История православно-исламского диалога в современной России

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Регионоведение
  • 6060 страниц
  • 68 + 68 источников
  • Добавлена 10.07.2017
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I.Проблемы православно-исламского диалога в работах современных авторов 5
1.1. Актуальность и значимость православно-исламского диалога 5
1.2. Исследователи о православно-исламском диалоге 19
Глава II. Современное состояние и перспективы православно-исламского диалога 31
2.1. Идейная и институциональная основа православно-исламского диалога 31
2.2. Перспективы православно-исламского диалога 46
Заключение 58
Список использованной литературы 61


Фрагмент для ознакомления

2.2. Перспективы православно-исламского диалогаПравославная церковь является наиболее многочисленной в России и имеющей серьезное влияние на развитие отношений, как политического, так и социально-экономического толка. Современный этап социологического изучения религии как социального института требует получения достоверных данных о состоянии религиозности социума. Сложность религиозной ситуации в настоящее время состоит в существовании двойственной религиозной идентичности. Можно говорить о номинальной и реальной религиозной идентичности. Так, номинальная религиозная идентичность российского социума выражается в такой цифре – 60–70% опрошенных относят себя к верующим (ВЦИОМ, Левада-центр). Эти данные являются результатом измерения уровня религиозности с помощью показателя самоотнесения человека к группам верующих – неверующих; верующих – неверующих – атеистов; верующих в Бога – сверхъестественные силы – неверующих и т.п. Базовыми трендами современности, которые образуют контекст существования религии в современном обществе и которые невозможно игнорировать при построении стратегий дальнейшего развития социологии религии как отрасли социологического знания, представляются следующие: 1) возрастание «удельного веса» и функциональной роли культурного измерения социальной и, в частности, религиозной жизни; 2) повышение методологического значения контекстной специфики проявлений общего; религиозные универсалии представляют собой абстракции, в то время как более определенные, социально эффективные религии предстают только как локализованные конкретности глобальных универсалий; 3) рефлексивность общества и религии: «саморефлексивность современности, с одной стороны, и саморефлексивность религии – с другой, являются двумя определяющими измерениями идеи современного общества.Для российского культурного и духовного пространства сейчас настало тревожное время: происходит размывание символической картины мира, сложившейся на протяжении всей истории формирования нашей государственности у российских этносов и регулирующей практическое взаимодействие людей, социально – этнических групп. Внутренний мир людей начинает испытывать фрустрацию ввиду усиления различных видов отчуждения (экономического, социального и, прежде всего, духовного). Появляется аномия (обезличенность), являющаяся следствием массовой культуры, мирового общественного мнения. Как же могло такое случиться с великим русским народом? Ответ просматривается довольно прозрачно. Россия позволила вести себя не по своему особому самобытному пути, а по дороге, ей не свойственной, пытаясь внедрять в свое хозяйствование и кодекс поведения чуждые модели и установки, поверив в необходимость и необратимость «глобализма», западного образа жизни и разнузданной «морали». Именно на этой волне во власти всплыли личности, которым не была близка Россия как мать и Родина, которые не любили свой народ, а больше всего уважали капитал, добытый любой ценой, в том числе криминалом и предательством.Для России православие играет важнейшую роль, как фактор сохранения преемственности и целостности духовного развития. Православие – это не какой то нарост на «теле» культуры, а сама культура в ее конкретно – историческом проявлении, в социальной и духовной жизни русского человека.Православная церковь выступает как субъект свободы. Человек в какой – то мере не может быть свободен, он состоит в определенной целостности.В России, в русском православии нет такой разорванности разума и веры, которая существует на Западе.Сила русского народа именно в нравственной целостности, а Запад не обладает той целостностью которой обладает Россия.Православие есть источник духовности, оно животворное начало, основа жизни русского человека, его мироощущения, осмысления, миропонимания.Православие является формой духовно – практического освоения мира в его многообразии, выражением ценностного отношения человека к действительности.Православие как было так и будет оставаться основой русского бытия, основой русского менталитета, а значит и базовой составляющей русской культуры в историческом процессе.За годы своего существования РПЦ накопила большой опыт духовной деятельности, которая сегодня активно возрождается. Конечно, как и всякий иной, этот опыт имеет не только достоинства, но и недостатки, но в целом он может во многом послужить духовному возрождению нашего Отечества. «А ведь духовное возрождение – это не только строительство храмов, открытие монастырей, это – создание храмов в душах людских, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных когда-то русскому Православию».По состоянию на 2013 г. в России действовало 25 541 религиозных организаций.Если характеризовать христианскиеконфессии отметим следующее. Наибольшую долю религиозных организаций составляют в РФ православные конфессии.Таблица 2.2.Количество религиозных организаций РПЦВсегозарегистрированов том числе по видамцентрализованные религиозные организацииместные религиозные организациидуховные образовательные учреждениямонастыри религиозные учрежденияВсе религиозные организации2749654225839185536394в том числе по конфессиям:Русская православная церковь160761681496056524368Российская православная автономная церковь34328-3-Русская православная церковь за границей12-11-1-Истинно-православная церковь33327-3-Российская православная свободная церковь3-3---Украинская православная церковь (Киевский патриархат)918---Старообрядцы3398323152Ислам498879480996-4Римско-католическая церковь22682081-9Буддизм246112332--Лютеране222122073--Таким образом, как видно из таблицы 2.2. на долю РПЦ приходится 58 % религиозных объединений РФ, - это большая часть. На втором месте стоят исламские религиозные организации – на их долю приходится 18 % объединений.Протодиакон А.Кураев в своей книге отмечает, что «христиане в своем диалоге между собой должны преодолеть некоторые стереотипные негативные представления друг о друге, должны лучше узнать друг друга. И это тоже необходимо. В самом деле, зачем же ограничиваться лишь чтением книг о протестантизме, о католичестве, о православии, если есть возможность прямо встретиться с носителями этих традиций и непосредственно выслушать их интерпретацию дискуссионных вопросов. Такое общение поможет преодолению ложных и поверхностных представлений друг о друге.»В перспективе должны быть выработаны новые принципы политики взаимодействия России с мусульманским миром, а именно это касается вопросов политико-религиозного сотрудничества. В принятии какого-либо внешнеполитического решения не должно быть приоритетным наличие или отсутствие союзнических взаимоотношений того или иного государства, в основе должны быть ценности мира и стабильности, объективного подхода к возможному урегулированию той или иной проблемы.Одна из задач духовно-нравственного развития заключается в формировании жизнестойкости личности, которая выражается в объективном восприятии окружающей действительности, её способности к природной и общественной интеграции и к преодолению трудностей. В связи с этим можно говорить о воспитании терпимости к чужому мнению и способу бытия, о пропаганде образцов нравственного поведения, о формировании общественного, теологического, экологического сознания, о национально-патриотическом и интернациональном (космическом) воспитании, о физическом совершенствовании.Другая задача духовно-нравственного развития сводится к формированию у личности стремления и умения преобразовывать свое духовное начало в материальное. Это можно делать непосредственно самому или через других людей, проводя в их среде пропагандистско-просветительскую деятельность. Основными ориентирами совершенствования организации досуга должны идти по двум взаимосвязанным направлениям.Первое требует формирования благоприятных условий для развития формирования и развития у населения позитивно ориентированной духовной направленности.Признание права свободно действовать в соответствии с избранными религиозными императивами означает свободу быть членом существующих объединений и основывать новые религиозные объединения, осуществлять религиозные обряды и церемонии, производить и распространять религиозную литературу и предметы религиозного назначения и т.д. В этом контексте юридическое понятие свободы совести означает разрешенное и гарантированное законами государства право каждого мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, а свободы вероисповедания – самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности и правопорядка. Таким образом, свобода совести и вероисповедания представляет собой одну фундаментальную свободу, рассматриваемую в двух разных аспектах, которые диалектически взаимосвязаны и неотделимы друг от друга и соотносятся как общее и частное, образуя единый политико-правовой институт.Весной 2014 г. в Российском институте стратегических исследований был переведен на русский язык документальный фильм «Имам» египетского журналиста Ахмеда Саллаха, повествующий об угрозе радикального исламизма и его последователей цивилизованному человечеству. В нем суннитский богослов ГамальБунна убедительно замечает: «Это реальная опасность, с которой сталкивается наше общество. Она ведет к крайности, не дает простора для мышления. И бороться с этим можно только обновлением и свободомыслием – ничего другого. Они не хотят обновления. Если кто-то мыслит инновационно, ему заявляют, что он не может говорить об Исламе.Современный мир включает в себя разноплановые по культуре, традициям, финансово-экономическим основам государства. В связи с чем, всегда существует угроза конфликтов. Бедность, нестабильность финансового развития могут стать основой для конфликтов.Терроризм в рамках исламского экстремизмаостается серьезной глобальной угрозой нашего времени. Борьба с Terrorism can only be tackled through coordinated терроризмом может быть решена лишь на основе скоординированных measures tailored to meet global as well as regional and national мер с учетом решения проблем на глобальном, так и региональном и национальном challenges. уровнях. It is therefore in our national interest to continue to participate Поэтому в интересах современных государств продолжать участвовать in the international fight against terrorism, the enhancement of the в международной борьбе с терроризмом, повышатьinternational counter-terrorism regimes, and to support relevant efforts of уровень противодействия терроризму, а также поддерживать соответствующие усилия международных организаций в борьбе с терроризмом. Тем не менее, терроризм как угроза не исчезает, а наоборот периодически напоминает о себе в виде различных террористических акций в различных странах мира, в том числе и в России. В настоящее время используется понятие международного терроризма, который использует возможности глобальной системы, основанной на сетевом взаимодействии. Сегодняшний терроризм имеет существенную финансовую поддержку со стороны различных структур.Изменения политического характера в мусульманских странах, в целом вынуждают Кремль задуматься о перспективах России в исламском мире и о том, как взаимодействовать с мусульманскими странами в рамках прихода к власти новых элит в ряде арабских государств. Москва теперь должна сосредоточиться не на том, чтобы сохранить то, что уже достигнуто в политике сотрудничества, а в разработке новой стратегии и тактики , чтобы определить место России после «Арабской весны». В рамках исламского развития и взаимодействия России, Россия старается установить активное присутствие в исламских странах. Это связано с тем, что Россия имеет значительное количество мусульманского населения, особенно на Северном Кавказе и в Поволжье, и Москва стремится продемонстрировать, что она участвует в делах Исламского мира и готова защищать интересы как россиян, так и мусульман, если это будет необходимо. Данный подход полностью отвечает потребностям глобального мира. В рамках взаимодействия, российские политики неоднократно заявляли о своей готовности работать в рамках прагматичных позиций взаимодействия, на принципах диалога. Москва ведет диалог с руководством Ирана и пытается построить отношения с движением сопротивления ХАМАС, создает определенные параметры взаимодействия с Египтом в формате исламских отношений.Особенностью исламского движения в России и мусульманских странах являются антизападные настроения.Исламисты и Русская Православная Церковь и подчеркивают, что каждый из них имеет свое собственное понимание демократии и прав человека, которая отличается от западной интерпретации. Исламские радикалы, особенно салафиты, отвергают принципы демократии и их можно сравнить с православными фундаменталистами, которые призывают к возвращению идеализированной «Православной Руси» в качестве государственной матрицы. Здесь и заложены неожиданные сходства взаимодействия России и мусульманских стран в рамках исламского государства.Стратегия В.В.Путина нацелена на обозначение более влиятельной роли в мусульманских странах.Перспективы деятельности России в рамках взаимодействия с исламским миром обуславливаются: - дальнейшей политикой укрепления взаимоотношений с мусульманскими странами на основе религиозного фактора;- являться определенным балластом между акторами мировой политики такими например как США;- выработке новых механизмов урегулирования конфликтов в мире, связанных с исламским фундаментализмом и экстремизмом;-укрепление взаимосвязей на основе толернатности, взаимного уважением в условиях глобализации и расширения межкультурных взаимосвязей.Одним из важных вопросов ближайшей и долгосрочной перспективы взаимодействия России и мусульманского мира является позиция России по вопросам укрепления мира.Укрепление мира является краеугольным камнем взаимодействия . Задача обеспечения мира и безопасности на планете возлагается главным образом не только на такие международные организации как ООН, Лига арабских государства, но и на каждое государство в отдельности.Нынешний этап развития мирового сообщества характерен динамичным научно-техническим прогрессом во всех областях человеческой деятельности, с одной стороны, и значительным отставанием мер государственного воздействия по обеспечению прогрессивного развития социума в условиях угроз современной цивилизации, с другой. Многие исследователи сходятся в том, что по мере вхождения в новый постиндустриальный мир число проблем, составляющих угрозу общественной безопасности, множится. По существу проблема безопасности становится важнейшим критерием выживания и устойчивого социального развития современного общества. Для Российской Федерации, переживающей сегодня этап сложного государственно-правового реформирования, указанная проблема является чрезвычайно важной.В современной науке идет интенсивный поиск оптимально обоснованной модели обеспечения общественной безопасности, в условиях отсутствия достаточно разработанной теории и методологии общественной безопасности. Потребности практики требуют, в первую очередь, от ученых четко выработанного и нормативно закрепленного понятийно-категориального аппарата, позволяющего создавать адекватную модель общественной безопасности. Предполагается в рамках изменения угроз современному миру в силу развития взаимодействия России и стран исламского толка и укреплением этих отношений возникнет необходимость нового понимания безопасности, это будет обусловлено новыми вызовами и угрозами, которые предсказать достаточно сложно. При этом Россия как стратегический партер некоторых стран будет играть роль не только в рамках практической деятельности, но и в рамках выработки новых теоретико-методологичесикх основ безопасности, механизмах ее обеспечения. Самое главное, что необходимо сформировать не только новые подходы в области безопасности, но и новые подходы к современным угрозам, в рамках использования религиозного фактора.Политика взаимодействия не является статичной структурой, она развивается и сталкивается с новыми угрозами безопасности миру, что создает необходимость мобильности, оперативности действий и самое главное новое позиционирование государств.Роль православия и ислама в данной перспективе видится через определенную роль инициативы по выработке новых методологических основ в развитии взаимодействия, в изменении принципов лояльности и терпимости религий.Анализ православно-исламского диалога показывает, что в настоящее время накоплен большой опыт взаимодействия, созданы институциональные основы для диалога, существуют четко выработанные принципы существования религий и их взаимодействия. При этом в некоторых регионах ведется активная миссионерская деятельностьВ последние годы православно-исламский диалогактивно развивается, особенно в северо-кавказских республиках, что позволяет оказывать помощь в развитии взаимодействия религий. В России православно-исламский диалогимеет достаточно хорошую историческую основу, однако сохраняется потребность в субъектах РФ мусульманской направленности, более тщательной работы, как мусульманских общин, так и подразделений РПЦ в деле предотвращения экстремистских течений. В рамках непосредственной деятельности отмечается с каждым годом рост:- миссионерского движения;- конференций по вопросам диалога православия и ислама;- развития отношений по вопросам предотвращения экстремизма.В мусультманских республиках в настоящее время существуют органы исполнительной власти, а также объединения мусульман которые ведет активную работу по развитию, контролю и мониторингу деятельности в области взаимодействия православия и ислама. В последние годы активно развивается направление возможного сотрудничества. На сегодняшний день остается еще немало проблем в сфере православно-исламского диалога, которые связаны как с фактами подрыва религиозного взаимодействия, присутствия экстремистских течений. При этом, на сегодняшний день, существует потребность выхода православно-исламского диалога в мировой практике. Наиболее перспективным направлением в русле расширения взаимодействий имеет развитие конференций, сотрудничества, встреч лидеров православия и ислама на мировом уровнеОсновными перспективами развития православно-исламского диалога в РФ будут следующие:- в ближайшем будущем принятие единых форм и методов развития взаимодействия;- расширение миссионерского движения в мусульманских республиках, охват еще большего количества населения в рамках православно-исламского диалога;- расширение деятельности в рамках предотвращения экстремистской и ваххабитской деятельности;- возможность более сильного участия лидеров церквей в установлении диалога на уровне низших религиозных объединений на конкретной муниципальной территории;- расширение участия России в православно-исламском диалоге в мире.ЗаключениеРегулирование взаимоотношений церкви, религиозных объединений и иных субъектов религиозной деятельности на современном этапе является чрезвычайно важным и сложным вопросом, от решения которого зависит эффективность механизмов взаимодействия общества и церкви в целом. Человечество накопило богатый и разнообразный опыт: это и периоды гонений, и периоды их мирного, терпимого сосуществования. Возрастающая роль ислама создает предпосылки для обращения к истории упоминания ислама и отношения к данной религии поместных соборов православных церквей. Постановления восточных соборов в отношении ислама сыграли большую роль во взаимодействии православия и ислама, в формировании диалога православных и мусульман.Обращение к истории постановлений восточных соборов в отношении ислама позволяет не только проанализировать политику православных церквей, но и исторические предпосылки установления диалога между двумя мировыми религиями.Важное значение, в русле взгляда на проблему постановлений восточных соборов имеет не только православное понимание ислама, но и роль православной церкви в единении христианского мира. Восточные соборы на сегодняшний день это не просто олицетворение православия, это отражение взаимосвязи политических, социально-экономических и культурных традиций.Позиционирование религии может идти по разным основаниям. В частности определенным критерием выступает деление мира на Восток и Запад, что позволяет, например, сравнивать как религии в целом, то есть христианство и ислам, как западные и восточные, так и внутри самих религий. Несмотря на множественные различия, например в рамках мировых религий, в русле религии в целом как института существует множество общих черт. Анализ истории показывает, разное отношение православной церкви к исламу от анафемы к терпимости и принятию других религий.Справедливо замечено, что диалог – это процесс балансирования между единством и отдельностью. Однако, сохраняя ценности своей конфессии, ее самобытность и неповторимые черты, надо быть готовым к формированию общих ценностей и смыслов. Ведь у христианства (православия), ислама и иудаизма общие духовные корни, которые должны помочь гармонизировать взаимоотношения, не отказываясь от своих ценностей, но и не навязывая их другим. Отсутствие в современной России постоянно действующего конструктивного православно-исламского диалога объясняется несколькими причинами:– пережитками и предрассудками относительно ислама, сохранившимися в общественном сознании и общественной психологии россиян. В царской России, когда православие было государственной, а ислам лишь «терпимой» религией,— неимением в России традиции диалога как такового в силу неразвитости демократических институтов, невостребованностью диалога как формы социального общения…; – организационной разобщенностью ислама в России. В отличие от Русской православной церкви, обладающей структурированной системой органов, осуществляющих взаимодействие с государством и обществом на федеральном и региональном уровнях, у мусульманских общин наблюдается организационная разобщенность, которая на руку тем, кто выступает против диалога между православными и мусульманами: мол, с кем вести диалог, если у них нет единого центра или признанного духовного лидера, способного вести такой диалог с Русской православной церковью от имени всех мусульман России. Между тем проблема организационной упорядоченности в российской исламской общине могла быть давно решена в процессе религиозного (внуриисламского) диалога, поддержанного властями.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации // Российская газета 1993 – 25 декабряФедеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ 1997, № 39, ст. 4465Социальная доктрина российских мусульман // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/materials/promotion/promotion_10.htmlОсновы социальной концепции РПЦ // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/materials/promotion/promotion_9.htmlАлымов В. Лекции по исторической литургике в Высшей религиозно-философской школе. СПб., 1994-1995 гг.Аль-Джанаби М.М. К пониманию сущности феномена современного «политического ислама» Часть 3 // Пространство и Время. 2016. № 3-4 (25-26). С. 32Анохин А.Н. О богословском подходе к пониманию мусульманского права // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2011. Т. 2. № 24 (63). С. 8.Ас-Сухейми, Салих. Основы веры в свете Корана и сунны/ Салихас-Сухейми, Абд-ар-Раззакаль-Бадр, Ибрахимар-Рухейли / [пер. с араб. Э. Кулиева] / [под.ред. А. Н. Факихи, А. аль-Гамиди]. – М. : Издатель Эшаев, 2008. Батагова Л.Х. Ислам в контексте социально- политических процессов на Северном Кавказе // Вестник Владикавказского научного центра. 2013. Т. 13. № 3. С. 6-10.Белокреницкая В. Феномен исключительно быстрого роста мирового мусульманства вызывает особый интерес ученых. // [Электронный ресурс]: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/rosipopulБелоцерковский А. Достижения, проблемы и перспективы православно-мусульманского диалога // В сборнике: Научные труды Самарской Духовной семинарии Сборник статей. Самара, 2017. С. 59-66.Блохин В.С.История поместных церквей // [Электронный ресурс]: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej-blohin/Вагабов М.В. Объективные условия и субъективные факторы возникновения ислама // Исламоведение. 2009. № 2. С. 4-22.Вагабов М.В. Расколы в исламе: причины и социальные последствия // Исламоведение. 2010. № 4. С. 75-78.Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, изд-е 10ое, 2014. С. 428.Вольтер О.В. Православие и ислам в контексте государственности России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 5. С. 48-59.Воронина Т.Е. От экстремизма – к миру, а не к мифу о нем//Известия Иркутского госуниверситета, №2(11),ч.1.-2013.- С.132.Герейханов Г.П. О генезисе политической сферы «мира ислама» // Пространство и Время. 2012. № 2. С. 103Демин И.В. Сущность и содержание понятий «безопасность», «общественная безопасность» и «национальная безопасность» // Вестник Екатерининского института 2009. - № 1. С. 29Документальный фильм «Имам» (Египет) [Электронный ресурс] // Интернет-портал «РИСИ-ТВ». URL: http://risitv.ru/?q=taxonomy/term/15Белоцерковский А. Достижения, проблемы и перспективы православно-мусульманского диалога // В сборнике: Научные труды Самарской Духовной семинарии Сборник статей. Самара, 2017. С. 59-66.Документальный фильм «Имам» (Египет) [Электронный ресурс] // Интернет-портал «РИСИ-ТВ». URL: http://risitv.ru/?q=taxonomy/term/15Ермилов П.В. Происхождение теории о первенстве константинопольского патриарха // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. № 51 (1). С. 37.Зизиулас И. Лицо и маска // Беседа. № 9. 1990. С. 24.Зизиулас И. Общность и инаковость // Вестник РХД. № 172. Ибн Касир. Толкование Великого Корана (на арабском языке). – Хиван, 1983. Т. 1. - С. 464-468.Иоанн Павел II. Энциклика «Да будут все едины» (Utunumsint) // Православие и католичество. От конфронтации к диалогу. – М., 2005. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм – М., 2007. Коран // Пер. Османов М- Н.О. – М.: Диля, 2016Кураев А. Вызов экуменизма // [Электронный ресурс]: http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71831-vyzov-ekumenizma/#toc11Левинас Э. Гуманизм другого человека // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. — СПб., 1998..Максим (Козлов), прот. Об участии РПЦ в Экуменическом движении в разные годы // Максим (Козлов), прот. Православие и инославие. — М., 2010Максим (Козлов), прот. Об участии РПЦ в Экуменическом движении в разные годы // Максим (Козлов), прот. Православие и инославие. — М., 2010. Максимов Ю. Православие и ислам – М., 2008. Медведев А.В. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург, 1999. Межрелигиозный совет России // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/Мельник В.А.«Современный словарь по политологии. – Минск: Книжный Дом, 2004.С. 139Мень А. История религия. М.: Жизнь с богом, 2014. С. 196.Митр. Иоанн (Зизиулас). Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. — М., 2006. — С. 211.Митрополит Сергий (Страгородский). Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. // Православие и экуменизм... С. 106; ЖМП. 1931. № 4. - С.6-7Мтрп. Сурожский Антоний. Мужество молиться. // [Электронный ресурс]: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/molitva/muzhestvo.htm#1.Муслимов С.Ш. Какая вера нам нужна? // [Электронный ресурс]: http://razumru.ru/humanism/journal2/61_62/muslimov.htmОдному ли богу поклоняются христиане и мусульмане? // [Электронный ресурс]: http://www.pravoslavie.ru/638.htmlОтветное послание Святейшего правительствующего синода ко Вселенской епархии (25 февраля 1903 года). // Православие и ПравославнаяЦерковь и экуменическое движение. Решение Третьего Предсоборноговсеправославного совещания. Православие и эку-Равшанов М. Канонический текст произведения Корана // Общество, государство, право. 2012. № 1 (5). С. 2.Рзаев М.Г. К вопросу о проблеме личности в различных религиозных системах и философских учениях // Гилея: научный вестник. 2015. № 94. С. 207.СаимКылавуз А. Исламское вероучение / [Пер. с тур.] /А. СаимКылавуз. – М. : Благотвори- тельный фонд содействия духовному развитию личности «ИХЛАС», ООО «Издательская группа «САД», 2007. С. 7.Сердеров Р.М. Роль политического ислама на Северном Кавказе // Власть. 2014. № 3. С. 166Смысловой перевод Священного Корана на русский язык / пере- вод с арабского языка Э. Кулиева. – Медина, Б.г. 2016. С. 56.Сопова А. Х. Яннарас: приход — это умение делиться своим «я». // [Электронный ресурс]: http://www.kiev-orthodox. org/site/churchlife/2233/.Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество – Изд-е 5ое – М.: Проспект, 2009.Таранюк Ж.П. Современная география ислама в контексте геополитической роли религии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 12. С. 423Тафуня С.П. Православие и ислам – возможности диалога // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2014. № 1 (1). С. 18-23.Томос Константинопольского Собора 1180 года (о «Боге Мухаммеда») // [Электронный ресурс]: http://mission-center.com/islams/tomos.htmУколова В.И. Время и история на исходе империи: Аврелий Августин // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 17. С. 14-16Фарапонова М.А. Роль государства в российском православно-исламском диалоге // Общество: философия, история, культура. 2016. № 8. С. 45-48.Филоненко А. С. Богословие общения и евхаристическая антропология. // [Электронный ресурс]: http://www. bogoslov.ru/text/876935.htmlХантингтон С. Кто мы? М.: АСТ, - 2008. C. 204.Человек с точки зрения исламской доктрины / перевод с пер-сидского языка Н. Мирзоева. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. С. 93Число религиозных организаций в России на 1 января 2013 г. // [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02-11.htmЧотаева Ч. Ислам: религия, традиция или цивилизация // [Электронный ресурс]: http://www.ca-c.org/journal/2003/journal_rus/cac-06/07.chotru.shtmlШейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе / Шейх Юсуф Кардави / [Пер. М. Саляхетдинов]. – М. : Издательский дом «Умма». –2010. Шмеман А. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1983. Шмеман А. Исторический путь Православия. Париж - 1985.Экуменизм. Документы и мтериалы, 1902–1998. М. : Изд-во МФТИ, 1999.Яблоков И.Н. Религия и политика // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 218-220Яннарас Х. Избранное: Личность и эрос. — М., 2005Яннарас Х. Истина и единство Церкви. — М., 2006


1. Конституция Российской Федерации // Российская газета 1993 – 25 декабря
2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ 1997, № 39, ст. 4465
3. Социальная доктрина российских мусульман // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/materials/promotion/promotion_10.html
4. Основы социальной концепции РПЦ // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/materials/promotion/promotion_9.html
5. Алымов В. Лекции по исторической литургике в Высшей религиозно-философской школе. СПб., 1994-1995 гг.
6. Аль-Джанаби М.М. К пониманию сущности феномена современного «политического ислама» Часть 3 // Пространство и Время. 2016. № 3-4 (25-26). С. 32
7. Анохин А.Н. О богословском подходе к пониманию мусульманского права // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2011. Т. 2. № 24 (63). С. 8.
8. Ас-Сухейми, Салих. Основы веры в свете Корана и сунны/ Салих ас-Сухейми, Абд-ар-Раззак аль-Бадр, Ибрахим ар-Рухейли / [пер. с араб. Э. Кулиева] / [под.ред. А. Н. Факихи, А. аль-Гамиди]. – М. : Издатель Эшаев, 2008.
9. Батагова Л.Х. Ислам в контексте социально- политических процессов на Северном Кавказе // Вестник Владикавказского научного центра. 2013. Т. 13. № 3. С. 6-10.
10. Белокреницкая В. Феномен исключительно быстрого роста мирового мусульманства вызывает особый интерес ученых. // [Электронный ресурс]: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/rosipopul
11. Белоцерковский А. Достижения, проблемы и перспективы православно-мусульманского диалога // В сборнике: Научные труды Самарской Духовной семинарии Сборник статей. Самара, 2017. С. 59-66.
12. Блохин В.С.История поместных церквей // [Электронный ресурс]: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej-blohin/
13. Вагабов М.В. Объективные условия и субъективные факторы возникновения ислама // Исламоведение. 2009. № 2. С. 4-22.
14. Вагабов М.В. Расколы в исламе: причины и социальные последствия // Исламоведение. 2010. № 4. С. 75-78.
15. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, изд-е 10ое, 2014. С. 428.
16. Вольтер О.В. Православие и ислам в контексте государственности России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 5. С. 48-59.
17. Воронина Т.Е. От экстремизма – к миру, а не к мифу о нем//Известия Иркутского госуниверситета, №2(11),ч.1.-2013.- С.132.
18. Герейханов Г.П. О генезисе политической сферы «мира ислама» // Пространство и Время. 2012. № 2. С. 103
19. Демин И.В. Сущность и содержание понятий «безопасность», «общественная безопасность» и «национальная безопасность» // Вестник Екатерининского института 2009. - № 1. С. 29
20. Документальный фильм «Имам» (Египет) [Электронный ресурс] // Интернет-портал «РИСИ-ТВ». URL: http://risitv.ru/?q=taxonomy/term/15
Белоцерковский А. Достижения, проблемы и перспективы православно-мусульманского диалога // В сборнике: Научные труды Самарской Духовной семинарии Сборник статей. Самара, 2017. С. 59-66.
21. Документальный фильм «Имам» (Египет) [Электронный ресурс] // Интернет-портал «РИСИ-ТВ». URL: http://risitv.ru/?q=taxonomy/term/15
22. Ермилов П.В. Происхождение теории о первенстве константинопольского патриарха // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. № 51 (1). С. 37.
23. Зизиулас И. Лицо и маска // Беседа. № 9. 1990. С. 24.
24. Зизиулас И. Общность и инаковость // Вестник РХД. № 172.
25. Ибн Касир. Толкование Великого Корана (на арабском языке). – Хиван, 1983. Т. 1. - С. 464-468.
26. Иоанн Павел II. Энциклика «Да будут все едины» (Ut unum sint) // Православие и католичество. От конфронтации к диалогу. – М., 2005.
27. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм – М., 2007.
28. Коран // Пер. Османов М- Н.О. – М.: Диля, 2016
29. Кураев А. Вызов экуменизма // [Электронный ресурс]: http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71831-vyzov-ekumenizma/#toc11
30. Левинас Э. Гуманизм другого человека // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. — СПб., 1998..
31. Максим (Козлов), прот. Об участии РПЦ в Экуменическом движении в разные годы // Максим (Козлов), прот. Православие и инославие. — М., 2010
32. Максим (Козлов), прот. Об участии РПЦ в Экуменическом движении в разные годы // Максим (Козлов), прот. Православие и инославие. — М., 2010.
33. Максимов Ю. Православие и ислам – М., 2008.
34. Медведев А.В. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург, 1999.
35. Межрелигиозный совет России // [Электронный ресурс]: http://interreligious.ru/
36. Мельник В.А.«Современный словарь по политологии. – Минск: Книжный Дом, 2004.С. 139
37. Мень А. История религия. М.: Жизнь с богом, 2014. С. 196.
38. Митр. Иоанн (Зизиулас). Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. — М., 2006. — С. 211.
39. Митрополит Сергий (Страгородский). Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. // Православие и экуменизм... С. 106; ЖМП. 1931. № 4. - С.6-7
40. Мтрп. Сурожский Антоний. Мужество молиться. // [Электронный ресурс]: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/ molitva/muzhestvo.htm#1.
41. Муслимов С.Ш. Какая вера нам нужна? // [Электронный ресурс]: http://razumru.ru/humanism/journal2/61_62/muslimov.htm
42. Одному ли богу поклоняются христиане и мусульмане? // [Электронный ресурс]: http://www.pravoslavie.ru/638.html
43. Ответное послание Святейшего правительствующего синода ко Вселенской епархии (25 февраля 1903 года). // Православие и
44. Православная Церковь и экуменическое движение. Решение Третьего Предсоборного всеправославного совещания. Православие и эку-
45. Равшанов М. Канонический текст произведения Корана // Общество, государство, право. 2012. № 1 (5). С. 2.
46. Рзаев М.Г. К вопросу о проблеме личности в различных религиозных системах и философских учениях // Гилея: научный вестник. 2015. № 94. С. 207.
47. Саим Кылавуз А. Исламское вероучение / [Пер. с тур.] /А. Саим Кылавуз. – М. : Благотвори- тельный фонд содействия духовному развитию личности «ИХЛАС», ООО «Издательская группа «САД», 2007. С. 7.
48. Сердеров Р.М. Роль политического ислама на Северном Кавказе // Власть. 2014. № 3. С. 166
49. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык / пере- вод с арабского языка Э. Кулиева. – Медина, Б.г. 2016. С. 56.
50. Сопова А. Х. Яннарас: приход — это умение делиться своим «я». // [Электронный ресурс]: http://www.kiev-orthodox. org/site/churchlife/2233/.
51. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество – Изд-е 5ое – М.: Проспект, 2009.
52. Таранюк Ж.П. Современная география ислама в контексте геополитической роли религии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 12. С. 423
53. Тафуня С.П. Православие и ислам – возможности диалога // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2014. № 1 (1). С. 18-23.
54. Томос Константинопольского Собора 1180 года (о «Боге Мухаммеда») // [Электронный ресурс]: http://mission-center.com/islams/tomos.htm
55. Уколова В.И. Время и история на исходе империи: Аврелий Августин // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 17. С. 14-16
56. Фарапонова М.А. Роль государства в российском православно-исламском диалоге // Общество: философия, история, культура. 2016. № 8. С. 45-48.
57. Филоненко А. С. Богословие общения и евхаристическая антропология. // [Электронный ресурс]: http://www. bogoslov.ru/text/876935.html
58. Хантингтон С. Кто мы? М.: АСТ, - 2008. C. 204.
59. Человек с точки зрения исламской доктрины / перевод с пер- сидского языка Н. Мирзоева. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. С. 93
60. Число религиозных организаций в России на 1 января 2013 г. // [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/02-11.htm
61. Чотаева Ч. Ислам: религия, традиция или цивилизация // [Электронный ресурс]: http://www.ca-c.org/journal/2003/journal_rus/cac-06/07.chotru.shtml
62. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе / Шейх Юсуф Кардави / [Пер. М. Саляхетдинов]. – М. : Издательский дом «Умма». –2010.
63. Шмеман А. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1983.
64. Шмеман А. Исторический путь Православия. Париж - 1985.
65. Экуменизм. Документы и мтериалы, 1902–1998. М. : Изд-во МФТИ, 1999.
66. Яблоков И.Н. Религия и политика // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 218-220
67. Яннарас Х. Избранное: Личность и эрос. — М., 2005
68. Яннарас Х. Истина и единство Церкви. — М., 2006

Вопрос-ответ:

Какая актуальность и значимость православно-исламского диалога для современной России?

Православно-исламский диалог имеет огромную актуальность и значимость для современной России. Он способствует установлению взаимопонимания и толерантности между различными религиозными и культурными группами, а также созданию основы для сотрудничества и мирного сосуществования. В условиях многоконфессиональности и мультикультурализма, православно-исламский диалог способствует формированию гражданского общества, основанного на принципах взаимного уважения и доверия.

Какие проблемы возникают в православно-исламском диалоге, согласно современным авторам?

Согласно современным авторам, в православно-исламском диалоге возникает несколько проблем. Во-первых, это различия в вероучении и мировоззрении, которые могут приводить к межрелигиозным конфликтам и непониманию. Во-вторых, это социокультурные различия, которые могут вызывать негативные стереотипы и предрассудки. В-третьих, это отсутствие институциональных механизмов поддержки и развития диалога между православными и мусульманами.

Какие исследователи проанализировали проблемы православно-исламского диалога?

Проблемы православно-исламского диалога были проанализированы такими исследователями, как Дмитрий Поспелов, Светлана Толстая, Алексей Малашенко, Анна Филатова и другие. В своих работах они обращают внимание на взаимодействие между православием и исламом в современной России, анализируют проблемы и перспективы диалога, а также предлагают свои рекомендации по развитию этой сферы.

Какую актуальность и значимость имеет православно-исламский диалог в современной России?

Православно-исламский диалог имеет большую актуальность и значимость в современной России. В стране проживает значительное количество верующих мусульман, а ислам является второй по численности религией после православия. В такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, важно развивать взаимопонимание и диалог между православными христианами и мусульманами для укрепления мира, толерантности и сотрудничества. Кроме того, православно-исламский диалог также имеет важное значение в контексте глобального религиозного и культурного взаимодействия, ведь и Россия, и Исламский мир являются ключевыми участниками международной политики.

Какие проблемы возникают в православно-исламском диалоге в современной России, по мнению современных авторов?

Современные авторы выделяют несколько проблем, возникающих в православно-исламском диалоге в современной России. Одной из главных проблем является недостаточное знание каждой из религий друг другом. Многие верующие православные и мусульмане не имеют достаточной информации о вероучении, обрядах и традициях другой религии, что может приводить к недоразумениям и непониманию. Кроме того, возникают сложности в организации встреч и разговоров между представителями этих религий, особенно в условиях различных культурных, языковых и политических факторов. Также немаловажным является вопрос преодоления стереотипов и предрассудков, которые могут препятствовать развитию доверия и понимания между православными христианами и мусульманами.

Что такое православно-исламский диалог?

Православно-исламский диалог - это процесс взаимодействия и взаимопонимания между православным христианством и исламом. Это поиск общности в ценностях, взаимное уважение и диалог культур.

Какова актуальность и значимость православно-исламского диалога?

Православно-исламский диалог имеет большую актуальность и значимость в современном мире, где встречаются и соприкасаются различные религии и культуры. Он способствует межрелигиозному пониманию, снижению конфликтов и построению мира на основе общих ценностей.

Какие проблемы возникают в православно-исламском диалоге?

В православно-исламском диалоге возникают ряд проблем, включая различия в вероучении и религиозных практиках, исторические конфликты и разногласия, недостаток информации и неверное восприятие друг друга. Также важно учитывать политические и социальные факторы, которые могут влиять на диалог.

Какова идеологическая и институциональная основа православно-исламского диалога?

Идеологическая основа православно-исламского диалога заключается в поиске общности в ценностях и преодолении различий через уважение и понимание. Институционально диалог поддерживается различными организациями и общественными структурами, такими как православные исламские советы, центры межрелигиозного диалога и т. д.

Какие перспективы развития православно-исламского диалога?

Перспективы развития православно-исламского диалога связаны с расширением областей сотрудничества и взаимодействия, а также внесением позитивного вклада в разрешение межрелигиозных конфликтов. Также важно развивать образовательные программы и мероприятия, способствующие повышению осведомленности о другой религии и снижению предрассудков.

Какие проблемы возникают в православно-исламском диалоге?

Проблемы в православно-исламском диалоге могут быть различными и связаны, в основном, с различиями в вероучении, культуре и истории двух религий. Некоторые из этих проблем включают в себя различия в понимании Бога, места Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, различные толкования священных текстов, различные обряды и обычаи, а также исторические споры и конфликты. Взаимное непонимание и стереотипы могут также являться проблемами, усложняющими диалог.