Классификация потребностей человека в психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Туристический бизнес
  • 2020 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 13.07.2017
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Актуальность 2
Цели и задачи 2
Методы 2
Глава I подходы к определению понятия потребность 3
Глава II классификация потребностей 7
Глава III практическое использование учения о потребностях при организации туристического бизнеса 16
Заключение 19
Список литературы 20



Фрагмент для ознакомления

Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорождённый — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек число потребностей возрастает слева направо. Ф. Н. Ильясов, применяет этологический подход к классификации потребностей и выделяет шесть основных видов поведения (потребности), описывающих жизнедеятельность высших животных и человека: пищевое, половое (сексуально-репродуктивное), статусное (коллективное, социальное), территориальное, комфортное, ювенильное (игровое). Этологический подход дает наиболее «низкий» уровень описания поотребностей. В рамках этого подхода допустимо полагать, шесть перечисленных выше потребностей способны исчерпываюе описывать функционирование человека как биологической системы.В рамках этологического подхода проблема иерархии потребностей решена выделением типологии индивидов на основании личной иерархии доминирующих потребностей. Из опыта мы хорошо знаем, что и среди животных и среди людей доминировующие потребности различаются. Это даже используют при дрессировке: для одних животных ( их большинство) в качестве положительного подкрепления нужна еда, другим нужна игра, и т д. Так и среди людей есть личности в поведение которых подчинено в первую очередь удовлетворению половых потребностей, для других важнее всего удовлетворять потребности в статусе и т д. . В свете вышесказанного нельзя исключить, что возможно достаточно полно описать поведение человека через две-три его доминирующие потрености. Глава IIIпрактическое использование учения о потребностях при организации туристического бизнесаДж Уокер считает, что человека побуждают отправиться в путешествие целый комплекс потребностей, перекрывающих все модельные потребности А Маслоу: психологические, потребности в самосохранении, потребности в любви, потребности в признании и потребности в самоактуализяции. В А Квар Тальново также считает, что побуждают человека отправиться в путешествие сразу несколько потребностей, но он группирует их по несколько иным основаниям, чем Дж. Р. Уокер, по характеристикам их природной основы. Квар Тальново, выделяет физические; биогенные; социальные; нейрофизические; психофизические; и духовные потребности.При разработке проектов туристско-экскурсионных услуг, модели туристического бизнеса, следует исходить от потребностей потенциального клиента. Разумеется, для ээтого надо иметь потрет типичного клиента, на которого соориентирован бизнес. Такой портрет призван помочь выявить доминирующие потребности и соориентировать услуги на оптимальное их удовлетворение. Люди с разным уровнем потребностей демонстрируют разное туристическое поведение. Более того, один и тот же человек в разные периоды жизни будет вести себя по-разному в зависимости от того, какие потребности для него наиболее актуальны в настоящий момент (только возникли, прогрессируют). Близких взглядов придерживается и Т. С Пархоменко, который отмечает условности классификации потребностей, побуждающих людей к путешествиям. Он предлагает использовать седующую классификацию потребностей: витальные они же материальные или физиологические (потребности тела); социальные потребности - потребности, сформированные в результате общение с другими, через жизнь в определенном социуме, социальной среде;; потребности в самоутверждении, самореализации, признании со стороны других и т.д.; духовные потребности - потребности в познании (интеллектуальная), нравственная потребность, эстетическая, потребность в трансцендентном обосновании своего существования.Туристические потребности связаны с сущностными признаками туриста как личности, зависят от того, предпринято путешествие ради удовольствия или из заинтересованности. Важно что заинтересованность выделяется как самостоятельный мотив совершения путешествия. На первый взгляд заинтересованность является проявлением интеллектуальной потребности, то есть является одной из разновидностей духовной потребности. Но заинтересованность является также и проявлением потребности в расширении жизненного пространства своего бытия. С такой точки зрения туризм можно считать антропоморфизованою формой удовлетворения потребности социального существа восвоении нового пространства. Возможно даже что потребность в расширении пространства бытия - базисная причина возникновения у индивида туристской активности. Кроме того, заинтересованность это одна из форм удовлетвориения потребности в информации, а последняя уже относится раядом иссследователей к физиолого-психологическим потребностям, поскольку в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.Туризм выступает как средство удовлетворения и многих других телесных потребностей: Потребности в восстановления физического состояния, оздоровлении. Люди, у которых доминирует эта потребность выбирают рекреационно-реабилитационный туризм, поскольку именно он способен оптимально ее удовлетворить.Половая потребность Сегодня так называетмый секс-туризм получает все более широкое распространение, хотя. Как правило, маскируется под другие виды туризма. Иногда считается, что к числу телезных потребностей, которые удовлетворяются с помощью определенных видов туризма, относятся пищевый потребности, которым соответствует гастрономический туризм. Однако против этого тезиса можно возразить, что гастрономический туризм не призван удовлетворять потребность в питательных веществах, которая собственно и является базисной пищевой потребностью. Скорее гастрономический туризм призван удовлетворять потребности в информации, эмоциональные и эстетические потребности. Иначе через туризм реализуются социальные потребности человека. К ним относится потребность в социальном самоутверждении и потребность в признании со стороны других. Эта потребность может реализовываться по-разному и через экстремальный туризм ( он обслуживает также ряд других потребностей) и через выбор туров и мест, характеризующих высокий социальный статус. Через групповой туризм реализуется потребность в общении с другими людьми, в межличностной коммуникации. Существуют виды туризма, направленные на удовлетворение духовных потребностей, не связанных непосредственно с физическим существованием. Эти виды туризма связаны с рефлексией человека на окружающее бытие, с поисками основ и смысла жизни. Эти потребности удовлетворяют паломнический, культурно-исторический, духовный туризм. Духовный туризм (не общепризнанное понятие) подразумевает совершение путешествия, для определенных этических, религиозных и философских практик. Культурно-исторический туризм побуждается потребностью личного тактильного и зрительного, а иногда и ментального контакта с объектами культурного наследия. Потребность в таком виде путешествий возникаетвследствие достижения индивидом определенного образовательного и культурного уровня, но также побудительным мотивом является стремление к освоению нового. Для этого вида туризма особенно важна и эстетсическая составляющая. Главной составляющейностальгического туризма является эмоционально-чувственный состояние, вызываемое воспоминаниями от посещения мест, связанных систорией жизни конкретного, значимого для индивида, человека. В целом посредством туристской активности человек способен удовлетворять весьма разнообразный спектр потребностей. Такие виды туризма как деловой, научный, военный, спортивный, шоп-туризм и другие виды туризма направлены на удовлетворение разных, порой экзотических потребностей. Однако потребности, стоящие за этими видами туризма, удовлетворяются косвенно, через другие виды деятельности, которые и являются побуительной причиной того или иного путешествия. ЗаключениеКлассификация потребностей сложна, неоднозначна. Сложности в классификации потребностей связаны с неопределенностью самого понятия потребность. Чаще всего потребность тавтологически определяют как нужду в чем-либо, однако такое определение ряд исследователей признает неудовлетворительным и дополняет. Наиболее практичным представляется подход, основанный на идеях Д.А. Леонтьева, выделяющий ряд общих признаков, через которые можно определить «потребность •характеристика субъекта (системы), •так или иначе относящаяся к его поведению, •при этом детерминирующая его поведение, •задающая данному субъекту качественную определённость.Потребность связана с желанием через процесс опредмечивания потребности – нахождения предмета, объекта, способного ее удовлетворить. Важно, что наша психика устроена таким образом, что она ищет не оптимальный удовлетворяющий потребность предмет, а первый встреченный, обладающий минимально необходимыми качествами и в дальнейшем фокусируется именно на этом предмете. Потребности развиваются в человеке в течение его жизни. Процесс воспитания, очень обобщенно сводится к обучению человека распознавать свои потребности и управлять ими (удовлетворять их социально приемлимым способом). Неудовлетворенная, угнетенная потребность приводит к состоянию депривации, агрессии. Если агрессия направлена внутрь, то к развтитю соматических заболеваний. В основе наиболее распространенных классификаций потребности лежат подразделения по форме проявления, по направленности, по степени взаимосвязанности с физиологической или с духовной составляющей человеческой личности ( с первой или со второй сигнальными системами). Самой популярной классификацией потребностей является так называемая иерархия потребностей Маслоу (пирамида Маслоу). При орагнизации туристического бизнеса важно иметь портрет типичного клиента, понимать его потребности и выбирать тот набор услуг, который будет покрывать эти потребности оптимальным образом. Список литературыБеляев И. А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 1 (95), январь. — С. 9-13.Ильясов Ф. Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен / Ильясов Ф. Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). — М.: Институт социологии РАН, 1993.Леонтьев Д. А.Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному// Вопросы психологии, 2011, №1.— С. 3-27.Дж.Р.Уокер. Введение в гостеприимство, 2008, 736с. Фромм Э, Иметь или быть

Список литературы

Беляев И. А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 1 (95), январь. — С. 9-13.
Ильясов Ф. Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен / Ильясов Ф. Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). — М.: Институт социологии РАН, 1993.
Леонтьев Д. А.Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному// Вопросы психологии, 2011, № 1.— С. 3-27.
Дж.Р.Уокер. Введение в гостеприимство, 2008, 736с.
Фромм Э, Иметь или быть

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются для определения понятия потребность?

Для определения понятия потребность используются различные подходы, включая биологический, психологический и социальный подходы. Биологический подход связан с основными физиологическими потребностями человека, такими как потребность в пище, сне, воздухе и т.д. Психологический подход к пониманию потребностей человека связан с различными психологическими состояниями, как физиологическими, так и психическими. Социальный подход к пониманию потребностей человека учитывает влияние социальной среды на формирование и удовлетворение потребностей.

Какие методы используются для изучения потребностей человека?

Для изучения потребностей человека используются различные методы, такие как наблюдение, интервью, анкетирование, эксперимент и анализ документов. Наблюдение позволяет изучать поведение человека и выявлять его потребности на основе наблюдаемых действий. Интервью позволяет получить информацию о потребностях человека непосредственно от него самого. Анкетирование позволяет собрать информацию о потребностях большого числа людей, проведя опрос по заданному набору вопросов. Эксперимент позволяет установить причинно-следственные связи между определенными условиями и потребностями человека. Анализ документов позволяет изучать записи и документы, которые могут содержать информацию о потребностях человека.

Какие основные классификации потребностей существуют?

Существует несколько основных классификаций потребностей, включая классификацию по уровням иерархии потребностей, классификацию по содержанию потребностей и классификацию по временной динамике потребностей. Классификация по уровням иерархии потребностей основана на теории Абрахама Маслоу, и предполагает, что человек имеет несколько уровней потребностей, от основных физиологических потребностей до самореализации. Классификация по содержанию потребностей основана на том, что потребности могут быть материальными или духовными, индивидуальными или социальными. Классификация по временной динамике потребностей предполагает разделение потребностей на текущие и перспективные, на существующие и потенциальные.

Какая актуальность имеет классификация потребностей человека в психологии?

Актуальность классификации потребностей человека в психологии заключается в том, что она помогает понять и объяснить мотивы и действия человека. Классификация позволяет систематизировать и организовать знания о потребностях, что в свою очередь может быть полезно в различных областях, включая психологию, социологию, маркетинг и управление.

Какие цели и задачи ставятся перед исследованиями по классификации потребностей человека в психологии?

Цели и задачи исследований по классификации потребностей в психологии могут быть различными, но обычно они связаны с тем, чтобы выявить основные типы потребностей, разработать систему их классификации и создать теоретическую основу для понимания мотивации и поведения человека. Исследования также могут иметь практическую направленность, например, в целях разработки методик по удовлетворению потребностей в различных сферах жизни.

Какие методы используются в исследованиях по классификации потребностей человека в психологии?

Для исследований по классификации потребностей человека в психологии используются различные методы, включая анализ литературы и источников, проведение опросов и интервью, наблюдение за поведением людей, анализ статистических данных, эксперименты и другие психологические методы. Комбинация этих методов позволяет получить более полное представление о потребностях и их классификации.

Какие подходы существуют к определению понятия "потребность"?

Существует несколько подходов к определению понятия "потребность". Один из них связан с биологическими функциями организма и понимает потребности как внутренние дефициты, которые нужно удовлетворять для поддержания жизнедеятельности. Другой подход смотрит на потребности в контексте социальной среды и рассматривает их как результат социального взаимодействия и культурных норм. Третий подход уделяет внимание психологическим аспектам потребностей и рассматривает их в контексте индивидуальных мотивов и желаний.

Какая актуальность у классификации потребностей в психологии?

Классификация потребностей имеет большую актуальность в психологии, так как позволяет лучше понять мотивацию и поведение человека. Она помогает разобраться в различных типах потребностей, их природе и источниках, что важно для понимания личности и ее развития. Классификация потребностей также находит практическое применение при организации бизнеса и рекламных кампаний.

Какие цели и задачи ставятся перед классификацией потребностей?

Основной целью классификации потребностей является систематизация и структуризация их многообразия. Задачи включают определение различных типов потребностей, выявление их источников и выражения, анализ связей между ними и развитие методов исследования данной области. Классификация помогает более глубоко изучить потребности человека и их взаимосвязь с его поведением и развитием.

Какие методы используются при классификации потребностей?

При классификации потребностей применяются различные методы и подходы. Один из них - иерархический подход, который предполагает разделение потребностей на более общие и более конкретные категории. Также используются методы сравнительного анализа, факторного анализа, экспертных оценок и многие другие. Комбинирование этих методов позволяет создать систематическую и полную классификацию потребностей человека.

Какие практические применения имеет учение о потребностях при организации туристического бизнеса?

Учение о потребностях находит практическое применение в организации туристического бизнеса. Изучение потребностей позволяет более точно определить целевую аудиторию и ее предпочтения, разработать рекламные и маркетинговые стратегии, создать продукты и услуги, отвечающие потребностям потенциальных туристов. Анализ потребностей также помогает улучшить качество обслуживания клиентов и повысить их удовлетворенность от поездок и услуг туристической компании.