего дошкольного возраста;дети активнее стали работать на занятиях благодаря концентрации наблюдательности, внимания, памяти, усидчивости. Развитая творческое воображение, логическое и образное мышление;дошкольники научились правильно оформлять свою мысль в виде предложений;повысилась их речевая активность, они с желанием общаются с товарищами и взрослыми;научились составлять рассказы из пяти и более предложений описательного и сюжетного характера, используя наглядность;появился интерес к заучиванию стихов;самостоятельно и близко к тексту переводят знакомые небольшие произведения, опираясь на схемы;преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.2.5. Результаты применения инновационных технологий в развитии монологической речи детей 5-6 лет (контрольный эксперимент)Цель контрольного эксперимента: оценить эффективность влияния инновационных технологий в развитии монологической речи детей 5-6 лет.Задачи контрольного эксперимента:1. Провести контрольный эксперимент на базеМБДОУ «Детский сад № 89».2. Проанализировать результаты контрольного эксперимента.3. Сравнить полученные показатели контрольного эксперимента с данными констатирующего эксперимента.В исследовании участвовало 15 детей экспериментальной группы 5-6 лет и 15 детей старшего дошкольного возраста контрольной группы.Для контрольного исследования связной речи старших дошкольников были использованы те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Для выявления уровня развития связной речи детей была проведена тестовая методика диагностики устной речи В.П. Глухова [7] и методика обследования связной речи Л.Н. Ефименковой[15]. Комплексное исследование включало в себя четыре экспериментальных задания:1. Пересказ ранее знакомого текста;2. Рассказ по серии сюжетных картин;3. Рассказ по ранее виденному;4. Рассказ-описание.Выполнение каждого задания контрольного эксперимента детьми экспериментальной группы оценивалось по балльно-уровневой системе, данные фиксировались в соответствующем протоколе (Таблица 7) в Приложении 7. На основании этих показателей были составлены сравнительные диаграммы.Количественные результаты по первому заданию наглядно демонстрирует рисунок 6.Рис. 6. Сравнительная диаграмма обследования составления пересказа знакомой сказки экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапеАнализ результатов выполненияпервого задания показал достаточно высокие результаты. У двоих детей – 13,3% не возникло трудностей в составлении логичного и полного пересказа знакомой сказки. Всего один ребенок – 6,7%% показал недостаточный уровень, у шести детей удовлетворительный уровень выполнения задания, а это – 40% от всей группы детей. Рис.7. Динамика в развитии навыка составления пересказа знакомой сказки у экспериментальной группыМы сравнили результаты обследования навыка пересказа знакомой сказки у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (рисунок 7), и получили следующие результаты: на 13,3 % возросло количество детей с высоким уровнем, примерно на 27 % увеличилось количество детей с удовлетворительным уровнем. Низкие результаты выполнения данного задания показал всего один ребенок. На 13% уменьшилось количество детей с недостаточным уровнем выполнения задания.Количественные результаты по второму заданию наглядно демонстрирует рисунок 8.Рис. 8. Сравнительная диаграмма обследования составления рассказа по серии картин экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапеВыполнение второго задания – составление рассказа по серии сюжетных картинок не выявило затруднений у одного ребенка экспериментальной группы – 6,7%. Пять детей – 33,3% справились с заданием удовлетворительно. Семерым детям – 46,6% потребовалась стимулирующая помощь в разложении картинок, у детей возникали трудности при составлении фразового высказывания, но рассказы детей были составлены достаточно грамотно и последовательно. Низкий уровень показали двое детей – 13,4%.Рис. 9. Динамика в развитии навыка составления рассказа по серии картин у экспериментальной группыМы сравнили результаты обследования навыка составления рассказа по серии сюжетных картин у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (рисунок 9), и получили следующие результаты: на 6,7 % возросло количество детей с высоким уровнем, примерно на 30 % увеличилось количество детей с удовлетворительным уровнем. На 15% уменьшилось количество детей с недостаточным уровнем. Низкий уровень выполнения данного задания показали двое детей – 13,3%. Количественные результаты по третьему заданию наглядно демонстрирует рисунок 10.Рис. 10. Сравнительная диаграмма обследования составления рассказа по ранее виденному экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе Третье задание – составление рассказа по ранее виденному потребовало от детей наибольшей самостоятельности изложения. Анализ рассказов показал, что с этим заданием на контрольном этапе эксперимента справился один ребенок – 6,7%. Удовлетворительный уровень показали пять детей – 33,3%. Семерым детям для составления рассказа потребовался вопросный план и подсказки логопеда – они показали недостаточный уровень выполнения задания – 40%. Низкий уровень у двоих детей – 13,3%.Рис. 11. Динамика в развитии навыка составления рассказа по ранее виденному у экспериментальной группыМы сравнили результаты обследования навыка рассказа по ранее виденному у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (рисунок 11), и получили следующие результаты: на 6,7 % возросло количество детей с высоким уровнем, на 33 % увеличилось количество детей с удовлетворительным уровнем. Примерно на 10% уменьшилось количество детей с недостаточным уровнем. На контрольном этапе эксперимента показали низкий уровень всего двое детей – 13,3%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось почти на 30%.Количественные результаты по четвертому заданию наглядно демонстрирует рисунок 12.Рис. 12. Сравнительная диаграмма обследования составления рассказа-описания экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапеЧетвертое задание составление рассказа-описания предмета не составило затруднений у одного ребенка – 6,7%. Шесть детей справились с заданием удовлетворительно – 40%. У шестерых детей – 40% рассказы были составлены достаточно полно и последовательно, но проявлялась стереотипность оформления высказывания, аграмматизмы, бедность словарного запаса, ограниченное знание слов-признаков они показали недостаточный уровень. Низкий уровень показали двое детей – 13,3%.Рис. 13. Динамика в развитии навыка составления рассказа-описания у экспериментальной группыМы сравнили результаты обследования навыка рассказа-описания у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (рисунок 13), и получили следующие результаты: 1 ребенок показал хороший уровень выполнения задания, примерно на 33 % возросло количество детей с удовлетворительным уровнем. На 20% уменьшилось количество детей с недостаточным и низким уровнем выполнения данного задания.Баллы по всем четырем видам заданий фиксировались и подвергались анализу. Мы подсчитали количество баллов за всю серию заданий по всем испытуемым и определили уровень развития связной речи детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента. Проведя сравнительный анализ результатов обследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, мы получили количественные результаты, которые наглядно представлены на рисунке 14. Рис. 14.Данные сравнительного исследования уровня овладения связной речью экспериментальной группы на констатирующеми контрольном этапах эксперимента По рисунку 14 видно, что данные полученные на констатирующем и контрольном этапе значительно отличаются. На контрольном этапе эксперимента один ребенок успешно выполнил всю серию заданий и показал хорошие результаты овладения связной речью – это 6,7%. Также, можно отметить повышение более чем на 30% детей с удовлетворительным уровнем развития связной речи. Все еще остается 40% - это шесть детей с недостаточным уровнем, но их количество уменьшилось на 13,3% (на 2 человека) по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Количество детей с низким уровнем развития сократилось на 20% и составило всего двоих детей.Таким образом, после проведения коррекционных занятий с дидактическими играми мы можем проследить положительную динамику в развитии связной речи у детей данной категории, что свидетельствует об эффективности использования дидактических игр на логопедических занятиях по формированию связного высказывания.Выводы по Главе 21. Нами был разработан и проведен комплекс занятий по развитию навыков монологической речи средствами инновационных методик (моделирование, мнемотехники, синквейн). Разработанная методика была апробирована на базе…..2. Для выявления эффективности работы по развитию навыков монологической речи средствами инновационных технологий была проведена контрольная диагностика. Мы сравнили данные по исследованию уровня сформированности связной речи у детей 5-6 лет полученные в ходе констатирующего и контрольного эксперимента и сделали соответствующие выводы:По результатам контрольного эксперимента мы можемсказать о положительной динамике в развитии монологической речи у дошкольников экспериментальной группы после проведения комплекса занятий с помощью инновационных технологий. У некоторых детей при составлении рассказов появились зачатки сложноподчинённого и сложносочинённого предложения. Благодаря использованию на занятиях инновационных технологий у детей повысились навыки использования грамматически и лексически правильно оформленных высказываний.После проведения комплекса занятий с привлечением инновационных технологий, у детей повысилась самостоятельность в своих высказываниях, занятия способствовали развитию творческих способностей и эмоциональной выразительности речи. Занятия с привлечением инновационных технологий повлияли и на изменения в эмоционально-волевой сфере детей: у дошкольников повысился интерес к выполнению заданий, они стали более внимательны, появилась инициативность и активность на занятиях.Таким образом, после проведения разработанного нами комплекса занятий с использованием инновационных технологий, направленного на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста, нами были выявлены положительные изменения в монологической речи старших дошкольников экспериментальной группы. ЗаключениеУ дошкольников экспериментальной группы нарушено формирование всех компонентов речевой системы, что ведет за собой значительное отставание в овладении ими навыками связной речи.Именно от уровня развития связного высказывания (умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания) в дальнейшем зависит успешность детей экспериментальной группы при обучении в школе: овладение навыками учебного монолога, грамоты, письма.Цель исследования достигнута: нами исследованы возможности инновационной технологии в развитии монологической речи воспитанников в 5-6 лет в детском саду. Задачи исследования:1. Сформулировать научно-теоретические основы использование инновационных технологий в обучении монологической речи;2. Организовать и провести обследование уровня развития монологической речи детей 5-6 лет;3. Разработать методику применения инновационных технологий в развитии монологической речи и оценить ее эффективность.Решены поставленные задачи исследования:1. Изучены современные представления о развитии монологической речи, проанализирована научно-методическая литература, характеризующая особенности монологической речи, выявлены  психологические особенности детей 5-6 лет, рассмотрен вопрос эффективности применения инновационных технологий по формированию монологической речи у старших дошкольников. 2. Подобраны  и проведены диагностические методики по исследованию уровня сформированностимонологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проведено по методике В.П. Глухова и Л.Н. Ефименковой. Сравнительный анализ данных экспериментального исследования выявил, что связная речь старших дошкольников экспериментальной группы характеризуется недостаточной связностью, логичностью и последовательностью.3.  Использование метода наглядного моделирования способствует активизации познавательно-речевой деятельности; умение оперировать языковыми единицами (слово и предложение) развития памяти, внимания, творческих способностей, представлений, вариативности мышления. Предложенные задания и упражнения имеют интегрированный характер и влияют на развитие психических функций дошкольников. Таким образом, использование метода наглядного моделирования для повышения речевой активности детей пригодится воспитателям дошкольных учебных заведений а также родителям, которые самостоятельно работают со своими детьми для обогащения словарного запаса и развития связной речи. Нами проведена оценка эффективности  разработанных занятий, направленных на развитие монологической речи у старших дошкольников. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень монологического высказывания у дошкольников экспериментальной группы:пересказы детей были составлены последовательно без логических пропусков между предложениями и частями рассказа; появились зачатки сложного предложения;обогатилася лексический словарь; повысились навыки использования грамматически правильно оформленных высказываний;детям стал доступен самый сложный вид рассказа – творческий.Следовательно, после проведения комплекса занятий с применением инновационных технологий, отмечена положительная динамика развития связной речи у старших дошкольников, что свидетельствует об эффективности использования инновационных методик развития монологической речи на занятиях. Гипотеза исследования получила подтверждение: решение задач развития монологической речи успешно реализуется в случае включения в педагогическую работу по развитию умений монологической речи инновационных технологий (моделирование, мнемокарты, синквейн).Таким образом, мы изучили влияние инновационных технологий на развитие монологической речи и доказали эффективность использования инновационных технологий на занятиях по формированию монологического высказывания у старших дошкольников.

-

Вопрос-ответ:

Какие инновационные технологии используются для развития монологической речи 5-6 летних детей в детском саду?

Инновационные технологии, используемые для развития монологической речи 5-6 летних детей в детском саду, включают использование электронных игр, интерактивных досок, компьютерных программ и приложений, а также методику проектной деятельности.

Какие понятия используются в исследовании развития монологической речи детей 5-6 лет?

В исследовании развития монологической речи детей 5-6 лет используются такие понятия, как монологическая речь, детский сад, инновационные технологии, возрастные особенности развития речи и другие.

Какие возрастные особенности имеет развитие монологической речи у детей 5-6 лет?

Развитие монологической речи у детей 5-6 лет связано с появлением связных предложений, увеличением словарного запаса, улучшением грамматической стороны речи. Также, в этом возрасте дети начинают использовать разные типы речи - повествование, описание, объяснение и т. д.

Какие основные выводы можно сделать по главе 1 статьи об использовании инновационных технологий в развитии монологической речи 5-6 летних детей в детском саду?

Основными выводами главы 1 статьи являются: 1) использование инновационных технологий в развитии монологической речи детей 5-6 лет является эффективным; 2) возрастные особенности развития монологической речи детей 5-6 лет необходимо учитывать при применении инновационных технологий; 3) использование игр и интерактивных заданий способствует активному обучению.

Какие результаты были получены в экспериментально-исследовательской работе по использованию инновационных технологий для развития монологической речи 5-6 летних детей?

В результате экспериментально-исследовательской работы было установлено, что использование инновационных технологий, таких как электронные игры и компьютерные программы, способствует значительному улучшению монологической речи у детей 5-6 лет. Дети проявили больший интерес и мотивацию к изучению речи, а также улучшили свои навыки высказывания и понимания речи.

Какие исследования лежат в основе использования инновационных технологий в развитии монологической речи детей 5-6 лет?

В основе использования инновационных технологий в развитии монологической речи детей 5-6 лет лежат научные исследования, которые подтверждают эффективность таких подходов. Одним из таких исследований является работа, где было выявлено, что использование интерактивных технологий способствует улучшению речевых навыков у детей данного возраста.

Какие возрастные особенности развития монологической речи детей 5-6 лет?

Возрастные особенности развития монологической речи детей 5-6 лет включают в себя такие факторы, как увеличение словарного запаса, формирование доступной и понятной письменности, развитие способности к детализации и аргументации своих мыслей. Дети этого возраста также начинают осваивать навыки рассказа и повествования о прошедших событиях.

Какие инновационные технологии используются для развития монологической речи детей 5-6 лет?

Для развития монологической речи детей 5-6 лет используются различные инновационные технологии. К ним относятся, например, использование интерактивных игр и приложений, аудиозаписей и видео, мультимедийных материалов, которые помогают детям развивать словарный запас и улучшать навыки рассказа и повествования.

Какие выводы можно сделать по результатам исследования использования инновационных технологий в развитии монологической речи детей 5-6 лет?

В результате исследований было выяснено, что использование инновационных технологий в развитии монологической речи детей 5-6 лет позволяет значительно улучшить их коммуникативные навыки. Также было выявлено, что дети проявляют больший интерес и мотивацию к обучению, если используются современные технологии и интерактивные материалы.

Какие технологии используются в развитии монологической речи детей 5-6 лет?

В развитии монологической речи детей 5-6 лет могут использоваться различные инновационные технологии, такие как использование игровых ситуаций, технологии мультимедиа в обучении, интерактивные игры и программы, а также методика проектов.