специфика конфликта и образа главного героя в трагедии пушкина

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 1111 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 13.07.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

е. опустил себя до уровня царя-убийцы, каким был нелюбимый народом Годунов). Кроме того, Алексеев анализирует точку зрения, по которой ремарка появилась исключительно под цензурным давлением, что она противоречит авторской концепии пьесы, однако Алексеев отвергает эту теорию, показывая, что ремарка «народ безмолвствует» всё-таки отражает авторскую концепцию, которую, в частности, возмодит не только к Карамзину и вообще русской истории, а также русской современности (преддекабристские события), но и к сравнительно недавней истории Французской революции, документы по которой изучал Пушкин, и в этих документах была фраза: «Молчание народа — укор королям». На это фразу в том числе ссылается Алексеев, показывая, что ремарка вполне входит в концепцию пьесы, а не была добавлена по цензурным соображениям.В монографии «Творческий путь Пушкина» Д. Благой не даёт подробного анализа пьесы, однако говорит о некоторых аспектах её содержания. Автор работы называет пьесу «исторической трагедией «Борис Годунов», воссоздающей эпоху «многих мятежей».Задачу Пушкина Благой характеризует как стремление воссоздать минувшие века, но вместе с тем и «раскрыть социально-исторические причины совершавшихся событий, поступков действующих лиц, формирования их характеров и тем самым познать сложные законы исторического развития». Благой противопоставляет Пушкина не только тем писателям и драматургам, которые использовали исторический материал исключительно для того, чтобы опосредованно, через него, рассуждать о современности, но и романтикам, которые полностью погружались в историческое прошлое, ради того чтобы иметь возможность «сбежать» от настоящего. Для Пушкина же конфликт народа и власти, а также внутренний конфликт Годунова — важные вопросы, которые заслуживают внимания сами по себе, а не только из-за определённой близости их современным Пушкину событиям. В монографии Н.В. Захаров, Вал. Лукова и Вл. Лукова «Драматургия А.С. Пушкина: проблема сценичности» в центре внимания исследвотелей — вопрос о том, насколько подходят пьесы Пушкина для постановки их на сцене. Анализу подвергается не только «Борис Годунов», но также и «Маленькие трагедии» и различные драматические фрагменты.Авторы приводят значительное число различных трактовок как сути конфликта пьесы, так и героя пьесы.На первый план, по мнению авторов, выходит проблема власти и ее отношения к народу.Основной, в итоге, представляется трактовка пьесы как архетипической истории «конфликта между высоким предназначением человека и реальной жизненной практикой». Эту характеристику можно отнести практически ко всем представителям власти в трагедии, так как сам Борис говорит о своём желании помочь народу, но, в итоге, от его действий народ его больше любить не начинает, напротив, народная ненависть только растёт. С другой стороны, появление Димитрия Самозванца представляет собой такое же расхождение между идеалом и реальностью.В статье Бочкарева «Трагедия Л.С. Пушкина «Борис Годунов» и отечественная литературная традиция» особое внимание обращается на образ Пимена. Уже Белинский выделял этого персонажа, говоря о высокой эстетической и идейной ценности этого образа, однако Бочаров подчёркивает особую важность Пимена для завязки конфликта трагедии: «Рассказ Пимена о смерти царевича не только служит «первотолчком» к развитию сюжета трагедии, но и содержит в предваряющем его горестном, оценочно-эмоциональном восклицании летописца ее основную мысль: О страшное, невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. (VII, 21)»По мнению Бочарёва, «создание Пушкиным образа Пимена явилось величайшей победой его творческого гения, способного, проникая в глубь вещей, находить в знакомом новое, невиданное».Бочкарёв не называет, конечно, Пимена главным героем пьесы, но подчёркивает его чрезвычайную важность для сюжета и конфликта, что отличает его точку зрения от точки зрения Белинского, для которого Пимен — образ, безусловно, удачный, однако он удачен сам по себе, без привязки к пьесе в целом.Говоря об остальных героях, Бочкарёв также подчёркивает важность образа народа для пьесы, подчёркивая, что народное мнение занимает важное место в идейной концепции пьесы. В образе Самозванца Бочкарёв указывает на противоречие, которое отмечено также и Фомичёвым: «Сложнее дело обстоит с Самозванцем, в характере которого отмечена его воинственность, гармонирующая с некоторыми другими чертами ловкого авантюриста». Воинственность обычно не сочетается с авантюризмом, однако именно таковы харктеристики самозванца, по мнению Бочарова.Основным конфликтом пьесы Бочкарёв называет конфликт, связанный с темой совести, которая реализуется не только в образе самого Годунова, но также в образах Самозванца и Шуйского.Противоречивость оценок пьесы «Борис Годунов», а также противоречивость выводов относительно того, кто является главным действующим лицом пьесы и каков её конфликт, определяется сложностью организации сюжета и образной системы «Бориса Годунова», а также очевидным новаторством Пушкина в драматургии.

-

Содержание

  • Введение
  • Основная часть
  • Драматический характер конфликта и своеобразие "Маскарада"
  • Финал драмы
  • Вывод
  • библиография
  • Введение

    "Маскарад" (1835-1836 годы) - один из самых больших драм Лермонтова. Вершина его драматургии. Это единственная драма, которую он мечтал увидеть на сцене театра.

    Художественное содержание драмы многослойно: сочетание разных планов, бытовой техники, в частности-социальной и философской. Кроме того, в драме участвуют несколько тем, которые объединены Петербурга 30-х годов XIX века, Лицемерие, эгоизм, ложь, к которой склонны люди светского общества того времени. Увлечение различными видами деятельности , которые он делает в терапевтическую только раздор и шутовство - такие как карточные игры, балы, маскарады. Но самая важная тема для этой игры - это проблема личности. Поиск себя, своего духовного освобождения из-под пределах общества, свобода мысли и чувства.

    "Маскарад" - романтическая драма, в основе конфликтов трагических судеб героев. Жизнь людей превращается в яркий, но без пустой маскарад. Общество разучилось жить "без маски", только в масках, они могут представить себя миру так, как они.

    Переплетение социального и психологического конфликта пьесы, позволяет увидеть изображение художественного со всех сторон.

    Тема "маскарада" в обществе, все еще имеет место быть, лицемерие и эгоизм никогда не исчезнет с подмостков человеческих пороков. Пройдя их основная идея в "маскараде" Лермонтова, таким образом, выразил свою позицию против поддельных общества, всепоглощающей ненависти и жестокости людей. Но, со временем, общество имеет свойство развиваться, и, следовательно, развиваться и его пороки.

    Выбрав эту тему, я считаю, что необходимо определить подходы к ней: то, что часть драмы я хочу затронуть и раскрыть, и как я буду это делать. А также мотивировать свой выбор. Начну с мотивации: я считаю, как я уже писал выше, что эта тема остается актуальной и в наши дни, и будет актуальна на долгие годы; тема социального конфликта, который будет существовать до тех пор, пока, соответственно, не существует общества; эта тема психологического конфликта, она будет существовать до тех пор, пока будет существовать человек, как личность, как человека.

    Что касается меня интерес именно в этой теме, и почему, например, я не выбрала конфликт личности и общества, в том же Гоголевском Акакии Акакиевиче ("шинель". Г-Н. В. Гоголя), или в любые другие литературные произведения, содержащие эти проблемы, то я могу объяснить это тем, что это наиболее близко ко мне, поэт, драматург и прозаик золотого века - Лермонтов. М. Ю. Ближе по духу, мироощущению, представлению о жизни.